СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.Б.01 Русский язык для реализации в группах по профессии 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Объём учебной дисциплины - 246 часов. Основное содержание - 138 часов, в том числе теория - 126, практические занятия - 12. Профессионально ориентированное содержание - 26 часов, в том числе теория - 22 часа, практические занятия - 4. Предусмотрена также внеаудиторная самочстоятельная работа обучающихся - 82 часа.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.Б.01 Русский язык для реализации в группах по профессии 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования»

Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Сергиево – Посадский колледж»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.Б.01. Русский язык

















г. Сергиев Посад
2022





Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.Б.01. Русский язык разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413, в действующей редакции) и с учётом примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» для профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования технологического профиля обучения.




















Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Сергиево-Посадский колледж».



Автор-разработчик:
Беленко-Линёва М.П., преподаватель ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский колледж».




СОДЕРЖАНИЕ

1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

23


4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


25


5

ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ


26
































1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Русский язык» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования.

1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций:
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные для базового уровня изучения (ПРб).


Коды результатов

Планируемые результаты освоения дисциплины включают:


ЛР 01

российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)

ЛР 04

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире

ЛР 06

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям

ЛР 07

навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности

ЛР 09

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности

ЛР 13

осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем

МР 02

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты

МР 04

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников

МР 08

владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства

МР 09

владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

ПРб 01

Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике

ПРб 02

Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью

ПРб 03

Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации

ПРб 04.

Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров

ПРб 05.

Знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой

ПРб 06.

Сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка

ПРб 07

Сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения

ПРб 08

Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях

ПРб 09

Овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания

ПРб 10

Сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

246

Основное содержание

138

в т. ч.:

теоретическое обучение

126

практические занятия

12

Самостоятельная работа

68

Профессионально ориентированное содержание

26

в т. ч.:

теоретическое обучение

22

практические занятия

4

Самостоятельная работа

14

Промежуточная аттестация (экзамен)


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем

в часах

Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Основное содержание


Введение

1



Лекционное занятие 1. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.

1

ПРб 02,

ЛР 01, ЛР 04,

МР 02, МР 04,

ОК 2, ОК 4, ОК 6

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

2

Подготовить реферат «Язык как средство общения и форма существования национальной культуры».

2

Профессионально ориентированное содержание

2



Лекционное занятие 1. Значение русского языка при освоении профессий и специальностей СПО технологического профиля

2

ПРб 02,

ЛР 01, ЛР 13,

МР 02, МР 04,

ОК 2, ОК 4, ОК 6

Раздел 1

Язык и речь

18

ПРб 02, ПРб 03,

ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,

МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,

ОК 2, ОК 4, ОК 5

Основное содержание

Тема 1.1.


Язык и речь. Виды речевой деятельности.

2

ПРб 02, ПРб 03,

ЛР 06, ЛР 07,

МР 02,

ОК 2, ОК 4, ОК 5

Лекционное занятия 2. Понятия язык и речь. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Онтогенез речевого развития детей

2

Тема 1.2.

Функциональные стили речи

9

ПРб 02, ПРб 03,

ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,

МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,

ОК 2, ОК 4, ОК 5

Лекционное занятие 3. Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль, его основные признаки, сфера использования. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме. Публицистический стиль речи. Художественный стиль речи.

9

Самостоятельная работа

8


Подготовить презентацию «Научный стиль речи. Особенности и сфера употребления».

2


Подготовить презентацию «Из истории публицистического стиля».

2

Подготовить доклад «Алексей Шахматов. Лингвистические открытия».

2

Подготовить презентацию «Владимир Иванович Даль – российский медик, биолог, этнограф, писатель и языковед».

2

Тема 1.3.

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое

1

ПРб 02, ПРб 03,

ЛР 06, ЛР 07,

МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,

ОК 2, ОК 4, ОК 5

Практическое занятия 1. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, отзыв). Абзац как средство смыслового членения текста. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи. Лингвостилистический анализ текста.

1


Самостоятельная работа

2


Подготовить реферат « Особенности текстов –рассуждений в художественной речи».

2


Профессионально ориентированное содержание

6



Лекционное занятие 2. Лингвостилистический анализ текстов профессиональной направленности

2

ПРб 02, ПРб 03,

ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,

МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,

ОК 2, ОК 4, ОК 5


Лекционное занятие 3. Информационная переработка текстов профессиональной направленности.

