Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Севастополя
«Гимназия № 10»
Рассмотрено | Согласовано | Утверждаю |
на заседании МО __________ Кузнецова И.А. протокол № 1 от 29.08.2019 г. | Заместитель директора по УВР __________ Титева Е.Н. « 29 ».08. 2019 г. | Директор ГБОУ Гимназия № 10 ________ Рукавицына С.В. Приказ № ___ от 30.08.19 Педагогический совет протокол № 1 от 30. 08. 2019 г. |
Рабочая программа
учебного предмета
«Родной язык (русский)»
для 9-а, 9-б классов
(срок реализации - 2019 — 2020 учебный год)
Разработана:
учителем Лещенко О.В.
Севастополь
2019
Рабочая программа составлена на основе:
1.Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
2.Приказов Министерства образования и науки российской Федерации:
от 17.12. 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
от 31.12.2015 года №№ 1576, 1577, 1578 «О внесении изменений во ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
1. Основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС) ГБОУ Гимназия № 10.
2. Учебного плана ГБОУ Гимназия № 10.
Учебный материал изучается на базовом уровне.
Межпредметные связи: русский язык, история России, искусство.
Место предмета в учебном плане
На изучение предмета учебным планом ГБОУ Гимназия № 10 выделено 1 час в неделю, всего 33 часа в год.
Учебно-методический комплект
1. Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.
Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под ред. Е.А. Быстровой. – М., «Русское слово» 2016. (ФГОС. Инновационная школа).
2. Программа курса «Русский язык» 5 – 9 классы / авт.-сост. Л.В. Кибирева. – М., 2013. (ФГОС Инновационная школа).
3. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык. 9 класс» под ред. Е.А. Быстровой /М.В. Бабкина. – М., 2018. (ФГОС. Инновационная школа).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколе-ний и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Язык и культура (10 ч)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п. Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (10 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
«Согласовано» | «Утверждаю» |
Председатель МО | Директор ГБОУ Гимназия № 10 |
___________ Кузнецова И.А. | ____________ Рукавицына С.В. |
« 01». 09. 2019 г. | « 01». 09.2019 г. |
| |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Родной язык (русский)» для 9-а,9-б классов
2019-2020 учебный год
№ | Дата план | Дата факт | Дата план | Дата факт | Наименование разделов и тем уроков |
| 9-а | 9-а | 9-б | 9-б | Язык и культура (11 ч) |
1 | | | | | Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. |
2 | | | | | Ключевые слова (концепты) русской культуры, их национально-историческая значимость. |
3 | | | | | Контрольное тестирование (входная диагностика) |
4 | | | | | Крылатые слова и выражения |
5 | | | | | Развитие языка как объективный процесс. |
6 | | | | | Внешние и внутренние факторы языковых изменений, активные процессы в современном русском языке. |
| | | | | Многозначные термины и иностранные слова. |
7 | | | | | Неиссякаемый источник—фразеология. |
8 | | | | | Что делает речь яркой и образной. |
9-10 | | | | | РР. Сочинение на морально-этическую тему |
Культура речи (10 ч) |
11 | | | | | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Произношение и ударение в словах. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. |
12 | | | | | Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём. |
13 | | | | | Лексические ошибки и их исправление. |
14 | | | | | Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. |
15 | | | | | Контрольное тестирование (промежуточная диагностика) |
16 | | | | | Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. |
17 | | | | | Грамматика. Морфологические ошибки. |
18 | | | | | Разнотипность частей сложного предложения. Синтаксические ошибки. |
19 | | | | | Грамматические нормы и наблюдающиеся отклонения от них. Словарные пометы. |
20 | | | | | Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие неэтикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. |
21 | | | | | Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. |
Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч) |
20 | | | | | Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение. |
21 | | | | | Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. |
22 | | | | | Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. |
23 | | | | | Развитие речи. Сжатое изложение. |
24 | | | | | Функциональные разновидности языка |
25 | | | | | Разговорная речь. Анекдот, шутка. |
26 | | | | | Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. |
27 | | | | | Учебно-научный стиль. |
28 | | | | | Речевые жанры научного стиля: доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. |
29 | | | | | Публицистический стиль. Проблемный очерк. |
30 | | | | | Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. |
31 | | | | | Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты. |
32 | | | | | Контрольное тестирование (итоговая диагностика) |
33 | | | | | Зачетная работа по курсу. Защита проекта. |