МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 РУССКИЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
46.02.01. Документационное обеспечение управления и архивоведение
Очная форма обучения
Екатеринбург
2023
Рассмотрена на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин дата, протокол № Заведующий кафедрой: ____________/ | Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение Утверждена решением научно-методического совета протокол №__от____ |
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык в профессиональной деятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 46.02.01. «Документационное обеспечение управления и архивоведение», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 августа 2022 г. N 778
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
Разработчик:
Исмоилова Е.Н., преподаватель высшей квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 РУССКИЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 Русский язык в профессиональной деятельности является обязательной частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена (далее ОПОП-ППССЗ) ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж» в соответствии с ФГОС СПО специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение.
Срок реализации ОПОП-ППССЗ по очной форме обучения – 2023-2025 уч.г. Год реализации рабочей программы по очной форме обучения – 2023-2024 уч.г.
Данная рабочая программа реализуется в 2023-2024 учебном году, в 3 и 4 семестрах. Учебная дисциплина ОП.06 Русский язык в профессиональной деятельности относится к социально-гуманитарному циклу основной профессиональной образовательной программы специальности 46.02.01Документационное обеспечение управления и архивоведение.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Содержание учебной дисциплины ориентировано на формирование у обучающихся следующих общих и профессиональных компетенций:
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.
ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 1.2. Координировать работу приемной руководителя, зон приема различных категорий посетителей организации.
ПК 1.7. Оформлять организационно-распорядительные документы и организовывать работу с ними, в том числе с использованием автоматизированных систем.
ПК 1.8. Оформлять документы по личному составу и организовывать работу с ними, в том числе с использованием автоматизированных систем.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать и уметь:
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 09 ПК 1.2. ПК 1.7. ПК 1.8. | владеть правилами русской орфографии, пунктуации, стилистики; письменный текст с соблюдением требований официально-делового стиля; использовать особенности языка документов: стилистически маркированную лексику и терминологию, речевые клише и штампы, устойчивые обороты, глагольное управление, правила употребления прописных и строчных букв и т.д. профессионально составлять, оформлять и редактировать деловые бумаги с учетом современной практики письма; пользоваться справочной литературой; владеть культурой речи при приеме посетителей. | основные жанры официально-делового стиля, содержание и структуру функционально-стилистического пространства делового языка, композицию документного текста; традиции письменного речевого поведения в деловом коммуникативном пространстве; свод правил русской орфографии и пунктуации, отвечающих современному состоянию русского языка; современные нормы устной и письменной речи; правила, отражающие стилистическое многообразие и динамичность современной речи и делового письма; правила речевого этикета; специфику редакторской работы с текстами деловой документации. |
1.3. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося по очной форме
обучения составляет 74 часа, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка - 70 часов;
самостоятельная работа - 2 часа;
промежуточная аттестация - 2 часа (в форме дифференцированного зачета).
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной нагрузки и виды учебной работы студентов по очной форме обучения
Вид учебной работы | Всего | Объем часов по семестрам |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 74 | - | - | 32 | 42 | - | - |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 70 | - | - | 32 | 38 | - | - |
в том числе: |
самостоятельная работа студента (всего) | 2 | - | - | - | 2 | - | - |
промежуточная аттестация в форме | 2 | - | - | - | д/з | - | - |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык в профессиональной деятельности»
Коды ОК, ПК | Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студентов | Объем часов |
Раздел 1. Стили речи | 4 |
ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 09 ПК 1.2. ПК 1.7. ПК 1.8. | Тема 1.1. Стили речи. Официально- деловой стиль речи | Содержание учебного материала: Современный русский литературный язык и его стили. Общая характеристика официально-делового стиля речи, его подстилей и жанров. История формирования официально-делового стиля. Стилистические особенности языка деловых бумаг. | 4 |
Раздел 2. Нормы литературного языка в деловой документации | 36 |
ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 09 ПК 1.2. ПК 1.7. ПК 1.8. | Тема 2.1. Лексические нормы в деловой документации | Содержание учебного материала: Выбор слова. Лексическая сочетаемость. Речевая избыточность. Плеоназм. Тавтология. Речевая недостаточность. Паронимы в составе деловой лексики. Употребление заимствований в деловой речи. Использование фразеологических средств в текстах документов | 12 |
Практические занятия: |
Редактирование документов: выявление лексических ошибок |
ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 09 ПК 1.2. ПК 1.7. ПК 1.8. | Тема 2.2. Морфологические нормы в деловой документации | Содержание учебного материала: Особенности употребления имен существительных в документах. Трудности в употреблении имен существительных, связанные с категорией рода, числа. Склонение имен существительных собственных. Особенности употребления местоимений в документах. Особенности употребления числительных и сочетаний имен числительных с именами существительными. | 10 |
