СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета УД.04 Основы экологической безопасности по профессии 23.01.03 Автомеханик

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета УД.04 Основы экологической безопасности. разработана для профессии 23.01.03   Автомеханик.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета УД.04 Основы экологической безопасности по профессии 23.01.03 Автомеханик»

Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Ямало-Ненецкого автономного округа

«Надымский профессиональный колледж»




УТВЕРЖДАЮ


Директор ГПОУ ЯНАО НПК


Е.Л. Левашова




от 21. 06. 2019 г. № 42 - од





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


УД.04 ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


по профессии 23.01.03 Автомеханик












Надым, 2019

Рабочая программа учебного предмета разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 23.01.03 Автомеханик.




Организация-разработчик:

Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»)


Составитель:

Богданова Ольга Петровна преподаватель химии и биологии высшей квалификационной категории

РАССМОТРЕНА

на заседании УМО преподавателей

естественно-научного цикла

Протокол № 10

от «14» июня 2019 г.

Председатель УМО:

_____________ (Т.Г. Песчанская)


ОДОБРЕНА

Научно-методическим советом ГПОУ ЯНАО «НПК»

Протокол № 8

от «19» июня 2019 г.

Председатель МС:

_____________ (Е.В. Головань)



СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

16

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


18






























1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

УД.04 ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебного предмета является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 23.01.03 Автомеханик.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебный предмет УД.04 Основы экологической безопасности входит в предлагаемые общеобразовательные дисциплины.


1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;

- анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;

- выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;

- оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте.

- В результате освоения дисциплины студент должен знать:

- виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;

- задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;

- основные источники и масштабы образования отходов производства;

- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств;

- правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;

- принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;

- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.



личностных:

−− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной экологической и биологической наук; грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с экологическими объектами, материалами и процессами;

−− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли экологических компетенций в этом;

−− умение использовать достижения современной экологической науки и научных технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

метапредметных:

−− использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон экологических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

−− использование различных источников для получения информации экологической безопасности, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;

предметных:

−− сформированность представлений о месте экологической безопасности в современной научной картине мира; понимание роли экологических знаний в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

−− владение основополагающими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование терминологией и символикой экологической безопасности;

−− владение основными методами научного познания, используемыми в экологии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

−− сформированность умения давать количественные оценки и описывать различные экологические объекты и законы;

−− владение правилами техники безопасности при проведении практических работ;

−− сформированность собственной позиции по отношению к информации, получаемой из разных источников.

В результате освоения учебного предмета обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • для объяснения явлений, происходящих в природе, быту и на производстве с точки зрения экологической безопасности;

  • определения возможности протекания экологических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния экологического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;

  • критической оценки достоверности информации, поступающей из разных источников.


1.4.Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:


Максимальной учебной нагрузки обучающегося __51____ час, в том числе:


Обязательной аудиторной нагрузки обучающегося___34__ часа;


Самостоятельной работы обучающегося __17____ часов





2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

34

в том числе:


практические занятия

11

контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающегося

17

Работа с учебной, дополнительной и справочной литературой, другими источниками информации.


8

Оформление отчетов по практическим работам и подготовка к их защите


5

Выполнение работ творческого характера


4


Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета


































2.2. Примерный тематический план и содержание учебного предмета УД.04 Основы экологической безопасности



Наименование разделов и тем


Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

6 семестр 34

Раздел 1. Экологическая безопасность и охрана окружающей среды 6 часов

Тема 1.1.

Введение в

экологическую

безопасность

Содержание учебного материала

Понятие об экологической безопасности. Экологическая политика как целенаправленная деятельность государственных органов по обеспечению экологической безопасности населения, рационального природопользования и охраны природы. Уровни экологической безопасности: международный, национальный, региональный, локальный. Приоритеты глобальной экологической безопасности (сохранение биоразнообразия, мониторинг климатических изменений, сохранение лесов и т. п.) и их значение для формирования политики на национальном и региональном уровнях.

Природоохранное законодательство как основа экологической политики. Цель и задачи экологической безопасности и их проецирование на региональный уровень.

Основные направления государственной экологической безопасности. Экологическая доктрина РФ, ее значение для устойчивого развития регионов.


5


1

Практические занятия

Правовое регулирование экологической безопасности в РФ. Экологическая безопасность, ее система и составляющие элементы.

1

2

Самостоятельная работа

Подготовка сообщений или презентаций по теме: «Экологическая безопасность»

2



Раздел 2. Глобальные экологические проблемы 8 часов



Тема 2.1.

