Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6
«Согласовано»: на заседании ШМО учителей Протокол №____ «____» _________ 2017 г | «Согласовано» Зам директора по УВР Данилова Т.В. «____» _________ 2017 г | «Утверждена» приказ директора школы от «____» _________ 2017 г. № _____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»
4 класс
Составитель: учитель
I квалификационной категории
Скрынник Анна Анатольевна
г.Югорск
2017 г.
Содержание программы: Стр.
Аннотация ………………………………………………………………………………………………………………3
Планируемые результаты обучения по курсу…………………………………………………………………………...5
Содержание разделов курса ……………………………………………………………………………………………...10
Тематическое планирование ……………………………………………………………………………………………18
Аннотация
Основная цель предмета «Основы православной культуры» в системе начального образования: знакомство младших школьников с основами религиозных культур и светской этики, формирование первичных представлений о материальной и духовной культуре, образе культуры России в целом, которая складывается из культур всех народов и народностей, наций и национальностей, живущих в нашей стране, людей разного вероисповедания.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
– способствовать развитию способностей у младших школьников к общению в многонациональной среде на основе взаимного уважения и диалога;
– способствовать формированию у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России;
– содержательно раскрыть понятие культурно-религиозных православной традиции в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников;
– создавать условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России.
Программа составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Шапошникова Т. Д., Савченко К.В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России» – М.: Дрофа, 2014.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные блоки:
– знакомство с новым предметом;
– введение в предмет «Основы православной культуры»;
– храм – дом Божий на земле;
– духовные ценности православия;
– жизнь по заповедям;
– духовные традиции многонационального народа России;
– презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия.
Изучение предмета «Основы православной культуры» должно обеспечить: изучение истории возникновения, распространения православия, основ его учения и духовных ценностей; интерес и потребность продолжить знакомство с православной культурой России в дальнейшем, через освоение аналогичных предметов или элективных курсов.
Важным является также формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально - государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.
Место в учебном плане. На изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» в 4 классе начальной школы отводится 1 ч. в неделю. Программа рассчитана на 34 ч.
1. Планируемые результаты изучения модуля «Основы православной культуры»
Освоение учебного содержания модуля должно обеспечить:
– воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека через формирование таких ценностей, как любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
– воспитание нравственных чувств и этического сознания через присвоение таких ценностей, как: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике;
– воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни через присвоение таких ценностей, как: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие;
– воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) через присвоение таких ценностей, как: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание;
– воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) через присвоение таких ценностей, как: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей — формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах
Требования к личностным результатам:
– формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
– формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
– развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
– овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
– адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
– овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
– овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
– определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
Ученик научится:
воспроизводить историю происхождения православной религии;
работать с различными источниками информации;
осуществлять творческую деятельность.
владеть: навыками культурой поведения в священных сооружениях мировых религий;
Ученик получит возможность научиться
– готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
– знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
– понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
– формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
– первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
– становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
– осознание ценности человеческой жизни.
Описание системы оценки достижения планируемых результатов
В условиях современной школы большое внимание уделяется диагностике знаний и умений, контролю достижения уровня обязательных результатов обучения. Уроки по курсу ОРКСЭ – уроки без отметочные, но это не означает, что нет необходимости в контроле усвоения знаний. Процесс усвоения знаний индивидуален, поэтому необходимы формы контроля, позволяющие предусмотреть проверку, во-первых, достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки по предмету, во-вторых, глубины сформированности учебных умений. Оценка должна решать, как минимум, две основные задачи:
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации учащихся предусматривает использование следующих методов:
Возможные варианты тестовых заданий:
Задания альтернативных ответов.
Задания множественного выбора.
Задания на восстановление соответствия.
Виды опроса:
Анкетирование.
Интервью.
Беседа.
Портфолио ученика (портфолио творческих, учебно-исследовательских, проектных работ).
Самооценка, взаимооценка и внешняя оценка (итоговое мероприятие)
2. Содержание разделов курса
Знакомство с новым предметом (3 ч.)
Урок 1. Россия — наша Родина.
Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. А. К. Толстой «Земля оттич и дедич». Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо.
