Приложение III.13
к образовательной программе
по специальности 08.02.08 Монтаж и
эксплуатация оборудования и
систем газоснабжения
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДп.01 ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рабочая программа учебной дисциплины (по выбору обучающихся) Основы исследовательской деятельности разработана, исходя из требований подготовки к индивидуальному проекту, включающему исследовательскую деятельность обучающихся, по профильным учебным дисциплинам общеобразовательного учебного цикла.
Рабочая программа рассмотрена
на заседании ЦК ООиОГСЭ МиПН
Протокол № 11
от « 30» июня 2020 г.
Председатель ЦК
___________С.Н. Симонова
УТВЕРЖДАЮ
И.о. заместителя директора по УМР
___________ Е.В. Петрова
« 30» июня 2020 г.
Рабочую программу разработал:
преподаватель высшей квалификационной категории, квалификация по диплому – историк ___________ Т.В. Зеновкина
СОДЕРЖАНИЕ
Общая характеристика УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
условия реализации программы учебной дисциплины | 9 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 10 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДп.01 ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина ОУДп.01 Основы исследовательской деятельности входит в общеобразовательный учебный цикл ППССЗ как дополнительная учебная дисциплина..
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание программы направлено на достижение следующей цели: создание условий для развития исследовательской компетентности обучающихся посредством освоения методов научного познания и умений учебно-исследовательской деятельности. Изучение дисциплины призвано оказать помощь обучающимся как в подготовке и защите индивидуальных учебных проектов, выполняемых по общеобразовательным учебным дисциплинам, так и при написании курсовых работ по общепрофессиональным дисциплинам и профессиональным модулям, а также выпускной квалификационной работы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10 | - формулировать проблему, актуальность, методологию, цели и задачи исследования; - проводить обзор литературы по проблеме исследования и выделять малоизученные вопросы с целью их последующего детального изучения; - искать и находить источники для формирования теоретической базы исследовательской работы; - выделять новизну, практическую и теоретическую значимость научного исследования; - выполнять научно-исследовательскую работу и представлять ее результаты в форме реферата, доклада, выступления на научной конференции и семинаре; - вести дискуссию по научным проблемам, объективно реагировать на критику и обоснованно доказывать правильность полученных выводов. | - методологию научного исследования; - методы научного познания; - инструменты и методики научного поиска; - правила оформления результатов исследования; - формы исследовательской работы; - методику устного выступления. |
В результате изучения учебной дисциплины создаются условия для формирования общих компетенций (далее ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; |
Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) | Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности |
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; |
Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска | Знания: номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие; |
Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования | Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования |
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами; |
Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности | Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; |
Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе | Знания: особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения; |
Умения: описывать значимость своей профессии (специальности); применять стандарты антикоррупционного поведения | Знания: сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по профессии (специальности); стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения |
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности; |
Умения: применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение | Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности |
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках; |
Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы | Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности |
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы | 44 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 14 |
практические занятия | 30 |
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) | |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элементь программы |
Тема 1. Становление теории научного познания | Содержание учебного материала | 2 | ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10 |
1. Наука и научное исследование. 2. Объект и предмет науки. 3. Определение понятия. |
Практическое занятие № 1 Определение предмета и объекта исследования | 2 |
Тема 2. Сущность методологии исследования | Содержание учебного материала | 2 | |
