Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Игнатовская основная общеобразовательная школа»
Людиновского района Калужской области
«РАССМОТРЕНО» на заседании методического совета Протокол №__ от «__»______________2018г | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по учебно воспитательной работе ______________ Е.А.Попкова «______»________________2018г |
Рабочая программа учебного предмета литературное чтение
для обучающихся
с интеллектуальными нарушениями
3-4 классы срок реализации 2года
Разработчик: Юденко Татьяна Викторовна, учитель начальных классов
д. Игнатовка 2018г
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений под редакцией В.В.Воронковой. ( Москва «Просвещение» 2018 года).
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературному чтению. В начальном обучении предмет «Литературное чтение» является важным учебным предметом в программе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, так как направлен развитие речемыслительных способностей
Нормативно – правовое обеспечение: Рабочая программа составлена на основе
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273ФЗ (ст.2 п.22; ст.12 п.1,5; ст.28 п.26; ст. 47 п.3 п.п.5; ст.48 п.1п.п.1);
приказа Министерства образования и науки от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с(интеллектуальными нарушениями»; Перечень нормативных документов:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государтвенного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26)
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений, подготовительный, 1 – 4 классы под редакцией В. В. Воронковой М.; «Просвещение», 2018.
Положение о рабочей программе учебного предмета, внеурочной деятельности, курса по выбору в МКОУ «Игнатовская основная школа» Учебный план МКОУ «Игнатовская основная школа». Устав МКОУ «Игнатовская основная школа»
УМК: Авторы: , Ю.С. Ильина, А.В.Матвеева «Литературное чтение» 3-4 класс, - М.: Просвещение2018.
Предметная область: русский язык и литературное чтение
Цели учебного предмета:
формирование навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения ,совершенствование всех видов речевой деятельности, развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора развитие речемыслительных способностей, развивать коммуникативные умения, научить младшую школьницу эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи.
обеспечение условий достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования и основного общего образования МКОУ «Игнатовская основная школа» средствами литературного чтения.
Сроки реализации программы: 2 года
Количество часов: 204
3 класс | 4 класс |
34 учебные недели | 34 учебные недели |
3 ч в неделю | 3 ч в неделю |
102 часа в год | 102 часа в год |
Основные принципы отбора материала
Литературное чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения чтению обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.
Ведущими принципами обучения чтению являются обучение правильному, грамотному чтению, полному и последовательному пересказу в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений.
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения. Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа. Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения
Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
Курс «Литературное чтение» в образовательной системе обеспечен:
методические рекомендации - М: Просвещение. Я.В.Коршунова, Э.В. Якубовская,
класс - Букварь для 1 Автор В.В.Воронкова, И.В. Коломыткина.
класс – С.Ю. Ильина, Л.В. Матвеева Учебник: (в 2 частях) методические рекомендации - М.: Просвещение.
класс - С.Ю. Ильина, Л.В. Матвеева Учебник: (в 2 частях) методические рекомендации - М.: Просвещение.
класс - С.Ю. Ильина, Л.В. Матвеева Учебник: (в 2 частях) методические рекомендации - М.: Просвещение.
Логика структуры программы:
Обучение чтению направлено на формирование навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.
Основными задачами обучения чтению в 2-4 классах являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное. У обучающихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которые овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного. Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. У обучающихся формируется навык чтения по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.
Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса С выразительностью речи знакомятся в 1 и 2 классах. Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. В 4 классе осуществляется объяснительное чтение, в процессе которого у учащихся совершенствуется техника чтения, развивается умение анализировать произведение, объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий. В течение всего года формируется техника чтения, проводиться работа над пониманием прочитанного, развитием устной речи учащейся, работа по внеклассному чтению, которая будет способствовать развитию интереса к чтению.