Практические занятия: |
Редактирование документов: выявление ошибок, связанных с употреблением имен существительных. Редактирование документов: выявление ошибок, связанных с употреблением имен числительных и местоимений. |
ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 09 ПК 1.2. ПК 1.7. ПК 1.8. | Тема 2.3. Синтаксические нормы в деловой документации | Содержание учебного материала Предложное и беспредложное управление. Выбор предлога и падежной формы. Производные предлоги. Падеж дополнения при глаголах с отрицанием. Нанизывание падежей. Управление при однородных членах предложения. Согласование сказуемого с подлежащим, в том числе и с однородными подлежащими. Согласование определений с существительными. Употребление причастных и деепричастных оборотов в документах. Трудные случаи обособления определений и обстоятельств. Параллельные синтаксические конструкции. Согласование приложений. Трудные случаи обособления приложений. | 8 |
Практические занятия: |
Глагольное и именное управление в текстах документов. Согласование сказуемого с подлежащим: стилистические ошибки в текстах документов. Употребление параллельных синтаксических конструкций в текстах документов. Согласование приложений и определений: стилистические ошибки в текстах документов |
ОК 01 ОК 02 ОК 05 ОК 09 ПК 1.7. ПК 1.8. | Тема 2.4. Нормы правописания в деловой документации | Содержание учебного материала: Орфографическая норма. Виды орфографических норм. Орфографические словари. | 6 |
Практические занятия: |
Типичные орфографические ошибки в текстах служебных документов. Типичные пунктуационные ошибки в текстах служебных документов. Проверочная работа по пройденному материалу. |
Раздел 3. Правила оформления наименований в текстах документов | 12 |
ОК 01 ОК 02 ОК 05 ОК 09 ПК 1.7. ПК 1.8. | Тема 3.1. Правила оформления наименований в текстах документов | Содержание учебного материала: Правила оформления номенклатурных наименований. Правила оформления адресата. Правила оформления наименований вида документа и заголовка. Правила оформления дат, календарных сроков, времени. Правила оформления чисел. | 12 |
Практические занятия: |
Употребление прописной буквы в деловой документации. Редактирование служебных документов. Проверочная работа по пройденному материалу. |
Раздел 4. Создание текста документа | 22 |
ОК 01 ОК 02 ОК 05 ОК 09 ПК 1.7. ПК 1.8. | Тема 4.1. Композиционные особенности документов | Содержание учебного материала: Композиция документов: логическая, формальная, реквизитная, информационная. Соотнесенность композиции с типом документа. Способы изложения материала в документе. Соразмерность частей документа. Рубрикация. | 10 |
Практические занятия: |
Редактирование служебных документов. Проверочная работа по пройденному материалу. |
Самостоятельная работа: | 2 |
Разработка текстового сообщения и слайдовой презентации в Power Point на тему «Правила деловой переписки». |
ОК 01 ОК 02 ОК 05 ОК 09 ПК 1.7. ПК 1.8. | Тема 4.2. Составление текстов документов. Деловая переписка | Содержание учебного материала: Служебные документы: типология, образцы, языковое оформление. Особенности составления текстов распорядительных, организационно-правовых, информационно-справочных документов. Особенности составления текстов личных деловых бумаг. Деловые письма: разновидности, правила составления, устойчивые языковые конструкции | 10 |
Практические занятия: |
Составление и стилистическая правка документов. Составление и стилистическая правка деловых писем. Проверочная работа по пройденному материалу |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта | 2 |
Общее количество по учебной дисциплине | 74 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: |
основные жанры официально- делового стиля, содержание и структуру функционально- стилистического пространства делового языка, композицию документного текста; традиции письменного речевого поведения в деловом коммуникативном пространстве; свод правил русской орфографии и пунктуации, отвечающих современному состоянию русского языка; современные нормы устной и письменной речи; правила, отражающие стилистическое многообразие и динамичность современной речи и делового письма; работы с текстами деловой документации; | «отлично»: теоретическое содержание курса освоено полностью, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко; «хорошо»: теоретическое содержание курса освоено полностью, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками; «удовлетворительно»: теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые умения работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий содержат ошибки; содержание курса не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки. | оценка результатов устного и письменного опроса; оценка результатов выполнения практических работ; выполнения тестовых заданий; |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: |
владеть правилами русской орфографии, пунктуации, стилистики; продуцировать письменный текст с соблюдением требований официально- делового стиля; стилистически маркированную лексику и терминологию, речевые клише и штампы, устойчивые обороты, глагольное управление, правила употребления прописных и строчных букв и т.д.; профессионально составлять, оформлять и редактировать деловые бумаги с учётом современной практики письма; пользоваться справочной литературой; владеть культурой речи при приёме посетителей. | «отлично»: теоретическое содержание курса освоено полностью, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко; «хорошо»: теоретическое содержание курса освоено полностью, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками; «удовлетворительно»: теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые умения работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий содержат ошибки; содержание курса не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки. | оценка результатов устного и письменного опроса; оценка результатов выполнения практических работ; выполнения тестовых заданий; |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете русского языка и культуры речи.
