СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.01 РУССКИЙ ЯЗЫК (2019 г.)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебной дисциплины ОДП.01 Русский язык разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ МОН ДНР № 679 от 30.07.2018 г.).

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.01 РУССКИЙ ЯЗЫК (2019 г.)»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГПОУ «ДОНЕЦКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА»

ГО ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ

ИМЕНИ МИХАИЛА ТУГАН-БАРАНОВСКОГО»




СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора Директор колледжа

по УВР

__________ О.В. Рыженко ________ И.Е. Доронина

«_____» __________ 2019 г. «_____» _________ 2019 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДП.01 РУССКИЙ ЯЗЫК




по специальностям:


43.02.02 Парикмахерское искусство

54.02.01 Дизайн (по отраслям)















2019 г.


Программа учебной дисциплины ОДП.01 Русский язык разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ МОН ДНР № 679 от 30.07.2018 г.).


Организация-разработчик: ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»


Разработчик:

Прохорова В.Г., преподаватель ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», специалист квалификационной категории «специалист высшей категории», преподаватель-методист.


Рецензенты:

1. Батурина Е.С., преподаватель ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», специалист высшей квалификационной категории.

2. Ольшанская Л.А., преподаватель ГПОУ «Донецкий государственный колледж пищевых технологий и торговли», председатель цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин, специалист высшей категории, преподаватель-методист



Одобрена и рекомендована

с целью практического применения

цикловой комиссией

общеобразовательных дисциплин

протокол № 1 от 27 августа 2019 г.

Председатель ЦК__________Т.М. Бурдина


Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год

Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.

В программу внесены дополнения и изменения

(см. Приложение ____, стр.____)

Председатель ЦК _______________________

Пояснительная записка

Рабочая программа учебной дисциплины ОДП.01 Русский язык предназначена для изучения в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке специалистов среднего звена по специальностям 43.02.02 Парикмахерское искусство, 54.02.01 Дизайн (по отраслям).

При освоении специальностей 43.02.02 Парикмахерское искусство изучается как профильная учебная дисциплина в объеме 126 часов, интегрируется с дисциплиной ОГСЭ.06 Русский язык и культура речи.

Цели обучения

Курс русского языка в учреждениях среднего профессионального образования направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Обучение родному языку рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития студента. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника специалиста практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей студента, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми учебными дисциплинами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Данная рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей.

Содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция овладение всеми видами речевой деятельности основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям студентов.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи студентов; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Программа курса состоит из шести разделов: «Фонетика, графика, орфоэпия», «Лексика. Фразеология», «Лексикография», «Морфемика и словообразование», «Морфология и орфография», «Синтаксис и пунктуация», «Стилистика».

Русский язык принадлежит к числу тех учебных дисциплин, где вопрос об осуществлении межпредметных связей особенно важен, которые отражают комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными  предметами.

Коммуникативно-речевой межпредметный материал русского языка проявляется в общности правописных навыков и речевых умений.  Это общность орфографических, орфоэпических, семантических и стилистических умений, и работа  над связной речью учащихся. Например:

  •  в русском языке: план (простой и сложный), текст, стиль, описание, повествование, рассуждение, конспект, тезис;

  •  в географии: описание географических объектов, составление характеристик отдельных компонентов природы и т.д.;

  •  в химии: объяснение химических явлений, протекающих в природе, лаборатории, производстве и в повседневной жизни;

  •  в математике: несложные доказательства с опорой на известные определения и теоремы и т.д.;

  •  в биологии: характеристики органов, тканей и систем органов и т.д.;

  •  в литературе: рассуждение о поступках героев и т.д.;

  •  в изобразительном искусстве: устное описание содержания и художественных средств произведений живописи и т.д.

В каждом из разделов рабочей программы часть учебного материала – это повторение изученного в школе, а также новые сведения о языке и культуре речи.

Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3. Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4. Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

Учебная дисциплина ОДП.04 Русский язык рассчитана на 84 аудиторных часа. В начале учебного года проводится вводный контроль знаний, в конце первого и второго семестров студенты сдают экзамен.


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ ОДБП.01 «РУССКИЙ ЯЗЫК»


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС по по специальностям 43.02.02 Парикмахерское искусство, 54.02.01 Дизайн (по отраслям).

Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ МОН ДНР № 679 от 30.07.2018 г.) и программы среднего общего образования Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Русский язык. 10-11 кл. (профильный уровень: русская филология)» / сост. Лутова Т.А., Мельникова Л.В., Бескоровайная Л.П. – 5-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 96 с., рекомендованной Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики (приказ от 15.08.20189 № 1133).


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина ОДП.01 Русский язык относится к циклу «Общеобразовательная подготовка».

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

З.1. Связь языка и истории, культуры русского и других народов.

З.2. Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи.

З.3. Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь.

З.4.Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

З.5.Нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

У.1. Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

У.2. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

У.3. Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.

У.4. Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи.

У.5. Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

У.6. Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения.

У.7. Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.

У.8. Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

У.9. Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

У.10. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

Предметные результаты освоения дисциплины ОДБ.01 Русский язык должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать формирование языковой компетенции.

Предметные результаты должны обеспечивать:

овладение функциональной грамотностью;

сформированность понятий о нормах русского языка и применение знаний о них в речевой практике;

соблюдение культуры научного и делового общения в письменной и в устной формах;

систематизацию уже имеющихся знаний о языковой системе и языковых нормах;

совершенствование коммуникативных навыков;

осмысление языковых фактов и явлений, умение самостоятельно получать знания в области лингвистики, организовывать исследовательскую деятельность по предмету;

проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

овладение техникой комплексного, лингвистического анализа текстов различных функциональных разновидностей языка, проведения стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка;

понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

осознанное использование различных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;

овладение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

осуществление речевого самоконтроля, анализа речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач;

овладение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

редактирование текстов различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;

овладение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения с учётом норм современного русского литературного языка;

овладение умением в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях различных стилей и жанров выражать личную позицию и свое отношение к прочитанным текстам;

осознание эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы;

восприятие и понимание художественной литературы, сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;

сформированность умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей: коммуникативных (овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучающихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию);

использование нормативных словарей и лингвистических справочников разных типов для подготовки сообщений и докладов, проведения исследований и лингвистического эксперимента;

мотивированность и готовность к самостоятельной учебной работе;

овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность общения в различных жизненных ситуациях;

формирование умения добиваться успеха в процессе коммуникации; культура публичного выступления с текстами различной жанровой принадлежности;

сформированность общекультурного уровня старшеклассника, способного к успешной социализации в обществе, самообразованию и продолжению обучения в образовательных организациях высшей школы негуманитарного профиля.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка студента 126 часов, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка студента 84 часа; самостоятельная внеаудиторная работа студента 42 часа.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

128

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

84

в том числе:


  • лабораторные работы

не предусмотрено

  • практические работы

не предусмотрено

  • контрольные работы

12

Самостоятельная внеаудиторная работа студента (всего)

42

  • в том числе:

  • подготовка взаимодиктантов по служебным частям речи

  • работа над творческим заданием к изложению

  • работа с учебником

  • подготовка к контрольной работе

  • работа над оформлением основных документов официально-делового стиля

  • работа с текстами научного стиля

  • работа над презентацией

  • составление конспекта

  • работа над докладом на лингвистическую тему

  • работа над рефератами

  • работа со словарями

  • подготовка презентации














2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДП.01 Русский язык

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия,

самостоятельная работа студентов

Объем часов

Уровень освоения



ауд

сам


1 СЕМЕСТР

Раздел 1.

Введение

(2 часа)

Содержание учебного материала

2


1,3


Русский язык – мой мир, моя душа, моя вселенная. Русский язык – государственный язык Донецкой Народной Республики.

Раздел 2.

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.

(4 часа)

Содержание учебного материала

4


2,3


Р/р. Контрольный диктант (Входной контроль)

Соотношение звука и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков. Фонетический разбор. Понятие орфоэпической нормы. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Особенности и свойства ударения в русском языке. Трудные случаи ударения в словах и формах слов. Допустимые варианты произношения и ударения. Связь фонетики с графикой и орфографией.

Раздел 3.

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

(8 часов)


Содержание учебного материала

6


2,3


Слово и его значение (номинативное и эмоционально окрашенное). Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и другие разновидности омонимии. Их употребление.

Паронимы, синонимы, антонимы и их употребление в речи. Происхождение лексики современного русского языка (исконно-русские и заимствованные слова).Нейтральные и стилистически окрашенные слова (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины).

Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и неологизмы. Понятие о фразеологической единице. Источники фразеологии. Употребление фразеологизмов. Лексикография. Виды лингвистических словарей.

