Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Кыштовская средняя общеобразовательная школа №1
с. Кыштовки Кыштовского района Новосибирской области
Адрес: 632270 с. Кыштовка Кыштовский район ул. Садовая, 14
Тел: 8-383-71-21060
Рассмотрено на заседании методического объединения _______________________ ______________________________________ Протокол №_____ от_________ Г.И. Новикова_________________ | Согласовано Зам. директора по УВР С.Н. Вардугина ___________________ | Утверждено Приказом директора МБОУ КСОШ №1 _________ / Л.А. Ерёминой/ Приказ № _______ от_________ |
Рабочая программа
учебного курса «Химия» в 10 классе
(Профильное обучение)
Срок реализации программы: 1 год
2018 г.
Результаты освоения курса химии
в 10 классе (профильное обучение)
Деятельность учителя в обучении химии в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
— в ценностно-ориентационной сфере — осознание российской гражданской идентичности, патриотизма, чувства гордости за российскую химическую науку;
— в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории в высшей школе, где химия является профилирующей дисциплиной;
— в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью, готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
- сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- формирование навыков экспериментальной и исследовательской деятельности; участие в публичном представлении результатов самостоятельной познавательной деятельности;
- участие в профильных олимпиадах различных уровней в соответствии с желаемыми результатами и адекватной самооценкой;
— в сфере сбережения здоровья — принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков) на основе знаний о свойствах наркологических и наркотических веществ;
- соблюдение правил техники безопасности при работе с веществами, материалами и процессами в учебной (научной) лаборатории и на производстве.
Метапредметные результаты освоения выпускниками средней (полной) школы курса химии:
- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, наблюдение, измерение, проведение эксперимента, моделирование, исследовательская деятельность) для изучения различных сторон окружающей действительности; — владение основными интеллектуальными операциями: формулировка гипотезы, анализ и синтез, сравнение и систематизация, обобщение и конкретизация, выявление причинно-следственных связей и поиск аналогов;
- познание объектов окружающего мира от общего через особенное к единичному;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- владение языковыми средствами, в том числе и языком химии, — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, в том числе и символьные (химические знаки, формулы и уравнения).
Предметными результатами изучения химии на углубленном уровне на ступени среднего (полного) общего образования являются:
1) знание (понимание) характерных признаков важнейших химических понятий: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, изотопы, химическая связь (ковалентная полярная и неполярная, ионная, металлическая, водородная), электроотрицательность, аллотропия, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества ионного, молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, гидролиз, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, катализаторы и катализ, обратимость химических реакций, химическое равновесие, смещение равновесия, тепловой эффект реакции, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия (структурная и пространственная) и гомология, основные типы (соединения, разложения, замещения, обмена), виды (гидрирования и дегидрирования, гидратации и дегидратации, полимеризации и деполимеризации, поликонденсации и изомеризации, каталитические и некаталитические, гомогенные и гетерогенные) и разновидности (ферментативные, горения, этерификации, крекинга, риформинга) реакций в неорганической и органической химии, полимеры, биологически активные соединения;
2) выявление взаимосвязи химических понятий для объяснения состава, строения, свойств отдельных химических объектов и явлений;
3) применение основных положений химических теорий: теории строения атома и химической связи, Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, теории электролитической диссоциации, протонной теории, теории строения органических соединений, закономерностей химической кинетики — для анализа состава, строения и свойств веществ и протекания химических реакций;
4) умение классифицировать неорганические и органические вещества по различным основаниям;
5) установление взаимосвязей между составом, строением, свойствами, практическим применением и получением важнейших веществ;
6) знание основ химической номенклатуры (тривиальной и международной) и умение назвать неорганические и органические соединения по формуле и наоборот;
7) определение: валентности, степени окисления химических элементов, зарядов ионов; видов химических связей в соединениях и типов кристаллических решеток; пространственного строения молекул; типа гидролиза и характера среды водных растворов солей; окислителя и восстановителя; окисления и восстановления; принадлежности веществ к различным классам неорганических и органических соединений; гомологов и изомеров; типов, видов и разновидностей химических реакций в неорганической и органической химии;
8) умение характеризовать: s-, p- и d-элементы по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева; общие химические свойства простых веществ — металлов и неметаллов; химические свойства основных классов неорганических и органических соединений в плане общего, особенного и единичного;
9) объяснение: зависимости свойств химических элементов и их соединений от положения элемента в Периодической системе Д. И. Менделеева; природы химической связи (ионной, ковалентной, металлической, водородной); зависимости свойств неорганических и органических веществ от их состава и строения; сущности изученных видов химических реакций: электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных; влияния различных факторов на скорость химической реакции и на смещение химического равновесия; механизмов протекания реакций между органическими и неорганическими веществами;
10) умение: составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций с помощью метода электронного баланса; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; проводить химический эксперимент (лабораторные и практические работы) с соблюдением требований к правилам техники безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории).
