СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия» 9 класс (ГУО), 2023-2024 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Актуальность и практическая значимость программы курса «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия» состоит в формировании общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общепринятыми нравственными и социокультурными ценностями развитие необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Коррекционные занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.     

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия» 9 класс (ГУО), 2023-2024 учебный год»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. Актуальность коррекционного курса.

Актуальность и практическая значимость программы курса «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия» состоит в формировании общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общепринятыми нравственными и социокультурными ценностями развитие необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Коррекционные занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.

Специфика курса заключается в том, что через коррекционное развитие – исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития совершенствуются психические и физические функции обучающихся с умственной отсталостью, коррегируется сохранная сенсорная сфера и нейродинамические механизмы компенсации дефекта.

Психокоррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится:

- в рамках образовательного процесса через содержание и ор­га­ни­зацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);

-  в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий.

Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится 40 минут. Подгрупповые занятия по 20 минут проводятся педагогом в соответствии с расписанием и режимом дня в данной возрастной группе.

Индивидуальные занятия с каждым ребенком планируются с учетом установленного нарушения развития и проводится по отдельному плану и расписанию педагога.

Индивидуальная работа носит опережающий характер, направленный на подготовку ребенка к усвоению учебного материала, либо направлена на коррекцию эмоционально-волевой сферы.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тематики основных разделов программы в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, дидактические и ролевые игры, расширяются понятия.

К числу важнейших направлений коррекционно-воспитательного воздействия на обучающихся с умственной отсталостью относятся:

  • коррекция недостатков развития познавательных процессов;

  • коррекция речевого развития;

  • коррекция эмоционально-волевой сферы;

  • коррекция нарушения моторики, физического развития;

  • коррекция социального поведения.


Рабочая программа разработана в соответствии с:


  • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016);

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

  • Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа – интернат № 1»;

  • Учебным планом КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2023-2024 уч. год;

  • Годовым календарным учебным планом – графиком КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №1» на 2023-2024 уч. год.


Цели коррекционных занятий с учетом специфики учебного предмета:


  • обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы;

  • формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.


Задачи и направления:

— формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими;

— представления о собственном теле;

— распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;

— соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;

— отнесение себя к определенному полу;

— развитие способности осознавать и выражать свои интересы;

— формировать представления о возрастных изменениях;

— формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям;

— формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;

— формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;

— формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);

— формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;

— формировать умения обслуживать себя;

— формировать умения следить за своим внешним видом;

формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности;

— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

— развитие собственной активности ребенка;

— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

— формирование и развитие целенаправленных действий;

— развитие планирования и контроля деятельности;

— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач;

— развитие зрительного восприятия;

— развитие зрительного и слухового внимания;

— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

— формирование и развитие реципрокной координации;

— развитие пространственных представлений;

— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Таким образом, цели и задачи коррекционного курса «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия» сформулированы как система задач трёх уровней – коррекционного (исправление отклонений, нарушение развития, разрешение трудностей развития); профилактического (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающего (оптимизация и стимулирование, обогащение содержания развития). Только единство перечисленных видов задач могут обеспечить успех и эффективность коррекционных занятий.


Принципы реализации программы по коррекционному курсу:

-Принцип тематической взаимосвязанности внеурочной (коррекционного курса) и урочной деятельности обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

-Принцип учета потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), запросов их родителей (законных представителей);

-Принцип направленности содержания коррекционного курса на достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП О у/о;

-Принцип реализации направлений коррекционного курса на основе личных интересов и склонностей обучающихся с с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

-Принцип реализации коррекционно-компенсирующей направленности коррекционного курса;

-Принцип социально-адаптирующей направленности для обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями

- Принцип содружества, сотрудничества, сотворчества учителя и ребенка.

- Принцип интегрированного подходак реализации поставленных задачоснован на взаимодействии и взаимопроникнове­нии основ естественных, гуманитарных наук, педагогики, фи­зиологии, гигиены, гармоничном переплетении всех видов дет­ской деятельности - игры, обучения, труда, общения.

- Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

Принцип систематичности и последовательности проявляется во

взаимосвязи знаний, умений, навыков.

- Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.

- Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.

Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

-Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.

- Принцип активности – предполагает такую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества, которая соответствует их возрастным и психофизическим возможностям и особенностям развития обучающихся с умственной отсталостью.

- Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.



2. Общая характеристика учебного курса.