Р/р. Контрольное изложение с творческим заданием.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

работа со словарями

подготовка презентации по теме «Происхождение лексики современного русского языка (исконно-русские и заимствованные слова)»


2

3

Раздел 4.

Морфемика и словообразование

(4 часа)


Содержание учебного материала

2


2,3


Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Основы слова производные и непроизводные. Морфемы корневые и аффиксные. Морфемный разбор. Словообразование. Основные способы словообразования. Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор. Понятие словообразовательной цепочки. Основные способы формообразования в современном русском язык.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

работа со словарями




2


3


Раздел 5. Морфология и орфография




Раздел 5.

Орфография

(4 часа)

Содержание учебного материала

2


2,3


Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова.

Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. Правописание двойных согласных. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Гласные И и Ы после приставок. Употребление Ь и Ъ. Употребление прописных и срочных букв. Правила переноса слов.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Составить конспект по теме «Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания»


2

3

Раздел 5.1.

Имя существительное

(6 часов)

Содержание учебного материала

4


2,3


Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Постоянные и непостоянные грамматические признаки имен существительных. Род имён существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имён существительных и аббревиатур. Число имён существительных. Несклоняемые имена существительные. Правописание падежных окончаний. Варианты падежных окончаний. Правописание гласных в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных. Составные наименования их правописание. Морфологический разбор.

Р/р Контрольное сочинение

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Составить презентацию по теме «Правописание падежных окончаний. Варианты падежных окончаний. Правописание гласных в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных. Составные наименования их правописание.»


2

3

Раздел 5.2.

Имя прилагательное

(4 часа)

Содержание учебного материала

2


2,3


Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Простая (синтетическая) и сложные (аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения. Полные и краткие формы качественных прилагательных Особенности образования и употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности. Прилагательные относительные и притяжательные. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор. Правописание окончаний. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

работа с лингвистическими словарями


2

3

Раздел 5.3.

Имя числительное

(5 часов)


Содержание учебного материала

2


2,3


Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор. Склонение имён числительных. Правописание и употребление имен числительных.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

работа над рефератами


3

3

Раздел 5.4.

Местоимение

(3 часа)


Содержание учебного материала

2


2,3


Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений. Морфологический разбор

местоимений. Правописание местоимений.

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

работа с учебником над темой «Местоимение как часть речи. Разряды местоимений»


1

3

Раздел 5.5.

Глагол. Причастие и

деепричастие

(8 часов)


Содержание учебного материала

6


2,3


Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола, категория вида, переходность/ непереходность, возвратность, наклонение, категория времени, спряжение. Две основы глагола. Формообразование глагола. Правописание глаголов. Морфологический разбор. Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и прилагательного у причастий. Морфологический разбор причастий. Действительные и страдательные причастия. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные. Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.

Р/р Контрольная работа (Тесты).


Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

работа над творческим заданием к изложению


2

3

2 СЕМЕСТР


Раздел 5.6.

Наречие. Слова категории

состояния

(6 часов)


Содержание учебного материала




Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия не шипящую. Отрицательные наречия. Слова категории состояния. Грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на о-, е- и кратких прилагательных ср.р. ед.ч. Морфологический разбор слов категории состояния.

Р/р Контрольный диктант с грамматическим заданием

4


2,3

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

конспект темы «Грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на о-, е- и кратких прилагательных ср.р. ед.ч.»


2

3

Раздел 5.7. Служебные части речи

(3 часа)

Содержание учебного материала

2


2,3


Понятие служебных частей речи, их отличие от самостоятельных частей речи. Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Правописание предлогов. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификации союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова.

Морфологический разбор союзов. Правописание союзов. Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Употребление частиц НЕ и НИ, их слитное и раздельное написание с различными частями речи.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

подготовка взаимодиктантов по служебным частям речи


1

3

Раздел 5.8.

Междометие

(3 часа)


Междометие как особый разряд слов. Морфологический разбор междометия. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления междометий. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Звукоподражательные слова.

2


2,3

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Составить конспект по теме «Функционально-стилистические особенности употребления междометий»


1

3

Раздел 6.

Стилистика

(8 часов)

Содержание учебного материала

6


2,3


Стилистика как раздел науки о языке. Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.

Р/р Составление монологических высказываний разных стилей и жанров

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

работа над оформлением основных документов официально-делового стиля,

работа с текстами разных стилей.


