Департамент образования Приморского края
краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Автомобильно-технический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 ОХРАНА ТРУДА
2019 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее – СПО) по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее ППКРС) по профессии 23.01.03 Автомеханик, входящей в состав укрупненной группы профессий 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта.
Организация-разработчик: филиал КГБ ПОУ «Автомобильно-технический колледж»
Разработчики:
Чернецкая Елена Викторовна, преподаватель КГБ ПОУ «АТК»
Рассмотрена на заседании ЦМК преподавателей общеобразовательного цикла «_____»________________20___ г. Председатель ЦМК ______________(_____________) | «Согласовано» Заместитель директора по УПР ____________Т.И. Бражник |
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации учебной дисциплины | 10 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 11 |
паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОХРАНА ТРУДА
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по ППКРС по профессии 23.01.03 Автомеханик, входящей в состав укрупненной группы профессий 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов;
- обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;
- анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности;
- использовать экобиозащитную технику;
знать:
- воздействие негативных факторов на человека;
- правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 50 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 10 часов.
консультации 4 часа
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 50 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 16 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 10 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | - |
Работа с документами | 5 |
составление презентаций | 5 |
консультации | 4 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины «Охрана труда »
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Общие вопросы основы охраны труда на автомобильном транспорте. | 14 | |
Тема 1.1. Основы законодательства об охране труда. | Содержание учебного материала | 4 | 2 2 |
1. | Основополагающие документы по охране труда. Ответственность за нарушение требований охраны труда |
2. | Производственный травматизм. Расследование и учет несчастных случаев. | | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Самостоятельная работа обучающихся Работа с документами | 2 2 |
Тема 1.2 Воздействие негативных факторов на человека | Содержание учебного материала | 2 |
1. | Классификация негативных факторов и их воздействие на человека. | 2 2 |
2. | Меры безопасности при работе с вредными веществами. |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Самостоятельная работа обучающихся Работа с документами Подготовка презентаций по темам: 1.Зависимость транспортной безопасности от природных факторов в нормативных условиях эксплуатации и при ЧС. 2. Организация работы по обеспечению пожарной безопасности на предприятиях. | 4 1 3 |
Тема 1.3. Производственная санитария | Содержание учебного материала | 2 |
1. | Микроклимат в производственных помещений | | 2 2 |
2. | Запылённость и загазованность в производственных помещений. Средства защиты. |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
|
Самостоятельная работа обучающихся Работа с документами Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. | 1 1 |
Тема 1.4. Организация труда и отдыха работников автомобильного транспорта | Содержание учебного материала | 6 |
1. | Основы трудового законодательства. | | 2 2 2 |
2. | Особенности условий труда. |
3. | Рабочее время и время отдыха и водителя. |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия 1. «Оформление несчастных случаев» | 4 |
2. «Использование средств индивидуальной защиты». |
Самостоятельная работа обучающихся Работа с документами | 1 1 |
Раздел 2. Общие требования безопасности при техническом обслуживании автомобиля. | 18 |
Тема 2.1 Требования безопасности при ТО и ремонте подвижного состава . | Содержание учебного материала | 8 |
1. | Требования безопасности труда при техническом обслуживании и ремонте автомобилей. | 2 2 2 2 |
2. | Безопасность труда при уборке и мойке автомобилей, агрегатов и деталей. |
3. | Требования безопасности при обслуживании и ремонте газобаллонных автомобилей. |
4. | Меры безопасности при хранении антифриза, смазочных материалов. Применение и хранение ветоши. |
5. | Применение спецодежды и средств индивидуальной защиты при работе с эксплуатационными материалами. |
Лабораторная работа | - | |
Практические занятии «Рассчитать допустимое воздействие вибрации за смену» | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Тема 2.2. Пожарная безопасность | Содержание учебного материала | 10 |
| | 2 |
1. | Правила пожарной безопасности на территории АТП. Причины возникновения пожаров. Технические средства пожаротушения. |
Лабораторная работа | - | |
Практические занятия | 8 |
1. «Правила пользования первичными средства пожаротушения». |
2. «Работа с огнетушителем» |
3. «Оказание помощи при ожогах». |
4. «Эвакуация на предприятии». |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка и оформление презентаций по темам: Способы и средства защиты от пожара | 1 1 |
Раздел 3. Охрана окружающей среды от вредных воздействий автотранспорта. | 4 |
Тема 3.1 Законодательство об охране окружающей среды. | Содержание учебного материала | 4 |
2. | Воздействие на окружающую среду автомобильного транспорта. | 2 2 2 |
3. | Организационно- правовые мероприятия по вопросам экологии автотранспортах предприятий. |
4. | Основные мероприятия по снижению вредных последствий на окружающую среду при технической эксплуатации автотранспортных средств. |
5. | Отчистка сточных вод в автотранспортных предприятиях. |
Лабораторная работа | - | |
Практические занятия | 2 |
«Шумовое воздействие на человека» |
Самостоятельная работа обучающихся Оформление презентации. «Автотранспорт и окружающая среда» | 1 1 |
Консультации | 4 |
Всего: | 50 |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Охрана труда»
Оборудование учебного кабинета «Охрана труда»:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- плакаты по охране труда;
- дидактический материал;
- макеты, модели, разрезы;
- наглядные пособия;
Информационные стенды
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
- экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
В.С. Кланица. Охрана труда на автомобильном транспорте: учеб. пособие для начального профессионального образования .- М.: Издательство «Академия», 2010.
