Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с.Морозово»
Искитимского района Новосибирской области
СОГЛАСОВАНО на заседании методического объединения учителей-предметников и классных руководителей Протокол № _____ от ___________ | ПРИНЯТО решением педагогического совета МКОУ «ООШ с. Морозово» Протокол № _____ от ___________ | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ «ООШ с. Морозово»_______ Н.Н. Оленев |
Рабочая программа
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
для начального общего образования
4 класс
Срок освоения 1 год
Составитель: Полехина С.Е.,
учитель начальных классов,
I квалификационная категория
2022
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики» для начального общего образования разработана на основе:
- нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101)
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2020 г. Срок действия с 01.01.2021 по 01.01.2027)
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм Сан ПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 января 2021 г. Срок действия с 01.03.2021 по 01.03.2027)
Приказ Министерства просвещения «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» от 20 мая 2020 года № 254 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 сентября 2020 г.)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 02 марта 2021)
- информационно-методических документов:
Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22
Примерная рабочая программа основного общего образования по русскому языку, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.
Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «ООШ с. Морозово», принятая на заседании педагогического совета. Протокол заседания № 10 от 21.03.2022. Приказ № 31/1 от 25.03.2022.
Рабочая программа по ОСНОВАМ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ для 4 классов создана в соответствии с требованиями к результатам начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте. Срок освоения программы – 1 год.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального основного общего образования предмет «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики» изучается в 4-ом классе.
В соответствии с учебным планом МКОУ «ООШ с. Морозово» рабочая программа предусматривает изучение предмета в следующем объёме:
Года обучения | Кол-во часов в неделю | Кол-во учебных недель | Всего часов за учебный год |
4 класс | 1 | 34 | 34 |
| | | 34 часов за курс |
Данная рабочая программа обеспечивается учебно-методическим комплектом по литературному чтению для 1-4 классов под редакцией М.Т. Студеникина , выпускаемым издательством ООО «Русское слово-учебник»
Приказ Министерства просвещения «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» от 20 мая 2020 года № 254(Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 сентября 2020 г.)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 02 марта 2021 )
№ учебника в ФП учебников | Наименование учебника | Автор/авторский коллектив | Класс, для которого учебник разработан | Издательство |
1.1.1.5.1.4.2 | Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. | М.Т. Студеникин | 4 | ООО «Русское слово-учебник» |
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики»
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО:
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
освоение основополагающих понятий курса «Основы светской этики»;
формирование умения устанавливать взаимосвязь между культурой, моралью и повседневным поведением людей; анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства; ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции.
Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики в 4 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:
Личностные результаты:
Ученик научится:
Формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
Формировать образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
Осознанию себя как гражданина многонационального государства.
Знаниям основ вероучений религий России.
Доброжелательному отношению к различным религиозным и культурным традициям народов России.
Ученик получит возможность научиться:
Развить самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Развить этнических чувств как регуляторы морального поведения;
Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; развить начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний;
Развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Чувству ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.
Осознанным нравственным ценностям.
Осознанному положительному отношению к культурным и религиозным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
Ученик научится:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
навыкам смыслового, вдумчивого чтения текстов различных стилей и жанров, осознанно выстраивать речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
логическим действиям анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесению к известным понятиям;
слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определять общую цель и пути её достижения, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
Ученик научится:
понимать и принимать ценностные понятия: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
Ученик получит возможность научиться:
понимать основы светской этики и религиозной морали, их значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формированию первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
понимать и принимать ценностные понятия: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
Содержание учебного курса
Россия - наша Родина. Что такое светская этика? Мораль и культура. Особенности морали. Добро и зло. Добродетели и пороки. Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость. Альтруизм и эгоизм. Что значит быть моральным? Дружба. Что значит быть моральным? Род и семья - исток нравственных отношений. Нравственный поступок. Золотое правило нравственности. Стыд, вина и извинения. Честь и достоинство. Совесть. Нравственные идеалы. Жизнь человека - высшая нравственная ценность. Нравственные идеалы. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет. Семейные праздники. Любовь и уважение к Отечеству.
Культура и мораль. Этика и еѐ значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (17 часов)
Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (4 часов)
Блоки 1 и 3 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе.
По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 3 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.
Модуль «Школьный урок»
На уроках светской этики в начальной школе основным является освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.
Реализация воспитательного потенциала уроков русского языка предполагает использование различных форм и видов деятельности.
Установление доверительных отношений между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности.
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.
Применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися.
Использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся (олимпиады на сайте «Инфоурок», тесты, зачеты в электронных приложениях (гугл-формы), мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты
Включение в урок игровых ситуаций, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.
Организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи.
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Поурочное планирование
Основы религиозных культур и светской этики. Модуль Основы светской этики
4 класс
№ | Тема урока | Количество часов |
1. | Введение. Россия -Родина моя. | 1 |
2 | Россия- Родина моя. Российская Федерация | 1 |
3 | Этика и этикет. Что такое светская этика | 1 |
4 | Этика и этикет. Современные правила поведения. | 1 |
5 | Вежливость Этикет приветствия | 1 |
6 | Вежливость Уважение, тактичность | 1 |
7 | Добро и зло | 1 |
8 | Добро и зло. Щедрость, доброта | 1 |
9 | Добродетель и порок | 1 |
10 | Дружба . Роль доверия в укреплении дружбы | 1 |
11 | Дружба и порядочность | 1 |
12 | Честность и искренность | 1 |
13 | Честность и искренность,правдивость.тактичность | 1 |
14 | Гордость и гордыня. | 1 |
15 | Гордость и гордыня. Человечность и тщеславие. | 1 |
16 | Обычаи и обряды русского народа | 1 |
17 | Обычаи и обряды русского народа Особенности бракосочетания в современной России | 1 |
18 | Терпение и труд | 1 |
19 | Терпение и труд Сочетание труда умственного и физического | 1 |
20 | Семья | 1 |
21 | Род и семья. Родословная семьи | 1 |
22 | Семейные традиции. | 1 |
23 | Семейные традиции. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание. | 1 |
24 | Сердце матери | 1 |
25 | Сердце матери Материнская любовь | 1 |
26 | Правила твоей жизни | 1 |
27 | Правила твоей жизни Культура общения сверстников | 1 |
28 | Праздники народов России. | 1 |
29 | Праздники народов России. Религии. | 1 |
30 | Защитники Отечества | 1 |
31 | Защитники Отечества Отечественная война 1812 и 1941-1945 гг | 1 |
32 | Презентация проектов по теме «Моя семья – моя опора» | 1 |
33 | Презентация проектов по теме «Моя родина – Россия» | 1 |
34 | Презентация проектов по теме «Этикет в моей жизни» Итоговое повторение. | 1 |