Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области
«Черемховский техникум промышленной индустрии и сервиса»
| Утверждаю: Директор ГБПОУ ИО ЧТПрИС _______________Н.А. Шаманова «24» июня 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 Карьерное моделирование
общепрофессионального цикла
по специальности среднего профессионального образования
43.02.15 Поварское и кондитерское дело
Квалификация:
Специалист по поварскому и кондитерскому делу
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения:
2 года 10 месяцев
на базе основного общего образования
Черемхово, 2023
Рабочая программа учебной дисциплины «Карьерное моделирование» разработана на основе ФГОС СПО по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 года №1565 «Об утверждении ФГОС СПО по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело (зарегистрирован в Минюсте России 20.12.2016 №44828), примерной программы учебной дисциплины «Карьерное моделирование»,- М.,2023, Автономной некоммерческой организации «Национальное агентство развития квалификаций»
Разработчик: Кузьменко Елена Игоревна, преподаватель
Рассмотрена и одобрена на заседании
методической комиссии сферы обслуживания
Протокол №____от _____ июня 2023 г.
Председатель комиссии _______ Н.Г Игошина
| СОДЕРЖАНИЕ | СТР. |
| ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
| СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
| УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 10 |
| КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 11 |
5. | ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ | 13 |
паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Область применения программы
Учебная дисциплина «ОП.10 Карьерное моделирование» реализуется за счет часов вариативной части основной профессиональной образовательной программы
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, примерной программы учебной дисциплины «Карьерное моделирование»,- М.,2023, Автономной некоммерческой организации «Национальное агентство развития квалификаций»
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации переподготовки) специалистов по поварскому и кондитерскому делу при наличии полного(общего) образования. Опыт работы не требуется.
Место дисциплины в структуре образовательной программы: учебная дисциплина «Карьерное моделирование» входит в профессиональный учебный цикл как общепрофессиональная.
Цели и задачи дисциплины–требования к результатам освоения дисциплины:
Базовая часть
-не предусмотрено
Вариативная часть
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
применять профессиональные стандарты для описания образа рабочего/специалиста соответствующей квалификации по осваиваемой профессии (специальности);
анализировать современную ситуацию на отраслевом и региональном рынке труда, и учитывать её при проектировании индивидуального плана карьерного развития;
определять цели и возможности освоения цифровых навыков;
применять ресурсы национальной системы квалификаций для проектирования траектории профессионального развития и самообразования;
ранжировать и применять наиболее действенные способы поиска вакансий на рынке труда, в том числе с использованием сети Интернет;
определять варианты образовательной и карьерной траектории;
проектировать индивидуальный план карьерного развития;
формировать портфолио карьерного продвижения, отслеживать свой «цифровой след»;
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
термины и определения в сфере национальной системы квалификаций;
принципы и порядок проведения независимой оценки квалификации;
классификацию рынка труда и перспективы развития отраслевого и регионального рынка труда;
способы поиска работы, в том числе с использованием сети Интернет;
функции, виды, модели, этапы, способы планирования профессиональной карьеры;
структуру индивидуального плана карьерного развития;
возможные траектории профессионального развития и самообразования.
В процессе освоения дисциплины обучающийся должен сформировать общие компетенции:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 36 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося36 часов,
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 36 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 14 |
практические занятия | 20 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Карьерное моделирование» Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | Домашнее задание | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Тема1. Рынок труда как сфера формирования спроса и предложения | Содержание учебного материала | 11 | | | ОК 01 ОК 02 ОК 03 |
1 | Урок 1.1 | Общее представление о рынке труда как многомерной структуре: прямые участники рынка труда (работодатели, соискатели, работники) и посредники (агентства по трудоустройству и подбору персонала, профориентационные службы, службы занятости населения); | 1 | 2 | Проработать конспект |
2 | Урок 1.2 | Общее представление о рынке труда как многомерной структуре: источники информации о рынке труда (рекрутинговые агентства, сайты работодателей, образовательных организаций, органов власти); мониторинг рынка труда (востребованные и перспективные профессии на общероссийском и региональном рынке труда, условия труда и требования работодателей к соискателю) | 1 | 2 | Проработать конспект |