Концентрическое построение курса связано с переходом от обучения чтению по слогам обучающихся 1-2 класса к последовательному переходу обучающимися 3-4 класса чтения целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется. Ведущими принципами обучения чтению являются обучение правильному, грамотному чтению, полному и последовательному пересказу в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений. Содержания учебного материала по литературному чтению ориентирован на формирование базовых национальных ценностей. В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения. На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа. Средствами предмета в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
Примерные лексические темы: «Снова школьный звонок прозвенел», «Славная осень», «Учимся трудиться», «Ребятам о зверятах», «Волшебница-зима!», «Так нельзя, а так можно», «Чудесный мир сказок», «Весна в окно стучится», «День смеха», «Родина любимая», «Здравствуй, лето!».
Программа по чтению состоит из следующих разделов: техника чтения, понимание читаемого, развитие устной речи, внеклассное чтение, примерная тематика. В 4 классе обучающиеся должны перейти на правильное чтение вслух целыми словами, чтение про себя.
Техника чтения Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками. Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению целыми словами. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Место предмета в междисциплинарной программе:
Знания, полученные по предмету, обогащают, дополняют знания по другим учебным предметам, тогда обучающиеся получат не разобщенные знания, а систему знаний, которая может быть широко использована. На уроках чтения необходимо привлекаются знания, полученные учащимися на уроках русского языка, математики, рисования, труда, физкультуры и других предметов.
Планируемые
результаты освоения по учебному предмет "Литературное чтение"
(3-4 классы)
Литературное чтение как вид искусства знакомит обучающихся с нравственно эстетическими ценностями народа и человечества, поэтому способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; 7.принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9.развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10. наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
активное использование речевых средств, для решения познавательных задач; 3. овладение навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевого высказывания, составления текстов в устной форме;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установления причинно-следственных связей;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Предметные результаты:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 5. умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
Содержание изучаемого предмета
Содержание чтения: произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, игровые песни.
Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения.
Статьи, содержащие практические советы на темы, связанные с трудом, школой, семьёй, природой.
Примерные лексические темы: «Снова школьный звонок прозвенел», «Славная осень», «Учимся трудиться», «Ребятам о зверятах», «Волшебница-зима!», «Так нельзя, а так можно», «Чудесный мир сказок», «Весна в окно стучится», «День смеха», «Родина любимая», «Здравствуй, лето!».
Техника чтения. Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Переход на чтение целыми словами. Послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре, с предварительным их прочтением с помощью учителя (речевая зарядка). Упражнения в чтении специально подобранных текстов составленных из слов, простых по значению и слоговой структуре.
Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных и двусложных слов типа: что [што], чтой [штобы], кого [каво], чего [чево], вода [вада], олень [алён и т. д. Чтение про себя после анализа текста для подготовки к более быстрому темпу чтения. Выразительное чтение. Соблюдение знаков препинания: короткая пауза на запятой, длинная — на точке. Интонация законченности повествовательного предложения, вопросительная и восклицательная интонация. Передача эмоционального содержания читаемого (грустно, весело, восхищённо) и характера персонажа (ласковый, добрый, злой, хитрый, трусливый). Выделение ремарок автора, чтение текста в соответствии с ними по образцу учителя или самостоятельно (сказал грубо, произнёс медленно и др.). Выразительное чтение по ролям коротких отрывков с прямой речью после работы над текстом.
Выразительное чтение наизусть коротких стихотворений с опорой на чтение учителя. Сознательное чтение. Прослушивание текста с установкой на осмысление его содержания и эмоциональную оценку. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение для ответа на вопрос, для соотнесения предложения текста с иллюстрацией. Установление последовательности действий героев произведения и взаимосвязи событий. Объяснение поступков действующих лиц, оценка их поведения с помощью наводящих вопросов учителя, с опорой на собственный опыт. Создание условий для общения детей, для обмена мнениями в связи с оценкой действий персонажей и сравнением событий рассказа. Развитие умения прогнозировать содержание произведения до его чтения по заглавию («Как вы думаете, о чём или о ком будет идти речь в рассказе?»); оценка правильности или ошибочности прогноза. Объяснение семантики слова с опорой на наглядный материал после разбора его учителем. Выделение учащимися непонятных для них слов. Обращение за разъяснением к товарищу или к учителю. Коллективная работа по выделению главной мысли произведения с помощью наводящих вопросов учителя.
