| Российская Федерация Ямало-Ненецкий автономный округ Департамент образования Администрации муниципального образования Надымский район Муниципальное общеобразовательное учреждение «Центр образования» |
Рабочая программа
учебного предмета
«Родной язык (русский)»
для учащихся 1б класса
Разработчик программы: Диковинкина С.А., учитель начальных классов |
п.г.т. Пангоды
2021г.
Содержание
| Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной язык (русский)»……………………………………………………………………………….. | 4 |
| Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)».……….………………….. | 6 |
| Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы…………………………………………………………….……………………….. | 7 |
Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих ФГОС НОО, примерным программам начального общего образования и Учебному плану МОУ «Центр образования» на 2021/2022 учебный год на изучение предмета «Родной язык (русский)» с целью формирования первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом, о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; развития диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности в 1 классе отводится 1 ч в неделю, 33 часа в год.
Данная учебная программа ориентирована на использование учебника (Русский родной язык.1класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций /О.М. Александрова и др./ - 2-е изд.-М.: Просвещение, 2021. )
Данная программа реализуется в образовательной среде обучения «1 ученик: 1 компьютер», включающей мультимедийные уроки, современные методы обучения и знания, представленные в цифровом формате, в соответствии с СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (от 28 .09 2020 года №28.)
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной язык (русский)»
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе;
положительного отношения к урокам русского языка;
уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
интереса к языковой и речевой деятельности;
представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:
принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом;
высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:
целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге;
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
принимать участие в работе парами и группами;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результатыориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце первого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»
Обучающийся научится:
распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами.
При реализации содержательной линии «Язык в действии»
Обучающийся научится:
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
осознавать смыслоразличительную роль ударения;
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста» научится:
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты.
2.Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)»
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:
1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.).
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание. Словарь в картинках.
Раздел 2. Язык в действии (10 ч)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста (11 ч)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и с взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п | Пла-ни-руе-мая дата | Тема урока | Тип и форма урока | Кол-во ча-сов | Основные виды учебной деятельности, включая использование системы «1 ученик-1 компьютер» | Планируемые результаты и уровень усвоения | Формы работы | Коррекция даты проведения и темы урока |
УУД | Предметные |
I четверть (9 ч) |
Секреты речи и текста (8ч) |
| 02.09 | Как люди общаются друг с другом | Урок «открытия» нового знания Урок беседа | 1 | Общение. Устная и письменная речь. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?) секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Имена в малых жанрах фольклора. Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос нового содержания). | -умение обнаруживать границу (дефицит) своих знаний и формулировать вопросы (задачи) для ее преодоления; -умение строить развернутое рассуждение, приводить аргументы для обоснования своей точки зрения, приводить примеры для демонстрации своих тезисов; -умение вести диалог, слушать и слышать собеседника, оценивать обоснованность его мнения; стремление к более точному выражению своей позиции | различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты. | фронтальная | |
| | Общение. Устная и письменная речь | Урок общеметодологической направленности Урок-игра | | | |
| 16.09 | Вежливые слова | Урок «открытия» нового знания Урок размышление | 1 | групповая | |
| | Стандартные обороты речи для участия в диалоге | Урок общеметодологической направленности Урок-игра | | | |
| 30.09 | Как люди приветствуют друг друга | Урок «открытия» нового знания Урок наблюдение | 1 | фронтальная | |
| 14.10 | Зачем людям имена | Урок «открытия» нового знания Урок наблюдение | 1 | парная | |
