Черкесск 20 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 12.02.10 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт биотехнических и медицинских аппаратов и систем, направление подготовки – 12.00.00 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии и является его вариативной частью.
от ______ 201__ г. протокол №
Председатель цикловой комиссии Псху. А.А-К
от____ ___________________201__ г. протокол №
Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» для специальности 12.02.10 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт биотехнических и медицинских аппаратов и систем, базовый уровень, направление подготовки – 12.00.00 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии является вариативной частью общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС.
Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 12.02.10 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт биотехнических и медицинских аппаратов и систем.
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объём часов | Код компетенции |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | | 2 | |
| Содержание учебного материала Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающее явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. | 2 | ОК3 |
| Практические и лабораторные работы | - | ОК3 |
| Самостоятельная работа обучающихся | - | |
Раздел 1. Язык и речь. | | 2 | |
Тема 1.1. Основные единицы языка. Виды речевой деятельности. Русский литературный язык и языковые нормы. | Содержание учебного материала Язык и речь. Основные единицы языка. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и её компоненты. Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы нормы. Словари русского языка. | 2 | ОК; |
| Практические и лабораторные работы | - | ОК3 |
| Самостоятельная работа обучающихся | - | |
Раздел 2. Фонетика. | | 12 | |
Тема 2.1. Фонетические единицы языка. Ударение словесное и логическое. | Содержание учебного материала Звук и фонема. Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Выполнение упражнений по определению ударения в слове. | 2 | ОК4 ОК5 |
| Практические и лабораторные работы | 2 | ОК3 |
| Самостоятельная работа обучающихся | - | |
Тема 2.2. Орфоэпические нормы: произносительные и литературные нормы ударения. | Содержание учебного материала 1.Орфоэпические нормы: произносительные и литературные нормы ударения, орфоэпия грамматических норм и отдельных слов. Использование орфоэпического словаря. Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков. Произношение заимствованных слов. Сценическое произношение и его особенности. 2.Орфоэпическая разминка. | 2 | ОК4 ОК5 |
| Практические и лабораторные работы | 2 | ОК3 |
| Самостоятельная работа обучающихся | - | |
Тема 2.3. Фонетические средства речевой выразительности. | Содержание учебного материала 1.Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. 2. Контрольная работа по разделу «Фонетика» | 2 | ОК4 ОК5 |
| Практические и лабораторные работы | 2 | ОК3 |
| Самостоятельная работа обучающихся | - | |
Раздел 3. Лексика и фразеология. | | 12 | |
Тема 3.1. Слово в лексической системе языка. | Содержание учебного материала Слово, его лексическое значение. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. | 2 | ОК4 ОК5 |
| Практические и лабораторные работы | 2 | ОК3 |
| Самостоятельная работа обучающихся | - | |
Тема 3.2. Лексика с точки зрения её употребления. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. | Содержание учебного материала 1. Лексика с точки зрения её употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Употребление профессиональной лексики и научных терминов. Лексические и фразеологические единицы русского языка. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. 2. Стилистический анализ текста. | 2 | ОК4 ОК5 |
| Практические и лабораторные работы | 2 | ОК3 |
| Самостоятельная работа обучающихся | - | |
Тема 3.3. Лексико-фразеологическая норма, её варианты. | Содержание учебного материала 1.Лексические ошибки и их исправление: тавтология, алогизмы, избыточные слова в тексте. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. Афоризмы. 2. Контрольная работа по разделу «Лексика и фразеология». | 2 | ОК4 ОК10 |
| Практические и лабораторные работы | 2 | ОК3 |
| Самостоятельная работа обучающихся | - | |
Раздел 4. Словообразование. | | 6 | |
