ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ООБЛАСТИ «КАРАСУКСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Физическая культура
для студентов отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе
44.02.02 Преподавание в начальных классах
44.02.01 Дошкольное образование
2018 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с предоставленными медицинскими показаниями по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО), Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (ФГОС СОО).
Организация-разработчик: Карасукский педагогический колледж
Разработчик: Фоменко Татьяна Михайловна, преподаватель физической культуры.
Рекомендована Методическим советом ГАПОУ НСО «Карасукский педагогический колледж»
Заключение методического совета №____________ от «____»__________20__ г.
номер
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 9 |
условия реализации Рабочей программы учебной дисциплины | 16 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 18 |
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Физическая культура для студентов специальных медицинских групп»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальностям СПО 44.02.02 «Преподавание в начальных классах", 44.02.01 «Дошкольное образование», укрупненной группы специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки, 44.02.01 Дошкольное образование, 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Программа предназначена для профессиональных образовательных организаций, реализующих программу подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования.
Программа разработана в соответствии с предоставленными медицинскими показаниями
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в рамках курсов повышения квалификации воспитателей дошкольных образовательных учреждений, сотрудников центров развития дошкольников, учителей начальных классов, имеющих среднее общее образование.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина «Физическая культура для специальных медицинских групп» является учебным предметом обязательной предметной области «Физическая культура для специальных медицинских групп» ФГОС среднего общего образования и изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ППССЗ на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
В учебных планах ППССЗ учебная дисциплина «Физическая культура для специальных медицинских групп» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины.
Целями реализации основной образовательной программы среднего
общего образования являются:
– становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности и
уникальности, осознание собственной индивидуальности, появление
жизненных планов, готовность к самоопределению;
– достижение выпускниками планируемых результатов: компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося старшего
школьного возраста, индивидуальной образовательной траекторией его
развития и состоянием здоровья.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации
образовательной организацией основной образовательной программы среднего общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
– формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
– сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия
многонационального народа Российской Федерации, реализация права на
изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой
многонационального народа России;
– обеспечение равных возможностей получения качественного среднего
общего образования;
– обеспечение достижения обучающимися образовательных результатов в
соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным
образовательным стандартом среднего общего образования (далее – ФГОС
СОО);
– обеспечение реализации бесплатного образования на уровне среднего
общего образования в объеме основной образовательной программы,
предусматривающей изучение обязательных учебных предметов, входящих в
учебный план (учебных предметов по выбору из обязательных предметных
областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на
углубленном уровне), а также внеурочную деятельность;
– установление требований к воспитанию и социализации обучающихся, их
самоидентификации посредством личностно и общественно значимой
деятельности, социального и гражданского становления, осознанного выбора
профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества, в том числе через реализацию образовательных программ,
входящих в основную образовательную программу;
– обеспечение преемственности основных образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального
образования;
– развитие государственно-общественного управления в образовании;
– формирование основ оценки результатов освоения обучающимися
основной образовательной программы, деятельности педагогических
работников, организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
– создание условий для развития и самореализации обучающихся, для
формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся.
