СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах на базе среднего общего образования

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах на базе среднего общего образования»

Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края

ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»










рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы


ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена


специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах


на базе среднего общего образования


Срок обучения 2021 - 2024 годы























2021




Одобрено Научно-методическим советом

Протокол № ___ от «_ _» ____2021 г.



Утверждено

На заседании педагогического совета

колледжа от « ___» _____ 2021г.,

протокол №____

Директор ГБПОУ КК КПК

_____________ Решетняк О.В.




Рабочая программа учебной дисциплины ОПД.03 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах углубленной подготовки (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014г. №1353), зарегистрировано в Минюсте 24.11.2014 г. № 34864



Укрупненная группа:

44.00.00 Образование и педагогические науки

44.02.02 Преподавание в начальных классах



Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»

Разработчики: Ушакова В.С., преподаватель ГБПОУ КК КПК

Согласовано

ЦМК математических и общих естественнонаучных дисциплин

Протокол № ___ от «_ 2021 г.

Председатель ЦМК _________ Меденец Н.А.




Рецензенты:






СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

16

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

19



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена



1.1. Область применения программы


Рабочая программа учебной дисциплины ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена является частью программы профессиональной подготовки специалиста среднего звена по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах углубленной подготовки.

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020;Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 73-ФЗ (с последующими изменениями);

  • Федеральный закон “Об образовании в Российской федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст.2, 12, 12/1, 15 16, 58, 59, 68);

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (далее-ФЗ-304);

  • Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 июля 2013 г., регистрационный № 29200), с изменением, внесенным приказом Минобрнауки России от 22 января 2014г. №31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 марта 2014 г., регистрационный № 31539) и от 15 декабря 2014 г. № 1580 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 января 2015 г., регистрационный № 35545);

  • Приказ Минобрнауки России №885/390 от 05.08.2020 О практической подготовке обучающихся (Зарегистрировано в Минюсте России 11 сентября 2020 г. N 59778);

  • Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» (ред. от 17.11.2017, с изм. от 21.05.2020);

  • Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 июля 2014 г., регистрационный № 33335), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 октября 2014 г. № 1307 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 октября 2014 г., регистрационный № 34342) и от 9 апреля 2015 г. № 387 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 мая 2015 г., регистрационный № 37221);

  • Положение о практической подготовке обучающихся, утвержденным приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 № 885/390;  

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

  • Устав ГБПОУ Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»

  • Локальные акты ГБПОУ Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»



1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной

образовательной программы


Учебная дисциплина ОПД.03 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» относится к общепрофессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы СПО и направлена на формирование общих компетенций (ОК):

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.

ПК 1.2. Проводить занятия.

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.

ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.

ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.

ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.

ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия.

ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.



1.3. Цель и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


Цель: формирование профессиональных компетенций по рациональной организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе на основе здоровьесберегающих технологий в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и с учетом индивидуальных психолого-физиологических особенностей обучающихся младшего школьного возраста

Задачи:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

  • применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

  • оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте;

  • проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;

  • обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете при организации обучения младших школьников;

  • учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса;


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;

  • основные закономерности роста и развития организма человека;

  • строение и функции систем органов здорового человека;

  • физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

  • возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков;

  • влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;

  • основы гигиены детей и подростков;

  • гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;

  • основы профилактики инфекционных заболеваний;

  • гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям школы.


1.4. Использование часов вариативной части ОП


В результате освоения дисциплины ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена обучающиеся должны

уметь: оказывать первую медицинскую помощь при механических травмах, кровотечениях, ранениях детей;

знать: основные анатомо-физиологические характеристики систем органов не только здорового человека, но и при развитии некоторых патологических состояний систем органов кровообращения (врожденные и приобретенные пороки сердца, гипотония, гипертония, гемофилия, анемия), заболеваниях органов дыхания (ринит, гайморит, бронхит, пневмония), пищеварения (гастрит, язва желудка, стоматит, пульпит и др.), эндокринной системы (сахарный диабет); патогенез, клинику, пути профилактики и принципы лечения основных заболеваний (не только инфекционных) систем органов человека, установление причинно-следственных связей между образом жизни, вредными привычками и уровнем заболеваемости.


