Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
| УТВЕРЖДЕНО приказом № 45 от 31 августа 2020г. |
Рабочая программа
учебного предмета «Технология»
в соответствии с ФГОС НОО
для 1 а класса
Составитель:
Фёдорова Е. В., учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
г. Воскресенск
2020 г.
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с требованиями:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 (в редакции приказов от 26 ноября 2010 № 1241, от 22 сентября 2011 года № 2357,от 31 декабря 2015 г № 1576);
образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО МОУ «СОШ № 9;
авторской программы для общеобразовательных учреждений «Технология» (УМК «Школа России»), под ред. Н.И. Роговцевой, С.В. Анашенковой, Н.В. Богдановой- М.: Просвещение, 2011г., без изменений.
Для реализации программного содержания используется учебник по предмету «Технология» Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, С.В. Анашенковой, - М.: Просвещение, 2018г.
В соответствии с учебным планом МОУ « СОШ № 9» на изучение учебного предмета «Технология» в 1 классе отводится 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
Создание условий для формирования следующих умений:
положительно относиться к учению;
проявлять интерес к содержанию предмета «Технология»;
принимать одноклассников, помогать им, принимать помощь от взрослого и сверстников;
чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного им самим для родных, друзей, других людей, себя;
бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;
с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Метапредметные
Регулятивные УУД
принимать цель деятельности на уроке;
проговаривать последовательность действий на уроке;
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
готовить рабочее место, отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД
Учащийся научится с помощью учителя:
наблюдать связи человека с природой и предметным миром, предметный мир ближайшего окружения; сравнивать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторскотехнологические и декоративнохудожественные особенности предлагаемых изделий;
сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративнохудожественному);
анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
ориентироваться в материале на страницах учебника;
находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
делать выводы о результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД
Учащийся научится:
слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему
Предметные
Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.
Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда
Обучающийся научится:
воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека на земле, в воздухе, на воде, в информационном пространстве;
называть основные виды профессиональной деятельности человека в разных сферах; организовывать рабочее место по предложенному образцу для работы с материалами (бумагой, пластичными материалами, природными материалами, тканью, нитками) и инструментами (ножницами, стеками, швейной иглой, шилом);
соблюдать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при выполнении изделия;
различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы, инструменты и приспособления в зависимости от вида работы;
проводить анализ под руководством учителя простейших предметов быта по используемому материалу;
объяснять значение понятия «технология» (процесс изготовления изделия).
Обучающийся получит возможность научиться:
уважительно относится к труду людей;
определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности человека; организовывать рабочее место для работы с материалами и инструментами;
отбирать материалы и инструменты в зависимости от вида работы;
анализировать предметы быта по используемому материалу.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Обучающийся научится:
Бумага и картон называть основные свойства бумаги (цвет, прочность), ее состав (растительные волокна, древесина); определять при помощи учителя виды бумаги и картона; классифицировать по толщине (тонкая бумага, картон), по поверхности (гофрированная, гладкая); сравнивать свойства бумаги и ткани (сминаемость, прочность); выбирать необходимый вид бумаги для выполнения изделия.
Текстильные и волокнистые материалы определять под руководством учителя виды ткани и нитей по составу; определять свойства ткани (сминаемость, прочность); определять виды ниток по назначению и использованию: швейные, вышивальные, вязальные.
Природные материалы называть свойства природных материалов; сравнивать природные материалы по цвету, форме, прочности
Пластичные материалы называть свойства пластилина: цвет, пластичность, состав (глина, воск, краски); сравнивать свойства пластилина и глины (форма, пластичность, цвет)
Конструктор определять детали конструктора; узнавать, называть, выполнять и выбирать технологические приемы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств.
Бумага и картон выбирать под руководством учителя приёмы и способы работы с бумагой: склеивание, отрезание, рисование, складывание, проглаживание гладилкой, вырезание, отрывание, обрывания по контуру; размечать детали изделия при помощи шаблона, по линейке; соблюдать правила экономного расходования бумаги; составлять композиции по образцу, в соответствии с собственным замыслом, используя различные техники (аппликация, рваная аппликация мозаика, коллаж, конструирование из различных материалов, моделирование, макетирование); выполнять изделия на основе техники оригами; изготавливать изделие из бумаги на основе сгибания и вырезания простейшей фигуры; использовать способ соединения бумажных изделий при помощи клея, а также мыльным раствором к стеклу; использовать в практической работе разные виды бумаги: журнальную, цветную, гофрированную, картон; выполнять раскрой деталей при помощи ножниц и обрыванием по контуру.
