СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины обд. 14 основы безопасности жизнедеятельности

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее ФГОС СОО) (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413);

2. Примерной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для профессиональных образовательных организаций (Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 381 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины обд. 14 основы безопасности жизнедеятельности»


Рассмотрено и принято Утверждаю

на заседании педагогического совета председатель педагогического совета

Протокол № от г.

01.09.2020 г






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



ОБД. 14 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ






















Санкт- Петербург

2020

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее ФГОС СОО) (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413);

2. Примерной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для профессиональных образовательных организаций (Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 381 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»).


Организация-разработчик:


Разработчик:

Преподаватель Синицына Ю.Н.





Рассмотрено и одобрено на заседании методической комиссии

Протокол № 1 от 31.08.2020 г.



Рекомендовано

на заседании Методического совета

Протокол № 1 от 31.08.2020 г.


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. условия реализации РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины

18

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

21



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы безопасности жизнедеятельности


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в пределах ППКРС (ППССЗ) по профессиям 43.01.02 Парикмахер, 18.01.02 Лаборант-эколог.

Программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», в соответствии с «Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования...» (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (авторы Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова, ФГАУ «ФИРО», 2015 г.)


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Общеобразовательная учебная дисциплина ОБД.14 «Основы безопасности жизнедеятельности» относится к обязательной предметной области «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с ФГОС СОО, входит в цикл общеобразовательной подготовки и реализуется в очном и дистанционном формате с применением электронных образовательных ресурсов.


    1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

содержание программы «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на достижение следующих целей:

  • повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);

  • снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;

  • формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

  • обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.

Освоение содержания учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» предполагает достижение обучающимися следующих результатов:


личностных:

−− развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних

и внутренних угроз;

−− готовность к служению Отечеству, его защите;

−− формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

−− исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);

−− воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности;

−− освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;


метапредметных:

−− овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

−− овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

−− формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

−− приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

−− развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

−− формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

−− формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

−− развитие умения применять полученные теоретические знания на практике: принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

−− формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;

−− развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;

−− освоение знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; приобретение опыта локализации возможных опасных −− ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;

−− формирование установки на здоровый образ жизни;

−− развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки;

предметных:

−− сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;

−− получение знания основ государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз;

−− сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;

−− сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;

−− освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

−− освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека;

−− развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

−− формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;

−− развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

−− получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы: законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки;

−− освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;

−− владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике;

1.4. Требования к предметным результатам освоения дисциплины

ОБД.14 «Основы безопасности жизнедеятельности»

В результате изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» на уровне среднего общего образования обучающийся должен научиться:

1) иметь сформированные представления о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;

2) знать основы государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз;

3) иметь сформированные представления о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;

4) иметь сформированные представления о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;

5) знать распространенные опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера;

6) знать факторы, пагубно влияющие на здоровье человека, исключить из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);

7) знать основные меры защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

8) предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;

9) применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

10) знать основы обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;

11) знать основные виды военно-профессиональной деятельности, особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;

12) владеть основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

- знать потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

- понимать основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- иметь представления об основах российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

- понимать порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

- иметь представления о составе и предназначении Вооруженных Сил Российской Федерации;

- распознавать основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;

- знать структуру, предназначение и задачи РСЧС;

- понимать предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

1.5. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -72 часа

практических занятий -12 часов

самостоятельных работ -36 часов



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:


практические занятия

12

контрольные работы

1

самостоятельные работы

36

в том числе:


- работа с Интернет – ресурсами, справочной и специализированной литературой:

- изучение учебного материала;

- подготовка к практическим занятиям;

- подготовка презентаций на тему по выбору;

- подготовка докладов;


Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения


Введение в дисциплину

1



Основные теоретические положения дисциплины

Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», цели и задачи дисциплины. Основные теоретические положения дисциплины, определения терминов «среда обитания», «биосфера», «опасность», «риск», «безопасность». Значение изучения основ безопасности жизнедеятельности при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

1

1


  1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

25



Тема 1.1. Здоровье и здоровый образ жизни

Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

1

1


Тема 1.2. Факторы, способствующие укреплению здоровья.

Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня, труда и отдыха. Рациональное питание и его значение для здоровья. Влияние двигательной активности на здоровье человека. Закаливание и его влияние на здоровье. Правила личной гигиены и здоровье человека.

2

1


Практическое занятие №1. Режим дня. Анализ и корректировка.

1

2


Практическое занятие №2. Изучение основных положений организации рационального питания. Освоение методов гигиенической оценки рационального питания.

1

2


Самостоятельная работа

Подготовка плакатов на тему «Здоровая пища, вредная еда»

Подготовка доклада на тему «Физическая активность человека. Важно!»

Подготовка к практическим занятиям

6

2


Тема 1.3. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.

Основные источники загрязнения окружающей среды. Техносфера как источник негативных факторов.

1

1


Тема 1.4. Вредные привычки и их профилактика.

Пассивное курение и его влияние на здоровье. Наркомания.

Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Наркотики, наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам.

Профилактика наркомании.

3

2


Самостоятельная работа

Подготовка плакатов на тему «Мы против!»

3

2


Тема 1.5. Правила и безопасность дорожного движения

Модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения.

1

2


Практическое занятие №3. Изучение моделей поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения.

1

2


Самостоятельная работа

Подготовка к практической работе

Изучение пройденного материала

2

2


Тема 1.6. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества

Правовые основы взаимоотношения полов

Основы семейного права в Российской Федерации

Социальная роль женщины в современном обществе. Репродуктивное здоровье женщины и факторы, влияющие на него. Здоровый образ жизни — необходимое условие сохранности репродуктивного здоровья.

Брак и семья. Культура брачных отношений. Основные функции семьи.

Основы семейного права в Российской Федерации. Права и обязанности родителей.

3


1



  1. Государственная система обеспечения безопасности населения

28



Тема 2.1. Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций

Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

1

1


Практическое занятие №4. Изучение и отработка моделей поведения в ЧС на транспорте.

1

2


Тема 2.2. Характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания. Правила

поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их отработка.

Характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания.

Правила поведения в условиях ЧС (Землетрясения, извержения вулканов, оползни, сели, обвалы, лавины).

Правила поведения в условиях ЧС (Ураганы, бури, смерчи, град, сильные дожди, снегопады, морозы, жара и т.д. Наводнения, половодья, заторы, заморы, нагоны и т.д.)

Правила поведения при природных пожарах.

Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования.

Ориентирование на местности. Общие правила пожаротушения и оказания первой помощи при пожарах на производстве и в быту.

8

2



Самостоятельная работа

Подготовка презентации на тему «ЧС природного характера. Как действовать?»

Подготовка презентации на тему «ЧС техногенного характера. Как действовать?»

5

2


Тема 2.3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

1

1


Тема 2.4. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны.

Основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Структура и органы управления гражданской обороной. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.

1

1


Тема 2.5. Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения.

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций.

1

2


Тема 2.6. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Инженерная защита, виды защитных сооружений. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Правила поведения в защитных сооружениях.

1

2


Тема 2.7. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций.

Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после их пребывания в зонах заражения

1

1


Тема 2.8.Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций.

Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении, ее предназначение

2

1


Тема 2.9. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, захвате в качестве заложника. Меры безопасности для населения, оказавшегося на территории военных действий.

2

1


Самостоятельная работа

Подготовка презентации на тему «Правила поведения при захвате в качестве заложника»

2

2


Тема 2.10. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.

МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Полиция Российской Федерации — система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств. Служба скорой медицинской помощи. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор России). Другие государственные службы в области безопасности. Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от ЧС

1

1


Контрольная работа

1

2



3. Основы обороны государства и воинская обязанность

17



Тема 3.1. История создания Вооруженных Сил России.

Основные предпосылки проведения военной реформы Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе.

Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии. Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.

Функции и основные задачи современных Вооруженных сил Российской Федерации, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности.