Содержание курса
Введение (5 ч)
Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества.
Предпосылки создания теории строения: теория радикалов и теория типов, работы А. Кекуле, Э. Франкланда и А. М. Бутлерова, съезд врачей и естествоиспытателей в г. Шпейере. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере н-бутана и изобутана.
Электронное облако и орбиталь, их формы: s- и р-. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и ее разновидности: s- и p-. Образование молекул Н2, Cl2, N2, HCl, H2O, NH3, CH4, C2H4, C2H2. Образование ионов NH4 + и H3O+. Сравнение обменного и донорно-акцепторного механизмов образования ковалентной связи.
Первое валентное состояние — sp3-гибридизация — на примере молекулы метана и других алканов. Второе валентное состояние — sp2-гибридизация — на примере молекулы этилена. Третье валентное состояние — sp-гибридизация — на примере молекулы ацетилена. Геометрия молекул этих веществ и характеристика видов ковалентной связи в них.
Демонстрации. Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них. Модели молекул CH4 и СН3ОН; C2H2, C2H4 и C6H6; н-бутана и изобутана. Взаимодействие натрия с этанолом и отсутствие взаимодействия с диэтиловым эфиром. Коллекция полимеров, природных и синтетических каучуков, лекарственных препаратов, красителей. Шаростержневые и объемные модели молекул Н2, Cl2, N2, H2O, CH4. Шаростержневые и объемные модели CH4, C2H4, C2H2.
Тема 1. Строение органических соединений (9 ч)
Классификация органических соединений по строению углеродного скелета: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические (циклоалканы и арены) и гетероциклические. Классификация органических соединений по 12 функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры.
Номенклатура рациональная и ИЮПАК (IUPAC). Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК: замещения, родоначальной структуры, старшинства характеристических групп.
Структурная изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Пространственная изомерия и ее виды: геометрическая и оптическая. Биологическое значение оптической изомерии.
Демонстрации. Образцы представителей различных классов органических соединений и шаростержневые или объемные модели их молекул. Таблицы «Название алканов и алкильных заместителей» и «Основные классы органических соединений». Модели молекул изомеров разных видов изомерии.
Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул веществ — представителей различных классов органических соединений.
Контрольная работа № 1. «Строение и классификация органических соединений»
Тема 2. Реакции органических соединений (6ч)
Понятие о реакциях замещения. Галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз галогеналканов.
Понятие о реакциях присоединения. Гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование. Реакции полимеризации и поликонденсации.
Понятие о реакциях отщепления (элиминирования). Дегидрирование алканов. Дегидратация спиртов. Дегидрохлорирование на примере галогеналканов. Понятие о крекинге алканов и деполимеризации полимеров. Реакции изомеризации.
Понятие о нуклеофиле и электрофиле. Классификация реакций по типу реагирующих частиц (нуклеофильные и электрофильные) и принципу изменения состава молекулы. Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ. Индуктивный и мезомерный эффекты. Правило Марковникова.
Расчетные задачи. 1. Вычисление выхода продукта реакции от теоретически возможного. 2. Комбинированные задачи.
Демонстрации. Взрыв смеси метана с хлором. Обесцвечивание бромной воды этиленом и ацетиленом. Получение фенолформальдегидной смолы и полимера. Деполимеризация полиэтилена. Получение этилена из этанола. Крекинг керосина. Взрыв гремучего газа. Горение метана или пропан-бутановой смеси (из газовой зажигалки). Взрыв смеси метана или пропан-бутановой смеси с кислородом (воздухом).
Тема 3. Углеводороды (29 ч)
Алканы. Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические свойства алканов. Алканы в природе. Промышленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование солей карбоновых кислот, гидролиз карбида алюминия. Реакции замещения. Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение алканов. Изомеризация алканов. Применение алканов. Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Практическое использование знаний о механизме (свободнорадикальном) реакций в правилах техники безопасности в быту и на производстве.
Алкены. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов, спиртов. Понятие об индуктивном (+I) эффекте на примере молекулы пропена. Реакции присоединения (галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация, гидрирование). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств. Механизм реакции электрофильного присоединения к алкенам. Окисление алкенов в «мягких» и «жестких» условиях.
