МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАОУ СШ №8
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССОМУ ЯЗЫКУ
6 КЛАСС
(ВАРИАНТ 1)
2023 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам школы максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Нарушения мышления и речи, равно как и всех сторон психики детей с нарушением интеллекта, обуславливают специфику обучения их русскому языку. Эта специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения.
Подготовка подрастающего поколения к практической деятельности в жизни немыслима без овладения русским литературным языком. А для детей с умственной отсталостью изучение русского языка как нельзя актуально. Для каждого человека, на каком бы участке ему не пришлось работать после окончания школы, знание русского языка, умение свободно выражать свои мысли просто необходимо.
Программа по русскому языку направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Этот курс направлен на коррекцию высших психических функций обучающихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Цель обучения: развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности.
Задачи обучения:
расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
развитие положительных качеств и свойств личности.
Учёт воспитательного потенциала уроков
Воспитательный потенциал предмета «Русский язык» реализуется через:
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений, событий через:
— обращение внимания на ярких деятелей культуры, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам, произведениям
художественной литературы и искусства;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися;
выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме включения в урок различных исследовательских заданий, что дает возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Значительная неоднородность состава обучающихся школы для обучающихся с ОВЗ является её специфической особенностью.
По возможностям обучения умственно отсталые обучающиеся делятся на четыре группы.
I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими обучающимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
Так, на уроках русского языка ученики, включенные в 1 группу, достаточно легко овладевают звуко-буквенным анализом, первоначальными навыками письма, усваивают несложные правила правописания. Все задания, как легкие, так и трудные, выполняются ими безошибочно или с единичными ошибками, которые они сами могут найти и исправить. На доступном их развитию уровне эти школьники овладевают письменной речью.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с недельным учебным планом общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на предмет «Русский язык» отводится 2 часа в неделю (68 ч/в год) для домашнего обучения. Сроки реализации программы: 1 год.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Краткая характеристика содержания учебного предмета
Грамматика, правописание и развитие речи:
Фонетика.
Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных на письме буквами "ь, е, ё, и, ю, я". Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости - мягкости, звонкости - глухости. Разделительный "ь". Ударение. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Морфология.
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Суффикс.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Единообразное написание ряда приставок. Приставка и предлог. Разделительный "ъ".
Части речи.
Имя существительное, глагол, имя прилагательное, предлог. Различение частей речи по вопросам и значению.
Предлог: общее понятие, значение в речи. Раздельное написание предлогов со словами.
Имя существительное: общее значение. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род имен существительных. Число имен существительных. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях имен существительных. Склонение имен существительных в единственном и множественном числе. Падеж. Изменение существительных по падежам.
Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода, числа и падежа имени прилагательного по роду, числу и падежу имени существительного. Согласование имени прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Спряжение имен прилагательных.
Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глагола по лицам и числам.
Синтаксис. Словосочетание. Предложение.
Простые предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные.
Установление последовательности предложений в тексте.
Однородные члены предложения. Союзы в простом предложении. Обращение, знаки препинания при обращении.
Развитие речи, работа с текстом.
Текст, признаки текста. Отличие текстов от предложения. Заголовок текста, подбор заголовков к данному тексту. Работа с деформированным текстом.
Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным словам, материалам наблюдения, по предложенной теме, по плану.
Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по коллективно составленному плану.
Сочинение творческого характера по картине, по личным наблюдениям, с привлечением сведений из практической деятельности, книг.
Деловое письмо.
Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо. Записки: личные и деловые. Заметка в стенгазету, объявление.
Письмо с элементами творческой деятельности.
Связь учебного предмета «Русский язык» с базовыми учебными действиями
Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении предмета
«Русский язык», однако в наибольшей мере предмет «Русский язык» способствует формированию следующих учебных действий:
Личностные учебные действия:
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;
понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
Коммуникативные учебные действия:
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и т.д.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию;
дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учётом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый, незнакомый и т.п.);
использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Регулятивные учебные действия:
применять и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно- пространственную организацию;
использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно- следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями.
Ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения.
