СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОДПб.01 Экология Курского края

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа общеобразовательного учебного предмета ОДПб.01 Экология Курского края предназначена для изучения предмета в ОБПОУ «КЭМТ», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОДПб.01 Экология Курского края»

Комитет образования и науки Курской области

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курский электромеханический техникум»





УТВЕРЖДАЮ

Директор техникума

___________ В.А. Некрасов

«_____» ____________ 2019г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОДПб.01 Экология Курского края

для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

(базовая подготовка, очная форма обучения)













2019г.

Организация-разработчик: областное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение «Курский электромеханический техникум»




Разработчик: ______________ Е.П.Глухоедова, преподаватель высшей

квалификационной категории



Рабочая программа учебного предмета ОДПб.01 Экология Курского края рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК преподавателей профессионального цикла по направлению подготовки «Химические технологии»


Протокол №_ от « __ »__________ 2019 г.

Председатель ПЦК __________ А.Н. Белкина



Рассмотрена и одобрена на заседании методического совета


Протокол №__ от «__ » __________ 2019 г.


Председатель методического совета,

заместитель директора ___________ Г.Н.Галахова


Заместитель директора ___________ П.А.Стифеева



Заведующая отделением ___________ С.Н.Алпатова


Методист ___________ Г.В.Буровникова




СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка 4

  1. Общая характеристика учебного предмета 6

  2. Место учебного предмета в учебном плане 7

  3. Результаты освоения учебного предмета 8

  4. Структура и содержание учебного предмета 10

  5. Тематический план и содержание учебного предмета 11

  6. Характеристика основных видов учебной деятельности

студентов 15

  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебного предмета 17

  2. Литература 18


































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа общеобразовательного учебного предмета ОДПб.01 Экология Курского края предназначена для изучения предмета в ОБПОУ «КЭМТ», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета, в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259).

Содержание программы ОДПб.01 Экология Курского края направлено на достижение следующих целей:

  • формирование фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; о роли экологии в формировании целостной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;

  • формирование умений логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий и промышленных производств; определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

- приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества).

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;

    • воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде Курского края и Отечества в целом, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;

    • использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе.

    • формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей на основе осмысления необходимости экологической грамотности человека в современном мире.

В результате освоения учебного предмета обучающийся должен уметь:

  • анализировать и прогнозировать экологическое состояние Курского края;

  • проводить поиск краеведческой информации в источниках разного типа;

  • анализировать краеведческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

  • участвовать в дискуссиях по экологическим проблемам и формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам;

  • представлять результаты изучения эколого-краеведческого материала в

формах конспекта, сообщения, рецензии.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • эколого-географическую характеристику родного края, его географическое положение;

  • особенности рельефа и климатических условий;

  • использование природных ресурсов в хозяйстве региона;

  • особенности флоры и фауны Курского края, редкие и исчезающие виды;

  • основные источники загрязнения окружающей среды в Курском крае;

  • государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды, реализуемые в Курском крае;

  • заповедные места и памятники природы родного края.









1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Обучение экологии осуществляется на основе планомерного и преемственного развития экологических понятий, усвоения ведущих идей, теорий, научных фактов, составляющих основу практической подготовки в учреждениях СПО, для формирования новых ценностных и этических подходов, новой модели поведения дома и в обществе, а не только получение и закрепление новых знаний в области окружающей среды и устойчивого развития

В программе учебного предмета ОДПб.01 Экология Курского края отражены важнейшие задачи, стоящие перед экологией, решение которых направлено на рациональное природопользование, на охрану окружающей среды и создание здоровьесберегающей среды обитания человека. Это, в свою очередь, позволяют достичь цели курса, которая заключается в формировании новых ценностных и этических подходов, новой модели поведения в обществе.

Основу содержания учебного предмета составляет концепция устойчивого развития. В соответствии с ней выделены содержательные линии: экология, как научная дисциплина и экологические закономерности; взаимодействие систем «природа» и «общество»; прикладные вопросы решения экологических проблем в рамках концепции устойчивого развития; методы научного познания в экологии: естественно-научные и гуманитарные аспекты.

При отборе содержания учебного предмета использован культуро-сообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности. Программа предполагает проведение экологических викторин, выполнение творческих заданий , практических работ.

Изучение учебного предмета ОДПб.01 Экология Курского края завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации обучающихся в процессе освоения программ подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) специальности:

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).







  1. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ



В ОБПОУ «КЭМТ», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебный предмет ОДПб.01 Экология Курского края изучается в общеобразовательном учебном цикле учебного плана ППССЗ специальности: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

.





































З. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Освоение содержания учебного предмета обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

− воспитание устойчивого интереса к истории и достижениям в области экологии родного края;

− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли экологических компетенций в этом;

− умение использовать достижения современной экологической науки и для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

− готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;

− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;

− сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде.

метапредметных:

− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;

− применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;

− умение использовать различные источники, в том числе интернет-ресурсы, для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;

− владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей, а так же реализовывать приобретенные знания и умения в своей будущей профессиональной деятельности;

− умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

предметных:

− расширение понятийного аппарата экологического характера в условиях возможности апробации их для характеристики экологической обстановки в родном крае;

− сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество — природа»;

− сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности, в том числе в производственной;

− владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

− сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры;

− расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний человека с позиции негативного или природоохранного воздействия на окружующую природную среду.






















4. СТРУКТУРА и содержание учебного предмета

Объем учебного предмета и виды учебной работы

Виды учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка

95

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

95

в том числе:


практические занятия

34

контрольные работы

2

промежуточная аттестация в форме 1

дифференцированного зачёта



5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОДПб.01 ЭКОЛОГИЯ КУРСКОГО КРАЯ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студента, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

2

1; 2

Экология как наука, основные задачи, понятия.

Рациональная экология-путь к сотрудничеству человека и природы.

Раздел 1. Природные особенности родного края

Тема1.1

История освоения Курской области

Содержание учебного материала



1

Этапы и вехи в освоении природы Курской области. Первые остроги. Становление Курска как административно- хозяйственного и торгового центра

4

2

2

Административно- территориальные преобразования Курской области. Устав, флаг и герб Курской области.

Тема 1.2

Эколого- географическая характеристика родного края

Содержание учебного материала

4


2


1

Природные эколого-географические особенности Курской области. Расположение Курской области, её крайние точки, протяженность, площадь границ. Формирование климата и природных условий.

2

Геологическое строение и краткая история геологического развития.

3

Демография Курской области и её районов.

Практические занятия



1

Определение по карте географического положения Курской области, координат крайних точек, площади,

Протяженности (заполнение контурной карты).

2

2,3


Тема 1.3 Характеристика природных ресурсов и природопользования в Курской области.

Содержание учебного материала

10

2

1

Природно-ресурсный потенциал области и его использования человеком. Минеральные, водные,

гидроэнергетические, лесные, охотничье- промысловые, рекреационные ресурсы и их характеристика.

2

Минерально-сырьевые ресурсы Курской области, их разнообразие, запасы, степень освоения и изученности. Использование полезных ископаемых и их охрана.

3

Земельные ресурсы региона. Экологические аспекты состояния земель. Особенности загрязнения пестицидами, токсинами промышленного происхождения. Почва.

4

Водные ресурсы Курской области. Поверхностные, подземные воды, их освоение и использование. Крупнейшие реки области, водохранилища, их характеристика. Питьевое водоснабжение и санитарно-гигиеническое состояние его источников.

5

Растительный и животный мир Курской области

6

Лесные древесные ресурсы, их характеристика, учет, использование. Негативные воздействия на леса.

7

Состояние и воспроизводство животных ресурсов в регионе.

8

Хозяйственная оценка природных ресурсов, оценка ресурсообеспеченности региона по основным видам сырья. Количественная и качественная оценка минеральных ресурсов.

Практические занятия

6

2,3

1

Анализ полезных ископаемых Курской области.

2

Анализ состояние почвы в регионе.

3

Анализ состояние питьевой воды в регионе.

Тема 1.4

Флора и фауна родного края.

Содержание учебного материала

5

2

1

Преобладающие фито и зооценозы местных экосистем.

2

Характеристика наиболее распространенных представителей растительного мира Курской области.

3

Характеристика наиболее распространенных представителей животного мира Курской области.

Практические занятия

4

2,3

1

Круглый стол: растительный мир Курской области.

2

Круглый стол: животный мир Курской области.

Контрольная работа № 1 «Природные особенности родного края»

1

3

Раздел 2. Среда обитания человека и экологическая безопасность



Тема 2.1

Взаимодействие человека

с природой


Содержание учебного материала

2



2



1

Формы взаимодействия и влияния человека в регионе на разные виды экосистем.

2

Виды загрязнений окружающей среды Курской области: сточные воды, промышленные выбросы и другие.

3

Региональные экологические проблемы


Практическое занятие

4

3

1

Анализ и оценка основных видов загрязнения в Курском крае

2

Круглый стол: Анализ динамики загрязнения окружающей среды в регионе за последние десять лет.

Тема 2.2. Среда обитания

человека.

Содержание учебного материала

3

2

1

Понятие о среде обитания человека. Естественная и искусственная среда обитания человека

2

Курск. Городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум и вибрация

в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека.


Практические занятия

4

3

1

Исследование и описание своего жилища как искусственной экосистемы

2

Моделирование идеальной среды обитания человека.

