СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 РУССКИЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 46.02.01. Документационное обеспечение управления и архивоведение Очная форма обучения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 «Русский язык в профессиональной деятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 46.02.01. «Документационное обеспечение управления и архивоведение», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 августа 2022 г. N 778

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 РУССКИЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 46.02.01. Документационное обеспечение управления и архивоведение Очная форма обучения»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области































РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



ОП.06 РУССКИЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



46.02.01. Документационное обеспечение управления и архивоведение



Очная форма обучения





































Екатеринбург

2023

Рассмотрена на заседании кафедры

общеобразовательных дисциплин

дата, протокол №


Заведующий кафедрой:

____________/

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

Утверждена решением научно-методического совета протокол №__от____









Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык в профессиональной деятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 46.02.01. «Документационное обеспечение управления и архивоведение», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 августа 2022 г. N 778







Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области



Разработчик:

Исмоилова Е.Н., преподаватель высшей квалификационной категории











































СОДЕРЖАНИЕ







  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  2. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

































































1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 РУССКИЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 Русский язык в профессиональной деятельности является обязательной частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена (далее ОПОП-ППССЗ) ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж» в соответствии с ФГОС СПО специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение.

Срок реализации ОПОП-ППССЗ по очной форме обучения – 2023-2025 уч.г. Год реализации рабочей программы по очной форме обучения – 2023-2024 уч.г.

Данная рабочая программа реализуется в 2023-2024 учебном году, в 3 и 4 семестрах. Учебная дисциплина ОП.06 Русский язык в профессиональной деятельности относится к социально-гуманитарному циклу основной профессиональной образовательной программы специальности 46.02.01Документационное обеспечение управления и архивоведение.



1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины

Содержание учебной дисциплины ориентировано на формирование у обучающихся следующих общих и профессиональных компетенций:

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.

ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.

ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

ПК 1.2. Координировать работу приемной руководителя, зон приема различных категорий посетителей организации.

ПК 1.7. Оформлять организационно-распорядительные документы и организовывать работу с ними, в том числе с использованием автоматизированных систем.

ПК 1.8. Оформлять документы по личному составу и организовывать работу с ними, в том числе с использованием автоматизированных систем.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать и уметь:

Код ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 05

ОК 09

ПК 1.2.

ПК 1.7.

ПК 1.8.

 владеть правилами русской орфографии, пунктуации, стилистики;

 письменный текст с соблюдением требований официально-делового стиля;  использовать особенности языка документов: стилистически маркированную лексику и терминологию, речевые клише и штампы, устойчивые обороты, глагольное управление, правила употребления прописных и строчных букв и т.д.

 профессионально составлять, оформлять и редактировать деловые бумаги с учетом современной практики письма;

 пользоваться справочной литературой;  владеть культурой речи при приеме посетителей.

 основные жанры официально-делового стиля, содержание и структуру функционально-стилистического пространства делового языка, композицию документного текста;

 традиции письменного речевого поведения в деловом коммуникативном пространстве;

 свод правил русской орфографии и пунктуации, отвечающих современному состоянию русского языка;

 современные нормы устной и письменной речи;

 правила, отражающие стилистическое многообразие и динамичность современной речи и делового письма;

 правила речевого этикета;

 специфику редакторской работы с текстами деловой документации.



1.3. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины



Максимальная учебная нагрузка обучающегося по очной форме

обучения составляет 74 часа, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка - 70 часов;

самостоятельная работа - 2 часа;

промежуточная аттестация - 2 часа (в форме дифференцированного зачета).

















2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



2.1. Объём учебной нагрузки и виды учебной работы студентов по очной форме обучения



Вид учебной работы

Всего

Объем часов по семестрам

1

2

3

4

5

6

Максимальная учебная нагрузка (всего)

74

-

-

32

42

-

-

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

70

-

-

32

38

-

-

в том числе:

самостоятельная работа студента (всего)

2

-

-

-

2

-

-

промежуточная аттестация в форме

2

-

-

-

д/з

-

-













2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык в профессиональной деятельности»

Коды ОК, ПК

Наименование разделов

и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студентов

Объем часов

Раздел 1. Стили речи

4

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 05

ОК 09

ПК 1.2.

ПК 1.7.

ПК 1.8.



Тема 1.1. Стили речи. Официально- деловой стиль речи

Содержание учебного материала:

Современный русский литературный язык и его стили.

Общая характеристика официально-делового стиля речи, его подстилей и жанров. История формирования официально-делового стиля. Стилистические особенности языка деловых бумаг.




4

Раздел 2. Нормы литературного языка в деловой документации

36

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 05

ОК 09

ПК 1.2.

ПК 1.7.

ПК 1.8.

