Комсомольский-на-Амуре филиал краевого государственного
бюджетного профессионального образовательного учреждения
«Хабаровский государственный медицинский колледж»
министерства здравоохранения Хабаровского края
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий филиалом
______________ Т.А. Елащук
«___»___________________2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 «Общественное здоровье и здравоохранение»
31.02.06. Стоматология профилактическая
базовая подготовка очная форма получения образования
г. Комсомольск-на-Амуре
2018
РАССМОТРЕНА на заседании ЦМК от «___»_____2018 г. Протокол №___ Председатель ________/_____________/ | ОДОБРЕНА Заведующего отделом УВР ________/БолтовскаяЕ,В «___»________________2018 г. |
РЕКОМЕНДОВАНА учебно-методическим советом Протокол №__ от «____»_______2018 г. Председатель ________/________________________/ | |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена 31.02.06. Стоматология профилактическая (базовая подготовка очная форма получения образования).
Организация-разработчик: Комсомольский-на-Амуре филиал краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Хабаровский государственный медицинский колледж» министерства здравоохранения Хабаровского края
Разработчик:
Кокшаров М.А., преподаватель общепрофессионального цикла
СОДЕРЖАНИЕ
паспорт рабочей программы учебной дисциплины
структура и содержание учебной дисциплины
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Общественное здоровье и здравоохранение»
1.1. Область применения программы:
рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 31.02.06. Стоматология профилактическая
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.08 «Общественное здоровье и здравоохранение» входит в общепрофессиональные дисциплины профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освое-
ния дисциплины:
в результате освоения дисциплины студент должен уметь:
У.1. Консультировать по вопросам правового взаимодействия гражданина с системой здравоохранения;
У.2.Рассчитывать и анализировать показатели общественного здоровья населения;
У.3.Вести утвержденную медицинскую документацию. В результате освоения дисциплины студент должен знать: З.1.Факторы, определяющие здоровье населения;
З.2.Показатели общественного здоровья населения, методику их расчета и анализа;
З.3.Первичные учетные и статистические документы;
З.4.Основные показатели, используемые для оценки деятельности лечебно-профилактического учреждения;
З.5.Систему организации оказания медицинской помощи городскому и сельскому населению;
З.6.Законодательные акты по охране здоровья населения и медицинскому страхованию;
З.7.принципы организации экономики, планирования и финансирования здравоохранения;
З.8.принципы организации и оплаты труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях.
1.4. Требования к результатам освоения учебной дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» для специальности 31.02.06. Стоматология профилактическая
Гигиенист стоматологический, должен обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1.
| Понимать сущность и социальную значимость своей буду- щей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами. Руководством, потребителями. |
ОК7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. |
ОК9. | Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК10. | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
ОК11. | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. |
ОК12. | Организовать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
ОК13. | Вести здоровый образ жизни. Заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
| |
ПК 1.1. | Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения , пациента, и его окружения. |
ПК 1.2. | Проводить санитарно - гигиеническое воспитание населения. |
ПК 1.3. | Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний. |
ПК 2.1. | Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. |
ПК 2.2. | Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. |
ПК 2.3. | Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами. |
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию. |
ПК 3.2. | Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях. |
ПК 3.3. | Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций. |
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента - 94 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки - 62 часа,
самостоятельной работы 32 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 94 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 62 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 22 |