1. Типология исследований. 2. Характеристика исследований. 3. Подходы к исследованию. 4. Определение методики исследования. 5. Процессуально-методологические схемы исследования. | ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10 |
Практическое занятие № 2 Исследовательская деятельность и ее этапы | 3 |
Тема 3. Принципы и проблема исследования | Содержание учебного материала | 1 | |
1. Основные методологические принципы: принцип противоречия, принцип оценки, принцип распознавания. 2. Понятие проблемы. 3. Определение и распознавание проблемы. 4. Постановка проблемы | ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10 |
Тема 4. Формулирование целей и задач исследования | Содержание учебного материала | 1 | |
1. Объектная область. 2. Определение объекта и предмета исследования. 3. Постановка цели и задач исследования. | ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10 |
Практическое занятие № 3 Выбор темы исследования, постановка цели, задач исследования | 3 |
Тема 5. Разработка гипотезы и концепции исследования | Содержание учебного материала | 1 | |
1. Понятие гипотезы. 2. Классификация гипотезы: описательная, объяснительная, прогнозная. 3. Концепция исследования и её характеристика. | ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10 |
Практическое занятие № 4 Гипотеза и концепция исследования | 3 |
Тема 6. Использование методов научного познания | Содержание учебного материала | 1 | |
1. Общее понятие о методе и методологии. 2. Методологические принципы (объективность, всесторонность, историзм, конкретность и др.). 3. Классификация методов научного познания и ее основания. 4. Философские методы. Общенаучные методы. Частнонаучные методы. | ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10 |
Практическое занятие № 5 Теоретические и эмпирические методы исследования | 3 |
Тема 7. Применение логических законов и правил | Содержание учебного материала | 1 | |
1. Слово и понятие. Требования точности, ясности, однозначности, предъявляемые к изложению хода и результатов научных исследований. 2. Логические законы: закон тождества, закон противоречия (непротиворечивости), закон исключенного третьего, закон достаточного основания | ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10 |
Практическое занятие № 6 Основные законы логики | 3 |
Тема 8. Способы получения, накопления и переработки информации | Содержание учебного материала | 1 | |
1. Подбор и работа с информационными источниками. 2. Виды информации: обзорная, реферативная, сигнальная, справочная. 3. Источники информации: книги, периодические издания, кино-, аудио- и видеоматериалы, люди, электронный ресурсы. 4. Методы поиска информации: работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями и в Интернете. 5. Аннотирование. 6. Составление плана информационного текста. 7. Составление тезисов. 8. Правила конспектирования. 9. Общие требования к цитируемому материалу. Правила оформления цитат. 10.Рецензирование. 11.Реферирование | ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10 |
Практическое занятие № 7 Виды научных документов. Поиск информации в печатных и электронных источниках | 3 |
Тема 9. Планирование и организация процесса исследования | Содержание учебного материала | 1 | |
1. Особенности планирования исследований: программы исследования, план исследования. 2. Сущность и формы организации исследования. 3. Технологические схемы исследования. | ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10 |
Практическое занятие № 8 Составление плана исследовательской работы | 3 |
Тема 10. Оформление результатов исследования | Содержание учебного материала | 1 | |
1. Три основных раздела работы: введение, основная часть, заключение. 2. Требования к содержанию и оформлению результатов исследования. 3. Язык и стиль текста исследовательской работы. | ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10 |
Практическое занятие № 9 Оформление исследовательской работы | 3 |
Тема 11. Презентация результатов исследования | Содержание учебного материала | - | |
1. Требования к докладу. 2. Основные части выступления. 3. Научный стиль речи. Речевые клише. 4. Культура выступления. 5. Психологический аспект готовности к выступлению. 6. Логика построения выступления. Подбор наглядности. 7. Внешний облик и манеры выступающего. 8. Культура ведения дискуссии | ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10 |
Практическое занятие № 10 Представление учебно-исследовательской работы | 4 |
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) – 2 сем. | 2 | |
Всего | 44 | |
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Применение на учебном занятии интерактивных форм работы, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся, помогает поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений, помогает установлению доброжелательной атмосферы. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, дает возможность приобрести навык самостоятельного решения проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Для позитивного восприятия обучающимися требований преподавателя, привлечения их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их познавательной деятельности на учебных занятиях между преподавателем и обучающимися устанавливаются доверительные отношения.