Коррекционные занятия направлены на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста. действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

Общая характеристика коррекционного курса «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия» с учетом особенностей его освоения обучающимися.

В рамках реализации программы данного коррекционного курса определены следующие направления работы:

1. Психолого-педагогическая диагностика, направленная на изучение уровня психологической адаптации к учебному процессу и особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); диагностика и развитие познавательной сферы, эмоционально-личностной и коммуникативной сферы; формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими.

2. Психолого-педагогическое консультирование педагогов и родителей по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся; по выявлению возможных сложностей в формировании БУД и реализации ФГОС О у/о.

3. Информационно-просветительская работа педагогов и родителей.

4. Групповые и индивидуальные консультации с педагогами

5. Коррекционно-развивающая работа, направленная устранение временных трудности трудностей адаптационного периода и преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения обучающихся.

6. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС О у/о, планирование работы на следующий год.

Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия.

В основе программы лежит комплексный подход, который предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка. Педагог самостоятельно определяет круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделяет из них приоритетные.

В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:

- совместные действия детей и взрослого;

- действия по подражанию действиям учителя;

- действия по образцу, по словесной инструкции;

- элементарные действия с предметами на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;

- воспроизведение предметов с помощью пантомимических средств (показ руками, мимика лица),на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов;

- предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции учителя форму, величину, количество предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинках;

- наблюдения на прогулках за явлениями природы в разное время года, изменениями, происходящими в течение дня и так далее, с целью формирования временных представлений;

- обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного использование в процессе жизнедеятельности.

Виды учебной деятельности обучающихся:

  1. Рассказ

  2. Беседа

  3. Работа с учебниками

  4. Работа в тетрадях

  5. Работа с атласом, контурными картами

  6. Работа в рабочих тетрадях

  7. Практическая работа

  8. Самостоятельная работа

  9. Экскурсия

  10. Тестирование

  11. Работа с наглядными пособиями, иллюстрациями

  12. Просмотр учебных, информационно-познавательных фильмов

  13. Презентация


Программа позволяет решать три аспекта цели: познавательного, коррекционно-развивающего, воспитывающего.

Познавательный аспект: формирование и развитие различных видов памяти, внимания, восприятия и воображения. Восприятие окружающего мира. Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Коррекционно-развивающий аспект: коррекция и развитие мышления в ходе таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать.

Воспитывающий аспект: воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Модель занятия:

1. Мобилизация внимания (1-2 мин.)

Основной задачей данного этапа является не только создание у обучающихся определенного эмоционального фона, но и подготовка школьника к активной познавательной деятельности.

2. Мозговая гимнастика (2-3 мин.)

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности - важная часть занятий, в результате чего улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе познавательной деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы, улучшается зрение.

3. Коррекция и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательной деятельности: памяти, восприятия, воображения, мышления (10 мин.)

Используемые задания способствуют развитию не только необходимых качеств, но и позволяют, давая дидактическую нагрузку, формировать и углублять знания обучающихся, выполнять логическо-поисковые и творческие задания, формировать мыслительную деятельность.

4. Веселая переменка (3 мин.)

Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не только развивает двигательную сферу, но и способствует развитию умения выполнять задания по команде и одновременно.

5. Практическая и творческая деятельность

Реализация познавательных задач через разные виды деятельности: дидактические игры, изобразительную и предметную деятельности, практические упражнения.


  1. Описание места коррекционного курса в учебном плане.

Реализация программы коррекционного курса должна осуществляться в единстве урочной (через содержание учебных предметов: "Чтение и развитие речи", «Письмо и развитие речи», «Математика», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Хозяйственно-бытовой труд», «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности», внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия» обозначен как самостоятельный курс, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). На его изучение в 9 классе отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебных недели.


  1. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса.

Ценностные ориентиры учебного предмета соответствуют основным требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

  • человечность (принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);

  • личность (саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору);

  • честь;

  • достоинство;

  • свобода, социальная солидарность (свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;

  • справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство (личная и национальная);

  • доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);

  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их, даже вопреки собственным интересам);

  • дружба;

  • здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);

  • труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

  • наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).

  1. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса

Оценка эффективности коррекционной программы: осуществляется на протяжении всего учебного года и всего периода обучения. Оценка результатов проводится на начальном и заключительном этапе работы, промежуточные результаты оцениваются по результатам работы в каждом классе.

1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им, создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.