Основные понятия: Родина, государство, образ мирового дерева, семья, родословное древо.
Учебно−исследовательская и проектная деятельность:
Проект: «Родословное древо» (по личному выбору).
Урок 2. Духовные ценности человечества. Культура. Религия.
Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию. Религия. Древние представления о Вселенной и богах. Языческие верования. Наиболее распространенные в современном мире и традиционные для России религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Этика как часть философии. Нравственный закон в светской и религиозной жизни.
Основные понятия: культура, духовные ценности, религия, вера, язычество, этика, философия, нравственный закон, традиции.
Урок 3. Олимпиада по ОПК, школьный тур.
Введение в православную культуру (8 ч.)
Урок 4. Колокола.
Колокольный звон — один из символов русской культуры. Различные виды колокольных звонов на Руси. Традиции колокольного звона на Руси. Колокол в светской жизни России. Значение колокольных звонов в русской истории. Отношение к колоколам в русской традиции. Искусство изготовления колоколов. Место колокольного звона в русской классической музыкальной культуре. Колокола как атрибут церковной жизни. Виды церковных колоколов. Колокольня и звонница. Москва — город «сорока сороков».
Основные понятия: колокола, колокольный звон, церковь, колокольня, звонница.
Проект: «История одного колокола» (по личному выбору).
Урок 5. Православный храм.
Храм — дом Божий. Традиции строительства храмов на Руси. Храмы как произведения архитектуры и искусства. Каноны строительства храма. Различное и общее во внешнем облике православных храмов.
Проект: «Наш храм» (по личному выбору).
Урок 6. Как христианство пришло на Русь. Православие.
Принятие христианства на Руси. Летописные свидетельства о крещении Руси. Представления о Боге в христианстве. Представление о сотворении мира в христианстве. Первые люди, грехопадение Адама и Евы, появление в человеческой жизни страданий и зла. Иисус Христос. Православие. Распространение православия в мире. Православие как традиционная религия России.
Основные понятия: христианство, Библия, православие, Крещение Руси.
Урок 7. Жизнь Иисуса Христа.
Евангелие. События, предшествующие рождению Иисуса Христа. Благовещение. События жизни Иисуса Христа. Рождество, детство и юность, начало проповеднической деятельности. Смысл проповедей Христа. Ученики Иисуса Христа. Деяния Иисуса Христа. Чудеса. Предательство Иуды. Распятие. Воскресение. Вознесение. Апостолы и их проповедническая деятельность.
Проект: «Апостолы» (по личному выбору).
Урок 8. Библия и Евангелие. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.
Святые в христианской традиции. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки и распространение Евангелия среди славянских народов. Библия — священная книга христианства. Ветхий Завет и Новый Завет.
Урок 9. Не совсем обычный урок. Библия в христианской культуре.
Вечные вопросы человечества. Монашество в православной традиции. Библия как источник знаний, мудрости и нравственности.
Основные понятия: монах, отрок, вечные вопросы человечества.
Уроки 10,11. О душе.
Представления о душе в православии. Бессмертие души, разум, свобода воли и дар слова как отражение в человеке образа Бога по христианским представлениям. Уникальность и неповторимость человеческой души. Свобода воли и проблема выбора как нравственная проблема. Ответственность человека за свой выбор и свои поступки. Забота человека о своей душе. Нравственные поступки. Любовь, уважение и терпение как основа человеческих взаимоотношений. Прощение, умение прощать.
Основные понятия: душа, свобода воли, выбор.
Храм – дом Божий на земле (8 ч.)
Урок 12. Как вести себя в православном храме.
Значение храма в жизни православных верующих. Правила поведения в храме. Храм как культурно-историческое наследие. Забота государства и Русской Православной Церкви о сохранении шедевров православной архитектуры и искусства. Строительство новых храмов.
Основные понятия: храм, церковь, крестное знамение.
Проект: «Как было, и как стало (реставрация храма)» (по личному выбору).
Урок 13. Не совсем обычный урок. Экскурсия. Внутреннее строение и убранство храма.
Внутреннее строение храма. Притвор. Средняя часть. Иконостас. Традиционное расположение икон в иконостасе. Царские врата и алтарь. Символическое значение престола. Облачение церковно- и священнослужителей.
