СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык и культура речи для специальности 12.02.10 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт биотехнических и медицинских аппаратов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 12.02.10 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт биотехнических и медицинских аппаратов и систем,  направление подготовки – 12.00.00 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии и является его вариативной частью.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык и культура речи для специальности 12.02.10 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт биотехнических и медицинских аппаратов»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯАКАДЕМИЯ»


СРЕДНЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ



УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

____________М.А. Малеева

«____»_____________201___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

12.02.10 МОНТАЖ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ БИОТЕХНИЧЕСКИХ И МЕДИЦИНСКИХ АППАРАТОВ




























Черкесск 20 г.


Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 12.02.10 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт биотехнических и медицинских аппаратов и систем, направление подготовки – 12.00.00 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии и является его вариативной частью.



Организация-разработчик СПК ФГБОУ ВО «СевКавГГТА»


Разработчик: Н.В.Мартюшова, преподаватель СПК ФГБОУ ВО «СевКавГГТА»;





Одобрена на заседании цикловой комиссии

«Общегуманитарные дисциплины»

от ______ 201__ г. протокол №


Председатель цикловой комиссии Псху. А.А-К

подпись ф.и.о.




Рекомендована методическим советом колледжа

от____ ___________________201__ г. протокол №





















СОДЕРЖАНИЕ



  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1-3

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12-13

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14-20







1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык и культура речи


1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» для специальности 12.02.10 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт биотехнических и медицинских аппаратов и систем, базовый уровень, направление подготовки – 12.00.00 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии является вариативной частью общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС.

Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 12.02.10 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт биотехнических и медицинских аппаратов и систем.

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии

ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 10.

ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках



1.2 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Код

компетенции

Знания

Умения

ОК. 03

определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования

содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования

ОК.04

организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности

психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности

ОК.05

грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе

особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений.

ОК.6

описывать значимость своей профессии (специальности)

сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по профессии (специальности)

ОК.10

понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы

правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности













2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы

72

Самостоятельная работа

-

Консультации

-

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

72

в том числе:

лекции, уроки

42

контрольные работы

6

практические занятия

30

лабораторные занятия


Промежуточная аттестация (ДФК)

-

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объём часов

Код компетенции

1

2

3

4

Введение


2



Содержание учебного материала

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающее явление.

Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.

2

ОК3


Практические и лабораторные работы

-

ОК3


Самостоятельная работа обучающихся

-


Раздел 1.

Язык и речь.


2


Тема 1.1.

Основные единицы языка. Виды речевой деятельности. Русский литературный язык и языковые нормы.

Содержание учебного материала

Язык и речь. Основные единицы языка. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и её компоненты.

Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы нормы. Словари русского языка.

2

ОК;


Практические и лабораторные работы

-

ОК3


Самостоятельная работа обучающихся

-


Раздел 2.

Фонетика.


12


Тема 2.1. Фонетические единицы языка. Ударение словесное и логическое.

Содержание учебного материала

  1. Звук и фонема. Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение.

  2. Выполнение упражнений по определению ударения в слове.

2

ОК4

ОК5


Практические и лабораторные работы

2

ОК3


Самостоятельная работа обучающихся

-


Тема 2.2. Орфоэпические нормы: произносительные и литературные нормы ударения.

Содержание учебного материала

1.Орфоэпические нормы: произносительные и литературные нормы ударения, орфоэпия грамматических норм и отдельных слов. Использование орфоэпического словаря.

Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков. Произношение заимствованных слов. Сценическое произношение и его особенности.

2.Орфоэпическая разминка.


2

ОК4

ОК5


Практические и лабораторные работы

2

ОК3


Самостоятельная работа обучающихся

-


Тема 2.3. Фонетические средства речевой выразительности.

Содержание учебного материала

1.Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство.

2. Контрольная работа по разделу «Фонетика»


2

ОК4

ОК5


Практические и лабораторные работы

2

ОК3


Самостоятельная работа обучающихся

-


Раздел 3.

Лексика и фразеология.


12


Тема 3.1.

Слово в лексической системе языка.

Содержание учебного материала

Слово, его лексическое значение. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

2

ОК4

ОК5


Практические и лабораторные работы

2

ОК3


Самостоятельная работа обучающихся

-


Тема 3.2.

Лексика с точки зрения её употребления.

Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии.

Содержание учебного материала

1. Лексика с точки зрения её употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Употребление профессиональной лексики и научных терминов.

Лексические и фразеологические единицы русского языка. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

2. Стилистический анализ текста.

