СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДп.01 ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины (по выбору обучающихся) Основы исследовательской деятельности разработана, исходя из требований подготовки к индивидуальному проекту, включающему исследовательскую деятельность обучающихся, по профильным учебным дисциплинам общеобразовательного учебного цикла.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДп.01 ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Приложение III.13

к образовательной программе

по специальности 08.02.08 Монтаж и

эксплуатация оборудования и

систем газоснабжения
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОУДп.01 ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ






























Рабочая программа учебной дисциплины (по выбору обучающихся) Основы исследовательской деятельности разработана, исходя из требований подготовки к индивидуальному проекту, включающему исследовательскую деятельность обучающихся, по профильным учебным дисциплинам общеобразовательного учебного цикла.









Рабочая программа рассмотрена

на заседании ЦК ООиОГСЭ МиПН

Протокол № 11

от « 30» июня 2020 г.

Председатель ЦК

___________С.Н. Симонова







УТВЕРЖДАЮ

И.о. заместителя директора по УМР

___________ Е.В. Петрова

« 30» июня 2020 г.





















Рабочую программу разработал:

преподаватель высшей квалификационной категории, квалификация по диплому – историк ___________ Т.В. Зеновкина


СОДЕРЖАНИЕ


  1. Общая характеристика УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

9

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

10


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДп.01 ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1.1 Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина ОУДп.01 Основы исследовательской деятельности входит в общеобразовательный учебный цикл ППССЗ как дополнительная учебная дисциплина..

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения


1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:


Содержание программы направлено на достижение следующей цели: создание условий для развития исследовательской компетентности обучающихся посредством освоения методов научного познания и умений учебно-исследовательской деятельности. Изучение дисциплины призвано оказать помощь обучающимся как в подготовке и защите индивидуальных учебных проектов, выполняемых по общеобразовательным учебным дисциплинам, так и при написании курсовых работ по общепрофессиональным дисциплинам и профессиональным модулям, а также выпускной квалификационной работы.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен


Код ПК, ОК

Умения

Знания

ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10

формулировать проблему, актуальность, методологию, цели и задачи исследования;

- проводить обзор литературы по проблеме исследования и выделять малоизученные вопросы с целью их последующего детального изучения;

- искать и находить источники для формирования теоретической базы исследовательской работы;

- выделять новизну, практическую и теоретическую значимость научного исследования;

- выполнять научно-исследовательскую работу и представлять ее результаты в форме реферата, доклада, выступления на научной конференции и семинаре;

- вести дискуссию по научным проблемам, объективно реагировать на критику и обоснованно доказывать правильность полученных выводов.

- методологию научного исследования;

- методы научного познания;

- инструменты и методики научного поиска;

- правила оформления результатов исследования;

- формы исследовательской работы;

- методику устного выступления.



В результате изучения учебной дисциплины создаются условия для формирования общих компетенций (далее ОК):

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

составлять план действия; определять необходимые ресурсы;

владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска

Знания: номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования

Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности

Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе

Знания: особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения;

Умения: описывать значимость своей профессии (специальности); применять стандарты антикоррупционного поведения

Знания: сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по профессии (специальности); стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

Умения: применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение

Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;

Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы

Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности



2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы

44

в том числе:


теоретическое обучение

14

практические занятия

30

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем часов

Коды компетенций, формированию которых способствует элементь программы

Тема 1. Становление теории научного познания

Содержание учебного материала

2

ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10

1. Наука и научное исследование.

2. Объект и предмет науки.

3. Определение понятия.

Практическое занятие № 1 Определение предмета и объекта исследования

2

Тема 2. Сущность методологии исследования

Содержание учебного материала

2


1. Типология исследований.

2. Характеристика исследований.

3. Подходы к исследованию.

4. Определение методики исследования.

5. Процессуально-методологические схемы исследования.

ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10

Практическое занятие № 2 Исследовательская деятельность и ее этапы

3

Тема 3. Принципы и проблема исследования

Содержание учебного материала

1


1. Основные методологические принципы: принцип противоречия, принцип оценки, принцип распознавания.