Экологические

проблемы геосфер

Земли

Содержание учебного материала

Глобальные и региональные экологические проблемы. Загрязнение воздушной среды и её защита. Нарушение озонового слоя. Проблема кислотных и щелочных осадков. Изменение климата. Обеспечение безопасности гидросферы. Истощение запасов пресной воды, загрязнение вод Мирового океана. Таяние ледников. Деградация естественных ландшафтов. Деградация почвенного покрова. Опустынивание. Проблемы и способы защиты биосферы в современных условиях. Деградация биоразнообразия (редкие, исчезнувшие, находящиеся под угрозой исчезновения виды, и т.п.). Сокращение площади лесов. Красная книга МСОП, Красные книги федерального и регионального значения. Критерия внесения видов в Красную книгу.

2

2

Практические занятия

Деградация суши, способы защиты и профилактики. Загрязнение воздушной среды и ее защита. Обеспечение безопасности гидросферы. Проблемы и способы защиты биосферы в современных условиях. Пути повышения экологической безопасности города и жилища. Сочетанное действие неблагоприятных факторов среды.

2

2

Самостоятельная работа

Подготовка устных ответов по теме

2


Тема 2.2.

Прикладные

экологические

проблемы

Основные аспекты взаимодействия человечества и его среды обитания. Способы снижения техногенной нагрузки на природную среду. Механизмы обеспечения экологической безопасности. Критерии оценки состояния природной и техногенной среды. Экология городов (урбоэкология).

Перенаселение планеты. Накопление поллютантов и ксенобиотиков в средах и организмах, их миграция в трофических цепочках. Ухудшение качества жизни, рост числа заболеваний, связанных с загрязнением окружающей среды (в т. ч. генетических), появление новых болезней. Энергетические проблемы.



2


Практические занятия

Характеристика факторов среды, воздействующих на организм человека. Сочетанное действие неблагоприятных факторов среды. Экологически обусловленная заболеваемость человека. Влияние факторов внешней среды на состояние здоровья. Влияние микро- и макроэлементов. Ксенобиотики и здоровье человека. Традиционные и альтернативные источники энергии (ветроэнергетика, биотопливо, гелиоэнергетика, альтернативная гидроэнергетика, геотермальная энергетика, грозовая энергетика, управляемый термоядерный синтез и др.). Плюсы и минусы.


2


Самостоятельная работа

Подготовка докладов или презентаций по теме: «Экологическая безопасность»

2


Раздел 3. Экологическая безопасность в системе национальной и международной 8 часов

Тема 3.1

Теоретические основы

региональной

экологической

безопасности.

Содержание учебного материала

Понятие о региональной экологической безопасности.

Региональная экологическая политика как часть

комплексной региональной политики государства. Цель и

задачи региональной экологической политики: сохранение и

восстановление природных систем и их экологических

функций для устойчивого развития регионов России,

повышения качества жизни и улучшения здоровья населения

регионов, обеспечения их экологической безопасности.

Основные направления региональной экологической

безопасности.

2


2

Практическое занятие.

Российское законодательство в области экологической безопасности и охраны окружающей среды

(Система экологического законодательства в РФ. Основные Федеральные законы, связанные с экологической безопасностью. Природоохранные требования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Платность природопользования в России. Международное сотрудничество в оценке экологической безопасности. Обязательства России в рамках международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды. Основные конвенции и договоры. Конвенция «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте». Орхусская и Стокгольмская конвенции. Конвенция «О трансграничном загрязнении атмосферного воздуха на большие расстояния». Венская конвенция «Об охране озонового слоя». Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК). Киотский протокол. Международные конвенции по загрязнению моря.

Ратификация конвенции «Об оценке воздействия на окружающую среду в транс-граничном контексте» (Эспо) и присоединение к конвенции «О доступе к информации» РФ в 2011-2012 гг.

1

2

Самостоятельная работа

Подготовка докладов или презентаций по теме: «Российское и международное законодательство по экологической безопасности»

3

2

Тема 3.2.

Факторы формирования

и реализации

региональной

экологической

безопасности

Содержание учебного материала

Государственная экологическая политика и подходы к ее реализации в регионах России. Основные направления региональной экологической политики в России. Региональные экологические программы: в сфере энергосбережения и развития альтернативных источников энергии; утилизации отходов; территориальной организации и оптимизации землепользования; развития сетей особо охраняемых природных территорий и сохранения биоразнообразия. Статус "особой экономической зоны"

региона и его роль в формировании региональной экологической политики. Региональная экологическая

политика и обеспечение экологической безопасности регионов России. Особенности экологической политики в приграничных районах России. Экологическая безопасность в Российской Арктике.


2

2


Практическое занятие.

Международное законодательство в области экологической безопасности и охраны окружающей среды ( Региональная экологическая безопасность и ее место в международной экологической политике. Опыт зарубежных стран в формировании региональной экологической политики. Управление природоохранной деятельностью в зарубежных странах (ЕС, США, Канада). Различия в

стандартах качества среды в странах ЕС и регионах США. Экологическая политика в странах Европейского Союза. Трансграничный и межрегиональный перенос загрязнений и его последствия. Ответственность регионов -"поставщиков загрязнений" за нанесение экологического ущерба.