2

ПРб 02, ПРб 03,

ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,

МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,

ОК 2, ОК 4, ОК 5

Лекционное занятие 4. Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на профессиональную по специальностям технологического профиля.

2


Самостоятельная работа

2


Подготовить доклад «Д.Н. Ушаков. Открытия в области этнографии и диалектологии».

2


Раздел 2

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

10

ПРб 01, ПРб 03,

ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,

МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,

ОК 2, ОК 4

Основное содержание

Тема 2.1



Фонетика. Звуки и буквы. Исторические и позиционные чередования. Орфоэпия. Фонетический анализ

4

ПРб 01, ПРб 03,

ЛР 06, ЛР 07,

МР 08,

ОК 2, ОК 4

Лекционные занятия 4. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Исторические и позиционные чередования. Фонетический разбор слова

1

Лекционные занятия 5. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические). Орфоэпия. Основные правила произношения гласных звуков. Основные правила произношения согласных звуков и сочетаний звуков. Ударение разноместное и подвижное, словесное и логическое. Орфоэпические нормы. Произношение заимствованных слов.

3

Тема 2.2

Орфография

3

ПРб 01, ПРб 03,

ЛР 06, ЛР 07,

МР 08,

ОК 2, ОК 4

Практическое занятие 2. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь

1

Практическое занятие 3. Правописание О/Е после шипящих и Ц.

1

Практическое занятие 4. Правописание приставок на З-/С- Правописание И – Ы после приставок.

1

Профессионально ориентированное содержание

3



Лекционное занятие 5. Выявление закономерностей функционирования фонетической системы языка в образцах устной и письменной речи профессиональной направленности.

1

ПРб 01, ПРб 03,

ЛР 06, ЛР 07,

МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,

ОК 2, ОК 4

Практическое занятие 1. Наблюдение над функционированием правил орфографии в образцах письменных текстов профессиональной направленности

2

Раздел 3

Лексика и фразеология


20

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,

МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,

ОК 2, ОК 4, ОК 5

Основное содержание

Тема 3.1.


Слово в лексической системе языка

8

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ЛР 07,

МР 08, МР 09,

ОК 2, ОК 4, ОК 5

Лекционное занятие 6. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства. Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. Их употребление. Контекстуальные синонимы, антонимы. Градация. Антитеза. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.

8

Самостоятельная работа

6

Подготовить доклад « Лексические синонимы и их роль в речи».

2

Подготовить реферат «История развития русского языка».

2

Подготовить презентацию «Первопечатник Иван Фёдоров».

2

Тема 3.2

Лексика с точки зрения ее употребления

2

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,

МР 08, МР 09,

ОК 2, ОК 4, ОК 5

Лекционное занятие 7. Нейтральная лексика. Книжная лексика. Лексика устной речи: жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы

2

Самостоятельная работа

4

Подготовить реферат «Источники обогащения современного русского языка».

2

Создать словарь терминов по теме «Лексика устной и письменной речи».

2

Тема 3.3.

Фразеологические единицы и их употребление

3

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,

МР 08, МР 09,

ОК 2, ОК 4, ОК 5

Лекционное занятие 8. Фразеология. Отличие фразеологизма от слова. Использование фразеологизмов в речи. Афоризмы. Фразеологические единицы и их употребление.

2

Лекционное занятие 9. Лексикография. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор Работа с энциклопедическими и лингвистическими словарями.

1

Самостоятельная работа

4

Подготовить презентацию «Происхождение фразеологизмов».

2

Подготовить сообщение «Почему исчезли из русского алфавита буквы ять, ижица, фита и ер».

2

Тема 3.4.

Лексические нормы

1

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ЛР 07, ЛР13,

МР 08, МР 09,

ОК 2, ОК 4, ОК 5

Практическое занятие 5. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление

1

Профессионально ориентированное содержание

6



Лекционное занятие 6. Профессионализмы. Терминологическая лексика специальностей технологического профиля

2

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,

МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,

ОК 2, ОК 4, ОК 5


Лекционное занятие 7. Лексический и фразеологический анализ терминов, профессионализмов и фразеологизмов профессий и специальностей технологического профиля СПО. Наблюдение над функционированием лексических единиц в речи.