Требования к результатам освоения дисциплины. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения дисциплины.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 164 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 82 |
в том числе: | |
лекционные занятия | 4 |
лабораторные занятия, практические занятия | 78 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 82 |
Итоговая аттестация Зачёт |
2.2. Тематический план с обучающихся по дисциплине
«Физическая культура для специальных медицинских групп»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, проектная и учебно - исследовательская деятельность | Объём часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. | Теоретическая часть | 2 | |
Тема 1.1. Техника безопасности на занятиях СМГ | Содержание учебного материала | 2 | 1,2, 31,2 1,2,3 1,2,3 |
2 | Вводный инструктаж по технике безопасности на занятиях ФК в СМГ |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
Выполнение и защита реферативных работ, докладов. |
Специальные тесты. | Содержание учебного материала | |
Тесты для выявления уровня физической подготовленности. |
Практические занятия |
Сдают тесты. |
Раздел 2. | Легкая атлетика | 16 |
Тема 2.1 Частота пульса. Упражнения на внимание. Эстафета. | Содержание учебного материала | |
1 | Частоты пульса Упражнения на внимание. Эстафета с учетом характера заболевания. | |
Практические занятия | 3 |
Определение частоты пульса за 15 секунд. Выполнение СУ. Эстафетный бег с учетом характера заболевания. |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 |
Закрепление и совершенствование техники изучаемых двигательных действий в процессе самостоятельных занятий. |
Тема 2.2. Метания | Содержание учебного материала | |
2 | Метание малого мяча |
Практические занятия | 3 |
Выполнение метания малого мяча |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 |
Закрепление и совершенствование техники изучаемых двигательных действий в процессе самостоятельных занятий. |
Тема 2.3. Прыжки | Содержание учебного материала | | 1 1,2,3 |
3 | Техника прыжка в длину с места. |
Практические задания | 3 |
Выполнение прыжка в длину. |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 |
Закрепление и совершенствование техники изучаемых двигательных действий в процессе самостоятельных занятий |
Тема 2.4. Метания | Содержание учебного материала | |
4 | Метание гранаты в цель. | 1,2,3 |
Практические задания | 3 |
Выполнение метания гранаты |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 |
Закрепление и совершенствование техники изучаемых двигательных действий в процессе самостоятельных занятий. |
Тема 2.5. Бег. | Содержание учебного материала | | 1,2,3 |
5 | Короткие отрезки 30-50 метров. |
Практические задания | 2 |
Пробегание отрезков 30-50 метров с высокого старта. |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 |
Закрепление и совершенствование техники изучаемых двигательных действий в процессе самостоятельных занятий. |
Тема 2.6. Бег с изменен**ием направления. | Содержание учебного материала | | 3 1,2,3 1,2,3 |
6 | Бег с изменением направления. |
Практические занятия | 2 |
Выполняют бег с изменением направления по сигналу. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Закрепление и совершенствование техники изучаемых двигательных действий в процессе самостоятельных занятий. |
Раздел 3. | Баскетбол по упрощенным правилам. | 14 |
Тема 3.1. Основные правила игры | Содержание учебного материала | |
1 | Основные правила игры. Распределение игроков по амплуа. |
Практические задания | 3 |
Разучивание и повторение основных правил игры. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Закрепление и совершенствование техники изучаемых двигательных действий в процессе самостоятельных занятий. |
Тема 3.2. Стойки и перемещения | Содержание учебного материала | |
2 | Стойки и перемещения игроков, в зависимости от игровой ситуации. |
Практические задания | 2 |
Выполнение стоек и перемещений в зависимости от игровой ситуации |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Закрепление и совершенствование техники изучаемых двигательных действий в процессе самостоятельных занятий. |
| Содержание учебного материала | | 1,2,3 ** |
Тема 3.3. Передачи мяча | 3 | Техника передачи мяча двумя руками от груди, двумя руками от груди с отскоком от пола, одной рукой от плеча, одной рукой от груди с отскоком от пола, из-за головы. |
Практические задания | 3 |
Выполнение передач двумя руками от груди. Выполнение передач двумя руками от груди с отскоком от пола. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Закрепление и совершенствование техники изучаемых двигательных действий в процессе самостоятельных занятий. |
Тема 3.4. Ведение мяча | Содержание учебного материала | | ** 1,2,3* 1,2,3* |
4 | Разучивание и совершенствование техники ведения мяча. |
Практические задания | 2 |
Ведение мяча на месте и в движении. Ведение мяча с изменением направления. Ведение мяча с сопротивлением противника. |
Самостоятельная работа обучающихся | |
Закрепление и совершенствование техники изучаемых двигательных действий в процессе самостоятельных занятий.. |
Содержание учебного материала | |
Тема 3.5. Броски мяча в кольцо | 5 | Разучивание и совершенствование техники броска в кольцо. |