3 | Урок 1.3 | Общее представление о рынке труда как многомерной структуре: отрасли, специализации, квалификации; белые пятна на карте профессий (профессии, не включенные в официальные реестры, новые профессии). | 1 | 2 | Проработать конспект |
4 | Урок 1.4 | Альтернативные виды деятельности: понятие самозанятость. | 1 | 2 | Проработать конспект |
5 | Урок 1.5 | Эффективное поведение на рынке труда: умение правильно ставить цель; анализировать ситуацию на рынке труда; понимать требования работодателя; презентовать профессиональные знания и умения письменно (в резюме) и устно (на собеседовании); подтверждать свою квалификацию (в ситуации отбора персонала или профессионального экзамена). | 1 | 2 | Проработать конспект |
6 | Урок 1.6 | Практическое занятие № 1 Общероссийский и региональный рынок труда: особенности спроса и предложения по профессии (специальности) | 1 | 3 | Подготовить отчет |
7 | Урок 1.7 | Практическое занятие № 2 Общероссийский и региональный рынок труда: особенности спроса и предложения по профессии (специальности) | 1 | 3 | Подготовить отчет |
8 | Урок 1.8 | Практическое занятие № 3 Выявление и ранжирование способов поиска вакансий и трудоустройства | 1 | 3 | Подготовить отчет |
9 | Урок 1.9 | Практическое занятие № 4 Выявление и ранжирование способов поиска вакансий и трудоустройства | 1 | 3 | Подготовить отчет |
10 | Урок 1.10 | Практическое занятие № 5 «Новые профессии на рынке труда: требования, функции, карьерные перспективы» | 1 | 3 | Подготовить отчет |
11 | Урок 1.11 | Практическое занятие № 6 «Новые профессии на рынке труда: требования, функции, карьерные перспективы» | 1 | 3 | Подготовить отчет | |
Тема 2. Фундамент карьеры – профессиональное образование | Содержание учебного материала | 6 | | | |
12 | Урок 2.1. | Система профессионального образования и обучения: основные и дополнительные образовательные программы. Понятие «укрупненная группа профессий и специальностей», «укрупненная группа направлений подготовки», их взаимосвязь. Типы образовательных организаций. Стратегия и тактика выбора образовательной траектории. Источники информации о содержании, сроках обучения по профессии/специальности (знакомство со справочником профессий http://spravochnik.rosmintrud.ru/ и др.) | 1 | 2 | Проработать конспект | ОК 01 ОК 02 ОК 03 |
13 | Урок 2.2. | Непрерывное профессиональное образование: возможности дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, самообразования. | 1 | 2 | Проработать конспект |
14 | Урок 2.3 | Практическое занятие № 7 Анализ федерального государственного образовательного стандарта: что я знаю и что умею | 1 | 3 | Подготовить отчет |
15 | Урок 2.4 | Практическое занятие № 8 Анализ федерального государственного образовательного стандарта: что я знаю и что умею | 1 | 3 | Подготовить отчет |
16 | Урок 2.5 | Практическое занятие № 9 «Самообразование – путь к успеху!» | 1 | 3 | Подготовить отчет |
17 | Урок 2.6. | Практическое занятие № 10 «Самообразование – путь к успеху!» | 1 | 3 | Подготовить отчет |
Тема 3. Конструктивные элементы карьеры | Содержание учебного материала | 11 | | | |
18 | Урок 3.1 | Национальная система квалификаций как средство согласования спроса и предложения на квалификации работников. Структура НСК: ключевые элементы и взаимосвязь между ними. Уровни квалификации. Национальная рамка квалификаций. Отраслевая рамка квалификаций. | 1 | 2 | Проработать конспект | ОК 01 ОК 02 ОК 03 |
19 | Урок 3.2 | Профессиональный стандарт как источник информации о профессиональной деятельности и вариантах карьерной траектории. Терминология ПС. Структурные элементы ПС, требования к образованию и обучению, опыту практической работы, особые условия допуска к работе. | 1 | 2 | Проработать конспект |
20 | Урок 3.3 | Независимая оценка квалификаций как механизм выявления соответствия квалификации требованиям профессионального стандарта. | 1 | 2 | Проработать конспект |
21 | Урок 3.4 | Карьерное целеполагание. Элементы национальной системы квалификации как инструменты планирования карьеры (ПОА, НОК). | 1 | 2 | Проработать конспект |
22 | Урок 3.5 | Варианты и правила написания и оформления резюме. | 1 | 2 | Проработать конспект |
23 | Урок 3.6 | Практическое занятие № 11 «Анализ профессионального стандарта» | 1 | 3 | Подготовить отчет |
24 | Урок 3.7 | Практическое занятие № 12 «Анализ профессионального стандарта» | 1 | 3 | Подготовить отчет |
25 | Урок3.8 | Практическое занятие № 13 «Самооценка: анализ собственных возможностей, умений, навыков, уровня профессиональной квалификации с учетом актуальных требований рынка труда и оценочных средств независимой оценки квалификаций». | 1 | 3 | Подготовить отчет |
26 | Урок 3.9 | Практическое занятие № 14 «Самооценка: анализ собственных возможностей, умений, навыков, уровня профессиональной квалификации с учетом актуальных требований рынка труда и оценочных средств независимой оценки квалификаций». | 1 | 3 | Подготовить отчет |
27 | Урок 3.10 | Практическое занятие № 15 «Я беру тебя на работу!» (взаимная оценка резюме, собеседование с работодателем). | 1 | 3 | Подготовить отчет |
28 | Урок 3.11 | Практическое занятие № 16 «Я беру тебя на работу!» (взаимная оценка резюме, собеседование с работодателем). | 1 | 3 | Подготовить отчет |
Тема 4. Стратегии и алгоритмы конструирования карьеры | Содержание учебного материала | 8 | | | ОК 01 ОК 02 ОК 03 |
