Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Республики Крым
«Симферопольский автотранспортный техникум»
Утверждаю
Заместитель директора по УР
Е.С. Шохолов
« » 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 01 ХИМИЯ
Симферополь, 2017
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.01 «Химия» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Химия», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) для специальности (ей):
08.02.06 Строительство и эксплуатация городских путей сообщения
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
23.02.05 Эксплуатация транспортного и электронного оборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного)
Организация - разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Симферопольский автотранспортный техникум»
Разработчик (ки): Корниенко Татьяна Викторовна, преподаватель химии и биологии, первая квалификационная категория
Рассмотрено на заседании ЦК
Математического и общего естественнонаучного цикла
Протокол № от
Председатель ЦК Е. И. Таранина
СОДЕРЖАНИЕ | стр. |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 6 15 16 |
| |
|
|
| |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Химия»
1.1. Область применения рабочей программы
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Химия», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальностям:
08.02.06 Строительство и эксплуатация городских путей сообщения
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
23.02.05 Эксплуатация транспортного и электронного оборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Химия» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Химия» изучается в общеобразовательном цикле учебного ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы «Химия» направлено на достижение следующих целей:
• формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического знания для каждого человека
• формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды, — используя для этого химические знания
• развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию
• приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни).
Освоение содержания учебной дисциплины «Химия», обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
• личностных:
− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами
− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом
− умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности
• метапредметных:
− использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере
− использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере
• предметных:
− сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач
− владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой
− владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач
− сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям
− владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ
− сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре и т.д.
-определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях и т.д.
-характеризовать элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева и т.д.
-объяснять сущность химических процессов, зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов
-проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников
-связывать изученный материал со своей профессиональной деятельностью
-решать расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-важнейшие химические понятия
-основные законы химии
-основные теории химии
-важнейшие вещества и материалы
1 4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной работы обучающегося 78 часов;
внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 39 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 20 |
практические занятия | - |
контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
в том числе: | |
Решение задач Написание реферата Подготовка презентаций Поиск информационных сообщений | 14 9 9 7 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ХИМИЯ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 Общая и неорганическая химия |
Тема 1.1 Введение. Основные понятия и законы химии | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1.Введение. .Химические знаки и формулы. Основные законы химии. Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе. |
Тема1.2 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение вещества | Содержание учебного материала | 4 | 2 2 |
1.Открытие Д.И.Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Структура периодической таблицы 2.Строение атома. Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов. |
Тема 1.3 Строение вещества | Содержание учебного материала | 2 4 | 2 |
1.Виды и механизмы образования химической связи: ионная химическая связь, ковалентная химическая связь, металлическая связь. Электроотрицательность. Металлическая связь. |
Самостоятельная работа обучающихся |
1.Написание рефератов по темам: Биотехнология и генная инженерия - технологии XXI Века . Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в РФ. 2.Составление презентаций: Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева .Чистые вещества и смеси; Понятия о коллоидных растворах. 3.Нахождение информационных сообщений:. Использование радиоактивных изотопов в технических целях.. Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине. Периодическому закону будущее не грозит разрушением...; Синтез 114-го элемента- триумф российских физиков-ядерщиков. 4. Решение расчётных задач: на нахождение относительной молекулярной массы, определения массовой доли химических элементов в сложном веществе |
Тема 1.4 Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация | Содержание учебного материала | 2 2 2 | 2 2 |
1.Вода. Растворы. Растворение. Массовая доля растворенного вещества. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации |
Лабораторные работы |
1.Приготовление растворов заданной концентрацией |
Самостоятельная работа обучающихся |
1.Написание рефератов по темам: Вода как реагент и как среда для химического процесса; 2.Решение расчётных задач: с заданной концентрацией |
Тема 1.5 Классификация неорганических соединений и их свойства. | Содержание учебного материала | 8 2 5 | 2 2 2 2 2 |
1.Кислоты и их свойства в свете ТЭД. 2.Основания и их свойства в свете ТЭД. 3.Соли как электролиты в свете ТЭД. Гидролиз солей. 4.Оксиды и их свойства.. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Получение оксидов |
Лабораторные работы |
1.Изучение химических свойств растворов кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации. |
Самостоятельная работа обучающихся |
1.Написание рефератов по темам: Серная кислота -«хлеб химической промышленности». Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля 2.Составление презентаций: История гипса. Поваренная соль как химическое сырьё. 3.Нахождение информационных сообщений:. Жизнь и деятельность С. Аррениуса. Вклад отечественных ученых в развитие ТЭД. Оксиды и соли как строительные материалы 4.Решение расчётных задач: на примеси.; на определение массы (объема) вещества по веществу, находящемся в избытке или недостатке. |
Тема 1.6 Химические реакции.
