СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета Химия для 10 класса (профильное обучение)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета Химия для 10 класса (профильное обучение) по ФГОС. Учебник О.С. Габриелян.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета Химия для 10 класса (профильное обучение)»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Кыштовская средняя общеобразовательная школа №1

с. Кыштовки Кыштовского района Новосибирской области

Адрес: 632270 с. Кыштовка Кыштовский район ул. Садовая, 14

Тел: 8-383-71-21060



Рассмотрено на заседании методического объединения _______________________

______________________________________

Протокол №_____ от_________

Г.И. Новикова_________________

Согласовано

Зам. директора по УВР

С.Н. Вардугина

___________________

Утверждено Приказом директора МБОУ КСОШ №1

_________ / Л.А. Ерёминой/

Приказ № _______ от_________



Рабочая программа





учебного курса «Химия» в 10 классе

(Профильное обучение)









Срок реализации программы: 1 год








2018 г.

Результаты освоения курса химии

в 10 классе (профильное обучение)

Деятельность учителя в обучении химии в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

в ценностно-ориентационной сфере — осознание российской гражданской идентичности, патриотизма, чувства гордости за российскую химическую науку;

в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории в высшей школе, где химия является профилирующей дисциплиной;

в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью, готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;

- сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- формирование навыков экспериментальной и исследовательской деятельности; участие в публичном представлении результатов самостоятельной познавательной деятельности;

- участие в профильных олимпиадах различных уровней в соответствии с желаемыми результатами и адекватной самооценкой;

в сфере сбережения здоровья — принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков) на основе знаний о свойствах наркологических и наркотических веществ;

- соблюдение правил техники безопасности при работе с веществами, материалами и процессами в учебной (научной) лаборатории и на производстве.

Метапредметные результаты освоения выпускниками средней (полной) школы курса химии:

- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, наблюдение, измерение, проведение эксперимента, моделирование, исследовательская деятельность) для изучения различных сторон окружающей действительности; — владение основными интеллектуальными операциями: формулировка гипотезы, анализ и синтез, сравнение и систематизация, обобщение и конкретизация, выявление причинно-следственных связей и поиск аналогов;

- познание объектов окружающего мира от общего через особенное к единичному;

- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

- использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- владение языковыми средствами, в том числе и языком химии, — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, в том числе и символьные (химические знаки, формулы и уравнения).

Предметными результатами изучения химии на углубленном уровне на ступени среднего (полного) общего образования являются:

1) знание (понимание) характерных признаков важнейших химических понятий: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, изотопы, химическая связь (ковалентная полярная и неполярная, ионная, металлическая, водородная), электроотрицательность, аллотропия, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества ионного, молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, гидролиз, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, катализаторы и катализ, обратимость химических реакций, химическое равновесие, смещение равновесия, тепловой эффект реакции, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия (структурная и пространственная) и гомология, основные типы (соединения, разложения, замещения, обмена), виды (гидрирования и дегидрирования, гидратации и дегидратации, полимеризации и деполимеризации, поликонденсации и изомеризации, каталитические и некаталитические, гомогенные и гетерогенные) и разновидности (ферментативные, горения, этерификации, крекинга, риформинга) реакций в неорганической и органической химии, полимеры, биологически активные соединения;

2) выявление взаимосвязи химических понятий для объяснения состава, строения, свойств отдельных химических объектов и явлений;

3) применение основных положений химических теорий: теории строения атома и химической связи, Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, теории электролитической диссоциации, протонной теории, теории строения органических соединений, закономерностей химической кинетики — для анализа состава, строения и свойств веществ и протекания химических реакций;

4) умение классифицировать неорганические и органические вещества по различным основаниям;

5) установление взаимосвязей между составом, строением, свойствами, практическим применением и получением важнейших веществ;

6) знание основ химической номенклатуры (тривиальной и международной) и умение назвать неорганические и органические соединения по формуле и наоборот;

7) определение: валентности, степени окисления химических элементов, зарядов ионов; видов химических связей в соединениях и типов кристаллических решеток; пространственного строения молекул; типа гидролиза и характера среды водных растворов солей; окислителя и восстановителя; окисления и восстановления; принадлежности веществ к различным классам неорганических и органических соединений; гомологов и изомеров; типов, видов и разновидностей химических реакций в неорганической и органической химии;

