СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Основы светской этики", 5 класс

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ОРКСЭ, 5 класс 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Основы светской этики", 5 класс»














Рабочая программа учебного предмета


«Основы светской этики»


Духовно-нравственное направление


5 класс


































Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Основы светской этики» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработана на основе авторской программы курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» (Основы светской этики 5 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012).


Направление учебного предмета - духовно – нравственное.


Программа «Основы светской этики» разработана для занятий с обучающимися 5 класса и рассчитана на 1 учебный год, 1 час в неделю, всего - 34 часа.

Цели программы:  нравственное развитие школьников, воспитание культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей.


































Планируемые результаты освоения курса

Личностные

У обучающегося будет сформировано:

  • уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

  • знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России;

  • ответственное отношение к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;

  • коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;

  • осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к культуре, языку, вере, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

  • чувства ответственности и долга перед Родиной.

Метапредметные

Обучающийся научится:

  • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

  • уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планировать и регулировать свою деятельность; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • уметь формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные

Обучающийся научится:

  • способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;

  • веротерпимости, уважительному отношению к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

знанию основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовности на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении.

Обучающийся получит возможность научиться

  • формировать представления об основах светской этики;

  • понимать значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.

Содержание курса

Введение (1 час)

Знакомство с новым учебником. Повторение пройденного в 4 классе.

Виды деятельности: Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «духовно-нравственная культура», «этика», «этикет», «светский», «народ», «национальность», «мораль», «нравственность». Фиксация информации в различных знаковых системах.

Тема 1. Гражданин России (2 час)

Понятия гражданин и гражданство. Конституция — Основной закон РФ. Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей — гражданский долг каждого гражданина России. Управление государством. Президент, Председатель Правительства, министр. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к символам государства.

Виды деятельности: Формулирование определений понятий «родина», «Россия», «Российская Федерация», «государство», «гражданин», «гражданство», «права», «обязанности», «государственные символы». Обучение алгоритмизации деятельности.

Тема 2. Порядочность (1 час)

Понятие порядочности. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность. Взаимосвязь порядочности, благородства, достоинства, великодушия. Общественная ценность порядочности.

Виды деятельности: Формулирование определений понятий «нормы морали», «тактичность», «порядочность», «благородство», «достоинство», «справедливость». Извлечение информации из различных знаковых систем. Моделирование поведения, требующего проявления тактичности, порядочности, благородства, достоинства.

Тема 3. Совесть (2 час)

Понятие совести. Совесть — важнейшая составная часть порядочности человека. Чувство угрызения совести. Развитие чувства совести. Умение понять и простить. Правдивость и ее цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Совесть — «внутренний голос человека». Жить по законам совести. Несовместимость совести с эгоизмом и корыстолюбием. Кодекс взаимоотношений одноклассников.

Виды деятельности: Формулирование определений понятий «совесть», «стыд», «сострадание», «правдивость», «эгоизм», «корысть». Освоение навыков составления схем. Моделирование поведения, требующего проявления вежливости, доброжелательности. Обучение навыкам самоконтроля.

Тема 4. Доверие и доверчивость (1 час)

Доверие — важнейшее качество личности. Понятие доверия. Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость. Правила установления доверительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая помощь.

Виды деятельности: Формулирование определений понятий «доверие», «самодоверие», «доверчивость». Обучение составлению сложного плана и работе по нему. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков художественного чтения. Развитие навыков работы в парах. Моделирование поведения, требующего проявления доверия.

Тема 5. Милосердие и сострадание (2 час)

Понятие милосердия. Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь сострадания и милосердия, милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанности учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила милосердия. Воспитание милосердия. Умение понять и простить.

Виды деятельности: Формулирование определений понятий «милосердие», «сострадание», «бескорыстие», «человеколюбие». Освоение навыков алгоритмизации деятельности. Развитие навыков поведения в ситуации командного соперничества. Извлечение информации из различных знаковых систем. Осознанное формирование групповых норм. Моделирование поведения, требующего проявления милосердия и сострадания.

