СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» в соответствии с ФГОС НОО для 3 «А» класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» в соответствии с ФГОС НОО для 3 «А» класса.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»







УТВЕРЖДЕНО

приказом № 64 от 31 августа 2022 г.










Рабочая программа

учебного предмета «Литературное чтение»

в соответствии с ФГОС НОО

для 3 «А» класса









Составитель:

Фёдорова Елена Владимировна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории
















г. Воскресенск

2022 г.

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 (в редакции приказов от 26 ноября 2010 № 1241, от 22 сентября 2021 года № 2357, от 31 декабря 2015 г. № 1576);

  • Образовательной программой начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО МОУ «СОШ №9»;

  • Программой воспитания МОУ «СОШ №9»;

  • Авторской программой для общеобразовательных учреждений «Литературное чтение: рабочие программы. 1-4 классы» (УМК «Школа России») под редакцией А.Ф. Климановой, М.В., Бойкиной М.В. Москва «Просвещение», 2021г.

На основании письма Муниципального учреждения «Управление образования администрации Воскресенского муниципального района Московской области» №1659 были внесены изменения в учебный план образовательной организации в связи с введением учебного предмета «Родное литературное чтение», на изучение учебного предмета «Литературное чтение» в 3 классе отводится 119 ч. в год (3,5 ч в неделю, 34 учебные недели).

Для реализации программного содержания используется учебник по предмету «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В., Виноградской Л.А., Бойкиной М.В. Ч.1.- М.: Просвещение, 2020 г., Ч.2.-М.: Просвещение, 2020 г.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные

Учащиеся научатся:

с уважением относиться к традициям своей семьи, с любовью к тому месту, где родился (своей малой родине);

отзываться положительно о своей Родине, людях, её населяющих;

осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с уважением относиться к людям другой национальности;

проявлять интерес к чтению произведений устного народного творчества своего народа и народов других стран.

Учащиеся получат возможность научиться:

на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире;

осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с пониманием относиться к людям другой национальности; с интересом читать произведения других народов.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

читать задачи, представленные на шмуцтитулах, объяснять их в соответствии с изучаемым материалом урока с помощью учителя;

принимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя и под руководством учителя;

понимать, с какой целью необходимо читать данный текст (вызвал интерес, для того чтобы ответить на вопрос учителя или учебника);

планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану);

контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем;

оценивать результаты собственных учебных действий и учебных действий одноклассников (по алгоритму, заданному учителем или учебником);

выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя;

фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;

осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.

Учащиеся получат возможность научиться:

сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле, с содержанием материала урока в процессе его изучения;

формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока;

читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);

коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;

коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;

контролировать выполнение действий в соответствии с планом;

оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;

оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;

выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;

фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;

выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;

анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;

осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

осмысленно читать слова и предложения; понимать смысл прочитанного;

сравнивать художественные и научно-познавательные тексты; находить сходства и различия;

сопоставлять эпизод литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой);

определять характер литературного героя, называя его качества; соотносить его поступок с качеством характера;

отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2—4 предложений;

отличать произведения устного народного творчества от других произведений;

проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении загадок, песенок, потешек, сказок, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;

понимать смысл читаемого, интерпретировать произведение на основе чтения по ролям.

Учащиеся получат возможность научиться:

пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;

отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;

понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;

понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;

сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;

создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;

понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;

проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;

определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника (рабочей тетради);

понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

отвечать на вопросы учителя по теме урока;

создавать связное высказывание из 3—4 простых предложений с помощью учителя;

слышать и слушать партнёра по общению (деятельности),не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

под руководством учителя объединяться в группу сверстников для выполнения задания, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/хорошо, уместно/неуместно, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;

понимать общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно под руководством учителя;

соотносить в паре или в группе выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске;

оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения по ролям, пересказ текста, выполнение проекта;

признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений;

находить нужную информацию с помощью взрослых, в учебных книгах, словарях;

готовить небольшую презентацию (3—4 слайда) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

Учащиеся получат возможность научиться:

вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;

создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;

оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;

не конфликтовать, использовать вежливые слова;

выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;

употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;

оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;

принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;

определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;

оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;

находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;

готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

воспринимать на слух различные виды текстов (художественные, научно-познавательные, учебные, справочные);

осознавать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, толковать их в соответствии с изучаемым материалом под руководством учителя;

читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать смысл прочитанного;

читать различные книги, осуществлять выбор книги для самостоятельного чтения по названию, оглавлению, обложке;

различать понятия добро и зло на основе прочитанных рассказов и сказок;

отвечать на вопрос: «Почему автор дал своему произведению такое название?»; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;

называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;

различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;

анализировать с помощью учителя (о каком предмете идёт речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;

читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой.