2

Лекционное занятие 8. Выработка навыков составления текстов (устных и письменных) с лексемами профессиональной сферы употребления. Составление связного высказывания на профессиональную тему.

2

Самостоятельная работа

4

Подготовить доклад «Использование терминологической лексики в разных стилях речи».

2


Создать высказывание «Значение моей профессии для людей».

2


Раздел 4

Морфемика, словообразование, орфография

12

ПРб 01, ПРб 03,

ЛР 01, ЛР 04, ЛР 09, ЛР13,


МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,

ОК 2, ОК 4

Основное содержание

Тема 4.1.

Состав слова. Корневая морфема. Аффиксальные морфемы. Основа слова

2

ПРб 01, ПРб 03,

ЛР 01, ЛР 04,

МР 04, МР 09,

ОК 2, ОК 4

Лекционное занятие 10. Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Аффиксальные морфемы. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Типы основ: членимая, нечленимая, простая, сложная

2

Тема 4.2.

Словообразование. Морфологические и неморфологические способы

3

ПРб 01, ПРб 03,

ЛР 01, ЛР 04,

МР 04, МР 09,

ОК 2, ОК 4

Лекционное занятие 11. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор. Формообразование. Понятие об этимологии

3

Самостоятельная работа

4

Подготовить презентацию «Происхождение имён и фамилий».

2

Создать словарь терминов по теме «Морфемика и словообразование».

2

Тема 4.3.

Орфография

1

ПРб 01, ПРб 03,

ЛР 01, ЛР 04,

МР 04, МР 09,

ОК 2, ОК 4

Практическое занятие 6. Орфография. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ-/ПРЕ-. Правописание сложных слов.

1

Тема 4.4

Речь

3

ПРб 01, ПРб 03,

ЛР 01, ЛР 04,

МР 04, МР 09,

ОК 2, ОК 4

Лекционное занятие 12. Употребление приставок и суффиксов в разных стилях речи

3

Профессионально ориентированное содержание

3



Лекционное занятие 9. Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ профессиональной лексики и терминов специальностей СПО технологического профиля

2

ПРб 01, ПРб 03,

ЛР 01, ЛР 04, ЛР 09, ЛР13,

МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,

ОК 2, ОК 4


Практическое занятие 2. Распределение терминов специальностей технологического профиля СПО по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Выработка навыка образования слов с помощью словообразовательных моделей и способов словообразования

1


Самостоятельная работа

2


Подготовить доклад «Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов».

2

Раздел 5

Морфология и орфография


72

ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб 02,

ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,

МР 02, МР 08, МР 09,

ОК 2, ОК 4

Основное содержание

Тема 5.1.

Имя существительное как часть речи

5

ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб 02,

ЛР 07,

МР 02, МР 08, МР 09,

ОК 2, ОК 4

Лекционное занятия 13. Лексико-грамматические разряды существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание падежных окончаний имен существительных. Употребление имен существительных. Правописание сложных имен существительных.

4

Практическое занятие 7. Морфологический разбор существительных. Гласные в суффиксах имен существительных.

1

Самостоятельная работа

2

Подготовить доклад « Использование имён существительных в текстах разных стилей».

2

Тема 5.2.

Имя прилагательное как часть речи

4

ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб 02,

ЛР 07,

МР 08,

ОК 2, ОК 4

Лекционное занятие 14. Лексико-грамматические разряды прилагательных. Разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Степени сравнения имен прилагательных. Полная и краткая форма имен прилагательных. Род, число, падеж прилагательных. Трудные случаи правописания прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Морфологический разбор прилагательных. Употребление прилагательных в речи

4

Самостоятельная работа

4

Подготовить доклад « Использование имён прилагательных в текстах разных стилей».

2

Подготовить презентацию «Особенности образования прилагательных».

2

Тема 5.3.

Имя числительное как часть речи

4

ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб 02,

ЛР 07,

МР 02, МР 08, МР 09,

ОК 2, ОК 4

Лекционное занятие 15. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Морфологический разбор имени числительного. Правописание числительных. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.

4

Самостоятельная работа

2

Подготовить доклад « Использование числительных в текстах публицистического стиля».

2

Тема 5.4.

Местоимение как часть речи. Правописание местоимений

6

ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб 02,

ЛР 07,

МР 02, МР 08, МР 09,

ОК 2, ОК 4

Лекционное занятие 16. Трудные случаи правописания местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм.