2. Понятие проблемы.

3. Определение и распознавание проблемы.

4. Постановка проблемы

ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10

Тема 4. Формулирование целей и задач исследования

Содержание учебного материала

1


1. Объектная область.

2. Определение объекта и предмета исследования.

3. Постановка цели и задач исследования.

ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10

Практическое занятие № 3 Выбор темы  исследования, постановка цели, задач исследования

3

Тема 5. Разработка гипотезы и концепции исследования

Содержание учебного материала

1


1. Понятие гипотезы.

2. Классификация гипотезы: описательная, объяснительная, прогнозная.

3. Концепция исследования и её характеристика.

ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10

Практическое занятие № 4 Гипотеза и концепция исследования

3

Тема 6. Использование методов научного познания

Содержание учебного материала

1


1. Общее понятие о методе и методологии.

2. Методологические принципы (объективность, всесторонность, историзм, конкретность и др.).

3. Классификация методов научного познания и ее основания.

4. Философские методы. Общенаучные методы. Частнонаучные методы.

ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10

Практическое занятие № 5 Теоретические и эмпирические методы исследования

3

Тема 7. Применение логических законов и правил

Содержание учебного материала

1


1. Слово и понятие. Требования точности, ясности, однозначности, предъявляемые к изложению хода и результатов научных исследований.

2. Логические законы: закон тождества, закон противоречия (непротиворечивости), закон исключенного третьего, закон достаточного основания

ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10

Практическое занятие № 6 Основные законы логики

3

Тема 8. Способы получения, накопления и переработки информации

Содержание учебного материала

1


1. Подбор и работа с информационными источниками.

2. Виды информации: обзорная, реферативная, сигнальная, справочная.

3. Источники информации: книги, периодические издания, кино-, аудио- и видеоматериалы, люди, электронный ресурсы.

4. Методы поиска информации: работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями и в Интернете.

5. Аннотирование.

6. Составление плана информационного текста.

7. Составление тезисов.

8. Правила конспектирования.

9. Общие требования к цитируемому материалу. Правила оформления цитат.

10.Рецензирование.

11.Реферирование

ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10

Практическое занятие № 7 Виды научных документов. Поиск информации в печатных и электронных источниках

3

Тема 9. Планирование и организация процесса исследования

Содержание учебного материала

1


1. Особенности планирования исследований: программы исследования, план исследования.

2. Сущность и формы организации исследования.

3. Технологические схемы исследования.

ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10

Практическое занятие № 8 Составление плана исследовательской работы

3

Тема 10. Оформление результатов исследования

Содержание учебного материала

1


1. Три основных раздела работы: введение, основная часть, заключение.

2. Требования к содержанию и оформлению результатов исследования.

3. Язык и стиль текста исследовательской работы.

ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10

Практическое занятие № 9 Оформление исследовательской работы

3

Тема 11. Презентация результатов исследования

Содержание учебного материала

-



1. Требования к докладу.

2. Основные части выступления.

3. Научный стиль речи. Речевые клише.

4. Культура выступления.

5. Психологический аспект готовности к выступлению.

6. Логика построения выступления. Подбор наглядности.

7. Внешний облик и манеры выступающего.

8. Культура ведения дискуссии

ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10

Практическое занятие № 10 Представление учебно-исследовательской работы

4

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) – 2 сем.

2


Всего

44




3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Применение на учебном занятии интерактивных форм работы, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся, помогает поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений, помогает установлению доброжелательной атмосферы. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, дает возможность приобрести навык самостоятельного решения проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Для позитивного восприятия обучающимися требований преподавателя, привлечения их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их познавательной деятельности на учебных занятиях между преподавателем и обучающимися устанавливаются доверительные отношения.

На учебном занятии соблюдаются общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (преподавателем) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.