Тема 6. Правда и ложь (1 час)

Правда и неправда, полуправда, ложь. Правда — то, что соответствует действительности. Ложь — намеренное искажение действительности. Искренность. Честность. Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Из истории лжи.

Виды деятельности: Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «правда», «ложь», «полуправда», «честность», «искренность», «правдивость». Освоение навыков работы в группах. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков художественного чтения. Обучение анализу различных высказываний по одной теме. Моделирование ситуаций, требующих проявления правдивости.

Тема 7. Традиции воспитания (2 час)

Традиция. Сословия: крестьяне, казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. Требования к воспитанию и домашнему обучению мальчиков и девочек. Дворянский этикет.

Виды деятельности: Формулирование определений понятий «традиция», «поколение», «сословие». Освоение навыков составления схем и планов. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков командной деятельности. Обучение составлению кроссвордов. Моделирование ситуаций, требующих соблюдения обычаев и традиций.

Тема 8. Честь и достоинство (2 час)

Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о чести. Дворянская честь. Дуэль — способ решения вопросов чести. Цена честного слова. Чувство долга. Поступки достойные и недостойные. Достоинство. Благородство — высшее проявление человеческого достоинства. Герои Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и наших дней. Патриоты России. Проявление патриотизма учащихся.

Виды деятельности: Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «честь», «достоинство», «доблесть», «благородство», «патриотизм». Обучение навыкам составления сообщения, ведение беседы, диспута, выступление с сообщением. Моделирование ситуаций, требующих проявления достойного, благородного поведения.

Тема 9. Терпимость и терпение (3 час)

Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Российское многонациональное государство. Что такое терпимость (толерантность). Уважение свободы другого человека, проявление великодушия и расположенности к другим людям. Роль мигрантов в жизни наших городов. Правила толерантного общения. Различие понятий терпение и терпимость.

Виды деятельности: Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «культура», «религия», «терпимость», «толерантность», «мигрант», «индивидуальность», «национальность», «бескорыстие», «гуманность», «ксенофобия». Освоение навыков работы с карточками, заполнения таблиц и схем. Освоение навыков работы с анкетами. Развитие навыков чтения по ролям. Моделирование ситуаций, требующих проявления терпимости и коммуникабельности.

Тема 10. Мужество (2 час)

Понятие мужества. Смелость и решительность, сила духа, продуманность действий, самоконтроль, преодоление чувства страха и неуверенности. Убежденность в необходимости и полезности действий в чрезвычайных обстоятельствах. Повседневное проявление мужества. Взаимосвязь вечных ценностей — чести, достоинства, благородства, доброты, дружбы. Примеры мужества. Умение защитить своих близких и себя. Тренировка мужества. Героизм — высшее проявление мужества. Кавалеры ордена Мужества.

Виды деятельности: Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «мужество», «отвага», «смелость», «дружба», «герой», «героизм». Использование элементов причинно – следственного анализа. Извлечение информации из различных знаковых систем. Освоение навыков групповой деятельности. Моделирование ситуаций, требующих проявления мужества, отваги, смелости, дружелюбия, героизма.

Тема 11. Равнодушие и жестокость (3 час)

Проявления жестокости детей и их последствия. Умение и желание контролировать свои поступки. Равнодушие и жестокость. Жизнь человека — высшая ценность. Насилие в отношении детей — нарушение прав человека. Вред сквернословия.

Виды деятельности: Формулирование определений понятий «равнодушие», «жестокость», «жизненные ценности», «нецензурные слова», «философия». Использование элементов причинно – следственного анализа. Извлечение информации из различных знаковых систем. Освоение навыков работы с карточками. Освоение правил ведения диспутов, споров, дискуссий. Освоение навыков самопрезентации (подготовки и выступления с сообщением).