8) умение характеризовать: s-, p- и d-элементы по их положению в Периодической системе Д.  И.  Менделеева; общие химические свойства простых веществ — металлов и неметаллов; химические свойства основных классов неорганических и органических соединений в плане общего, особенного и единичного;

9) объяснение: зависимости свойств химических элементов и их соединений от положения элемента в Периодической системе Д.  И.  Менделеева; природы химической связи (ионной, ковалентной, металлической, водородной); зависимости свойств неорганических и органических веществ от их состава и строения; сущности изученных видов химических реакций: электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных; влияния различных факторов на скорость химической реакции и на смещение химического равновесия; механизмов протекания реакций между органическими и неорганическими веществами;

10) умение: составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций с помощью метода электронного баланса; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; проводить химический эксперимент (лабораторные и практические работы) с соблюдением требований к правилам техники безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории).

Содержание курса

Введение (5 ч)

Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества.

Предпосылки создания теории строения: теория радикалов и теория типов, работы А. Кекуле, Э. Франкланда и А. М. Бутлерова, съезд врачей и естествоиспытателей в г. Шпейере. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере н-бутана и изобутана.

Электронное облако и орбиталь, их формы: s- и р-. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и ее разновидности: s- и p-. Образование молекул Н2, Cl2, N2, HCl, H2O, NH3, CH4, C2H4, C2H2. Образование ионов NH4 + и H3O+. Сравнение обменного и донорно-акцепторного механизмов образования ковалентной связи.

Первое валентное состояние — sp3-гибридизация — на примере молекулы метана и других алканов. Второе валентное состояние — sp2-гибридизация — на примере молекулы этилена. Третье валентное состояние — sp-гибридизация — на примере молекулы ацетилена. Геометрия молекул этих веществ и характеристика видов ковалентной связи в них.

Демонстрации. Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них. Модели молекул CH4 и СН3ОН; C2H2, C2H4 и C6H6; н-бутана и изобутана. Взаимодействие натрия с этанолом и отсутствие взаимодействия с диэтиловым эфиром. Коллекция полимеров, природных и синтетических каучуков, лекарственных препаратов, красителей. Шаростержневые и объемные модели молекул Н2, Cl2, N2, H2O, CH4. Шаростержневые и объемные модели CH4, C2H4, C2H2.

Тема 1. Строение органических соединений (9 ч)

Классификация органических соединений по строению углеродного скелета: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические (циклоалканы и арены) и гетероциклические. Классификация органических соединений по 12 функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры.

Номенклатура рациональная и ИЮПАК (IUPAC). Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК: замещения, родоначальной структуры, старшинства характеристических групп.

Структурная изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Пространственная изомерия и ее виды: геометрическая и оптическая. Биологическое значение оптической изомерии.

Демонстрации. Образцы представителей различных классов органических соединений и шаростержневые или объемные модели их молекул. Таблицы «Название алканов и алкильных заместителей» и «Основные классы органических соединений». Модели молекул изомеров разных видов изомерии.

Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул веществ — представителей различных классов органических соединений.

Контрольная работа № 1. «Строение и классификация органических соединений»

Тема 2. Реакции органических соединений (6ч)

Понятие о реакциях замещения. Галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз галогеналканов.

Понятие о реакциях присоединения. Гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование. Реакции полимеризации и поликонденсации.

Понятие о реакциях отщепления (элиминирования). Дегидрирование алканов. Дегидратация спиртов. Дегидрохлорирование на примере галогеналканов. Понятие о крекинге алканов и деполимеризации полимеров. Реакции изомеризации.

Понятие о нуклеофиле и электрофиле. Классификация реакций по типу реагирующих частиц (нуклеофильные и электрофильные) и принципу изменения состава молекулы. Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ. Индуктивный и мезомерный эффекты. Правило Марковникова.

Расчетные задачи. 1. Вычисление выхода продукта реакции от теоретически возможного. 2. Комбинированные задачи.

Демонстрации. Взрыв смеси метана с хлором. Обесцвечивание бромной воды этиленом и ацетиленом. Получение фенолформальдегидной смолы и полимера. Деполимеризация полиэтилена. Получение этилена из этанола. Крекинг керосина. Взрыв гремучего газа. Горение метана или пропан-бутановой смеси (из газовой зажигалки). Взрыв смеси метана или пропан-бутановой смеси с кислородом (воздухом).