Характеристика базовых учебных действий

Личностные учебные действия

Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к ор­га­низации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договореннос­тей; понимание личной от­вет­с­т­вен­ности за свои поступки на основе пред­с­тавлений об эти­ческих нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель − ученик, ученик – уче­ник, ученик–класс, учитель − класс);

- использовать принятые ритуалы со­ци­аль­ного взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту;

- сотрудничать с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях;

-доброжелательно относиться, со­переживать, кон­с­т­ру­к­ти­в­но взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- при­нимать цели и произвольно включаться в деятельность, сле­до­вать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно уча­с­т­во­вать в де­ятельности, контролировать и оценивать свои дей­с­т­вия и действия од­но­к­ла­с­сников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными об­ра­з­ца­ми, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных кри­териев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:

- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых пред­метов;

- устанавливать межпредметные связи;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

- читать; писать; выполнять арифметические действия;

- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У УЧАЩИХСЯ ДОЛЖНЫ СФОРМИРОВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИЕ НАВЫКИ:

  • эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество;

  • чувство единства, умение действовать согласованно;

  • готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

  • целостная психолого-педагогическая культура;

  • учебные мотивы;

  • устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;

  • основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);

  • адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;

  • адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других;

  • нравственно-моральные качества;

  • уровень работоспособности;

  • уровень развития мелкой моторики пальцев рук;

  • уровень развития памяти;

  • уровень развития внимания;

  • уровень развития мышления;

  • уровень развития восприятия;

  • уровень развития произвольной сферы;

  • интеллектуального развития;

  • уровень развития воображения.

  • речевой активности;

  • познавательной активности.

  • уровень навыков общения со взрослыми и сверстниками.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  • контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;

  • работать самостоятельно в парах, в группах.

  • уметь владеть операциями анализа, сравнения, синтеза.

  • уметь выделять существенные элементы, части.

  • уметь устанавливать закономерности, находить сходства – различия, тождество, соотносить часть – целое, сравнивать по существенным признакам, выделять четвертый лишний предмет и др.

  • уметь устанавливать положительный эмоциональный контакт.

  • использовать навыки невербального и вербального общения.

  • уметь ориентироваться во времени и в пространственных представлениях.

  • уметь выделять основное в содержании части или рассказа в целом, определить с помощью учителя смысл прочитанного;

  • уметь передать свое отношение к поступкам или событиям.

  • уметь применять средства выразительности.

  • понимать чувства и переживания окружающих людей.

Оценочный критерии результатов учащихся на начало, и конец года производится по пяти уровням:

Высокий уровень – Можно поставить ребенку, совершившему большой качественный скачек в усвоении данного материала. Ребенок может достаточно самостоятельно выполнять задания, анализировать процесс и результаты познавательной деятельности. Устанавливает положительные эмоциональные контакты.

Выше среднего – Учащийся выполняет большую часть заданий самостоятельно, допуская незначительные ошибки. Понимает инструкцию, активно использует обучающую помощь, при повторном выполнении заданий учащейся не допускает ошибок. Усвоение положительных навыков общения со взрослыми и сверстниками.

Средний уровень – Учащийся выполняет часть заданий, допуская ошибки. Понимает инструкцию, активно использует обучающую помощь. Усвоение положительных навыков общения со взрослыми и сверстниками.

Ниже среднего – Частично владеет понятиями, частично соотносит и использует в деятельности. Выполняет элементарные действия.

Низкий уровень –Учащийся не владеет данными понятиями, данные навыки не сформированы, не соотносит не использует в деятельности.


Личностные результаты:

1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;

14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.

Межпредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;

2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

3) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;

7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.


Предметные результаты:

1) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

2) овладение основами грамотного письма;

3) овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;

4) формирование умения осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;

5) овладение навыком правильного звукопроизношения в речевом потоке.

Базовые учебные действия.

Личностные учебные действия

  • испытывать чувство гордости за свою страну;

  • гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих других обучающихся;

  • адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи;

  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны

Коммуникативные учебные действия

  • вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых),

  • слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,

  • использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач,

  • использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач

Регулятивные учебные действия

  • принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

  • обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

  • адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия

  • дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию, использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.



  1. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА.


Содержание курса состоит из следующих разделов:

Программно-методический материал включает 5 разделов:

- зрительное восприятие;

- слуховое восприятие;

- кинестетическое восприятие;

- восприятие запаха;

- предметно-практические действия.

Программно-методический материал включает 2 раздела:

«Действия с материалами», «Действия с предметами».