Второй семестр

2

2

1

Социальная среда. Основные экологические требования к компонентам окружающей среды в регионе.

2

Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности.

Раздел 3. Источники антропогенного воздействия на Курскую область

Тема 3.1.

Промышленные предприятия

Курской области и экологическая безопасность.

Содержание учебного материала

2

2

1

Курский промышленный ареал

2

Курчатовский промышленный ареал

3

Железногорский промышленный ареал


Практические занятия



1

Виртуальная экскурсия на производство (по выбору)

2

3,2

Тема 3.3.

Передвижные источники загрязнения окружающей среды.

Содержание учебного материала

6

2

1

Наземный транспорт Курского края и его воздействие на атмосферу, литосферу, гидросферу и биосферу родного края

2

Железнодорожный транспорт Курского края и его воздействие на атмосферу, литосферу, гидросферу и биосферу родного края

3

Воздушный транспорт Курского края и его воздействие на атмосферу, литосферу, гидросферу и биосферу родного края

Тема 3.4. Сельское хозяйство


Содержание учебного материала

2

2

1

Сельское хозяйство Курского края сегодня. Экологические проблемы сельско-хозяйственных угодий. влияние на окружающую среду.

Тема 3.5.

Промышленные и

бытовые отходы в Курском крае. Свалки.

Содержание учебного материала

2

2

1

Классификация промышленных и бытовых отходов в родном крае.

Свалки. Проблемы утилизации отходов.

Практическое занятие

4

2,3

1

Круглый стол: Отходы и их влияние на здоровье человека.

2

Создание экологического бюллетеня, буклета-листовки, памятки на тему «Отходам вторая жизнь»

Раздел 4. Природоохранная деятельность в Курском крае.




Тема 4.2

Заповедные места и памятники природы родного края.

Содержание учебного материала



4






2




1

Государственные природные заповедники и заказники. Понятие, характеристика, значение.

Памятники природы регионального значения. Железногорский дендрологический парк. Парк в д. 1-я Воробьевка, бывшая усадьба А.А. Фета. Урочище Крутой Лог. Парк «Лебяжье» и другие.

2

Заповедники Курской области федерального значения. Центрально-черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В.В. Алехина

Практические занятия

4

3

1

Виртуальная экскурсия по заповедным местам родного края.

Тема 4.3

Красная книга

Курской области

Содержание учебного материала


5


2

Красная книга Курской области. История появления, значение.

1

Редкие и исчезающие виды растений родного края, занесенные в Красную книгу Курской области.

2

Редкие и исчезающие виды животных родного края, занесенные в Красную книгу Курской области.

Практические занятия

4

3

1

Создание эссе на тему « Мой край. Моя экология. Моя совесть. Мой вклад»

2

Круглый стол: Создание информационного носителя - экологического вестника.

Контрольная работа № 2 «Антропогенное воздействие на Курский край. Охрана природы»

1


Тема 4.4

Государственное регулирование охраны окружающей среды и природопользования в родном крае.

Содержание учебного материала

6

2

1

Государственная региональная экологическая политика. Система государственных природоохранных органов Курской области и их деятельности. Государственные экологические программы.

2

Экологический мониторинг в области источников загрязнения природы. Государственный экологический контроль и государственный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов. Анализ и оценка эффективности мер и мероприятий, проводимых в Курской области с целью охраны природы.

3

Роль населения региона в регулировании охраны окружающей среды. Общественное экологическое движение. Экологическое образование, просвещение и воспитание. Итоговое занятие. Дифференцированный зачёт

Всего

95


__________________________

Для характеристики уровня освоения учебного материала (графа 4) используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)







  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Введение

Знакомство с объектом изучения экологии. Определение роли экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Демонстрация значения экологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.

Раздел 1.

Природные особенности родного края


Умение давать эколого - географическую характеристику родного края, характеризовать природные ресурсы и особенности природопользования в Курской области.

Овладение знаниями об особенностях флоры и фауны Курской области.

Умение выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их возникновения, а также возможные пути снижения последствий на окружающую среду.

Раздел 2.

Среда обитания человека и экологическая безопасность

Овладение знаниями об особенностях среды обитания человека и ее основных компонентов. Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «комфорт среды обитания человека», получаемым из разных источников, включая рекламу.

Знание основных экологических требований к компонентам окружающей человека среды. Знание основных экологических характеристик среды обитания человека в условиях сельской и городской местности своего региона.

Раздел 3.

Источники антропогенного воздействия на Курскую область

Знание основных промышленных объектов региона, как источников антропогенного воздействия на экологию Курской области, умение называть и характеризовать иные факторы негативного воздействия на окружающую среду родного края.

