Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы
ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена
специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
на базе среднего общего образования
Срок обучения 2021 - 2024 годы
2021
Одобрено Научно-методическим советом Протокол № ___ от «_ _» ____2021 г. | Утверждено На заседании педагогического совета колледжа от « ___» _____ 2021г., протокол №____ Директор ГБПОУ КК КПК _____________ Решетняк О.В. |
Рабочая программа учебной дисциплины ОПД.03 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах углубленной подготовки (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014г. №1353), зарегистрировано в Минюсте 24.11.2014 г. № 34864
Укрупненная группа:
44.00.00 Образование и педагогические науки
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»
Разработчики: Ушакова В.С., преподаватель ГБПОУ КК КПК
Согласовано
ЦМК математических и общих естественнонаучных дисциплин
Протокол № ___ от «_ _» 2021 г.
Председатель ЦМК _________ Меденец Н.А.
Рецензенты:
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 8 |
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 16 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 19 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена является частью программы профессиональной подготовки специалиста среднего звена по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах углубленной подготовки.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020;Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 73-ФЗ (с последующими изменениями);
Федеральный закон “Об образовании в Российской федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст.2, 12, 12/1, 15 16, 58, 59, 68);
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (далее-ФЗ-304);
Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 июля 2013 г., регистрационный № 29200), с изменением, внесенным приказом Минобрнауки России от 22 января 2014г. №31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 марта 2014 г., регистрационный № 31539) и от 15 декабря 2014 г. № 1580 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 января 2015 г., регистрационный № 35545);
Приказ Минобрнауки России №885/390 от 05.08.2020 О практической подготовке обучающихся (Зарегистрировано в Минюсте России 11 сентября 2020 г. N 59778);
Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» (ред. от 17.11.2017, с изм. от 21.05.2020);
Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 июля 2014 г., регистрационный № 33335), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 октября 2014 г. № 1307 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 октября 2014 г., регистрационный № 34342) и от 9 апреля 2015 г. № 387 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 мая 2015 г., регистрационный № 37221);
Положение о практической подготовке обучающихся, утвержденным приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 № 885/390;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Устав ГБПОУ Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»
Локальные акты ГБПОУ Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Учебная дисциплина ОПД.03 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» относится к общепрофессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы СПО и направлена на формирование общих компетенций (ОК):
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.
ПК 1.2. Проводить занятия.
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.
ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.
ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.
ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия.
ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
1.3. Цель и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель: формирование профессиональных компетенций по рациональной организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе на основе здоровьесберегающих технологий в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и с учетом индивидуальных психолого-физиологических особенностей обучающихся младшего школьного возраста
Задачи:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;
применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте;
проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете при организации обучения младших школьников;
учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
основные закономерности роста и развития организма человека;
строение и функции систем органов здорового человека;
физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков;
влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
основы гигиены детей и подростков;
гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
основы профилактики инфекционных заболеваний;
гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям школы.
1.4. Использование часов вариативной части ОП
В результате освоения дисциплины ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена обучающиеся должны
уметь: оказывать первую медицинскую помощь при механических травмах, кровотечениях, ранениях детей;
знать: основные анатомо-физиологические характеристики систем органов не только здорового человека, но и при развитии некоторых патологических состояний систем органов кровообращения (врожденные и приобретенные пороки сердца, гипотония, гипертония, гемофилия, анемия), заболеваниях органов дыхания (ринит, гайморит, бронхит, пневмония), пищеварения (гастрит, язва желудка, стоматит, пульпит и др.), эндокринной системы (сахарный диабет); патогенез, клинику, пути профилактики и принципы лечения основных заболеваний (не только инфекционных) систем органов человека, установление причинно-следственных связей между образом жизни, вредными привычками и уровнем заболеваемости.
Коды формируемых компетенций:
ОК 3, ОК 10;
ПК 1.1-1.3, ПК 2.1-2.3, ПК 3.1-3.4, ПК 4.1-4.3;
Обоснования: требование знания учителем норм гигиены учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, которое позволит учителю организовать учебный процесс, учитывая работоспособность обучающихся, ее изменение в течение учебного дня, недели, года; использовать методы и приемы профилактики утомляемости; правильно организовывать режим дня младшего школьника.
