СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «География» объединения дополнительного образования «Географический взгляд на общественные проблемы»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для углубления знаний учащихся 9 класса по географии и  повышения интереса к предмету. Она систематизирует и обобщает знания учащихся. Кружок «Географический взгляд на общественные проблемы» помогает развивать у учащихся умственные  способности, расширять и углублять знания в области географии, формировать коммуникативную культуру.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «География» объединения дополнительного образования «Географический взгляд на общественные проблемы»»

Рассмотрена

на заседании ШМО

Протокол № ___

От «___» ____________

20___ г.

Руководитель ШМО ______________




Утверждена

Приказ по школе



Директор МОУ СШ № 42

Н. В. Галочкина



Рабочая программа

учебного предмета «География»

объединения дополнительного образования

«Географический взгляд на общественные проблемы»

для учащихся 9-Б класса

на 2018-2019 учебный год























Зуева И. В.., учитель географии

высшей квалификационной категории.

2018-19 уч.год

Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа дополнительного образования «Географический взгляд на общественные проблемы» для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне.

Данная программа предназначена для углубления знаний учащихся 9 класса по географии и повышения интереса к предмету. Она систематизирует и обобщает знания учащихся. Кружок «Географический взгляд на общественные проблемы» помогает развивать у учащихся умственные способности, расширять и углублять знания в области географии, формировать коммуникативную культуру. Материал программы опирается на знания учащихся по географии, истории, литературе. Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), профилями, диаграммами, рисунками, схемами и др. Результатом деятельности объединения дополнительного образования является участие в различных конкурсах по предмету.

Цели программы: повышение интереса к естественным наукам на основе расширения географического кругозора учащихся, углубление содержания основного курса и его практической направленности, развитие познавательной активности; формирование положительной мотивации к изучению географии, геоэкологии, воспитание бережного отношения и любви к окружающему миру и Родине.

Основные задачи программы:

Образовательные:

  • развитие у учащихся научных взглядов на взаимосвязь природы и общества, на пространственные особенности этой взаимосвязи;

  • закрепление картографических представлений о размещении основных географических объектов на территории России;

  • углублённое изучение самой большой страны материка Евразия – России, своей Родины;

  • совершенствование языка географической науки у учащихся.

Развивающие:

  • развитие пространственного представления, использовать географические знания на практике, в повседневной жизни;

  • развитие мотивации к самосовершенствованию, учебной деятельности.

Воспитательные:

  • воспитание гражданственности и патриотизма с широким взглядом на мир, любви к природе;

  • овладение географической культурой, воспитание толерантности;

  • воспитание у детей бережного отношения к природе и историческому наследию родного края.

  • включение учащихся в значимую общественно-полезную деятельность.



Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).



Планируемые результаты

В ходе реализации программы учащиеся

Должны знать/понимать:

  • основные понятия курса;

  • основные методики проведения наблюдений;

  • основные географические понятия и термины;

  • различия плана, глобуса и географических карт;


  • географическую зональность и поясность;

  • различия в хозяйственном освоении разных территорий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов;

  • специфику географического положения и административно-территориального устройства РФ, особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальных уровнях; меры по сохранению природы и защиты людей от стихийных природных и техногенных явлений;

  • воздействие человека на состояние природы и следствия взаимодействия природы и человека.

Должны уметь:

  • проводить самостоятельный поиск информации;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • называть и показывать основные географические объекты (по темам разделов);

  • выделять и описывать по типовым планам существенные признаки географических объектов;

  • находить в разных источниках географическую информацию;

  • ориентировать карту по местности с помощью компаса и больших видимых объектов (озеро, овраг, поле, болото, гора, яма и т.д.).

  • передвигаться не быстрее чем понимаешь (читаешь) карту (не превышать скорость передвижения и контроля себя в карте).

  • двигать себя в карте, отслеживать свой путь «на ходу».

  • контролировать свой психологический настрой .

  • составлять краткую характеристику разных территорий;

  • приводить примеры, используя основные источники географической информации;

  • определять расстояния и направления на местности и по плану;

  • находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

    • ориентирования на местности;

    • чтения планов местности и географических карт;

    • проведения наблюдений за процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

    • решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию;

    • проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, геоинформационных и др.;

  • повышения собственной географической культуры.


Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

словесные (рассказ, диалог), наглядные (иллюстрационные и демонстрационные с привлечением ИКТ, различных источников географической информации), практические (разбор учебных и олимпиадных заданий), проблемно-поисковые и исследовательские под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

Формы занятий: лекция, эвристическая беседа, практикум, исследование, интеллектуальная игра, викторина, решение географических задач, конкурсы, практические работы на местности.