6

Тема 5.5.

Глагол как часть речи. Правописание глагола

4

ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб 02,

ЛР 07,

МР 02, МР 08, МР 09,

ОК 2, ОК 4

Лекционное занятие 17. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глаголов. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.

4


Самостоятельная работа

2

Подготовить доклад «Употребление глаголов в текстах разных стилей речи».

2

Тема 5.6.

Причастие и деепричастие как особые формы глагола

12

ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб 02,

ЛР 07,

МР 08,

ОК 2, ОК 4

Лекционное занятие 18. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

4

Лекционное занятие 19. Деепричастие как глагольная форма НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложении с деепричастным оборотом.

4

Практическое занятие 8. Образование действительных и страдательных причастий. Причастный оборот, его обособление в предложении.

2

Практическое занятие 9. Деепричастие как глагольная форма НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложении с деепричастным оборотом. Особенности предложений с деепричастным оборотом. Употребление причастий и деепричастий. Морфологический разбор причастия и деепричастия.

2

Самостоятельная работа

2

Подготовить доклад «Употребление причастных оборотов как образного средства в текстах художественного стиля»

2

Тема 5.7.

Наречие как часть речи

11

ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб 02,

ЛР 07,

МР 02, МР 08, МР 09,

ОК 2, ОК 4


Лекционное занятия 18. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречий в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи слов в предложении.

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова).

11

Самостоятельная работа

4

Подготовить доклад « Использование наречий в текстах как средства художественной выразительности».

2

Подготовить сообщение « Судьба слов категории состояния в русском языке»

2

Тема 5.8.

Служебные части речи

22

ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб 02,

ЛР 07,

МР 02, МР 08, МР 09,

ОК 2, ОК 4


Лекционное занятие 19. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, в заключение) от слов-омонимов. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Правописание союзов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. Частицы. Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

22

Самостоятельная работа

6

Подготовить доклад « Союзы и омонимичные слова».

2

Подготовить презентацию «История создания междометия. Виды. Употребление в речи».

2

Создать словарь терминов по теме «Морфология».

2


Профессионально ориентированное содержание

4



Лекционное занятие 10. Исследование грамматических категорий частей речи и грамматического значения слов в текстах документации профессий технологического профиля

2

ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб 02,

ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,

МР 02, МР 08, МР 09,

ОК 2, ОК 4

Практическое занятие 3. Составление текстов профессиональной направленности с использованием нужных словоформ, наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов документации специальностей технологического профиля

2

Самостоятельная работа

2

Написать акт сдачи объекта на подстанции № 3.

2

Раздел 6

Синтаксис и пунктуация


41

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04,

ЛР 07, ЛР 09, ЛР13

МР 02, МР 08, МР 09,

ОК 2, ОК 4, ОК 6

Основное содержание

Тема 6.1.

Синтаксис и пунктуация. Основные понятия. Основные единицы

2

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04,

ЛР 07,

МР 02, МР 08, МР 09,

ОК 2, ОК 4, ОК 6

Лекционное занятие 20. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

Основные выразительные средства синтаксиса.

2


Самостоятельная работа

2

Создать словарь терминов по теме «Синтаксис и пунктуация».

2

Тема 6.2.

Словосочетание. Виды. Синтаксис. Связи. Разбор словосочетания

3

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04,

ЛР 07,

МР 02, МР 08, МР 09,

ОК 2, ОК 4, ОК 6

Лекционное занятие 21. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.

3

Самостоятельная работа

2

Подготовить доклад «Синонимия словосочетаний со связью согласование и управление».

2

Тема 6.3.

Понятие о предложении. Классификация. Простые и сложные предложения

2

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04,

ЛР 07,

МР 02, МР 08, МР 09,

ОК 2, ОК 4, ОК 6

Лекционные занятия 22. Виды предложений по цели высказывания, восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.

2

Тема 6.4.

Простое предложение и его характеристика. Двусоставные и односоставные предложения.

5

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04,

ЛР 07,

МР 02, МР 08, МР 09,

ОК 2, ОК 4, ОК 6

Лекционные занятия 23. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте

3

Лекционное занятие 24. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средства связи предложений в тексте

2


Самостоятельная работа

2


Подготовить презентацию «Из истории знаков препинания».

2

Тема 6.5.