Большинство разделов программы по предмету «Русский язык» изучается ежегодно с 5 по 9 класс, благодаря чему программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположен концентрически и включает в себя следующие разделы (с постепенным наращиванием сведений по темам, включённым в содержание 5-го и
последующих классов):
«Звуки и буквы»;
«Состав слова»;
«Части речи»;
«Предложение»;
«Развитие связной речи».
В 5-9 классах, сохраняя преемственность с обучением в начальных классах, обучающиеся продолжают в учебном предмете «Русский язык»» изучать следующие разделы: грамматика, правописание и развитие речи. В начале каждого учебного года в каждом классе в разделе «Повторение» отведены часы на повторение пройденного материала по русскому языку в прошлом году, что способствует лучшему восприятию и усвоению новых знаний.
Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы обучающимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников с нарушением интеллекта развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Звуки и буквы. В 5-9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Обучающиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются: состав слова и части речи.
Состав слова. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки воспитанников с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни, к общению. Этот раздел включен в программу всех лет обучения. На занятиях формируются навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности обучающихся с нарушением интеллекта, излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую обучающимся 5-9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В 5 - 9 классах программой предусмотрены задания с целью привития школьникам навыка делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: обучающиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
На уроках русского языка в 6 классе формируются следующие личностные результаты:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Основные требования к умениям обучающихся Минимальный уровень:
знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;
разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы педагогического работника;
образование слов с новым значением с опорой на образец;
представления о грамматических разрядах слов;
различение изученных частей речи по вопросу и значению;
использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;
составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец;
установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам педагогического работника;
нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью педагогического работника);
нахождение в тексте однородных членов предложения;
различение предложений, разных по интонации;
нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью педагогического работника);
участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;
оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;
письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (35 - 40 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
составление и письмо небольших по объему сочинений (до 35 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.
Достаточный уровень:
знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам;
разбор слова по составу с использованием опорных схем;
образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам;
определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам педагогического работника;
нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством педагогического работника);
пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;
составление простых распространенных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему;
установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам педагогического работника, опорной схеме;
нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем;
составление предложений с однородными членами с опорой на образец;
составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;
различение предложений (с помощью педагогического работника) различных по цели высказывания;
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью педагогического работника);
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;
оформление всех видов изученных деловых бумаг;
письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 40 слов);
письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (25-30 слов).
Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых результатов слушание объяснений учителя;
слушание и анализ ответов обучающихся;
самостоятельная работа с текстом в учебнике, научно-популярной литературе;
отбор и сравнение материала по нескольким источникам;
просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;
формулировка выводов, высказывание своего мнения;
выполнение заданий;
наблюдение;
анализ проблемных ситуаций;
работа с учебником, раздаточным материалом;
самостоятельная работа, работа в парах, группах;
проектная деятельность;
осуществление самопроверки, взаимопроверки;
оценивание своих учебных достижений.
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Использование метода проекта в работе с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью имеет свои специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего, ориентирован на психофизические возможности обучающихся с недостатками интеллекта и на коллективную деятельность. Эта педагогическая технология не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет её. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Поэтому все этапы подготовки и планирования обучающиеся осуществляют совместно с учителем. На основе предложенного материала учитель с детьми формулирует тему, цели проекта, основные направления деятельности, формы представления отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа выполняется обучающимися самостоятельно, но обязательно под руководством учителя, а отчет о проделанной работе представляется на уроке.
Особенность проекта на уроках заключается и в том, что работа ведется по двум направлениям. Во-первых, это непосредственно исследовательская, развивающая, самостоятельная практическая деятельность обучающихся. Во-вторых – это нравственный аспект, направленный на воспитание таких личностных качеств как коллективизм, сострадание, любовь и забота о людях. Проект рассчитан также на закрепление знаний и практических умений обучающихся. Качество выполнения проекта зависит от того,
насколько хорошо ученик смог понять и разобраться в предыдущих разделах программы. Это, своего рода, контрольная работа. Варианты проектов могут быть различными. Проект может выполняться как индивидуально, так и группой обучающихся. В работе над проектом могут использоваться методы: активные, интерактивные, игровые, лабораторные методы, исследовательская деятельность, метод творческого самовыражения. Продуктами проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка могут быть: загадки, стихи, сочинения, сказки, рассказы и др.