Учащиеся получат возможность научиться:

читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать настроение автора;

ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;

просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в рабочей тетради;

осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;

распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;

пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;

восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;

составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;

сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими группами, используя средства художественной выразительности.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

различать малые фольклорные жанры (загадка, песенка, потешка) и большие фольклорные жанры (сказка);

отличать прозаический текст от поэтического;

находить различия между научно-познавательным и художественным текстом;

называть героев произведения, давать характеристику.

Учащиеся получат возможность научиться:

отгадывать загадки на основе выявления существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами;

находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);

использовать знания о рифме, особенностях стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки, юмористического произведения в своей творческой деятельности.

Планируемые результаты освоение программы воспитания

Цель и задачи воспитания

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания,

культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся:

  1. в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

  2. в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

  3. в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования:

В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:

- быть любящим, послушным, отзывчивым, вежливым, опрятным, скромным, приветливым, уметь сопереживать;

- быть трудолюбивым;

- знать и любить свою Родину, проявлять миролюбие;

- проявлять любознательность;

- вести здоровый образ жизни;

- быть уверенным в себе.

Знание социальных норм и традиций имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в открывающуюся ему систему общественных отношений.

Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса.

Осуществляется анализ педагогами совместно с администрацией школы с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.

Направление самоанализа

Критерии

Формы

Результаты воспитания,

социализации и саморазвития обучающихся

Динамика личностного

развития обучающихся каждого класса

Педагогическое наблюдение

Состояние организуемой

в ОО совместной

деятельности обучающихся и

взрослых

Наличие в ОО событийно

насыщенной и личностно

развивающей совместной

деятельности обучающихся и взрослых

Беседы с обучающимися

и родителями, педагогическими

работниками, лидерами

ученического самоуправления, мониторинг.

Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности».

Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.

Содержание учебного предмета

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч.)

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

Устное народное творчество (14ч.)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Особенности волшебной сказки. Характеристика героев сказки. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Деление текста на части. Составление плана сказки. Русская народная сказка «Иван – Царевич и Серый Волк». Особенности волшебной сказки. Русская народная сказка «Иван – Царевич и Серый Волк». Характеристика героев сказки. Русская народная сказка «Иван – Царевич и Серый Волк». Деление текста на части. Составление плана сказки. Русская народная сказка «Сивка – Бурка». Особенности волшебной сказки. Характеристика героев сказки. Русская народная сказка «Сивка – Бурка». Деление текста на части. Составление плана сказки. Иллюстрации к сказке В.Васнецова и И. Билибина. Сравнение художественного и живописного текстов. КВН. Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». Подготовка к выполнению проекта «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений.

Поэтическая тетрадь (10ч.)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Подготовка к выполнению проекта «Как научиться читать стихи» на основе научно – популярной статьи Я.Смоленского. Ф.И.Тютчев «Листья». Звукопись, её художественно – выразительное значение. Олицетворение – средство художественной выразительности. А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…». Картины природы. Эпитеты – слова, рисующие картины природы. Выразительное чтение стихотворения. И.С.Никитин «Встреча зимы». Олицетворение как приём создания картины природы. И.З.Суриков «Детство». Сравнение как средство создания картин природы в лирическом стихотворении. И.З.Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картин природы в лирическом стихотворении. Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором…». Олицетворение как приём создания картины природы. Путешествие в Литературную страну. Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений. Проект «Как научиться читать стихи».

Великие русские писатели (22ч.)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. А.С.Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина. А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. А.С.Пушкин «Зимнее утро». Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. А.С.Пушкин «Зимний вечер». Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Тема сказки. События сказочного текста. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Сравнение народной и литературной сказок. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Нравственный смысл сказки А.С.Пушкина. Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение. И.А.Крылов. Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. И.А.Крылов «Мартышка и Очки». Мораль басни. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. И.А.Крылов «Зеркало и Обезьяна». Мораль басни. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. И.А.Крылов «Ворона и Лисица». Мораль басни. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. М.Ю.Лермонтов. Статья В.Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. М.Ю.Лермонтов «Утёс». Настроение стихотворения. М.Ю.Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». Настроение стихотворения. Л.Н.Толстой. Детство Л.Н.Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Сравнение текстов. Л.Н.Толстой «Акула». Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Л.Н.Толстой «Прыжок». Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Сравнение рассказов. Литературный праздник. Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели». Оценка достижений.

Литературные сказки (10ч.)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д.Н.Мамин - Сибиряк «Алёнушкины сказки». Присказка. Сравнение литературной и народной сказок.

