муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зеленодольская средняя общеобразовательная школа»
Петропавловского района Алтайского края
Принято: Педагогический совет Протокол №___ от ___.___.20__г | | Утверждаю: Директор школы ________ О.И. Никифорова Приказ №______ от ___.___.20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Информатика и ИКТ»
для 9 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Трунова Татьяна Анатольевна
учитель начальных классов
с. Зелёный Дол 2022
Пояснительная записка
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, внесёнными Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 317-ФЗ);
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с учетом изменений);
3. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Зеленодольская СОШ»
4. Учебный план МБОУ «Зеленодольская СОШ» на 2022-2023 учебный год;
5. Положение о рабочей программе по учебному предмету, курсу, в том числе и внеурочной деятельности.
Наименование учебного предмета: «Информатика и ИКТ»
Класс: 9
Срок реализации программы, учебный год: 2022-2023
Количество часов по учебному плану: 34
Рабочая программа скорректирована в соответствии с учебным планом МБОУ «Зеленодольская СОШ» на 2022-2023 учебный год.
Планируемые результаты
Личностные
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей средствами литературных произведений;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
наличие мотивации к труду, работе на результат;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов средствами литературных произведений.
Предметные
Минимальный уровень:
представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;
выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы;
выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.).
Достаточный уровень:
представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;
выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы;
выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.), доступными электронными ресурсами;
пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации;
запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с помощью инструментов ИКТ.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
смысловое чтение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Содержание учебной программы
1. Компьютер как универсальное устройство для обработки информации Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Файлы и файловая система. Программное обеспечение компьютера. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 2 «Форматирование диска».
Практическая работа № 3 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».
2. Обработка текстовой информации
Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 4 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра».
Практическая работа № 5 «Вставка в документ формул».
Практическая работа № 6 «Форматирование символов и абзацев».
Практическая работа № 7 «Создание и форматирование списков».
Практическая работа № 8 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными».
Практическая работа № 9 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».
Практическая работа №10 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа»
3. Обработка графической информации
Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 11 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».
Практическая работа № 12 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».
Практическая работа № 13 «Анимация».
4. Коммуникационные технологии
Информационные ресурсы Интернета. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 14 «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа № 15 «Работа с электронной почтой».
Практическая работа № 16 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 17 «Поиск информации в Интернете».
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Название разделов, тем | Кол-во часов | Виды, формы контроля | Сроки |
По плану | Факти чески |
Глава 1. Компьютер как универсальное устройство обработки информации |
1 | ТБ и организация рабочего места. Информация. Количество информации | 1 | текущий | | |
2 | Программная обработка данных на компьютере. | 1 | текущий | | |
3 | Устройства ввода и вывода информации. Оперативная память. Долговременная память | 1 | текущий | | |
4 | Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Практическая работа № 1 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера». | 1 | текущий | | |
5 | Программное обеспечение компьютера | 1 | текущий | | |
6 | Графический интерфейс операционных систем и приложений. Практическая работа № 2 «Форматирование диска». | 1 | текущий | | |
7 | Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса Практическая работа № 3 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы». | 1 | текущий | | |
8 | Компьютерные вирусы и антивирусные программы | 1 | текущий | | |
9 | Практическая работа «ПК как универсальное устройство для обработки информации» | 1 | текущий | | |
Глава 2. Обработка текстовой информации |
10 | Создание документов в текстовых редакторах | 1 | текущий | | |
11 | Ввод и редактирование документа Практическая работа № 4 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра» | 1 | текущий | | |
12 | Сохранение и печать документа Практическая работа № 5 «Вставка в документ формул». | 1 | текущий | | |
13 | Форматирование символов. Форматирование абзацев Практическая работа № 6 «Форматирование символов и абзацев». | 1 | текущий | | |
14 | Нумерованные и маркированные списки Практическая работа № 7 «Создание и форматирование списков | 1 | текущий | | |
15 | Таблицы Практическая работа № 8 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными». | 1 | текущий | | |
16 | Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов Практическая работа № 9 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря». | 1 | текущий | | |
17 | Системы оптического распознавания документов Практическая работа №10 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа» | 1 | текущий | | |
18 | Контрольная практическая работа №2 «Обработка текстовой информации» | 1 | текущий | | |
Глава 3. Обработка графической информации |
19 | Растровая и векторная графика | 1 | текущий | | |
20 | Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов | 1 | текущий | | |
21 | Работа с объектами в растровых графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков Практическая работа № 11 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе». | 1 | текущий | | |
22 | Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков Практическая работа № 12 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе». | 1 | текущий | | |
23 | Растровая и векторная анимация Практическая работа № 13 «Анимация». | 1 | текущий | | |
24 | Компьютерные презентации | 1 | текущий | | |
25 | Контрольная практическая работа №3 «Обработка графической информации» | 1 | текущий | | |
Глава 4. Коммуникационные технологии |
26 | Информационные ресурсы Интернета. Практическая работа № 14 «Путешествие по Всемирной паутине». | 1 | текущий | | |
27 | Электронная почта Практическая работа № 15 «Работа с электронной почтой». | 1 | текущий | | |
28 | Файловые архивы Практическая работа № 16 «Загрузка файлов из Интернета». | 1 | текущий | | |
29 | Общение в Интернете. Мобильный Интернет | 1 | текущий | | |
30 | Звук и видео в Интернете. Социальные сети | 1 | текущий | | |
31 | Поиск информации в Интернете Практическая работа № 17 «Поиск информации в Интернете». | 1 | текущий | | |
32 | Электронная коммерция в Интернете | 1 | текущий | | |
33 | Электронная коммерция в Интернете | 1 | текущий | | |
34 | Итоговое повторение | 1 | текущий | | |
Перечень приложений к программе:
Лист корректировки учебной программы
Список литературы
Приложение 1
Лист корректировки учебной программы
Дата | Причины коррекции | Что скорректировано | Подпись зам.директора по УВР |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Приложение 2
Список литературы
Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. Э.Я.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова. - М.: Просвещение, 2018.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.