Основные понятия: притвор, канун, аналой, икона, иконостас, царские врата, алтарь, престол.
Урок 14. Православная молитва.
Молитва и ее смысл для верующих. Виды молитв. Молитвы-просьбы. Правила молитвы. Значение совместной молитвы в храме для православных верующих. Молитвы в повседневной жизни православных верующих. Православная молитва перед учением.
Основное понятие: молитва.
Урок 15. Фреска и икона.
Фрески и иконы в храме. Фрески. Технология, правила и традиции создания фресок. Икона как особый священный предмет для православных верующих. Отношение верующих к иконе. Чудотворные иконы. Фрески и иконы как произведения искусства и культурное достояние России.
Основные понятия: фреска, икона, киот, лампада, красный угол, иконописец.
Учебно−исследовательская и проектная деятельность:
Проект: «Фрески Андрея Рублева» (по личному выбору).
Урок 16. Защита проектных работ.
Урок 17. Отличие иконы от картины.
Назначение иконы. Реалистичное изображение людей, природы и предметов на картине. Особенности изображения на иконе фигур и фона. Детали изображения на иконе. Система символов в иконописи. Символика цвета и света в иконописи.
Основные понятия: символ, символика, фигура, цвет, свет, пространство.
Учебно−исследовательская и проектная деятельность:
Проект: «Виртуальный музей» (по личному выбору).
Урок 18. Образ Христа в искусстве.
Образ Иисуса Христа в русском и зарубежном изобразительном искусстве, музыке, литературе. И.Н. Крамской «Христос в пустыне». В. М. Васнецов «Распятие Христа». М. В. Нестеров «Воскресение».
Основные понятия: образ, впечатление.
Учебно−исследовательская и проектная деятельность:
Проект: «Выставка «Образ Христа в изобразительном искусстве» (по личному выбору).
Урок 19. Православные традиции и семейные ценности. «Семья — малая церковь».
Семья – малая церковь. Основа семьи в православной традиции. День семьи, любви и верности - светский и церковный праздник. Служение в семье. Долг членов семьи по отношению друг к другу. Послушание и смирение как христианские добродетели. Притча о блудном сыне.
Основные понятия: семья, служение, послушание, смирение, добродетель.
Учебно−исследовательская и проектная деятельность:
Проект: «Открытка ко Дню семьи, любви и верности» (по личному выбору).
Православные праздники (3 ч.)
Урок 20. Календарный год в православии.
Православный календарь и его отличие от светского. Религиозные праздники. Православные праздники. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. История праздника. Особое значение праздника Покрова в русской православной традиции. Храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Народные приметы, связанные с праздником Покрова.
Основные понятия: календарь, религиозные праздники, Покров Пресвятой Богородицы.
Учебно−исследовательская и проектная деятельность:
Проект: «Мой святой» (по личному выбору).
Урок 21. Рождество. Крещение.
Праздник Рождества Христова. Евангельская история Рождества. Традиции празднования Рождества в русской православной культуре. Рождественские рассказы и сказки. Святки. Народные святочные традиции. Праздник Крещения Господня. Евангельская история Крещения Господня. Традиции празднования Крещения в русской православной культуре.
Основные понятия: Рождество Христово, Сочельник, Святки, Крещение Господне.
Учебно−исследовательская и проектная деятельность:
Проект: «Православные двунадесятые праздники» (по личному выбору).
Урок 22. Пасха.
Пасха — главный христианский праздник. Великий пост. Правила Великого поста. Смысл поста для православных верующих. Подготовка к Пасхе. Традиционные пасхальные блюда. Пасхальная служба в храме. Крестный ход. Пасхальные колокольные звоны.
Основные понятия: Пасха, Великий пост, крестный ход.
Духовные ценности православия (4 ч.)
Урок 23. Чудо. Таинства.
Чудеса, совершенные Иисусом Христом согласно Евангелию. Церковные таинства, их смысл и значение для верующих. Таинство крещения. Обряд крещения в православной традиции. Смысл обряда крещения. Наречение имени в православной традиции. Таинство миропомазания. Смысл обряда миропомазания. Таинство покаяния. Таинство причащения. Происхождение и смысл таинства причащения. Таинство брака. Обряд венчания в православной традиции. Обрядовая и духовная составляющие церковных таинств.