В ходе освоения учебной дисциплины формируются Личностные результаты в соответствии с Рабочей программой воспитания ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж» утвержденной Приказом от 30 июня 2021 г. No366/1- ОД
Код личностных результатов реализации программы воспитания | Тема учебного занятия (или раздела) | Количество часов на тему (или раздел) |
ЛР 6. Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. | 6.2. Наследование и совместимость групп крови. Переливание крови. Резус-фактор. | 1 |
ЛР 7. Осознающий приоритетную ценность личности человека, уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. | 2.3. Нарушения высшей нервной деятельности детей и подростков, их профилактика. | 1 |
ЛР 9. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. | 1.3. Гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза | 1 |
2.4. Основы гигиены детей и подростков. Режим дня обучающихся младшего школьного возраста. | 1 |
2.4. Установление причинно-следственных связей между образом жизни, вредными привычками и уровнем заболеваемости. | 1 |
3.1. Нарушения зрения у детей, их профилактика. Близорукость и дальнозоркость. | 1 |
3.2. Строение уха, возрастные особенности. Гигиена слуха. | 1 |
5.3. Определение нарушений осанки и плоскостопия, их профилактика. | 1 |
7.2. Основные анатомо-физиологические характеристики некоторых патологических состояний органов кровообращения. | 1 |
8.1. Заболевания органов дыхания (бронхит, пневмония), патогенез, клиника, пути профилактики и принципы лечения. | 1 |
9.2. Гигиена питания | 2 |
12.1. Гигиеническая организация среды в начальной школе | 2 |
12.2. Профилактика заболеваний и травматизма в образовательной организации | 2 |
ЛР 10. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. | 1.2. Оценка факторов внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в различные возрастные периоды | 1 |
12.1. Гигиеническая организация среды в начальной школе | 2 |
ЛР 12. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей, демонстрирующий неприятие насилия в семье | 2.3. Нарушения высшей нервной деятельности детей и подростков, их профилактика. | 1 |
ЛР К1. Проектно мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, демонстрирующий профессиональную жизнестойкость | 1.1. Применение знаний по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности | 1 |
12.1. Гигиеническая организация среды в начальной школе | 2 |
12.2. Профилактика заболеваний и травматизма в образовательной организации | 2 |
1.5. Содержание профильной практической подготовки
Рабочая программа учебной дисциплины ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена предусматривает участие обучающихся в выполнении видов работ или элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и проводятся в форме практической подготовки (выполнение практической работы).
1.6. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины
(на 2021-2022 учебный год):
максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:
в форме практической подготовки 1 час,
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа,
часов вариативной части учебных циклов 18 часов,
самостоятельной работы обучающегося 32 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Всего | В т.ч. в форме практической подготовки |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 96 | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 64 | |
в том числе: | | |
практические занятия | 8 | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 32 | |
Промежуточная аттестация (форма, семестр) | Экзамен, 1 семестр |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена
специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
на базе среднего общего образования
Наименование разделов и тем | | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
всего | В т.ч. в форме практич. подготовки |
Раздел 1. Основные закономерности роста и развития организма человека | | 8 | | |
Тема 1.1. Предмет, содержание и задачи курса | Содержание | 2 | | 2 |
1 | Предмет, содержание и задачи курса. Основные положения и терминология анатомии, физиологии и гигиены человека. | 1 | | |
2 | Применение знаний по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности. | 1 | | |
Тема 1.2. Строение и функции клетки. Ткани организма | Содержание | 2 | | 2 |
| Строение, функции, деление клетки. Ткани организма. Определение топографического расположения и строения органов и частей тела человека. | 1 | | |
| Оценка факторов внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в различные возрастные периоды. | 1 | | |
Тема 1.3. Онтогенез. Основные закономерности роста и развития организма человека | Содержание | 4 | | 2 |