семинарские занятия | 26 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа студента (всего) | 32 |
в том числе: | |
работа с нормативно-правовой документации | 6 |
составление терминологического словаря | 4 |
решение ситуационных задач | 6 |
подготовка презентации | 6 |
подготовка рефератов | 6 |
подготовка бизнес плана | 4 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Общественное здоровье и здравоохранение»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уро- вень освое- ния |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Общественное здоровье Тема 1.1. Здоровье и болезнь как основные категории медицины | Лекция №1 Здоровье как биологическая, физиологическая, психологическая, социальная и экономическая категория. Здоровье как фактор безопасности нации. Здоровье как основной экономический ресурс страны. Влияние здоровья населения на экономику страны, производительность труда. Экономический ущерб, связанный с ЗВУТ, инвалидностью, преждевременной смертностью. Здоровье как потребитель экономических ресурсов. Затраты на профилактические, лечебно-диагностические мероприятия, лекарственные средства, приборы и реактивы, экологические мероприятия, медицинскую промышленность, производство лекарственных средств. Здоровье как финансовая категория. Формирование бюджета страны и регионов в зависимости от состояния здоровья населения. Здоровье как социальная категория. Зависимость здоровья населения от уровня, качества и образа жизни. Факторы, определяющие здоровье (природные, биологические, социальные). Ведущая роль социальных факторов. Понятие медицинской демографии. Статистика населения: численность, возрастно-половой состав, плотность, методы изучения. рождаемость, смертность. Региональные особенности демографических показателей. Роль средних медицинских работников в получении демографических данных. Заболеваемость населения: понятие, методы и источники изучения, виды. Международная классификация болезней, ее использование в здравоохранении. Показатели общей заболеваемости, инфекционными болезнями. Физическое развитие как важнейший показатель здоровья. Факторы, определяющие уровень физического развития. Акселерация и децелерация: причины, медико-социальные аспекты. | 2 | 1 |
Практическое занятие №1. Общественное здоровье. Общественное здоровье, методика анализа демографических показателей. Практическое занятие №2. Методика анализа показателей заболеваемости. Семинарское занятие №1. Статистика населения: численность, возрастно-половой состав, плотность. Семинарское занятие №2. Методы изучения. рождаемость, смертность. Самостоятельная работа студентов. Работа с учебной, нормативной и справочной литературой. Решение ситуационных задач. Составление терминологического словаря. | 4 4 2 2 6 | 2 |
Раздел 2 Охрана здоровья граждан в РФ Тема 2.1. Политика государства в области охраны здоровья городскому и сельскому населению. | Лекция №2 Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан. Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью. Здравоохранение как система. Ресурсы здравоохранения: финансовые, материальные, кадровые. Организация здравоохранения в России. Поликлиника как основной тип медицинской организации, предоставляющей населению ПМСП, структура и функции: оказание массовой квалифицированной и специализированной (по основным видам медицинской помощи), участковый принцип работы. .Показатели деятельности амбулаторно-поликлинического учреждения. Стационарная помощь населению. Многопрофильные и специализированные стационары. Показатели деятельности стационара. Организация скорой и неотложной помощи городскому населению. Особенности сельского здравоохранения в связи со спецификой сельскохозяйственного производства и расселения населения. Показатели здоровья сельского населения. Этапность оказания медицинской помощи сельскому населению. Сельский врачебный участок, участковая больница, структура и функции. Участковый принцип работы. Амбулаторная и стационарная помощь в участковой больнице, диспансеризация населения. Больницы сестринского ухода. Фельдшерско-акушерские пункты. Структура, функции, штаты. Направления деятельности фельдшера. Показатели деятельности учреждений сельского здравоохранения. Практическое занятие №3 Стационарная помощь населению. Показатели деятельности стационара. Организация скорой и неотложной помощи городскому населению. | 2 2 4 | 2 |
| Семинарское занятие №3. Организация медицинской помощи городскому населению. Анализ показателей деятельности медицинской организации (структурного подразделения). Организация деятельности гигиениста стоматологического в условиях поликлиники здравпункта, образовательного учреждения. Практическое занятие №4 Многопрофильные и специализированные стационары | 2 4 | 2 |
