СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета Физика. 7 - 9 классы

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета Физика. 7 - 9 классы»

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Отдел образования Кантемировского муниципального района

МКОУ Зайцевская СОШ


Рассмотрено

на заседании ШМО учителей

естественнонаучного цикла Протокол №1

от "29"августа2022 г

Руководитель ШМО Голубченко Л.А.

Согласовано

Заместитель директора

школы по УВР

Павленко Г.Г.

Протокол №1

от "29"августа2022 г


Утверждаю

Приказ №59/1 от "30 августа"2022г



Директор школы Гринева К.А.





Рабочая программа

Учебного предмета

«Физика»

7-9 классы


Сроки реализации программы – 3 года


Разработана

учителем физики

Голубченко Ю.Я.













2022 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике в 7-9 классах разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании нормативных документов:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования № 1897 от 17.12.2010 г.

  3. Приказа Министерства образования и науки РФ ОТ 20.05.2020 № 254 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования».

  4. Авторской программы Физика. 7—9 классы: Рабочая программа к линии УМК И. М. Перышкина, Е. М. Гутник,

А. И. Иванова / Е. М. Гутник, М. А. Петрова, О. А. Черникова. — Москва : Просвещение, 2021

  1. Приказа Минобрнауки от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников рекомендуемых к использованию при реализации имеющих аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего образования»

  1. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебного предмета, рассмотренного педсоветом. Протокол № 1от 29.08.2022, утверждённый приказом по школе от 30.08.2022 № 1

  2. Учебного плана МКОУ Зайцевская СОШ на 2022-2023 учебный год

Количество часов по учебному плану на реализацию программы в полном объёме:

70 часов в 7 классе; 70 часов в 8 классе; 68 часа в 9 классе



Цели изучения физики в основной школе:

  • формирование интереса и стремления обучающихся к научному изучению природы, развитие их интеллектуальных и творческих способностей;

  • развитие представлений о научном методе познания и формирование исследовательского отношения к окружающим явлениям;

  • формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

  • формирование умений объяснять явления с использованием физических знаний и научных доказательств;

  • формирование представлений о роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;

  • развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанной с физикой, подготовка к дальнейшему обучению в этом направлении.

Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:

  • приобретение знаний о дискретном строении вещества, о механических, тепловых, электрических, магнитных и квантовых явлениях;

  • описание и объяснение физических явлений с использованием полученных знаний;

  • освоение методов решения простейших расчётных задач с использованием физических моделей, творческих и практико-ориентированных задач;

  • развитие умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов;

  • освоение приёмов работы с информацией физического содержания, включая информацию о современных достижениях физики; анализ и критическое оценивание информации;

  • знакомство со сферами профессиональной деятельности, связанными с физикой, и современными технологиями, основанными на достижениях физической науки.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физика» на уровне общего образования

Личностные результаты

Патриотическое воспитание:

проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической культуре

  • ценностное отношение к достижениям российских учёных-физиков.

Гражданское и духовно-нравственное воспитание:

  • готовность к активному участию в обсуждении общественнозначимых и этических проблем, связанных с практическим применением достижений физики;

  • осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного. Эстетическое воспитание:

  • восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности.

Ценности научного познания:

  • осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;

  • развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности.

Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым оборудованием в домашних условиях;

  • сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права у другого человека. Трудовое воспитание:

  • активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, требующих в том числе и физических знаний;

  • интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой.



Экологическое воспитание

  • ориентация на применение физических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

  • осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения.

Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

  • потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов физической направленности, открытость опыту и знаниям других;

  • повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;

  • потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях;

  • осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;

  • планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;

  • стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики, в том числе с использованием физических знаний;

  • оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных глобальных последствий.

Метапредметные результаты

Универсальные познавательные действия


Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

  • устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения;

  • выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к физическим явлениям;

  • выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин;

  • самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи (сравнение нескольких вариантов решения, выбор наиболее подходящего с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

  • проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный физический эксперимент, небольшое исследование физического явления;

  • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования или эксперимента;

  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;

  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также выдвигать предположения об их

развитии в новых условиях и контекстах.


Работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных с учётом предложенной учебной физической задачи;

  • анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.

Универсальные коммуникативные действия

Общение:

  • в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и проектов задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

  • выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; публично представлять результаты выполненного физического опыта (эксперимента, исследования, проекта).


Совместная деятельность (сотрудничество):

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной физической проблемы;

принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её достижению: распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной работы; обобщать мнения нескольких людей;

  • выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;

  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.