Ткани и нитки отмерять длину нити; выполнять строчки прямых стежков, строчки стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью; использовать различные виды стежков в декоративных работах для оформления изделий; выполнять разметку деталей изделия при помощи выкройки; выполнять раскрой деталей изделия при помощи ножниц; создавать разные виды кукол из ниток по одной технологии; использовать ткани и нити для украшения одежды и интерьера; расходовать экономно ткань и нитки при выполнении изделия; пришивать пуговицы с ушком, пуговицы со сквозными отверстиями (пуговицы с 2, 4 отверстиями)
Природные материалы применять на практике различные приёмы работы с природными материалами: склеивание, соединение, деление на части; использовать различные способы хранения природных материалов и подготовки их к работе; оформлять изделия из природных материалов при помощи окрашивания их гуашью; выполнять изделия с использованием различных природных материалов; выполнить сборку изделий из природных материалов при помощи клея и пластилина.
Пластичные материалы использовать приёмы деления пластилина с помощью стеки и нитки; использовать пластичные материалы в качестве материала для соединения деталей; выполнять рельефную аппликацию из пластилина; использовать конструктивный способ лепки: вылепливание сложной формы из нескольких частей разных форм путем примазывания одной части к другой; использовать пластический способ лепки: лепка из целого куска; использовать пластилин для декорировании изделий.
Конструктор использовать приёмы работы завинчивание и отвинчивание; выбирать и заменять детали конструктора в зависимости от замысла.
Растения, уход за растениями уметь получать, сушить и проращивать семена по заданной технологии; осваивать правила ухода за комнатными растениями и использовать их под руководством учителя; проводить долгосрочный опыт на определение всхожести семян; наблюдать и фиксировать результаты, определять и использовать инструменты и приспособления, необходимые для ухода за комнатными растениями.
использовать карандаш и резинку при вычерчивании, рисовании заготовок; чертить прямые линии по линейке и по намеченным точкам; использовать правила и способы работы с шилом, швейной иглой, булавками, напёрстком, ножницами, гаечным и накидным ключами; использовать стеки при работе с пластичными материалами, а также при декорировании изделия.
Обучающийся получит возможность научиться:
комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия; использовать одну технологию для изготовления разных изделий;
применять инструменты и приспособления в практической работе в быту и профессиональной деятельности;
оформлять изделия по собственному замыслу и на основе предложенного образца.
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
выделять детали конструкции, называть их форму и способ соединения;
анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме;
изготавливать конструкцию по слайдовому плану и / или заданным условиям.
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать мысленный образ конструкции и воплощать этот образ в материале;
изменять вид конструкции.
Практика работы на компьютере
Обучающийся научится:
понимать информацию, представленную в разных формах;
наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст, иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план);
выполнять простейшие преобразования информации (перевод текстовой информации в рисуночную и / или табличную форму);
работать со «Словарём юного технолога».
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать значение компьютера для получения информации;
различать и использовать информацию, представленную в различных формах;
наблюдать за действиями взрослых при работе на компьютере и принимать посильное участие в поиске информации;
соблюдать правила работы на компьютере;
находить информацию по заданной теме на основе текста и иллюстраций учебника.
Проектная деятельность
Обучающийся научится:
составлять план работы на основе слайдов, предложенных в учебнике;
распределять обязанности в соответствии с заданными условиями при работе в паре.
Обучающийся получит возможность научиться:
первоначальным навыкам работы над проектом под руководством учителя;
ставить цели, распределять роли при выполнении изделия, проводить оценку качества выполнения изделия; развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре; применять на практике правила сотрудничества в коллективной деятельности.
Содержание учебного предмета
Давайте познакомимся (3 ч.)
Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями. Я и мои друзья. Материалы и инструменты в руках человека. Организация рабочего места. Знакомство со значением слова «технология». Осмысление освоенных умений.
Человек и земля (21 ч.)