Коды формируемых компетенций:

ОК 3, ОК 10;

ПК 1.1-1.3, ПК 2.1-2.3, ПК 3.1-3.4, ПК 4.1-4.3;


Обоснования: требование знания учителем норм гигиены учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, которое позволит учителю организовать учебный процесс, учитывая работоспособность обучающихся, ее изменение в течение учебного дня, недели, года; использовать методы и приемы профилактики утомляемости; правильно организовывать режим дня младшего школьника.


В ходе освоения учебной дисциплины формируются Личностные результаты в соответствии с Рабочей программой воспитания ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж» утвержденной Приказом от 30 июня 2021 г. No366/1- ОД


Код личностных результатов реализации программы

воспитания

Тема учебного занятия

(или раздела)


Количество

часов на тему (или раздел)

ЛР 6. Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.

6.2. Наследование и совместимость групп крови. Переливание крови. Резус-фактор.

1

ЛР 7. Осознающий приоритетную ценность личности человека, уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

2.3. Нарушения высшей нервной деятельности детей и подростков, их профилактика.


1




ЛР 9. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.


1.3. Гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза

1



2.4. Основы гигиены детей и подростков. Режим дня обучающихся младшего школьного возраста.

1



2.4. Установление причинно-следственных связей между образом жизни, вредными привычками и уровнем заболеваемости.

1



3.1. Нарушения зрения у детей, их профилактика. Близорукость и дальнозоркость.

1



3.2. Строение уха, возрастные особенности. Гигиена слуха.

1


5.3. Определение нарушений осанки и плоскостопия, их профилактика.

1


7.2. Основные анатомо-физиологические характеристики некоторых патологических состояний органов кровообращения.

1



8.1. Заболевания органов дыхания (бронхит, пневмония), патогенез, клиника, пути профилактики и принципы лечения.

1



9.2. Гигиена питания

2

12.1. Гигиеническая организация среды в начальной школе

2


12.2. Профилактика заболеваний и травматизма в образовательной организации

2

ЛР 10. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.


1.2. Оценка факторов внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в различные возрастные периоды

1




12.1. Гигиеническая организация среды в начальной школе

2

ЛР 12. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей, демонстрирующий неприятие насилия в семье

2.3. Нарушения высшей нервной деятельности детей и подростков, их профилактика.


1

ЛР К1. Проектно мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, демонстрирующий профессиональную жизнестойкость

1.1. Применение знаний по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности

1




12.1. Гигиеническая организация среды в начальной школе

2


12.2. Профилактика заболеваний и травматизма в образовательной организации

2


1.5. Содержание профильной практической подготовки

Рабочая программа учебной дисциплины ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена предусматривает участие обучающихся в выполнении видов работ или элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и проводятся в форме практической подготовки (выполнение практической работы).


1.6. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины

(на 2021-2022 учебный год):


максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:

в форме практической подготовки 1 час,

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа,

часов вариативной части учебных циклов 18 часов,

самостоятельной работы обучающегося 32 часа.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Всего

В т.ч. в форме практической подготовки

Максимальная учебная нагрузка (всего)

96


Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

64


в том числе:



практические занятия

8


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

32


Промежуточная аттестация (форма, семестр)


Экзамен, 1 семестр




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена

специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

на базе среднего общего образования




Наименование разделов и тем


Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

всего

В т.ч. в форме практич. подготовки

Раздел 1.

Основные закономерности роста и развития организма человека



8




Тема 1.1.

Предмет, содержание и задачи курса


Содержание

2


2

1

Предмет, содержание и задачи курса. Основные положения и терминология анатомии, физиологии и гигиены человека.

1



2

Применение знаний по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности.

1



Тема 1.2.

Строение и функции клетки. Ткани организма


Содержание

2


2

Строение, функции, деление клетки. Ткани организма. Определение топографического расположения и строения органов и частей тела человека.

1



Оценка факторов внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в различные возрастные периоды.

1




Тема 1.3.

Онтогенез. Основные закономерности роста и развития организма человека

Содержание

4


2

1.

Онтогенез. Основные закономерности роста и развития организма человека.

1



2.

Возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков. Возрастная периодизация.

1



3.

Влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность,

поведение.

1




4.


Гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза.


1



Раздел 2.

Строение и функции систем органов здорового человека.

Физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека.