3.1 Реализация учебной дисциплины обеспечена следующими специальными помещениями:

Кабинет Основы исследовательской деятельности, оснащенный оборудованием:

  1. Технические средства обучения: компьютер;

  2. Лицензионное программное обеспечение общего и специального назначения (Microsoft Windows, договор № 6714-20 от 31.08.2020 по 31.08.2021; Microsoft Office Professional Plus, договор № 6714-20 от 31.08.2020 по 31.08.2021).


3.2 Информационное обеспечение реализации программы


3.2.1 Основные источники

  1. Основы исследовательской деятельности: ТРИЗ : учебное пособие для среднего профессионального образования / М. М. Зиновкина, Р. Т. Гареев, П. М. Горев, В. В. Утемов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 124 с. — (Профессиональное образование). — URL : https://www.biblio-online.ru/bcode/446867 - Текст : электронный.


      1. Электронные издания (электронные ресурсы)

  1. Электронно-библиотечная система book.ru — URL : http://www.book.ru/ - Текст : электронный.

  2. Электронно-библиотечная система «КнигаФонд» — URL : http://www.knigafund.ru/ - Текст : электронный.

  3. Научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации» — URL : http://web.snauka.ru/?s - Текст : электронный.

  4. Журнал «Социологические исследования» — URL : www.isras.ru/socis.html - Текст : электронный.

  5. Информационный Интернет-портал для обеспечения исследовательской деятельности учащихся — URL : www.researcher.ru - Текст : электронный.


3.2.3 Дополнительные источники

1. Афанасьев, Владимир Васильевич. Основы учебно-исследовательской деятельности : учебное пособие для СПО / В. В. Афанасьев, О. В. Грибкова, Л. И. Уколова. - Москва : Юрайт, 2020. - 154 с. - (Профессиональное образование). - Текст : непосредственный.

2. Основы исследовательской деятельности : методические указания по практическим занятиям для обучающихся всех специальностей, очной формы обучения / ТИУ ; сост. Т. В. Зеновкина. - Тюмень : ТИУ, 2019. - Текст : непосредственный.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Показатели оценки

Методы оценки

ЗНАТЬ

методологию научного исследования ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10

знает методологию научного исследования

Практическая работа № 5

методы научного познания ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10

ориентируется в методах научного познания

Практические работы № 3,4,6

инструменты и методики научного поиска ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10

выбирает инструменты и методики научного поиска в зависимости от поставленной задачи

Практические работы № 1,7

правила оформления результатов исследования ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10

соблюдает правила оформления результатов исследования

Практическая работа № 9

формы исследовательской работы ОК01-ОК10

знает основные формы исследовательской работы

Практические работы № 2,8

методику устного выступления ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10

знает методику устного выступления

Практическая работа № 10,

Дифференцированный зачет

УМЕТЬ



формулировать проблему, актуальность, методологию, цели и задачи исследования ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10

формулирует проблему, актуальность, цели и задачи исследования,

выбирает методы исследования

Практические работы № 1,3,4,5

проводить обзор литературы по проблеме исследования и выделять малоизученные вопросы с целью их последующего детального изучения ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10

проводит обзор литературы по проблеме исследования и выделяет малоизученные вопросы с целью их последующего детального изучения

Практическая работа № 7

искать и находить источники для формирования теоретической базы исследовательской работы ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10

отбирает источники для формирования теоретической базы исследовательской работы

Практическая работа № 7

выделять новизну, практическую и теоретическую значимость научного исследования ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10

выделяет новизну, практическую и теоретическую значимость научного исследования

Практическая работа № 8

выполнять научно-исследовательскую работу и представлять ее результаты в форме реферата, доклада, выступления на научной конференции и семинаре ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10

выполняет научно-исследовательскую работу и представляет ее результаты

Практические работы № 2,9,10

Дифференцированный зачет

вести дискуссию по научным проблемам, объективно реагировать на критику и обоснованно доказывать правильность полученных выводов ОК-01-ОК-06; ОК-09; ОК-10

участвует в дискуссиях по научным проблемам, объективно реагирует на критику и обоснованно доказывает правильность полученных выводов

Практические работы № 6,10

Дифференцированный зачет



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!