Д.Н.Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Герои сказки. Характеристика героев сказки. В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок. В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Герои сказки. Сравнение героев сказки. В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки. В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки. В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». Нравственный смысл сказки. КВН. Обобщающий урок по I части учебника. Оценка достижений.

Были - небылицы (10ч.)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. М.Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения – основной приём описания подводного царства. М.Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения – основной приём описания подводного царства. К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения. К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Герои произведения. К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Характеристика героев. А.И.Куприн «Слон». Основные события произведения. А.И.Куприн «Слон». Составление различных вариантов плана. Пересказ. А.И.Куприн «Слон». Пересказ. Урок – путешествие по разделу «Были – небылицы». Оценка достижений.

Поэтическая тетрадь (7ч.)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Саша Чёрный. Стихи о животных. Средства художественной выразительности. Саша Чёрный. Стихи о животных. Авторское отношение к изображаемому. А.А.Блок «Сны». Средства художественной выразительности для создания образа. А.А.Блок «Ворона». Картины зимних забав. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему. С.А.Есенин «Черёмуха». Выразительное чтение стихотворения. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи. М.М.Пришвин «Моя Родина». Поговорим о самом главном. Урок – викторина по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений.

Люби все живое (16ч.)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. И.С.Соколов - Микитов «Листопадничек». Почему произведение так называется? Определение жанра произведения. И.С.Соколов - Микитов «Листопадничек». Главный герой произведения. Рассказ о герое. И.С.Соколов - Микитов «Листопадничек». Творческий пересказ: дополнение содержания текста. В.И.Белов «Малька провинилась». Главные герои рассказа. В.И.Белов «Ещё про Мальку». Главные герои рассказа. В.Ю.Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа. В.Ю.Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа. В.П.Астафьев «Капалуха». Герои произведения. Б.С.Житков «Про обезьянку». Герои произведения. Б.С.Житков «Про обезьянку». Характеристика героев. Б.С.Житков «Про обезьянку». Деление текста на части. Составление плана. Б.С.Житков «Про обезьянку». Пересказ по плану. В.Дуров «Наша Жучка». Герои произведения. Урок – конференция «Земля – наш дом родной». Урок – путешествие по разделу «Люби живое». Оценка достижений.

Поэтическая тетрадь (7ч.)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. С.Я.Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…». Заголовок стихотворения. Выразительное чтение. А.Л.Барто «Разлука». Выразительное чтение. А.Л.Барто «В театре». Выразительное чтение. С.В.Михалков «Если». Выразительное чтение. Е.А.Благинина «Кукушка», «Котёнок». Выразительное чтение. Подготовка к выполнению проекта «Праздник поэзии». Урок – путешествие по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений.

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (14ч.)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Соотнесение пословицы и содержания произведения. М.М.Зощенко «Золотые слова». Смысл названия рассказа. М.М.Зощенко «Золотые слова». Особенности юмористического рассказа. М.М.Зощенко «Великие путешественники». Главная мысль произведения. М.М.Зощенко «Великие путешественники». Восстановление порядка событий. Н.Н.Носов «Федина задача». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. А.П.Платонов «Цветок на земле». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям. А.П.Платонов «Цветок на земле». Чтение по ролям. А.П.Платонов «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. Н.Н.Носов «Телефон». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Н.Н.Носов «Друг детства». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Урок – конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Оценка достижений.

Зарубежная литература (8ч.)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Характеристика героев. Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Деление текста на части. Составление плана. Урок – путешествие по разделу «Зарубежная литература». Оценка достижений.


Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Причина изменения

В авторской программе

В рабочей программе

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

1

На основании письма Муниципального учреждения «Управление образования администрации Воскресенского муниципального района Московской области» №1659 были внесены изменения в учебный план образовательной организации в связи с введением учебного предмета «Родной русский язык».

Устное народное творчество

17

14

Поэтическая тетрадь

7

10

Великие русские писатели

23

22

Литературные сказки

12

10

Были - небылицы

14

10

Поэтическая тетрадь

8

7

Люби всё живое

19

16

Поэтическая тетрадь

8

7

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

17

14

Зарубежная литература

10

8

ИТОГО

136

119



СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР__________ /Белякова О.А./

«31» августа 2022 г.


СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО учителей начальных классов,

рекомендовано к утверждению

протокол № 1 от «30» августа 2022 г.

Руководитель ШМО_____________ /Кудрявцева И.С./





























Календарно - тематический план

по учебному предмету «Литературное чтение» для 3 «А» класса

в соответствии с ФГОС НОО

на 2022 – 2023 учебный год

Учитель: Фёдорова Е.В.