Практические задания | 2 |
| Броски мяча в кольцо на количество повторений. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
Закрепление и совершенствование техники изучаемых двигательных действий в процессе самостоятельных занятий. |
Тема 3.6. Основы игровой подготовки | Содержание учебного материала | | 2,3 |
6 | Разучивание и совершенствование игровых комбинаций. Действия игроков в зависимости от игровой ситуации. |
Практические задания | 2 |
| Учебная игра. |
Самостоятельная работа обучающихся | *1* |
Закрепление и совершенствование техники изучаемых двигательных действий в процессе самостоятельных занятий. |
Раздел 4. | Теннис | 17 | 1 ,2,3 |
Тема 4.1. Основные правила игры | Содержание учебного материала |
1 | Основные правила игры. Распределение игроков по амплуа. |
Практические задания | 3 |
| Разучивание и повторение правил игры. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
Закрепление и совершенствование техники изучаемых двигательных действий в процессе самостоятельных занятий. |
Тема 4.2. Стойки и перемещения | Содержание учебного материала | | 1,2 |
2 | Стойки и перемещения.. |
Практические задания | 3 |
| Выполнение стоек и перемещений в настольном теннисе. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
Закрепление и совершенствование техники изучаемых двигательных действий в процессе самостоятельных занятий. |
Тема 4.3. Способы держания ракетки. | Содержание учебного материала | | 1,2 |
3 | Способы держания ракетки в настольном теннисе. |
Практические задания | 4 |
| Учатся держать ракетку разными способами. | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
Закрепление и совершенствование техники изучаемых двигательных действий в процессе самостоятельных занятий. |
Тема 4.4. Удары и подачи. | Содержание учебного материала | | 1,2,3 |
4 | Изучение техники ударов и подач. |
Практические задания | 3 |
| Выполняют удары и подачи. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Закрепление и совершенствование техники изучаемых двигательных действий в процессе самостоятельных занятий. |
Тема 4.5. Учебная игра настольный теннис. | Содержание учебного материала | | 1,2,3 |
5 | Двусторонняя игра. |
Практические задания | 4 |
| Играют с использованием изученных ударов и подач. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Закрепление и совершенствование техники изучаемых двигательных действий в процессе самостоятельных занятий. |
Раздел 5. | Волейбол по упрощенным правилам. | 15 | 3 |
Тема 5.1. Изучение основных правил игры. | Содержание учебного материала |
1 | Основные правила игры. Распределение игроков по амплуа. |
Практические задания | 3 |
| Разучивают и повторяют основные правила игры |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Закрепление и совершенствование техники изучаемых двигательных действий в процессе самостоятельных занятий. |
Тема 5.2. Техника передачи меча с верху и передачи мяча снизу. | Содержание учебного материала | | 1,2 |
2 | Разучивание верхней и нижней передачи. |
Практические задания | 4 |
| Выполняют передачу изученными способами. |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 |
Закрепление и совершенствование техники изучаемых двигательных действий в процессе самостоятельных занятий. |
Тема 5.3.. Приём мяча. | Содержание учебного материала | | 1,2,3 |
3 | Приём мяча снизу и сверху. |
Практические задания | 4 |
| Разучивание техники приёма мяча. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Закрепление и совершенствование техники изучаемых двигательных действий в процессе самостоятельных занятий. |
Тема 5.4. Учебная игра. | Содержание учебного материала | | 1,2,3 |
4 | Игра по упрощённым правилам. |
Практические задания | 4 |
| Играют в волейбол по упрощённым правилам. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Закрепление и совершенствование техники изучаемых двигательных действий в процессе самостоятельных занятий |
Раздел 6 | | Специальные упражнения | 8 | |
Тема 6.1. Специальные упражнения. | Содержание учебного материала | | 2,3 |
2 | СУ с гимнастическими палками. |
Практические задания | |
| Выполняют упражнения с СУ с гимнастическими палками, скакалками и мячами. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
Закрепление и совершенствование техники изучаемых двигательных действий в процессе самостоятельных занятий. |
Раздел 7 | | Контрольные тесты | 6 | |
Тема 7.1. Контрольные нормативы | Содержание учебного материала | | 3 |
4 | Тесты для выявления уровня физической подготовленности. |
Контрольные нормативы | |
Сдают тесты. |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета1; мастерских нет; лабораторий нет.
Оборудование учебного кабинета:
Реализация учебной дисциплины требует:
Спортивный комплекс:
- спортивный зал;
- открытый стадион широкого профиля с элементами
Оборудование:
- гимнастические маты, перекладина, гимнастическая стенка, скамья гимнастическая, гимнастические палки, скакалки;
- мячи: волейбольные, футбольные, баскетбольные, фитболы, теннисные, для настольного тенниса.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Лях В.И. Физическая культура: учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / В.И. Лях, А.А. Зданевич; под общ. ред. В.И. Ляха. – М.: Просвещение, 2012. – 237 с.
