СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета (курса) «География» для учащихся 6 классов,находящихся на длительном лечении.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета (курса) «География» для учащихся 6 классов,находящихся на длительном лечении.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Школа № 56»



«Рассмотрено» «Согласовано»: «Утверждаю»

на заседании Заместитель Директор

методического директора по УР МБОУ СОШ № 56

объединения учителей _______М.В. Войтко _______И.В. Наумова









Рабочая программа

учебного предмета (курса) «География»

для учащихся 6 классов,находящихся на длительном лечении.







Автор - составитель:

учитель географии и биологии

первой квалификационной

категории

Шавыкин Роман Олегович



Рязань

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, учебного плана МБОУ «школа № 56», примерной программы среднего общего образования по географии.

Рабочая программа для 6 класса рассчитана на 52 часа (1.5 часа в неделю), конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам и темам.

Рабочая программа адресована учащимся 6 классов находящимся на длительном лечении в больницах.

Учебный план МБОУ «школа №56» предусматривает организацию групповых занятий по предмету «География» с учащимися 6 класса, находящимися на длительном лечении в ГБУ РО «ОДКБ им. Дмитриевой» в количестве 1.5 учебных часов в неделю.

Рабочая программа имеет целью развитие у учащихся познавательных действий для систематизации знаний о природе и человеке, и представлений о Земле как планете людей.

Рабочая программа способствует решению следующие задачи:

дальнейшего эффективного обучения;

- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;

- обеспечить прочное и сознательное овладение системой географических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для географической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

- сформировать представление об идеях и методах географии, о географии как форме описания и методе познания окружающего мира;

- сформировать представление о географии как части общечеловеческой культуры, понимание значимости географии для общественного прогресса;

- сформировать устойчивый интерес к географии на основе дифференцированного подхода к учащимся;

Специфика рабочей программы заключается в обеспечении универсального характера построения учебной деятельности на основе использования различных УМК по предмету с целью усвоения базового уровня образовательной программы по ключевым тематическим блокам.

При проведении групповых занятий с детьми находящимися на длительном лечении в ГБУ РО «ОДКБ им. Дмитриевой» наиболее востребованными являются технологии, которые позволяют организовать учебную деятельность с учетом состояния здоровья детей и обеспечить индивидуализацию образовательного процесса.

Cпецифика курса географии требует особой организации учебной деятельности школьников, находящихся на длительном лечении в ГБУРО «ОДКБ им. Н.В. Дмитриевой»: использование здоровьесберегающей технологии, технология дифференцированного обучения.

Текущий контроль успеваемости осуществляется в соответствии с уставом, положением о текущей и промежуточной аттестацией учащихся 1-11 классов. Контроль текущей успеваемости осуществляется поурочно. Промежуточная аттестация по предмету отсутствует в связи со спецификой данной системы обучения.


Общая характеристика учебного предмета и его место в учебном плане

География-дисциплина, синтезирующая естественное и общественное направление в науке. Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве.

Изучение географии направлено на достижение следующих целей:

Формирование знаний законов и закономерностей пространственно-временной организации географической оболочки и ее объектов разного масштаба (от материков до мелких ПТК), географических основ охраны природы и рационального природопользования. Формирование комплексного мышления и целостного восприятия

территории, знаний и понимания географических закономерностей, понимания насущных проблем взаимодействия человека и природной среды. Подготовка учащихся к решению многих проблем жизни общества: политических, экономических, социальных, экологических. Знакомство учащихся с основными факторами, принципами и направлениями формирования новой территориальной структуры российского общества, путями перехода России к устойчивому развитию. Развитие ассоциативного мышления путем формирования географического образа мира, его крупных частей (материков и стран),своей страны и «малой родины».

Курс географии 6 класс является первым географическим курсом, оказывающим влияние на формирование географической культуры учащихся как части общей культуры человека. Важнейшей целью курса является организация деятельности обучающихся по усвоению его содержания, реализация личностного, системно - деятельностного подходов в обучении, формирование ценностных ориентаций, познавательного интереса к географии, навыков применения географических знаний в жизненной практике, умения ориентироваться в географическом пространстве.

Курс ориентирован на усвоение учащимися:

общечеловеческих ценностей, связанных со значимостью

географического пространства для человека, с заботой, сохранением окружающей среды для жизни на Земле и жизнедеятельности человека; опыта человечества через освоение им научных общекультурных достижений (карты, путешествия, наблюдения, традиции, современная информация, техника и т.д.), соответствующие изучению, освоению, сохранению географического пространства; опыта ориентирования в пространстве с помощью различных способов, обеспечивающих безопасность человека (планов, карт, приборов, природных объектов); опыта реализации личностных социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схем, проектов, эссе, дневников, описаний, стихов, карт, компьютерных программ) и презентаций их в диалоге.

Федеральный базисный учебный план для среднего общего образования на изучение предмета «Географии» в 6 классе отводит 35 часа на базовом уровне, из расчёта 1 учебный час в неделю.



Содержание предмета  

ВВЕДЕНИЕ. ЗЕМЛЯ КАК ПЛАНЕТА   

Что изучает география. Значение этой науки в жизни людей.  Шарообразная форма Земли и ее доказательства. Путешест­вие Ф. Магеллана. Основные этапы познания поверхности планеты. Земля — одна из планет Солнечной системы. Сходство и различие с другими планетами. Первые представления о форме и размерах Земли.



СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ

Литосфера    

Внутреннее строение земного шара: ядро, мантия, литосфера. Земная кора — верхняя часть литосферы. Способы изучения зем­ных глубин. Горные породы, слагающие земную кору, их исполь­зование человеком. Внутренние процессы, изменяющие поверх­ность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения. Прояв­ления вулканизма.

Основные формы рельефа суши: равнины и горы, их различия по высоте и характеру залегания пород. Внешние процессы, изме­няющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, подземных вод, ветра, льда и деятельности человека.

Опасные природные явления в литосфере. Правила поведения в экстремальных ситуациях.

Гидросфера  

Гидросфера, ее состав. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и соленость вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холод­ные). Органический мир океана. Хозяйственное значение Мирово­го океана.

Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и ее части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Реки горные и равнинные. Пороги и водопады. Основные типы питания рек. Поведение реки в течение года: половодье, паводок, межень, ледостав. Реки и человек. Озера, происхождение озерных котловин, хозяйственное зна­чение озер. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покров­ное. Ледники — источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование.

Охрана вод от загрязнения. Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искус­ства.

Атмосфера

Атмосфера, ее состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточно­го хода температуры воздуха в зависимости от высоты Солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образо­вания. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмо­сферные осадки. Погода, причины ее изменений, предсказание погоды, народные приметы.

Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхнос­ти земного шара в зависимости от географической широты. Суточ­ное вращение и годовое движение Земли, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанских течений, расположения горных хребтов.

Охрана атмосферного воздуха. Особенности времен года своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народ­ном творчестве и фольклоре.

Биосфера   

Биосфера, ее границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Биоразнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на планете. Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и расти­тельных организмов. Охрана органического мира. Красная книга МСОП. Человек как часть биосферы. Роль деятельности человека в ее изменении. Познание человеком живой природы как необхо­димость удовлетворения потребностей человечества.

Почвенный покров — особая оболочка Земли. Плодородие поч­вы. Почвы, растительный, животный мир и человек в своей местности.

Взаимосвязи компонентов природы.

Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек: литосферы,
гидросферы, атмосферы, биосферы и почвенного покрова. Круговороты воды, живого вещества. Природные комплексы. Изменение лика Земли в результате природных процессов и деятельности человека.

.

 НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ

Человечество – единый биологический вид. Расы. Численность населения Земли, изменения ее на протяжении основных исторических эпох. Крупнейшие народы. Кто живет в нашей местности. Язык, обычаи.

ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА 

Стихийные природные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.





Планируемые результаты изучения учебного

В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса биологии у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Личностные результаты:

  • ответственное отношение к учению;

  • готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;

  • приобретение опыта участия в социально значимом труде;

  • развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • осознание ценности здорового образа жизни;

  • понимание основ экологической культуры.



Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя);

  • планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством учителя);

  • работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

  • работать в соответствии с предложенным планом;

  • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

  • владение основами самоконтроля и самооценки;

  • осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество;

  • оценивать работу одноклассников;

  • в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами;

  • осознание уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению;

  • критичное отношение к своему мнению.

Познавательные УУД:

  • выделять главное, существенные признаки понятий;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

  • сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

  • классифицировать информацию по заданным признакам;

  • решать проблемные задачи;

  • искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

  • создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные).



Предметные результаты:

  • объяснять значение ключевых понятий курса;

  • объяснять особенности строения и развития основных оболочек Земли;

  • называть и объяснять географические закономерности природных процессов;

  • называть и показывать основные географические объекты;

  • работать с основными источниками географической информации (глобусом, планом местности и географическими картами);

  • работать с контурной картой;

  • производить простейшую съемку местности;

  • пользоваться приборами для проведения наблюдений и простейших исследований;

  • ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

  • составлять описания (характеристики) отдельных объектов природы и природного комплекса по плану;

  • приводить примеры единства и взаимосвязей компонентов природы;

  • приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.

  • называть меры по охране природы.






Учебно-тематический план


НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ

ВРЕМЯ НА ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛА



Примерная программа

Измененное тематическое планирование

  Введение.

3

6

Литосфера

6


6

Гидросфера




6


10

Атмосфера


6

10

Биосфера


4

8

Взаимосвязи компонентов природы.

4

4

Население Земли

3

4

Влияние природы на жизнь и здоровье человека

3

4

всего

35

52



Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Учебные пособия.

  1. Герасимова Т.П. Начальный курс географии: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений /Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюдова. – М: Дрофа, 2011г.

  2. УМК. Географический атлас 6 класс М. Дрофа 2011г.

  3. Контурные карты по географии 6 класс М. Дрофа 2011 г.



Дидактические пособия

  1. Т.И.Иванова Тематическое и поурочное планирование по географии 6 класс М. изд. Экзамен 2008

  2. Н.А.Никитина Поурочные разработки по географии Физическая география М. ВАКО 2010

  3. В.И. Сиротин Практические и самостоятельные работы по географииМ. Просвещение 2008

  4. В.Н.Андреева Предметная неделя географии в школе М. «Вако »2006

  5. Электронные уроки Кирилл и Мефодий 6 класс. Виртуальная школа.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!