Тема 3. Углеводороды (29 ч)

Алканы. Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические свойства алканов. Алканы в природе. Промышленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование солей карбоновых кислот, гидролиз карбида алюминия. Реакции замещения. Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение алканов. Изомеризация алканов. Применение алканов. Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Практическое использование знаний о механизме (свободнорадикальном) реакций в правилах техники безопасности в быту и на производстве.

Алкены. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов, спиртов. Понятие об индуктивном (+I) эффекте на примере молекулы пропена. Реакции присоединения (галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация, гидрирование). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств. Механизм реакции электрофильного присоединения к алкенам. Окисление алкенов в «мягких» и «жестких» условиях.

Алкины. Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов. Реакции присоединения: галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова), гидрирование. Тримеризация ацетилена в бензол. Окисление алкинов. Особые свойства терминальных алкинов. Применение алкинов.

Алкадиены. Общая формула алкадиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства. Взаимное расположение π -связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С. В. Лебедева. Особенности реакций присоединения к алкадиенам с сопряженными p-связями.

Циклоалканы. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Напряжение цикла в С3Н6, С4Н8 и С5Н10, конформации С6Н12. Получение и химические свойства циклоалканов: горение, радикальное замещение. Особые свойства циклопропана, циклобутана.

Арены. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Сопряжение p-связей. Изомерия и номенклатура аренов, их получение. Гомологи бензола. Влияние боковой цепи на электронную плотность сопряженного p-облака в молекулах гомологов бензола на примере толуола. Химические свойства бензола. Реакции замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование и алкилирование. Применение бензола и его гомологов. Сравнение реакционной способности бензола и толуола в реакциях замещения. Ориентирующее действие метильной группы в реакциях замещения с участием толуола. Ориентанты I и II рода в реакциях замещения с участием аренов. Реакции по боковой цепи алкилбензолов.

Природные источники углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля. Экологические аспекты добычи, переработки и использования полезных ископаемых.

Расчетные задачи. 1. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. 2. Нахождение молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединениях. 3. Комбинированные задачи.

Демонстрации. Получение метана из ацетата натрия и гидроксида натрия. Модели молекул алканов — шаростержневые и объемные. Горение метана, пропан-бутановой смеси, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение метана, пропан-бутановой смеси, бензина, парафина к бромной воде и раствору перманганата калия. Взрыв смеси метана и хлора, инициируемый освещением. Восстановление оксида меди (II) парафином.

Шаростержневые и объемные модели молекул структурных и пространственных изомеров алкенов. Объемные модели молекул алкенов. Получение этена из этанола. Обесцвечивание этеном бромной воды. Обесцвечивание этеном раствора перманганата калия. Горение этена.

Получение ацетилена из карбида кальция. Взаимодействие ацетилена с бромной водой. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия. Горение ацетилена. Взаимодействие ацетилена с раствором соли меди или серебра.

Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением π -связей. Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением π -связей.

Шаростержневые модели молекул циклоалканов и алкенов. Отношение циклогексана к раствору перманганата калия и бромной воде. Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов. Разделение с помощью делительной воронки смеси бензол—вода. Растворение в бензоле различных органических и неорганических (например, серы) веществ. Экстрагирование красителей и других веществ (например, иода) бензолом из водных растворов. Горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Получение нитробензола.

Коллекция «Природные источники углеводородов». Сравнение процессов горения нефти и природного газа. Образование нефтяной пленки на поверхности воды. Каталитический крекинг парафина. Растворение парафина в бензине и испарение растворителя из смеси. Плавление парафина и его отношение к воде (растворение, сравнение плотностей, смачивание). Разделение смеси бензин—вода с помощью делительной воронки.

Лабораторные опыты. 2. Изготовление парафинированной бумаги, испытание ее свойств — отношение к воде и жирам. 3. Обнаружение Н2О, сажи, СО2 в продуктах горения свечи. 4. Изготовление моделей галогеналканов. 5. Обнаружение непредельных соединений в нефтепродуктах. 6. Ознакомление с образцами полиэтилена и полипропилена. 7. Распознавание образцов алканов и алкенов. 8. Обнаружение воды, сажи и углекислого газа в продуктах горения углеводородов. 9. Изготовление моделей алкинов и их изомеров. 10. Ознакомление с коллекцией «Каучук и резина». 11. Ознакомление с физическими свойствами бензола. 12. Изготовление и использование простейшего прибора для хроматографии. 13. Распознавание органических веществ. 14. Определение качественного состава парафина или бензола. 15. Получение ацетилена и его окисление раствором KMnO4 или бромной водой.