Межрегиональное взаимодействие в решении вопросов природопользования и охраны среды. Международные аспекты формирования региональной экологической политики. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Международный союз охраны природы (МСОП), Всемирный фонд охраны дикой природы (ВВФ), международная неправительственная экологическая организация ГРИНПИС. Деятельность международных неправительственных организаций в регионах России. Роль

общественных организаций в формировании экологической политики на региональном уровне; неправительственные организации, политические объединения и профессиональные сообщества. Информационное обеспечение)

1



Самостоятельная работа

Подготовка реферата и защиты в виде презентации на тему: « Экологическая политика в странах Европейского Союза»

2


Тема 3.3.

Экологическая

безопасность в системе

международной

безопасности

Содержание учебного материала

Экологическая безопасность и международное гуманитарное право. Обеспечение экологической

безопасности и международное космическое право. Экологические аспекты в международно-правовых актах права международной безопасности.

2



Самостоятельная работа

Подготовка реферата и защиты в виде презентации на тему: « Экологические аспекты в международно-правовых актах»

2


Глава 4. Управление экологической безопасностью 6 часов

Тема 4.1

Механизмы

управления

(обеспечения)

экологической

безопасностью

Содержание учебного материала

Развитие нормативно-правовой и законодательной базы управления природопользованием. Региональное экологическое законодательство; принцип приоритетности федерального законодательства. Функции региональных органов власти. Экономические и административные механизмы управления природопользованием. Формы собственности на природные ресурсы. Соотношение федеральной и региональной форм собственности. Совершенствование оценки природных ресурсов и экономического ущерба от различных видов антропогенных воздействий, их учет в планировании экономического развития регионов. Платежи за природные ресурсы как инструмент региональной экологической политики. Формирование эффективной системы платежей за природные ресурсы и поступлений в федеральный и региональный бюджеты. Экологическое

страхование и экологический аудит. Экологическая экспертиза, общественная экологическая экспертиза и ее значение для региональных проектов. Экономическая эффективность реализации региональных программ и инвестиционных проектов. Понятие экологической ситуации. Методы исследования региональной экологической ситуации (сравнительно-географические,

статистические, картографические и др.). Благоприятная и неблагоприятная экологическая ситуация и факторы ее формирования в регионах России. Индикаторы экологической ситуации. Регионы с наиболее и наименее благоприятной экологической ситуацией. Конфликтные ситуации между различными типами природопользования. Факторы экологического риска по отношению к природным и хозяйственным объектам и населению. Средства и методы оценки экологической опасности и риска. Методы прогнозирования экологической опасности и риска. Мероприятия по снижению уровня загрязнения окружающей среды.

4


Практическое занятие.

1.Экономические механизмы обеспечения экологической безопасности (Механизмы обеспечения экологической безопасности. Структура системы экономических механизмов. Этапы функционирова-ния системы обеспечения экологической безопасности. Механизмы платы за риск и ограничение

риска. Механизмы налогообложения и страхования. Механизмы распределения централизованных фондов. Оценка эффективности экономических механизмов.).

2. Пути решения экологических проблем (Основы рационального природопользования. Безотходные и малоотходные производства. Основные принципы создания безотходных производств. Безотходное

потребление. Формирование экологической культуры личности.)

2


Глава 5. Основы продовольственной безопасности 6 часов

Тема 5.1

Основы продовольственной

безопасности


Понятие о продовольственной безопасности и ее компонентах. Организация продовольственной безопасности в стране и мире. Пищевые добавки и их влияние на организм. Вредные химические пищевые добавки, их номенклатура и классификация. Правила приобретения пищевых продуктов.

4


Практическое занятие.

Проблемы продовольственной безопасности: глобальный и региональный аспекты

(Продовольственная безопасность. Опасность утраты продовольственной независимости страны. Качество продуктов питания. Социальные аспекты проблемы питания. Моделирование процессов управления продовольственной безопасностью. Трансгенные продукты.)

2


Самостоятельная работа

Подготовка к дифференцированному зачету

4

3


Дифференцированный зачет

2 часа





3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин».

Оборудование учебного кабинета:

- комплект учебной мебели,

- классная доска,

- компьютер,

- комплект учебно-методической литературы,

- учебно-наглядных пособий по дисциплине,

- тестовые задания, задачи.

Технические средства обучения:

- персональные компьютеры,

- комплект мебели для ПК,

- комплект учебно-методической документации.

3.2 Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)

Основные источники

1. Константинов В. М. Экологические основы природопользования: учебник для студ. Учреждений сред проф. Образования/ В.М. Константинов, Ю. Б. Челидзе. - 17-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 240с.

