СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык и культура речи по специальности: 15.02.08. Технология машиностроения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и является вариативной частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 15.02.08 Технология машиностроения (базовой подготовки), направление – 15.00.00 Машиностроение

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык и культура речи по специальности: 15.02.08. Технология машиностроения»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО – КАВКАЗСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ГУМАНИТАРНО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

СРЕДНЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ





УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

__________Пшеунова Л.И.

«____»___________2017г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ




ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ:


15.02.08. ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ








Регистрационный номер_______

«______»______________2017г.




Черкесск 2017г.


Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и является вариативной частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 15.02.08 Технология машиностроения (базовой подготовки), направление – 15.00.00 Машиностроение



Организация-разработчик:


СПК ФГБОУ ВПО «СевКавГГТА»



Разработчики:


Мартюшова Наталья Владимировна,

СПК ФГБОУ ВПО «СевКавГГТА», преподаватель


Одобрена на заседании цикловой комиссии

«Общегуманитарные дисциплины»

от_______________2017г. протокол №____


Председатель цикловой комиссии___________________Псху А.А-К.


Рекомендована методическим советом колледжа

от_____________2017г. протокол №____





















СОДЕРЖАНИЕ


стр.


1. Паспорт программы учебной дисциплины 4


2. Структура и содержание учебной дисциплины 6


3. Условия реализации программы учебной дисциплины 7


4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 11



























РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» преподавателя среднепрофессионального колледжа Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии

Мартюшовой Натальи Владимировны


Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и является вариативной частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования Технология машиностроения, базовый уровень, направление подготовки - Машиностроение.

Программа предусматривает изучение норм современного русского литературного языка, функциональных стилей речи, изобразительно-выразительных средств языка, а также рассматриваются вопросы современного русского языка.

В содержании дисциплины по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям.

Для осмысления разделов предусмотрено выполнение практических заданий, что позволяет развить практические навыки студентов и использовать их в коммуникативной сфере, в том числе профессиональной. Для проверки знаний студентов по окончании разделов предусмотрен рубежный контроль в виде тестов и стилистических диктантов.

Преподавателями разработан список рекомендуемой основной литературы, который способствует более глубокому изучению дисциплины. Для выполнения практических работ разработаны специальные задания, а также методические указания к ним.

Самостоятельная работа студентов предусматривает комплексное проведение различных видов работ по данной дисциплине.




Преподаватель цикловой комиссии

«Общегуманитарные дисциплины»

среднепрофессионального колледжа

Северо-Кавказской государственной

гуманитарно-технологической академии _______________ Ю.А.Тхагапсова









Аннотация

Рабочей программы учебной дисциплины

«Русский язык и культура речи»

для специальности

Технология машиностроения


Программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС СПО (вариативная часть).

Включает в себя: паспорт учебной программы (место учебной дисциплины в структуре ППССЗ, цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоение дисциплин); структуру и примерное содержание учебной дисциплины (объём учебной дисциплины и виды учебной работы, тематический план и содержание учебной дисциплины); условия реализации программы дисциплины (требования к минимальному материально-техническому обеспечению, информационное обеспечение обучения, перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, основной и дополнительной литературы); контроль и оценку результатов освоения дисциплины.

Максимальная учебная нагрузка – 71 часа, в том числе:

обязательной аудиторной нагрузки – 51 часа;

самостоятельной работы – 20 часов.

Промежуточная аттестация – другая форма контроля.


В результате освоения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» обучающийся должен:

уметь

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- создавать тексты в устной и письменной форме, различать элементы нормированной и ненормированной речи, редактировать собственные тексты и тексты других авторов.


Знать/понимать

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально- деловой сферах общения.


Дисциплина «Русский язык и культура речи» включает следующие разделы:


  1. Язык и речь.

  2. Фонетика.

  3. Лексика и фразеология.

  4. Словообразование.

  5. Части речи.

  6. Синтаксис.

  7. Нормы русского правописания.

  8. Текст. Стили речи.























1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

    1. Область применения рабочей программы

Программа учебной дисциплины является частью подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.08 Технология машиностроения (базовой подготовки), направление – 15.00.00 Машиностроение.

Программа может быть использована для реализации адаптированной образовательной программы обучающихся инвалидов или обучающихся с ограниченными возможностями здоровья учащихся в инклюзивной группе.


1.2 Место дисциплины в структуре ППССЗ
Дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл программы подготовки специалистов среднего звена.