Нервная система











10



Тема 2.1.

Строение и функции нервной системы.

Строение и свойства нервной ткан

Содержание

2


2

1

Строение и функции нервной системы. Строение и свойства нервной ткани. Нейрон, его виды.

1



2

Биоэлектрические явления в клетке. Синапс. Основные свойства нервных центров, их особенности у детей

1



Тема 2.2.

Строение и функции спинного и головного мозга. Вегетативная нервная система

Содержание

3


2

1.

Строение и функции спинного мозга. Рефлексы, их виды. Рефлекторная дуга.

1



2.

Вегетативная нервная система, ее значение. Возрастные особенности нервной системы.

1



Практическое занятие:

1



1

Строение и функции головного мозга, возрастные особенности его развития.

1



Тема 2.3.

Высшая нервная деятельность.

Строение и функции коры больших полушарий

Содержание

2


2

1

Строение и функции коры больших полушарий. Типы высшей нервной деятельности.

1



2

Нарушения высшей нервной деятельности детей и подростков, их профилактика.

1



Тема 2.4.

Основы гигиены детей и подростков

Содержание

3


2

1

Основы гигиены детей и подростков. Режим дня обучающихся младшего школьного возраста

1



2

Особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени. Профилактика утомляемости.

1




3


Установление причинно-следственных связей между образом жизни, вредными привычками и уровнем заболеваемости.


1



Раздел 3.

Сенсорные системы



8



Тема 3.1.

Строение и функции анализаторных систем.

Зрительный анализатор


Содержание


4



2

1

Сенсорные системы, их роль в познании окружающего мира. Строение и функции зрительного анализатора.

1



2

Строение глаза, возрастные особенности. Гигиена зрения.

1



3

Нарушения зрения у детей, их профилактика. Близорукость и дальнозоркость.

1



Практическое занятие

1



1

Определение механизмов аккомодации и световой адаптации.

1



Тема 3.2.

Слуховой анализатор.

Вестибулярный аппарат

Содержание

2


2

1

Строение и функции слухового анализатора. Вестибулярный аппарат, его значение.

1



2

Строение уха, возрастные особенности. Гигиена слуха.

1



Тема 3.3.

Вкусовой, обонятельный, кожный анализаторы.

Компенсаторное развитие сенсорных систем

Содержание

2


2

1

Вкусовой, обонятельный, кожный анализаторы, особенности строения и функций

1



2

Компенсаторное развитие сенсорных систем.

1



Раздел 4.

Эндокринные железы



4



Тема 4.1.

Строение и функции желез внутренней секреции.

Содержание

4


2

1

Строение и функции желез внутренней секреции. Гормоны. Гипофиз, эпифиз, их значение в организме.

1



2

Щитовидная железа, влияние ее гормонов на физическое и умственное развитие организма.

1



3

Надпочечники, их гормоны. Внутрисекреторная функция поджелудочной железы. Сахарный диабет.

1



4

Половые железы, влияние их гормонов на рост и развитие организма. Возрастные особенности желез внутренней секреции.

1



Раздел 5.

Опорно-двигательная система


8



Тема 5.1.

Строение и состав костной ткани. Виды, строение, соединение костей.

Скелет человека


Содержание


4


2

1

Строение и химический состав костной ткани, возрастные особенности

1



2

Скелет туловища. Грудная клетка. Позвоночник, формирование изгибов.

1



3

Скелет конечностей. Формирование скелета кисти и стопы у детей. Строение и возрастные особенности черепа у детей.

1




Практическое занятие:


1



1

Виды костей, их строение. Типы соединения костей. Суставы, особенности строения.

1



Тема 5.2.

Строение и функции мышечной ткани. Строение и работа мышц

Содержание

2


2

1

Строение и работа мышц, возрастные особенности. Основные группы скелетных мышц.

1



Практическое занятие:

1



1

Мышечная ткань, ее виды, особенности строения и функций

1



Тема 5.3.

Нарушения опорно-двигательной системы, их профилактика

Содержание

2


2

1

Осанка и факторы, ее определяющие. Влияние физкультуры и спорта на развитие опорно-двигательного аппарата.

1



Практическое занятие:

1



1

Определение нарушений осанки и плоскостопия, их профилактика.

1



Раздел 6.