Деление текста на части с опорой на серию картинок.
Развитие речи. Пересказ текста по частям словами, близкими к тексту, с опорой на картинный план или без него. Выделение в тексте слов, характеризующих персонажей; использование этих слов в пересказе. Словесное рисование картин к каждой части. Запоминание диалогов после их чтения по ролям, работа над драматизацией.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение доступных по содержанию детских книг. Правильное называние заглавия произведения
И его автора. Повышение читательской мотивации: чтение учителем начала рассказа, выставка книг, наглядный учёт прочитанных книг. Знакомство с книгой по иллюстрации на обложке и её заглавию. Прогнозирование темы рассказа (о чем или о ком рассказ). Запись в школьную библиотеку. Знакомство с расстановкой книг по темам (о животных, о природе, о праздниках) и жанрам (сказки, рассказы, стихи).
Содержание по учебному предмету
Количество часов
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:
3 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
1. | Поэтическая тетрадь | 11 |
2. | Литературные сказки | 18 |
3. | Были-небылицы | 19 |
4. | Люби живое | 14 |
5. | Собирай по ягодке - наберёшь кузовок | 22 |
6. | По страницам детских журналов | 28 |
7. | Зарубежная литература | 21 |
| ИТОГО: | 133 часа |
4класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
2. | Что такое хорошо | 8 |
3. | « Уж небо осенью дышало…» | 8 |
4. | «Народные сказки» | 10 |
5. | «О труде и трудолюбии» | 6 |
6. | «Произведения русских и зарубежных писателей» | 13 |
7. | «Идет волшебница зима» | 14 |
8. | «Люби все живое» | 12 |
8. | «В стране чудес» | 13 |
9. | «Весна идет» | 12 |
10. | «Лето наступило» | 8 |
| ИТОГО: | 102 часа |
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. на базовом уровне
Обучающиеся к концу 3 класса должны уметь:
осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
отвечать на вопросы по прочитанному;
высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
пересказывать содержание прочитанного;
-устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
Обучающиеся к концу 3 класса должны знать:
Требования к уровню подготовки учащихся, усваивающих программный материал на минимально допустимом уровне:
Обучающиеся к концу 3 класса должны уметь:
-наизусть 5—8 стихотворений.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
Требования к уровню подготовки учащихся, усваивающих программный материал Обучающиеся к концу 4 класса должны уметь:
осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами самостоятельно
отвечать на вопросы по прочитанному самостоятельно
высказывать свое отношение к поступку героя самостоятельно
самостоятельно пересказывать содержание прочитанного
самостоятельно устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
самостоятельно находить нужные книги в библиотеке.
-подбирать материал для чтения в интернете.
Обучающиеся к концу 4 класса должны знать:
-наизусть 8 стихотворений.
Требования к уровню подготовки учащихся, усваивающих программный материал на минимально допустимом уровне
Обучающиеся к концу 4 класса должны уметь:
-отвечать на вопросы по прочитанному самостоятельно
высказывать свое отношение к поступку героя самостоятельно
пересказывать содержание прочитанного с помощью учителя
самостоятельно устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
самостоятельно находить нужные книги в библиотеке.
Обучающиеся к концу 4 класса должны знать:
-наизусть 8 стихотворений.
