СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «География» 5 класс.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «География» 5 класс.»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13»




УТВЕРЖДЕНА


Приказом №150 от "31 " августа 2020 г № _______________











Рабочая программа

учебного предмета «География. Землеведение»


(базовый уровень)

для 5 класса














Составитель

Егорова Татьяна Александровна,

учитель географии

первой квалификационной категории.










г. Воскресенск

2020 год


Рабочая программа по учебному предмету "География. Землеведение"для 5 класса составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012(ред. от 25.05.2020) , Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897), Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)(в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020) и Основной образовательной программой основного общего образования МОУ "СОШ №13" , на основе авторской программы И.И. Бариновой, В.П. Дронова, И.В. Душиной, Л.Е. Савельевой.


УМК «География. Землеведение. 5—6 классы»

1. География. Землеведение. 5—6 классы. Учеб-

ник (авторы В. П. Дронов. Л. Е. Савельева).2020

2. География. 5—9 классы. Рабочие программы.

3. География. Землеведение. 5—6 классы. Методическое пособие (авторы Л. Е. Савельева, В. П. Дронов).2020

рабочая тетрадь: Дронов. География. 5 кл. Землеведение. Р/т. (С тест. заданиями ЕГЭ). Вертикаль (ФГОС) М.: Дрофа;

тетрадь для контрольных работ

Атлас. География. 5 кл. ДИК. (ФГОС) М.: Дрофа;


Место предмета

Учебный предмет "География. Землеведение" относится к обязательной части учебного плана и изучается на базовом уровне.

На изучение предмета в учебном плане МОУ "СОШ №13" отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА.

Личностные результаты:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  3. формирование целостного мировоззрения;

  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, религии, традициям, ценностям народов России и народов мира;

  5. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  6. формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

Метапредметные результаты:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  8. смысловое чтение;

  9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  11. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

  12. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

По окончании _5_ класса обучающиеся научатся:

  1. формировать представления о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  2. первичным компетенциям использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватности ориентации в нём;

  3. Формировать представления и основополагающие теоретические знания о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

  4. владеть элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

  5. владеть основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

  6. владеть основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  7. формировать умения и навыки использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  8. формировать представления об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

По окончании 5 класса обучающиеся получат возможность научиться:

  1. уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  3. уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  4. уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  5. владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  6. уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  7. уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  8. владеть смысловым чтением;

  9. уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  10. уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  11. формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

  12. формировать и развивать экологическое мышление, уметь применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «География. Землеведение» 5 класс


Введение (1 ч)Что изучает география. География как наука.

Раздел I. Накопление знаний о Земле (5 ч)

Познание Земли в древности. Древняя география и географы. География в Средние века.

Великие географические открытия. Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.

Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.

Современная география. Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.


Итоговый урок по разделу «Накопление знаний о Земле». Обобщение знаний по разделу«Накопление знаний о Земле»

Практические работы.1.Работа с электронными картами.

Раздел II. Земля во Вселенной (7 ч)

Земля и космос. Земля — часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.

Земля — часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля — уникальная планета.

Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна.

Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.

Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.

Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.

Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной» Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной»

Практические работы.2.Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.

Раздел III. Географические модели Земли (10 ч)

Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.

Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.

Масштаб и его виды. Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.

Планы местности и их чтение. План местности — крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений.

Параллели и меридианы. Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах.

Градусная сеть. Географические координаты. Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке.

Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт.

Практические работы.3.Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки. 4.Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.

Раздел IV. Земная кора (11 ч)

Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора.

Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

Земная кора и литосфера — каменные оболочки Земли. Земная кора и ее устройство. Литосфера. Разнообразие форм рельефа Земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа.

Движение земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород.

Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения.

Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.

Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.

Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна.

Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.

Практические работы.5. Определение горных пород и описание их свойств

Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.

Тематическое планирование


раздела

Наименование раздела

Количество часов

Номера уроков

1

Введение

1

1

2

Накопление знаний о Земле

5 (П/р 1 )

2-6

3

Земля во Вселенной

7 ( П/р 1 )

7-13

4

Географические модели Земли

10 (П/р 2)

14-23

5

Земная кора

11 (П/р 2)

24-34

6


Итого

34 ч (П/р 6)





Календарно- тематический план

по учебному предмету «География. Землеведение»

на 2020 - 2021 учебный год.


Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Введение (1 ч)

1.

1

Что изучает география

География как наука. Многообра-

зие географических объектов.

Природные и антропогенные

объекты, процессы и явления.

01.09-04.09


Раздел I. Накопление знаний о Земле (5 ч)

2

1

Познание Земли в древности

Древняя география и географы.

География в Средние века .

07.09-11.09


3

2

Великие географические открытия

Что такое Великие географические

открытия. Экспедиции Христофо-

ра Колумба. Открытие южного

морского пути в Индию. Первое

кругосветное плавание .

14.09-18.09


4

3

Открытие Австралии и Антарк-

тиды

Открытие и исследования Австра-

лии и Океании. Первооткрыватели

Антарктиды. Русское кругосветное

плавание .

21.09-25.09


5

4

Современная география

Развитие физической географии.

Современные географические

исследования. География на

мониторе компьютера. Географиче-

ские информационные системы. Виртуальное познание мира. Практическая  работа 1. Работа с электронными картами.

28.09-02.10


6

5

Итоговый урок по разделу

«Накопление знаний о Земле»

Обобщение знаний по разделу

«Накопление знаний о Земле» .