Алкины. Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов. Реакции присоединения: галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова), гидрирование. Тримеризация ацетилена в бензол. Окисление алкинов. Особые свойства терминальных алкинов. Применение алкинов.
Алкадиены. Общая формула алкадиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства. Взаимное расположение π -связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С. В. Лебедева. Особенности реакций присоединения к алкадиенам с сопряженными p-связями.
Циклоалканы. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Напряжение цикла в С3Н6, С4Н8 и С5Н10, конформации С6Н12. Получение и химические свойства циклоалканов: горение, радикальное замещение. Особые свойства циклопропана, циклобутана.
Арены. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Сопряжение p-связей. Изомерия и номенклатура аренов, их получение. Гомологи бензола. Влияние боковой цепи на электронную плотность сопряженного p-облака в молекулах гомологов бензола на примере толуола. Химические свойства бензола. Реакции замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование и алкилирование. Применение бензола и его гомологов. Сравнение реакционной способности бензола и толуола в реакциях замещения. Ориентирующее действие метильной группы в реакциях замещения с участием толуола. Ориентанты I и II рода в реакциях замещения с участием аренов. Реакции по боковой цепи алкилбензолов.
Природные источники углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля. Экологические аспекты добычи, переработки и использования полезных ископаемых.
Расчетные задачи. 1. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. 2. Нахождение молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединениях. 3. Комбинированные задачи.
Демонстрации. Получение метана из ацетата натрия и гидроксида натрия. Модели молекул алканов — шаростержневые и объемные. Горение метана, пропан-бутановой смеси, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение метана, пропан-бутановой смеси, бензина, парафина к бромной воде и раствору перманганата калия. Взрыв смеси метана и хлора, инициируемый освещением. Восстановление оксида меди (II) парафином.
Шаростержневые и объемные модели молекул структурных и пространственных изомеров алкенов. Объемные модели молекул алкенов. Получение этена из этанола. Обесцвечивание этеном бромной воды. Обесцвечивание этеном раствора перманганата калия. Горение этена.
Получение ацетилена из карбида кальция. Взаимодействие ацетилена с бромной водой. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия. Горение ацетилена. Взаимодействие ацетилена с раствором соли меди или серебра.
Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением π -связей. Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением π -связей.
Шаростержневые модели молекул циклоалканов и алкенов. Отношение циклогексана к раствору перманганата калия и бромной воде. Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов. Разделение с помощью делительной воронки смеси бензол—вода. Растворение в бензоле различных органических и неорганических (например, серы) веществ. Экстрагирование красителей и других веществ (например, иода) бензолом из водных растворов. Горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Получение нитробензола.
Коллекция «Природные источники углеводородов». Сравнение процессов горения нефти и природного газа. Образование нефтяной пленки на поверхности воды. Каталитический крекинг парафина. Растворение парафина в бензине и испарение растворителя из смеси. Плавление парафина и его отношение к воде (растворение, сравнение плотностей, смачивание). Разделение смеси бензин—вода с помощью делительной воронки.
Лабораторные опыты. 2. Изготовление парафинированной бумаги, испытание ее свойств — отношение к воде и жирам. 3. Обнаружение Н2О, сажи, СО2 в продуктах горения свечи. 4. Изготовление моделей галогеналканов. 5. Обнаружение непредельных соединений в нефтепродуктах. 6. Ознакомление с образцами полиэтилена и полипропилена. 7. Распознавание образцов алканов и алкенов. 8. Обнаружение воды, сажи и углекислого газа в продуктах горения углеводородов. 9. Изготовление моделей алкинов и их изомеров. 10. Ознакомление с коллекцией «Каучук и резина». 11. Ознакомление с физическими свойствами бензола. 12. Изготовление и использование простейшего прибора для хроматографии. 13. Распознавание органических веществ. 14. Определение качественного состава парафина или бензола. 15. Получение ацетилена и его окисление раствором KMnO4 или бромной водой.
Практическая работа № 1 «Качественный анализ органических соединений»
Практическая работа №2 «Получение этилена»
Контрольная работа №2«Углеводороды».
Тема 4 Кислородсодержащие соединения (28 ч)
Спирты. Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, углеродного скелета). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксильных групп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов. Физиологическое действие метанола и этанола. Алкоголизм, его последствия. Профилактика алкоголизма.
Фенолы. Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства фенола как функция его строения. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола. Сравнение кислотных свойств веществ, содержащих гидроксильную группу: воды, одно- и многоатомных спиртов, фенола. Применение производных фенола.
