Комитет образования и науки Курской области
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курский электромеханический техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Директор техникума
___________ В.А. Некрасов
«_____» ____________ 2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОДПб.01 Экология Курского края
для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
(базовая подготовка, очная форма обучения)
2019г.
Организация-разработчик: областное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Курский электромеханический техникум»
Разработчик: ______________ Е.П.Глухоедова, преподаватель высшей
квалификационной категории
Рабочая программа учебного предмета ОДПб.01 Экология Курского края рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК преподавателей профессионального цикла по направлению подготовки «Химические технологии» |
Протокол №_ от « __ »__________ 2019 г.
Председатель ПЦК __________ А.Н. Белкина
Рассмотрена и одобрена на заседании методического совета |
Протокол №__ от «__ » __________ 2019 г.
Председатель методического совета,
заместитель директора ___________ Г.Н.Галахова
Заместитель директора ___________ П.А.Стифеева
Заведующая отделением ___________ С.Н.Алпатова
Методист ___________ Г.В.Буровникова
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 4
Общая характеристика учебного предмета 6
Место учебного предмета в учебном плане 7
Результаты освоения учебного предмета 8
Структура и содержание учебного предмета 10
Тематический план и содержание учебного предмета 11
Характеристика основных видов учебной деятельности
студентов 15
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебного предмета 17
Литература 18
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательного учебного предмета ОДПб.01 Экология Курского края предназначена для изучения предмета в ОБПОУ «КЭМТ», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета, в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259).
Содержание программы ОДПб.01 Экология Курского края направлено на достижение следующих целей:
формирование фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; о роли экологии в формировании целостной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;
формирование умений логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий и промышленных производств; определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
- приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества).
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде Курского края и Отечества в целом, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе.
формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей на основе осмысления необходимости экологической грамотности человека в современном мире.
В результате освоения учебного предмета обучающийся должен уметь:
анализировать и прогнозировать экологическое состояние Курского края;
проводить поиск краеведческой информации в источниках разного типа;
анализировать краеведческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
участвовать в дискуссиях по экологическим проблемам и формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам;
представлять результаты изучения эколого-краеведческого материала в
формах конспекта, сообщения, рецензии.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
эколого-географическую характеристику родного края, его географическое положение;
особенности рельефа и климатических условий;
использование природных ресурсов в хозяйстве региона;
особенности флоры и фауны Курского края, редкие и исчезающие виды;
основные источники загрязнения окружающей среды в Курском крае;
государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды, реализуемые в Курском крае;
заповедные места и памятники природы родного края.
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Обучение экологии осуществляется на основе планомерного и преемственного развития экологических понятий, усвоения ведущих идей, теорий, научных фактов, составляющих основу практической подготовки в учреждениях СПО, для формирования новых ценностных и этических подходов, новой модели поведения дома и в обществе, а не только получение и закрепление новых знаний в области окружающей среды и устойчивого развития
В программе учебного предмета ОДПб.01 Экология Курского края отражены важнейшие задачи, стоящие перед экологией, решение которых направлено на рациональное природопользование, на охрану окружающей среды и создание здоровьесберегающей среды обитания человека. Это, в свою очередь, позволяют достичь цели курса, которая заключается в формировании новых ценностных и этических подходов, новой модели поведения в обществе.
Основу содержания учебного предмета составляет концепция устойчивого развития. В соответствии с ней выделены содержательные линии: экология, как научная дисциплина и экологические закономерности; взаимодействие систем «природа» и «общество»; прикладные вопросы решения экологических проблем в рамках концепции устойчивого развития; методы научного познания в экологии: естественно-научные и гуманитарные аспекты.
При отборе содержания учебного предмета использован культуро-сообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности. Программа предполагает проведение экологических викторин, выполнение творческих заданий , практических работ.
Изучение учебного предмета ОДПб.01 Экология Курского края завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации обучающихся в процессе освоения программ подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) специальности:
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В ОБПОУ «КЭМТ», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебный предмет ОДПб.01 Экология Курского края изучается в общеобразовательном учебном цикле учебного плана ППССЗ специальности: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
.
З. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Освоение содержания учебного предмета обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
− воспитание устойчивого интереса к истории и достижениям в области экологии родного края;
− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли экологических компетенций в этом;
− умение использовать достижения современной экологической науки и для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
− готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;
− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;
− сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде.