29 | Урок 4.1 | Профессиональная карьера: понятие, функции, виды, модели. Этапы профессионального и карьерного развития. | 1 | 2 | Проработать конспект |
30 | Урок 4.2 | Ресурсы карьерного планирования. «Цифровой след» как цифровой портфолио и его влияние на карьеру. Проект карьерного плана. | 1 | 2 | Проработать конспект |
31 | Урок 4.3 | Практическое занятие № 17 «Формирование портфолио карьерного продвижения. Оценка цифрового следа». | 1 | 3 | Проработать конспект |
32 | Урок 4.4 | Практическое занятие № 18 «Формирование портфолио карьерного продвижения. Оценка цифрового следа». | 1 | 3 | Проработать конспект |
33 | Урок 4.5 | Практическое занятие № 19 «Построение индивидуального плана карьерного развития». | 1 | 3 | Подготовить отчет |
34 | Урок 4.6 | Практическое занятие № 20 «Построение индивидуального плана карьерного развития». | 1 | 3 | Подготовить отчет |
35 | Урок 4.7 | Дифференцированный зачет | 1 | 3 | |
| 36 | Урок 4.8 | Дифференцированный зачет | 1 | 3 | |
| | | Итого | 36 | | | |
3. условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы учебной дисциплины осуществляется в учебной аудитории, предназначенной для всех видов занятий, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также для самостоятельной работы.
Оборудование учебной аудитории:
рабочее место преподавателя;
рабочие места по количеству обучающихся;
комплект учебно-методической документации;
Технические средства обучения:
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Электронные издания (электронные ресурсы):
Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации https://nok-nark.ru/
Программно-методический комплекс «Оценка квалификаций» https://www.kos-nark.ru/
Сайт Национального агенства развития квалификаций https://nark.ru/
Работа в России https://trudvsem.ru/
HeadHunter.ru https://usolje-sibirskoe.hh.ru/
Город работ https://gorodrabot.ru/
Работа ру https://irkutsk.rabota.ru/
Superjob.ru https://www.superjob.ru/
Зарплата ру https://irkutsk.zarplata.ru/
Справочник профессий http://spravochnik.rosmintrud.ru/professions
Атлас новых профессий http://atlas100.ru/
Национальная система квалификаций https://nok-nark.ru/about/nsk/
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения по результатам выполнения практических работ. Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме дифференцированного зачета.
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
ОК Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. | Оценка выставляется обучающемуся, если план карьерного развития разработан с использованием информационных ресурсов НСК и с учетом перспектив развития отраслевого и регионального рынка труда; все элементы плана взаимосвязаны, логично выстроены; | Оценка результатов выполнения зачетной работы (проекта плана карьерного развития) |
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знать: |
Суть и смысл понятий «профессия», «специальность», «квалификация»; «рынок труда», «цифровая экономика», «национальная система квалификаций», «независимая оценка квалификаций», «профессиональная карьера»; | Оценка результатов выполнения практической работы. |
Структуру профессиональных стандартов и действующих квалификационных справочников ЕТКС и ЕКС; | Оценка результатов выполнения практической работы. |
Классификацию рынка труда и перспективы развития отраслевого и регионального рынка труда; | Оценка результатов выполнения практической работы. |
Способы поиска работы; | Оценка результатов выполнения практической работы. |
Механизм осуществления предпринимательской деятельности функции, виды, модели, этапы, способы планирования профессиональной карьеры; | Оценка результатов выполнения практической работы. |
Структуру индивидуального плана карьерного развития; | Оценка результатов выполнения практической работы. |
Структуру, виды, алгоритм составления портфолио карьерного продвижения; | Оценка результатов выполнения практической работы |
Возможные траектории профессионального развития и самообразования. | Оценка результатов выполнения практической работы |
Уметь: |
Оценивать современную ситуацию на отраслевом и региональном рынке труда, и учитывать её при проектировании индивидуального плана карьерного развития; | Устный или письменный контроль; Оценка результатов выполнения практической работы |
Применять ресурсы национальной системы квалификаций для проектирования профессионального развития и самообразования; | Устный или письменный контроль; Оценка результатов выполнения практической работы |
Ранжировать и применять наиболее действенные способы поиска вакансий на рынке труда; | Устный или письменный контроль; Оценка результатов выполнения практической работы |
Оценивать конъюнктуру рынка; применять механизмы национальной системы квалификаций для подтверждения уровня квалификации; | Устный или письменный контроль; Оценка результатов выполнения практической работы |
Применять методы планирования карьеры при разработке индивидуального плана карьерного развития;формировать портфолио карьерного продвижения, отслеживать свой «цифровой след»; | Устный или письменный контроль; Оценка результатов выполнения практической работы |
5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ
№ изменения, дата внесения, № страницы с изменением |
Было | Стало |
Основание: Подпись лица, внесшего изменения |
6