Простое осложненное предложение. Синтаксический разбор

13

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04,

ЛР 07,

МР 08,

ОК 2, ОК 4, ОК 6

Лекционное занятие 25. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения, дополнения, обстоятельства и приложения.

13

Самостоятельная работа

4

Подготовить доклад «Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка».

2

Подготовить доклад «Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи».

2

Тема 6.6.

Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор

2

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04,

ЛР 07,

МР 02, МР 08, МР 09

ОК 2, ОК 4, ОК 6

Практические занятия 10. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

2

Самостоятельная работа


Составить диктант из предложений с сочинительной связью.


Тема 6.7.

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания с несколькими придаточными

5

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04,

ЛР 07,

МР 02, МР 08, МР 09,

ОК 2, ОК 4, ОК 6

Лекционное занятие 26. Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

5

Самостоятельная работа

2

Подготовить презентацию «Сочетание знаков препинания».

2

Тема 6.8.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор

2

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04,

ЛР 07,

МР 02, МР 08, МР 09,

ОК 2, ОК 4, ОК 6

Лекционное занятие 27. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

2

Самостоятельная работа

2

Составить схематический диктант по теме «Знаки препинания в БСП».

2

Тема 6.9.

Сложное предложение с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое. Период

4

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04,

ЛР 07,

МР 02, МР 08, МР 09,

ОК 2, ОК 4, ОК 6

Лекционное занятие 28. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

4


Самостоятельная работа

4

Подготовить презентацию «Авторская пунктуация».

2

Подготовить презентацию «Факультативные знаки препинания».

2

Профессионально ориентированное содержание

3



Лекционное занятие 11. Исследование текстов профессиональной направленности на выявление существенных признаков синтаксических понятий и синтаксических единиц

2

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04,

ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13,

МР 02, МР 08, МР 09,

ОК 2, ОК 4, ОК 6

Практическое занятие 4. Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры на профессиональные темы специальностей технологического профиля специальностей СПО

1

Самостоятельная работа

4

Создать презентацию «История появления электричества в России».

2

Написать эссе « Для чего людям нужна электроэнергия и насколько она помогает нам жить».

2

Промежуточная аттестация (экзамен)



Всего:

246



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующее специальное помещение: Кабинет русского языка. Помещение кабинета должно соответствовать требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178–02): оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.


Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-наглядных пособий;

  • комплект электронных видеоматериалов;

  • задания для контрольных работ;

  • профессионально ориентированные задания;

  • материалы экзамена.


Технические средства обучения:

  • персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;

  • проектор с экраном.


Залы:

Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.


3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.


3.2.1. Основные печатные издания

  1. Антонова, Е.С. Русский язык: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования / Е.С. Антонова, Т. М. Воителева. – 4-е изд., стер. – Москва: Академия, 2017. - 409 с. - (Профессиональное образование. Общеобразовательные дисциплины). - ISBN 978-5-4468-5987-0


3.2.2. Дополнительные источники

1. Лобачева, Н.А. Русский язык. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография: учебник для среднего профессионального образования / Н.А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 230 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12294-7

2. Лобачева, Н.А. Русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 206 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12621-1.

3. Лобачева, Н.А. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 123 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12620-4.

4. Русский язык. Сборник упражнений: учебное пособие для среднего профессионального образования / П.А. Лекант [и др.]; под редакцией П.А. Леканта. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 314 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-9916-7796-7. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: http://www.biblio-online.ru/bcode/452165
































  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Результаты обучения

Методы оценки

ПРб 01

ПРб 02

ПРб 03

ПРб 04

Оценка результатов устных ответов, аналитической работы с текстами разных стилей, представления текстов в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров, сформированности понятий о нормах русского литературного языка и применения знаний о них в речевой практике, филологического анализа языковых единиц, сочинений, эссе (в том числе профессионально ориентированных), заданий экзамена





  1. ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ












ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

(ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ)

К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык» (базовый уровень)


профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования технологического профиля обучения

































  1. Результаты обучения, регламентированные ФГОС СОО


Содержание общеобразовательной дисциплины «Русский язык» (базовый уровень) направлено на достижение всех личностных (далее – ЛР), метапредметных (далее – МР) и предметных (далее – ПР) результатов обучения, регламентированных ФГОС СОО и с учетом примерной основной образовательной программой среднего общего образования (ПООП СОО).

Личностные результаты отражают:

ЛР 01. Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн).

