СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы проектной и учебно-исследовательской деятельности» 10-11 классы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы проектной и учебно-исследовательской деятельности» 10-11 классы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Коммунарская средняя общеобразовательная школа №3»


Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения «Коммунарская средняя общеобразовательная школа N3»,

принятой на заседании педагогического совета

протокол №__от ________, утверждённой приказом от _________ № ___-ОД










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета


«Основы проектной и учебно-исследовательской деятельности»


10-11 классы









Разработчик:







Используют рабочую программу

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (далее ФГОС ООО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 (с последующими изменениями), с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с последующими изменениями), Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ «Коммунарская СОШ №3».

Особенностью проектов на старшей ступени образования (10—11 классы) является их исследовательский, прикладной характер. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно- исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

Методы преподавания данного курса определяются целями и задачами, направленного на формирование способностей учащихся и основных компетентностей в предмете.

Метод проблемного обучения основан на создании проблемной ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов.

Исследовательский метод обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска и является условием формирования интереса.

Возможные приемы организации деятельности: лекция, семинар, практическая работа,

«Мозговой штурм», работа с источниками, в частности с документами.

Наибольшее внимание будет уделено практическим заданиям по выработке запланированных навыков и умений – выполнению творческих заданий, итогом которых будет являться защита индивидуальных проектов. Во время учебных занятий могут использоваться различные виды индивидуальной, парной и групповой работы.

Цели и задачи реализации учебного предмета

«Основы проектной и учебно-исследовательской деятельности»:

Цель: создать психолого-педагогические условия для разработки, сопровождения и защиты индивидуального проекта обучающимися, как обязательного условия достижения метапредметных результатов образования. Способствовать развитию адекватной самооценки, информационной компетентности. Осуществлять ориентирование на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, подготовку обучающегося к жизни в обществе.

Задачи:

  • сформировать ключевые компетенции, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность их мобилизовать и самостоятельно получить планируемый результат с последующей самооценкой созданного продукта.

  • воспитывать самостоятельность, инициативность, ответственность, повышение мотивации и эффективности учебной деятельности.

  • формировать умения выбирать адекватные стоящей задаче средства, разрабатывать возможные варианты и принимать решения.

Общая характеристика

Рабочая программа учебного предмета «Основы проектной и учебно-исследовательской деятельности» обеспечивает преемственность обучения с подготовкой обучающихся по программам основного общего образования.

Индивидуальное проектирование представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект), направленную на формирование личностных и метапредметных результатов обучения.

Индивидуальное проектирование выполняется обучающимся под контролем руководителя проекта и консультантов по выбранной теме в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной) в течение двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом. Результат освоения программы должен иметь практическую направленность, должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта.

Освоение программы учебного предмета «Основы проектной и учебно-исследовательской деятельности» должно обеспечить:

  • удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;

  • всестороннее индивидуальное творческое развитие личности;

  • формирование у обучающихся инициативности и познавательной активности;

  • выработку навыка самостоятельной навигации в информационных системах и ресурсах;

  • универсального умения ставить и решать задачи.

Место учебного предмета в учебном плане.

Учебный предмет «Основы проектной и учебно-исследовательской деятельности» является обязательной формой обучения и входит в перечень учебных предметов 10-11 классов. Общее число учебных часов за 2 года обучения 68 (1 час в неделю). Индивидуальный проект подразумевает обязательную публичную защиту, а также возможность участия во внешкольных конференциях и конкурсах различных уровней.

Рабочая программа учебного предмета «Основы проектной и учебно-исследовательской деятельности» представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса, содержание учебного предмета, тематическое планирование.


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты освоения программы учебного предмета отражают:

  1. уважение к своему народу, гордости за свой край, свою Родину.

  2. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  3. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  4. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  5. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  6. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  7. эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

  8. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

  9. бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей.

  10. сформированность экологического мышления, понимания влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.


Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета отражают:

  1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  5. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

  6. умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

  7. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

  8. владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

  9. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.


Предметные результаты освоения программы учебного предмета отражают:

  1. сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

  2. способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

  3. сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания нескольких учебных предметов и/или предметных областей;

  4. способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов;

  5. владение умением излагать результаты проектной работы на семинарах, конференциях и т.п.;

  6. сформированность понятий проект, проектирование;

  7. владение знанием этапов проектной деятельности;

  8. владение методами поиска и анализа научной информации.