Универсальные регулятивные действия Самоорганизация:

  • выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих для решения физических знаний;

  • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

  • самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана исследования с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

  • делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль (рефлексия):

  • давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;

  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;

  • вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения физического исследования или проекта) на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

  • оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект:

  • ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии на научную тему, понимать мотивы, намерения и логику другого. Принятие себя и других:

  • признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в утверждениях на научные темы и такое же право другого.



Планируемые результаты изучения курса физики 7-9 классов



Выпускник научится:

  • соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

  • понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;

  • распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

  • ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы;

  • понимать роль эксперимента в получении научной информации;

  • проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон; при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений;

  • проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

  • проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;

  • анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;

  • понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;

  • использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные

материалы, ресурсы Интернет.



Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни; использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;

  • самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;

  • воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников

информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);

  • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

  • различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;  решать задачи, используя физические законы и формулы, связывающие физические величины, на основе анализа условия задачи, записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов и ограниченность использования частных законов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся

знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Тепловые явления Выпускник научится:

  • распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи, агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;

  • описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины; анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;

  • различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

  • решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов и ограниченность использования частных законов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся

знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Электрические и магнитные явления

Выпускник научится:

  • распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений;

  • составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей;

  • использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе;

описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света;

анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

  • приводить примеры практического использования физических знаний об электромагнитных явлениях;

  • решать задачи, используя физические законы и формулы, связывающие физические величины; на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов и ограниченность использования частных законов;

  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Квантовые явления



Выпускник научится:

  • распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;

  • описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

  • различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;

  • приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и

термоядерных реакций, спектрального анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;

  • приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования;

  • понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения

этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.





Элементы астрономии. Выпускник научится

  • указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;

  • понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;

Выпускник получит возможность научиться:

  • указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;

  • различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;

  • различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.


Содержание учебного курса физики 7-9 классы

Физика и ее роль в познании окружающего мира (4 часа)

Физика — наука о природе. Физические тела и явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физические законы и закономерности. Физика и техника. Научный метод познания. Роль физики в формировании естественно-научной грамотности.

Механические явления (104 часов)

Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Система отсчета. Физические величины, необходимые для описания движения, и взаимосвязь между ними (путь, перемещение, скорость, ускорение, время движения). Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Равномерное движение по окружности. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Инерциальная система отсчета. Законы Ньютона. Свободное падение тел. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике. Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

Простые механизмы. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент силы. Центр тяжести тела. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе. Подвижные и неподвижные блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов («золотое правило» механики). Виды равновесия. Коэффициент полезного действия механизма.

Давление. Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное

давление. Методы измерения атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид, манометр. Атмосферное давление на различных высотах. Гидравлические механизмы (пресс, насос). Поршневой жидкостный насос. Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Плавание тел и судов. Воздухоплавание.

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Гармонические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс.








Тепловые явления (29 часов)

Строение вещества. Атомы и молекулы. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмене. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Влажность воздуха. Объяснение изменения агрегатного состояния вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Работа газа при расширении. Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Электромагнитные явления (66 часов)

Электризация физических тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Делимость электрического заряда. Электрон. Закон сохранения электрического заряда. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электроскоп. Электрическое поле как особый вид материи. Строение атома. Напряженность электрического поля. Действие электрического поля на электрические заряды. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.

Электрический ток. Источники тока. Электрическая цепь и ее составные части. Направление и действия электрического тока. Носители электрических зарядов в металлах. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа электрического поля по перемещению электрических зарядов. Мощность электрического тока. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля—Ленца. Электрические нагревательные и осветительные приборы. Короткое замыкание. Правила безопасности при работе с электроприборами.

Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Однородное и неоднородное магнитное поле. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Правило левой руки. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

Электромагнитная природа света. Скорость света. Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Изображение предмета в зеркале. Преломление света. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп. Типы оптических спектров. Спектральный анализ.

Квантовые явления (17 часов)

Строение атомов. Планетарная модель атома. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. Опыты Резерфорда.

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Экспериментальные методы исследования частиц. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения для альфа- и бета-распада при ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Строение и эволюция Вселенной (5 часов)

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Планеты и малые тела Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной. Гипотеза Большого взрыва.



Лабораторные работы (30 часов)

  1. Определение цены деления измерительного прибора.

  2. Измерение размеров малых тел.

  3. Измерение массы тела на рычажных весах.

  4. Измерение объема тела.

  5. Определение плотности твердого тела.