1. | Онтогенез. Основные закономерности роста и развития организма человека. | 1 | | |
2. | Возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков. Возрастная периодизация. | 1 | | |
3. | Влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение. | 1 | | |
4. | Гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза. | 1 | | |
Раздел 2. Строение и функции систем органов здорового человека. Физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека. Нервная система | | 10 | | |
Тема 2.1. Строение и функции нервной системы. Строение и свойства нервной ткан | Содержание | 2 | | 2 |
1 | Строение и функции нервной системы. Строение и свойства нервной ткани. Нейрон, его виды. | 1 | | |
2 | Биоэлектрические явления в клетке. Синапс. Основные свойства нервных центров, их особенности у детей | 1 | | |
Тема 2.2. Строение и функции спинного и головного мозга. Вегетативная нервная система | Содержание | 3 | | 2 |
1. | Строение и функции спинного мозга. Рефлексы, их виды. Рефлекторная дуга. | 1 | | |
2. | Вегетативная нервная система, ее значение. Возрастные особенности нервной системы. | 1 | | |
Практическое занятие: | 1 | | |
1 | Строение и функции головного мозга, возрастные особенности его развития. | 1 | | |
Тема 2.3. Высшая нервная деятельность. Строение и функции коры больших полушарий | Содержание | 2 | | 2 |
1 | Строение и функции коры больших полушарий. Типы высшей нервной деятельности. | 1 | | |
2 | Нарушения высшей нервной деятельности детей и подростков, их профилактика. | 1 | | |
Тема 2.4. Основы гигиены детей и подростков | Содержание | 3 | | 2 |
1 | Основы гигиены детей и подростков. Режим дня обучающихся младшего школьного возраста | 1 | | |
2 | Особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени. Профилактика утомляемости. | 1 | | |
3 | Установление причинно-следственных связей между образом жизни, вредными привычками и уровнем заболеваемости. | 1 | | |
Раздел 3. Сенсорные системы | | 8 | | |
Тема 3.1. Строение и функции анализаторных систем. Зрительный анализатор | Содержание | 4 | | 2 |
1 | Сенсорные системы, их роль в познании окружающего мира. Строение и функции зрительного анализатора. | 1 | | |
2 | Строение глаза, возрастные особенности. Гигиена зрения. | 1 | | |
3 | Нарушения зрения у детей, их профилактика. Близорукость и дальнозоркость. | 1 | | |
Практическое занятие | 1 | | |
1 | Определение механизмов аккомодации и световой адаптации. | 1 | | |
Тема 3.2. Слуховой анализатор. Вестибулярный аппарат | Содержание | 2 | | 2 |
1 | Строение и функции слухового анализатора. Вестибулярный аппарат, его значение. | 1 | | |
2 | Строение уха, возрастные особенности. Гигиена слуха. | 1 | | |
Тема 3.3. Вкусовой, обонятельный, кожный анализаторы. Компенсаторное развитие сенсорных систем | Содержание | 2 | | 2 |
1 | Вкусовой, обонятельный, кожный анализаторы, особенности строения и функций | 1 | | |
2 | Компенсаторное развитие сенсорных систем. | 1 | | |
Раздел 4. Эндокринные железы | | | 4 | | |
Тема 4.1. Строение и функции желез внутренней секреции. | Содержание | 4 | | 2 |
1 | Строение и функции желез внутренней секреции. Гормоны. Гипофиз, эпифиз, их значение в организме. | 1 | | |
2 | Щитовидная железа, влияние ее гормонов на физическое и умственное развитие организма. | 1 | | |
3 | Надпочечники, их гормоны. Внутрисекреторная функция поджелудочной железы. Сахарный диабет. | 1 | | |
4 | Половые железы, влияние их гормонов на рост и развитие организма. Возрастные особенности желез внутренней секреции. | 1 | | |
Раздел 5. Опорно-двигательная система | | 8 | | |
Тема 5.1. Строение и состав костной ткани. Виды, строение, соединение костей. Скелет человека | Содержание | 4 | | 2 |
1 | Строение и химический состав костной ткани, возрастные особенности | 1 | | |
2 | Скелет туловища. Грудная клетка. Позвоночник, формирование изгибов. | 1 | | |
3 | Скелет конечностей. Формирование скелета кисти и стопы у детей. Строение и возрастные особенности черепа у детей. | 1 | | |
Практическое занятие: | 1 | | |
1 | Виды костей, их строение. Типы соединения костей. Суставы, особенности строения. | 1 | | |
Тема 5.2. Строение и функции мышечной ткани. Строение и работа мышц | Содержание | 2 | | 2 |
1 | Строение и работа мышц, возрастные особенности. Основные группы скелетных мышц. | 1 | | |
Практическое занятие: | 1 | | |
1 | Мышечная ткань, ее виды, особенности строения и функций | 1 | | |
Тема 5.3. Нарушения опорно-двигательной системы, их профилактика | Содержание | 2 | | 2 |
1 | Осанка и факторы, ее определяющие. Влияние физкультуры и спорта на развитие опорно-двигательного аппарата. | 1 | | |
Практическое занятие: | 1 | | |