Основные понятия: чудо, таинство, крещение, миропомазание, покаяние, причащение.
Урок 24. Христианские заповеди. Совесть.
Божественное происхождение заповедей согласно христианскому учению. Значение заповедей. Смысл заповедей. Заповеди об отношении к Богу. Заповеди об отношении человека к себе и другим людям. Любовь как основа всех заповедей. Совесть в системе нравственных ценностей православия.
Основное понятие: заповеди.
Урок 25. Любовь.
Любовь в христианском понимании. Многообразие проявлений любви. Жертвенность как основа любви. Благотворительность и милосердие в православной традиции. Подвиги любви. Защита Родины. Пример земной жизни Иисуса Христа как выражение высшей меры любви в христианской системе ценностей.
Основные понятия: любовь, жертвенность, благотворительность, милосердие.
Учебно−исследовательская и проектная деятельность:
Проект: «Православные благотворительные организации» (по личному выбору).
Урок 26. Не совсем обычный урок. Прощение.
Прощение как христианская добродетель. Обида и прощение. Умение прощать в повседневной жизни людей. Прощение через любовь к людям.
Основное понятие: прощение.
Жизнь по заповедям (8 ч.)
Урок 27. Жизнь преподобного Серафима Саровского. Доброта.
Преподобный Серафим Саровский. Детство Прохора Мошнина, чудо спасения при падении с колокольни и чудо исцеления. Монашеская жизнь Серафима. Отшельничество и столпничество. Предания о жизни Серафима в лесу. Предание о Серафиме и разбойниках. Доброта. Деяния Серафима Саровского.
Основные понятия: житие, отшельник, столпничество.
Учебно−исследовательская и проектная деятельность:
Проект: «Сочинение-рассуждение «Легко ли всех любить» (по личному выбору).
Урок 28. Житие святителя Николая Чудотворца. Милосердие.
Милосердие как нравственное качество и христианская добродетель.
Житие Николая Чудотворца. Подвиги любви к ближнему. Помощь неимущим и спасение погибающих. Предание о Николае Чудотворце и воре. Традиции почитания Николая Чудотворца на Руси.
Основные понятия: христианские добродетели, милосердие.
Урок 29. Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие.
Детство Сергия. Чудо с просфорой. М. В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею». Монашество Сергия. Отшельничество и жизнь в лесу. Основание Троице-Сергиевой лавры. Труды Сергия в монастыре. Почитание Сергия Радонежского в русской православной традиции.
Основные понятия: монашество, отшельничество, трудолюбие, патриотизм, патриот.
Уроки 30,31. Не совсем обычный урок. Монастыри. Жизнь по заповедям.
Внешний вид православного монастыря. Стены и надвратная церковь. Монастыри в истории Древней Руси. Защитные функции монастыря в военное время. Монахи-воины. Пересвет и Ослябя. Поединок Пересвета с Челубеем. Монашество как духовный подвиг. Монашеский постриг и монашеские обеты. Правила монашеской жизни, монастырский устав. Послушания. Архитектурный ансамбль монастыря. Монастыри как центры культуры, просвещения и благотворительности. Монастыри как объекты культурного наследия.
Основные понятия: монастырь, монастырский устав, послушание, лавра, монах, инок, скит, игумен, игуменья, архимандрит.
Учебно−исследовательская и проектная деятельность:
Проект: «Православные монастыри» (по личному выбору).
Урок 32. Не совсем обычный урок. Жизнь современной Православной Церкви.
Церковь как общность православных христиан. Священнослужители и церковнослужители Русской Православной Церкви и их обязанности. Церковные службы. Просветительская и благотворительная деятельность современной Русской Православной Церкви. Участие церкви в жизни верующих. Участие верующих в жизни своего прихода.
Основные понятия: приход, община.
Уроки 33, 34. Презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. Подведение итогов.