2. А.А. Бишаева Физическая культура: учебник для учреждений нач. и сред. Проф. Образования / А.А. Бишаева. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия». 2012. – 304 с.
3. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: Методология, теория, практика / учеб. пособие – М., 2010. – 274с.;
4. Бирюкова А.А. Спортивный массаж: учебник для вузов. — М., 2010. - 427с.;
5. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании. — М., 2009. – 371с.;
6. Деминский А.Ц., Холодов Ж.К. Методические основы оздоровительной физической культуры. – М., 2010. – 245с.;
7. Железняк Ю.Д. Спортивные игры: Техника, тактика. Методика обучения/ (6-е изд., стер.) учебник. – М. , 2010. – 265с.;
8. Журавин М.П., Меньшикова Н.К. Гимнастика. – М., 2010.- 163с.;
9. Мишин Б.И. Настольная книга учителя физической культуры. – М., 2009. – 275с.;
10. Неверкович С.Д. Педагогика физической культуры и спорта /. (1-е изд.) учебник. – М., 2010.- 190с.;
11. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов.– М., 2010. – 282с.;
Дополнительные источники
Для студентов:
1.Лях В.И. Физическая культура: учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / В.И. Лях, А.А. Зданевич; под общ. ред. В.И. Ляха. – М.: Просвещение, 2012. – 237 с.
2. А.А. Бишаева Физическая культура: учебник для учреждений нач. и сред. Проф. Образования / А.А. Бишаева. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия». 2012. – 304 с.
Для преподавателей:
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
2. Леонова О.П. Шейпинг. Раздел рабочей программы по курсу «Физическая культура» для средних специальных учебных заведений. – М., 2010. – 85с.;
3. Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» для студентов специальной медицинской группы (СМГ) образовательных учреждений среднего профессионального образования. – М., 2009. – 45с.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Планируемый результат | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Личностные результаты освоения основной образовательной программы. |
| Устный опрос. Наблюдение. |
| Устный опрос. Наблюдение. |
| Беседа. Дискуссия. Опрос. |
| Устный опрос. |
| Устный опрос. Наблюдение. |
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы. |
| Наблюдение. |
| Тестовый контроль |
| Тестовый контроль |
| Демонстрация |
| Демонстрация |
| Демонстрация Тестовый контроль |
| Демонстрация Тестовый контроль |
Предметные результаты освоения основной образовательной программы |
| Устный опрос. Наблюдение. |
| Тест |
| Тестовый контроль |
| Устный опрос |
| Устный опрос |
| Устный опрос Тестовый контроль |
| Демонстрация |
| Демонстрация |
| Устный опрос Демонстрация |
| Устный опрос. Наблюдение. |
| Устный опрос. Наблюдение. |
| Тестовый контроль. Наблюдение. |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
Уметь определить уровень собственного здоровья по тестам.
Уметь составить и провести с группой комплексы упражнений утренней и производственной гимнастики.
Овладеть элементами техники движений релаксационных, беговых, прыжковых, ходьбы на лыжах, в плавании.
Уметь составить комплексы физических упражнений для восстановления работоспособности после умственного и физического утомления.
Уметь применять на практике приемы массажа и самомассажа.
Овладеть техникой спортивных игр по одному из избранных видов.
Повышать аэробную выносливость с использованием циклических видов спорта.
Овладеть системой дыхательных упражнений в процессе выполнения движений, для повышения работоспособности, при выполнении релаксационных упражнений.
Знать состояние своего здоровья, уметь составить и провести индивидуальные занятия двигательной активности.
Уметь определить индивидуальную оптимальную нагрузку при занятиях физическими упражнениями. Знать основные принципы, методы и факторы ее регуляции.
Уметь выполнять упражнения: сгибание и выпрямление рук в упоре лежа (для девушек — руки на опоре высотой до 50 см); подтягивание на перекладине (юноши); поднимание туловища (сед) из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены (девушки); прыжки в длину с места; бег 100 м; бег: юноши — 3 км, девушки — 2 км (без учета времени); тест Купера — 12-минутное передвижение.
6