Оборудование учебного кабинета: учебные столы, стулья, доска, книжные шкафы с учебной литературой, лингвистическими словарями и справочниками.
Технические средства обучения в учебном кабинете: презентационная техника (проектор, экран, компьютер).
Информационное обеспечение обучения
Литература и электронные ресурсы:
Основные источники:
Культура речи и деловое общение: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В.В. Химик [и др.]; ответственные редакторы В.В. Химик, Л.Б. Волкова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 308с. https://urait.ru/book/kultura-rechi-i-delovoe-obschenie- 474745
Марьева, М.В. Русский язык в деловой документации: учеб. / М.В. Марьева. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 323 с. – (Среднее профессиональное образование).
Рахманин, Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: учеб. пособие / Л.В. Рахманин. – 3-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2019. – 256 с. – (Стилистическое наследие).
Трофимова, О.В. Основы делового письма: учеб. пособие / О.В. Трофимова, Е.В. Купчик. – 5-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2019. – 304 с.
Основные электронные издания:
Голубева, А.В. Русский язык и культура речи: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А.В. Голубева; под редакцией А. В. Голубевой. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 386 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-9916-7623-6. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/449718.
Иванова, А.Ю. Русский язык в деловой документации: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А.Ю. Иванова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 187 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-13860-3. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/475543
3. Панфилова, А.П. Культура речи и деловое общение в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для СПО / А.П. Панфилова, А.В. Долматов; под общ. ред. А.П. Панфиловой. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 231 с. https://biblio-online.ru/book/82FA4372-C48B-4106-88BC-0E2650246585
4. Панфилова, А.П. Культура речи и деловое общение в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для СПО / А.П. Панфилова, А.В. Долматов. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 258 с. https://biblio- online.ru/book/D6B82178-F5C5-4091-8AA0-AECF4E1482FE
5. Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь: учебно- практическое пособие для среднего профессионального образования / В.Д. Черняк [и др.]; под общей редакцией В.Д. Черняк. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 525 с. (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-03886-6. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/469605
Дополнительные источники:
1. Культура устной и письменной речи делового человека: справочник- практикум / Н.С. Водина [и др.] – 23-е изд. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2020. – 320 с.
2. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование/Д.Э. Розенталь, Е.В. Джанджакова, Н.П. Кабанова. 11-е изд., исправ. и доп. – М.: АЙРИС- пресс, 2020. – 496 с.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Формы проведения занятий: лекции и практические занятия.
В процессе освоения содержания рабочей программы предусмотрены индивидуальные и групповые консультации.
Для организации самостоятельной работы созданы необходимые условия: обеспеченность учебными пособиями, нормативными словарями, информационно-коммуникационными материалами, предлагается консультационная помощь.
Самостоятельная работа включает работу с учебным текстом, нормативными словарями, разработку предметного текста, разработку презентации, – и выполняется индивидуально и подгруппами студентов.
Способы контроля над выполнением самостоятельной работы: защита на учебном занятии и обсуждение результатов.
Реализация содержания учебной дисциплины может осуществляться с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на ИКПО «Сферум».