Практическая работа № 1 «Качественный анализ органических соединений»

Практическая работа №2 «Получение этилена»

Контрольная работа №2«Углеводороды».

Тема 4 Кислородсодержащие соединения (28 ч)

Спирты. Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, углеродного скелета). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксильных групп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов. Физиологическое действие метанола и этанола. Алкоголизм, его последствия. Профилактика алкоголизма.

Фенолы. Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства фенола как функция его строения. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола. Сравнение кислотных свойств веществ, содержащих гидроксильную группу: воды, одно- и многоатомных спиртов, фенола. Применение производных фенола.

Альдегиды и кетоны. Строение молекул альдегидов и кетонов, их изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Отдельные представители альдегидов и кетонов. Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)). Качественные реакции на альдегиды. Реакция поликонденсации формальдегида с фенолом. Особенности строения и химических свойств кетонов. Нуклеофильное присоединение к карбонильным соединениям. Присоединение циановодорода и гидросульфита натрия. Способы получения.

Карбоновые кислоты. Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Способы получения. Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия ее проведения. Химические свойства непредельных карбоновых кислот, обусловленные наличием π -связи в молекуле. Реакции электрофильного замещения с участием бензойной кислоты.

Сложные эфиры. Строение сложных эфиров. Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции этерификации — гидролиза; факторы, влияющие на него. Решение расчетных задач на определение выхода продукта реакции (в %) от теоретически возможного, установление формулы и строения вещества по продуктам его сгорания (или гидролиза).

Жиры. Жиры как сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение жиров. Номенклатура и классификация жиров. Масла. Жиры в природе. Биологические функции жиров. Свойства жиров. Омыление жиров, получение мыла. Объяснение моющих свойств мыла. Гидрирование жидких жиров. Маргарин. Понятие о CMC. Объяснение моющих свойств мыла и CMC (в сравнении).

Расчетные задачи. 1. Вычисления по термохимическим уравнениям.

Демонстрации. Физические свойства этанола, пропанола-1 и бутанола-1. Шаростержневые модели молекул изомеров с молекулярными формулами С3Н8О и С4Н10О. Количественное вытеснение водорода из спирта натрием. Сравнение реакций горения этилового и пропилового спиртов. Сравнение скоростей взаимодействия натрия с этанолом, пропанолом-2, глицерином. Получение простого эфира. Получение сложного эфира. Получение этена из этанола.

Растворимость фенола в воде при обычной и повышенной температуре. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой. Реакция фенола с хлоридом железа (III). Реакция фенола с формальдегидом.

Шаростержневые модели молекул альдегидов и изомерных им кетонов. Окисление бензальдегида на воздухе. Реакция «серебряного зеркала». Окисление альдегидов гидроксидом меди (II).

Знакомство с физическими свойствами некоторых карбоновых кислот: муравьиной, уксусной, пропионовой, масляной, щавелевой, лимонной, олеиновой, стеариновой, бензойной. Возгонка бензойной кислоты. Отношение различных карбоновых кислот к воде. Сравнение кислотности среды водных растворов муравьиной и уксусной кислот одинаковой молярности. Получение приятно пахнущего сложного эфира. Отношение к бромной воде и раствору перманганата калия предельной и непредельной карбоновых кислот. Шаростержневые модели молекул сложных эфиров и изомерных им карбоновых кислот. Отношение сливочного, подсолнечного и машинного масла к водным растворам брома и перманганата калия.