Альдегиды и кетоны. Строение молекул альдегидов и кетонов, их изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Отдельные представители альдегидов и кетонов. Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)). Качественные реакции на альдегиды. Реакция поликонденсации формальдегида с фенолом. Особенности строения и химических свойств кетонов. Нуклеофильное присоединение к карбонильным соединениям. Присоединение циановодорода и гидросульфита натрия. Способы получения.
Карбоновые кислоты. Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Способы получения. Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия ее проведения. Химические свойства непредельных карбоновых кислот, обусловленные наличием π -связи в молекуле. Реакции электрофильного замещения с участием бензойной кислоты.
Сложные эфиры. Строение сложных эфиров. Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции этерификации — гидролиза; факторы, влияющие на него. Решение расчетных задач на определение выхода продукта реакции (в %) от теоретически возможного, установление формулы и строения вещества по продуктам его сгорания (или гидролиза).
Жиры. Жиры как сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение жиров. Номенклатура и классификация жиров. Масла. Жиры в природе. Биологические функции жиров. Свойства жиров. Омыление жиров, получение мыла. Объяснение моющих свойств мыла. Гидрирование жидких жиров. Маргарин. Понятие о CMC. Объяснение моющих свойств мыла и CMC (в сравнении).
Расчетные задачи. 1. Вычисления по термохимическим уравнениям.
Демонстрации. Физические свойства этанола, пропанола-1 и бутанола-1. Шаростержневые модели молекул изомеров с молекулярными формулами С3Н8О и С4Н10О. Количественное вытеснение водорода из спирта натрием. Сравнение реакций горения этилового и пропилового спиртов. Сравнение скоростей взаимодействия натрия с этанолом, пропанолом-2, глицерином. Получение простого эфира. Получение сложного эфира. Получение этена из этанола.
Растворимость фенола в воде при обычной и повышенной температуре. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой. Реакция фенола с хлоридом железа (III). Реакция фенола с формальдегидом.
Шаростержневые модели молекул альдегидов и изомерных им кетонов. Окисление бензальдегида на воздухе. Реакция «серебряного зеркала». Окисление альдегидов гидроксидом меди (II).
Знакомство с физическими свойствами некоторых карбоновых кислот: муравьиной, уксусной, пропионовой, масляной, щавелевой, лимонной, олеиновой, стеариновой, бензойной. Возгонка бензойной кислоты. Отношение различных карбоновых кислот к воде. Сравнение кислотности среды водных растворов муравьиной и уксусной кислот одинаковой молярности. Получение приятно пахнущего сложного эфира. Отношение к бромной воде и раствору перманганата калия предельной и непредельной карбоновых кислот. Шаростержневые модели молекул сложных эфиров и изомерных им карбоновых кислот. Отношение сливочного, подсолнечного и машинного масла к водным растворам брома и перманганата калия.
Лабораторные опыты. 16. Растворение глицерина в воде. 17. Взаимодействие глицерина с Cu(OH)2. 18. Ректификация смеси вода—этанол (1—2 стадии). 19.Взаимодействие фенола с раствором щелочи. 20.Распознавание растворов фенолята натрия и карбоната натрия (барботаж выдыхаемого воздуха или действие сильной кислоты). 21.Взаимодействие фенола с бромной водой. 22.Распознавание водных растворов фенола и глицерина. 23.Знакомство с физическими свойствами отдельных представителей альдегидов и кетонов: ацетальдегида, ацетона, водного раствора формальдегида. 24.Окисление этанола в этаналь. 25.Реакция «серебряного зеркала». 26.Окисление альдегидов гидроксидом меди (II). 27.Получение фенолоформальдегидного полимера. 28.Взаимодействие раствора уксусной кислоты с магнием (цинком), оксидом меди (II), гидроксидом железа (III), раствором карбоната натрия, раствором стеарата калия (мыла). 29.Ознакомление с образцами сложных эфиров. 30.Отношение сложных эфиров к воде и органическим веществам (например, красителям). 31.Выведение жирного пятна с помощью сложного эфира. 32.Растворимость жиров в воде и органических растворителях. 33.Распознавание сливочного масла и маргарина с помощью подкисленного теплого раствора KMnO4. 34.Получение мыла. 35.Сравнение моющих свойств хозяйственного мыла и СМС в жесткой воде.
Экспериментальные задачи. 1.Распознавание растворов ацетата натрия, карбоната натрия, силиката натрия и стеарата натрия. 2.Распознавание образцов сливочного масла и маргарина. 3.Получение карбоновой кислоты из мыла. 4.Получение уксусной кислоты из ацетата натрия.