1

1


Тема 3.2. Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации.

Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.

Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура. Военно-воздушные силы: история создания, предназначение, структура. Военно-морской флот, история создания, предназначение, структура. Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура. Войска воздушно-космической обороны: история создания, предназначение, структура. Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура. Другие войска: Пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской

Федерации, войска гражданской обороны МЧС Росси. Их состав и предназначение.

1

1



Самостоятельная работа

Подготовка доклада на тему «Виды Вооруженных сил России»

3

2


Тема 3.3. Воинская обязанность. Основные понятия о воинской обязанности.

Основные понятия о воинской обязанности. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.

1

1


Тема 3.4. Обязательная подготовка граждан к военной службе.

Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе: занятия военно-прикладными видами спорта; обучение по дополнительным образовательным программам, имеющее целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

1

1


Тема 3.5. Призыв на военную службу.

Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части.

1

1


Тема 3.6. Прохождение военной службы по контракту.

Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту

1

1


Тема 3.7. Альтернативная гражданская служба.

Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы.

1

1


Тема 3.8. Качества личности военнослужащего как защитника

Военнослужащий — специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. Виды воинской деятельности и их особенности. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск. Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника. Основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета). Военнослужащий — подчиненный, строго соблюдающий Конституцию РФ и законодательство Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

1

1


Практическое занятие №5. Особенности службы в армии, изучение и освоение методик проведения строевой подготовки.

1

2


Самостоятельная работа

Подготовка доклада на тему «Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск» по выбору

3



Тема 3.9. Как стать офицером Российской армии.

Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования. Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования. Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации.

1

1


Тема 3.10. Боевые традиции Вооруженных Сил России.

Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Отечества. Воинский долг — обязанность по вооруженной защите Отечества. Дни воинской славы России — дни славных побед. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество — боевая традиция Российской армии и флота.

1

1


4. Основы оказания первой помощи

37



Тема 4.1. Общие правила оказания первой помощи.

Понятие первой помощи. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь. Признаки жизни. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».

1

1


Тема 4.2. Понятие травм и их виды. Первая помощь при травмах различных областей тела. Первая помощь при переломах.

Правила первой помощи при ранениях. Правила наложения повязок различных типов. Первая помощь при проникающих ранениях грудной и брюшной полости, черепа. Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного мозга.

Понятие переломов, виды. Первая помощь при переломах. Первая помощь при электротравмах и повреждении молнией

3


1


Практическое занятие №6. Алгоритм действий при травмах.

1

2



Самостоятельная работа

Подготовка презентации на тему «Типы повязок и способы наложения их»

3



Тема 4.3. Первая помощь при синдроме длительного сдавливания.

Понятие травматического токсикоза. Местные и общие признаки травматического токсикоза. Основные периоды развития травматического токсикоза.

1

1


Тема 4.4. Понятие и виды кровотечений. Первая помощь при кровотечениях.

Понятие и виды кровотечений. Первая помощь при наружных кровотечениях. Первая помощь при капиллярном кровотечении. Первая помощь при артериальном кровотечении. Правила наложения жгута и закрутки. Первая помощь при венозном кровотечении. Смешанное кровотечение. Основные признаки внутреннего кровотечения.

1

1


Практическое занятие № 7. Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощи при кровотечениях. Наложение жгута.

1

2


Тема 4.5. Первая помощь при ожогах

Понятие, основные виды и степени ожогов. Первая помощь при термических ожогах. Первая помощь при химических ожогах. Первая помощь при воздействии высоких температур. Последствия воздействия высоких температур на организм человека. Основные признаки теплового удара. Предупреждение развития перегревов. Воздействие ультрафиолетовых лучей на человека.

2

2


Практическое занятие №8. Первая помощь при поражении электрическим током.

1

2


Практическое занятие № 9.Основные признаки теплового удара

1

2


Тема 4.6. Первая помощь при воздействии низких температур.

Последствия воздействия низких температур на организм человека. Основные степени отморожений.

1

1


Тема 4.7. Первая помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути.

Основные приемы удаления инородных тел из верхних дыхательных путей.