Лабораторные опыты. 16. Растворение глицерина в воде. 17. Взаимодействие глицерина с Cu(OH)2. 18. Ректификация смеси вода—этанол (1—2 стадии). 19.Взаимодействие фенола с раствором щелочи. 20.Распознавание растворов фенолята натрия и карбоната натрия (барботаж выдыхаемого воздуха или действие сильной кислоты). 21.Взаимодействие фенола с бромной водой. 22.Распознавание водных растворов фенола и глицерина. 23.Знакомство с физическими свойствами отдельных представителей альдегидов и кетонов: ацетальдегида, ацетона, водного раствора формальдегида. 24.Окисление этанола в этаналь. 25.Реакция «серебряного зеркала». 26.Окисление альдегидов гидроксидом меди (II). 27.Получение фенолоформальдегидного полимера. 28.Взаимодействие раствора уксусной кислоты с магнием (цинком), оксидом меди  (II), гидроксидом железа  (III), раствором карбоната натрия, раствором стеарата калия (мыла). 29.Ознакомление с образцами сложных эфиров. 30.Отношение сложных эфиров к воде и органическим веществам (например, красителям). 31.Выведение жирного пятна с помощью сложного эфира. 32.Растворимость жиров в воде и органических растворителях. 33.Распознавание сливочного масла и маргарина с помощью подкисленного теплого раствора KMnO4. 34.Получение мыла. 35.Сравнение моющих свойств хозяйственного мыла и СМС в жесткой воде.

Экспериментальные задачи. 1.Распознавание растворов ацетата натрия, карбоната натрия, силиката натрия и стеарата натрия. 2.Распознавание образцов сливочного масла и маргарина. 3.Получение карбоновой кислоты из мыла. 4.Получение уксусной кислоты из ацетата натрия.

Практическая работа № 3 «Спирты»

Практическая работа № 4 «Альдегиды и кетоны»

Практическая работа № 5 «Карбоновые кислоты»

Контрольная работа № 3 «Карбоновые кислоты и их производные»

Тема 5. Углеводы (9 ч)

Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы.

Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.

Моносахариды. Глюкоза, ее физические свойства. Строение молекулы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди (II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на основе ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы.

Дисахариды. Строение дисахаридов. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды. Сахароза, лактоза, их строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья.

Полисахариды. Крахмал и целлюлоза (сравнительная характеристика: строение, свойства, биологическая роль). Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов. Понятие об искусственных волокнах. Взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами — образование сложных эфиров.

Демонстрации. Образцы углеводов и изделий из них. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом меди (II). Получение сахарата кальция и выделение сахарозы из раствора сахарата кальция. Реакция «серебряного зеркала» для глюкозы. Взаимодействие глюкозы с фуксинсернистой кислотой. Отношение растворов сахарозы и мальтозы (лактозы) к гидроксиду меди (II) при нагревании. Ознакомление с физическими свойствами целлюлозы и крахмала. Набухание целлюлозы и крахмала в воде. Получение нитрата целлюлозы.

Лабораторные опыты. 36.Ознакомление с физическими свойствами глюкозы (аптечная упаковка, таблетки). 37.Взаимодействие с Cu(OH)2 при различной температуре. 38.Кислотный гидролиз сахарозы. 39.Знакомство с образцами полисахаридов. 40.Обнаружение крахмала с помощью качественной реакции в меде, хлебе, клетчатке, бумаге, клейстере, йогурте, маргарине. 41.Знакомство с коллекцией волокон.

Экспериментальные задачи. 1.Распознавание растворов глюкозы и глицерина. 2.Определение наличия крахмала в меде, хлебе, маргарине.

Практическая работа № 6 «Углеводы»

Тема 6 Азотсодержащие соединения (10 ч)

Амины. Состав и строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с водой и кислотами. Гомологический ряд ароматических аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов. Применение аминов.

Аминокислоты и белки. Состав и строение молекул аминокислот. Изомерия аминокислот. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями. Взаимодействие аминокислот с кислотами. Образование внутримолекулярных солей (биполярного иона). Реакция поликонденсации аминокислот. Синтетические волокна (капрон, энант и др.). Биологическая роль аминокислот. Применение аминокислот.

Белки как природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции. Биологические функции белков. Значение белков. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения.

Нуклеиновые кислоты. Общий план строения нуклеотидов. Понятие о пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры молекулы ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология. Трансгенные формы животных и растений.

Демонстрации. Физические свойства метиламина. Горение метиламина. Взаимодействие анилина и метиламина с водой и кислотами. Отношение бензола и анилина к бромной воде. Окрашивание тканей анилиновыми красителями. Обнаружение функциональных групп в молекулах аминокислот. Нейтрализация щелочи аминокислотой. Нейтрализация кислоты аминокислотой. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков. Качественные реакции на белки. Модели молекулы ДНК и различных видов молекул РНК. Образцы продуктов питания из трансгенных форм растений и животных; лекарств и препаратов, изготовленных с помощью генной инженерии.