Практическая работа № 3 «Спирты»
Практическая работа № 4 «Альдегиды и кетоны»
Практическая работа № 5 «Карбоновые кислоты»
Контрольная работа № 3 «Карбоновые кислоты и их производные»
Тема 5. Углеводы (9 ч)
Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы.
Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.
Моносахариды. Глюкоза, ее физические свойства. Строение молекулы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди (II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на основе ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы.
Дисахариды. Строение дисахаридов. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды. Сахароза, лактоза, их строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья.
Полисахариды. Крахмал и целлюлоза (сравнительная характеристика: строение, свойства, биологическая роль). Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов. Понятие об искусственных волокнах. Взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами — образование сложных эфиров.
Демонстрации. Образцы углеводов и изделий из них. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом меди (II). Получение сахарата кальция и выделение сахарозы из раствора сахарата кальция. Реакция «серебряного зеркала» для глюкозы. Взаимодействие глюкозы с фуксинсернистой кислотой. Отношение растворов сахарозы и мальтозы (лактозы) к гидроксиду меди (II) при нагревании. Ознакомление с физическими свойствами целлюлозы и крахмала. Набухание целлюлозы и крахмала в воде. Получение нитрата целлюлозы.
Лабораторные опыты. 36.Ознакомление с физическими свойствами глюкозы (аптечная упаковка, таблетки). 37.Взаимодействие с Cu(OH)2 при различной температуре. 38.Кислотный гидролиз сахарозы. 39.Знакомство с образцами полисахаридов. 40.Обнаружение крахмала с помощью качественной реакции в меде, хлебе, клетчатке, бумаге, клейстере, йогурте, маргарине. 41.Знакомство с коллекцией волокон.
Экспериментальные задачи. 1.Распознавание растворов глюкозы и глицерина. 2.Определение наличия крахмала в меде, хлебе, маргарине.
Практическая работа № 6 «Углеводы»
Тема 6 Азотсодержащие соединения (10 ч)
Амины. Состав и строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с водой и кислотами. Гомологический ряд ароматических аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов. Применение аминов.
Аминокислоты и белки. Состав и строение молекул аминокислот. Изомерия аминокислот. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями. Взаимодействие аминокислот с кислотами. Образование внутримолекулярных солей (биполярного иона). Реакция поликонденсации аминокислот. Синтетические волокна (капрон, энант и др.). Биологическая роль аминокислот. Применение аминокислот.
Белки как природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции. Биологические функции белков. Значение белков. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения.
Нуклеиновые кислоты. Общий план строения нуклеотидов. Понятие о пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры молекулы ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология. Трансгенные формы животных и растений.
Демонстрации. Физические свойства метиламина. Горение метиламина. Взаимодействие анилина и метиламина с водой и кислотами. Отношение бензола и анилина к бромной воде. Окрашивание тканей анилиновыми красителями. Обнаружение функциональных групп в молекулах аминокислот. Нейтрализация щелочи аминокислотой. Нейтрализация кислоты аминокислотой. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков. Качественные реакции на белки. Модели молекулы ДНК и различных видов молекул РНК. Образцы продуктов питания из трансгенных форм растений и животных; лекарств и препаратов, изготовленных с помощью генной инженерии.
Лабораторные опыты. 42.Изготовление шаростержневых моделей молекул изомерных аминов. 43.Изготовление моделей изомерных молекул состава СзН7NO2. 44.Растворение белков в воде и их коагуляция. 45.Обнаружение белка в курином яйце и в молоке.
Практическая работа № 7 «Идентификация органических соединений»
Контрольная работа № 4 «Углеводы и азотсодержащие соединения»
Тема 7. Биологически активные соединения (12 ч)
Витамины. Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Нормы потребления витаминов. Водорастворимые (на примере витамина С) и жирорастворимые (на примере витаминов А и D) витамины. Понятие об авитаминозах, гипер- и гиповитаминозах. Профилактика авитаминозов.
Ферменты. Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Значение в биологии и применение в промышленности. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность. Зависимость активности фермента от температуры и рН среды.
Гормоны. Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Классификация гормонов: стероиды, производные аминокислот, полипептидные и белковые гормоны. Отдельные представители гормонов: эстрадиол, тестостерон, инсулин, адреналин.
Лекарства. Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), аспирин. Безопасные способы применения, лекарственные формы. Антибиотики, их классификация по строению, типу и спектру действия. Дисбактериоз. Наркотики, наркомания и ее профилактика.