На учебном занятии соблюдаются общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (преподавателем) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
3.1 Реализация учебной дисциплины обеспечена следующими специальными помещениями:
Кабинет Основы исследовательской деятельности, оснащенный оборудованием:
Технические средства обучения: компьютер;
Лицензионное программное обеспечение общего и специального назначения (Microsoft Windows, договор № 6714-20 от 31.08.2020 по 31.08.2021; Microsoft Office Professional Plus, договор № 6714-20 от 31.08.2020 по 31.08.2021).
3.2 Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1 Основные источники
Основы исследовательской деятельности: ТРИЗ : учебное пособие для среднего профессионального образования / М. М. Зиновкина, Р. Т. Гареев, П. М. Горев, В. В. Утемов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 124 с. — (Профессиональное образование). — URL : https://www.biblio-online.ru/bcode/446867 - Текст : электронный.
Электронные издания (электронные ресурсы)
Электронно-библиотечная система book.ru — URL : http://www.book.ru/ - Текст : электронный.
Электронно-библиотечная система «КнигаФонд» — URL : http://www.knigafund.ru/ - Текст : электронный.
Научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации» — URL : http://web.snauka.ru/?s - Текст : электронный.
Журнал «Социологические исследования» — URL : www.isras.ru/socis.html - Текст : электронный.
Информационный Интернет-портал для обеспечения исследовательской деятельности учащихся — URL : www.researcher.ru - Текст : электронный.
3.2.3 Дополнительные источники
1. Афанасьев, Владимир Васильевич. Основы учебно-исследовательской деятельности : учебное пособие для СПО / В. В. Афанасьев, О. В. Грибкова, Л. И. Уколова. - Москва : Юрайт, 2020. - 154 с. - (Профессиональное образование). - Текст : непосредственный.
2. Основы исследовательской деятельности : методические указания по практическим занятиям для обучающихся всех специальностей, очной формы обучения / ТИУ ; сост. Т. В. Зеновкина. - Тюмень : ТИУ, 2019. - Текст : непосредственный.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Показатели оценки | Методы оценки |
ЗНАТЬ |
методологию научного исследования ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10 | знает методологию научного исследования | Практическая работа № 5 |
методы научного познания ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10 | ориентируется в методах научного познания | Практические работы № 3,4,6 |
инструменты и методики научного поиска ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10 | выбирает инструменты и методики научного поиска в зависимости от поставленной задачи | Практические работы № 1,7 |
правила оформления результатов исследования ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10 | соблюдает правила оформления результатов исследования | Практическая работа № 9 |
формы исследовательской работы ОК01-ОК10 | знает основные формы исследовательской работы | Практические работы № 2,8 |
методику устного выступления ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10 | знает методику устного выступления | Практическая работа № 10, Дифференцированный зачет |
УМЕТЬ | | |
формулировать проблему, актуальность, методологию, цели и задачи исследования ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10 | формулирует проблему, актуальность, цели и задачи исследования, выбирает методы исследования | Практические работы № 1,3,4,5 |
проводить обзор литературы по проблеме исследования и выделять малоизученные вопросы с целью их последующего детального изучения ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10 | проводит обзор литературы по проблеме исследования и выделяет малоизученные вопросы с целью их последующего детального изучения | Практическая работа № 7 |
искать и находить источники для формирования теоретической базы исследовательской работы ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10 | отбирает источники для формирования теоретической базы исследовательской работы | Практическая работа № 7 |
выделять новизну, практическую и теоретическую значимость научного исследования ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10 | выделяет новизну, практическую и теоретическую значимость научного исследования | Практическая работа № 8 |
выполнять научно-исследовательскую работу и представлять ее результаты в форме реферата, доклада, выступления на научной конференции и семинаре ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10 | выполняет научно-исследовательскую работу и представляет ее результаты | Практические работы № 2,9,10 Дифференцированный зачет |
вести дискуссию по научным проблемам, объективно реагировать на критику и обоснованно доказывать правильность полученных выводов ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10 | участвует в дискуссиях по научным проблемам, объективно реагирует на критику и обоснованно доказывает правильность полученных выводов | Практические работы № 6,10 Дифференцированный зачет |