| 28.10 | Спрашиваем и отвечаем | Урок «открытия» нового знания Урок размышление | 1 | фронтальная | |
| | Цели и виды вопросов | Урок общеметодологической направленности Урок-игра | | | |
Язык в действии (10 ч) |
| | Выделяем голосом важные слова | Урок общеметодологической направленности Урок-игра | | Роль логического ударения. Звукопись в стихотворном художественном тексте | | | | |
II четверть (7 ч) |
| 25.11 | Роль логического ударения | Урок «открытия» нового Урок диалог | 1 | Роль логического ударения. Звукопись в стихотворном художественном тексте. Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов). | -умение обнаруживать границу (дефицит) своих знаний и формулировать вопросы (задачи) для ее преодоления; -умение вести диалог, слушать и слышать собеседника, оценивать обоснованность его мнения; стремление к более точному выражению своей позиции | произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); осознавать смыслоразличительную роль ударения | фронтальная | |
| 09.12 | Обобщение по теме «Выделяем голосом важные слова» | Урок «открытия» нового Урок диалог | 1 | групповая | |
| 23.12 | Как можно играть звуками | Урок «открытия» нового знания Урок наблюдение | 1 | фронтальная | |
| 20.01 | Где поставить ударение | Урок «открытия» нового знания Урок наблюдение | 1 | Роль логического ударения. Звукопись в стихотворном художественном тексте. Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов). | -умение обнаруживать границу (дефицит) своих знаний и формулировать вопросы (задачи) для ее преодоления; -умение строить развернутое рассуждение, приводить аргументы для обоснования своей точки зрения, приводить примеры для демонстрации своих тезисов; -умение вести диалог, слушать и слышать собеседника, оценивать обоснованность его мнения; стремление к более точному выражению своей позиции; | произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); осознавать смыслоразличительную роль ударенияорфографическое проговаривание вслух распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова; понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами. | фронтальная | |
| | Смыслоразличительная роль ударения | Урок общеметодологической направленности Урок-игра | | | |
| | Повторение по теме «Где поставить ударение» | Урок общеметодологической направленности Урок-игра | | | |
III четверть (9 ч) | | |
| 03.02 | Обобщение по теме «Где поставить ударение» | Урок «открытия» нового знания Урок рассуждение | 1 | групповая | |
| 17.02 | Как сочетаются слова | Урок «открытия» нового знания Урок наблюдение | 1 | фронтальная | |
| | Наблюдение за сочетаемостью слов | Урок общеметодологической направленности Урок-игра | | | |
Русский язык (прошлое и настоящее) (12 ч) | |
| 02.03 | Как писали в старину | Урок «открытия» нового знания Урок наблюдение | 1 | Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. Практическая работа «Оформление предложенных красных строк и заставок». | парная | |
| | Оформление красной строки и заставок | Урок общеметодологической направленности Урок-игра | | | |
| | Как появились буквы современного русского алфавита | Урок общеметодологической направленности Урок-игра | | | |
| 16.03 | Практическая работа «Оформление буквиц и заставок» | Урок «открытия» нового знания Урок рассуждение | 1 | фронтальная | |
| | Дом в старину: что как называлось. Землянка, изба, терем, палаты, дворец | Урок общеметодологической направленности Урок-игра | | Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучица и т. д.). | -умение обнаруживать границу (дефицит) своих знаний и формулировать вопросы (задачи) для ее преодоления; -умение вести диалог, слушать и слышать собеседника, оценивать обоснованность его мнения; стремление к более точному выражению своей позиции | распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова; понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами. | | |
| 13.04 | Дом в старину: что как называлось. Шатер, крыльцо, перила, наличник | Урок «открытия» нового знания Урок беседа | 1 | фронтальная | |
IV четверть (8 ч) | | |
| 27.04 | Внутреннее строение дома | Урок «открытия» нового знания Урок размышление | 1 | групповая | |
| | Обобщение по теме «Дом в старину: что как называлось» | Урок общеметодологической направленности Урок-игра | | | |
| 11.05 | Во что одевались в старину. Мужская одежда | Урок «открытия» нового знания Урок практикум | 1 | фронтальная | |
| | Во что одевались в старину. Женская одежда. | Урок общеметодологической направленности Урок-игра | | | |
| | Во что одевались в старину. Старинный женский костюм | Урок общеметодологической направленности Урок-игра | | | |
| | Обобщение по теме «Во что одевались в старину» | Урок общеметодологической направленности Урок-игра | | | |
Секреты речи и текста (3 ч) |
| | Сравниваем тексты | Урок «открытия» нового знания Урок практикум | 1 | | | | парная | |
| | Особенности русского языка | Урок общеметодологической направленности Урок-игра | 1 | | |
| | Повторение изученного в 1 классе | Урок общеметодологической направленности | 1 | | |
2