2

3

Раздел 7. Синтаксис и пунктуация




Раздел 7.1 Словосочетание и предложение

(6 часов)

Содержание учебного материала

4


2,3


Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Принципы русской пунктуации. Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи в словосочетании. Типы словосочетаний по главному слову. Синтаксический разбор словосочетания. Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные. Предложения двусоставные и односоставные, простые и сложные. Порядок слов в предложении. Логическое ударение.


Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Составить конспект по теме «Порядок слов в предложении. Логическое ударение»


2

3

Раздел 7.2

Простое двусоставное предложение

(6часов)

Содержание учебного материала

4


2,3


Структура двусоставного предложения. Грамматическая основа двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Простое и составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим. Второстепенные члены предложения, типичные и нетипичные способы их выражения Определение, согласованное и несогласованное. Приложение как разновидность определения. Дополнение прямое и косвенное. Обстоятельство, виды обстоятельств по значению, способы их выражения.

Р/р Контрольное изложение с творческим заданием

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

подготовка к работе над грамматическим заданием


2

3


Раздел 7.3

Односоставные и неполные

Предложения

(6часов)

Содержание учебного материала

4


2,3


Понятие об односоставном предложении, строение односоставного предложения. Разновидности односоставных предложений: определённо-личные односоставные предложения, неопределённо-личные односоставные предложения, обобщённо-личные односоставные предложения, безличные односоставные предложения. Способы выражения сказуемого в односоставных предложениях. Назывные односоставные предложения, способы выражения главного члена (подлежащего) в них. Синонимия односоставных и двусоставных предложений. Неполные предложения, их типы. Особенности неполных предложений разных типов.

Пунктуация. Тире в неполных предложениях.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Подготовить презентацию «Односоставные предложения»


2

3

Раздел 7.4 Предложения с однородными

членами

(6 часов)

Содержание учебного материала

4


2,3


Понятие об однородных членах предложения, их роли в предложении. Бессоюзная (интонационная) связь однородных членов предложения. Союзы при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения.

Пунктуация. Запятая между однородными членами

Обобщающие слова в предложениях с однородными членами.

Пунктуация. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложении с однородными членами.

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Составить конспект по теме «Однородные члены предложения»


2

3

Раздел 7.5 Предложения с обособленными и

уточняющими членами

(10 часов)


Содержание учебного материала

6


2,3


Понятие обособленного члена предложения. Обособленные второстепенные члены (в том числе уточняющие), их роль в предложении. Обособленные определения, выраженные причастными оборотами и прилагательными.

Пунктуация. Знаки препинания при обособленных согласованных и несогласованных определениях и приложениях. Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

Пунктуация. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах. Обособление дополнений с производными предлогами кроме, помимо, вместо, за исключением, сверх и др.

Пунктуация. Знаки препинания при обособленных дополнениях. Обособление уточняющих и пояснительных членов предложения. Знаки препинания при обособленных уточняющих и пояснительных членах предложения.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

подготовка презентацию по теме «Понятие обособленного члена предложения. Обособленные второстепенные члены, их роль в предложении».


4

3

Раздел 7.6 Предложения со словами,

грамматически не связанными с

членами предложения

(6 часов)


Содержание учебного материала

2


2

Обращение как особая синтаксическая единица в составе предложения, способы его выражения, назначение в языке (систематизация и углубление знаний).

Пунктуация. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова, словосочетания, предложения (углубление и систематизация знаний). Вставные конструкции – предложения или члены предложения, содержащие попутные замечания, уточнения, пояснения; интонация вставки при вставных конструкциях.

Пунктуация Одиночные и парные выделительные знаки препинания при вводных и вставных конструкциях.


Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

Составить конспект по теме «Вставные конструкции – предложения или члены предложения, содержащие попутные замечания, уточнения, пояснения; интонация вставки при вставных конструкциях.


4

3

Раздел 7.7

Сложное предложение

(10часов)

Содержание учебного материала

10


2,3


Классификация сложносочинённых предложений в зависимости от союза и характера смысловых отношений между простыми предложениями. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Сложноподчинённое предложение, богатство и разнообразие отношений между его частями. Классификация сложноподчинённых предложений, особенности их строения; место придаточного предложения по отношению к главному Средства связи в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным и несколькими придаточными. Бессоюзное сложное предложение, его грамматические признаки и структура. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Синонимия бессоюзных и сложных предложений с союзами, бессоюзных и простых предложений. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении: запятая и точка с запятой, двоеточие, тире в бессоюзном сложном предложении. Сложные предложения с разными видами связи, их строение и виды связи между структурными частыми; ведущая связь между частями сложного синтаксического целого. Синонимия разных типов сложного предложения. Синтаксический разбор сложных предложений разных типов.