Внутренняя среда организма. Кровь


6



Тема 6.1.

Внутренняя среда организма. Лимфа.

Содержание

1


2

1

Внутренняя среда организма, ее состав и свойства. Гомеостаз. Лимфа, ее значение.

1



Тема 6.2.

Кровь, ее состав и значение

Содержание

5


2

1

Кровь, ее состав и значение. Форменные элементы. Плазма, ее состав и свойства.

1



2

Эритроциты, тромбоциты, особенности строения и функций. Свертываемость крови. Гемофилия.

1



3

Лейкоциты, их роль в формировании иммунитета. Виды и факторы иммунитета.

1



Практические занятия:

2



1

Рассматривание под микроскопом и зарисовка мазка крови


человека.

1



2

Наследование и совместимость групп крови. Переливание крови. Резус-фактор.

1



Раздел 7

Система

кровообращения



6



Тема 7.1.


Строение и работа сердца, его возрастные особенности

Содержание

3


2


1


Строение сердца, его возрастные особенности. Врожденные и приобретенные пороки сердца.


1



2

Работа сердца. Сердечный цикл. Нервно-гуморальная регуляция работы сердца.

1



Практическое занятие:

1



1

Подсчет пульса и измерение артериального давления в покое и после физической нагрузки.

1




Тема 7.2.

Строение и функции системы кровообращения.

Особенности движения крови по сосудам


Содержание

3


2

1

Строение и функции системы кровообращения, ее возрастные особенности.

1



2

Особенности движения крови по сосудам. Скорость и давление крови. Гигиена сердечнососудистой системы.

1



3

Основные анатомо-физиологические характеристики некоторых патологических состояний органов кровообращения.

1



Раздел 8

Дыхательная система


2



Тема 8.1.

Строение, функции, гигиена органов дыхания, возрастные особенности

Содержание

2


2

1

Строение и функции органов дыхания, их возрастные особенности. Гигиена дыхания.

1



2

Заболевания органов дыхания (бронхит, пневмония), патогенез, клиника, пути профилактики и принципы лечения.

1



Раздел 9

Пищеварительная система


4



Тема 9.1.

Строение и функции органов пищеварения, возрастные особенности

Содержание

2


2

1

Строение и функции органов пищеварения, их возрастные особенности.

1



2

Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Роль печени и поджелудочной железы.

1



Тема 9.2.

Гигиена питания


Содержание


2


2

1

Гигиена питания. Питание обучающихся и санитарно-гигиенические требования к его организации.

1



2

Заболевания органов пищеварения (гастрит, язва желудка), патогенез, клиника, пути профилактики и принципы лечения.

1



Раздел 10

Обмен веществ и энергии


2



Тема 10.1.


Обмен веществ и энергии

Содержание

2


2


1


Обмен веществ и энергии. Биологическая роль белков, жиров, углеводов, возрастные особенности потребления


1



2

Водно-солевой обмен. Макро- и микроэлементы, витамины, их роль в процессе роста и развития организма

1



Раздел 11

Кожа. Выделительная система


2



Тема 11.1.

Кожа. Выделительная система

Содержание

2


2

1

Строение, функции и гигиена кожи, ее возрастные особенности.

1



2

Почки, особенности строения и функций. Механизм образования мочи

1



Раздел 12

Гигиена учебно-воспитательного процесса в начальной школе


4



Тема 12.1.

Гигиеническая организация среды в начальной школе

Содержание

2


2

1

Гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям школы

1



2

Обеспечение соблюдения гигиенических требований в кабинете при организации обучения младших школьников

1



Тема 12.2

Профилактика заболеваний и травматизма в образовательной организации




Содержание

2


2

1

Основы профилактики инфекционных заболеваний. Проведение под руководством медицинского работника мероприятий по профилактике заболеваний детей.

1



2

Профилактика детского травматизма. Оказание первой медицинской помощи при механических травмах, кровотечениях, ранениях детей.

1



Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

32 часа



Подготовка сообщений, мультимедиа презентаций о строении, функциях, гигиене различных систем органов (нервной, опорно-двигательной, дыхательной, пищеварительной и др.)

6


Составление таблиц («Возрастная периодизация», «Эндокринные железы» и др.)

5

Вычерчивание схем строения органов (нейрона, рефлекторной дуги, головного мозга и др.)

