Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Артемовский колледж точного приборостроения»
Утверждаю:
И.о.директора ГАПОУ СО «АКТП»
___________В.И.Останина
«____» _____________2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УД. 01 АСТРОНОМИЯ
для специальности СПО
09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
Форма обучения – очная
Срок обучения – 3 года 10 месяцев
Уровень освоения – базовый
2018 г.
Рабочая программа учебной дисциплины УД.01 Астрономия разработана на основе требований:
- ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Компонента Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312, с учётом изменений, внесённых приказом Министерства образования и науки РФ от 20.08.2008 № 241, приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 № 889, приказом Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 №1994, приказом Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 № 74;
- Приказа Минобрнауки России от 07.06.2017 №506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
- с учетом «Методических рекомендаций по введению учебного предмета «Астрономия»;
- в соответствии с Примерной основной образовательной программой среднего общего образования.//Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. №2/16-3);
- в соответствии с программой: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017, предназначенной для учителей, работающих по учебнику «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова Вельяминова, Е. К. Страута., составленной в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования
- с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования по специальности среднего профессионального образования 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы, входящей в состав укрупненной группы специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника, приказ Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. N 849.
Программа предназначена для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования.
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «АКТП»
Разработчик:
Виноградова Светлана Петровна, преподаватель первой категории ГАПОУ СО «АКТП».
Рецензент:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассмотрена на заседании Предметной цикловой комиссии,
протокол № ___
«___» ________ 2018 г.
Председатель: ___________
СОДЕРЖАНИЕ | стр. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Характеристика основных видов деятельности студентов на уровне учебных действий | 8 14 |
условия реализации программы учебной дисциплины | 18 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 20 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УД.01 Астрономия
1.1.Пояснительная записка
Программа общеобразовательной учебной дисциплины УД.01 Астрономия
предназначена для изучения астрономии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Астрономия», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы, входящей в состав укрупненной группы специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника, приказ Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. N 849.
Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего общего образования.
Программа разработана в соответствии с особенностями образовательных потребностей инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом возможностей их психофизического развития и возможностями и методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных программ среднего профессионального образования.
Изучение астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
формирование научного мировоззрения;
формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики
В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования – программы подготовки специалистов среднего звена.
1.2. Общая характеристика учебной дисциплины
В основе учебной дисциплины «Астрономия» лежит установка на формирование у обучающихся системы базовых понятий астрономии и представлений о современной космическом мире, а также выработка умений применять знания, как в профессиональной деятельности, так и для решения жизненных задач.
Астрономия в российском учебном заведении всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование, знакомит с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения.
В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.
Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения обучающихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во - первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки обучающихся, позволяет работать без перегрузок с обучающимися разного уровня обучения и интереса к астрономии.
1.3. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к общеобразовательным учебным дисциплинам (базовым).
1.4. Результаты освоения учебной дисциплины
Изучение учебной дисциплины «Астрономия» должно обеспечить достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной астрономической науки;
− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в
избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли астрономических компетенций в этом;
− умение использовать достижения современной астрономической науки и технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
− умение самостоятельно добывать новые для себя астрономические знания, используя для этого доступные источники информации;
− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
Метапредметные результаты:
− использование различных видов познавательной деятельности для решения астрономических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
− использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон астрономических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
− умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
− умение использовать различные источники для получения информации, оценивать ее достоверность;
− умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
Предметные результаты:
-формирование представлений о роли и месте астрономии в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
-владение основополагающими астрономическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование терминологии и символики;
-владение основными методами научного познания, используемыми в астрономии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
-умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между астрономическими физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
-формирование умения решать задачи;
-формирование умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;
-формирование собственной позиции по отношению к информации, получаемой из разных источников.