Тематическое планирование
класс
класс
Тема раздела | Количество часов |
Листья пожелтелые по ветру летят. | 15 |
Раз, два – начинается игра! | 9 |
Будем делать хорошо и не будем – плохо. | 11 |
Зимние узоры. | 12 |
Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно! | 24 |
В окно повеяло весною… | 16 |
На пользу и славу Отечества. | 15 |
ИТОГО | 102 |
Календарно – тематическое планирование
3 класс
№ п\п | Тема урока | Дата проведения | |
| | План | Факт |
1 | М.Садовский «Сентябрь». | | |
2 | В.Воскобойников. «Весёлая улица» . | | |
3 | В.Берестов. «Первое сентября». | | |
4 | В.Драгунский «Завтра в школу». | | |
5 | Э.Шиму. «Пятёрки». | | |
6 | В.Бирюков. «Кто лучшим будет» | | |
7 | В. Хомченко «Обида». | | |
8 | А.Аксёнова. «Наша учительница». | | |
9 | «Школьные загадки». | | |
10 | Проверь себя | | |
11 | О.Высотская «Осень». Ю.Коваль. « Последний лист» | | |
12 | А.Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад». | | |
13 | Н.Сладков «Сентябрь на дворе». | | |
14 | В.Степанов. «Воробей». | | |
15 | А.Барков. «Лето на верёвочке». | | |
16 | Е.Благинина. «Улетают, улетели…» | | |
17 | По Э. Шиму. «Ворона и синица». | | |
18 | Л.Воронкова «За кормом для птиц». Г. Ладонщиков. «В октябре». | | |
19 | Н. Сладков. «Страшный невидимка» | | |
20 | А. Плещеев. «Осень наступила» | | |
21 | Н. Абрамова «Сказка об осеннем ветре». | | |
22 | Доскажи словечко. Осенние загадки | | |
23 | Проверь себя | | |
24 | Учимся трудиться. Ю.Тувим. «Всё для всех» | | |
25 | Д.Габе. «Работа». | | |
26 | В.Орлов. «Мои помощники». | | |
27 | А.Потапова. «Бабушка и внучка». | | |
28 | Б.Заходер. «Повара». | | |
29 | М.Дружинина, «Сюрприз». | | |
30 | О.Высотская «Маргаритка». | | |
31 | В.Хомченко «Пуговица». | | |
32 | Г.Ладонщиков. «Портниха». | | |
33 | В.Осеева. «Пуговица». | | |
34 | В.Голявкин. «Как я помогал маме мыть пол». | | |
35 | С.Баруздин. «Как Алёшке учиться надоело». | | |
36 | Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла» | | |
37 | Е. Чарушин «Лисята». | | |
38 | Е. Тараховская «Заяц». | | |
39 | М. Пришвин «Ёж». | | |
40 | А. Барков «Материнская забота». | | |
41 | Г. Снегирёв «Белёк». | | |
42 | В. Приходько «Пин и Гвин».. | | |
43 | Б. Житков «Галка». | | |
44 | В. Гаранжин «Куриный воспитанник». | | |
45 | М. Тарловский «Добрый волк». | | |
46 | Н. Носов «Живая шляпа». | | |
47 | Н. Павлова «Котята». | | |
48 | В. Берестов. «Кошкин щенок». | | |
49 | М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». | | |
50 | Русская народная сказка «Лиса и журавль». | | |
51 | Русская народная сказка «Храбрый баран». | | |
52 | Русская народная сказка «Лиса и тетерев». | | |
53 | Украинская народная сказка «Овечка и волк» | | |
54 | Башкирская народная сказка «Медведь и пчёлы» . | | |
55 | Таджикская народная сказка «Тигр и лиса». | | |
56 | Французская народная сказка «Лиса и куропатка». | | |
57 | Абхазская народная сказка «Куцый Хвост» . | | |
58 | Удмуртская народная сказка «Глупый котёнок». | | |
59 | «Ой, ты, зимушка-зима!» В. Бианки «Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз» | | |
60 | М. Садовский «Декабрь» | | |