| Семинарское занятие №4. Организация медицинской помощи сельскому населению. Анализ показателей деятельности медицинской организации (структурного подразделения). Организация деятельности гигиениста стоматологического в условиях ФАПа, ЦРБ, образовательного учреждения. | 2 | 2 |
| Самостоятельная работа студентов. Решение ситуационных задач. Подготовка презентаций по теме: «Оказание медицинской помощи на селе», «Оказание медицинской помощи в городе» | 4 | 3 |
| Лекция №3 | 2 | 2 |
Раздел 3. | Медицинское страхование как часть социального страхования. Понятие о страховой | | |
Основы страхо- | медицине. Причины перехода к страховой медицине. Основные принципы. Мно- | | |
вой медицины | гоканальное финансирование страховой медицины (государственные вложения, стра- | | |
Тема 3.1. Основы страховой медицины. | ховые взносы работодателей, внебюджетные источники. | | |
| Законодательство по страховой медицине. Обязательное и добровольное медицинское | | |
| страхование. Субъекты медицинского страхования (застрахованные, страхователи, | | |
| страховщики, исполнители медицинских услуг). | | |
| Механизм обязательного медицинского страхования (ОМС). Базовая и территориаль- | | |
| ная программы ОМС. Изменение функций учреждений здравоохранения при страховой | | |
| медицине. | | |
| Лечебно-профилактическое учреждение как самостоятельно хозяйствующий субъект, находящийся на самофинансировании и самообеспечении. Аккредитация и лицензирование учреждений здравоохранения; сертификация и аттестация медицинских работников. Медицинские страховые компании, структура и функции. Внедрение экономических методов управления при страховой медицине. | | |
| Практическое занятие №5 Законодательство по страховой медицине. Обязательное и добровольное медицинское страхование. Семинарское занятие №5 Субъекты медицинского страхования (застрахованные, страхователи, | 4 | |
2 | |
| страховщики, исполнители медицинских услуг). Практическое занятие №6 | | |
| Законодательство в области страховой медицины. Виды страхования, субъекты медицинского страхо- | 2 | 2 |
| вания. Система охраны здоровья населения». Защита рефератов. Семинарское занятие №6 Медицинские страховые компании, структура и функции. | 2 | |
| Самостоятельная работа студентов. | 6 | |
| Работа с учебной, нормативной и справочной литературой. | | |
| Составление реферативных сообщений. Составление терминологического словаря. | | 2 |
| Лекция №4 | | |
| Важнейшие экономические проблемы здравоохранения. Финансирование государственного здравоохранения в России при страховой медицине. Смета как финансовый план учреждения, разделы сметы, статьи расходов. Формы взаиморасчета лечебно-профилактических учреждений со страховыми медицинскими организациями в системе обязательного и добровольного медицинского страхования. | 2 | 2 |
| Формы собственности в здравоохранении (государственная, муниципальная, частная). Деятельность медицинских учреждений различной формы собственности и медицинских работников в условиях конкуренции. | | |
| Рыночные отношения в здравоохранении при страховой медицине. Рынок в здравоохранении как рынок несовершенной конкуренции. Рыночные отношения в системе | | |
| обязательного и добровольного страхования, платных услуг. Рынок медицинских ус луг. Понятие товара и услуги. | | |
| Маркетинг в здравоохранении Медицинская услуга как товар. Характеристики медицинской услуги (неосязаемость, | | |
| несохраняемость, непостоянство качества, неотделимость от источника и т.д.). Про- | | |
| стая, сложная, комплексная медицинская услуга. Планирование и создание рынка | | |
| медицинских услуг, в том числе услуг, оказываемых средними медицинскими работ- | | |
Раздел 4. | никами. Спрос и предложение на рынке медицинских услуг; причины дефицита | | |
| и перепроизводства; различные системы оплаты медицинских услуг. | | |
Основы экономики здравоохране- | Цена как важнейший регулятор рыночных отношений. Методы ценообразования (нор- | | |
ния | мативный, затратный); достоинства и недостатки. Себестоимость как основа затратно- | | |
| го метода определения цены медицинской услуги. Понятия прибыли и рентабельности | | |
| в здравоохранении. Виды цен на медицинские услуги: бюджетные, тарифные, прей- | | |
| скурантные, договорные. | | |
Тема 4.1. | Семинарское занятия №7. Основы экономики здравоохранения. | 2 | |
Основы экономи- | Рыночные отношения в здравоохранении. Решение ситуационных задач. | | 2 |