• метапредметных:
− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;
− применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;
− умение использовать различные источники, в том числе интернет-ресурсы, для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;
− владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей, а так же реализовывать приобретенные знания и умения в своей будущей профессиональной деятельности;
− умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
• предметных:
− расширение понятийного аппарата экологического характера в условиях возможности апробации их для характеристики экологической обстановки в родном крае;
− сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество — природа»;
− сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности, в том числе в производственной;
− владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
− сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры;
− расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний человека с позиции негативного или природоохранного воздействия на окружующую природную среду.
4. СТРУКТУРА и содержание учебного предмета Объем учебного предмета и виды учебной работы
Виды учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка | 95 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 95 |
в том числе: | |
практические занятия | 34 |
контрольные работы | 2 |
промежуточная аттестация в форме 1 дифференцированного зачёта |
5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОДПб.01 ЭКОЛОГИЯ КУРСКОГО КРАЯ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студента, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала | 2 | 1; 2 |
Экология как наука, основные задачи, понятия. Рациональная экология-путь к сотрудничеству человека и природы. |
Раздел 1. Природные особенности родного края |
Тема1.1 История освоения Курской области | Содержание учебного материала | | |
1 | Этапы и вехи в освоении природы Курской области. Первые остроги. Становление Курска как административно- хозяйственного и торгового центра | 4 | 2 |
2 | Административно- территориальные преобразования Курской области. Устав, флаг и герб Курской области. |
Тема 1.2 Эколого- географическая характеристика родного края | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Природные эколого-географические особенности Курской области. Расположение Курской области, её крайние точки, протяженность, площадь границ. Формирование климата и природных условий. |
2 | Геологическое строение и краткая история геологического развития. |
3 | Демография Курской области и её районов. |
Практические занятия | | |
1 | Определение по карте географического положения Курской области, координат крайних точек, площади, Протяженности (заполнение контурной карты). | 2 | 2,3 |
Тема 1.3 Характеристика природных ресурсов и природопользования в Курской области. | Содержание учебного материала | 10 | 2 |
1 | Природно-ресурсный потенциал области и его использования человеком. Минеральные, водные, гидроэнергетические, лесные, охотничье- промысловые, рекреационные ресурсы и их характеристика. |
2 | Минерально-сырьевые ресурсы Курской области, их разнообразие, запасы, степень освоения и изученности. Использование полезных ископаемых и их охрана. |
3 | Земельные ресурсы региона. Экологические аспекты состояния земель. Особенности загрязнения пестицидами, токсинами промышленного происхождения. Почва. |
4 | Водные ресурсы Курской области. Поверхностные, подземные воды, их освоение и использование. Крупнейшие реки области, водохранилища, их характеристика. Питьевое водоснабжение и санитарно-гигиеническое состояние его источников. |
5 | Растительный и животный мир Курской области |
6 | Лесные древесные ресурсы, их характеристика, учет, использование. Негативные воздействия на леса. |
7 | Состояние и воспроизводство животных ресурсов в регионе. |
8 | Хозяйственная оценка природных ресурсов, оценка ресурсообеспеченности региона по основным видам сырья. Количественная и качественная оценка минеральных ресурсов. |
Практические занятия | 6 | 2,3 |
1 | Анализ полезных ископаемых Курской области. |
2 | Анализ состояние почвы в регионе. |
3 | Анализ состояние питьевой воды в регионе. |
Тема 1.4 Флора и фауна родного края. | Содержание учебного материала | 5 | 2 |
1 | Преобладающие фито и зооценозы местных экосистем. |
2 | Характеристика наиболее распространенных представителей растительного мира Курской области. |
3 | Характеристика наиболее распространенных представителей животного мира Курской области. |
Практические занятия | 4 | 2,3 |
1 | Круглый стол: растительный мир Курской области. |
2 | Круглый стол: животный мир Курской области. |
Контрольная работа № 1 «Природные особенности родного края» | 1 | 3 |
Раздел 2. Среда обитания человека и экологическая безопасность | | |
Тема 2.1 Взаимодействие человека с природой | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Формы взаимодействия и влияния человека в регионе на разные виды экосистем. |
2 | Виды загрязнений окружающей среды Курской области: сточные воды, промышленные выбросы и другие. |
3 | Региональные экологические проблемы |
| Практическое занятие | 4 | 3 |
1 | Анализ и оценка основных видов загрязнения в Курском крае |
2 | Круглый стол: Анализ динамики загрязнения окружающей среды в регионе за последние десять лет. |
Тема 2.2. Среда обитания человека. | Содержание учебного материала | 3 | 2 |
1 | Понятие о среде обитания человека. Естественная и искусственная среда обитания человека |
2 | Курск. Городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека. |
| Практические занятия | 4 | 3 |
1 | Исследование и описание своего жилища как искусственной экосистемы |
2 | Моделирование идеальной среды обитания человека. |
Второй семестр | 2 | 2 |
1 | Социальная среда. Основные экологические требования к компонентам окружающей среды в регионе. |
2 | Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. |
Раздел 3. Источники антропогенного воздействия на Курскую область |
Тема 3.1. Промышленные предприятия Курской области и экологическая безопасность. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Курский промышленный ареал |
2 | Курчатовский промышленный ареал |
3 | Железногорский промышленный ареал |
| Практические занятия | | |
1 | Виртуальная экскурсия на производство (по выбору) | 2 | 3,2 |
