Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Коммунарская средняя общеобразовательная школа №3»
Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Коммунарская средняя общеобразовательная школа N3»,
принятой на заседании педагогического совета
протокол №__от ________, утверждённой приказом от _________ № ___-ОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Основы проектной и учебно-исследовательской деятельности»
10-11 классы
Разработчик:
Используют рабочую программу
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (далее ФГОС ООО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 (с последующими изменениями), с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с последующими изменениями), Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ «Коммунарская СОШ №3».
Особенностью проектов на старшей ступени образования (10—11 классы) является их исследовательский, прикладной характер. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно- исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Методы преподавания данного курса определяются целями и задачами, направленного на формирование способностей учащихся и основных компетентностей в предмете.
Метод проблемного обучения основан на создании проблемной ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов.
Исследовательский метод обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска и является условием формирования интереса.
Возможные приемы организации деятельности: лекция, семинар, практическая работа,
«Мозговой штурм», работа с источниками, в частности с документами.
Наибольшее внимание будет уделено практическим заданиям по выработке запланированных навыков и умений – выполнению творческих заданий, итогом которых будет являться защита индивидуальных проектов. Во время учебных занятий могут использоваться различные виды индивидуальной, парной и групповой работы.
Цели и задачи реализации учебного предмета
«Основы проектной и учебно-исследовательской деятельности»:
Цель: создать психолого-педагогические условия для разработки, сопровождения и защиты индивидуального проекта обучающимися, как обязательного условия достижения метапредметных результатов образования. Способствовать развитию адекватной самооценки, информационной компетентности. Осуществлять ориентирование на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, подготовку обучающегося к жизни в обществе.
Задачи:
сформировать ключевые компетенции, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность их мобилизовать и самостоятельно получить планируемый результат с последующей самооценкой созданного продукта.
воспитывать самостоятельность, инициативность, ответственность, повышение мотивации и эффективности учебной деятельности.
формировать умения выбирать адекватные стоящей задаче средства, разрабатывать возможные варианты и принимать решения.
Общая характеристика
Рабочая программа учебного предмета «Основы проектной и учебно-исследовательской деятельности» обеспечивает преемственность обучения с подготовкой обучающихся по программам основного общего образования.
Индивидуальное проектирование представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект), направленную на формирование личностных и метапредметных результатов обучения.
Индивидуальное проектирование выполняется обучающимся под контролем руководителя проекта и консультантов по выбранной теме в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной) в течение двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом. Результат освоения программы должен иметь практическую направленность, должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта.
Освоение программы учебного предмета «Основы проектной и учебно-исследовательской деятельности» должно обеспечить:
удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
всестороннее индивидуальное творческое развитие личности;
формирование у обучающихся инициативности и познавательной активности;
выработку навыка самостоятельной навигации в информационных системах и ресурсах;
универсального умения ставить и решать задачи.
Место учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Основы проектной и учебно-исследовательской деятельности» является обязательной формой обучения и входит в перечень учебных предметов 10-11 классов. Общее число учебных часов за 2 года обучения 68 (1 час в неделю). Индивидуальный проект подразумевает обязательную публичную защиту, а также возможность участия во внешкольных конференциях и конкурсах различных уровней.
Рабочая программа учебного предмета «Основы проектной и учебно-исследовательской деятельности» представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса, содержание учебного предмета, тематическое планирование.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения программы учебного предмета отражают:
уважение к своему народу, гордости за свой край, свою Родину.
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей.
сформированность экологического мышления, понимания влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета отражают:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения программы учебного предмета отражают:
сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания нескольких учебных предметов и/или предметных областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов;
владение умением излагать результаты проектной работы на семинарах, конференциях и т.п.;
сформированность понятий проект, проектирование;
владение знанием этапов проектной деятельности;
владение методами поиска и анализа научной информации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 10 класс
Раздел 1. Введение Теоретический блок – 16 часов
Введение в проектную деятельность. Представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Что такое проект. Виды проектов. Этапы работы над проектом. Определение темы проекта. Что такое актуальность. Объект и предмет исследования. Понятие о гипотезе. Ее значение в исследовательской работе. Формулирование цели и задач проекта. Планирование работы над проектом. Выбор методов и средств достижения цели. Информация. Способы поиска информации. Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия). Особенности словарных статей в разных источниках информации. Анализ и синтез. Мыслительные операции, необходимые для проектной и учебно- исследовательской деятельности. Понятия опыт и эксперимент. Правила проведения опытов и экспериментов. Анкетирование. Алгоритм составления анкеты. Правила проведения. Обработка анкет. Что входит в папку проекта (портфолио проекта). Содержание и структура отчета проекта. Рекомендации по оформлению отчета. Что такое паспорт проекта. Рекомендации по составлению паспорта проекта.