2


ОК4

ОК5


Практические и лабораторные работы

2

ОК3


Самостоятельная работа обучающихся

-


Тема 3.3.

Лексико-фразеологическая норма, её варианты.

Содержание учебного материала

1.Лексические ошибки и их исправление: тавтология, алогизмы, избыточные слова в тексте. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. Афоризмы.

2. Контрольная работа по разделу «Лексика и фразеология».


2

ОК4

ОК10


Практические и лабораторные работы

2

ОК3


Самостоятельная работа обучающихся

-


Раздел 4. Словообразование.


6


Тема 4.1. Стилистические возможности словообразования.

Содержание учебного материала

1.Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Употребление приставок в различных стилях речи. Употребление суффиксов в различных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

2. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

2

ОК5

ОК10


Практические и лабораторные работы

-



Самостоятельная работа обучающихся

-


Тема 4.2. Словообразование и орфография.

Содержание учебного материала

1.Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ-/ПРЕ-. Правописание сложных слов, терминов.

2. Выполнение упражнений, заданий по теме.

2

ОК4


Практические и лабораторные работы

2

ОК3


Самостоятельная работа обучающихся

-


Раздел 5.

Части речи.


12


Тема 5.1. Самостоятельные и служебные части речи.

Содержание учебного материала

Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.

2

ОК5

ОК10


Практические и лабораторные работы

2

ОК3


Самостоятельная работа обучающихся

-


Тема 5.2. Нормативное употребление форм слова.

Содержание учебного материала

1.Употребление форм имён существительных, имён прилагательных, числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. Употребление местоимений в речи. Синонимия местоимённых форм. Употребление форм глагола в речи. Употребление наречия в речи. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

2.Выявление ошибок на употребление форм слова в указанных текстах.

2

ОК4

ОК5


Практические и лабораторные работы

2

ОК3


Самостоятельная работа обучающихся

-


Тема 5.3.

Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова.

Содержание учебного материала

1.Ошибки в речи. Стилистика частей речи. Употребление причастий и деепричастий в текстах разных стилей.

2.Контрольная работа по разделу «Части речи».


2

ОК5

ОК10


Практические и лабораторные работы

2

ОК3


Самостоятельная работа обучающихся

-


Раздел 6. Синтаксис.


8


Тема 6.1.

Основные синтаксические единицы.

Типы предложений.

Содержание учебного материала

1.Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Нормы построения словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения.

Простое, осложнённое, сложносочинённое, сложноподчинённое и бессоюзное сложное предложение. Актуальное чтение предложения.

2.Актуальное чтение предложения.


2

ОК5

ОК10


Практические и лабораторные работы

-



Самостоятельная работа обучающихся

-


Тема 6.2. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Содержание учебного материала

1.Синонимия словосочетаний. Синонимия составных сказуемых. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчинённые предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).

2.Контрольная работа по разделу «Синтаксис».


4

ОК4


Практические и лабораторные работы

2

ОК3


Самостоятельная работа обучающихся

-


Раздел 7.

Нормы русского правописания.


12


Тема 7.1.

Принципы русской орфографии.

Содержание учебного материала

1.Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значений.

2.Орфографический разбор текста. Группировка трудных для написания слов и словосочетаний по орфографическому признаку.

2

ОК5


Практические и лабораторные работы

2

ОК3


Самостоятельная работа обучающихся

-


Тема 7.2.

Принципы русской пунктуации.

Содержание учебного материала

1.Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование.

2.Пунктуационный разбор текста. Выявление факультативных и альтернативных знаков препинания.

2

ОК5


Практические и лабораторные работы

2

ОК3


Самостоятельная работа обучающихся

-


Тема 7.3.

Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности.

Содержание учебного материала

1.Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.

2.Контрольная работа по разделу «Нормы русского правописания».

2

ОК4

ОК10


Практические и лабораторные работы

2

ОК3


Самостоятельная работа обучающихся


-









Раздел 8.

Текст. Стили речи.


6


Тема 8.1. Функциональные стили речи и их особенности.

Содержание учебного материала

Функциональные стили литературного языка: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный; сфера их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей.

2

ОК5

ОК10


Практические и лабораторные работы

2

ОК3


Самостоятельная работа обучающихся

-


Тема 8.2.

Итоговая контрольная работа.

Содержание учебного материала

Итоговая семестровая контрольная работа.



2

ОК3



Практические и лабораторные работы

-



Самостоятельная работа обучающихся

-



Консультации


-


Промежуточная

аттестация (ДФК)


-


Всего


72







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!