61 | Л. Воронкова «Как ёлку наряжали». | | |
62 | А. Усачёв «Как Дед Мороз сделал себе помощников». | | |
63 | А. Потапова «Такой вот герой». | | |
64-65 | С. Попов «В новогоднюю ночь» | | |
66-67 | Проверь себя. Обобщение по пройденным разделам. | | |
68-69 | С. Есенин «Зима.» С. Суворова «Подарок». | | |
70-71 | В Голявкин «У Ники новые лыжи». И Шевчук «С прогулки». | | |
72-73 | М. Быковой «Неудачная находка». И. Суриков «Детство» | | |
74-75 | По Е Чарушину «Что за зверь». Э. Шиму В. Степанов «Зайка». | | |
76-77 | Н. Сладков «Еловая каша». Александрова «Снежок». | | |
78-79 | С. Баруздин «Коллективная печка». В Аникин «Доскажи словечко» | | |
80-81 | А. Агафонова «Снегирь и Синичка», Хомченко «Птица-синица». | | |
82-83 | Г. Ладонщиков «Дельный совет». Г Лагздынь «Смешинка», | | |
84-85 | «Праздничный стол». Л. Толстой «Косточка». | | |
86-87 | В. Берестов «За игрой». С. Баруздин «Бревно».А. Седугин «Как Артёмка котёнка спас» | | |
88-89 | «Подвиг». По В. Бирюкову «Лесные доктора». | | |
90-91 | Ф. Тютчев «Зима недаром злится». «Весеняя песня». | | |
92-93 | Э Шиму «Сосулька». «Выгляни, Солнышко». | | |
94-95 | «Мамин портрет». П. Синявский «Разноцветный подарок» | | |
96-97 | А. Седугин «Тихо-тихо». | | |
98-99 | Р. Сеф «Лицом к весне». С. Вербова «Ледоход» | | |
100-101 | Р. Фархади «Сон медвежонка». | | |
102-103 | Г Ладонщиков «Медведь проснулся» | | |
104 | В. Бианки «Заяц на дереве». | | |
105-106 | 4 четверть С. Погореловский «Наши гости». Г. Скребицкий «Скворушка». | | |
107-108 | И. Белоусов «Весенняя гостья». | | |
109-110 | К.Ушинский «Пчёлки на разведках». | | |
111-112 | А Барков «Тюльпаны». Е. Савельева «Доскажи словечко» | | |
113-114 | Р. Фархади «Перепутаница.». | | |
115-116 | Г. Остер «Эхо» | | |
117-118 | В. Шибаев «Кто кем становится». А. Усачёв «Волшебный барабан» | | |
119-120 | М. Пляцковский «Шишки».Ю. Степанов «Портрет». | | |
121-122 | М. Бородницкая «Булочная песенка» | | |
123-124 | Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине». | | |
125-126 | «Наше Отечество» Т. Кудрявцева «Флаг России». М. Ильин «Главный город страны». | | |
127-128 | В. Степанов «Песня». А. Усачёв «День Победы» | | |
129-130 | С. Баруздин «Страшный клад». С. Алексееву «Тульские пряники». В. Бианки «Ёж-спаситель». Р. Фархади «Жарко» | | |
131-132 | А. Усачёв «Что такое лето». Л. Воронкова «Что сказала бы мама». Э. Шиму «Верное время Е. Савельева «Доскажи словечко». | | |
133 | М. Дружинина «Земляника». По В. Хомченко «Куда исчез гриб» Проверь себя! Обобщение по разделу | | |
Календарно – тематическое планирование
4 класс
№ | Тема | Дата проведения |
| | План | Факт |
1 | Вводный урок. Школьная жизнь | | |
2 | По Н.Носову "Снова в школу". Э. Мошковская "Жил-был Учитель" | | |
3 | М.Пляцковский "Чему учат в школе" | | |
4 | По Ю.Ермолаеву "Поздравление" | | |
5 | По Е.Шварцу "Как Маруся дежурила" | | |
6 | По Е.Ильиной "Шум и Шумок" | | |
7 | В.Орлов "Почему сороконожки опоздали на урок" | | |
8 | По Л.Каминскому "Три желания Вити". В.Берестов "Читалочка" | | |
9 | По М. Бартеневу "Зарубите на носу". | | |