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 10 класс

Раздел 1. Введение Теоретический блок – 16 часов

Введение в проектную деятельность. Представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Что такое проект. Виды проектов. Этапы работы над проектом. Определение темы проекта. Что такое актуальность. Объект и предмет исследования. Понятие о гипотезе. Ее значение в исследовательской работе. Формулирование цели и задач проекта. Планирование работы над проектом. Выбор методов и средств достижения цели. Информация. Способы поиска информации. Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия). Особенности словарных статей в разных источниках информации. Анализ и синтез. Мыслительные операции, необходимые для проектной и учебно- исследовательской деятельности. Понятия опыт и эксперимент. Правила проведения опытов и экспериментов. Анкетирование. Алгоритм составления анкеты. Правила проведения. Обработка анкет. Что входит в папку проекта (портфолио проекта). Содержание и структура отчета проекта. Рекомендации по оформлению отчета. Что такое паспорт проекта. Рекомендации по составлению паспорта проекта.

Раздел 2. Практический блок – 13 часов.

Выбор темы исследования. Обоснование актуальности выбранной темы, выделение проблемы. Формулировка гипотезы, цели и конкретных задач. Определение предмета, объекта и продукта проектной деятельности. Планирование работы. Составление плана работы. Определение методов исследования. Корректировка цели по выбранной теме. Формулирование задач проектной деятельности. Планирование работы на основных стадиях и этапах исследования. Сбор материала для исследования. Работа в библиотеке с печатными материалами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Работа с цифровыми носителями. Поиск информации в сети интернет.

Раздел 3. Подготовка к предзащите проекта – 5 часов.

Психологический аспект в подготовке к предзащите проекта. Знакомство с памяткой

«Как подготовиться к публичному выступлению». Подготовка презентации к предзащите проекта. Подготовка тезисов к предзащите проекта. Предзащита проектной работы. Анализ. Самоанализ. Рефлексия предзащиты проекта.


11 класс


Раздел 1. Теоретический блок - 8 часов.


Что входит в папку проекта (Портфолио проекта). Понятие «Продукт» проектной

деятельности. Виды продуктов. Содержание и структура отчета проекта. Рекомендации по оформлению отчета. Библиография. Правила составления списка использованной литературы и электронных ресурсов. Рецензия. Кто и зачем составляет рецензию проекта. Требования к

оформлеﺍнию компьютерной презеﺍнтации. Подготовка доклада –защиты проекта. Содержаниеﺍ критеﺍриеﺍв оценки проекта.

Раздел 2. Практический блок – 16 часов.


Формулированиеﺍ задач проеﺍктной деяятелььности. Корректировка темы проекта. Корректировка актуальности выбранной темы, выделениеﺍ проблемы. Корректрировка гипотеﺍзы, цеﺍли и конкретных задач. Корректировка предмеﺍта, объеﺍкта и продукта проектной деятельности. Корреﺍктировка цеﺍли по выбранной теﺍмеﺍ. Сбор материала для исследования. Работа в библиотекеﺍ с печатными матеﺍриалами. Обработка информации, полученной из печатных источников. Отбор и составлениеﺍ списка литеﺍратуры по теﺍмеﺍ исслеﺍдования. Работа с цифровыми носителями. Поиск информации в сеﺍти интернет. Обработка информации, полученной из цифровых носителей и из сети Интернет. Обработка результатов экспериментов, опытов. Социологических исследований. Подготовка и формирование продукта проеﺍктной и учеﺍбно-исслеﺍдоватеﺍльской деятельности. Оформлеﺍниеﺍ паспорта проеﺍкта. Оформлеﺍние папки (портфолио) проеﺍкта. Внесеﺍниеﺍ корреﺍктив в письмеﺍнную часть исслеﺍдования, добавлениеﺍ списка литературы и используемых реﺍсурсов. Оформление приложений.

Раздел 3. Заключитеﺍльный этап. Защита проекта – 10 часов.

Подготовка презеﺍнтации к защитеﺍ проекта. Изучениеﺍ требований к оформлеﺍнию преﺍзеﺍнтации. Подготовка теﺍзисов к защитеﺍ проектно-исслеﺍдоватеﺍльско деﺍятеﺍльности. Репетиция выступления – защиты проекта. Защита учебно-исследоватеﺍльских и проектных работ. Анализ. Самоанализ. Рефлексия проектно-исслеﺍдовательской деятельности.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Тематический план 10 класс

тема

Кол-во часов

Кол-во

проверочных работ

Кол-во

контрольных работ

1

Раздел 1. Введение Теоретический блок

16

1

1

2

Раздел 2. Практический блок

13



3

Раздел 3. Подготовка к предзащите

проекта

5



ИТОГО

34

1

1


Тематический план 11 класс



тема

Кол-во часов

Кол-во проверочных

работ

Кол-во контрольных

работ

1

Раздел 1. Теоретический блок

8


1

2

Раздел 2. Практический блок

16


1

3

Раздел 3. Заключительный этап. Защита проеﺍкта

10


2

ИТОГО

34


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!