  1. Календарно-тематический план коррекционного курса

«Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия», 68 часов.

п/п

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Дата

Виды деятельности обучающихся

Зрительное восприятие «Фонарики»

1


Удержание взгляда на движущемся и неподвижном светящимся предмете. Игра «Фонарики». Наблюдение за горящей свечой.

Зрительное восприятие Игра «Что пропало?»

1


Фиксация взгляда на предмете, запоминание ряда предметов, наблюдение «Чего не стало»

Зрительное восприятие «Куда поехала машина»

1


Фиксация взгляда на движущемся предмете. Игра маленькими машинками на коврике с дорожками.

Зрительное восприятие «Чья тень?».

1


Дидактическая игра «чья тень»

Умение соотносить тень предмета и животного с его изображением.

Зрительное восприятие «Маленький – большой, поменьше, побольше)

1


Слушание сказки «Три медведя» Лепка тарелочек для медведей.

Слуховое восприятие «Угадай звук»

1


Слушание звучание инструментов, угадывание, что звучит.

Слуховое восприятие «Язык животных»

1


Слушание звуки животных, угадывание, показ по карточкам, соотношение звука и карточки.

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога).
Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед—поворот направо—один шаг назад и т.д.)

1


Слушание учителя, выполнение действие по инструкции.

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание)

1


Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Рисование бордюров по образцу. Графический диктант (зрительный и на слух)

1


Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий на слух

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике объемной и рваной аппликации

1


Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Кинестетическое восприятие «Медвежата в гостях»

1


Кинестетическое восприятие «Меховой и бумажный мишка»,

Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий)



Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Развиваем память. Магазин одежды.

1


Обучение навыку подбирать пару к вещам.

Альтернативная коммуникация: знакомство с художественными произведениями

1


Просмотр мультфильма « 12 месяцев», «Сказка о золотом петушке»

Ориентация в пространстве. Лево-право

1


Игра «солдатики»

Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы). Игры с сюжетной мозаикой.

1


Беседа, работа с сюжетными картинками, выполнение заданий по образцу

Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает...(пушистое)»

1


Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи»

1


Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по образцу

Предметно-практическая деятельность. Игрушки – матрешки.

1


Действие с разборно-сборными игрушками.

Зрительное восприятие. Разноцветные пирамидки.

1


Собирание пирамидок, собирание пирамидки по образцу. Мозаика по образцу

Совершенствова-ние зрительно-двигательной координации руки глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу

1


Беседа, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по образцу

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок). Дидактическая игра «Что изменилось?»

1


Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по образцу

Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай также»)

1


Беседа, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по образцу

«Лесные животные»

1


Кто в лесу живет? Беседа о лесных животных, активных в разное время суток.

Предметно-практическое восприятие.

1


Рвем бумагу и складываем ее в коробку.

Альтернативная коммуникация: «Кукла Катя хочет…спать…есть и т.д.»

1


Производит манипуляции с игрушками

(укладывает спать, кормит, поит).Умеет– играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.)

Предметно-практическое восприятие



Пересыпание гороха, крупы.

Двигательное развитие «Прокати мячик по дорожке»

1


Игра «Кегли»

Альтернативная коммуникация: «Назови одним словом»



Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Двигательное развитие «Кошка и воробушки»

1


Подвижные игры на свежем воздухе.

Зрительное восприятие. Разноцветные палочки

1


Игра со счетными палочками. Выкладывание по образцу.

Предметно-практическая деятельность: Бусы маме.

1


Делаем бусы из макарон.

Предметно-практическая деятельность: поделки из пластилина



Умеет отщипывать пластилин пальцами, раскладывать кусочки по тарелочкам (зеленые кусочки в зеленую тарелочку, желтые кусочки в желтую тарелочку

Пространственные представления

1


«Экскурсия по пришкольному участку», наблюдение, слушание учителя.

Птицы. Зимующие птицы.

1


Изучение зимующих птиц, раскрашивание по теме.

Развиваем зрительную память. Найти одинаковый предмет.

1


Дидактическая игра «Найди такой же»

Кинестетическое восприятие. Чудесный мешочек.

1


Вынимание из мешочка различных предметов, на ощупь угадывание данного предмета.

Предметно-практическая деятельность. Аппликация «Снежинки»

1


Аппликация. Намазывание и приклеивание деталей.

Предметно-практическая деятельность. Аппликация «Снежная баба»



Аппликация. Намазывание и приклеивание деталей.

