СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета " Основы духовно-нравственной культуры народов России." Модуль " Основы светской этики".

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет " ОДНКНР" является одним из важных в образовательной программе 5 класса. В процессе изучения курса обучающиеся узнают много нового о жизни общества и расширяют свои знания о том что уже знакомо. Полученный знания помогают адаптироваться в социуме и выбирать приемлимое поведение в общении со сверстниками, вырабатывают умения и навыки жизни в обществе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета " Основы духовно-нравственной культуры народов России." Модуль " Основы светской этики".»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Паутовская средняя школа»





Согласовано Утверждаю

Руководитель УМС:________Мищук Л.Н. Директор:_______Мищук Н.А.







Рабочая программа

учебного предмета

« Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Модуль « Основы светской этики»









Класс: 5

Срок реализации: 2017-2018 учебный год





Составитель: Учитель I категории Миронова Г.Н.

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»


1. Пояснительная записка.

1.1. Нормативные акты и документы:

Данная программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

- с Федеральным законом « Об образовании в РФ» 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года (ст.12,13,19,28,30,47);

- ФГОС основного общего образования( утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 с изменениями);

- «Рекомендациями по оснащению учебного процесса» в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента ФГОС;

- Уставом МБОУ « Паутовская сш»;

- Программой курса «Основы светской этики». 5 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. —160 с. — (ФГОС. Инновационная школа).


1.2. Общие цели учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования 2010 г. имеется обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Изучение основ духовно-нравственной культуры предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности

человеческой жизни. Системно–деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со Стандартом, на ступени основного общего образования осуществляется дальнейшее формирование

основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие подростками моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.

Задачи модуля «Основы светской этики»:

Модуль «Основы светской этики» в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.

Поставлены также задачи:

- формировать нормы светской морали;

- дать представления о светской этике;

- познакомить учащихся с основами культур;

- развивать представления о значении нравственных норм;

- обобщить знания о духовной культуре и морали;

- развивать способности к общению;

- формировать этическое самосознание;

- улучшать взаимоотношения детей и родителей;

- противодействовать суициду детей.

Данный модуль выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, расширяя знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Он призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.

На уроках светской этики в 5 классе учащимся предстоит выяснить, кто такой гражданин, в чем состоят его права и обязанности; раскрываются важнейшие нравственные понятия: честь и достоинство, совесть и порядочность, сострадание и милосердие, правда и ложь и многие другие.

Насущным проблемам современного российского общества посвящены темы: «Терпимость и терпение», «Мужество», «Равнодушие и жестокость». При изучении этих тем ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — жизни. Развитию и совершенствованию личности подростка, его организованности и самостоятельности помогут темы: «Самовоспитание», «Учись учиться».

Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умения избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций. На уроках светской этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимания особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Модуль «Основы светской этики» вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности, национального самосознания — чувства принадлежности к своей стране и народу.

На уроках светской этики ученики знакомятся с Конституцией Российской Федерации, определяющей нормы и правила жизни нашего общества и государства. В преамбуле к Конституции говорится: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, объединенный общей судьбой…» Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства.

Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благоприятными возможностями для знакомства детей с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в музее и театре, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета. Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил

поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий.

Детский возраст важен для социализации ребенка, когда дети познают одобряемые и неодобряемые формы поведения. У них еще слишком мал собственный опыт, и задача школы на уроках светской этики — помочь им усвоить положительный опыт поведения других людей.

Содержание курса дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения. В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Большое внимание обращается на деятельность ученика по анализу текста, его логической обработке при составлении плана, решению практических задач. В процессе деятельности у учеников возникают положительные эмоции, им нравится, хочется работать, появляется чувство удовольствия от умственной деятельности, формируются познавательные потребности.

В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения. Итогом этой работы станет завершающая тема курса «Речевой этикет».

На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, музыкой. Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним. Ученики, например, определяют части речи, находят однокоренные слова, вспоминают героев произведений детской литературы, рассматривают положительные и отрицательные стороны их поступков. В ходе диалога-беседы ученики оценивают поступки героев, выясняют свою собственную позицию.

Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян.


1.3. Место предмета в базисном учебном плане:

Федеральный базисный учебный план отводит в 5 классе на предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 17 часов.

Данная программа рассчитана на 17 учебных часов: вводный урок, 15 тем, итоговое повторение. На каждую тему выделяется один урок (один час).


1.4. Учебно-методический комплект:

1.Программа курса «Основы светской этики». 5 класс / авт.-

сост. М.Т. Студеникин.