Тема 2.1. Лексические нормы в деловой документации

Содержание учебного материала:

Выбор слова. Лексическая сочетаемость. Речевая избыточность. Плеоназм. Тавтология. Речевая недостаточность. Паронимы в составе деловой лексики. Употребление заимствований в деловой речи. Использование фразеологических средств в текстах документов





12

Практические занятия:

Редактирование документов: выявление лексических ошибок

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 05

ОК 09

ПК 1.2.

ПК 1.7.

ПК 1.8.

Тема 2.2.

Морфологические нормы в деловой документации

Содержание учебного материала:

Особенности употребления имен существительных в документах. Трудности в употреблении имен существительных, связанные с категорией рода, числа. Склонение имен существительных собственных. Особенности употребления местоимений в документах. Особенности употребления числительных и сочетаний имен числительных с именами существительными.





10

Практические занятия:

Редактирование документов: выявление ошибок, связанных с употреблением имен существительных. Редактирование документов: выявление ошибок, связанных с употреблением имен числительных и

местоимений.

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 05

ОК 09

ПК 1.2.

ПК 1.7.

ПК 1.8.

Тема 2.3.

Синтаксические нормы в деловой документации

Содержание учебного материала

Предложное и беспредложное управление. Выбор предлога и падежной формы. Производные предлоги. Падеж дополнения при глаголах с отрицанием.

Нанизывание падежей. Управление при однородных членах предложения. Согласование сказуемого с подлежащим, в том числе и с однородными подлежащими. Согласование определений с существительными. Употребление причастных и деепричастных оборотов в документах. Трудные случаи обособления определений и обстоятельств. Параллельные синтаксические конструкции. Согласование приложений. Трудные случаи обособления приложений.








8

Практические занятия:

Глагольное и именное управление в текстах документов. Согласование сказуемого с подлежащим: стилистические ошибки в текстах документов. Употребление параллельных синтаксических конструкций в текстах документов. Согласование приложений и определений: стилистические ошибки в текстах документов

ОК 01

ОК 02

ОК 05

ОК 09

ПК 1.7.

ПК 1.8.

Тема 2.4. Нормы правописания в деловой

документации

Содержание учебного материала:

Орфографическая норма. Виды орфографических норм. Орфографические словари.




6

Практические занятия:

Типичные орфографические ошибки в текстах служебных документов. Типичные пунктуационные ошибки в текстах служебных документов. Проверочная работа по пройденному материалу.

Раздел 3. Правила оформления наименований в текстах документов

12

ОК 01

ОК 02

ОК 05

ОК 09

ПК 1.7.

ПК 1.8.

Тема 3.1.

Правила

оформления

наименований в текстах документов

Содержание учебного материала:

Правила оформления номенклатурных наименований. Правила оформления адресата. Правила оформления наименований вида документа и заголовка. Правила оформления дат, календарных сроков, времени. Правила оформления чисел.



12

Практические занятия:

Употребление прописной буквы в деловой документации. Редактирование служебных документов. Проверочная работа по пройденному материалу.

Раздел 4. Создание текста документа

22

ОК 01

ОК 02

ОК 05

ОК 09

ПК 1.7.

ПК 1.8.

Тема 4.1.

Композиционные особенности документов

Содержание учебного материала:

Композиция документов: логическая, формальная, реквизитная, информационная. Соотнесенность композиции с типом документа. Способы изложения материала в документе. Соразмерность частей документа. Рубрикация.


10

Практические занятия:

Редактирование служебных документов. Проверочная работа по пройденному материалу.

Самостоятельная работа:

2

Разработка текстового сообщения и слайдовой презентации в Power Point на тему «Правила деловой переписки».

ОК 01

ОК 02

ОК 05

ОК 09

ПК 1.7.

ПК 1.8.

Тема 4.2.

Составление текстов документов.

Деловая переписка

Содержание учебного материала:

Служебные документы: типология, образцы, языковое оформление. Особенности составления текстов распорядительных, организационно-правовых, информационно-справочных документов. Особенности составления текстов личных деловых бумаг. Деловые письма: разновидности, правила составления, устойчивые языковые конструкции

10

Практические занятия:

Составление и стилистическая правка документов. Составление и стилистическая правка деловых писем. Проверочная работа по пройденному материалу

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта

2

Общее количество по учебной дисциплине

74

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины:

  • основные жанры официально- делового стиля, содержание и структуру функционально- стилистического пространства делового языка, композицию документного текста;

  • традиции письменного

речевого поведения в деловом коммуникативном

пространстве;

  • свод правил русской орфографии и пунктуации, отвечающих современному состоянию русского языка;

  • современные нормы устной и письменной речи;

  • правила, отражающие стилистическое многообразие и динамичность современной

речи и делового письма;

  • правила речевого этикета;

  • специфику редакторской

работы с текстами деловой документации;

  • «отлично»: теоретическое содержание курса освоено полностью, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко;

  • «хорошо»: теоретическое содержание курса освоено полностью, некоторые умения сформированы недостаточно, все

предусмотренные программой учебные

задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками;

  • «удовлетворительно»: теоретическое содержание курса освоено частично, но

пробелы не носят существенного характера, необходимые умения работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено,

некоторые из выполненных заданий содержат ошибки;

  • «неудовлетворительно»: теоретическое

содержание курса не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки.

