СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Физика» для 9-х классов (ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДНР) учителя Шестаковой И.И.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана по следующему плану:

1. Докладная записка (учебного заведения)

2. Календарный учебный график

3. Пояснительная записка

4. Общая характеристика курса

5. Место курса физики в учебном плане

6. Содержание курса

7. Содержание программы (таблица с домашним заданием)

8. Учебно-методическое обеспечение

9. Интернет- ресурсы

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Физика» для 9-х классов (ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДНР) учителя Шестаковой И.И.»

ГОРЛОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ "ИНТЕЛЛЕКТ" общеобразовательная организация, обеспечивающая потребности граждан в получении среднего общего образования в объеме Государственных образовательных стандартов, введенных в действие приказами Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики: от 25.07.2018 г.№ 665 «Об утверждении Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 30.07.2018 г. № 678 «Об утверждении Государственного образовательного стандарта основного общего образования», от 30.07.2018 г. № 679 «Об утверждении Государственного образовательногостандарта среднего общего образования» и зарегистрированных в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 03.08.2018 г. № 2721, № 2722, № 2723 соответственно.

В своей деятельности руководствуется следующими нормативными документами:

Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании» (Постановление № 55–ІНС от 19.06.2015) с изменениями, внесенными законом от 04.03.2016 года №111 –ІНС) (ст.63).

Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22.07.2015 года №13-43 «Об утверждении Положения и структуры Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики» (п.12.6.).

Законом Донецкой Народной Республики «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» (№40 –ІНС от 10.04.2015 года).

Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2018года № 691 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2018-2019 учебном году».

Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 27.07.2018года № 670 «О подготовке и организованном начале 2018-2019 учебного года в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики».

Приказом Управления образования администрации города Горловка от 27.07.2018года № 398 «О подготовке и организованном начале 2018-2019 учебного года в образовательных организациях города Горловка».

Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №13 от 20.01.2015 года «О переходе на 5-балльную шкалу оценивания учебных достижений учащихся (воспитанников) в системе общего среднего и начального профессионального образования, студентов среднего профессионального образования».

Уставом общеобразовательной организации, зарегистрированном 07.07.2015 г.

 Методическими рекомендациями к оцениванию учебных достижений учащихся в системе общего и среднего образования (по 5-балльной шкале) (протокол №1 научно-методического совета Донецкого ИППО).

 Государственными санитарными правилами и нормами устройства, содержания общеобразовательных учебных учреждений и организации учебно-воспитательного процесса ГСанПиН 5.5.2.008-01.


КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

В 2018-2019 учебном году планирование и организация учебного процесса осуществляется по учебным четвертям (семестрам) в соответствии с Приложением 1 к Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2018 года № 691:


Для 1-9-х классов:

I четверть: с 03.09.2018 по 26.10.2018 (40 дней);

II четверть: с 05.11.2018 по 28.12.2018 (40 дней);

III четверть: с 14.01.2019 по 22.03.2019 (48 дней);

IV четверть: с 01.04.2019 по 24.05.2019 (37 дней).

Для 10 -11-х классов:

I семестр: с 03.09.2018 по 28.12.2018;

II семестр: с 14.01.2019 по 24.05.2019.


Каникулы (1-11-е классы):

осенние – 28.10.2018 – 04.11.2018

зимние – 30.12.2018 - 13.01.2019

весенние – 25.03.2019 – 31.03.2019.


Продолжительность аудиторных учебных занятий 165 дней (33 недели).


РАСПИСАНИЕ УРОКОВ

Понедельник

Четверг















Вторник

Пятница















Среда









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус документа

Программа по физике составлена на основе Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 20 июля 2018 года № 678. Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных работ, выполняемых учащимися.

Программа является ориентиром для составления тематического планирования курса учителем. Учителя физики могут предлагать варианты тематического планирования, которые отличаются количеством часов и последовательностью изучения тем курса от предложенных в программе. В них может быть более детально раскрыто содержание изучаемого материала, а также пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.