Двигательное развитие. Зимние забавы

1


Игры на свежем воздухе.

Формирование математических представлений. Шишки в корзинке.

1


Сравнение совокупности предметов по количеству путем составления пар.

Слуховое восприятие. «Птичьи голоса»

1


Слушание пения птиц. Слушание педагога, рассказывающего о птицах.

Предметно-практическая деятельность «Пазлы»

1


Собирание пазлов из 2-5 частей. Собирание разрезной картинки.

Транспорт

1


Различение транспорта. (пожарная машина, скорая помощь, трактор, грузовик, автобус) Игра «Гараж». Умение заехать машинкой в ворота гаража. Работа с карточками, раскрасками

Транспорт

1


Водный транспорт. Аппликация «Кораблик». Работа с карточками, раскрасками

Транспорт

1


Наземный транспорт: общественный, личный. Игра «Едем на автобусе». Работа с карточками, раскрасками


Транспорт

1


Воздушный транспорт. Работа с карточками, раскрасками. Игра «Самолеты»

Конструирование из крупных деталей

1


Конструирование из крупных деталей. «Мост» «Гараж»

Дидактическая игра «Одуванчики»

1


Артикуляционная гимнастика.

Обучение штриховке и обведению по контуру.

1


Обучение штриховке и обведению по контуру.

Двигательное развитие. Прощай, зимушка-зима.

1


Игры на свежем воздухе

Положительные эмоции. От улыбки станет всем светлей.

1


Игры «Смешилки»

Отрицательные эмоции. «Я ушел в свою обиду»

1


Слушание учителя. Просмотр видеоматериалов.

Предметно-практическая деятельность. Чудесное дерево из природных материалов.

1


Коллективная работа «Аппликация «Дерево»

Приклеивание листочков и цветочков»

Альтернативная коммуникация. «Ролевая игра: У доктора»

1


Ролевая игра «Больничка»

Игра «Различи по запаху»

1


Учимся различать запахи: лимон, кофе, духи, лук, чеснок, апельсин, банан.

Сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета)

1


Беседа, наблюдение, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции

1


Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т.д.)

1


Беседа, наблюдение, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Составление сериационных рядов по величине из 4—5 предметов

1


Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку

1


Беседа, наблюдение, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные

1


Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Составление сериационного ряда из 4—5 кругов разной насыщенности одного цвета

1


Беседа, наблюдение, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Узнавание предмета по его отдельным частям.
Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов

1


Работа по сюжетным картинкам, предметным картинкам, работа с напечатанными дидактическими играми

Определение направления звука в пространстве (справа—слева—спереди—сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук»

1


Беседа, наблюдение, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). Дидактическая игра «Прерванная песня»

1


Беседа, наблюдение, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона, темпу. Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы —барабанщики»

1


Беседа, наблюдение, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу



8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Перечень имеющегося дидактического (демонстрационного) оборудования

- предметы   для   нанизывания   на   стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины, пирамидки);  

- звучащие   предметы   для   встряхивания;

- предметы   для   сжимания (мячи   различной̆   фактуры, разного   диаметра);

- вставления (стаканчики одинаковой̆ величины);

- различные   по форме, величине, цвету   наборы   материала (пуговицы, ракушки, шишки, засушенные листья);

- наборы   предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.); 

- пазлы, (из   2-х, 3-х, 4-х частей̆ (до   10);

- мозаики;

- пиктограммы   с   изображениями   занятий моментов и др. событий;

- волшебные мешочки (наполняемость по мере изучения новой темы);

- лото ассоциации;

- деревянные конструкторы;

- шнуровка: обувь, животные, природа;

- счетные палочки, образцы для выкладывания счетных палочек;

- обводка по точкам;

- разборные деревянные машинки, деревянные ворота, нарисованная дорога, игрушечные самолеты;

- мягкие пазлы вкладыши (домики, животные, геометрические фигуры);

- мягкая основа для мозаики:

- прищепки, основы для прищепок;

- деревянный ящик с песком, образцы рисунков для песка;

- нарисованная настенная наглядность 1.5*2.00 м. (деревья большие и маленькие, одно-много, домики, печки и т.д.)