  • оценка результатов устного и письменного опроса;

  • оценка результатов выполнения

практических работ;

  • оценка результатов проверочных работ;

  • оценка результатов

выполнения тестовых заданий;

  • зачёт.

Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины:





  • владеть правилами русской орфографии, пунктуации, стилистики;

  • продуцировать письменный текст с соблюдением

требований официально- делового стиля;

  • использовать особенности языка документов:

стилистически маркированную лексику и терминологию, речевые клише и штампы, устойчивые обороты, глагольное управление, правила употребления прописных и строчных букв и т.д.;

  • профессионально составлять, оформлять и редактировать деловые бумаги с учётом

современной практики письма;

  • пользоваться справочной литературой;

  • владеть культурой речи при приёме посетителей.

  • «отлично»: теоретическое содержание курса освоено полностью, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко;

  • «хорошо»: теоретическое содержание курса освоено полностью, некоторые умения сформированы недостаточно, все

предусмотренные программой учебные

задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками;

  • «удовлетворительно»: теоретическое содержание курса освоено частично, но

пробелы не носят существенного характера, необходимые умения работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено,

некоторые из выполненных заданий содержат ошибки;

  • «неудовлетворительно»: теоретическое

содержание курса не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки.

  • оценка результатов устного и письменного опроса;

  • оценка результатов выполнения

практических работ;

  • оценка результатов проверочных работ;

  • оценка результатов

выполнения тестовых заданий;

  • зачёт.











  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете русского языка и культуры речи.

Оборудование учебного кабинета: учебные столы, стулья, доска, книжные шкафы с учебной литературой, лингвистическими словарями и справочниками.

Технические средства обучения в учебном кабинете: презентационная техника (проектор, экран, компьютер).

    1. Информационное обеспечение обучения

Литература и электронные ресурсы:

Основные источники:

  1. Культура речи и деловое общение: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В.В. Химик [и др.]; ответственные редакторы В.В. Химик, Л.Б. Волкова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 308с. https://urait.ru/book/kultura-rechi-i-delovoe-obschenie- 474745

  2. Марьева, М.В. Русский язык в деловой документации: учеб. / М.В. Марьева. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 323 с. – (Среднее профессиональное образование).

  3. Рахманин, Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: учеб. пособие / Л.В. Рахманин. – 3-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2019. – 256 с. – (Стилистическое наследие).

  4. Трофимова, О.В. Основы делового письма: учеб. пособие / О.В. Трофимова, Е.В. Купчик. – 5-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2019. – 304 с.

Основные электронные издания:

  1. Голубева, А.В. Русский язык и культура речи: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А.В. Голубева; под редакцией А. В. Голубевой. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 386 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-9916-7623-6. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/449718.

  2. Иванова, А.Ю. Русский язык в деловой документации: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А.Ю. Иванова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 187 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-13860-3. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/475543

3. Панфилова, А.П. Культура речи и деловое общение в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для СПО / А.П. Панфилова, А.В. Долматов; под общ. ред. А.П. Панфиловой. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 231 с. https://biblio-online.ru/book/82FA4372-C48B-4106-88BC-0E2650246585

4. Панфилова, А.П. Культура речи и деловое общение в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для СПО / А.П. Панфилова, А.В. Долматов. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 258 с. https://biblio- online.ru/book/D6B82178-F5C5-4091-8AA0-AECF4E1482FE

5. Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь: учебно- практическое пособие для среднего профессионального образования / В.Д. Черняк [и др.]; под общей редакцией В.Д. Черняк. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 525 с. (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-03886-6. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/469605

Дополнительные источники:

1. Культура устной и письменной речи делового человека: справочник- практикум / Н.С. Водина [и др.] – 23-е изд. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2020. – 320 с.

2. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование/Д.Э. Розенталь, Е.В. Джанджакова, Н.П. Кабанова. 11-е изд., исправ. и доп. – М.: АЙРИС- пресс, 2020. – 496 с.



4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Формы проведения занятий: лекции и практические занятия.

В процессе освоения содержания рабочей программы предусмотрены индивидуальные и групповые консультации.

Для организации самостоятельной работы созданы необходимые условия: обеспеченность учебными пособиями, нормативными словарями, информационно-коммуникационными материалами, предлагается консультационная помощь.

Самостоятельная работа включает работу с учебным текстом, нормативными словарями, разработку предметного текста, разработку презентации, – и выполняется индивидуально и подгруппами студентов.

Способы контроля над выполнением самостоятельной работы: защита на учебном занятии и обсуждение результатов.

Реализация содержания учебной дисциплины может осуществляться с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на ИКПО «Сферум».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!