1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

- анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочёты в своей устной и письменной речи;

- пользоваться словарями русского языка;

- владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности;

- владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова;

- находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов;

- определять функционально-стилевую принадлежность слова; определять слова, относимые к авторским новообразованиям;

- пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике;

- использовать словообразовательные средства в изобразительно-выразительных целях;

- употреблять грамматические формы слова в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста;

- выявлять грамматические ошибки в тексте;

- различать предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты;

- пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей;

- редактировать собственные тексты и тексты других авторов;

- пользоваться правилами правописания;

- различать тексты по их принадлежности к стилям;

- продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

- понятия языка и речи, различия между языком и речью, функции языка, понятие о литературном языке, формы литературного языка, их отличительные особенности, признаки литературного языка и типы речевой формы;

- понятие культуры речи, основные компоненты культуры речи (владение языковой литературной нормой, соблюдение этики общения, учёт коммуникативного компонента), качества, характеризующие речь;

- основные словари русского языка;

- фонетические единицы языка и фонетические средства языковой выразительности, особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы;

- лексические и фразеологические единицы языка, лексические и фразеологические нормы, изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии, лексические и фразеологические ошибки;

- способы словообразования, стилистические возможности словообразования; словообразовательные ошибки;

- самостоятельные и служебные части речи, нормативное употребление форм слова, стилистику частей речи: ошибки в формообразовании и употреблении частей речи;

- синтаксический строй предложения, выразительные возможности русского синтаксиса;

- правила правописания и пунктуации, принципы русской орфографии и пунктуации, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания;

- функционально-смысловые типы речи, функциональные стили литературного языка, сферу их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей.


Перечень формируемых компетенций (общих и профессиональных) по дисциплине

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ


Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.



1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 71 часа, в том числе:

обязательной аудиторной нагрузки обучающегося - 51 часа;

самостоятельной работы обучающегося и консультаций – 20 часов.
























2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык и культура речи»

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

71

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

51

в том числе:

лабораторные занятия

практические занятия

контрольные работы

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)




1

Самостоятельная работа обучающегося и консультации (всего)

20

в том числе:

- работа с основной и дополнительной литературой, источниками периодической печати, представленных в базах данных и библиотечных фондах образовательного учреждения;

- самостоятельное изучение лекционного материала, основной и дополнительной литературы;

- составление плана текста; графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста;

- работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами;

- подготовка выступлений, сообщений, рефератов, докладов, презентаций, эссе; составление резюме;

- подготовка к контрольным работам, практическим и лабораторным занятиям, семинарским занятиям, деловым и ролевым играм, тренингам, промежуточной аттестации;

- выполнение тестовых заданий, заполнение рабочих тетрадей, выполнение задач и упражнений по образцу;

- составление кроссвордов.




















Итоговая аттестация – другая форма контроля


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся и консультации, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объём часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Значение литературного языка в формировании культуры устной и письменной речи.


4


Тема 1.1.

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык как система. Основные уровни языка.

Введение. Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка. Основные единицы общения.

Литературно-языковые нормы и их критерии. Система норм русского литературного языка. Книжная и разговорная разновидности литературного языка. Изменение словарного состава, орфоэпических норм, грамматического строя языка. Специфика устной и письменной литературной речи. Нелитературный (некодифицированный) язык: просторечия, диалекты, жаргоны, сленги, арго и причины ограниченности их употребления.

2


Лабораторные работы

-


Практические занятия

-


Контрольные работы

-


Самостоятельная работа обучающихся и консультации

-


Тема 1.2.

Организация речевой коммуникации. Виды речевой деятельности.

Культура речи.

Речевой этикет. Вербальное и невербальное, межличностное, групповое и массовое, контактное и дистантное, официальное и неофициальное общение. Диалогическое и монологическое, устное и письменное общение. Диалогизированный монолог. Характеристика культуры речи. Изобразительно-выразительные средства языка. Лингвостилистический анализ текста.

2

2

Лабораторные работы

-





2

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся и консультации

2

Самостоятельная работа и консультации. Работа над рефератом «Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов».

2

Консультации

-

Раздел 2.

Разграничение сферы употребления функциональных стилей речи русского языка.


4


Тема 2.1.

Текст:

структурно-смысловые признаки.

Текст как речевое произведение. Структура текста. Смысловая и композиционная целостность текста. Связи предложений в тексте. Функционально-смысловые типы текстов (описание, повествование, рассуждение).