1 | Определение нарушений осанки и плоскостопия, их профилактика. | 1 | | |
Раздел 6. Внутренняя среда организма. Кровь | | 6 | | |
Тема 6.1. Внутренняя среда организма. Лимфа. | Содержание | 1 | | 2 |
1 | Внутренняя среда организма, ее состав и свойства. Гомеостаз. Лимфа, ее значение. | 1 | | |
Тема 6.2. Кровь, ее состав и значение | Содержание | 5 | | 2 |
1 | Кровь, ее состав и значение. Форменные элементы. Плазма, ее состав и свойства. | 1 | | |
2 | Эритроциты, тромбоциты, особенности строения и функций. Свертываемость крови. Гемофилия. | 1 | | |
3 | Лейкоциты, их роль в формировании иммунитета. Виды и факторы иммунитета. | 1 | | |
Практические занятия: | 2 | | |
1 | Рассматривание под микроскопом и зарисовка мазка крови человека. | 1 | | |
2 | Наследование и совместимость групп крови. Переливание крови. Резус-фактор. | 1 | | |
Раздел 7 Система кровообращения | | | 6 | | |
Тема 7.1. Строение и работа сердца, его возрастные особенности | Содержание | 3 | | 2 |
1 | Строение сердца, его возрастные особенности. Врожденные и приобретенные пороки сердца. | 1 | | |
2 | Работа сердца. Сердечный цикл. Нервно-гуморальная регуляция работы сердца. | 1 | | |
Практическое занятие: | 1 | | |
1 | Подсчет пульса и измерение артериального давления в покое и после физической нагрузки. | 1 | | |
Тема 7.2. Строение и функции системы кровообращения. Особенности движения крови по сосудам | Содержание | 3 | | 2 |
1 | Строение и функции системы кровообращения, ее возрастные особенности. | 1 | | |
2 | Особенности движения крови по сосудам. Скорость и давление крови. Гигиена сердечнососудистой системы. | 1 | | |
3 | Основные анатомо-физиологические характеристики некоторых патологических состояний органов кровообращения. | 1 | | |
Раздел 8 Дыхательная система | | 2 | | |
Тема 8.1. Строение, функции, гигиена органов дыхания, возрастные особенности | Содержание | 2 | | 2 |
1 | Строение и функции органов дыхания, их возрастные особенности. Гигиена дыхания. | 1 | | |
2 | Заболевания органов дыхания (бронхит, пневмония), патогенез, клиника, пути профилактики и принципы лечения. | 1 | | |
Раздел 9 Пищеварительная система | | 4 | | |
Тема 9.1. Строение и функции органов пищеварения, возрастные особенности | Содержание | 2 | | 2 |
1 | Строение и функции органов пищеварения, их возрастные особенности. | 1 | | |
2 | Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Роль печени и поджелудочной железы. | 1 | | |
Тема 9.2. Гигиена питания | Содержание | 2 | | 2 |
1 | Гигиена питания. Питание обучающихся и санитарно-гигиенические требования к его организации. | 1 | | |
2 | Заболевания органов пищеварения (гастрит, язва желудка), патогенез, клиника, пути профилактики и принципы лечения. | 1 | | |
Раздел 10 Обмен веществ и энергии | | 2 | | |
Тема 10.1. Обмен веществ и энергии | Содержание | 2 | | 2 |
1 | Обмен веществ и энергии. Биологическая роль белков, жиров, углеводов, возрастные особенности потребления | 1 | | |
2 | Водно-солевой обмен. Макро- и микроэлементы, витамины, их роль в процессе роста и развития организма | 1 | | |
Раздел 11 Кожа. Выделительная система | | 2 | | |
Тема 11.1. Кожа. Выделительная система | Содержание | 2 | | 2 |
1 | Строение, функции и гигиена кожи, ее возрастные особенности. | 1 | | |
2 | Почки, особенности строения и функций. Механизм образования мочи | 1 | | |
Раздел 12 Гигиена учебно-воспитательного процесса в начальной школе | | 4 | | |
Тема 12.1. Гигиеническая организация среды в начальной школе | Содержание | 2 | | 2 |
1 | Гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям школы | 1 | | |
2 | Обеспечение соблюдения гигиенических требований в кабинете при организации обучения младших школьников | 1 | | |
Тема 12.2 Профилактика заболеваний и травматизма в образовательной организации | Содержание | 2 | | 2 |
1 | Основы профилактики инфекционных заболеваний. Проведение под руководством медицинского работника мероприятий по профилактике заболеваний детей. | 1 | | |
2 | Профилактика детского травматизма. Оказание первой медицинской помощи при механических травмах, кровотечениях, ранениях детей. | 1 | | |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся | 32 часа | | |
| Подготовка сообщений, мультимедиа презентаций о строении, функциях, гигиене различных систем органов (нервной, опорно-двигательной, дыхательной, пищеварительной и др.) | 6 | |
| Составление таблиц («Возрастная периодизация», «Эндокринные железы» и др.) | 5 |
| Вычерчивание схем строения органов (нейрона, рефлекторной дуги, головного мозга и др.) | 5 |
| Разработка рекомендаций по гигиене систем органов | 5 |
| Физический тренинг, подбор физминуток для различных групп скелетных мышц | 3 |