  6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

  7. Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкасающихся тел и прижимающей силы.

  8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

  9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

  10. Выяснение условия равновесия рычага.

  11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

  12. Определение количества теплоты при смешивании воды разной температуры.

  13. Определение удельной теплоемкости твердого тела.

  14. Определение относительной влажности воздуха.

  15. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

  16. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

  17. Измерение силы тока и его регулирование реостатом.

  18. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.

  19. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.

  20. Сборка электромагнита и испытание его действия.

  21. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

  22. Изучение свойств изображения в линзах.

  23. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

  24. Измерение ускорения свободного падения.

  25. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити.

  26. Изучение явления электромагнитной индукции.

  27. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.

  28. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.

  29. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

  30. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям


















Календарно-тематическое планирование по физике 7 класс

2 часа в неделю / 70 часов в год


урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

планируемая дата

Фактическая дата


1.Введение (4часа)




1

Первичный инструктаж по ТБ.

Что изучает физика. Наблюдения и опыты.

1

2.09


2

Физические величины. Погрешность измерений.

1

6.09



3


Лабораторная работа№ 1

,,Определение цены деления измерительного прибора».


1


9.09




4

Физика и техника.

1

13.09




2. Первоначальные сведения о строении вещества. (6 часов)






5

Строение вещества. Молекулы.

1

16.09


6

Лабораторная работа№ 2

« Измерение размеров малых тел»

1

20.09


7

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах

1

23.09


8

Взаимное притяжение и отталкивание молекул

1

27.09


9

Агрегатные состояния вещества. Различия в строении веществ.

1

30.09


10

«Сведения о веществе» повторительно-обобщающий урок

1

4.10



3. Взаимодействие тел. ( 19 часа )




11

Механическое движение Равномерное и неравномерное движение.

1

7.10


12

Скорость. Единицы скорости.


1

11.10


13

Расчет пути и времени движения. Решение задач.

1

14.10


14

Явление инерции. Решение задач.

1

18.10


15

Взаимодействие тел.

1

21.10


16

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы.

1

25.10


17

Лабораторная работа № 3

,,Измерение массы тела на рычажных весах,,

1

28.10


18

Лабораторная работа № 4

«Измерение объема тел»

1

8.11


19

Плотность вещества.

1

11.11


20

Лабораторная работа№ 5

«Определение плотности твердого тела»

1

15.11


21

Расчет массы и объема тела по его плотности

1

18.11


22

Контрольная работа №1

«Механическое движение. Плотность»

1

22.11


23

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

1

25.11


24

Сила упругости. Закон Гука. Лабораторная работа №6

Исследование зависимости удлинения стальной пру­жины от приложенной силы.


1

29.11


25

Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела.

1

2.12


26

Решение задач на различные виды сил

1

6.12


27

Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой. Динамометр.


9.12


28

Сила трения. Лабораторная работа №7 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления»

1

13.12


29

Решение задач. Диагностическая контрольная работа за 1 полугодие.

1

16.12





4. Давление твердых тел,

жидкостей и газов. (24 час)






30

Давление. Единицы давления. Способы изменения давления

1

20.12


31

Давление. Единицы давления.

1

23.12


32


Решение задач

1

27.12


33

Давление газа.

1

10.01


34

Закон Паскаля.

1

13.01


35

Давление в жидкости и газе.

1

17.01


36

Расчет давления на дно и стенки сосуда

1

20.01


37

Решение задач на расчет давления

1

24.01


38

Сообщающие сосуды

1

27.01


39

Вес воздуха. Атмосферное давление

1

31.01


40

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

3.02


41

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

1

7.02


42

Манометры.

1

10.02


43

Контрольная работа №3 «Гидростатическое и атмосферное давление»

1

14.02


44

Поршневой жидкостной насос.

1

17.02


45

Гидравлический пресс

1

21.02


46

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1

24.02


47

Закон Архимеда.

1

28.02


48

Решение задач

1

3.03


49


Лабораторная работа № 8

«Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»


1

7.03


50

Плавание тел.

1

10.03


51

Лабораторная работа № 9

«Выяснение условий плавания тел»

1

14.03


52

Плавание судов, водный транспорт. Воздухоплавание

1

17.03



53

Контрольная работа №4 «Архимедова сила»

1

21.03




5. Работа и мощность. Энергия. (13 часов)





54

Механическая работа. Мощность.

1

4.04


55

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1

7.04


56

Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе

1

11.04


57

Лабораторная работа№ 10

«Выяснение условия равновесия рычага»

1

14.04


58

«Золотое» правило механики

1

18.04


59

Коэффициент полезного действия.