Учебно-тематический план

Название раздела

Часы


Введение.

1

1

Основы теории и практики физической географии. Поисковое ориентирование. Поиск пропавших на местности

25

2

Исследовательские работы в географии работа с проектами

25

3

Экономическая география. Население и хозяйство России.

17

Всего


68



Календарно-тематический план

Номера уроков

по порядку

урока

в разделе, теме

Тема занятия

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Введение – 1 час

1

1

Значение географии в жизни человека Специфика занятий и общие требования.

06.09


Раздел I. Основы теории и практики физической географии - 25 часов

2

Ориентирование по карте и плану местности

8.09


3

Условные знаки

13.09


4

Работа с компасом

15.09


5

Азимут. Прямой и обратный. Нахождение азимута на местности

20.09


6

Правила похода в лес, техника безопасности

22.09


7

Работа добровольческой поисково-спасательной группы «Центр спас»

27.09


8

Работа добровольческой поисково-спасательной группы «Центр спас»

29.09


9

Работа по поисковым квадратам на карте и местности

4.10


10

Масштаб и ориентирование

6.10


11

Упражнения с картами-схемами по прохождению дистанции

11.10


12

Ориентирование карты с местностью с помощью больших площадных и линейных объектов

13.10


13

Ориентирование карты по сторонам горизонта. Рельеф

18.10


14

Классификация дисциплин в ориентировании

20.10


15

Технические упражнения: чтение карты на ходу

25.10


16

Технические упражнения: отслеживание линий на карте

27.10


17

Технические упражнения: пазл

1.11


18

Проблемы при поиске пропавших в лесу. Правила поведения.

3.11


19

Что взять с собой в лес?

15.11


20

Основы оказания первой медицинской помощи

17.11


21

Групповое туристическое и поисковое оборудование, необходимое для обеспечения жизнедеятельности в полевых условиях

22.11


22

Работа с рациями в командах

24.11


23

Инструктаж. Правила работы с рацией. Одежда и обувь в лесу

29.11


24-26

  1. -25

Практическое занятие на местности.

1.12

Практическая работа 3 часа

Раздел II. Исследовательские работы в географии работа с проектами

27

Вводное занятие. Формы и методы организации исследовательской деятельности.

6.12


28

Особенности чтения научно- популярной литературы. Приемы конспектирования.

8.12


29

Источники получения информации. Отбор и анализ литературы

13.12


30

Основы научного исследования. Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.

15.12


31

Отбор и анализ научно- популярной и методической литературы. Составление рабочего плана исследования.

20.12


32

Оформление страниц исследовательской работы в соответствии с требованиями.

22.12


33

Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения.

27.12


34

Наглядный материал в исследовательской работе. Эстетическое оформление работы

10.01


35

Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.

12.01


36

Виды исследований. Навыки исследовательской деятельности в природе

17.01


37

Источники загрязнения атмосферного воздуха.

19.01


38

Физические и химические свойства воды.

24.01


39

Гидробиология. Методы гидробиологических исследований

26.01


40

Особенности природы внутренних вод России (на примере Черного моря)

31.01


41

Составление планов экономического развития регионов и стран мира

2.02


42

Особенности развитии географии в будущем. Космогеография. Перспективы развития

7.02


43

Перспективы развития туристической сферы в России. Составление перспективного плана

9.02


44

Анализ и изучение результатов исследований. Оформление результатов

14.02


45

Составление плана выступлений

16.02


46

Составление плана выступлений

21.02


47

Составление плана выступлений

28.02


48

Обобщающее занятие. Методы обработки результатов наблюдений и исследований.

2.03


49

Анализ проектной работы перед защитой. Оформление выступлений

7.03


50

Защита проектных работ

12.03


51

Защита проектных работ

14.03


Раздел III. Экономическая география. Население и хозяйство России - 17 часов

52

Административно-территориальное деление как один из видов районирования.

16.03


53

Современные изменения в районировании. Работа по карте. Особенности населения России.

21.03


54

Особенности географического положения и природы Ярославской области. История заселения

23.03


55

Население. Характеристика современной демографической ситуации

.04


56

Трудовые навыки населения в прошлом и в настоящее время.

.04


57

Определение субъектов РФ по географическому описанию. Занятия по тестам и слоганам.



58

Россия в МГРТ



59

Географические особенности экономических регионов России.



60

ПГП России в современном мире



61

Внешнеэкономические партнеры России. Перспективы



62

Современная инфраструктура России. Оценка и перспективы развития



63

География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер России



64

Переходный тип экономики. Что это?



65

Мировая торговля.



66

Ярославская область в экономике России



67

Функциональные особенности Ярославля



68

Ярославль – среда для жизни



Итого

68 часов



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!