Рабочая программа учебного предмета «Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс».
Составитель: Овчинников Олег Петрович, учитель истории высшей квалификационной категории.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Для реализации рабочей программы используется учебно-методические комплект авторов Вигасина А.А., Годера Г.И., Шевченко Н.И. и др., переработанного в связи с принятием новой Примерной основной общеобразовательной программы от 8 апреля 2015 года с учётом современного уровня развития исторической науки и педагогики, синхронизации курса всеобщей истории и истории России, требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (предмет «История») (далее — ФГОС), возрастных особенностей семиклассников.
Программы ОУ. Всеобщая история. 5-9 классы. А.А.Вигасин, Г.И.Годер и др., М., Просвещение, 2008
А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. Всеобщая история. История Нового времени. 1500—1800 гг. Учебник. 7 класс
А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина, П. А. Баранов. Всеобщая история. История Нового времени. Рабочая тетрадь. 7 класс. В 2 частях
П. А. Баранов. Всеобщая история. История Нового времени. Проверочные и контрольные работы. 7 класс.
Всеобщая история. История Нового времени. Поурочные рекомендации. 7 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Т. В. Коваль, А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина. — М. : Просвещение, 2018.
Цель изучения курса «Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс». — формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих ведущих процессах, явлениях и понятиях.
в результате изучения курса 7 класса обучающиеся должны получить знания:
о периодизации Нового времени,
о встрече миров, положивших начало формированию будущей мировой цивилизации;
об особенностях ментальности человека Нового времени;
о зарождении и развитии капитализма; о преимуществе эволюционного пути развития общества перед революционным;
о причинах революций и о реформах как альтернативном пути развития общества;
о новой социальной структуре общества и его движении к реформам как средству разрешения противоречий;
о дальнейшем развитии правовых государств, где личность может реализовать свои «прирожденные» права на «жизнь, свободу и собственность»;
о международных конфликтах, приводивших к войнам;
об особенностях духовной жизни европейцев, их движении к секуляризации сознания, о религиозной терпимости;
о важнейших достижениях мировой науки и художественной культуры и их влиянии на развитие личности человека;
об изменениях в повседневной жизни людей.
Перечень технологий, методов, приемов курса:
Технологии: технология системно-деятельностного метода, здоровьесберегающие, проектные
1) по технологическому обеспечению урока: объяснительно–иллюстративный, частично–поисковый, метод проблемного изложения изучаемого материала;
2) по функциональному обеспечению урока: методы устного изложения знаний учителем, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;
3) по источникам познания – словесный, наглядный, практический;
4) по формированию структуры личности – методы формирования познания, методы формирования поведения, методы формирования чувств.
Планируемые образовательные результаты:
Личностными результатами изучения курса истории в 7 классе являются:
первичная социальная и культурная идентичность, ощущения личностной сопричастности судьбе российского народа на основе
сопоставления исторического пути народов России и народов мира;
интериоризация гуманистических ценностей;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира;
понимание социального, культурного, языкового, духовного многообразия современного мира;
мотивация к обучению и познанию;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
уважительное отношение к труду;
соответствующее возрасту обучающихся мировоззрение, основанное на достижениях современной науки и общественной практики;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
эстетическое сознание, формирующееся через освоение художественного наследия народов мира;
способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
рефлексивно-оценочный подход к деятельности, к анализу проблемно-познавательных ситуаций.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, оценивать правильность выполнения действий;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность решения учебной задачи;
работать с дополнительной информацией, выделять главное и второстепенное в информации;
составлять план, обосновывать выводы;
использовать изученный материал для решения познавательных задач;
определять понятия, устанавливать аналогии, при поддержке учителя классифицировать исторические факты;
выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
представлять результаты своей деятельности в различных видах (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
при поддержке учителя планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, контролировать качество выполнения работы;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
давать оценку и самооценку, выявляя позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.
Предметные результаты изучения истории включают:
применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
установление синхронистических связей в истории ведущих стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;
определение и использование исторических понятий и терминов;
использование сведений из исторической карты как источника информации;
овладение представлениями об историческом пути народов Европы и Азии в XVI—XVII вв.;
сопоставление развития изучаемых государств в период раннего Нового времени, выявление черт сходства и различия;
представление о взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, о роли экономики, политики, духовной сферы в жизни общества и человека;
под руководством учителя поиск информации в преимущественно адаптированных источниках различного типа (правовых документах, публицистических произведениях, мемуарной литературе и др.);
сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, использование информации для обоснования и конкретизации выводов и суждений;
раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя; б) ценностей, господствовавших в европейском и азиатском обществах в раннее Новое время; в) религиозных воззрений;
оценивание исторических фактов, событий, процессов и деятельности людей исходя из гуманистических установок;
систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов.