Р/р. Контрольное сочинение


Содержание учебного материала

4


2,3

Раздел 7.8

Способы передачи чужой речи

(6 часов)


Прямая и косвенная речь как способы передачи чужой речи (систематизация и углубление знаний). Способы оформления прямой речи на письме. Косвенная речь в составе сложноподчинённых предложений. Цитата как способ передачи чужой речи; способы цитирования. Диалог.

Пунктуация Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Пунктуационное оформление цитат

Контрольная работа (Тесты).

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

работа с учебником над темой «Прямая и косвенная речь как способы передачи чужой речи»


2

3

Раздел 8

Культура речи

(4часа)


Содержание учебного материала




Культура речи как раздел науки о языке. Нормативность литературного языка. Типы норм литературного языка: орфоэпические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические нормы. Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство. Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.

Р/р Доклад на лингвистическую тему. Публичный диалог дискуссионного характера.

2


2

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

работа над докладом на лингвистическую тему


2

3


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечение

Учебная дисциплина изучается в кабинете русского языка и литературы.

Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- наглядные и электронные пособия;

- методические разработки уроков и мероприятий.


Технические средства обучения:

1.Персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением.

2. Лазерный принтер.

3. Устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники.

3.2. Информационное обеспечение обучения


Основная литература:

  1. Антонова,Е.С. Русский язык и культура речи: учебник для студ. сред. проф. учеб.заведений [Текст]/ Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. –М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 320 с.

  2. Власенков, А.И. Русский язык и литература. Русский язык. 10 – 11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень [Текст]/ / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2016. – 287 с.

Дополнительная литература

  1. Русский язык [Текст]/ Школьный энциклопедический словарь / под ред. С.В. Друговейко-Должанской, Д.Н. Чердакова.- СПб: Санкт-Петербургский государственный университет, 2014. – 584 с., ил.

  2. Лекант,П.А., Школьный орфоэпический словарь русского языка [Текст]/ П.А. Лекант, В.В. Леденева – М.: Просвещение, 2005.

  3. Через дефис, слитно или раздельно? [Текст]/ Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М.: Просвещение, 2006.

  4. Ушаков, Д.Н., Орфографический словарь[Текст]/ Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков – М.: Просвещение, 2006.

  5. Русский язык и культура речи: сб. тестов и конкурсных заданий [Электронный ресурс]: учеб. пособие / О.В. Филиппова, М.В. Шманова, И.Л. Рёбрушкина; под общ. ред. Филипповой О.В. – 2-е изд., стер. – М.: Флинта, 2012. – 88 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/4657/

Интернет - ресурсы:
  1. Грамота.ру [Электронный ресурс] http://www.gramota.ru

  2. Учительский портал [Электронный ресурс]http://www.uchportal.ru/

  3. Педсовет. ORG 16-й Всероссийский интернет-педсовет [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/

  4. Википедия Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] http://ru.wikipedia.org

  5. Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов [Электронный ресурс] http://globalteka.ru

  6. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс] http://dic.academic.ru

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентов индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Умения:


У.1. Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Оценивание отчета о внеаудиторной самостоятельной работе

У.2. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

Оценивание решения тестовых задач

У.3. Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.

Оценивание письменных работ, решения тестовых задач

У.4. Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи.

Оценивание защиты рефератов

У.5. Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

Оценивание отчета о внеаудиторной самостоятельной работе

У.6. Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения.

Оценивание устного и письменного монологического и диалогического высказывания

У.7. Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.

Оценивание знаний и умений применять нормы современного русского литературного языка.

У.8. Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Оценивание письменной работы

У.9. Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

Оценивание внеаудиторной самостоятельной работы

У.10. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

Оценивание контрольного тестирования

Знания:


З.1. Связь языка и истории, культуры русского и других народов.

Оценивание внеаудиторной самостоятельной работы

З.2. Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи.

Оценивание внеаудиторной самостоятельной работы

З.3. Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь.

Оценивание письменных работ, решения тестовых задач

З.4. Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Оценивание письменных работ, решения тестовых задач

З.5.Нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Оценивание знаний норм речевого поведения



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!