Тема 3.3. Передвижные источники загрязнения окружающей среды. | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1 | Наземный транспорт Курского края и его воздействие на атмосферу, литосферу, гидросферу и биосферу родного края |
2 | Железнодорожный транспорт Курского края и его воздействие на атмосферу, литосферу, гидросферу и биосферу родного края |
3 | Воздушный транспорт Курского края и его воздействие на атмосферу, литосферу, гидросферу и биосферу родного края |
Тема 3.4. Сельское хозяйство | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Сельское хозяйство Курского края сегодня. Экологические проблемы сельско-хозяйственных угодий. влияние на окружающую среду. |
Тема 3.5. Промышленные и бытовые отходы в Курском крае. Свалки. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Классификация промышленных и бытовых отходов в родном крае. Свалки. Проблемы утилизации отходов. |
Практическое занятие | 4 | 2,3 |
1 | Круглый стол: Отходы и их влияние на здоровье человека. |
2 | Создание экологического бюллетеня, буклета-листовки, памятки на тему «Отходам вторая жизнь» |
Раздел 4. Природоохранная деятельность в Курском крае. | | |
Тема 4.2 Заповедные места и памятники природы родного края. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Государственные природные заповедники и заказники. Понятие, характеристика, значение. Памятники природы регионального значения. Железногорский дендрологический парк. Парк в д. 1-я Воробьевка, бывшая усадьба А.А. Фета. Урочище Крутой Лог. Парк «Лебяжье» и другие. |
2 | Заповедники Курской области федерального значения. Центрально-черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В.В. Алехина |
Практические занятия | 4 | 3 |
1 | Виртуальная экскурсия по заповедным местам родного края. |
Тема 4.3 Красная книга Курской области | Содержание учебного материала | 5 | 2 |
Красная книга Курской области. История появления, значение. |
1 | Редкие и исчезающие виды растений родного края, занесенные в Красную книгу Курской области. |
2 | Редкие и исчезающие виды животных родного края, занесенные в Красную книгу Курской области. |
Практические занятия | 4 | 3 |
1 | Создание эссе на тему « Мой край. Моя экология. Моя совесть. Мой вклад» |
2 | Круглый стол: Создание информационного носителя - экологического вестника. |
Контрольная работа № 2 «Антропогенное воздействие на Курский край. Охрана природы» | 1 | |
Тема 4.4 Государственное регулирование охраны окружающей среды и природопользования в родном крае. | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1 | Государственная региональная экологическая политика. Система государственных природоохранных органов Курской области и их деятельности. Государственные экологические программы. |
2 | Экологический мониторинг в области источников загрязнения природы. Государственный экологический контроль и государственный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов. Анализ и оценка эффективности мер и мероприятий, проводимых в Курской области с целью охраны природы. |
3 | Роль населения региона в регулировании охраны окружающей среды. Общественное экологическое движение. Экологическое образование, просвещение и воспитание. Итоговое занятие. Дифференцированный зачёт |
Всего | 95 | |
__________________________
Для характеристики уровня освоения учебного материала (графа 4) используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение | Знакомство с объектом изучения экологии. Определение роли экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Демонстрация значения экологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования. |
Раздел 1. Природные особенности родного края | Умение давать эколого - географическую характеристику родного края, характеризовать природные ресурсы и особенности природопользования в Курской области. Овладение знаниями об особенностях флоры и фауны Курской области. Умение выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их возникновения, а также возможные пути снижения последствий на окружающую среду. |
Раздел 2. Среда обитания человека и экологическая безопасность | Овладение знаниями об особенностях среды обитания человека и ее основных компонентов. Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «комфорт среды обитания человека», получаемым из разных источников, включая рекламу. Знание основных экологических требований к компонентам окружающей человека среды. Знание основных экологических характеристик среды обитания человека в условиях сельской и городской местности своего региона. |
Раздел 3. Источники антропогенного воздействия на Курскую область | Знание основных промышленных объектов региона, как источников антропогенного воздействия на экологию Курской области, умение называть и характеризовать иные факторы негативного воздействия на окружающую среду родного края. Знание основных положений концепции устойчивого развития и причин ее возникновения. Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «устойчивое развитие». Умение различать экономическую, социальную, культурную и экологическую устойчивость. Умение вычислять индекс человеческого развития по отношению к окружающей среде. |
Раздел 4. Природоохранная деятельность в Курском крае. | Знание истории охраны природы в России и в родном крае, основных типов организаций, способствующих охране природы в Курской области. Умение определять состояние экологической ситуации окружающей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу. Умение пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением — для оценки состояния окружающей среды и ее потребности в охране. Знание основных памятников природы Курского края. Умение характеризовать формы государственного регулирования охраны окружающей среды в родном крае. |
7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Для реализации учебного предмета ОДПб.01 Экология Курского края имеется кабинет «Химические дисциплины. Химическая технология. Биология».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся
рабочее место преподавателя
наглядные пособия, дидактические материалы
вспомогательное оборудование
Технические средства обучения:
персональный компьютер Acer с лицензионным программным обеспечением MSOffice (Open Office), включающий MS Word, MS Excel, MS Power Point и мультимедиапроектор NEC.
8. ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
1. Заповедные уголки Курского края / Департамент экол. безопасности и природопользования Курской обл.; фотоматериалы: Виктор Барышников и др. ; авт. текста: Наталия Левых. – Курск: Мечта, 2016. – 48 с.
2. История и современность Курского края. Региональное учебное пособие. Издание 2-е стерео-типное. Курск-2013.
3. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования: Учебное пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия» 2015. – 208с.
4. Королев, В. А. Учебно-методическое пособие по экологии (Экологические риски) – Курск : Университетская книга, 2016. – 208 с.
5. Марфенин Н.Н. Экология и концепция устойчивого развития. — М., 2014.
6. Миркин, Б. М., Наумова, Л. Г., Суматохин, С. В. Экология (базовый уровень). 10—11классы, М. «Вентана - Граф», 2018.
7. О состоянии и охране окружающей среды на территории Курской области. Доклад в 2015 году: Адм. Курской обл., Департамент экологической безопасности и природопользования курской области – Курск: Мечта, – 2016. – 125 с
8. О. И. Белякова, Е. А. Преликова, Г. П. Тимофеев, В. В. Юшин Экология Курского края: учебное пособие. - Курск: Унив. кн., 2018. – 178с.
9. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Подунова Л.Г. Экология и гигиена человека: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
10. Попков В.А. География Курской области: Природные условия и ресурсы. Часть 1. Москва – Курск, 2015. – 78с.
11. Попков В.А. География Курской области: Население и хозяйство. Часть 2. Москва – Курск, 2015. – 133с.
12. Сборник статей по экологии Курского края: Учебно-методическое пособие. 3-е изд-Курск-2016. – 183с.
13. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учеб-ник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
14. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология (базовый уровень). 10— 11 классы. — М., 2014.
15. Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В. В. Алехина: (научно-популярное издание) / [под общ. ред. А. А. Власова, О. В. Рыжкова, Н. И. Золотухина]. – Курск: Мечта, 2016. – 319 с.
16. Экологические основы природопользования: под редакцией члена -
корреспондента РАН Соломенцева К).М. - М.: Высшая школа, 2013. - 253 с.
Для преподавателя
Федеральный закон от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
География Курской области: Учебное пособие для школ Курской области. Курск: Издательство КГПУ, г. Курск,1997.
Марфенин Н.Н. Руководство по преподаванию экологии в рамках концепции устойчивого развития. — М., 2012.
Интернет-ресурсы
Портал Министерства природных ресурсов и экологии Российской
Федерации [Электронный ресурс] - URL: http://www.mnr.gov.ru
Официальный сайт Департамента экологической безопасности и природопользования Курской области [Электронный ресурс] - URL: https://www.ecolog46.ru
ЭКОЛОГИЯ 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО. Отв. ред.- Тотай А.В., Корсаков А.В. Брянский государственный технический университет (г. Брянск) [Электронный ресурс] http://www.biblio-online.ru
Природные памятники России/Курская область. Портал Викигид [Электронный ресурс] - URL: https://ru.wikivoyage.org/wiki/
Научно-практический портал Экология производства [Электронный
ресурс] — URL: http://www.ecoindustry.ru
Электронный журнал Greenologia (журнал о качестве жизни) [Электронный ресурс] - URL: https://greenologia.ru/eko-problemy/goroda/kursk.html
«Горенка» [Электронный ресурс] URL: http://gorenka.org.ru
Справочно-правовая система «Консультант-Плюс» [Электронный
ресурс] - URL: http://www.consultant.ru