| Содержание учебного материала | 4 4 4 | 2 2 2 |
1.Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции . 2.Скорость химических реакций. Обратимость химических реакций. |
Лабораторные работы |
1.Зависимость скорости химической реакции от условий среды. Зависимость скорости взаимодействия от концентрации и температуры. 2.Решение экспериментальных задач |
| Самостоятельная работа обучающихся |
1.Написание рефератов по темам: Реакции горения в быту и на производстве; 2.Составление презентаций: Типы химических реакций. Что такое качественные реакции 3.Нахождение информационных сообщений:. Виртуальное моделирование химических процессов; 4.Решение расчётных задач: Решение уравнений: методом электронного баланса |
Тема 1.7 Металлы и неметаллы | Содержание учебного материала | 6 | 2 2 2 |
1.Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. 2.Общие способы получения металлов Понятие о металлургии Применение металлов в технике и быту. Сплавы металлов 3.Особенности строения атомов. Химические элементы -неметаллы. Водородные соединения неметаллов. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительно –восстановительные свойства неметаллов. |
| Лабораторные работы | 2 4 | 2 |
1.Изучение химических свойств металлов. |
Самостоятельная работа обучающихся |
1.Написание рефератов по темам: Электролитическое получение и рафинирование меди. 2.Составление презентаций: История получения и производства алюминия; История получения и производства алюминия. 3.Нахождение информационных сообщений:. Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту. Силикатная промышленность 4.Решение расчётных задач: на примеси. |
Раздел 2 Органическая химия |
Тема 2.1Основные понятия органической химии и теория строение органических соединений | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1.Предмет органической химии. Основные положения теории химического строения органических веществ А.М.Бутлерова. Изомерия. Классификация органических соединений. Классификация реакций в органической химии. |
Тема 2.2 Углеводороды и их природные источники. | Содержание учебного материала | 8 2 6 | 2 2 2 2 2 |
1.Алканы. Строение, номенклатура. Физические и химические свойства. Получение и применение алканов 2.Гомологи и изомеры алкенов и алкинов. Свойства, получение и применение непредельных углеводородов. Правило Марковникова. 3.Строение бензола. Физические и химические свойства бензола и его гомологов. Особенности химических свойств бензола. Получение и применение бензола и его гомологов. 4.Природный и попутный нефтяные газы, их состав использование. Нефть и нефтепродукты. Перегонка нефти. Крекинг нефти. Коксохимическое производство. |
Лабораторные работы |
1.Качественное определение углерода, водорода, хлора в органических веществах Получение этилена и ацетилена и изучение их свойств. |
Самостоятельная работа обучающихся |
1.Написание рефератов по темам: Жизнь и деятельность A.M. Бутлерова...Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии.; 2.Составление презентаций: «Химические свойства бензола»; «Применение бензола»; Применение алкенов и алкинов в промышленности и народном хозяйстве; 3.Нахождение информационных сообщений: Экологические аспекты использования. углеводородного сырья . Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия. Углеводородное топливо, его виды и назначение. Нефть и ее транспортировка как основа взаимовыгодного международного сотрудничества; 4.Решение расчётных задач: на нахождение массы (объема) вещества по массе (объему) вещества, содержащего примеси; на нахождение эмпирических формул; |
Тема 2.3 Кислородсодержащие органические соединения. | Содержание учебного материала | 12 | 2 2 2 2 2 2 |
1.Строение предельных одноатомных спиртов. Изомерия и номенклатура. Свойства метанола (этанола). Физиологическое действие спиртов на организм человека. Получение спиртов. Применение. 2.Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.Физ. и хим. свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе его свойств. 3.Понятия об альдегидах. Строение, изомерия и номенклатура. Свойства альдегидов. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств. 4.Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Химические свойства карбоновых (уксусной) кислот: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. 5.Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров. 6.Угглеводы, их классификация. Химические свойства глюкозы. Применение глюкозы. |