2. Студеникин М.Т. «Основы светской этики»: учебник для 5 класса, М.: ООО «Русское слово-учебник», 2016г.

2. Планируемые результаты:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет как знаниевый компонент содержания образования, так и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности ученика. Стандарт ориентирует на становление следующих характеристик школьника:

Личностные результаты:

- Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми достигать в нем взаимопонимания.

Предметные результаты:

- Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

- формирование представлений об основах светской этики;

- понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.

Метапредметные результаты:

- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Используемые технологии, методы, формы работы.

Преподавание строится с учетом таких подходов, как:

- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;

- активизация познавательной активности школьников;

- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.

Большое внимание на каждом уроке, занятии уделяется мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.

Расширению мотивационных условий изучения курса достигается за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий на печатной основе можно использовать электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы и т.п.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:

Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

В 5-м классе к эвристическим методам добавляются элементы исследовательской деятельности (в виде простейших заданий по наблюдению и изучению основ светской этики и рассмотрению простейших классических религиозных текстов), а также делаются первые шаги к организации дискуссий (первоначально в виде коротких обсуждений тем, которые в большей степени затрагивают повседневную жизнь школьника). Акцент в образовательной деятельности школьников ставится на понимание происходящих в обществе процессов. Делаются первые шаги в области проектной деятельности учащихся.

Из всего арсенала существующих разнообразных форм, методов и вариантов проведения уроков, занятий, выбираются соответствующие особенностям и запросам современных школьников 5 класса, а именно:

  • эвристические беседы;

  • различные виды дискуссий (дебаты, диспуты, панельные дискуссии, дискуссия по типу «Аквариум» и т.д.);

  • учебные и социальные проекты;

  • уроки-экскурсии;

  • деловые и ролевые игры;

  • практикумы;

  • различные викторины и другие конкурсные события;

  • творческие мастерские.

Методы используемые на занятиях: репродуктивный, эвристический, проблемный

Организационные формы: фронтальная, индивидуальная, групповая

В процессе обучения используются ИКТ, проектные технологии.

Особенности организации учебного процесса: классно – урочная система, индивидуальная (занятия со слабоуспевающими.)

В ходе реализации содержания модуля применяются следующие виды уроков: урок-экскурсия, урок образ, эвристические беседы. Различные виды дискуссий, ролевые игры. Различные викторины и конкурсные события. Для организации занятий используются методы: словесный, наглядный, практический, проблемно поисковый, самостоятельной работы. Особое внимание уделяется работе с текстом: выборочное чтение, метод ИНСЕРТ, комментированное чтение, чтение с остановками. Для этой возрастной категории немаловажное значение имеет работа в группе. При этом используются следующие виды работы: взаимные вопросы и задания, взаимообъяснение, беседа, интервью, драматизация. Самостоятельная практическая деятельность состоит в составлении словаря терминов и понятий. В создании образов, рисунки, фотографии.

Задания на дом: чтение, заучивание минимального количества дат, терминов имен) подготовка пересказов (подробных, выборочных, обобщенных), составление опорных конспектов к пересказам, творческие работы (мини-доклад, эссе, рисунки, проекты).

Внеклассная работа учителя по предмету представлена: праздник, экскурсия, заочная экскурсия, встречи за круглым столом с родителями.


3. Содержание учебного предмета:

Введение (1 час)

Знакомство с новым учебником. Повторение пройденного в 4 классе.

Тема 1. Гражданин России (1 час)

Понятия гражданин и гражданство. Конституция — Основной закон РФ. Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей — гражданский долг каждого гражданина России. Управление государством. Президент, Председатель Правительства, министр. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к символам государства.

Тема 2. Порядочность (1 час)

Понятие порядочности. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность. Взаимосвязь порядочности, благородства, достоинства, великодушия. Общественная ценность порядочности.

Тема 3. Совесть (1 час)

Понятие совести. Совесть — важнейшая составная часть порядочности человека. Чувство угрызения совести. Развитие чувства совести. Умение понять и простить. Правдивость и ее

цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Совесть — «внутренний голос человека». Жить по законам совести. Несовместимость совести с эгоизмом и корыстолюбием.

Кодекс взаимоотношений одноклассников.

Тема 4. Доверие и доверчивость (1 час)

Доверие — важнейшее качество личности. Понятие доверия. Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость. Правила установления дове-

рительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая помощь.