уроков

по порядку

урока

в разделе, теме


Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч.)

1.

1

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

01.09-09.09


Устное народное творчество (14ч.)

2.

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.



3.

2

Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни.



4.

3

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.



5.

4

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

12.09-16.09


6.

5

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Особенности волшебной сказки. Характеристика героев сказки.



7.

6

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Деление текста на части. Составление плана сказки.



8.

7

Русская народная сказка «Иван – Царевич и Серый Волк». Особенности волшебной сказки.



9.

8

Русская народная сказка «Иван – Царевич и Серый Волк». Характеристика героев сказки.

19.09-23.09


10.

9

Русская народная сказка «Иван – Царевич и Серый Волк». Деление текста на части. Составление плана сказки.



11.

10

Русская народная сказка «Сивка – Бурка». Особенности волшебной сказки. Характеристика героев сказки.



12.

11

Русская народная сказка «Сивка – Бурка». Деление текста на части. Составление плана сказки.

26.09-30.09


13.

12

Иллюстрации к сказке В.Васнецова и И. Билибина. Сравнение художественного и живописного текстов.



14.

13

КВН. Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество».



15.

14

Подготовка к выполнению проекта «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений.



Поэтическая тетрадь (10ч.)

16.

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

03.10-07.10


17.

2

Подготовка к выполнению проекта «Как научиться читать стихи» на основе научно – популярной статьи Я.Смоленского.



18.

3

Ф.И.Тютчев «Листья». Звукопись, её художественно – выразительное значение. Олицетворение – средство художественной выразительности.



19.

4

А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…». Картины природы. Эпитеты – слова, рисующие картины природы. Выразительное чтение стихотворения.

17.10-21.10


20.

5

И.С.Никитин «Встреча зимы». Олицетворение как приём создания картины природы.



21.

6

И.З.Суриков «Детство». Сравнение как средство создания картин природы в лирическом стихотворении.



22.

7

И.З.Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картин природы в лирическом стихотворении.



23.

8

Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором…». Олицетворение как приём создания картины природы.

24.10-28.10


24.

9

Путешествие в Литературную страну. Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь».



25.

10

Оценка достижений. Проект «Как научиться читать стихи».



Великие русские писатели (22ч.)

26.

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. А.С.Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина.

31.10-04.11


27.

2

А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения.



28.

3

А.С.Пушкин «Зимнее утро». Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение.



29.

4

А.С.Пушкин «Зимний вечер». Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение.



30.

5

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Тема сказки. События сказочного текста.

07.11-11.11


31.

6

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Сравнение народной и литературной сказок.



32.

7

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки.



33.

8

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Нравственный смысл сказки А.С.Пушкина.

14.11-18.11


34.

9

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение.



35.

10

И.А.Крылов. Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове.



36.

11

И.А.Крылов «Мартышка и Очки». Мораль басни. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков.



37.

12

И.А.Крылов «Зеркало и Обезьяна». Мораль басни. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков.

28.11-02.12


38.

13

И.А.Крылов «Ворона и Лисица». Мораль басни. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков.



39.

14

М.Ю.Лермонтов. Статья В.Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.



40.

15

М.Ю.Лермонтов «Утёс». Настроение стихотворения.

05.12-09.12


41.

16

М.Ю.Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». Настроение стихотворения.



42.

17

Л.Н.Толстой. Детство Л.Н.Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя.



43.

18

Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Сравнение текстов.



44.

19

Л.Н.Толстой «Акула». Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана.

12.12-16.12


45.

20

Л.Н.Толстой «Прыжок». Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана.



46.

21

Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Сравнение рассказов.



47.

22

Литературный праздник. Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели». Оценка достижений.

19.12-23.12


Литературные сказки (10ч.)

48.

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.



49.

2

Д.Н.Мамин - Сибиряк «Алёнушкины сказки». Присказка. Сравнение литературной и народной сказок.



50.

3

Д.Н.Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго Зайца -длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Герои сказки. Характеристика героев сказки.



51.

4

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок.

26.12-30.12


52.

5

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Герои сказки. Сравнение героев сказки.



53.

6

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.



54.

7

В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки.

09.01-13.01


55.

8

В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». Нравственный смысл сказки.



56.

9

КВН. Обобщающий урок по I части учебника.



57.

10

Оценка достижений.



Были – небылицы (10ч.)

58.

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

16.01-20.01


59.

2

М.Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения – основной приём описания подводного царства.



60

3

М.Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения – основной приём описания подводного царства.



61.

4

К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения.

23.01-27.01


62.

5

К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Герои произведения. 



63.