Демонстрации. Образцы витаминных препаратов. Поливитамины. Иллюстрации фотографий животных с различными формами авитаминозов. Сравнение скорости разложения Н2О2 под действием фермента (каталазы) и неорганических катализаторов (KI, FеCl3, MnO2). Плакат или кодограмма с изображением структурных формул эстрадиола, тестостерона, адреналина. Взаимодействие адреналина с раствором FeCl3. Белковая природа инсулина (цветные реакции на белки). Плакаты или кодограммы с формулами амида сульфаниловой кислоты, дигидрофолиевой и ложной дигидрофолиевой кислот, бензилпенициллина, тетрациклина, цефотаксима, аспирина.
Лабораторные опыты. 46. Обнаружение витамина А в растительном масле. 47.Обнаружение витамина С в яблочном соке. 48.Обнаружение витамина D в желтке куриного яйца. 49.Ферментативный гидролиз крахмала под действием амилазы. 50.Разложение пероксида водорода под действием каталазы. 51.Действие дегидрогеназы на метиленовый синий. 52.Испытание растворимости адреналина в воде и соляной кислоте. 53.Обнаружение аспирина в готовой лекарственной форме (реакцией гидролиза или цветной реакцией с сульфатом бериллия).
Тематический план курса
№ п/п | Тема | Всего часов |
1 | Введение | 5 |
2 | Тема 1. Строение и классификация органических соединений | 9 |
3 | Тема 2.Реакции органических соединений | 6 |
4 | Тема 3. Углеводороды | 29 |
5 | Тема 4. Кислородсодержащие соединения | 28 |
6 | Тема 5. Углеводы | 9 |
7 | Тема 6. Азотсодержащие органические соединения | 10 |
8 | Тема 7. Биологически активные органические соединения. | 12 |
| Итого: | 108 |
10 класс (профиль)
Календарно - тематическое планирование
10 класс (профиль)
№ урока | № урока в теме | Тема урока | Лабораторные работы | Сроки проведения |
Введение – 5 часов |
-
| -
| Предмет органической химии. Вводный, первичный инструктаж. | | |
-
| -
| Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. | | |
-
| -
| Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. | | |
-
| -
| Строение атома углерода. | | |
-
| -
| Валентные состояния атома углерода. | | |
Тема 1. Строение и классификация органических соединений – 9 часов |
-
| -
| Классификация органических соединений | | |
-
| -
| Классификация органических соединений | | |
-
| -
| Основы номенклатуры органических соединений | | |
-
| -
| Основы номенклатуры органических соединений | | |
-
| -
| Изомерия в органической химии и её виды. | | |
-
| -
| Изомерия в органической химии и её виды. | | |
-
| -
| Решение задач на вывод молекулярных формул | | |
-
| -
| Обобщение по строению и классификации органических соединений. | Л.Р. №1. Изготовление моделей молекул веществ — представителей различных классов органических соединений. | |
-
| -
| Контрольная работа № 1. «Строение и классификация органических соединений» | | |
Тема 2. Реакции органических соединений - 6 часов |
-
| -
| Типы химических реакций в органической химии. Реакции присоединения и замещения | | |
-
| -
| Типы химических реакций в органической химии. Реакции присоединения и замещения | | |
-
| -
| Реакции отщепления и изомеризации | | |
-
| -
| Реакции отщепления и изомеризации | | |
-
| -
| Реакционные частицы в органической химии | | |
-
| -
| Обобщение знаний о типах химических реакций | | |
Тема 3. Углеводороды - 29 часов |
-
| -
| Алканы: строение, изомерия, номенклатура | Л.Р.№ 2. Изготовление парафинированной бумаги, испытание ее свойств — отношение к воде и жирам. | |
-
| -
| Алканы: строение, изомерия, номенклатура | | |
-
| -
| Физические и химические свойства алканов. | Л.Р.№ 3. Обнаружение Н2О, сажи, СО2 в продуктах горения свечи. Л.Р.№ 4. Изготовление моделей галогеналканов | |
-
| -
| Физические и химические свойства алканов. | | |
-
| -
| Получение и применение алканов | | |
-
| -
| Алкены: строение, изомерия, номенклатура | | |
-
| -