10 | Загадки. Обобщение по разделу "Школьная жизнь". | | |
11 | Н.Антонова "Жёлтой краской кто-то..." По Н.Абрамцевой "Осенняя сказка" | | |
12 | Е.Благинина "Подарки осени". По Л.Воронковой "Лесные подарки" | | |
13 | А.Твардовский "Лес осенью". По В. Путилиной "В осеннем лесу" | | |
14 | Н.Некрасов "Славная осень! Здоровый, ядрёный..." | | |
15 | По Ю.Шиму "Отчего Осень грустна" | | |
16 | К. Бальмонт "Осень" | | |
17 | По Ю.Ковалю "Три сойки" | | |
18 | По Н.Сладкову "Холодная зимовка" | | |
19 | А.Плещеев "Скучная картина" | | |
20 | По О.Иваненко "Сказка про маленького жучка" | | |
21 | По К. Ушинскому "Пчёлы и мухи" | | |
22 | По Г. Граубину "Время листьм опадать..." | | |
23 | Загадки. Обобщение по разделу "Время листьм опадать" | | |
24 | Русская потешка "Пекла кошка пирожки..." | | |
25 | Чешская потешка "Сенокос" | | |
26 | По Л.Пантелееву "Карусели" | | |
27 | По Н.Носову "Прятки". Считалки. | | |
28 | Считалки. По М. Булатову "Жмурки" | | |
29 | Обобщение по разделу "Делу - время, потехе - час" | | |
30 | По К.Ушинскому "Бодливая корова" | | |
31 | По В. Бирюкову "Упрямый котёнок" | | |
32 | По В.Гаранжину "Пушок" | | |
33 | По Е. Чарушину "Томка" | | |
34 | По Б. Житкову "Охотник и собаки" | | |
35 | По Л. Матвеевой "Чук заболел" | | |
36 | Г. Снегирёв "Хитрый бурундук" | | |
37 | По А. Баркову "Барсучья кладовая" | | |
38 | По А. Дорохову "Гостья" | | |
39 | Г. Корольков "Игрушки лисят" | | |
40 | По Ю. Дмитриеву "Лиса" | | |
41 | Загадки. Обобщение по разделу "В мире животных" | | |
42 | Внеклассное чтение. Н. Носов "Хитрюга". | | |
43 | Г. Ладонщиков "Миша - мастер" | | |
44 | По Е. Пермяку "Пичугин мост" | | |
45 | В.Хомченко "Михаськин сад" | | |
46 | По С. Баруздину "Когда люди радуются" | | |
47 | По Е. Ермолаеву "Про каникулы и полезные дела" | | |
48 | Е. Благинина "Котёнок" | | |
49 | В. Голявкин "Птичка" | | |
50 | Обобщение по разделу "Жизнь дана на добрые дела" | | |
51 | Внеклассное чтение. К.Киршина. "Вот какая история" | | |
52 | По Л. Воронковой "Снег идёт" | | |
53 | А. Слащёв "Снегурочка" | | |
54 | А. Слащёв "Снегурочка" | | |
55 | И. Суриков "Зима" | | |
56 | С. Маршак "Декабрь" | | |
57 | По В. Сутееву "Ёлка" | | |
58 | По В. Сутееву "Ёлка" | | |
59 | По Л. Клавдиной "Вечер под Рождество" | | |
60 | М. Садовский "Где лежало "спасибо"? | | |
61 | По Н. Носову "На горке" | | |
62 | По Н. Носову "На горке" | | |
63 | "Лисичка-сестричка и волк" (русская народная сказка) | | |
64 | "Лисичка-сестричка и волк" (русская народная сказка) | | |
65 | А. Бродский. "Как Солнце с Морозом поссорилось" | | |
66 | П. Головкин. "Зимняя сказка" | | |
67 | Г. Скребицкий. "Митины друзья" | | |
68 | Г. Скребицкий. "Митины друзья" | | |
69 | В. Бирюков. "Снежная шапка" | | |
70 | По А. Тумбасову. "В шубах и шапках" | | |
71 | Н. Некрасов. "Не ветер бушует над бором..." | | |
72 | По В. Бианки. "Находчивый медведь" | | |
73 | По А. Спирину "Зимние приметы" | | |
74 | Загадки. Обобщение по разделу "Зима наступила" | | |
75 | Внеклассное чтение. "Старый Мороз и молодой Морозец" (литовская сказка) | | |
76 | По Н. Носову "Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос" | | |