В числе образовательных результатов, определенных ФГОС среднего общего образования, на уроках развиваются общие компетенции, сформулированные ФГОС:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.5. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 58 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 39 часов;
самостоятельной работы обучающегося 19 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 58 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 39 |
в том числе: | |
практические занятия | 16 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 19 |
в том числе: | |
Решение задач и упражнений по образцу Работа с учебной, справочной литературой по вопросам параграфа Анализ сайтов Интернет-ресурсов Работа с конспектом занятий Подготовка презентаций ,сообщений, сочинений Наблюдения (невооруженным глазом) Выполнение индивидуальных заданий (проектная деятельность) | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины УД.01Астрономия
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение | | | | |
Содержание учебного материала | 4 | | |
Астрономия, ее значение и связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия. | 2 | 1,2 | ОК1 ОК4 ОК5 |
Самостоятельная работа обучающихся : Подготовка презентация: «Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина» Анализ сайтов сети Интернет по темам: «Роль наблюдений в астрономии», « Методы астрономических наблюдений» и представление информации в виде конспекта Работа с учебной, справочной литературой | 2 | | |
Раздел 1. Практические основы астрономии | Содержание учебного материала | 11 | | |
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. | 4 | 1,2 | ОК1 ОК4 ОК5 |
Практическая работа №1 Работа с подвижной картой звёздного неба и астрономическим календарем. | 2 | 2,3 | ОК2 ОК3 ОК6 ОК7 ОК8 ОК9 |
Практическое занятие № 2 Измерение времени. Определение географической долготы и широты | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся : -подготовка и выступление с презентациями и сообщениями «Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба» , «Движение Луны и смена ее фаз», «История развития календаря в России» -наблюдения (невооруженным глазом): основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени , движение Луны и смена ее фаз. Работа с учебной, справочной литературой | 3 | | |
Раздел 2. Строение Солнечной системы | Содержание учебного материала | 8 | | ОК1 ОК4 ОК5 |
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе. | 3 | 2 | |
Практическая работа №3 Применение законов Кеплера для решения задач | 2 | 2,3 | ОК2 ОК3 ОК6 ОК7 ОК8 ОК9 |
Самостоятельная работа обучающихся: - подготовка презентации или сообщения на тему «На окраинах Солнечной Системы». - анализ сайтов сети Интернет и представление информации в виде сообщения «Гелиоцентрическая система мира» Работа с конспектом занятий - сочинение «Возможна ли жизнь без Солнца» | 3 | | |
Раздел 3 Природа тел Солнечной системы | Содержание учебного материала | 12 | | |
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты. | 4 | 2 | ОК1 ОК4 ОК5 |
Практическая работа №4 Сравнительный анализ двух групп планет Солнечной системы | 2 | 2,3 | ОК2 ОК3 ОК6 ОК7 ОК8 ОК9 |
Практическая работа №5 Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров этих тел | 2 | 2 |
Практическая работа №6 Спутники планет. Малые тела солнечной системы | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: -решение типовых задач и упражнений по образцу -подготовка презентаций или сообщений «Челябинский метеорит» | 2 | | |
Раздел 4. Солнце и звезды | Содержание учебного материала | 13 | | |
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. | 4 | 2 | ОК1 ОК4 ОК5 |
Практическая работа №7 Определение расстояний до звезд | 2 | 2,3 | ОК2 ОК3 ОК6 ОК7 ОК8 ОК9 |
Самостоятельная работа обучающихся: -индивидуальный проект (тема по выбору см. приложение) | 7 | | |
Раздел 5. Строение и эволюция Вселенной | Содержание учебного материала | 6 | | |
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. | 3 | 2,3 | ОК1 ОК4 ОК5 |
Практическая работа №8 Наша Галактика | 2 | ОК2 ОК3 ОК6 ОК7 ОК8 ОК9 |
Самостоятельная работа обучающихся: Анализ сайтов сети Интернет по разделу 5 | 1 | | |
Раздел 6. Жизнь и разум во Вселенной | Содержание учебного материала | 3 | | |
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании. | 2 | 2 | ОК1 ОК4 ОК5 |
Самостоятельная работа обучающихся: Анализ сайтов сети Интернет по разделу 6 и представление результатов в виде сообщений и презентаций «Возможна ли жизнь на других планетах» | 1 | | |
| Дифференцированный зачет | 1 | | |
| Всего | 58 | | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
2.3. Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов:
№ п/п | |
1 | А из нашего окошка видно космоса немножко |
2 | Большой наш дом и кто мы в нём |
3 | Бесконечно мерцающие звезды |
4 | Вселенная далекая и бесконечная… |
5 | Галактика – звездный дом, в котором мы живем |
6 | Есть ли чудеса за пределами нашей планеты? |
7 | Жизнь, разрешенная Вселенной |
8 | Загадки времени |
9 | Утро космической эры |
10 | Звездные узоры неба |
11 | «И звёзды становятся ближе…» |
12 | И Солнце не без пятен |
13 | Химия Солнца |
14 | Как выжить в космосе? |
15 | Космическая еда |
16 | Космические технологии в повседневной жизни человека |
17 | Космический зоопарк |
18 | Космический лифт — новые технологии старого изобретения |