| Физические и химические свойства алкенов. | Л.Р.№ 5. Обнаружение непредельных соединений в нефтепродуктах. | |
-
| -
| Физические и химические свойства алкенов. | Л.Р № 6. Ознакомление с образцами полиэтилена и полипропилена. | |
-
| -
| Получение, применение алкенов. | | |
-
| -
| Обобщение по темам «Алканы» и «Алкены». | Л.Р.№ 7. Распознавание образцов алканов и алкенов. Л.Р.№ 8. Обнаружение воды, сажи и углекислого газа в продуктах горения углеводородов. | |
-
| -
| Алкины. Строение, изомерия, номенклатура. | Л.Р № 9. Изготовление моделей алкинов и их изомеров. | |
-
| -
| Физические и химические свойства алкинов. | | |
-
| -
| Получение и применение алкинов. | | |
-
| -
| Алкадиены: строение, номенклатура, физические свойства. | | |
-
| -
| Химические свойства алкадиенов. Каучуки и резина. | Л.Р.№ 10. Ознакомление с коллекцией «Каучук и резина». | |
-
| -
| Циклоалканы. | | |
-
| -
| Циклоалканы. | | |
-
| -
| Арены. Бензол-строение молекулы. Изомерия аренов. | | |
-
| -
| Физические и химические свойства аренов. | Л.Р.№ 11. Ознакомление с физическими свойствами бензола. | |
-
| -
| Физические и химические свойства аренов. | | |
-
| -
| Получение и применение аренов. | | |
-
| -
| Генетическая связь между классами углеводородов. | | |
-
| -
| Генетическая связь между классами углеводородов. | Л.Р. № 12. Изготовление и использование простейшего прибора для хроматографии. Л.Р.№ 13. Распознавание органических веществ. Л.Р.№ 14. Определение качественного состава парафина или бензола. | |
-
| -
| Природные источники углеводородов. Нефть. | Л.Р.№15. Получение ацетилена и его окисление раствором KMnO4 или бромной водой. | |
-
| -
| Обобщение по теме «Углеводороды». | | |
-
| -
| Обобщение по теме «Углеводороды». | | |
-
| -
| Контрольная работа №2 «Углеводороды». | | |
-
| -
| Практическая работа №1 «Качественный анализ органических соединений». | | |
-
| -
| Практическая работа №2 «Получение этилена» | | |
Тема 4. Кислородсодержащие соединения – 28 часов |
-
| -
| Спирты. Состав, классификация, изомерия. | | |
-
| -
| Химические свойства предельных одноатомных спиртов | | |
-
| -
| Химические свойства предельных одноатомных спиртов | | |
-
| -
| Многоатомные спирты | Л.Р. № 16. Растворение глицерина в воде. Л.Р.№ 17. Взаимодействие глицерина с Cu(OH)2. Л.Р. 18. Ректификация смеси вода—этанол (1—2 стадии). | |
-
| -
| Решение задач на вывод формул. | | |
-
| -
| Решение задач на вывод формул. | | |
-
| -
| Практическая работа № 3 «Спирты». | | |
-
| -
| Фенол. Строение. Физические и химические свойства | Л.Р.№19.Взаимодействие фенола с раствором щелочи. Л.Р.№ 20. Распознавание растворов фенолята натрия и карбоната натрия (барботаж выдыхаемого воздуха или действие сильной кислоты). Л.Р. №21. Взаимодействие фенола с бромной водой. Л.Р. № 22. Распознавание водных растворов фенола и глицерина. | |
-
| -
| Получение и применение фенола. | | |
-
| -
| Альдегиды. Кетоны. Строение, классификация, изомерия, номенклатура. | | |
-
| -
| Альдегиды. Кетоны. Строение, классификация, изомерия, номенклатура. | Л.Р.№ 23. Знакомство с физическими свойствами отдельных представителей альдегидов и кетонов: ацетальдегида, ацетона, водного раствора формальдегида. | |
-
| -
| Химические свойства альдегидов и кетонов. Качественные реакции на альдегиды. | Л.Р № 24. Окисление этанола в этаналь. Л.Р № 25. Реакция «серебряного зеркала». | |
-
| -
| Химические свойства альдегидов и кетонов. Качественные реакции на альдегиды. | Л.Р.№ 26. Окисление альдегидов гидроксидом меди (II). Л.Р.№ 27. Получение фенолоформальдегидного полимера. | |
-
| -
| Практическая работа №4. «Альдегиды и кетоны». | | |
-
| -
| Обобщение: спирты, фенол, альдегиды | | |
-
| -
| Обобщение: спирты, фенол, альдегиды | | |
-
| -
| Карбоновые кислоты: строение, классификация, номенклатура. | | |
-