1

21.04


60

Решение задач на КПД простых механизмов

1

25.04


61

Лабораторная работа№ 11

«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

1

28.04


62

Энергия.

1

2.05


63

Потенциальная и кинетическая энергия.

1

5.05


64

Превращение энергии. Закон сохранения энергии.

1

9.05


65

Решение задач




66

Контрольная работа №5

« Механическая работа и мощность. Простые механизмы»

1

12.05



Повторение

4



67


Итоговое повторение

1


16.05



68

Итоговое повторение

1

19.05


69

Итоговое повторение

1

23.05


70

Итоговое повторение

1

26.05
















Календарно-тематическое планирование по физике 8 класс

2 часа в неделю / 70 часов в год

№ урока

Тема урока

Дата проведения

План

Факт

1

I. Тепловые явления (12 часов)

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Тепловое движение. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул

7.09


2

Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача

8.09


3

Виды теплопередачи. Теплопроводность

14.09


4

Конвекция. Излучение

15.09


5

Количества теплоты. Удельная теплоемкость вещества

21.09


6

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении

22.09


7

ТБ. Л. р. №1 «Изучение устройства калориметра»

28.09


8

ТБ. Л. р. №2 «Изучение процесса теплообмена»

29.09


9

ТБ. Л. р. №3 « Измерение удельной теплоемкости вещества»

5.10


10

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания

6.10


11

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

12.10


12

Контрольная работа №1 «Тепловые явления»

13.10



II. Изменение агрегатных состояний вещества (11 часов)




13

Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений

19.10


14

Плавление и отвердевание тел. Температура плавления

20.10


15

Удельная теплота плавления

26.10


16

Испарение и конденсация

27.10


17

Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления

9.11


18

Относительная влажность воздуха и ее измерение. ТБ. Л. р. №4 «Измерение влажности воздуха»

10.11


19

Удельная теплота парообразования

16.11


20

Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания

17.11


21

Паровая турбина. Холодильник

23.11


22

КПД теплового двигателя.

24.11


23

Контрольная работа. №2 «Изменение агрегатных состояний вещества»

30.11



III. Электрические явления (27 часов)




24

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел.

1.12


25

Электроскоп. Проводники, диэлектрики и полупроводники

7.12


26

. Электрическое поле. Делимость зарядов. Электрон.

8.12


27

Строение атомов. Объяснение электрических явлений.

14.12


28

Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы

15.12


29

Электрическая цепь. Электрический

ток в металлах

21.12


30

Срезовая контрольная работа. Тест по итогам 1 полугодия.

22.12


31

Действия электрического тока.

11.01


32

Сила тока

12.01


33

Амперметр. ТБ. Л. р. №5 «Сборка электрической цепи измерение силы тока на ее различных участках»

18.01


34

Электрическое напряжение

19.01


35

Вольтметр. ТБ. Л. р. №6

«Измерение напряжения на разных участках электрической цепи»

25.01


36

Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление

26.01


37

Закон Ома для участка электрической цепи.

1.02


38

Реостаты. ТБ. Л. р. №7 «Регулирование силы тока реостатом»

2.02


39

Решение задач.

8.02


40

Последовательное соединение проводников.

9.02


41

Параллельное соединение проводников

15.02


42

Т.Б. Л.р. №8 « Изучение параллельного соединения проводников»

16.02


43

Контрольная работа №3 «Электрические явления»

22.02


44

Работа тока

23.02


45

Мощность тока

1.03


46

Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Счетчик электрической энергии

2.03


47

ТБ. Л. р. №9 «Измерение работы и мощности электрического тока»

8.03


48

Количество теплоты, выделяемое проводником с током

9.03


49

Лампа накаливания. Электронагревательные

приборы. Короткое замыкание. Плавкие предохранители

15.03


50

Повторение темы «Электрические явления»

16.03



IV. Электромагнитные явления (7 часов)




51

Контрольная работа №4 «Электрические явления»

22.03


52

Магнитное поле тока

23.03


53

Электромагниты и их применение

5.04


54

Постоянные магниты. Магнитное поле

Земли

6.04


55

Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.

12.04


56

Решение задач

13.04


57

Контрольная работа №5 «Электромагнитные явления»

19.04



V. Световые явления (9 часов)




58

Источники света. Прямолинейное

распространение света

20.04


59

Отражение света. Закон отражения.

26.04


60

Плоское зеркало

27.04


61

Преломление света.