Лабораторные опыты. 42.Изготовление шаростержневых моделей молекул изомерных аминов. 43.Изготовление моделей изомерных молекул состава СзН7NO2. 44.Растворение белков в воде и их коагуляция. 45.Обнаружение белка в курином яйце и в молоке.

Практическая работа № 7 «Идентификация органических соединений»

Контрольная работа № 4 «Углеводы и азотсодержащие соединения»

Тема 7. Биологически активные соединения (12 ч)

Витамины. Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Нормы потребления витаминов. Водорастворимые (на примере витамина С) и жирорастворимые (на примере витаминов А и D) витамины. Понятие об авитаминозах, гипер- и гиповитаминозах. Профилактика авитаминозов.

Ферменты. Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Значение в биологии и применение в промышленности. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность. Зависимость активности фермента от температуры и рН среды.

Гормоны. Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Классификация гормонов: стероиды, производные аминокислот, полипептидные и белковые гормоны. Отдельные представители гормонов: эстрадиол, тестостерон, инсулин, адреналин.

Лекарства. Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), аспирин. Безопасные способы применения, лекарственные формы. Антибиотики, их классификация по строению, типу и спектру действия. Дисбактериоз. Наркотики, наркомания и ее профилактика.

Демонстрации. Образцы витаминных препаратов. Поливитамины. Иллюстрации фотографий животных с различными формами авитаминозов. Сравнение скорости разложения Н2О2 под действием фермента (каталазы) и неорганических катализаторов (KI, FеCl3, MnO2). Плакат или кодограмма с изображением структурных формул эстрадиола, тестостерона, адреналина. Взаимодействие адреналина с раствором FeCl3. Белковая природа инсулина (цветные реакции на белки). Плакаты или кодограммы с формулами амида сульфаниловой кислоты, дигидрофолиевой и ложной дигидрофолиевой кислот, бензилпенициллина, тетрациклина, цефотаксима, аспирина.

Лабораторные опыты. 46. Обнаружение витамина А в растительном масле. 47.Обнаружение витамина С в яблочном соке. 48.Обнаружение витамина D в желтке куриного яйца. 49.Ферментативный гидролиз крахмала под действием амилазы. 50.Разложение пероксида водорода под действием каталазы. 51.Действие дегидрогеназы на метиленовый синий. 52.Испытание растворимости адреналина в воде и соляной кислоте. 53.Обнаружение аспирина в готовой лекарственной форме (реакцией гидролиза или цветной реакцией с сульфатом бериллия).



Тематический план курса

п/п

Тема

Всего часов

1

Введение

5

2

Тема 1. Строение и классификация органических соединений

9

3

Тема 2.Реакции органических соединений

6

4

Тема 3. Углеводороды

29

5

Тема 4. Кислородсодержащие соединения

28

6

Тема 5. Углеводы

9

7

Тема 6. Азотсодержащие органические соединения

10

8

Тема 7. Биологически активные органические соединения.

12


Итого:

108

10 класс (профиль)





Календарно - тематическое планирование

10 класс (профиль)

урока

урока в теме

Тема урока

Лабораторные работы

Сроки проведения

Введение – 5 часов

Предмет органической химии.

Вводный, первичный инструктаж.



Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова.



Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова.



Строение атома углерода.



Валентные состояния атома углерода.



Тема 1. Строение и классификация органических соединений – 9 часов

Классификация органических соединений



Классификация органических соединений



Основы номенклатуры органических соединений



Основы номенклатуры органических соединений



Изомерия в органической химии и её виды.



Изомерия в органической химии и её виды.



Решение задач на вывод молекулярных формул



Обобщение по строению и классификации органических соединений.

Л.Р. №1. Изготовление моделей молекул веществ — представителей различных классов органических соединений.


Контрольная

работа № 1. «Строение и классификация органических соединений»



Тема 2. Реакции органических соединений - 6 часов

Типы химических реакций в органической химии. Реакции присоединения и замещения



Типы химических реакций в органической химии. Реакции присоединения и замещения



Реакции отщепления и изомеризации



Реакции отщепления и изомеризации



Реакционные частицы в органической химии



Обобщение знаний о типах химических реакций



Тема 3. Углеводороды - 29 часов

Алканы: строение, изомерия, номенклатура

Л.Р.№ 2. Изготовление парафинированной бумаги, испытание ее свойств — отношение к воде и жирам.