12.10-16.10


Раздел II. Земля во Вселенной (7 ч)

7

1

Земля и космос

Земля — часть Вселенной. Как

ориентироваться по звездам .

19.10-23.10


8

2

Земля — часть Солнечной системы

Что такое Солнечная система.

Похожа ли Земля на другие плане-

ты. Земля — уникальная планета.

26.10-30.10


9

3

Влияние космоса на Землю

и жизнь людей

Земля и космос. Земля и Луна .

02.11-06.11


10

4

Осевое вращение Земли

Вращение земли вокруг своей оси.

Географические следствия враще-

ния Земли вокруг своей оси . Практическая работа 2  Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.

09.11-13.11


11

5

Обращение Земли вокруг Солнца

Движение Земли вокруг Солнца.

Времена года на Земле

16.11-20.11


12

6

Форма и размеры Земли

Как люди определили форму

Земли. Размеры Земли. Как форма

и размеры Земли влияют на жизнь

планеты

23.11 -27.11


13

7

Итоговый урок по разделу

«Земля во Вселенной»

Обобщение знаний по разделу

«Земля во Вселенной»

30.11-04.12


Раздел III. Географические модели Земли (10 ч)

14

1

Ориентирование на земной

поверхности

Как люди ориентируются.

Определение

направлений

по компасу. Азимут

07.12-11.12


15

2

Изображение земной поверхности

Глобус. Чем глобус похож на

Землю. Зачем нужны плоские

изображения Земли. Аэрофото-

снимки и космические снимки.

Что такое план и карта

14.12-18.12


16

3

Масштаб и его виды

Масштаб. Виды записи масштаба.

Измерение расстояний по планам,

картам и глобусу

21.12-25.12


17

4

Изображение неровностей земной

поверхности на планах и картах

Абсолютная и относительная

высота. Изображение неровностей

горизонталями

28.12-31.12


18

5

Планы местности и их чтение

План местности — крупномас-штабное изображение земной

поверхности. Определение направ-

лений

11.01-15.01


19

6

Составление плана местности

Составление плана местности

способом глазомерной полярной

съемки .

Практическая работа 3. Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки. Глазомерная съемка и  необходимое для неё оборудование. Способы измерения расстояний на местности. Последовательность проведения полярной съемки

18.01-22.01


20

7

Параллели и меридианы

Параллели. Меридианы. Паралле-

ли и меридианы на картах

25.01-29.01


21

8

Градусная сетка. Географические

координаты

Градусная сетка. Географическая

широта. Географическая долгота. Определение географических

координат. Определение расстоя-

ний по градусной сетке

01.02-05.02


22

9

Географические карты

Географическая карта как изобра-

жение поверхности Земли.

Условные

знаки карт. Разнообра-

зие карт. Использование планов

и карт

Практическая работа 4 Определение географических координат объектов, географических объектов по координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки

08.02-12.02


23

10

Итоговый урок по разделу «Геогра-

фические модели Земли»

Обобщение знаний по разделу

«Географические

модели Земли»

22.02-26.02


Раздел IV. Земная кора (11 ч)

24

1

Внутреннее строение Земли.

Состав

земной коры

Строение Земли. Из чего состоит

земная кора

01.03-05.03


25

2

Разнообразие горных пород

Магматические горные породы.

Осадочные горные породы. Мета-

морфические горные породы Практическая  работа 5 Определение горных пород и описание  их свойств.

08.03-12.03


26

3

Земная кора и литосфера —

каменные

оболочки Земли

Земная кора и ее устройство.

Литосфера

15.03-19.03


27

4

Разнообразие рельефа Земли

Что такое рельеф. Формы рельефа.

Причины разнообразия рельефа

22.03-26.03


28

5

Движения земной коры

Медленные движения земной

коры. Движения земной коры

и залегание

горных пород

29.03-02.04


29

6

Землетрясения. Вулканизм

Что такое землетрясения.

Где происходят землетрясения.

Как и зачем изучают землетрясения.

Что такое вулканизм

и вулканы.

Где наблюдается

вулканизм

12.04-16.04


30

7

Внешние силы, изменяющие

рельеф. Выветривание. Работа

текучих вод, ледников и ветра

Как внешние силы воздействуют

на рельеф. Выветривание. Работа

текучих вод. Работа ледников.

Работа

ветра. Деятельность челове-

ка

19.04.23.04


31

8

Главные формы рельефа суши

Что такое горы и равнины. Горы

суши. Равнины суши

Практическая работа 6.Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.

26.04-30.04


32

9

Рельеф дна океанов

Неровности океанического дна

03.05-07.05


33

10

Человек и земная кора

Как земная кора воздействует

на человека. Как человек вмешива-

ется в жизнь земной коры

10.05-14.05


34

11

Итоговый урок по разделу


«Земная кора»

Обобщение знаний по разделу

«Земная кора»

17.05-21.05




Резервный урок

24.05-28.05


Итого

часов

В том числе:

уроков повторения

контрольных работ

практических (лабораторных) работ

уроков развития речи

по программе

34



6


выполнено








СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР __________/М.Ю. Макарова/


«28 » августа 2020 г.


СОГЛАСОВАНО на заседании научно-методического совета МОУ "СОШ №13", рекомендуется к утверждению

протокол № ___ от «_28__» __августа______ 2020___ г.

Руководитель НМС _____________ /Л.И. Рогова/





12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!