Содержание учебного предмета
«Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс».
Введение. От Средневековья к Новому времени.
Тема 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация (12 часов)
Технические открытия и выход к Мировому океану. Традиционное феодальное общество и его характеристика. Что изучает новая история. «Новое время» как эпоха «пробуждения умов». Где и когда появился этот термин. Хронологические границы и этапы Нового времени. Познание окружающего мира, его устройства (законов) изменяло мировоззрение, образ жизни, хозяйственную жизнь. Появление машинного производства. Новое время — эпоха великих изменений.
Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. Четыре путешествия Христофора Колумба.
Второе открытие нового материка: Америго Веспуччи. Представление о Новом Свете. Первое кругосветное путешествие: Фернандо Магеллан. Земля — шар. Западноевропейская колонизация новых земель. Поход за золотом. Испанцы и португальцы в Новом Свете. Эрнандо Кортес. В поисках Эльдорадо. Владения португальцев в Азии. Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Революция цен. Создание первых колониальных империй. Начало складывания мирового рынка. Сближение индустриального и традиционного миров.
Усиление королевской власти в XVI—XVII вв. Абсолютизм в Европе. Разложение традиционных отношений и формирование новых. Складывание абсолютизма в политике управления европейских государств. Значение абсолютизма
для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Парламент и король: сотрудничество подобострастие. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля.
«Ограничители» власти короля. Король — наместник Бога на Земле. Слагаемые культа короля. Королевская армия. Система
налогообложения. Единая экономическая политика. Складывание централизованных национальных государств и национальной церкви. Появление республик в Европе. Короли, внёсшие вклад в изменение облика Европы: Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.
Дух предпринимательства преобразует экономику. Условия развития предпринимательства. Новое в торговле. Рост
городов и торговли. Складывание мировых центров торговли. Торговые компании. Право монополии. Накопление капиталов. Банки и биржи. Появление государственных банков. Переход от ремесла к мануфактуре. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — предприятие нового типа. Разделение труда. Наёмный труд. Рождение капитализма.
Европейское общество в раннее Новое время. Изменения в социальной структуре общества, его основные занятия.
Новые социальные группы европейского общества, их облик. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Условия жизни, труда крестьянства Европы. Новое дворянство — джентри — и старое дворянство. Низшие слои населения. Бродяжничество. Борьба государства с нищими. Законы о нищих. Способы преодоления нищенства. Повседневная жизнь. Европейское население и основные черты повседневной жизни.
Главные беды — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. «Столетия редкого человека». Короткая жизнь женщины. Революция в питании. Искусство кулинарии. Домоведение. Революция в одежде. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.
Мир художественной культуры Возрождения. Эпоха Возрождения и её характерные черты. Зарождение идей гуманизма и их воплощение в литературе и искусстве. Идеал гармоничного человека, созданный итальянскими гуманистами. Уильям Шекспир и театр как школа формирования нового человека. Произведения и герои У. Шекспира. Творчество
Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Эпоха «титанов Возрождения». Гуманистические тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Формирование новой, гуманистической культуры и вклад в её развитие Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэля Санти. География и особенности искусства: Испания и Голландия XVII в. Своеобразие искусства Северного Возрождения: Питер Брейгель Старший; гуманистическая личность в портретах Альбрехта Дюрера. Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры. Мадригалы. Домашнее музицирование. Превращение музыки в одно из светских искусств.
Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Влияние Великих географических открытий и идей гуманизма на представления европейца о самом себе. Кризис и начало раскола католической церкви. Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и широкого её распространения в Европе. Германия — родина Реформации церкви. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. 95 тезисов против индульгенций. «Спасение верой» — суть учения Мартина Лютера. Крестьянская война в Германии. Протестантство и лютеранская церковь в Германии. Пастор — протестантский проповедник.
Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. Географический охват Реформацией Европы и его причины. Ценности, учение и церковь Жана Кальвина. Идея о предопределении судьбы человека. Социальный эффект учения Кальвина. Жестокость осуждения предателей кальвинизма. «Рим кальвинизма». Борьба католической церкви против еретических учений. Контрреформация: её идеологи и воплотители. Орден иезуитов и его создатель Игнатий Лойола. Цели, средства расширения власти папы римского. Тридентский собор.
Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях. Последствия Войны Алой и Белой розы для Англии. Генрих VIII: от защитника веры к религиозной реформе. Особенности Реформации католической церкви
в Англии. Англиканская церковь. Попытка Контрреформации: политика Марии Кровавой. Золотой век Елизаветы I — укрепление англиканской церкви и государства. Пуритане. Политика предотвращения религиозных войн. Соперничество с Испанией за морское господство. Итоги правления королевы Елизаветы I.
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. Французы — кальвинисты-гугеноты. Разрастание противостояния между католиками и гугенотами. Начало религиозных войн. Различия в методах противников. Варфоломеевская ночь: кровавый суд католиков над гугенотами. Нантский эдикт короля Генриха IV Бурбона. Реформы
Ришелье. Ришелье как идеолог и создатель системы абсолютизма во Франции. Франция — сильнейшее государство на
европейском континенте.
Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения
(борьба за первенство в Европе и колониях) (5 часов)
Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций. Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Особенности географического, экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Становление капиталистических отношений в стране. Противоречия с Испанией. Преследования протестантов. Иконоборческое движение. Начало освободительной войны. Вильгельм Оранский. Время террора «кровавого герцога» Альбы. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение Республики Соединённых провинций. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе. Центр экономической жизни — Амстердам.
Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. Англия — первая страна в Европе с конституционной парламентской монархией. Англия накануне революции. Причины революции. Пуританская этика и образ жизни. Единоличное правление короля Карла I Стюарта. Противостояние короля и парламента. Начало революции — созыв Долгого парламента. Гражданская война короля с парламентом. Великая ремонстрация. Оливер Кромвель и создание армии «нового образца». Битва при Нейзби.
Реформы парламента. Дальнейшее нарастание противостояния: казнь короля. Англия — республика.
Реформы английского парламента. Движение протеста: левеллеры и диггеры. Кромвель. Внутренние и международные
последствия гражданской войны. Разгон Долгого парламента. Кромвель — пожизненный лорд-протектор Английской республики. Преобразования в стране. Борьба за колонии и морское господство. Реставрация Стюартов. Конец революции. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. «Habeas corpus act» — закон, утверждавший правила ареста и привлечения к суду обвиняемого. Билль о правах. Парламентская система в Англии как условие развития индустриального общества. Акт о престолонаследии. Преобразование Англии в Соединённое королевство, или Великобританию. Ослабление власти короля, усиление исполнительной
власти. Ганноверская династия. Складывание двухпартийной политической системы: тори и виги. Англия — владычица морей. Начало и конец эпохи вигов.
Международные отношения в XVI—XVII вв. Причины международных конфликтов в Европе в XVI—XVIII вв. Соперничество между Францией, Англией и Испанией. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины
и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его концепция войны. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и её итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Европа в XVIII в. Северная война России и Дании против Швеции. Общеевропейская война — Семилетняя война, её участники, итоги и значение. Восточный вопрос. Война за испанское наследство — война за династические интересы и за владение колониями. Влияние европейских войн на международные отношения. Влияние Великой французской революции на европейский
международный процесс.
Тема 3. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (2 часа)
Индия, Китай и Япония: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. Начало европейской колонизации. Земля принадлежит государству. Деревенская община и её особенности в разных цивилизациях Востока. Государство — регулятор хозяйственной жизни. Замкнутость сословного общества. Разложение сословного строя. Города под контролем государства. Религии Востока — путь самосовершенствования. Разрушение традиционности восточных обществ европейскими колонизаторами. Империя Великих Моголов в Индии. Бабур. Акбар и его политика реформ: «мир для всех». Кризис и распад империи Моголов. Основные события соперничества Португалии, Франции и Англии за Индию.
Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.
Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Русско-китайские
отношения. Китай и Европа: культурное влияние. Правление сёгунов в Японии. Сёгунат Токугава. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.
Повторительно-обобщающий урок по темам I—III. Мир в эпоху раннего Нового времени. Итоги и уроки раннего Нового времени.