1

1


Практическое занятие № 10. Практические приемы удаления инородных тел из верхних дыхательных путей

1

1


Тема 4.8. Первая помощь при отравлениях.

Острое и хроническое отравление.

1

1


Тема 4.9. Первая помощь при отсутствии сознания.

Признаки обморока. Первая помощь при отсутствии кровообращения (остановке сердца). Основные причины остановки сердца. Признаки расстройства кровообращения и клинической смерти. Правила проведения непрямого (наружного) массажа сердца и искусственного дыхания.

1

1


Практическое занятие №11. Изучение и освоение основных способов искусственного дыхания

1

2


Практическое занятие № 12. Решение ситуационных задач по оказанию первой медицинской помощи.

1

2


Тема 4.10. Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.

Пути передачи возбудителей инфекционных болезней. Индивидуальная и общественная профилактика инфекционных заболеваний. Инфекции, передаваемые половым путем, и их профилактика. Ранние половые связи и их последствия для здоровья.

1

1


Самостоятельная работа

Подготовка доклада на тему «Последствия для здоровья ранних половых связей»

Подготовка презентации на тему «Инфекции, передаваемые половым путем»

4

2


Тема 4.11. Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка.

Беременность и гигиена беременности.

Основы ухода за младенцем.

Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие на здоровье ребенка. Физиологические особенности развития новорожденных детей. Основные мероприятия по уходу за младенцами. Формирование основ здорового образа жизни. Духовность и здоровье семьи.

Признаки и сроки беременности. Понятие патронажа, виды патронажей. Особенности питания и образа жизни беременной женщины.

Основы ухода за младенцем. Физиологические особенности развития ново-

рожденных детей. Основные мероприятия по уходу за младенцами. Формирование

основ здорового образа жизни. Духовность и здоровье семьи.

4

1


Самостоятельная работа

Подготовка доклада на тему «Факторы, влияющие на здоровье младенца»

Подготовка презентации «Духовность и здоровье семьи»

Изучение пройденного материала

5

2


Дифференцированный зачет

1





Всего

108








3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение

Учебная дисциплина изучается в кабинете Безопасность жизнедеятельности.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по числу студентов

  • рабочее место преподавателя,

  • рабочая доска,

  • комплект наглядных пособий по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (учебники, плакаты, стенды, комплект учебно-наглядных пособий, комплект учебно-методической документации, в том числе на электронном носителе)


Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор,

  • ноутбук,

  • экран,

  • аудиосистема,

  • комплект презентаций по темам курса дисциплины.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

- Основы безопасности жизнедеятельности : учебник для сред. проф. образования / Косолапова Н.В. , Прокопенко Н.А. - 5-е изд., стер. – Издательский центр «Академия», 2018

Образовательные ресурсы с использованием дистанционных технологий:

- «ВКонтакте»

Дополнительные источники:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

  1. Основы безопасности жизнедеятельности. Информационно-методическое издание для преподавателей:

2016 № январь, февраль, март, апрель, май, июль, август, ноябрь, декабрь,

2015 № январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

  1. Основы безопасности жизнедеятельности. Методический журнал для учителей ОБЖ:

2015 № 1, 3, 7-8, 11

  1. 100 вопросов — 100 ответов о прохождении военной службы солдатами и

сержантами по призыву и по контракту: Сборник. – М., 2006.

  1. Армия государства Российского и защита Отечества / Под ред. В.В.Смирнова. –

М., 2004.


Интернет-ресурсы:

"Конституция Российской Федерации" http://kremlin.ru/acts/constitution

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=251385

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования». https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minobrnauki-Rossii-ot-17.03.2015-N-06-259/

Гражданский кодекс РФ (Ч. 1) https://legalacts.ru/kodeks/GK-RF-chast-1/ — Ст. 3301, Ст. 410. 20, Ст. 4552, Ст. 5496.

Семейный кодекс Российской Федерации http://www.kremlin.ru/acts/bank/8671 — Ст. 16.

Уголовный кодекс Российской Федерации https://www.uk-rf.com/ — Ст. 2954.

Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» http://www.kremlin.ru/acts/bank/12128 — Ст. 1475.

Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» http://www.kremlin.ru/acts/bank/7352 — Ст. 3648.

Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/federalnye-zakony/818 — Ст. 3588.

Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» http://www.kremlin.ru/acts/bank/18436 — Ст. 3030.

Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» http://www.kremlin.ru/acts/bank/9446 — Ст. 2750.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» http://www.kremlin.ru/acts/bank/17718 — Ст. 133.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» http://www.kremlin.ru/acts/bank/34333 — Ст. 6724.

Указ Президента РФ от 05.02.2010 № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» http://www.kremlin.ru/acts/bank/30593 //СЗ РФ. — 2010. — № 7. — Ст. 724.

Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/postanovleniya-pravitelstva-rf/768 — Ст. 121.

Приказ министра обороны РФ от 03.09.2011 № 1500 «О Правилах ношения военной формы одежды и знаков различия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, ведомственных знаков отличия и иных геральдических знаков и особой церемониальной парадной военной формы одежды военнослужащих почетного караула Вооруженных Сил Российской Федерации» https://legalacts.ru/doc/prikaz-ministra-oborony-rf-ot-03092011-n-1500-o/ // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2011. — № 47.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/normativnye-pravovye-akty-ministerstv-i-vedomstv/600

Приказ министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2010 № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=154050

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентов индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(личностные, предметные, метапредметные)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

личностных:


  • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

  • устный опрос;

- тестирование

  • практические занятия;

  • контрольная работа

  • готовность к служению Отечеству, его защите;

  • устный опрос;

  • практические занятия;

  • подготовка презентаций на тему по выбору;



  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

  • устный опрос;

  • подготовка агитационных плакатов;

  • практические занятия;

- контрольная работа

  • исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);;

  • устный опрос;

  • беседа;

- контрольная работа


  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности;

  • устный опрос;

  • практические занятия (по темам);

  • контрольная работа


  • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • практические занятия (по темам);

- подготовка презентаций на тему по выбору

- контрольная работа

метапредметных:


  • овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

  • тестирование;

  • практические занятия

  • овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

- практические занятия;

- устный опрос;

  • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

  • практические занятия;

  • подготовка презентаций

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

- практические занятия;


  • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • беседа,

  • практические занятия;


  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

  • устный опрос;

  • практические занятия;


  • формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

- практические занятия;

- подготовка презентаций


  • развитие умения применять полученные теоретические знания на практике: принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

- практические занятия;

- подготовка презентаций



  • формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;

- практические занятия;

- фронтальная беседа;

  • развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;

- устный опрос;

- практические занятия;


  • освоение знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;

- устный опрос;

- практические занятия;


  • формирование установки на здоровый образ жизни;

  • - практические занятия;

- фронтальная беседа;

  • развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки;

- практические занятия;

- устный опрос;


предметных:


  • сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;;

  • устный опрос;

  • практические занятия;

  • контрольная работа


  • получение знания основ государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз;

  • устный опрос;

  • практические занятия;

  • контрольная работа


  • сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;

  • устный опрос;

  • практические занятия;

  • подготовка презентаций

- контрольная работа

  • сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;

  • устный опрос;

  • практические занятия;

  • контрольная работа


  • освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

  • устный опрос;

  • практические занятия;

  • контрольная работа


  • освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека;

  • индивидуальный опрос, беседа

  • контрольная работа

  • развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • устный опрос;

  • практические занятия;

  • контрольная работа


  • формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;

  • устный опрос;

  • практические занятия;

  • контрольная работа


  • развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • индивидуальный опрос

  • практические занятия;


  • получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы: законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки;

  • устный опрос;

  • практические занятия;


- освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;

  • устный опрос;

  • практические занятия;


  • владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.

  • устный опрос;

  • практические занятия;

  • наблюдение



Для профессий СПО 43.01.02 Парикмахер, 18.01.02 Лаборант-эколог

Страница 10 из 27

Запрещается несанкционированное копирование документа



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!