| Лабораторные работы | 6 9 | 2 2 2 |
1.Химические свойства спиртов и альдегидов 2.Получение и изучение свойств карбоновых кислот. 3.Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ |
Самостоятельная работа обучающихся |
1.Написание рефератов по темам: Применение ацетона в промышленности. Жиры как продукт питания и химическое сырье. Мыла: прошлое, настоящее, будущее.Синтетические моющие средства: достоинства недостатки. Алкоголизм и его профилактика 2.Составление презентаций: Нехватка продовольствия как глобальная проблема человечества и пути ее решения. Замена жиров в технике непищевым сырьем. Метанол: хемофилия и хемофобия. Этанол: величайшее благо и страшное зло. 3.Нахождение информационных сообщений: Понятие о кетонах на примере ацетона. Многообразие карбоновых кислот(щавелевая как двухосновная, акриловая как непредельная, бензойная как ароматическая). 4.Решение расчётных задач: Решение расчетных задач на нахождение массы(объема) вещества по массе (объему) вещества, взятого в избытке. |
Тема2.4 Азотсодержащие органические соединения. Полимеры | Содержание учебного материала | 8 2 5 | 2 2 2 2 2 |
1. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина и нитробензола. Аминокислоты как амфотерные нефункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации).. Применение аминокислот на основе свойств. 2. Структура белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков. Белки и полисахариды как биополимеры. 3. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельны представители химических волокон. 4. Дифференцированный зачёт |
Лабораторные работы |
1.Распознавание пластмасс и волокон |
Самостоятельная работа обучающихся |
1.Написать рефераты по темам: Аминокислоты-«кирпичики» белковых молекул. Анилиновые красители: история, производство, перспектива. «Жизнь это способ существования белковых тел...» 2. Подготовить презентации: Аминокислоты- амфотерные органические соединения; Синтетические волокна на аминокислотной основе. 3. Решение расчётных задач: определение формулы органического вещества |
Всего: | 117 | |
3. условия реализации ПОГРАММЫ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета химии
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места обучающихся
- рабочее место преподавателя
- рабочая меловая доска
- наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).
Печатные пособия Таблицы:
- периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева
- таблица растворимости кислот, оснований, солей в воде
- кристаллические решетки
- электрохимический ряд напряжения металлов
Учебно-лабораторное оборудование:
- приборы, приспособления: комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ
- реактивы и материалы: комплект реактивов для базового уровня.
- натуральные объекты: коллекция нефти, каменного угля и продуктов переработки; металлов и сплавов; образцы:
- природных соединений неметаллов (сульфиды)
- природных соединений неметаллов (сульфаты)
- природных соединений неметаллов (нитраты)
- природных соединений неметаллов (карбонаты)
- природных соединений неметаллов (силикаты)
- соединений алюминия
- руд железа
- изделий из полиэтилена
Технические средства обучения:
- персональный компьютер
- видеопроектор
- проекционный экран
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия. 11 класс. – М.: Просвещение, 2014
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия. 10 класс. – М.: Просвещение, 2014
Дополнительные источники:
Брейгер Л.М., Баженова А.Е., Химия 8-11 классы. Развернутое тематическое планирование по учебникам Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г., Волгоград, Учитель, 2009
Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Остроумова Е. Е. и др. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А., Дорофеева Н.М. Практикум: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А. Химия: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Гара Н.Н. Химия. Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010
Ерохин Ю. М., Ковалева И. Б. Химия для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю. М. Химия: Задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю.М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю. М., Ковалева И. Б. Химия для профессий и специальностей технического профиля. Электронный учебно-методический комплекс. — М., 2014.