5

Разработка рекомендаций по гигиене систем органов

5

Физический тренинг, подбор физминуток для различных групп скелетных мышц

3

6.

Разработка фрагментов уроков и внеурочных занятий по окружающему миру в начальной школе по изучению организма человека

3

7.

Проектирование образовательного процесса (режима дня) с учетом особенностей физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие)

1



8.

Установление причинно-следственных связей между образом жизни, вредными привычками и уровнем заболеваемости

1



9.

Выявление основных анатомо-физиологических характеристик систем органов не только здорового человека, но и при развитии некоторых патологических состояний систем органов кровообращения, дыхания, пищеварения, эндокринной системы (патогенез, клиника, пути профилактики и принципы лечения)

3








Всего часов по дисциплине

96



Промежуточная аттестация в форме экзамена




3. условия реализации программы дисциплины


3.1. Материально-техническое обеспечение


Оборудование учебного кабинета:


Технические средства обучения: компьютер, мультимедиа, телевизор, DVD-плеер

Таблицы: «Головной мозг», «Спинной мозг», «Строение нейрона», «Работа сердца», «Кровообращение», «Органы дыхания», «Органы пищеварения», «Скелет человека», «Эндокринные железы» и др.

Муляжи: скелета человека, отдельных костей.

Модели глаза, гортани, сердца, уха, головного мозга и др.

Натуральные пособия: кости (позвонки, трубчатые кости).

Микропрепараты.

Микроскопы, лупы.

Видеофильмы из серии «Тело человека», «Обыкновенное чудо», «Первые шаги», «Половое созревание», «Мозг человека», «Проходят годы» и др.





3.2. Учебно-методическое обеспечение


Рекомендуемая литература


Основная

Сапин М.Р., Сиваглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учебник для студ. образоват. учр. сред. проф. образования – М.: Академия, 2019

Дополнительная


Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента. – М., 2018

Горбатенко Л.С. и др. Родителям и педагогам: всё о наркомании. – Ростов-на-Дону, 2016

Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека. – М., 2019

Каменский А.А., Соколова Н.А., Маклакова А.С., Сарычева Н.Ю. Биология. ЕГЭ (полный курс А, В, С). – М., 2019

Кириленко А.А. Биология. ЕГЭ – 2021. Тематический тренинг. – Ростов-на Дону, 2020

Колесников С.И. Биология. Экология. – Ростов-на-Дону, 2020

Колесников С.И. Биология. Биология человека. – Ростов-на-Дону, 2020

Лысова Н.Ф., Айзман Р.И. Возрастная анатомия и физиология. – М., 2018

Шипицина Л.М., Вартанян И.А. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения. – М., 2017

Серия «Ваш ребёнок: азбука здоровья и развития»

Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей»



Электронные ресурсы:


Министерство Образования Федеральный портал «Российское образование»: http://edu.ru\

Научная электронная библиотека (НЭБ): http://www.elibrary.ru\

Российская электронная школа:

Состав крови. Постоянство внутренней среды организма

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2495/start/

Как наш организм защищается от инфекций.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1580/start/

Органы кровообращения. Работа сердца. https://resh.edu.ru/subject/lesson/1581/start/

Движение крови по сосудам https://resh.edu.ru/subject/lesson/2489/start/

Строение органов дыхания. Газообмен в легких и тканях https://resh.edu.ru/subject/lesson/2218/start/

Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке и кишечнике.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2493/start/

Витамины https://resh.edu.ru/subject/lesson/2488/start/

Строение и функции выделительной системы https://resh.edu.ru/subject/lesson/2217/start/

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции организма

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1582/start/

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru\

https://fcior.edu.ru/card/8962/nervnaya-regulyaciya-stroenie-i-znachenie-nervnoy-sistemy.html

Учительская газета [Электронный ресурс] – www.ug.ru

Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс] – http://window.edu.ru/window

Вестник образования [Электронный ресурс] – www.vestnik.edu.ru

Журнал СПО [Электронный ресурс] – www.portalspo.ru

Лядова Н.В. Здоровьесбережение в современном образовательном процессе: проблемы, перспективы [Электронный ресурс] – http://forumpoipkro.forum24.ru