2. Экология : учебник [Электронный ресурс] / М. : Логос, 2013. - 504 с.

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233716

Дополнительные источники

Учебники и учебные пособия 9

3.Гальперин М.В. Экологические основы природопользования: учебник.- М.: Инфра, Форум-М, 2013 http://www.infra-m.ru

4. Пугачева Ю.В. Экологическое право - М: Академия,2012 http://www.academia-moscow.ru

5. Брославский Л.И. Экология и охрана окружающей среды: законы и реалии США и России: монография.- М.: Инфра-М, 2013 http://www.infra-m.ru

6. Лосев К.С Данилов-Данильян В.И. Экологическая энциклопедия: энциклопедия.- М.: Энциклопедия, 2013

7. Ушаков И.В. Экологический Лабиринт.- М.: Форум ,2013

8. Разумов В.А. Экология: учебное пособие.- М.: Инфра-М, 2013 http://www.infra-m.ru 3. Христофорова Н.К. Основы экологии : Учебник. - 3-е изд. доп. - М. : Магистр: ИНФРА-М, 2014. - 640с

9. Протасов В.Ф. Экологические основы природопользования : Учебное пособие. - М. : Альфа-М: ИНФРА-М, 2014. - 304с. : ил. - (ПРОФИль).

10. Разумов В.А. Экология : учебное пособие. - М. : Инфра-М, 2013. - 296 с. - (Высшее образование: Бакалавриат).

11. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования : учебник. - 2-е изд.,испр. - М. : ИД "ФОРУМ", 2013. - 256с. : ил. - (Профессиональное образование).

Периодические издания

1. Журнал «ГЕО/GEO»

2. Журнал «Проблемы региональной экологии»


Интернет-ресурсы

1. http://www.biblioclub.ru - Университетская библиотека онлайн 10





















4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания )

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Общие компетенции

ОК 1 Понимать сущность и социальную

значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного

выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5 Использовать информационно-

коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8 Самостоятельно определять задачи

профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Индивидуальный:

контроль выполнения практических работ, исследовательских работ, контроль выполнения индивидуальных заданий

Комбинированный:

индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения

индивидуальных и групповых заданий, заслушивание рефератов.

Оценка результатов практических, контрольных, самостоятельных работ

Оценка результатов зачета.


Профессиональные компетенции

ПК 1.1. Обеспечивать эксплуатацию системы водоснабжения и водоотведения здания.

ПК 1.2. Обеспечивать эксплуатацию системы отопления здания.

ПК 1.3. Обеспечивать эксплуатацию освещения и осветительных сетей.

ПК 1.4. Обеспечивать эксплуатацию конструктивных элементов здания из различных видов материалов

(лестничные пролеты, окна, двери, крыша и др.).

ПК 2.1. Осуществлять ремонт системы водоснабжения и водоотведения здания.

ПК 2.2. Осуществлять ремонт системы отопления здания.

Индивидуальный:

контроль выполнения практических работ, исследовательских работ, контроль выполнения индивидуальных заданий

Комбинированный:

индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения

индивидуальных и групповых заданий, заслушивание рефератов.

Оценка результатов практических, , самостоятельных работ

Оценка результатов зачета.


Уметь

– проводить наблюдения за факторами, воздействующими на окружающую среду;

– использовать нормативные акты по рациональному

природопользованию окружающей среды;

– проводить мероприятия по защите окружающей

среды и по ликвидации последствий заражения

окружающей среды.

Индивидуальный:

контроль выполнения практических работ, исследовательских работ, контроль выполнения индивидуальных заданий

Комбинированный:

индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения

индивидуальных и групповых заданий, заслушивание рефератов.

Оценка результатов практических, контрольных, самостоятельных работ

Оценка результатов зачета.


Знать

– условия устойчивого состояния экосистемы;

– причины возникновения экологического кризиса;

– основные природные ресурсы России;

– принципы мониторинга окружающей среды;

– принципы рационального природопользования.


Индивидуальный:

контроль выполнения практических работ, исследовательских работ, контроль выполнения индивидуальных заданий

Комбинированный:

индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения

индивидуальных и групповых заданий, заслушивание рефератов.

Оценка результатов практических, контрольных, самостоятельных работ

Оценка результатов зачета.


















Дополнения и изменения к рабочей программе на учебный год


Дополнения и изменения к рабочей программе на __________ учебный год по дисциплине _________________________________________________________________

В рабочую программу внесены следующие изменения:

____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________

Дополнения и изменения в рабочей программе обсуждены на заседании УМО

_______________________________________________________

«_____» ____________ 20_____г. (протокол № _______ )

Председатель УМО ________________ /___________________/







4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!