Календарно–тематическое планирование
«Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс» (21ч)
№ урока | Дата | Тема урока | Планируемые результаты | Материалы учебника |
план | факт |
Введение (1 час) |
1 | | | Введение. От Средневековья к Новому времени | | 1.Уметь объяснять смысли понятия Новое время. 2.Рассказывать о технических открытиях и их социально-экономических последствиях. 3.Показывать на карте морские пути мореплавателей-первопроходцев. | Введение |
Тема I. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация (12 ч) |
2 | | | Технические открытия и выход к Мировому океану | Понимать значение открытий и инноваций, новых знаний в формировании картины мира, осознавать влияние мировоззрения на характер деятельности людей. | § 1 |
3 | | | Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. | 1.Уметь характеризовать открытия и его значение. 2.Находить на карте путь первооткрывателей. | § 2 |
4 | | | Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе. | 1. Уметь выделять в тексте условия складывания абсолютизма в европейских государствах. 2. Характеризовать политику Генриха VIII Тюдора, Елизаветы Тюдор, Якова I Стюарта, Людовика XIV Бурбона. 3. Уметь объяснять причины появления республик. | § 3 |
5 | | | Дух предпринимательства преобразует экономику. | 1.Уметь рассказывать об условиях развития предпринимательства. 2. Объяснять, как изменилось производство с появлением мануфактуры. Сравнивать труд ремесленника и работника мануфактуры. | § 4 |
6 | | | Европейское общество в раннее Новое время. | 1.Рассказывать о социальных изменениях. 2.Сравнивать положение буржуазии и джентри в раннее Новое время. 3.Оценивать действия властей по отношению к нищим и их последствия. 4. Объяснять положение женщины в Новое время. | § 5 |
7-8 | | | Мир художественной культуры Возрождения. | 1.Объяснять смысл новых представлений о человеке и обществе. 2. Составлять развернутый план параграфа. 3. Выявлять и обозначать гуманистические тенденции в изобразительном искусстве. 4. Составлять сообщения, презентации о титанах Возрождения. | § 6 |
9 | | | Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. | 1. Раскрывать смысл и формулировать содержание понятия Реформация. 2. Называть причины и сущность Реформации. 3. Показывать особенности протестантизма. 4. Обсуждать идею М. Лютера о «Спасении верой». | § 7 |
10 | | | Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. | 1. Объяснять эффект учения Кальвина. 2. Назвать причины, цели, средства идеологов Контрреформации. 3. Сравнивать учение Лютера и Кальвина по самостоятельно найденному основанию. | § 8 |
11 | | | Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. | 1. Рассказывать о религиозно-социальном движении в Англии. 2. Объяснять, почему власть встала на защиту церкви. 3. Сравнивать пуритан с лютеранами, кальвинистами. | § 9 |
12 | | | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции | 1. Сравнивать позиции католиков и гугенотов. 2. Рассказывать о значении, методов и результатах реформы Ришелье. 3. Объяснять причины укрепления Франции. 4. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника. | § 10 |
13 | | | Повторительно-обобщающий урок по теме I | | Итоги главы 1 |
Тема II. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях) (5 ч) |
14 | | | Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций. | 1. Назвать причины революции в Нидерландах. 2. Характеризовать особенности Голландской Республики. 3. Рассказывать о лесных и морских гёзах, их идеалах. 4. Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к революционным событиям. | § 11 |
15-16 | | | Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. | 1.Объяснить причины начала противостояния короля и парламента в Англии. 2.Рассказывать об основных событиях гражданской войны, о политическом курсе О. Кромвеля. 3.Сравнивать причины Нидерландской и Английской революции. 4.Составлять сообщение об О. Кромвеле и его роли в изменении Англии. | § 12-13 |
17 | | | Международные отношения в XVI-XVII вв. | 1.Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа по выбору. 2. Показывать на карте основные события международных отношений. 3.Соотносить влияние войн, революции на развитие отношений между странами. | § 14 |
18 | | | Повторительно-обобщающий урок по теме II | | Итоги главы II |
Тема III. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (2 ч) |
19-20 | | | Индия, Китай и Япония: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени | 1.Выделять особенности традиционных обществ. 2.Сравнивать традиционное общество с европейским. 3.Характеризовать государства Востока и Европы. 4.Сравнивать развитие Китая, Индии и Японии в Новое время. | § 15, 16 |
Заключение (1ч) |
21 | | | Значение раннего Нового времени. | 1.Выявлять основные общественные и культурные процессы Нового времени. 2.Отмечать уроки Нового времени. 3.Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученного курса учебника. | Заключение |
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела программы | Продолжительность изучения раздела в часах |
1 | История Нового времени 1500-1800 | 21 |
2 | Введение | 1 |
3 | Тема 1.Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. | 12 |
4 | Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях) | 5 |
5 | Тема 3. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. | 8 |
6 | Заключение | 1 |