Указанные в программе лабораторные работы, как и демонстрации, являются обязательными. В зависимости от условий конкретной школы учитель может заменять отдельные работы или демонстрации равноценными, а также увеличивать их количество за счет введения кратковременных экспериментальных заданий. Отдельные лабораторные работы могут выполняться при помощи компьютерных виртуальных лабораторий и т.п., а также предлагаться школьникам как учебные проекты.

Таким образом, программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Структура документа

Программа по физике включает три раздела:

  • пояснительную записку;

  • критерии оценивания учебных достижений учащихся;

  • основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов, государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Место предмета в учебном плане

Школьный курс физики построен по двум логично завершенным концентрам, содержание которых согласовано со структурой средней общеобразовательной школы:

  • в основой школе (7-9 классы) изучается логически завершенный базовый курс физики, который закладывает основы физического знания;

  • в старшей школе изучение физики происходит в зависимости от выбранного профиля обучения.

В Примерных учебных планах основного общего образования (Приложение 1 и Приложение 2 к Государственному образовательному стандарту основного общего образования (пункт 3.2.) отводится 214,5 часа для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования, в том числе в 7, 8 классах ‒ по 66 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю, в 9 классах ‒ 82,5 учебных часа из расчета 2 учебных часа в неделю.

В основной школе физику начинают изучать как отдельный учебный предмет, содержание и требования к его усвоению едины для всех учащихся. Учет познавательных интересов школьников, развитие их творческих способностей и формирование склонности к изучению физики достигается благодаря личностно ориентированному подходу, внедрению курсов по выбору, проведению факультативных и индивидуальных занятий и консультаций за счет вариативной составляющей учебного плана.

Содержание учебного предмета «Физика» в 9-м классе основного уровня представлено разделами и темами следующим образом:


Физика 9 класс,

66 часов (2 ч/нед.)

Тема

Количество часов по программе

Количество часов по плану

Тема 1 Законы взаимодействия и движения тел

28

24

Тема 2 Механические колебания и волны. Звук

13

12

Тема 3 Электромагнитное поле

18

16

Тема 4 Строение атома и атомного ядра

14

12

Экскурсия

1

1

Резерв

2,5

1



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются: Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий и законов.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Критерии оценивания уровня учебных достижений учащихся по физике

Во время определения уровня учебных достижений по физике оценивается:

  • уровень владения теоретическими знаниями;

  • уровень умений использовать теоретические знания при решении задач или упражнений различного типа (расчетных, экспериментальных, качественных, комбинированных и т.д.);

  • уровень владения практическими умениями и навыками во время выполнения лабораторных работ и наблюдений.










СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 9 класс

(66 часов, 2 часа в неделю)



К-во часов

Содержание учебного материала

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

24 ч.


1. ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном движении.

Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равноускоренном движении.

Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона.

Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения.

Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения.

Искусственные спутники Земли.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Закон сохранения механической энергии.

Лабораторные работы

  1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

Измерение ускорения свободного падения.

Демонстрации

1. Равномерное прямолинейное движение.

2. Относительность движения.

3. Равноускоренное движение.

4. Свободное падение тел в трубке Ньютона.

5. Направление скорости при равномерном движении по окружности.

6. Явление инерции.

7. Второй закон Ньютона.

8. Третий закон Ньютона.

9. Невесомость.

10. Закон сохранения импульса.

11. Реактивное движение.

Ученик/ученица:

Знает и понимает:

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс;  смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса. Умеет:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием учебных текстов;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для: обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.

Выявляет отношение и оценивает: границы применения классической механики.


12 ч.


2. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс.


Лабораторные работы

3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

Демонстрации

1. Механические колебания.

2. Механические волны.

3. Звуковые колебания.

4. Условия распространения звука.


Ученик/ученица:

Знает и понимает:

смысл понятий: волна.