ЛР 02. Гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.

ЛР 03. Готовность к служению Отечеству, его защите.

ЛР 04. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

ЛР 05. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.

ЛР 06. Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

ЛР 07. Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

ЛР 08. Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

ЛР 09. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

ЛР 10. Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений.

ЛР 11. Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

ЛР 12. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.

ЛР 13. Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

ЛР 14. Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.

ЛР 15. Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты отражают:

МР 01. Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

МР 02. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.

МР 03. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

МР 04. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

МР 05. Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

МР 06. Умение определять назначение и функции различных социальных институтов.

МР 07. Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.

МР 08. Владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

МР 09. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты на базовом уровне отражают:

ПРб 01. Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

ПРб 02. Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

ПРб 03. Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

ПРб 04. Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

ПРб 05. Знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;

ПРб 06. Сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

ПРб 07. Сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

ПРб 08. Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

ПРб 09. Овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

ПРб 10. Сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.











Фонды оценочных средств по профессии



Фонды оценочных средств (далее – ФОС) представлены в виде междисциплинарных заданий, направленные на контроль качества и управление процессами достижения ЛР, МР и ПР, а также создание условий для формирования ОК и (или) ПК у обучающихся посредством промежуточной аттестации. ФОС разрабатываются с опорой на синхронизированные образовательные результаты, с учетом профиля обучения, уровня освоения общеобразовательной дисциплины «Русский язык» и профессиональной направленности образовательной программы по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования


Таблица 6

раздела, темы

Коды образовательных результатов

(ЛР, МР, ПР, ОК, ПК)

Варианты междисциплинарных заданий

Раздел № 1 Язык и речь. Функциональные стили речи

Тема № 4. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).

Лингвостилистический анализ текста

ОК 2, ОК 4, ОК 5

ПК 1.1

ЛР 01

МР 01

МР 04

ПРб. 01

Изучите теоретический материал и выполните следующие задания: 

1. Составьте резюме для устройства на работу.

Напишите заявление на имя директора «Мосэнерго» об устройстве на работу.

3. Напишите служебную записку на имя заместителя директора о необходимости приобретения профильных материалов; напишите заявку-заказ поставщику о необходимости приобретения новых материалов.

6. Сделайте лингвистический анализ фрагмента научной статьи по актуальным вопросам специальности « Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».

Раздел № 2. Лексикология и фразеология

Тема № 2. Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика

ОК 2, ОК 4

ОК 6

ПК 2.2

ПК 2.4

ЛР 07

МР 05

ПРб.01

ПРб.04

1.Состаьте словарь терминов специальности;

2. Определите значение терминов специальности.
3. Изучите предложенный Вам теоретический материал и заполните пропуски в определениях терминов и понятий.



Раздел № 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Тема № 1. Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова

ОК 2, ОК 4,
ОК 5

ПК 5.1

ЛР 08

ЛР10

МР 02

МР 08

ПРб.04


1. Подготовьте реферат на тему: «Роль лингвистических знаний в работе электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования.

2. Из текстов научной литературы составьте диктант с терминами и словами профессиональной лексики.


Раздел № 4. Морфемика, словообразование, орфография

Тема № 2. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ

ОК 2, ОК 4

ПК 1.1

ЛР 01

МР 01

МР 04

ПРб. 01

1. Подберите не менее 10 терминов и слов профессиональной лексики специальности «13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования». Определить способы образования данных слов;

2. Напишите словарный диктант.

3. Напишите эссе с применением специальной терминологии.


Раздел № 5. Морфология и орфография

Тема № 5.

Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глаголов. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.

ОК 2, ОК 4

ПК 4.1

ЛР 06

ЛР 07

МР 05

ПРб.02

ПРб.03

1.Прочитайте текст, выпишите 5 глаголов, сделайте морфологический разбор.
2. Выпишите глаголы, которые иллюстрируют правило «Правописание личных окончаний глаголов».
3.Выпишите словосочетания глагол + существительное со связью «управление» .
Мы привыкли к тому, что одним движением руки включаем свет, любой электронагревательный прибор. Для работы с этим сложным оборудованием и готовят рабочих – электриков и электромонтеров. Профессия электромонтера подходит для тех, кто хочет реализовать мечту о настоящей мужской работе, кого интересует творческий характер труда. «Да будет свет!» - эти слова, если верить Ветхому Завету, первым сказал Бог. Именно поэтому электромонтеры, шутя, называют свою профессию первой на Земле.

