СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 100701 «КОММЕРЦИЯ» (по отраслям)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и является вариативной частью основных профессиональных образовательных программ по специальности среднего профессионального образования 100701 «Коммерция» (по отраслям), базовый уровень, направление подготовки – «Сфера обслуживания».

 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 100701 «КОММЕРЦИЯ» (по отраслям)»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО – КАВКАЗСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ГУМАНИТАРНО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

СРЕДНЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ





УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

__________Л.И.Пшеунова

«____»___________201__г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ




ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

100701 «КОММЕРЦИЯ» (по отраслям)











Регистрационный номер_________

«______»______________201____г.





Черкесск 201__г.


Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и является вариативной частью основных профессиональных образовательных программ по специальности среднего профессионального образования 100701 «Коммерция» (по отраслям), базовый уровень, направление подготовки – «Сфера обслуживания».



Организация-разработчик:


ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия». Среднепрофессиональный колледж.


Разработчик:


Мартюшова Наталья Владимировна, преподаватель ФГБОУ ВПО СевКавГГТА СПК.



Одобрена на заседании цикловой комиссии «Литература и языкознание» от_______________2014г. протокол №____


Председатель цикловой комиссии___________________З.Г.Прядкина


Рекомендована Методическим советом колледжа

от_____________2014г. протокол №____
























СОДЕРЖАНИЕ


стр.

1.Аннотация учебной дисциплины 2


2. Рецензия 3


3. Паспорт программы учебной дисциплины 4


4. Структура и содержание учебной дисциплины 6


5. Условия реализации программы учебной дисциплины 7





































1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

    1. Область применения рабочей программы

Программа учебной дисциплины является вариативной частью основных профессиональных образовательных программ по специальности среднего профессионального образования 100701 «Коммерция».



1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в общегуманитарный и социально-экономический цикл основной профессиональной образовательной программы.



1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

- анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочёты в своей устной и письменной речи;

- пользоваться словарями русского языка;

- владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности;

- владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова;

- находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов;

- определять функционально-стилевую принадлежность слова; определять слова, относимые к авторским новообразованиям;

- пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике;

- использовать словообразовательные средства в изобразительно-выразительных целях;

- употреблять грамматические формы слова в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста;

- выявлять грамматические ошибки в тексте;

- различать предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты;

- пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей;

- редактировать собственные тексты и тексты других авторов;

- пользоваться правилами правописания;

- различать тексты по их принадлежности к стилям;

- продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

- понятия языка и речи, различия между языком и речью, функции языка, понятие о литературном языке, формы литературного языка, их отличительные особенности, признаки литературного языка и типы речевой формы;

- понятие культуры речи, основные компоненты культуры речи (владение языковой литературной нормой, соблюдение этики общения, учёт коммуникативного компонента), качества, характеризующие речь;

- основные словари русского языка;

- фонетические единицы языка и фонетические средства языковой выразительности, особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы;

- лексические и фразеологические единицы языка, лексические и фразеологические нормы, изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии, лексические и фразеологические ошибки;

- способы словообразования, стилистические возможности словообразования; словообразовательные ошибки;

- самостоятельные и служебные части речи, нормативное употребление форм слова, стилистику частей речи: ошибки в формообразовании и употреблении частей речи;

- синтаксический строй предложения, выразительные возможности русского синтаксиса;

- правила правописания и пунктуации, принципы русской орфографии и пунктуации, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания;

- функционально-смысловые типы речи, функциональные стили литературного языка, сферу их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 43 часа, в том числе:

обязательной аудиторной нагрузки обучающегося - 32 часа;

самостоятельной работы обучающегося - 11 часов.












2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык и культура речи»

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

43

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:


лекционные занятия

25

практические работы

-

контрольные работы

7

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

11

в том числе:


работа с учебником

4

ответы на контрольные вопросы

2

работа со словарями, справочниками

1

лингвистический анализ текста

2

работа над рефератами

2

Итоговая аттестация – другая форма контроля.




























3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык».


Оборудование учебного кабинета: кафедра для преподавателя, столы, стулья, школьная доска, учебные стенды, демонстрационный материал по дисциплине.


Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, телевизор (видеодвойка), принтер.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники

1. Введенская, Л.А., Черкасова, М.Н. Русский язык и культура речи . Учебник для средних специальных учебных заведений. – 2010г.

2. Антонова, Е.С., Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – 2011г.

3. Черняк, В.Д. Русский язык и культура речи. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. М. Юрайт. – 2011г.


Дополнительные источники:

  1. Гольцова, Н.Г., Шамшин, И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2009.

  2. Дейкина, А.Д., Пахнова, Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2010.

  3. Львова, С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2009.

  4. Пахнова, Т.М. Готовимся к экзамену по русскому языку. – М., 2008.

  5. Солганик, Г.Я. От слова к тексту. – М., 2008.

  6. Шклярова, Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2011.


Словари:

  1. Горбачевич, К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2010.

  2. Горбачевич, К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб., 2011

  3. Граудина, Л.К., Ицкович, В.А., Катлинская, Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. И доп. – М., 2011.

  4. Лекант, П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2011.

  5. Лекант, П.А., Леденева, В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2009.

  6. Львов, В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2008.

  7. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2012.

  8. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. Около 60000слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. / Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2009.

  9. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2009.

  10. Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2009.

  11. Чеснокова, Л.Д., Чесноков, С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2012.

  12. Шанский, Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2009.

  13. Шанский, Н.М., Боброва, Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2009.

  14. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В.Иванова – М., 2010.


Медиатека.

  1. Курс русского языка. Электронный репетитор-тренажёр. Программно-методические комплекс для формирования навыков орфографической и пунктуационной грамотности. – М., «МедиаХауз», 2004.

  2. Фраза. Обучающая программа-тренажёр по русскому языку. – М., «Новый Диск», 2009.

  3. Семейный наставник. Русский язык. Средняя школа. Программно-методический комплекс. – Минск, «Инис-софт», 2010.

  4. Русский язык + Варианты ЕГЭ. – М., «1С: Репетитор»,2011.


Интернет-ресурсы

  1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»


  1. Грамотей (ЭРИКОС) Образовательные ресурсы сети Интернет по русскому языку, культуре речи и литературе. http://ege.edu.ru


  1. Филологический портал Philology.ru


  1. http://www.pomochnik-vsem.ru


  1. http://www.gramma.ru





4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лекционных и практических занятий, тестирования, стилистических диктантов, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов и исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля

и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь

осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач

практические занятия

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления

практические занятия, устный опрос, тестирование

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка

практические занятия, контрольная работа

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях

практические занятия, рефераты

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения

практические занятия

применять в практике речевого общения основные орфоэпические , лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка

практические занятия, тестирование

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка

практические занятия

создавать тексты в устной и письменной форме, различать элементы нормированной и ненормированной речи, редактировать собственные тексты и тексты других авторов

практические занятия

знать


Связь языка и истории, культуры русского и других народов

устный и письменный опрос, рефераты



смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи

устный опрос, тестирование

Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь

контрольная работа

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения

контрольная работа











































Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).


Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

Балл (отметка)

Вербальный аналог

90-100

5

Отлично

80-89

4

Хорошо

70-79

3

Удовлетворительно

Менее 70

2

Неудовлетворительно


































Лист

переутверждения рабочей программы учебной дисциплины


Рабочая программа:


Одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол №____ заседания ЦК

От «___»___________20__г.

Преподаватель__________ ____________

подпись ФИО

Председатель___________ ____________

подпись ФИО




Одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол №____ заседания ЦК

От «___»___________20__г.

Преподаватель__________ ____________

подпись ФИО

Председатель___________ ____________

подпись ФИО



Одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол №____ заседания ЦК

От «___»___________20__г.

Преподаватель__________ ____________

подпись ФИО

Председатель___________ ____________

подпись ФИО



Одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол №____ заседания ЦК

От «___»___________20__г.

Преподаватель__________ ____________

подпись ФИО

Председатель___________ ____________

подпись ФИО



Одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол №____ заседания ЦК

От «___»___________20__г.

Преподаватель__________ ____________

подпись ФИО

Председатель___________ ____________

подпись ФИО






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!