Система оценки достижения планируемых результатов
Система оценки личностных результатов
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки в конце учебного года и заносится в дневник наблюдений, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития обучающегося, но и отследить
наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учитывается мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений в поведении обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах. Формой работы участников экспертной группы является психолого-педагогический консилиум.
Оценка результатов осуществляется в баллах:
0 - нет фиксируемой динамики; 1 - минимальная динамика;
2 - удовлетворительная динамика; 3 - значительная динамика.
Система оценки предметных результатов
Оценка знаний обучающихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ, текущих и итоговых контрольных работ.
Основными видами классных и домашних письменных работ обучающихся являются обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий). Основные виды контрольных работ – списывание и диктанты.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записывать на доске или проговорить, выделив орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся.
Контрольные диктанты должны содержать 3-4 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.
Примерный объем текстов контрольных работ в 9 классе – 75-80 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. При проведении контрольного
списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить. Проведение контрольных диктантов с дополнительными грамматическими и другими заданиями в коррекционной школе не рекомендуется.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуального продвижения детей.
Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым таким учеником.
Критерии для оценивания письменных ответов:
Оценка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.
Оценка «4» ставится работу с 1-3 орфографическими ошибками и (или) 2 пунктуационными.
Оценка «3» ставится за работу с 4-6 орфографическими ошибками и (или) 3 пунктуационными.
Оценка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод воспитательного воздействия на обучающегося.
В письменных работах не учитывается 1-2 исправлений или 1 пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:
а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается.
б) Две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки:
повторение одной и той же буквы;
недописывание слов;
пропуск одной части слова при переносе;
повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи – искажение звуко- буквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.
Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
Оценка «2» не ставится.
Изложения и сочинения
Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего характера. При проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал, учитывая тему рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций, словаря и орфографии. Изложения пишутся по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя.
При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и последовательность передачи содержания.
При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы.
Оценка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускаются 1-2 орфографические ошибки.
Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки.
Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложения и употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографическими ошибками.
Оценка «2» не ставится.
Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова выписываются на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю.
В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки – за грамотность и изложение содержания.
Критерии для оценивания устных ответов:
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; допускает аграмматизмы в речи.
Оценка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия на обучающегося.
Оценка выполнения практического задания по разделу «Русский язык» в ходе комплексной экзаменационной работы по окончании 9 класса, осуществляется на основании применения метода экспертной оценки.
Система оценки БУД
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Уровень сформированности БУД осуществляется на основании применения метода экспертной оценки в конце учебного года и заносится в дневник наблюдений. Для оценки каждого действия используется следующая система оценки:
баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию педагогического работника, при необходимости требуется оказание помощи;
балла - преимущественно выполняет действие по указанию педагогического работника, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагогического работника;
балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию педагогического работника;
баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
№ | Тема раздела | Колисчество часов |
| I раздел. Повторение. Звуки и буквы. Текст | 6 |
| Предложение. Текст | 5 |
| II раздел. Состав слова. Текст. | 4 |
| Написание гласных в корне однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова. | 2 |
| Правописание звонких и глухих согласных в корне | 2 |
| Правописание приставок | 6 |
| III раздел. Части речи. Текст. | 1 |
| Имя существительное | 2 |
| Род и число существительных | 1 |
| Правописание имён собственных | 3 |
| Изменение существительных по падежам | 7 |
| Имя прилагательное | 2 |
| Изменение прилагательных по родам и числам | 4 |
| Склонение прилагательных мужского и среднего рода | 5 |