19 | Космический мусор как источник засорения околоземного пространства |
20 | Космос в живописи |
21 | Космос в настоящем и будущем |
22 | Компьютеры в космосе |
характеристика основных видов деятельности студентов
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение |
Астрономия, ее значение и связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия. | Поиск примеров, подтверждающих практическую направленность астрономии. Применение знаний, полученных в курсе физики, для описания устройства телескопа. Характеристика преимуществ наблюдений, проводимых из космоса |
Раздел 1. Практические основы астрономии |
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. | Применение знаний, полученных в курсе географии, о составлении карт в различных проекциях. Работа со звездной картой при организации и проведении наблюдений. Характеристика отличительных особенностей суточного движения звезд на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли, особенностей суточного движения Солнца на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли. Изучение основных фаз Луны. Описание порядка смены фаз Луны, взаимного расположения Земли, Луны и Солнца в моменты затмений. Анализ причин, по которым Луна всегда обращена к Земле одной стороной, необходимости введения часовых поясов, високосных лет и нового календарного стиля. Объяснение причин, по которым затмения Солнца и Луны не происходят каждый месяц. Подготовка и выступление с презентациями и сообщениями |
Раздел 2.Строение Солнечной системы |
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе. | Объяснение петлеобразного движения планет с использованием эпициклов и дифферентов. Описание условий видимости планет, находящихся в различных конфигурациях. Анализ законов Кеплера, их значения для развития физики и астрономии. Объяснение механизма возникновения возмущений и приливов. Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними. Решение задач. |
Раздел 3. Природа тел Солнечной системы |
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты. | Анализ основных положений современных представлений о происхождении тел Солнечной системы, табличных данных, признаков сходства и различий изучаемых объектов, классификация объектов, определения понятия «планета». Сравнение природы Земли с природой Луны на основе знаний из курса географии. Объяснение причины отсутствия у Луны атмосферы, причин существующих различий, процессов, происходящих в комете при изменении ее расстояния от Солнца. Описание основных форм лунной поверхности и их происхождения, внешнего вида астероидов и комет. На основе знаний законов физики объяснение явлений и процессов, происходящих в атмосферах планет, описание природы планет-гигантов, описание и объяснение явлений метеора и болида. Описание и сравнение природы планет земной группы. Участие в дискуссии. Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними |
Раздел 4.Солнце и звезды |
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. | На основе знаний законов физики описание и объяснение явлений и процессов, наблюдаемых на Солнце. Описание: процессов, происходящих при термоядерных реакциях протон-протонного цикла; образования пятен, протуберанцев и других проявлений солнечной активности на основе знаний о плазме, полученных в курсе физики. Характеристика процессов солнечной активности и механизма их влияния на Землю. Определение понятия «звезда». Указание положения звезд на диаграмме «спектр — светимость» согласно их характеристикам. Анализ основных групп диаграммы «спектр — светимость». На основе знаний по физике: описание пульсации цефеид как автоколебательного процесса; оценка времени свечения звезды по известной массе запасов водорода; описание природы объектов на конечной стадии эволюции звезд. Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними. Решение задач. |
Раздел 5.Строение и эволюция Вселенной |
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. | Описание строения и структуры Галактики, процесса формирования звезд из холодных газопылевых облаков. Изучение объектов плоской и сферической подсистем. Объяснение на основе знаний по физике различных механизмов радиоизлучения. Определение типов галактик. Применение принципа Доплера для объяснения «красного смещения». Доказательство справедливости закона Хаббла для наблюдателя, расположенного в любой галактике. Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними. |
Раздел 6.Жизнь и разум во Вселенной |
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании. | Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними. Участие в дискуссии. |
4. условия реализации программы дисциплины
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физика».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- карта звёздного неба (демонстрационная),
- подвижные карты звёздного неба
- атлас астрономический,
- плакаты,
- модель небесной сферы,
- теллурий,
- модель небесных координат,
- модель солнечной системы;
Комплект учебно-методических материалов по дисциплине «Астрономия» ( КИМ, МУ для практических работ, МУ для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся)
Технические средства обучения:
- мультимедиа проектор;
- экран.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для студентов
Основные источники:
1.Воронцов-Вельяминов Б. А., Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут.-5-е изд., пересмотр.- М.: Дрофа, 2018, (Российский учебник) – в электронном варианте.