Тема 5. Милосердие и сострадание (1 час)

Понятие милосердия. Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь сострадания и милосердия, милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанности учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила милосердия. Воспитание милосердия. Умение понять и простить.

Тема 6. Правда и ложь (1 час)

Правда и неправда, полуправда, ложь. Правда — то, что соответствует действительности. Ложь — намеренное искажение действительности. Искренность. Честность. Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Из истории лжи.

Тема 7. Традиции воспитания (1 час)

Традиция. Сословия: крестьяне, казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. Требования к воспитанию и домашнему обучению мальчиков и девочек. Дворянский этикет.

Тема 8. Честь и достоинство (1 час)

Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о чести. Дворянская честь. Дуэль — способ решения вопросов чести. Цена честного слова. Чувство долга. Поступки достойные и недостойные. Достоинство. Благородство — высшее проявление человеческого достоинства. Герои Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и наших дней. Патриоты России. Проявление патриотизма учащихся.

Тема 9. Терпимость и терпение (1 час)

Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Российское многонациональное государство. Что такое терпимость (толерантность). Уважение свободы другого человека, проявление великодушия и расположенности к другим людям. Роль мигрантов в жизни наших городов. Правила толерантного общения. Различие понятий терпение и терпимость.

Тема 10. Мужество (1 час)

Понятие мужества. Смелость и решительность, сила духа, продуманность действий, самоконтроль, преодоление чувства страха и неуверенности. Убежденность в необходимости и полезности действий в чрезвычайных обстоятельствах. Повседневное проявление мужества. Взаимосвязь вечных ценностей — чести, достоинства, благородства, доброты, дружбы. Примеры мужества. Умение защитить своих близких и себя. Тренировка мужества. Героизм — высшее проявление мужества. Кавалеры ордена Мужества.

Тема 11. Равнодушие и жестокость (1 час)

Проявления жестокости детей и их последствия. Умение и желание контролировать свои поступки. Равнодушие и жестокость. Жизнь человека — высшая ценность. Насилие в отношении детей — нарушение прав человека. Вред сквернословия.

Тема 12. Самовоспитание (1 час)

Соблюдение норм нравственности — важнейшее общественное требование. Дисциплинированность и сознательная дисциплина. Умение контролировать свои дела и поступки. Правила учебной работы в группе. Умение осознать ошибки и больше их не повторять. Воспитание воли. Познание своих положительных и отрицательных качеств. Планирование предполагаемых действий, оценка результатов. Пути самообразования и самовоспитания. Воспитание чувства самоуважения.

Тема 13. Учись учиться (1 час)

Цель обучения в школе. Приемы работы учащихся со школьным учебником. Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Приемы работы учеников на уроке. Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание. Совершенствование памяти подростка. Правила и приемы запоминания. Сочетание труда умственного и физического.

Тема 14. Речевой этикет (1 час)

Средства речи и правила их использования в разных жизненных ситуациях. Начало, основная часть и завершение беседы. Употребление личных местоимений ты и вы. Правила знакомства детей и взрослых. Обращения с просьбой к незнакомым людям в магазине, на транспорте. Формы обращения. Правила общения подростков. Что значит быть эрудированным собеседником. Значимость излагаемой информации. Правила беседы. Человека красят не столько слова, сколько дела. Этикет разговора по телефону.

Тема 15. Мои права и обязанности (1 час)

Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка. Обязанность посещения учащимися школьных занятий, добросовестного учебного труда. Участие в

самообслуживающем труде. Единство действий классного руководителя и родителей учащихся. Требования к поведению учащихся в школе. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Итоговое повторение (1 час)


4. Тематическое планирование по ОДНКНР в 5 классе.( второе полугодие)



№ п/п


Тема урока

Кол-во

Часов

Дата

проведения


1.


Введение в предмет


1



2.


Гражданин России


1



3.


Порядочность


1



4.


Совесть


1



5.


Доверие и доверчивость


1



6.


Милосердие и сострадание


1



7.


Правда и ложь


1



8.


Традиции воспитания


1



9.


Честь т достоинство


1



10.


Терпимость и терпение

1



11.


Мужество


1



12.


Равнодушие и жестокость


1



13.


Самовоспитание


1



14.


Учись учиться


1



15.


Речевой этикет


1



16.


Мои права и обязанности


1



17.


Итоговый урок.


1




5. Лист внесения изменений в программу:


п/п

Тема урока

Причина

кор-ии

Способ

кор-ии



























Составитель : Миронова Г.Н. /учитель первой категории МБОУ « Паутовская сш»/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!