3.05


62

Линза. Оптическая сила линзы. Фокусное расстояние линзы

4.05


63

Построение изображений, даваемых тонкой линзой

10.05


64

ТБ. Л. р. №10 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений»

11.05


65

Глаз и зрение. Оптические приборы

17.05


66

Контрольная работа №6 «Световые явления»

18.05



Повторение (4 часа)



67

Итоговое повторение

24.05


68

Итоговое повторение

25.05


69

Итоговое повторение

30.05


70

Итоговое повторение

31.05
























Календарно-тематическое планирование по физике 9 класс

2 часа в неделю / 68 часов в год



урока

Сроки проведения

Раздел программы

Тема урока

Количество часов


План

Факт







ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ


23

1

2.09



Техника безопасности на уроках физики. Материальная точка. Система отсчета.

1

2

6.09



Перемещение.

1

3

9.09



Определение координаты движущегося тела.

1

4

13.09



Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

1

5

16.09



Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

1

6

20.09



Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

1

7

23.09



Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

1

8

27.09



Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости». Правила по ТБ.

1

9

30.09



Относительность движения

1

10

4.10



Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

1

11

7.10



Второй закон Ньютона

1

12

11.10



Третий закон Ньютона

1

13

14.10



Свободное падение тел

1

14

18.10



Решение задач.

1

15

21.10



Контрольная работа №1 « Законы взаимодействия и движения тел»

1

16

25.10



Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.

1

17

28.10



Лабораторная работа № 2.

«Измерение ускорения свободного падения». Правила по ТБ.

1

18

8.11



Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

1

19

11.11



Сила упругости. Сила трения.


20

15.11



Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

1

21

18.11



Импульс тела. Закон сохранения импульса.

1

22

22.11



Реактивное движение. Ракеты.

1

23

25.11



Закон сохранения механической энергии.

1

24

29.11



Контрольная работа № 2 по теме « Динамика. Законы сохранения в механике»

1




МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК


12

25

2.12



Колебательное движение. Свободные колебания. Маятник.

1

26

6.12



Величины, характеризующие колебательное движение.

Гармонические колебания.

1

27

9.12



Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити». Инструктаж по ТБ.

1

28

13.12



Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

1

29

16.12



Распространение колебаний в среде. Волны.

1

30

20.12



Длина волны. Скорость распространения волн.

1

31

23.12



Источники звука. Звуковые колебания.

1

32

27.12



Высота, тембр и громкость звука.

1

33

10.01



Распространение звука. Звуковые волны.

1

34

13.01



Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.

1

35

17.01



Контрольная работа № 3 по теме «Механические колебания и волны»

1





ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ


11

36

20.01



Магнитное поле.

1

37

24.01



Направление тока и направление линий его магнитного поля.

1

38

27.01



Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

1

39

31.01



Явление электромагнитной индукции. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

1

40

3.02



Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции». Инструктаж по ТБ.

1

41

7.02



Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.

1

42

10.02



Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Колебательный контур. Принципы радиосвязи и телевидения.

1

43

14.02



Электромагнитная природа света. Преломление света.

1

44

17.02



Дисперсия света. Типы оптических спектров.

1

45

21.02



Лабораторная работа № 5. «Наблюдение

сплошного и линейчатых спектров испускания». Инструктаж по ТБ.

1

46

24.02



Контрольная работа № 4 « Электромагнитное поле»

1




СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА


14

47

28.02



Радиоактивность. Модели атомов. Происхождение линейчатых спектров.

1

48

3.03



Радиоактивные превращения атомных ядер.

1

49

7.03



Экспериментальные методы исследования частиц.

1

50

10.03



Лабораторная работа № 6. «Измерение естественного радиационного фона дозиметром». Правила по ТБ.

1

51

14.03



Открытие протона и нейтрона

1

52

17.03



Состав атомного ядра. Ядерные силы

1

53

21.03



Энергия связи. Дефект масс

1

54

24.03



Деление ядер урана. Цепная реакция.

1

55

4.04



Лабораторная работа № 7. «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»

1

56

7.04



Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика.

1

57

11.04



Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. Термоядерная реакция.

1

58

14.04



Контрольная работа № 5. «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер»

1

59

18.04



Лабораторная работа № 8 «Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона». Правила по ТБ.

1

60

21.04



. Лабораторная работа № 9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» (выполняется дома). Правила по ТБ.

1




СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ


8

61

25.04



Состав, строение и происхождение Солнечной системы


1

62

28.04



Большие планеты Солнечной системы

1

63

2.05



Малые тела Солнечной системы

1

64

5.05



Строение, излучение и эволюция Солнца и

звезд

1

65

12.05



Строение и эволюция Вселенной

1

66

16.05



Итоговая контрольная работа.

1

67

19.05



Итоговое повторение

1

68

23.05



Итоговое повторение

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!