Знание основных положений концепции устойчивого развития и причин ее возникновения. Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «устойчивое развитие». Умение различать экономическую, социальную, культурную и экологическую устойчивость. Умение вычислять индекс человеческого развития по отношению к окружающей среде.

Раздел 4. Природоохранная деятельность в Курском крае.

Знание истории охраны природы в России и в родном крае, основных типов организаций, способствующих охране природы в Курской области. Умение определять состояние экологической ситуации окружающей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу.

Умение пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением — для оценки состояния окружающей среды и ее потребности в охране. Знание основных памятников природы Курского края. Умение характеризовать формы государственного регулирования охраны окружающей среды в родном крае.
















7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Для реализации учебного предмета ОДПб.01 Экология Курского края имеется кабинет «Химические дисциплины. Химическая технология. Биология».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся

  • рабочее место преподавателя

  • наглядные пособия, дидактические материалы

  • вспомогательное оборудование


Технические средства обучения:

  • персональный компьютер Acer с лицензионным программным обеспечением MSOffice (Open Office), включающий MS Word, MS Excel, MS Power Point и мультимедиапроектор NEC.































8. ЛИТЕРАТУРА

Для студентов

1. Заповедные уголки Курского края / Департамент экол. безопасности и природопользования Курской обл.; фотоматериалы: Виктор Барышников и др. ; авт. текста: Наталия Левых. – Курск: Мечта, 2016. – 48 с.

2. История и современность Курского края. Региональное учебное пособие. Издание 2-е стерео-типное. Курск-2013.

3. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования: Учебное пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия» 2015. – 208с.

4. Королев, В. А. Учебно-методическое пособие по экологии (Экологические риски) – Курск : Университетская книга, 2016. – 208 с.

5. Марфенин Н.Н. Экология и концепция устойчивого развития. — М., 2014.

6. Миркин, Б. М., Наумова, Л. Г., Суматохин, С. В. Экология (базовый уровень). 10—11классы, М. «Вентана - Граф», 2018.

7. О состоянии и охране окружающей среды на территории Курской области. Доклад в 2015 году: Адм. Курской обл., Департамент экологической безопасности и природопользования курской области – Курск: Мечта, – 2016. – 125 с

8. О. И. Белякова, Е. А. Преликова, Г. П. Тимофеев, В. В. Юшин Экология Курского края: учебное пособие. - Курск: Унив. кн., 2018. – 178с.

9. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Подунова Л.Г. Экология и гигиена человека: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

10. Попков В.А. География Курской области: Природные условия и ресурсы. Часть 1. Москва – Курск, 2015. – 78с.

11. Попков В.А. География Курской области: Население и хозяйство. Часть 2. Москва – Курск, 2015. – 133с.

12. Сборник статей по экологии Курского края: Учебно-методическое пособие. 3-е изд-Курск-2016. – 183с.

13. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учеб-ник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

14. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология (базовый уровень). 10— 11 классы. — М., 2014.


15. Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В. В. Алехина: (научно-популярное издание) / [под общ. ред. А. А. Власова, О. В. Рыжкова, Н. И. Золотухина]. – Курск: Мечта, 2016. – 319 с.

16. Экологические основы природопользования: под редакцией члена -

корреспондента РАН Соломенцева К).М. - М.: Высшая школа, 2013. - 253 с.


Для преподавателя

  1. Федеральный закон от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

  4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

  5. География Курской области: Учебное пособие для школ Курской области. Курск: Издательство КГПУ, г. Курск,1997.

  6. Марфенин Н.Н. Руководство по преподаванию экологии в рамках концепции устойчивого развития. — М., 2012.



Интернет-ресурсы

  1. Портал Министерства природных ресурсов и экологии Российской

Федерации [Электронный ресурс] - URL: http://www.mnr.gov.ru

  1. Официальный сайт Департамента экологической безопасности и природопользования Курской области [Электронный ресурс] - URL: https://www.ecolog46.ru

  2. ЭКОЛОГИЯ 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО. Отв. ред.- Тотай А.В., Корсаков А.В. Брянский государственный технический университет (г. Брянск) [Электронный ресурс] http://www.biblio-online.ru

  3. Природные памятники России/Курская область. Портал Викигид [Электронный ресурс] - URL: https://ru.wikivoyage.org/wiki/

  4. Научно-практический портал Экология производства [Электронный

ресурс] — URL: http://www.ecoindustry.ru

  1. Электронный журнал Greenologia (журнал о качестве жизни) [Электронный ресурс] - URL: https://greenologia.ru/eko-problemy/goroda/kursk.html

  2. «Горенка» [Электронный ресурс] URL: http://gorenka.org.ru

  3. Справочно-правовая система «Консультант-Плюс» [Электронный

ресурс] - URL: http://www.consultant.ru



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!