Дополнительные источники:
1.Е.П.Левитан «Астрономия 11 класс» – М.: Дрофа, 2011 г
2.Дагаев М.М. Астрофизика: Книга для чтения по астрономии- М., Просвещение, 1988 г.
Для преподавателей
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от
07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”.
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред.от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
Интернет ресурсы:
-https://nashol.com/20180517100578/astronomiya-bazovii-uroven-11-klass-voroncov-velyaminov-b-a-2018.html
- http://www.astronet.ru/
http://www.sai.msu.ru;
http://www.izmiran.ru;
http://www.sai.msu.su/EAAS;
http://www.myastronomy.ru;
http://www.krugosvet.ru;
http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia.
5.Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины обучающихся, обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Обучение учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля создан фонд оценочных средств (ФОС). ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблица).
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Предметные результаты: -формирование представлений о роли и месте астрономии в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; -владение основополагающими астрономическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование терминологии и символики; -владение основными методами научного познания, используемыми в астрономии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; -умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между астрономическими физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы; -формирование умения решать задачи; -формирование умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни; -формирование собственной позиции по отношению к информации, получаемой из разных источников. | Устный контроль (индивидуальный, фронтальный). Подготовка сообщений, презентаций. Тестовые задания. Выполнение разно уровневых заданий. Наблюдение и оценка выполнения практических действий Дифференцированный зачет |
Личностные результаты: − чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной астрономической науки; − готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли астрономических компетенций в этом; − умение использовать достижения современной астрономической науки и технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности; − умение самостоятельно добывать новые для себя астрономические знания, используя для этого доступные источники информации; − умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач; − умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития; ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Наличие: -подготовленных сообщений ,презентаций; - исследовательских работ. |
Метапредметные результаты: − использование различных видов познавательной деятельности для решения астрономических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности; − использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон астрономических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; − умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; − умение использовать различные источники для получения информации, оценивать ее достоверность; − умение анализировать и представлять информацию в различных видах; − умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации; ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Наличие: -подготовленных сообщений ,презентаций; - исследовательских работ. |
Приложение
УТВЕРЖДАЮ
:заместитель директора по УР
___________Л.Л. Константинова
«______»_______________201 г.
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ
в рабочую программу учебной дисциплины (указать дисциплину) специальность / профессия (указать) на 201 /201 уч.г.
В программу вносятся следующие изменения:
1. (Указать раздел и его наименование)
«1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента ______ часов в том числе: - обязательной аудиторной учебной нагрузки студента _____ часов; - самостоятельной работы студента - ______ часа».
2.Раздел 2 Структура и содержание учебной дисциплины:
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем |
| часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
лабораторные работы | |
практические занятия | |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
Промежуточная аттестация в форме (указать) | |
3.Увеличено количество часов на ________________ работу обучающихся по следующим разделам:
Наименование раздела | Кол-во часов ________ |
| работы обучающихся |
| |
Или делается отметка о нецелесообразности внесения каких-либо изменений на данный учебный год.
Исполнители:
__________________ ________________ __________________ ___________
Должность подпись расшифровка подписи дата
__________________ ________________ ___________________ ___________
Должность подпись расшифровка подписи дата
Программа пересмотрена на заседании предметно-цикловой комиссии
________________________________________________________________________ (дата, № протокола, подпись председателя ПЦК)
Одобрена на заседании методического совета ГАПОУ СО «АКТП», протокол № от
«_____»_________________ 201 г.
Председатель методического совета ГАПОУ СО «АКТП»
___________________ ________________________ ____________________
Подпись расшифровка подписи дата