Типовая инструкция по охране труда для слесарей по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля ТОИР -200- 02- 95.
Дополнительны источники:
Ю.Т. Чумаченко, Г.В. Чумаченко, А.В. Ефимов. Эксплуатация и охрано труда на автомобильном транспорте: Учебник для учащихся проф.лицее, училищ, колледжей. Под редакцией А.С. Трофименко.- Ростов н/ Д: Феникс, 2007.
Интернет-ресурсы (на 10.09.2014г.):
Охрана труда на автомобильном транспорте
http\\ bibliotekar.ru \ auto – uchebnik\ 63.htm
Инструкции по охране труда
HTTP: \\ WWW. TEHBEZ.RU
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
применять знания правовых норм на практике | Оценка в ходе устного фронтального опроса Анализ письменного тестирования |
анализировать травмоопасные и вредные факторы в производственной деятельности | Оценка в ходе устного индивидуального и фронтального опроса |
применять средства защиты от опасностей и технических систем и технологических процессов; обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности | Оценка деятельности обучающихся в ходе практических занятия по теме 2.2 |
Знания: | |
правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии; виды ответственности за нарушение охраны труда; | Оценка в ходе устного фронтального опроса Анализ письменного тестирования |
воздействие негативных факторов на человека; виды профессиональных травм и профессиональных заболеваний; порядок расследования несчастных случаев на производстве; | Оценка в ходе устного фронтального опроса Анализ письменного тестирования |
технические требования к системам автотранспортных средств; требования к оборудованию инструментам и приспособлениям; требования безопасности при работе с эксплуатационными материалами; меры безопасности при использовании баллонов с сжиженным или сжатым газом; способы и технические средства защиты от поражением электрическим током; правила пожарной безопасности; виды инструктажей по технике безопасности. | Оценка в ходе устного фронтального опроса Анализ письменного тестирования |
основные мероприятия по вопросам экологии на автотранспортных предприятиях; виды ответственности за загрязнение окружающей среды | Оценка деятельности обучающихся в ходе практических занятия по теме 3.1 Оценивание дифференцированный зачёт |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к рабочей программе учебной дисциплины
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
№ п/п | Тема учебного занятия | Кол-во часов | Активные и интерактивные формы и методы обучения |
| Основы законодательства об охране труда | 4 | Кейс – метод. Видео – конференция. |
| Воздействие негативных факторов на человека | 2 | Деловая игра, имитационная игра, Разбор конкретных ситуации. Метод «мозговой штурм». Видео – конференция |
| Производственная санитария | 2 | Деловая игра. Имитационная игра. Разбор конкретных ситуации. Метод «мозговой штурм». Видео – конференция. |
| Организация труда и отдыха работников автомобильного транспорта | 2 | Метод «мозговой штурм» Видео – конференция. |
| Требования безопасности при ТО и ремонте подвижного состава . | 4 | Разбор конкретных ситуации. Метод «мозговой штурм». Видео – конференция. |
| Пожарная безопасность | 2 | Разбор конкретных ситуации. Метод «мозговой штурм». Видео – конференция. |
| Законодательство об охране окружающей среды. | 2 | Разбор конкретных ситуации. Кейс – метод. Видео – конференция. |
Разработчик
Чернецкая Елена Викторовна, преподаватель
5