Сладков С. А., Остроумов И. Г., Габриелян О. С., Лукьянова Н. Н. Химия для профессий и специальностей технического профиля. Электронное приложение (электронное учебное издание) для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Химический эксперимент в школе. 10 класс: учебно-методическое пособие/О.С.Габриэлян, Л.П.Ватлина.-М.: Дрофа, 2005.-208 с.
Химия. Уроки в 10 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Н.Н.Гара (и др.).-М.: Просвещение, 2009.-111 с.
Химия: 11 класс: методическое пособие для учителя/А.Ю.Гранкова.-М.: АСТ, 2006.-158 с.
Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии.
Интернет- ресурсы
www. pvg. mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
www. hemi. wallst. ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).
www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).
www. enauki. ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения | Основные показатели оценки результата |
предметные -сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; -понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач: -сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников. | Оперативный контроль: - в устной или письменной форме; - тестирование |
- владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; -уверенное пользование химической терминологией и символикой; | Оперативный контроль: - в устной или письменной форме; - тестирование; - просмотр и оценка отчётов по практическим занятиям и лабораторным работам |
- владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; -умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; -готовность и способность применять методы познания при решении практических задач; | Оперативный контроль: - в устной или письменной форме; - тестирование; - просмотр и оценка отчётов по практическим занятиям и лабораторным работам |
- сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; - владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ; | Оперативный контроль: - в устной или письменной форме; - тестирование; - просмотр и оценка отчётов по практическим занятиям и лабораторным работам |
| Итоговый контроль – дифференцированный зачет |
личностные | |
- готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом; | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. |
- умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности; | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
метапредметные | |
- использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; | Лабораторно-практические занятия Семинары Учебно-практические конференции Конкурсы Олимпиады |
- использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере; | Подготовка рефератов, докладов, ,использование электронных источников. Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях. |
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата |
Уметь: | |
называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре | название изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул. |
определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона и т.д. | умение определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона и т.д. |
характеризовать элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов и т.д. | умение дать характеристику элементов малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов и т.д |
объяснять: сущность химических процессов, зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов | Классификация веществ и процессов с точки зрения окисления-восстановления. Составление уравнений реакций с помощью метода электронного баланса. Объяснение зависимости скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов. |
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений; | выполнение химического эксперимента в полном соответствии с правилами безопасности. Наблюдение, фиксация и описание результатов проведенного эксперимента |
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета) | проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета). |
связывать изученный материал со своей профессиональной деятельностью | умение связывать изученный материал со своей профессиональной деятельностью |
решать расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям; | установка зависимости между качественной и количественной сторонами химических объектов и процессов. Решение расчетных задач по химическим формулам и уравнениям |
Знать: | |
важнейшие химические понятия | умение давать определение и оперировать следующими химическими понятиями: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология |
основные законы химии | формулирование законов сохранения массы веществ и постоянства состава веществ. Установка причинно-следственной связи между содержанием этих законов и написанием химических формул и уравнений. Установка эволюционной сущности менделеевской и современной формулировок периодического закона Д. И. Менделеева. Объяснение физического смысла символики периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева (номеров элемента, периода, группы) и установка причинно-следственной связи между строением атома и закономерностями изменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодах и группах. характеристика элементов малых и больших периодов по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева. |
основные теории химии | Объяснение зависимости свойств веществ от их состава и строения кристаллических решеток. Формулировка основных положений теории электролитической диссоциации и характеристика в свете этой теории свойств основных классов неорганических соединений. Формулировка основных положений теории химического строения органических соединений и характеристика в свете этой теории свойств основных классов органических соединений. |
важнейшие вещества и материалы | Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших классов углеводородов (алканов, циклоалканов, алкенов, алкинов, аренов) и их наиболее значимых в народнохозяйственном плане представителей. Аналогичная характеристика важнейших представителей других классов органических соединений: метанола и этанола, сложных эфиров, жиров, мыл, альдегидов (формальдегидов и ацетальдегида), кетонов (ацетона), карбоновых кислот (уксусной кислоты), моносахаридов (глюкозы), дисахаридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы), анилина, аминокислот, белков, искусственных и синтетических волокон, каучуков, пластмасс. |
| |
6