77 | По Н. Носову "Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос" | | |
78 | Г. Остёр. "Одни неприятности" | | |
79 | М. Пляцковский. "Однажды утром" | | |
80 | В. Бирюков. "Почему комары кусаются" | | |
81 | С. Маршак. "Вот какой рассеянный" (отрывок). | | |
82 | По О. Кургузову. "Две лишние коробки" | | |
83 | Г. Чичинадзе. "Отвечайте, правда ли?" (отрывки) | | |
84 | Обобщение по разделу "Весёлые истории" | | |
85 | Внеклассное чтение. В. Лёвин. "Чудеса в авоське" | | |
86 | В. Алфёров. "Март" | | |
87 | По М. Фроловой. "Восьмое марта" | | |
88 | По М. Фроловой. "Восьмое марта" | | |
89 | Е. Благинина. "Забота" | | |
90 | По А. Соколовскому. "Бабушкина вешалка" | | |
91 | По В. Бианки. "Последняя льдина" | | |
92 | А. Плещеев. "Весна" | | |
93 | По А. Баркову. "Скворцы прилетели" | | |
94 | По Э. Шиму. "Всему свой срок" | | |
95 | И. Никитин. "Полюбуйся, весна наступает..." | | |
96 | По Ю. Ковалю. "Весенний вечер" | | |
97 | По Ю. Дмитриеву. "Опасная красавица" | | |
98 | Загадки. Обобщение по разделу "Полюбуйся, весна наступает..." | | |
99 | Внеклассное чтение. В. Берестов. "Праздник мам" | | |
100 | "Хаврошечка" (русская народная сказка) | | |
101 | "Хаврошечка" (русская народная сказка) | | |
102 | "Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке" (русская народная сказка) | | |
103 | "Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке" (русская народная сказка) | | |
104 | А. Пушкин. "У лукоморья дуб зелёный" | | |
105 | По Ш. Перро. "Подарки феи" | | |
106 | По Ш. Перро. "Подарки феи" | | |
107 | Братья Гримм. "Горшочек каши" | | |
108 | По В. Порудоминскому. "Наши сказки" | | |
109 | Обобщение по разделу "Волшебные сказки" | | |
110 | Внеклассное чтение. Э. Киселёва. "Волшебный котелок" | | |
111 | М. Ильин. "Царь-колокол" | | |
112 | С. Васильева. "Город на Неве" | | |
113 | Д. Павлычко. "Где всего прекрасней на земле" | | |
114 | С. Вербова. "Сочинение на тему" | | |
115 | По Л. Кассилю. "Какое это слово?" | | |
116 | По Б. Никольскому. "Главное Дело" | | |
117 | По Б. Никольскому. "Главное Дело" | | |
118 | У. Усачёв. "Защита" | | |
119 | По Л. Кассилю. "Никто не знает, но помнят все" | | |
120 | Т. Белозёров. "День Победы" | | |
121 | Обобщение по разделу "Родная земля" | | |
122 | Внеклассное чтение. По В. Орлову. "К неведомым берегам" | | |
123 | С. Козлов. "Ливень" | | |
124 | Г. Граубин. "Тучка" | | |
125 | Н. Павлова. "Хитрый одуванчик" | | |
126 | Н. Павлова. "Хитрый одуванчик" | | |
127 | Е. Благинин. "Одуванчик" | | |
128 | Е. Благинин. "Одуванчик" | | |
129 | По А. Дорохову. "Встреча со змеёй" | | |
130 | По А. Дорохову. "Встреча со змеёй" | | |
131 | А. Бродский. "Летний снег" | | |
132 | А. Бродский. "Летний снег" | | |
133 | В. Голявкин. "После зимы будет лето" | | |
134 | В. Голявкин. "После зимы будет лето" | | |
135 | О. Тарнопольская. "Хозяюшка" | | |
136 | По А. Спирину. "Летние приметы." | | |
137 | С. Прокофьева. "Подарки лета" | | |
138 | Внеклассное чтение. "Рассказы о прекрасном времени года" | | |
139 | Обобщение по разделу "Лето пришло". | | |
140 | Итоговый урок. | | |