Виды природного материала. Аппликация из листьев. Свойства пластилина. Приёмы работы с пластилином. Аппликация из пластилина «Ромашковая поляна». Изготовление изделия из природного материала с использованием техники соединения пластилином. Составление тематической композиции «Мудрая сова». Использование растений человеком. Профессии, связанные с земледелием. Получение и сушка семян. Этапы проектной деятельности. Приёмы работы с пластилином. Подготовка к выполнению проекта «Осенний урожай». Виды, свойства бумаги. Правила безопасной работы с ножницами. Правила работы с шаблоном. Разметка бумаги приёмом сгибания. Волшебные фигурки из бумаги. Правила безопасной работы с клеем. Составление симметричного орнамента из геометрических фигур. Закладка из бумаги. Насекомые. Использование человеком продуктов жизнедеятельности пчёл. Изготовление изделия из различных материалов. «Пчёлы и соты». Виды диких животных. Техника коллаж. Правила работы в паре. Подготовка к выполнению проекта «Дикие животные». Украшения на елку. Украшения на окно. Подготовка к выполнению проекта «Украшаем класс к Новому году». Виды домашних животных. Значение домашних животных в жизни человека. Фигурка котёнка из пластилина. Виды домов и материалы, применяемые при их постройке. Изготовление макета дома с использованием гофрированного картона и природных материалов. Виды посуды и материалы, из которых её изготавливают. Использование посуды. Сервировка стола и правила поведения за столом. Подготовка к выполнению проекта «Чайный сервиз». Изготовление разных изделий из пластилина для чайного сервиза по одной технологии. Разнообразие осветительных приборов в доме. Старинные и современные способы освещения жилища. Изготовление модели торшера. Виды мебели и материалы, которые необходимы для её изготовления. Правила самообслуживания. Изготовление модели стула из гофрированного картона. Виды одежды, её назначение и материалы, из которых её изготавливают. Способы создания одежды. Виды тканей, нитей. Создание куклы из ниток. Правила работы с иглой. Строчки прямых стежков, строчки с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью. Закладка с вышивкой. Пришивание пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями. Оформление игрушки при помощи пуговиц. Средства передвижения в различных климатических условиях. Знакомство с конструктором. Изготовление из конструктора модели тачки.
Человек и вода (3 ч.)
Вода в жизни человека и растений. Правила ухода за комнатными растениями. Проращивание семян.Питьевая вода. Изготовление модели колодца и создание композиции. Значение водного транспорта для жизнедеятельности человека. Изготовление кораблика в технике оригами. Создание модели плота цилиндрической формы из бумаги. Подготовка к выполнению проекта «Речной флот».
Человек и воздух (3 ч.)
Использование силы ветра человеком. Изготовление модели флюгера из бумаги. Виды птиц. Мозаика с использованием техники «рваная бумага». Аппликация «Попугай». Виды летательных аппаратов. Моделирование. Изготовление моделей самолёта и парашюта в технике оригами.
Человек и информация (3 ч.)
Способы общения и получения информации. Создание рисунка на пластичном материале при помощи продавливания. Письмо на глиняной дощечке. Способы передачи информации. Перевод информации в знаково – символическую систему. Важные телефонные номера. Безопасный маршрут от дома до школы, его графическое отображение. Компьютер и его части. Правила пользования компьютером.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/Белякова О.А. /
«31» августа 2020г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО учителей начальных классов,
рекомендовано к утверждению
протокол №1 от «28» августа 2020г.
Руководитель ШМО
_____________ /Кудрявцева И.С./
Календарно - тематический план
по учебному предмету «Технология» для 1 а класса
в соответствии с ФГОС НОО
на 2020 - 2021 учебный год
Учитель: Фёдорова Е.В.