Умеет:

описывать и объяснять физические явления: механические колебания и волны;

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

 решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием учебных текстов;

16 ч.


3. ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Лабораторные работы

4. Изучение явления электромагнитной индукции.

5. Наблюдение сплошного и линейчатых

спектров испускания.


Демонстрации

1. Электромагнитная индукция.

2. Правило Ленца.

3. Самоиндукция.

4. Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.

5. Устройство генератора постоянного тока.

6. Устройство генератора переменного тока.

7. Устройство трансформатора.

8. Передача электрической энергии.

9. Электромагнитные колебания.

10. Свойства электромагнитных волн.

11. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.

12. Принципы радиосвязи.

13. Дисперсия белого света.

14. Получение белого света при сложении света разных цветов.

Ученик/ученица:

Знает и понимает:

смысл понятий: магнитное поле.


Умеет:

описывать и объяснять физические явления: взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний об электромагнитных явлениях;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета)

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования электронной техники.


Выявляет отношение и оценивает:

значение современных средств связи и коммуникаций.

12 ч.

4. СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа- , бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Энергия связи частиц в ядре.

Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная

энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Лабораторные работы

6. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

7. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.


Демонстрации

1. Модель опыта Резерфорда.

2. Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.

3. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.


Ученик/ученица:

Знает и понимает:

смысл физических величин: атом, атомное ядро, ионизирующие излучения.


Умеет:

приводить примеры практического использования физических знаний о квантовых явлениях;

 решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: оценки безопасности радиационного фона.

Выявляет отношение и оценивает: преимущества и недостатки атомной энергетики, ее влияние на экологию.



1 ч.

Экскурсия


Ученик/ученица:

Выявляет отношение и оценивает: проявления физических явлений и процессов, наблюдаемых во время экскурсий.





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основная литература

1. Белага В.В. Физика. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. (Сферы) / Белага

В.В., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А.– М.: Просвещение, 2016. – 143 с.

  1. Белага В.В. Физика. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. (Сферы) / Белага

В.В., Ломаченков И А., Панебратцев Ю.А.– М.: Просвещение, 2016. – 159 с.

  1. Белага В. В. Физика. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций / Белага В.В., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А.– М.: Просвещение, 2016. – 175 с.

Дополнительная литература

  1. Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /А.В. Перышкин. ‒ 2-е изд., стереотип. ‒ М.: Дрофа, 2013. ‒ 221, [3] с.: ил.

  2. Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /А.В. Перышкин. ‒

М.: Дрофа, 2013. ‒ 237, [3] с.: ил.

  1. Перышкин А.В. Физика. 9 кл.: учебник /А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. ‒ М.: Дрофа, 2014.

‒ 319, [1] с.: ил.

  1. Коршак, Е.В. Физика: 10 кл.; учеб. для общеобразоват. учебн. заведений: уровень стандарта: Пер. с укр. / Е.В. Коршак, А.И. Ляшенко, В.Ф. Савченко. ‒ К.: Генеза, 2010. ‒ 192 с.: ил.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.school.edu.ru - официальный сервер российского школьного образования.

  2. http://festival.1september.ru ‒ Фестиваль педагогических идей «1 сентября» ‒ самый массовый педагогический форум в России, который дает возможность каждому учителю представить свою педагогическую идею, опубликовать собственные методические разработки, поделиться с коллегами своими представлениями о преподавании.

  3. http://www.riis.ru ‒ Международная образовательная ассоциация. Задачи ‒ содействие развитию образования в различных областях.

  4. https://www.metod-kopilka.ru/fizika.html ‒ видеоуроки, презентации, конспекты, тесты, планирование и др. материалы по физике.

  5. http://sverh-zadacha.ucoz.ru/index/0-76 ‒ учебные фильмы по физике по разделам.

  6. http://metodportal.ru/articles/srednjaja-shkola ‒ методический портал.

  7. https://simplescience.ru/collection/video ‒ физические опыты в быту.

9


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!