Тема 4.1. Стилистические возможности словообразования. | Содержание учебного материала 1.Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Употребление приставок в различных стилях речи. Употребление суффиксов в различных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. 2. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. | 2 | ОК5 ОК10 |
| Практические и лабораторные работы | - | |
| Самостоятельная работа обучающихся | - | |
Тема 4.2. Словообразование и орфография. | Содержание учебного материала 1.Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ-/ПРЕ-. Правописание сложных слов, терминов. 2. Выполнение упражнений, заданий по теме. | 2 | ОК4 |
| Практические и лабораторные работы | 2 | ОК3 |
| Самостоятельная работа обучающихся | - | |
Раздел 5. Части речи. | | 12 | |
Тема 5.1. Самостоятельные и служебные части речи. | Содержание учебного материала Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии. | 2 | ОК5 ОК10 |
| Практические и лабораторные работы | 2 | ОК3 |
| Самостоятельная работа обучающихся | - | |
Тема 5.2. Нормативное употребление форм слова. | Содержание учебного материала 1.Употребление форм имён существительных, имён прилагательных, числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. Употребление местоимений в речи. Синонимия местоимённых форм. Употребление форм глагола в речи. Употребление наречия в речи. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. 2.Выявление ошибок на употребление форм слова в указанных текстах. | 2 | ОК4 ОК5 |
| Практические и лабораторные работы | 2 | ОК3 |
| Самостоятельная работа обучающихся | - | |
Тема 5.3. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова. | Содержание учебного материала 1.Ошибки в речи. Стилистика частей речи. Употребление причастий и деепричастий в текстах разных стилей. 2.Контрольная работа по разделу «Части речи». | 2 | ОК5 ОК10 |
| Практические и лабораторные работы | 2 | ОК3 |
| Самостоятельная работа обучающихся | - | |
Раздел 6. Синтаксис. | | 8 | |
Тема 6.1. Основные синтаксические единицы. Типы предложений. | Содержание учебного материала 1.Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Нормы построения словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Простое, осложнённое, сложносочинённое, сложноподчинённое и бессоюзное сложное предложение. Актуальное чтение предложения. 2.Актуальное чтение предложения. | 2 | ОК5 ОК10 |
| Практические и лабораторные работы | - | |
| Самостоятельная работа обучающихся | - | |
Тема 6.2. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. | Содержание учебного материала 1.Синонимия словосочетаний. Синонимия составных сказуемых. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчинённые предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). 2.Контрольная работа по разделу «Синтаксис». | 4 | ОК4 |
| Практические и лабораторные работы | 2 | ОК3 |
| Самостоятельная работа обучающихся | - | |
Раздел 7. Нормы русского правописания. | | 12 | |
Тема 7.1. Принципы русской орфографии. | Содержание учебного материала 1.Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значений. 2.Орфографический разбор текста. Группировка трудных для написания слов и словосочетаний по орфографическому признаку. | 2 | ОК5 |
| Практические и лабораторные работы | 2 | ОК3 |
| Самостоятельная работа обучающихся | - | |
Тема 7.2. Принципы русской пунктуации. | Содержание учебного материала 1.Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование. 2.Пунктуационный разбор текста. Выявление факультативных и альтернативных знаков препинания. | 2 | ОК5 |
| Практические и лабораторные работы | 2 | ОК3 |
| Самостоятельная работа обучающихся | - | |
Тема 7.3. Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности. | Содержание учебного материала 1.Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. 2.Контрольная работа по разделу «Нормы русского правописания». | 2 | ОК4 ОК10 |
| Практические и лабораторные работы | 2 | ОК3 |
| Самостоятельная работа обучающихся | - | |
Раздел 8. Текст. Стили речи. | | 6 | |
Тема 8.1. Функциональные стили речи и их особенности. | Содержание учебного материала Функциональные стили литературного языка: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный; сфера их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей. | 2 | ОК5 ОК10 |
| Практические и лабораторные работы | 2 | ОК3 |
| Самостоятельная работа обучающихся | - | |
Тема 8.2. Итоговая контрольная работа. | Содержание учебного материала Итоговая семестровая контрольная работа. | 2 | ОК3 |
| Практические и лабораторные работы | - | |
| Самостоятельная работа обучающихся | - | |
Консультации | | - | |
Промежуточная аттестация (ДФК) | | - | |
Всего | | 72 | |