Оборудование класса, ТСО

Наименование

Кол-во

1

Доска школьная

1

3

Стол однотумбовый

1

4

Стул

4

5

Стул ученический

9

6

Шкаф для хранения пособий и материалов

4

7

Монитор

3

8

Системный блок

3

9

Клавиатура

3

10

Мышь оптическая

3

11

Интерактивная доска

1

12

Проектор

1



Материально-техническое оснащение кабинета дефектолога

Технические средства обучения


№ п/п

Наименования ТСО

Количество

Ноутбук

1

Колонки

1

МФУ

1

Ламинатор

1

Принтер цветной

1

Проектор

1

Интерактивная доска

1

Стол дефектолога

1

Дидактическое (демонстрационное) оборудование

Обучение грамоте, чтение и письмо

Набор букв «Составь слово»

20

Магнитная азбука

12

Настенное наборное полотно

3

Демонстрационный набор печатных букв

1

Демонстрационный набор письменных букв

1

Веер букв

10

Дидактическая игра «Рассеянный художник»

1

Набор разрезных букв

5

Лото «Животные и птицы»

1

Лото «Съедобное – несъедобное»

1

Лото «Окружающий мир»

1

Пособие С.В.Пятак «Читаю слова и предложения»

1

Пособие Н.В.Володина «Пишу красиво»

1

Набор демонстрационных таблиц со словарными словами для 2-го класса

1

Набор демонстрационных таблиц со словарными словами для 3-го класса

1

Набор демонстрационных таблиц со словарными словами для 4-го класса

1

Математика

Циферблаты

10

Математическое лото

5

Циркуль

10

Пособие «Начинаю считать»

1

Пирамидка

3

Счётный материал «Матрёшки»

5

Счётный материал «Грибочки»

5

Счётный материал «Ёлочки»

5

Набор «Геометрические фигуры»

5

Развитие речи

Набор «Домашние животные»

1

Набор «Дикие Животные»

1

Набор «Насекомые»

1

Набор «Муляжи овощей»

3

Муляж «Грибы»

2

Набор муляжей «Фрукты»

2

Демонстрационный материал «Злаковые»

2

Набор «Кукольный театр»

2

Демонстрационные таблицы «Времена года»

1

Игрушки «Домашние животные и птицы»

20

Набор таблиц «Домашние Животные»

1

Набор таблиц «Домашние птицы»

1

Набор таблиц «Перелётные птицы»

1

Набор таблиц «Иллюстрации к сказкам»

1

Интернет-ресурсы:

  1. Инфоурок – Режим доступа: www.infourok.ru;

  2. Видеоуроки – Режим доступа: www. videouroki.net;

  3. Мультиурок – Режим доступа: www.multiurok.ru.

  4. ФГБНУ «ИКП» https://ikp-rao.ru/

  5. Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с РАСhttps://autism-frc.ru/









Литература:

  1. Мухина В.С. Детская психология. / В.С. Мухина. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. – 352 с.

  2. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми исверстниками. / Л.М. Щипицына, О.В. Защиринская, А.П.Воронова, Т.А. Нилова. – СПб., 1998.

  3. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. / Н.И. Шевандрин.– М., 2001.

  4. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении./ Н.П. Слободяник – М., 2004.

  5. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. / Л.И. Акатов. – М.,2003.

  6. Практическая психология./ Овчарова Р.В. – М.,2004.

  7. 120 уроков психологического развития младших школьников. / Локалова Н.П. – М.,2000.

  8. "Уроки психологического развития в средней школе: 5-6 классы", Н.П. Локалова, -М.,2001 г.

  9. Дидактические игры в обучении школьников с отклонениями в развитии. / А.А. Катаева, Е.А.Стребелева. – М.,2001.

  10. Психологические игры для старшеклассников./ Т. Бедарева, А.Грецова. – СПб.,2008.

  11. Психологическая диагностика отклонений в развитии детей. Методическое пособие./ Л.М. Шипицыной. – СПб.,2004.

  12. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие. /Под ред. В.И. Селиверстова. – М.,2003.

  13. Ледина В.Ю. ИБИС. Игровое биоуправление и саморегуляция. Антистрессовый тренинг для детей и подростков: метод. пособие. – СПб., 2000.

  14. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. / Н.А. Менчинская. – М.: Просвещение, 1989. – 311 с.

  15. Мухина В.С. Детская психология. / В.С. Мухина. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. – 352 с.

  16. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. / Р.В. Овчарова. – М.: Просвещение, 1995. – 201 с.

  17. Основы специальной психологии: Учеб. пособие/Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. ; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 480 с.

  18. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.

  19. Токарева С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания / С.Н. Токарева. – М.: МГУ, 1989. – 97 с.

  20. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических заведений / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр “Академия”, 1996. – 336 с.


41



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!