Тема 12. Самовоспитание (2 час)

Соблюдение норм нравственности — важнейшее общественное требование. Дисциплинированность и сознательная дисциплина. Умение контролировать свои дела и поступки. Правила учебной работы в группе. Умение осознать ошибки и больше их не повторять. Воспитание воли. Познание своих положительных и отрицательных качеств. Планирование предполагаемых действий, оценка результатов. Пути самообразования и самовоспитания. Воспитание чувства самоуважения.

Виды деятельности: Формулирование определений понятий «сознательная дисциплина», «самовоспитание», «самообразование», «самооценка». Развитие навыков выработки групповых норм, работа в группах. Освоение навыков работы с карточками. Использование элементов причинно – следственного анализа. Моделирование ситуаций самовоспитания.

Тема 13. Учись учиться (3 час)

Цель обучения в школе. Приемы работы учащихся со школьным учебником. Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Приемы работы учеников на уроке. Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание. Совершенствование памяти подростка. Правила и приемы запоминания. Сочетание труда умственного и физического.

Виды деятельности: Формулирование определений понятий «учение», «воспитание». Развитие навыков групповых норм, работы в группах. Развитие навыков самопрезентации (работы у доски). Использование элементов анализа причинно – следственных связей. Развитие навыков участия в игре. Моделирование ситуаций, требующих проявления и развития навыков учения и самовоспитания.

Тема 14. Речевой этикет (2 час)

Средства речи и правила их использования в разных жизненных ситуациях. Начало, основная часть и завершение беседы. Употребление личных местоимений ты и вы. Правила знакомства детей и взрослых. Обращения с просьбой к незнакомым людям в магазине, на транспорте. Формы обращения. Правила общения подростков. Что значит быть эрудированным собеседником. Значимость излагаемой информации. Правила беседы. Человека красят не столько слова, сколько дела. Этикет разговора по телефону.

Виды деятельности: Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «речевой этикет», «общение». Развитие навыков художественного чтения. Использование элементов анализа причинно – следственных связей. Освоение навыков работы с карточками. Извлечение информации из различных знаковых систем. Моделирование ситуаций, развивающих культуру речи.


Тема 15. Мои права и обязанности (3 час)

Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка. Обязанность посещения учащимися школьных занятий, добросовестного учебного труда. Участие в

самообслуживающем труде. Единство действий классного руководителя и родителей учащихся. Требования к поведению учащихся в школе. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Виды деятельности: Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятия «устав». Развитие навыков составления простого и сложного планов. Извлечение информации из различных знаковых систем. Составление собственных текстов. Развитие навыков работы в группах. Использование элементов причинно – следственного анализа. Развитие навыков самопрезентации (подготовка и выступление с сообщением). Моделирование ситуаций, требующих осознанного выполнения обязанностей.

Итоговое повторение (2 час)

Виды деятельности: Проверка знаний и умений, соответствующих требованиям к освоению курса.



Формы организации занятий: работа с учебной и дополнительной литературой, беседы, презентации, дискуссии. Определенное место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе: подготовка творческих работ, сообщений.











































Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Дата

по плану

Дата

по факту

1

Введение



2

Гражданин России. §1



3

Гражданин России.



4

Порядочность §2



5

Совесть §3



6

Совесть



7

Доверие и доверчивость. §4



8

Милосердие и сострадание. §5



9

Милосердие и сострадание.



10

Правда и ложь. §6



11

Традиции воспитания §7



12

Традиции воспитания



13

Честь и достоинство. §8



14

Честь и достоинство.



15

Терпимость и терпение. §9



16

Терпимость и терпение.



17

Терпимость и терпение.



18

Мужество. §10



19

Мужество.



20

Равнодушие и жестокость. §11



21

Равнодушие и жестокость.



22

Равнодушие и жестокость.



23

Самовоспитание. §12



24

Самовоспитание.



25

Учись учиться. §13



26

Учись учиться.



27

Учись учиться.



28

Речевой этикет. §14



29

Речевой этикет



30

Мои права и обязанности. §15



31

Мои права и обязанности.



32

Мои права и обязанности.



33

Итоговое занятие.



34

Итоговое занятие.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!