№ урока по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
Давайте познакомимся (3 ч.) |
1 | 1 | Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями. Я и мои друзья. | 02.09.20г. | |
2 | 2 | Материалы и инструменты в руках человека. Организация рабочего места. | 09.09. | |
3 | 3 | Знакомство со значением слова «технология». Осмысление освоенных умений. | 16.09. | |
Человек и земля (21 ч.) |
4 | 1 | Виды природного материала. Аппликация из листьев. | 23.09. | |
5 | 2 | Свойства пластилина. Приёмы работы с пластилином. Аппликация из пластилина «Ромашковая поляна». | 30.09. | |
6 | 3 | Изготовление изделия из природного материала с использованием техники соединения пластилином. Составление тематической композиции «Мудрая сова». | 14.10.20г. | |
7 | 4 | Использование растений человеком. Профессии, связанные с земледелием. Получение и сушка семян. | 21.10. | |
8 | 5 | Этапы проектной деятельности. Приёмы работы с пластилином. Подготовка к выполнению проекта «Осенний урожай». | 28.10. | |
9 | 6 | Виды, свойства бумаги. Правила безопасной работы с ножницами. Правила работы с шаблоном. Разметка бумаги приёмом сгибания. Волшебные фигурки из бумаги. | 04.11.20г. | |
10 | 7 | Правила безопасной работы с клеем. Составление симметричного орнамента из геометрических фигур. Закладка из бумаги. | 11.11. | |
11 | 8 | Насекомые. Использование человеком продуктов жизнедеятельности пчёл. Изготовление изделия из различных материалов. «Пчёлы и соты». | 25.11. | |
12 | 9 | Виды диких животных. Техника коллаж. Правила работы в паре. Подготовка к выполнению проекта «Дикие животные». | 02.12.20г. | |
13 | 10 | Украшения на елку. Украшения на окно. Подготовка к выполнению проекта «Украшаем класс к Новому году». | 09.12. | |
14 | 11 | Виды домашних животных. Значение домашних животных в жизни человека. Фигурка котёнка из пластилина. | 16.12. | |
15 | 12 | Виды домов и материалы, применяемые при их постройке. Изготовление макета дома с использованием гофрированного картона и природных материалов. | 23.12. | |
16 | 13 | Виды посуды и материалы, из которых её изготавливают. Использование посуды. Сервировка стола и правила поведения за столом. Подготовка к выполнению проекта «Чайный сервиз». | 30.12. | |
17 | 14 | Изготовление разных изделий из пластилина для чайного сервиза по одной технологии. | 13.01.21г. | |
18 | 15 | Разнообразие осветительных приборов в доме. Старинные и современные способы освещения жилища. Изготовление модели торшера. | 20.01. | |
19 | 16 | Виды мебели и материалы, которые необходимы для её изготовления. Правила самообслуживания. Изготовление модели стула из гофрированного картона. | 27.01. | |
20 | 17 | Виды одежды, её назначение и материалы, из которых её изготавливают. Способы создания одежды. Виды тканей, нитей. Создание куклы из ниток. | 03.02.21г. | |
21 | 18 | Правила работы с иглой. Строчки прямых стежков, строчки с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью. | 10.02. | |
22 | 19 | Закладка с вышивкой. | 24.02. | |
23 | 20 | Пришивание пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями. Оформление игрушки при помощи пуговиц. | 03.03.21г. | |
24 | 21 | Средства передвижения в различных климатических условиях. Знакомство с конструктором. Изготовление из конструктора модели тачки. | 17.03. | |
Человек и вода (3 ч.) |
25 | 1 | Вода в жизни человека и растений. Правила ухода за комнатными растениями. Проращивание семян. | 24.03. | |
26 | 2 | Питьевая вода. Изготовление модели колодца и создание композиции. | 31.03. | |
27 | 3 | Значение водного транспорта для жизнедеятельности человека. Изготовление кораблика в технике оригами. Создание модели плота цилиндрической формы из бумаги. Подготовка к выполнению проекта «Речной флот». | 14.04.21г. | |
Человек и воздух (3 ч.) |
28 | 1 | Использование силы ветра человеком. Изготовление модели флюгера из бумаги. | 21.04. | |
29 | 2 | Виды птиц. Мозаика с использованием техники «рваная бумага». Аппликация «Попугай». | 28.04. | |
30 | 3 | Виды летательных аппаратов. Моделирование. Изготовление моделей самолёта и парашюта в технике оригами. | 05.05.21г. | |
Человек и информация (3 ч.) |
31 | 1 | Способы общения и получения информации. Создание рисунка на пластичном материале при помощи продавливания. Письмо на глиняной дощечке. | 12.05. | |
32 | 2 | Способы передачи информации. Перевод информации в знаково – символическую систему. Важные телефонные номера. Безопасный маршрут от дома до школы, его графическое отображение. | 19.05. | |
33 | 3 | Компьютер и его части. Правила пользования компьютером. | 26.05. | |
итого часов | В том числе: |
уроков повторения | контрольных работ | практических (лабораторных) работ | уроков развития речи |
по программе | 33 | 0 | 0 | 0 | 0 |
выполнено | | | | | |