| Глагол | 2 |
| Изменение глаголов по временам | 2 |
| Изменение глаголов по числам | 3 |
| IV раздел. Предложение. Текст. | 1 |
| Однородные члены предложения | 2 |
| Обращение | 4 |
| V раздел. Повторение. | 3 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Дата |
| Гласные и согласные. Их различение. | |
| Безударные гласные в словах. | |
| Сомнительные звонкие и глухие согласные в словах. | |
| Текст. Части текста. Красная строка. | |
| Непроверяемые гласные и согласные в словах. | |
| Звуки и буквы. Закрепление знаний по теме. Контрольные вопросы. | |
| Деление текста на предложения. Выделение главных и второстепенных членов предложения. | |
| Нераспространённые и распространённые предложения. Текст. Расположение частей текста в соответствии с данным планом. | |
| Распространение предложений с помощью рисунков и вопросов | |
| Однородные члены предложения. | |
| Предложение. Закрепление знаний по теме. Контрольные вопросы и задания | |
| Корень и однокоренные слова. | |
| Окончание как изменяемая часть слова. Образование смысловой связи между словами с помощью окончаний. | |
| Приставка как часть слова. Изменение значения слова в зависимости от приставки. | |
| Суффикс как часть слова. Разбор слов по составу. | |
| Написание гласных в корне однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова. | |
| Проверка безударных гласных в корне | |
| Написание согласных в корне однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне. | |
| Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне. Контрольные вопросы и задания. | |
| Приставка и предлог. Различение приставки и предлога. | |
| Наблюдение за правописанием гласных в приставках. Правописание гласных в приставках. Правописание безударных гласных в корне и приставке. | |
| Текст. Деление текста на части по данному плану. | |
| Наблюдение за правописанием согласных в приставках. Правописание приставок на согласную. | |
| Разделительный твёрдый знак в словах с приставками. Различение написаний слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) и без него. | |
| Состав слова. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания. | |
| Существительное, прилагательное, глагол. Различение существительных, прилагательных и глаголов в предложении. | |
| Значение существительных в речи. Существительные, обозначающие явления природы. | |
| Существительные, называющие один и тот же предмет по-разному. Существительные, противоположные по значению. | |
| Различение существительных по родам. Изменение существительных по числам. | |
| Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных. | |
| Кавычки в именах собственных. Различение написаний существительных собственных и нарицательных. | |
| Имя существительное. Закрепление знаний. | |
| Контрольная работа | |
| Работа над ошибками. Понятие о склонении. Определение падежей существительных по вопросам. | |
| Именительный падеж – кто? что? Родительный падеж – кого? чего? | |
| Дательный падеж – кому? чему? Винительный падеж – кого? что? | |
| Творительный падеж – кем? чем? Предложный падеж – о ком? о чём? | |
| Текст. Подтверждение основной мысли текста дополнительными фактами. Коллективное сочинение по плану и опорным словосочетаниям. | |
| Понятие о начальной форме. Постановка существительных в начальную форму. | |
| Изменение существительных по падежам. Закрепление полученных знаний. Контрольные вопросы и задания. | |
| Значение прилагательных в речи. Описание явлений природы с помощью прилагательных. | |
| Описание человека, животных с помощью прилагательных. Прилагательные, противоположные по значению. | |
| Изменение имен прилагательных по родам. Окончания прилагательных мужского, женского, среднего рода. | |
| Определение родовых окончаний прилагательных. | |
| Изменение прилагательных по числам. | |
| Род и число прилагательных. Закрепление полученных знаний. | |
| Понятие о склонении прилагательных. Постановка вопросов к прилагательным в косвенных падежах. | |
| Именительный падеж прилагательных мужского и среднего рода. Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода. | |
| Дательный падеж прилагательных мужского и среднего рода. Винительный падеж прилагательных мужского и среднего рода | |
| Творительный падеж прилагательных мужского и среднего рода. Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода | |
| Склонение прилагательных мужского и среднего рода. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания. | |
| Значение глагола в речи. Глаголы, противоположные по значению. | |
| Различение существительных, прилагательных и глаголов. | |
| Настоящее время глаголов. Прошедшее время глаголов. Будущее время глаголов | |
| Различение глаголов по временам. | |
| Единственное и множественное число глаголов настоящего, будущего, прошедшего времени. | |
| Текст. Связь частей в тексте. Коллективный рассказ на основе распространения данного текста. | |
| Глагол. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания. | |
| Различение повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. | |
| Определение однородных членов предложения. Однородные члены предложения без союзов. | |
| Однородные члены предложения с союзом И. Однородные члены предложения без союзов и с союзом И. | |
| Знакомство с обращением. Место обращения в предложении. | |
| Место обращения в предложении. | |
| Предложение. Закрепление знаний. | |
| Контрольная работа | |
| Работа над ошибками . Состав слова. | |
| Правописание гласных и согласных в корне и приставке. | |
| Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. | |