| -
| Физические и химические свойства карбоновых кислот. | Л.Р. № 28. Взаимодействие раствора уксусной кислоты с магнием (цинком), оксидом меди (II), гидроксидом железа (III), раствором карбоната натрия, раствором стеарата калия (мыла). | |
-
| -
| Физические и химические свойства карбоновых кислот. | | |
-
| -
| Получение и применение кислот. Высшие жирные кислоты. | | |
-
| -
| Сложные эфиры. | Л.Р.№ 29. Ознакомление с образцами сложных эфиров. Л.Р.№ 30. Отношение сложных эфиров к воде и органическим веществам (например, красителям). Л.Р.№ 31. Выведение жирного пятна с помощью сложного эфира. | |
-
| -
| Сложные эфиры. | | |
-
| -
| Жиры. Мыла | Л.Р.№ 32. Растворимость жиров в воде и органических растворителях. Л.Р.№ 33. Распознавание сливочного масла и маргарина с помощью подкисленного теплого раствора KMnO4. | |
-
| -
| Обобщение по теме «Карбоновые кислоты. Сложные эфиры Жиры» | Л.Р.№ 34. Получение мыла. Л.Р.№ 35. Сравнение моющих свойств хозяйственного мыла и СМС в жесткой воде. | |
-
| -
| Обобщение по теме «Карбоновые кислоты. Сложные эфиры Жиры» | | |
-
| -
| Решение расчетных задач. | | |
-
| -
| Контрольная работа № 3 «Карбоновые кислоты и их производные» | | |
-
| -
| Практическая работа № 5 «Карбоновые кислоты» | | |
Тема 5. Углеводы – 9 часов |
-
| -
| Углеводы, их состав и классификация. | | |
-
| -
| Моносахариды. Глюкоза и фруктоза. | Л.Р.№ 36. Ознакомление с физическими свойствами глюкозы (аптечная упаковка, таблетки). Л.Р.№ 37. Взаимодействие с Cu(OH)2 при различной температуре. | |
-
| -
| Моносахариды. Глюкоза и фруктоза. | | |
-
| -
| Дисахариды. | Л.Р.№ 38. Кислотный гидролиз сахарозы | |
-
| -
| Полисахариды. Крахмал. Целлюлоза. | Л.Р.№ 39. Знакомство с образцами полисахаридов. Л.Р.№ 40. Обнаружение крахмала с помощью качественной реакции в меде, хлебе, клетчатке, бумаге, клейстере, йогурте, маргарине. Л.Р.№ 41. Знакомство с коллекцией волокон. | |
-
| -
| Полисахариды. Крахмал. Целлюлоза. | | |
-
| -
| Практическая работа № 6 «Углеводы» | | |
-
| -
| Обобщение по теме «Углеводы» | | |
-
| -
| Решение расчетных задач | | |
Тема 6. Азотсодержащие соединения – 10 часов |
-
| -
| Амины. Анилин | Л.Р.№ 42. Изготовление шаростержневых моделей молекул изомерных аминов. Л.Р.№ 43. Изготовление моделей изомерных молекул состава СзН7NO2. | |
-
| -
| Амины. Анилин | | |
-
| -
| Аминокислоты | | |
-
| -
| Аминокислоты | | |
-
| -
| Белки | | |
-
| -
| Белки | Л.Р.№ 44. Растворение белков в воде и их коагуляция. Л.Р.№ 45. Обнаружение белка в курином яйце и в молоке. | |
-
| -
| Нуклеиновые кислоты | | |
-
| -
| Практическая работа № 7 «Идентификация органических соединений. | | |
-
| -
| Обобщение «Азотсодержащие соединения» | | |
-
| -
| Контрольная работа № 4 «Углеводы и азотсодержащие соединения» | | |
Тема 7. Биологически активные соединения – 12 часов |
-
| -
| Витамины | | |
-
| -
| Витамины | Л.Р.№ 46. Обнаружение витамина А в растительном масле. Л.Р.№ 47. Обнаружение витамина С в яблочном соке. Л.Р.№ 48. Обнаружение витамина D в желтке куриного яйца. | |
-
| -
| Ферменты. | | |
-
| -
| Ферменты. | Л.Р.№ 49. Ферментативный гидролиз крахмала под действием амилазы. Л.Р.№ 50. Разложение пероксида водорода под действием каталазы. Л.Р.№ 51. Действие дегидрогеназы на метиленовый синий. | |
-
| -
| Гормоны. | | |
-
| -
| Гормоны. | | |
-
| -
| Лекарства. | | |
-
| -
| Лекарства. | Л.Р.№ 52. Испытание растворимости адреналина в воде и соляной кислоте. Л.Р.№ 53. Обнаружение аспирина в готовой лекарственной форме (реакцией гидролиза или цветной реакцией с сульфатом бериллия). | |
-
| -
| Повторение и систематизация знаний за курс 10 класса. | | |
-
| -
| Повторение и систематизация знаний за курс 10 класса. | | |
-
| -
| Годовая контрольная работа за курс 10 класса. | | |
-
| -
| Анализ контрольной работы. | | |