ки здравоохране- | Защита рефератов. | | 2 |
ния | Самостоятельная работа студентов. | 6 | |
| Работа с учебной, нормативной и справочной литературой. | | 2 |
| Составление реферативных сообщений, терминологического словаря. | | |
| Лекция №5 | | |
| Цели и задачи маркетинга в здравоохранении. Социально-этический характер марке- | 2 | 2 |
| тинга в здравоохранении. Изучение рынка медицинских услуг как основа маркетинга. | | |
| Маркетинг медицинских и фармацевтических товаров, услуг, пациентов, труда, мест, | | |
| идей, информации. Особенности спроса на медицинские услуги. Низкая эластичность | | |
| спроса. Факторы, влияющие на спрос (сезонность, территориальные особенности, эко- | | |
| логическая обстановка, эпидемиологическая ситуация и т.д.). | | |
| Характеристика рынка потребителей медицинских услуг. Маркетинговая деятель- | | |
| ность учреждений здравоохранения. Оплата труда средних медицинских работни- | | |
| ков. Основная и дополнительная заработная плата. Единая тарифно- | | |
| квалификационная сетка (ЕТС) оплаты труда по должностям работников здравоохра- | | |
| нения. Система повышений, доплат и надбавок. Гибкая (рейтинговая) система оплаты | | |
| труда. Оплата труда медицинских работников в условиях рынка в зависимости от ко- | | |
| личества и качества проделанной работы. Аттестация средних медицинских и фарма- | | |
| цевтических работников как один из факторов повышения их заработной платы. Спо- | | |
| собы экономического стимулирования труда средних медицинских работников. | | |
| Семинарское №8. Маркетинг в здравоохранении. | 2 | |
| Виды маркетинга в здравоохранении. Семинарское №9. Решение ситуационных задач. | 2 | |
Раздел 5. Основы управления здравоохранением | Лекция №6. Самостоятельная работа студентов. Работа с учебной, нормативной и справочной литературой. Составление реферативных сообщений, терминологического словаря. | 6 | 2 2 |
Тема. 5.1. | Лекция №7. | 2 | |
Менеджмент как практика, теория | История развития менеджмента как науки. Определение понятия «Менеджмент». | | |
и искусство | Организация как объект управления. Организация как группа людей, объединенных | | 2 |
управления | для выполнения общей цели. Типичные характеристики организации (наличие ресур- | | |
| сов, зависимость от внешней среды, горизонтальное и вертикальное разделение труда, | | |
| необходимость управления Система здравоохранения и учреждения здравоохранения | | |
| как открытые системы. Внутренняя среда учреждений здравоохранения (цели, струк- | | |
| тура, задачи, технологии, кадры). Внешняя среда учреждений здравоохранения. Функ- | | |
| ции управления. . Структура управления в здравоохранении. Мотивация как функция | | |
| управления. Моральное и материальное вознаграждения. Контроль в деятельности | | |
| учреждений зравоохранения и медицинских работников. Функции менеджмента в уч- | | |
| реждениях здравоохранения. Планирование и контроль в деятельности учреждений | | |
| здравоохранения и медицинских работников. Показатели деятельности учреждений | | |
| здравоохранения. Методы управления. Основные методы управления (органи- | | |
| зационно-распорядительные, экономические, социально-психологические), их особен- | | |
| ности. | | |
| Стили управления (авторитарный, демократический, либеральный). Психология ме- | | |
| неджмента. Руководство и лидерство в управлении. Этика делового общения. | | |
| Конфликт и его природа. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов. . | | |
| Современные информационные технологии и их значение. Теория принятия решений. | | |
| Требования к управленческим решениям. Алгоритм принятия решений. Факторы, | | |
| влияющие на качество решений. | 2 | |
| Семинарское занятие №10. Основы управления здравоохранением. | | |
| Внешняя и внутренняя среда организации. Контроль как функция управления. | | |
| Семинарское занятие №11 Защита рефератов. | 2 | |
| Семинарское занятие №12. Менеджмент в здравоохранении. | 2 | 2 |
| Методы и стили управления. Способы разрешения конфликтов. | | |
| Семинарское занятие №13 Решение ситуационных задач. | 2 | |
| Самостоятельная работа студентов. | 4 | 3 |
| Работа с учебной, нормативной и справочной литературой. Подготовка реферативных сообщений. | | |
| | | |
| Всего: | 94 | |
| Лекции: | 14 | |
| Практические занятия: | 22 | |
| Семинарские занятия: | 26 | |
| Самостоятельная работа: | 32 | |
| | | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета по общественному здоровью и здравоохранению
Оборудование учебного кабинета: учебники, учебные пособия, электронно-образовательные ресурсы, табличный материал и т.д.
Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Трушкина Л.Ю., Тлепцеришев Р.А., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. «Экономика и управление здравоохранением». Учебное пособие. Изд. 2-е. Ростов н/Д, «Феникс», 2011, 384 с.
Меньшиков В.В., Пименов Л.М., «Менеджмент в лабораторной клинико-диагностической службе». М.: Академия, 2012, 207 стр.
Дополнительные источники:
1. Герасименко Н.Ф. «Полное собрание законов об охране здоровья
граждан. Комментарии, основные понятия, подзаконные акты». М.: ГЭОТАР-
МЕД, 2011 .
Акопян А.С., Райзберг Б.А., Шиленко Ю.В. «Экономические проблемы здравоохранения». М.: Инфра-М, 2011, 190 с.
Юрьев В.К., Куценко Г.И. «Общественное здоровье и здравоохранение». СПб, «Петрополис», 2011, 910 с.
Вялков А.И., Райзберг Б.А., Шиленко Ю.В. «Управление и экономика здравоохранения». Учебное пособие для ВУЗов. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2012, 325 с.
«Общественное здоровье и здравоохранение». Под ред. Миняева В.А., Вишнякова Н.И. М.: «Медпресс-информ», 2012, 520 с.
М. Мескон, М. Альберт, Фр. Хедоури. «Основы менеджмента». Пер. с англ., М.: «Дело», 2002, 540 стр.
Дробышев А.А. и др. «Основы общей экономической теории с экономикой здравоохранения». М.: АНМИ, 2011, 425 стр.
Интернет-ресурсы:
1. Сайт «STUDENT MEDIC» studentmedic.ru ,
2. Сайт «МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ»
www.rosminzdrav.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения | Основные показатели оценки результатов |
(освоенные умения, усвоенные знания) | обучения |
В результате освоения дисциплины сту- | |
дент должен уметь: | |
У.1.Консультировать по вопросам право- | Демонстрирует умения выполнения задания |
вого взаимодействия гражданина с систе- | по работе с нормативно-правовой докумен- |
мой здравоохранения; | тацией; |
У.2.Рассчитывать и анализировать показа- | |
тели общественного здоровья населения; | Демонстрирует умение рассчитывать и ана- |
У.З.Вести утвержденную медицинскую | лизировать показатели общественного здо- |
документацию. | ровья, вести утвержденную медицинскую |
| документацию; |
В результате освоения дисциплины сту- | |
дент должен знать: | |
З.1.Факторы, определяющие здоровье на- | |
селения; | Показывает знания факторов, определяющих |
З.2.Показатели общественного здоровья | здоровье населения, методику расчета пока- |
населения, методику их расчета и анализа; | зателей здоровья при решении ситуацион- |
З.З.Первичные учетные и статистические | ных задач; |
документы; | Демонстрирует знания заполнения медицин- |
З.4.Основные показатели, используемые | ской документации, использование показа- |
для оценки деятельности лечебно- | телей здоровья при решении задач; |
профилактического учреждения; | |
З.5.Систему организации оказания меди- | |
цинской помощи городскому и сельскому | Показывает знания особенности. здраво- |
населению; | охранения в городе и селе при решении тест |
З,6.Законодательные акты по охране здо- | заданий; |
ровья населения и медицинскому страхо- | Раскрывает суть медицинского страхования, |
ванию; | а также знания основ экономики, планиро- |
З.7.Принципы организации экономики, | вания и финансирования здравоохранения |
планирования и финансирования здраво- | при решении ситуационных задач и тест- |
охранения; | заданий; |
З. 8.Принципы организации и оплаты тру- | |
да медицинского персонала в лечебно- | |
профилактических учреждениях. | Демонстрирует знания расчета оплаты труда |
| в системе здравоохранения при рении задач; |