Алканы: строение, изомерия, номенклатура



Физические и химические свойства алканов.

Л.Р.№ 3. Обнаружение Н2О, сажи, СО2 в продуктах горения свечи.

Л.Р.№ 4. Изготовление моделей галогеналканов


Физические и химические свойства алканов.



Получение и применение алканов



Алкены: строение, изомерия, номенклатура



Физические и химические свойства алкенов.

Л.Р.№ 5. Обнаружение непредельных соединений в нефтепродуктах.


Физические и химические свойства алкенов.

Л.Р № 6. Ознакомление с образцами полиэтилена и полипропилена.


Получение, применение алкенов.



Обобщение по темам «Алканы» и «Алкены».

Л.Р.№ 7. Распознавание образцов алканов и алкенов.

Л.Р.№ 8. Обнаружение воды, сажи и углекислого газа в продуктах горения углеводородов.


Алкины. Строение, изомерия, номенклатура.

Л.Р № 9. Изготовление моделей алкинов и их изомеров.


Физические и химические

свойства алкинов.



Получение и применение алкинов.



Алкадиены: строение, номенклатура, физические свойства.



Химические свойства алкадиенов. Каучуки и резина.

Л.Р.№ 10. Ознакомление с коллекцией «Каучук и резина».


Циклоалканы.



Циклоалканы.



Арены. Бензол-строение молекулы. Изомерия аренов.



Физические и химические свойства аренов.

Л.Р.№ 11. Ознакомление с физическими свойствами бензола.


Физические и химические свойства аренов.



Получение и применение аренов.



Генетическая связь между классами углеводородов.



Генетическая связь между классами углеводородов.

Л.Р. № 12. Изготовление и использование простейшего прибора для хроматографии.

Л.Р.№ 13. Распознавание органических веществ.

Л.Р.№ 14. Определение качественного состава парафина или бензола.


Природные источники углеводородов. Нефть.

Л.Р.№15. Получение ацетилена и его окисление раствором KMnO4 или бромной водой.


Обобщение по теме «Углеводороды».



Обобщение по теме «Углеводороды».



Контрольная работа №2 «Углеводороды».



Практическая работа №1 «Качественный анализ органических соединений».



Практическая работа №2 «Получение этилена»



Тема 4. Кислородсодержащие соединения – 28 часов

Спирты. Состав, классификация, изомерия.



Химические свойства предельных одноатомных спиртов



Химические свойства предельных одноатомных спиртов



Многоатомные спирты

Л.Р. № 16. Растворение глицерина в воде. Л.Р.№ 17. Взаимодействие глицерина с Cu(OH)2.

Л.Р. 18. Ректификация смеси вода—этанол (1—2 стадии).


Решение задач на вывод формул.



Решение задач на вывод формул.



Практическая работа № 3 «Спирты».



Фенол. Строение. Физические и химические свойства

Л.Р.№19.Взаимодействие фенола с раствором щелочи. Л.Р.№ 20. Распознавание растворов фенолята натрия и карбоната натрия (барботаж выдыхаемого воздуха или действие сильной кислоты).

Л.Р. №21. Взаимодействие фенола с бромной водой.

Л.Р. № 22. Распознавание водных растворов фенола и глицерина.


Получение и применение фенола.



Альдегиды. Кетоны. Строение, классификация, изомерия, номенклатура.



Альдегиды. Кетоны. Строение, классификация, изомерия, номенклатура.

Л.Р.№ 23. Знакомство с физическими свойствами отдельных представителей альдегидов и кетонов: ацетальдегида, ацетона, водного раствора формальдегида.


Химические свойства альдегидов и кетонов. Качественные реакции на альдегиды.

Л.Р № 24. Окисление этанола в этаналь.

Л.Р № 25. Реакция «серебряного зеркала».


Химические свойства альдегидов и кетонов. Качественные реакции на альдегиды.

Л.Р.№ 26. Окисление альдегидов гидроксидом меди (II).

Л.Р.№ 27. Получение фенолоформальдегидного полимера.


Практическая работа №4. «Альдегиды и кетоны».