В 1878 году английский ученый Джозеф Сван (1828-1914) изобрел электрическую лампочку. Это была стеклянная колба, внутри которой находилась электрическая нить накаливания, чтобы нить не перегорала, Сван удалил из колбы воздух. В следующем году знаменитый американский изобретатель Томас Эдисон (1847-1931) также изобрел лампочку. После опыта с нитями из различных веществ он остановил свой выбор на обугленных волокнах бамбука. В 1880 году Эдисон начал выпуск безопасных лампочек, продавая их по 2,5 доллара. Впоследствии Эдисон и Сван создали совместную компанию «Эдисон энд Сван Юнайтед Электрик Лайт компании».

Многое в истории электротехники связано с именем Т. Эдисона. Он является автором примерно 1000 изобретений в области электротехники. Эдисон усовершенствовал лампу накаливания, построил первую в мире электростанцию общественного пользования (1882). В 1880 году французский физик М. Депре заявил о возможности передачи электроэнергии по проводам. Он же построил первую линию электропередачи.

В конце XIX века происходит бурное развитие электротехники. Ученые продолжают работать над проблемой использования электричества для освещения и других нужд. Знаменитая "электрическая свеча" П. Н. Яблочкова была первым потребителем тока. Для проведения проводов и кабелей необходимы были люди, которые бы разбирались в электричестве. Так появилась профессия электрика. Однако с появлением все более разных электрических приборов, усложнением электротехники профессия разветвляется на множество специальностей: электромонтажник, электромеханик по ремонту оборудования (в зависимости от специализации), электромонтер, техник-электрик, электрослесарь и др. На сегодняшний день существует несколько десятков специальностей электрика.

Развитие российской экономики основано на электричестве. Нет смысла перечислять отрасли и предприятия, которые бы обходились без электричества. Их попросту нет. А значит, ни одно из них не сможет работать без электромонтеров электрических сетей и электрооборудования. От электромонтеров зависит, в каком состоянии будут находиться воздушные и кабельные линии, и именно они первыми спешат на выручку туда, где происходят различные аварии и обрывы. Высокое качество работы специалистов зависит от их способности правильно и быстро соединять отдельные участки цепи в целостный организм.

Раздел № 6. Синтаксис и пунктуация.

Тема № 1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое

ОК 2, ОК 4, ОК 6

ПК 5.1

ЛР 08

ЛР10

МР 02

МР 08

ПРб.04


1.Составьте шаблоны документации профессиональной сферы.
2.А) Прочитайте текст.
Выпишите пять словосочетаний со связью «согласование». Сделайте синтаксический разбор словосочетаний.
Б) Выпишите два предложения, которые иллюстрируют правило «Тире между подлежащим и сказуемым. Докажите правильность постановки знака препинания.
В) Выпишите все предложения с вводными словами. Определите их значения.

Современный мир невозможно представить без электричества. Выход из строя одной электроподстанции на полдня, может буквально парализовать город.
Многим москвичам памятно 25 мая 2005 года, когда на подстанции «Чагино» случилась авария и произошло веерное отключение электроснабжения.
«Чагино» – лишь одна из нескольких московских подстанций, поэтому обесточена оказалась лишь часть Москвы, но и это больно ударило по людям. Мгновенно перестали работать компьютеры, телевизоры, электроплиты, в домах остановились лифты и пересох водопровод. А вскоре к этому добавился транспортный коллапс.
Из 170 действовавших станций метро 52 оказались обесточены, а десятки поездов застряли в тоннелях. Даже выбравшись на поверхность, люди не могли никуда уехать: светофоры, троллейбусы и трамваи не работали.
Встревоженные люди пытались созвониться друг с другом, но и это не всегда удавалось: некоторые базовые станции мобильной связи были обесточены, а оставшиеся не справлялись с возросшим количеством звонков.
Да и стационарные телефоны в основном были бесполезны, потому что большинство современных москвичей пользуются современными электронными аппаратами, которые не могут работать без электроэнергии.
В тот день москвичи посмотрели вокруг себя новыми глазами. С одной стороны, они ясно ощутили уязвимость городского уклада с его централизованной инфраструктурой. А с другой, – поняли, что бытие современного человека зависит от электричества практически полностью. Электроэнергия – кровь современной цивилизации.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!