6. | Разработка фрагментов уроков и внеурочных занятий по окружающему миру в начальной школе по изучению организма человека | 3 |
7. | Проектирование образовательного процесса (режима дня) с учетом особенностей физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) | 1 | | |
8. | Установление причинно-следственных связей между образом жизни, вредными привычками и уровнем заболеваемости | 1 | | |
9. | Выявление основных анатомо-физиологических характеристик систем органов не только здорового человека, но и при развитии некоторых патологических состояний систем органов кровообращения, дыхания, пищеварения, эндокринной системы (патогенез, клиника, пути профилактики и принципы лечения) | 3 | | |
| | | | |
Всего часов по дисциплине | 96 | | |
Промежуточная аттестация в форме экзамена | | | |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Материально-техническое обеспечение
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: компьютер, мультимедиа, телевизор, DVD-плеер
Таблицы: «Головной мозг», «Спинной мозг», «Строение нейрона», «Работа сердца», «Кровообращение», «Органы дыхания», «Органы пищеварения», «Скелет человека», «Эндокринные железы» и др.
Муляжи: скелета человека, отдельных костей.
Модели глаза, гортани, сердца, уха, головного мозга и др.
Натуральные пособия: кости (позвонки, трубчатые кости).
Микропрепараты.
Микроскопы, лупы.
Видеофильмы из серии «Тело человека», «Обыкновенное чудо», «Первые шаги», «Половое созревание», «Мозг человека», «Проходят годы» и др.
3.2. Учебно-методическое обеспечение
Рекомендуемая литература
Основная
Сапин М.Р., Сиваглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учебник для студ. образоват. учр. сред. проф. образования – М.: Академия, 2019
Дополнительная
Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента. – М., 2018
Горбатенко Л.С. и др. Родителям и педагогам: всё о наркомании. – Ростов-на-Дону, 2016
Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека. – М., 2019
Каменский А.А., Соколова Н.А., Маклакова А.С., Сарычева Н.Ю. Биология. ЕГЭ (полный курс А, В, С). – М., 2019
Кириленко А.А. Биология. ЕГЭ – 2021. Тематический тренинг. – Ростов-на Дону, 2020
Колесников С.И. Биология. Экология. – Ростов-на-Дону, 2020
Колесников С.И. Биология. Биология человека. – Ростов-на-Дону, 2020
Лысова Н.Ф., Айзман Р.И. Возрастная анатомия и физиология. – М., 2018
Шипицина Л.М., Вартанян И.А. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения. – М., 2017
Серия «Ваш ребёнок: азбука здоровья и развития»
Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей»
Электронные ресурсы:
Министерство Образования Федеральный портал «Российское образование»: http://edu.ru\
Научная электронная библиотека (НЭБ): http://www.elibrary.ru\
Российская электронная школа:
Состав крови. Постоянство внутренней среды организма
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2495/start/
Как наш организм защищается от инфекций.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1580/start/
Органы кровообращения. Работа сердца. https://resh.edu.ru/subject/lesson/1581/start/
Движение крови по сосудам https://resh.edu.ru/subject/lesson/2489/start/
Строение органов дыхания. Газообмен в легких и тканях https://resh.edu.ru/subject/lesson/2218/start/
Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке и кишечнике.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2493/start/
Витамины https://resh.edu.ru/subject/lesson/2488/start/
Строение и функции выделительной системы https://resh.edu.ru/subject/lesson/2217/start/
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции организма
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1582/start/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru\
https://fcior.edu.ru/card/8962/nervnaya-regulyaciya-stroenie-i-znachenie-nervnoy-sistemy.html
Учительская газета [Электронный ресурс] – www.ug.ru
Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс] – http://window.edu.ru/window
Вестник образования [Электронный ресурс] – www.vestnik.edu.ru
Журнал СПО [Электронный ресурс] – www.portalspo.ru
Лядова Н.В. Здоровьесбережение в современном образовательном процессе: проблемы, перспективы [Электронный ресурс] – http://forumpoipkro.forum24.ru
Тарасова А.П. Основные положения сохранения здоровья младших школьников в учебном процессе [Электронный ресурс] – http://festival.1september.ru/articles/534545
Центр образовательного законодательства [Электронный ресурс] – www.lexed.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания, достигнутые личностные результаты) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: | Выполнение практических заданий по составлению схем строения систем органов: нервной, пищеварительной, дыхательной, сенсорной, кровеносной; Составление таблиц: «Скелет человека», «Строение и функции головного мозга», «Строение и функции коры головного мозга», «Эндокринные железы» |