Тарасова А.П. Основные положения сохранения здоровья младших школьников в учебном процессе [Электронный ресурс] – http://festival.1september.ru/articles/534545

Центр образовательного законодательства [Электронный ресурс] – www.lexed.ru




4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания, достигнутые личностные результаты)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:


  • определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

Выполнение практических заданий по составлению схем строения систем органов: нервной, пищеварительной, дыхательной, сенсорной, кровеносной;

Составление таблиц: «Скелет человека», «Строение и функции головного мозга», «Строение и функции коры головного мозга», «Эндокринные железы»

  • определять возрастные особенности строения организма человека;


Составление таблицы «Возрастная периодизация»;

Тестовые задания

  • применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных

модулей и в профессиональной деятельности;





Анализ ФГОС НОО и программ начальной школы по выявлению здоровьесберегающей составляющей;

Разработка рекомендаций по гигиене различных систем органов, по соблюдению гигиенических требований в кабинете при обучении младших школьников;

Практикум (тренинг) по предупреждению переутомления глаз, физический тренинг для различных групп скелетных мышц, определение плоскостопия и нарушения осанки, тренинг по их предупреждению, составление примерного суточного меню для младшего школьника;

Проектирование фрагментов уроков и внеурочных занятий для начальной школы по изучению организма человека;

  • оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в различные возрастные периоды;

Практические занятия: «Определение механизмов аккомодации и световой адаптации», «Подсчет пульса и АД в покое и после физической нагрузки»; практическое задание по оценке факторов внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека;

  • проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике

заболеваний детей;

Разработка плана мероприятий по профилактике заболеваний обучающихся, проводимых под руководством медицинского работника; тренинг по оказанию первой помощи обучающимся при травмах, ранениях, кровотечениях

обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете при организации обучения младших школьников;

Составление перечня гигиенических требований в кабинете при организации обучения младших школьников, составление перечня рекомендаций по гигиене различных систем органов;

Тестовый контроль

  • учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса;


Разработка режима дня обучающихся младшего школьного возраста с учетом физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени ((учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;




Тестовый контроль (разделы 1-12)

  • основные закономерности роста и развития организма человека;

Составление таблиц «Строение и функции клетки» , «Возрастная периодизация»;

Тестовый контроль.

  • строение и функции систем органов здорового человека;

Выполнение практических заданий по составлению схем и таблиц, отражающих строение и функции различных систем органов:

Тестовый контроль.

Подготовка сообщений и защита проектов по строению и функционированию различных систем органов человека и профилактике их заболеваний, подготовка мультимедиа презентаций

  • физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма

человека;

Практические занятия: определение механизмов аккомодации и световой адаптации; подсчет пульса и АД в покое и после физической нагрузки;

Решение задач на совместимость и наследование групп крови;

Тестовый контроль.

  • возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков;

Составлению таблицы «Возрастная периодизация»;

Тестовый контроль.

  • влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;

Разработка режима дня для обучающихся младшего школьного возраста;

Тестовый контроль

  • основы гигиены детей и подростков;

  • гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;

Составление перечня рекомендаций по гигиене различных систем органов, составление перечня факторов среды, нарушающих нормальный ход гаметогенеза и онтогенеза;

Тестовый контроль.

  • основы профилактики инфекционных заболеваний;

Составление таблицы «Инфекционные заболевания детей и подростков», разработка плана мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний обучающихся, проводимых под руководством медицинского работника;

Тестовый контроль.

Подготовка сообщений, мультимедиа презентаций по классификации инфекционных заболеваний, их характеристике, основам профилактики;

  • гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям школы

Составление перечня гигиенических требований к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям школы;

Тестовый контроль.

В результате освоения дисциплины должны быть достигнуты следующие личностные результаты и обучающийся должен проявит себя как:


ЛР 6. Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.

Наблюдение

ЛР 7. Осознающий приоритетную ценность личности человека, уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности

Наблюдение

Устные высказывания

ЛР 9. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.

Наблюдение

Портфолио

Устные высказывания

ЛР 10. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.

Наблюдение

Портфолио

ЛР 12. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей, демонстрирующий неприятие насилия в семье

Устные высказывания

Наблюдение

ЛР К1. Проектно мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, демонстрирующий профессиональную жизнестойкость

Наблюдение


11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!