Обобщение: спирты, фенол, альдегиды



Обобщение: спирты, фенол, альдегиды



Карбоновые кислоты: строение, классификация, номенклатура.



Физические и химические свойства карбоновых кислот.

Л.Р. № 28. Взаимодействие раствора уксусной кислоты с магнием (цинком), оксидом меди  (II), гидроксидом железа  (III), раствором карбоната натрия, раствором стеарата калия (мыла).


Физические и химические свойства карбоновых кислот.



Получение и применение кислот. Высшие жирные кислоты.



Сложные эфиры.

Л.Р.№ 29. Ознакомление с образцами сложных эфиров. Л.Р.№ 30. Отношение сложных эфиров к воде и органическим веществам (например, красителям).

Л.Р.№ 31. Выведение жирного пятна с помощью сложного эфира.


Сложные эфиры.



Жиры. Мыла

Л.Р.№ 32. Растворимость жиров в воде и органических растворителях. Л.Р.№ 33. Распознавание сливочного масла и маргарина с помощью подкисленного теплого раствора KMnO4.


Обобщение по теме «Карбоновые кислоты. Сложные эфиры Жиры»

Л.Р.№ 34. Получение мыла. Л.Р.№ 35. Сравнение моющих свойств хозяйственного мыла и СМС в жесткой воде.


Обобщение по теме «Карбоновые кислоты. Сложные эфиры Жиры»



Решение расчетных задач.



Контрольная работа № 3 «Карбоновые кислоты и их производные»



Практическая работа № 5

«Карбоновые кислоты»



Тема 5. Углеводы – 9 часов

Углеводы, их состав и классификация.



Моносахариды. Глюкоза и фруктоза.

Л.Р.№ 36. Ознакомление с физическими свойствами глюкозы (аптечная упаковка, таблетки).

Л.Р.№ 37. Взаимодействие с Cu(OH)2 при различной температуре.


Моносахариды. Глюкоза и фруктоза.



Дисахариды.

Л.Р.№ 38. Кислотный гидролиз сахарозы


Полисахариды. Крахмал. Целлюлоза.

Л.Р.№ 39. Знакомство с образцами полисахаридов. Л.Р.№ 40. Обнаружение крахмала с помощью качественной реакции в меде, хлебе, клетчатке, бумаге, клейстере, йогурте, маргарине. Л.Р.№ 41. Знакомство с коллекцией волокон.


Полисахариды. Крахмал. Целлюлоза.



Практическая работа № 6 «Углеводы»



Обобщение по теме «Углеводы»



Решение расчетных задач



Тема 6. Азотсодержащие соединения – 10 часов

Амины. Анилин

Л.Р.№ 42. Изготовление шаростержневых моделей молекул изомерных аминов. Л.Р.№ 43. Изготовление моделей изомерных молекул состава СзН7NO2.


Амины. Анилин



Аминокислоты



Аминокислоты



Белки



Белки

Л.Р.№ 44. Растворение белков в воде и их коагуляция.

Л.Р.№ 45. Обнаружение белка в курином яйце и в молоке.


Нуклеиновые кислоты



Практическая работа № 7 «Идентификация органических соединений.



Обобщение «Азотсодержащие соединения»



Контрольная работа № 4 «Углеводы и азотсодержащие соединения»



Тема 7. Биологически активные соединения – 12 часов

Витамины



Витамины

Л.Р.№ 46. Обнаружение витамина А в растительном масле.

Л.Р.№ 47. Обнаружение витамина С в яблочном соке. Л.Р.№ 48. Обнаружение витамина D в желтке куриного яйца.


Ферменты.



Ферменты.

Л.Р.№ 49. Ферментативный гидролиз крахмала под действием амилазы.

Л.Р.№ 50. Разложение пероксида водорода под действием каталазы.

Л.Р.№ 51. Действие дегидрогеназы на метиленовый синий.


Гормоны.



Гормоны.



Лекарства.




Лекарства.

Л.Р.№ 52. Испытание растворимости адреналина в воде и соляной кислоте. Л.Р.№ 53. Обнаружение аспирина в готовой лекарственной форме (реакцией гидролиза или цветной реакцией с сульфатом бериллия).


Повторение и систематизация знаний за курс 10 класса.



Повторение и систематизация знаний за курс 10 класса.



Годовая контрольная работа за курс 10 класса.



Анализ контрольной работы.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!