| Составление таблицы «Возрастная периодизация»; Тестовые задания |
применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности; | Анализ ФГОС НОО и программ начальной школы по выявлению здоровьесберегающей составляющей; Разработка рекомендаций по гигиене различных систем органов, по соблюдению гигиенических требований в кабинете при обучении младших школьников; Практикум (тренинг) по предупреждению переутомления глаз, физический тренинг для различных групп скелетных мышц, определение плоскостопия и нарушения осанки, тренинг по их предупреждению, составление примерного суточного меню для младшего школьника; Проектирование фрагментов уроков и внеурочных занятий для начальной школы по изучению организма человека; |
оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в различные возрастные периоды; | Практические занятия: «Определение механизмов аккомодации и световой адаптации», «Подсчет пульса и АД в покое и после физической нагрузки»; практическое задание по оценке факторов внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека; |
заболеваний детей; | Разработка плана мероприятий по профилактике заболеваний обучающихся, проводимых под руководством медицинского работника; тренинг по оказанию первой помощи обучающимся при травмах, ранениях, кровотечениях |
обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете при организации обучения младших школьников; | Составление перечня гигиенических требований в кабинете при организации обучения младших школьников, составление перечня рекомендаций по гигиене различных систем органов; Тестовый контроль |
учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса; | Разработка режима дня обучающихся младшего школьного возраста с учетом физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени ((учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека; | Тестовый контроль (разделы 1-12) |
| Составление таблиц «Строение и функции клетки» , «Возрастная периодизация»; Тестовый контроль. |
| Выполнение практических заданий по составлению схем и таблиц, отражающих строение и функции различных систем органов: Тестовый контроль. Подготовка сообщений и защита проектов по строению и функционированию различных систем органов человека и профилактике их заболеваний, подготовка мультимедиа презентаций |
человека; | Практические занятия: определение механизмов аккомодации и световой адаптации; подсчет пульса и АД в покое и после физической нагрузки; Решение задач на совместимость и наследование групп крови; Тестовый контроль. |
| Составлению таблицы «Возрастная периодизация»; Тестовый контроль. |
влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение; | Разработка режима дня для обучающихся младшего школьного возраста; Тестовый контроль |
основы гигиены детей и подростков; гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза; | Составление перечня рекомендаций по гигиене различных систем органов, составление перечня факторов среды, нарушающих нормальный ход гаметогенеза и онтогенеза; Тестовый контроль. |
| Составление таблицы «Инфекционные заболевания детей и подростков», разработка плана мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний обучающихся, проводимых под руководством медицинского работника; Тестовый контроль. Подготовка сообщений, мультимедиа презентаций по классификации инфекционных заболеваний, их характеристике, основам профилактики; |
гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям школы | Составление перечня гигиенических требований к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям школы; Тестовый контроль. |
В результате освоения дисциплины должны быть достигнуты следующие личностные результаты и обучающийся должен проявит себя как: | |
ЛР 6. Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. | Наблюдение |
ЛР 7. Осознающий приоритетную ценность личности человека, уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности | Наблюдение Устные высказывания |
ЛР 9. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. | Наблюдение Портфолио Устные высказывания |
ЛР 10. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. | Наблюдение Портфолио |
ЛР 12. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей, демонстрирующий неприятие насилия в семье | Устные высказывания Наблюдение |
ЛР К1. Проектно мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, демонстрирующий профессиональную жизнестойкость | Наблюдение |
11