Раздел 2. Практический блок – 13 часов.
Выбор темы исследования. Обоснование актуальности выбранной темы, выделение проблемы. Формулировка гипотезы, цели и конкретных задач. Определение предмета, объекта и продукта проектной деятельности. Планирование работы. Составление плана работы. Определение методов исследования. Корректировка цели по выбранной теме. Формулирование задач проектной деятельности. Планирование работы на основных стадиях и этапах исследования. Сбор материала для исследования. Работа в библиотеке с печатными материалами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Работа с цифровыми носителями. Поиск информации в сети интернет.
Раздел 3. Подготовка к предзащите проекта – 5 часов.
Психологический аспект в подготовке к предзащите проекта. Знакомство с памяткой
«Как подготовиться к публичному выступлению». Подготовка презентации к предзащите проекта. Подготовка тезисов к предзащите проекта. Предзащита проектной работы. Анализ. Самоанализ. Рефлексия предзащиты проекта.
11 класс
Раздел 1. Теоретический блок - 8 часов.
Что входит в папку проекта (Портфолио проекта). Понятие «Продукт» проектной
деятельности. Виды продуктов. Содержание и структура отчета проекта. Рекомендации по оформлению отчета. Библиография. Правила составления списка использованной литературы и электронных ресурсов. Рецензия. Кто и зачем составляет рецензию проекта. Требования к
оформлеﺍнию компьютерной презеﺍнтации. Подготовка доклада –защиты проекта. Содержаниеﺍ критеﺍриеﺍв оценки проекта.
Раздел 2. Практический блок – 16 часов.
Формулированиеﺍ задач проеﺍктной деяятелььности. Корректировка темы проекта. Корректировка актуальности выбранной темы, выделениеﺍ проблемы. Корректрировка гипотеﺍзы, цеﺍли и конкретных задач. Корректировка предмеﺍта, объеﺍкта и продукта проектной деятельности. Корреﺍктировка цеﺍли по выбранной теﺍмеﺍ. Сбор материала для исследования. Работа в библиотекеﺍ с печатными матеﺍриалами. Обработка информации, полученной из печатных источников. Отбор и составлениеﺍ списка литеﺍратуры по теﺍмеﺍ исслеﺍдования. Работа с цифровыми носителями. Поиск информации в сеﺍти интернет. Обработка информации, полученной из цифровых носителей и из сети Интернет. Обработка результатов экспериментов, опытов. Социологических исследований. Подготовка и формирование продукта проеﺍктной и учеﺍбно-исслеﺍдоватеﺍльской деятельности. Оформлеﺍниеﺍ паспорта проеﺍкта. Оформлеﺍние папки (портфолио) проеﺍкта. Внесеﺍниеﺍ корреﺍктив в письмеﺍнную часть исслеﺍдования, добавлениеﺍ списка литературы и используемых реﺍсурсов. Оформление приложений.
Раздел 3. Заключитеﺍльный этап. Защита проекта – 10 часов.
Подготовка презеﺍнтации к защитеﺍ проекта. Изучениеﺍ требований к оформлеﺍнию преﺍзеﺍнтации. Подготовка теﺍзисов к защитеﺍ проектно-исслеﺍдоватеﺍльско деﺍятеﺍльности. Репетиция выступления – защиты проекта. Защита учебно-исследоватеﺍльских и проектных работ. Анализ. Самоанализ. Рефлексия проектно-исслеﺍдовательской деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Тематический план 10 класс
№ | тема | Кол-во часов | Кол-во проверочных работ | Кол-во контрольных работ |
1 | Раздел 1. Введение Теоретический блок | 16 | 1 | 1 |
2 | Раздел 2. Практический блок | 13 | | |
3 | Раздел 3. Подготовка к предзащите проекта | 5 | | |
ИТОГО | 34 | 1 | 1 |
Тематический план 11 класс
№ | тема | Кол-во часов | Кол-во проверочных работ | Кол-во контрольных работ |
1 | Раздел 1. Теоретический блок | 8 | | 1 |
2 | Раздел 2. Практический блок | 16 | | 1 |
3 | Раздел 3. Заключительный этап. Защита проеﺍкта | 10 | | 2 |
ИТОГО | 34 | | 2 |