6

К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Характеристика героев.



64.

7

А.И.Куприн «Слон». Основные события произведения.



65.

8

А.И.Куприн «Слон». Составление различных вариантов плана. Пересказ.

30.01-03.02


66.

9

А.И.Куприн «Слон».  Пересказ.



67.

10

Урок – путешествие по разделу «Были – небылицы». Оценка достижений.



Поэтическая тетрадь (7ч.)

68.

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Саша Чёрный. Стихи о животных. Средства художественной выразительности.

06.02-10.02


69.

2

Саша Чёрный. Стихи о животных. Авторское отношение к изображаемому.



70.

3

А.А.Блок «Сны». Средства художественной выразительности для создания образа.



71.

4

А.А.Блок «Ворона». Картины зимних забав. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему.



72.

5

С.А.Есенин «Черёмуха». Выразительное чтение стихотворения. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи.

13.02-17.02



73.

6

М.М.Пришвин «Моя Родина». Поговорим о самом главном.



74.

7

Урок – викторина по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений.



Люби всё живое (16ч.)

75.

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

27.02-03.03


76.

2

И.С.Соколов - Микитов «Листопадничек». Почему произведение так называется? Определение жанра произведения.



77.

3

И.С.Соколов - Микитов «Листопадничек». Главный герой произведения. Рассказ о герое.



78.

4

И.С.Соколов - Микитов «Листопадничек».

Творческий пересказ: дополнение содержания текста.



79.

5

В.И.Белов «Малька провинилась». Главные герои рассказа.

06.03-10-03


80.

6

В.И.Белов «Ещё про Мальку». Главные герои рассказа.



81.

7

В.Ю.Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.



82.

8

В.Ю.Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.

13.03-17-03


83.

9

В.П.Астафьев «Капалуха». Герои произведения.



84.

10

Б.С.Житков  «Про обезьянку». Герои произведения.



85.

11

Б.С.Житков  «Про обезьянку». Характеристика героев.



86.

12

Б.С.Житков  «Про обезьянку». Деление текста на части. Составление плана.

20.03-24.03


87.

13

Б.С.Житков  «Про обезьянку». Пересказ по плану.



88.

14

В.Дуров «Наша Жучка». Герои произведения.



89.

15

Урок – конференция «Земля – наш дом родной».

27.03-31.03


90.

16

Урок – путешествие по разделу «Люби живое». Оценка достижений.



Поэтическая тетрадь (7ч.)

91.

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.



92.

2

С.Я.Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…». Заголовок стихотворения. Выразительное чтение.



93.

3

А.Л.Барто «Разлука». Выразительное чтение.

10.04-14.04


94.

4

А.Л.Барто «В театре». Выразительное чтение.



95.

5

С.В.Михалков «Если». Выразительное чтение.



96.

6

Е.А.Благинина «Кукушка», «Котёнок». Выразительное чтение.

17.04-21.04


97.

7

Подготовка к выполнению проекта «Праздник поэзии». Урок – путешествие по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений.



Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (14ч.)

98.

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.




99.

2

Б.В.Шергин «Собирай по ягодке– наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения.



100.

3

Б.В.Шергин «Собирай по ягодке– наберёшь кузовок». Соотнесение пословицы и содержания произведения.

24.04-28.04


101.

4

М.М.Зощенко «Золотые слова». Смысл названия рассказа. 



102.

5

М.М.Зощенко «Золотые слова». 

Особенности юмористического рассказа.



103.

6

М.М.Зощенко «Великие путешественники». Главная мысль произведения.

01.05-05.05


104.

7

М.М.Зощенко «Великие путешественники».

Восстановление порядка событий.



105.

8

Н.Н.Носов «Федина задача». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка.



106.

9

А.П.Платонов «Цветок на земле». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям.



107.

10

А.П.Платонов «Цветок на земле». Чтение по ролям.

08.05-12.05


108.

11

А.П.Платонов «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев.



109.

12

Н.Н.Носов «Телефон». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка.



110.

13

Н.Н.Носов «Друг детства». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка.

15.05-19-05


111.

14

Урок – конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Оценка достижений.



Зарубежная литература (8ч.)

112.

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.



113.

2

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. 



114.

3

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Характеристика героев. 

22.05-31.05


115.

4

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Деление текста на части. Составление плана.



116.

5

Урок – путешествие по разделу «Зарубежная литература». Оценка достижений.



117.

6

Резервный урок.



118.

7

Резервный урок.



119.

8

Резервный урок.



Итого

часов

В том числе:



по программе

119

уроков повторения

контрольных работ

практических (лабораторных) работ

уроков развития речи

выполнено


0

0

0

0






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!