3.Тематическое планирование
Название раздела (темы) | Характеристика деятельности учащихся |
Знакомство с новым предметом (3 часа) | Знакомство с новым предметом, освоение основополагающих понятий курса. Знакомство с историей возникновения и распространения православной культуры: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом. Выполнение заданий творческого и поискового характера. Сбор информации и систематизация знаний; разработка плана работы над проектом, определение содержания проектной работы по теме, презентация проекта. Анализ взаимосвязи между религиозной (православной) культурой и поведения людей. |
Введение в православную религию (8 часов) | Изучение основы духовной традиции православия: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом. Определение основных понятий православной культуры, знание основных терминов. Изучение основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. Выполнение заданий творческого и поискового характера. Сбор информации и систематизация знаний; разработка плана работы над проектом, определение содержания проектной работы по теме, презентация проекта. Анализ взаимосвязи между религиозной (православной) культурой и поведения людей. |
Храм – дом Божий на земле (8 часов) | Знакомство с историей, описанием и архитектурно - художественными особенностями священных сооружений. Анализ жизненных ситуаций, нравственных проблем и сопоставление их с нормами религиозной культуры. Сбор информации и систематизация знаний; разработка плана работы над проектом, определение содержания проектной работы по теме, презентация проекта. |
Православные праздники (3 часа) | Знакомство с историей и традициями основных религиозных праздников. Знакомство с местом и ролью православной культуры в истории России. Проявление личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности. – развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; Проявление эмоционального отклика на произведения искусства, оценку произведений искусства. – наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Сбор информации и систематизация знаний; разработка плана работы над проектом, определение содержания проектной работы по теме, презентация проекта. |
Духовные ценности православия (4 часа) | Совершенствование умений в области коммуникации. Совершенствование умений в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов, построения связного высказывания. Совершенствование умений в области работы с источниками информации. Совершенствование лексического запаса, культуры речи. Проявление личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности. Сбор информации и систематизация знаний; разработка плана работы над проектом, определение содержания проектной работы по теме, презентация проекта. |
Жизнь по заповедям. Подведение итогов. (8 часов) | Формирование общекультурной эрудиции. Развитие представлений о многообразии национальных и религиозных культур и их общих ценностных основах. Развитие представлений о нравственных и духовных ценностях. Сбор информации и систематизация знаний; разработка плана работы над проектом, определение содержания проектной работы по теме, презентация проекта. Развитие представлений о морали и нравственности. Развитие ценностного отношения к памятникам истории и культуры. Совершенствование лексического запаса, культуры речи. |
Поурочное планирование
№ | Наименование тем | Дата прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
| Знакомство с новым предметом | | |
1 | Россия - наша Родина | | |
2 | Духовные ценности человечества. Культура. Религия. | | |
| Введение в православную религию | | |
3 | Колокола. | | |
4 | Православный храм. | | |
5 | Как Христианство пришло на Русь. Православие. | | |
6 | Жизнь Иисуса Христа. | | |
7 | Священное Писание. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. | | |
8 | Не совсем обычный урок. О чем рассказывает Евангелие. | | |
9 | О душе. | | |
10 | О душе. Прощение. | | |
| Храм - дом Божий на земле. | | |
11 | Как вести себя в православном храме. | | |
12 | Внутреннее строение и убранство храма. | | |
13 | Храмы нашего города. | | |
14 | Православная молитва. | | |
15 | Фреска и икона. | | |
16 | Защита проектных работ. | | |
17 | Отличие иконы от картины. | | |
18 | Образ Христа в искусстве. | | |
19 | Православные традиции и семейные ценности. "Семья - малая Церковь" | | |
| Православные праздники. | | |
20 | Календарный год в православии. | | |
21 | Рождество. Крещение. | | |
22 | Пасха. | | |
| Духовные ценности православия. | | |
23 | Чудо. Таинства. | | |
24 | Христианские заповеди. Совесть. | | |
25 | Любовь. | | |
26 | Не совсем обычный урок. Прощение. | | |
| Жизнь по заповедям. | | |
27 | Жизнь Преподобного Серафима Саровского. Доброта. | | |
28 | Житие святителя Николая Чудотворца. Милосердие. | | |
29 | Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие. | | |
30 | Не совсем обычный урок. Монастыри. | | |
31 | Не совсем обычный урок. Жизнь по заповедям. | | |
32 | Жизнь современной Православной Церкви. | | |
33 | Защита проектных работ. | | |
34 | Подведение итогов. | | |
23