2


Лабораторные работы

-


Практические занятия

-


Контрольные работы

-


Самостоятельная работа обучающихся и консультации

-


Тема 2.2.

Функциональные стили речи.

1. Функциональные стили литературного языка: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный; сфера их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей.

2. Повторить теоретическую часть.

3. Выполнить практические задания.


2

3

Лабораторные работы

-


Практические занятия

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся и консультации

3

Самостоятельная работа и консультации.

  1. Работа с учебником. Составление таблицы «Функциональные стили речи».

  2. Ответы на контрольные вопросы по теме: «Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение), их особенности».


2


1


Консультации

-


Раздел 3.

Фонетика, орфоэпия, графика,

орфография.


8


Тема 3.1.

Фонетические единицы языка.

Фонетические единицы русского языка: фонема, слог, речевой такт, фонетическая фраза, фонетическое слово. Смысл понятий: открытый и закрытый слог; ударение словесное и логическое.

2


Лабораторные работы

-


Практические занятия

-


Контрольные работы

-


Самостоятельная работа обучающихся и консультации

-


Тема 3.2. Фонетические средства речевой выразительности

1.Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство.

2.Выполнение упражнений.

3.Повторить теоретическую часть.

4.Выполнить практические задания.

2

3

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-


Самостоятельная работа обучающихся и консультации

-

Тема 3.3.

Основы русской орфоэпии.

Орфоэпические нормы: произносительные и литературные нормы ударения.

1.Орфоэпические нормы: произносительные и литературные нормы ударения, орфоэпия грамматических норм и отдельных слов. Использование орфоэпического словаря.

Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков. Произношение заимствованных слов. Сценическое произношение и его особенности.

2.Орфоэпическая разминка.

3.Повторить теоретическую часть.

4.Выполнить практические задания.

2

3

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся и консультации

4

Самостоятельная работа и консультации:

  1. Работа с учебником. Составление конспекта по теме: «Основы русской орфоэпии».

  2. Ответы на контрольные вопросы по теме: «Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи».

  3. Работа со словарями, справочниками по теме: «Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов».


1

1



1



3

Консультации

1


Тема 3.4.

Графика и

орфография современного русского языка.

1.Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значений.

2.Орфографический разбор текста. Группировка трудных для написания слов и словосочетаний по орфографическому признаку.

3.Повторить теоретическую часть.

4.Выполнить практические задания.

2

3

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся и консультации

-

Раздел 4.

Лексика и фразеология.


6


Тема 4.1.

Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова.

Лексические единицы языка. Лексические нормы современного русского литературного языка: сочетаемость слов, правильное употребление паронимов. Смысл понятий: метафора, метонимия.

2


Лабораторные работы

-


Практические занятия

-


Контрольные работы

-


Самостоятельная работа обучающихся и консультации

-


Тема 4.2.

Лексика современного русского литературного языка.

1. Лексика с точки зрения её употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Употребление профессиональной лексики и научных терминов.

Лексические и фразеологические единицы русского языка. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

2.Стилистический анализ текста.

3.Повторить теоретическую часть

4.Выполнить практические задания.

2

3


Лабораторные работы

-





2

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся и консультации

3

Самостоятельная работа и консультации. Работа с учебником. Редактирование текста с учётом основных требований к речи.

2

Консультации

1

Тема 4.3

Фразеология современного русского языка.

1.Лексические ошибки и их исправление: тавтология, алогизмы, избыточные слова в тексте.

2.Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. Афоризмы.

3.Повторить теоретическую часть.

4.Выполнить практические задания.

2

3

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся и консультации

-

Раздел 5.

Словообразование.


6


Тема 5.1.

Морфемика русского языка.

1.Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Употребление приставок в различных стилях речи. Употребление суффиксов в различных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

2. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

3.Повторить теоретическую часть.

4.Выполнить практические задания.

2

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся и консультации

-

Тема 5.2.

Словообразование.

1.Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ-/ПРЕ-. Правописание сложных слов, терминов.

2. Выполнение упражнений, заданий по теме.

3.Повторить теоретическую часть.

4.Выполнить практические задания.

2

3


Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся и консультации

4


Самостоятельная работа и консультации :

  1. Работа с учебником. Составление конспекта «Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов».

  2. Ответы на контрольные вопросы по теме «Употребление приставок и суффиксов в различных стилях речи».


1



2

Консультации

1

Тема 5.3.

Стилистические возможности словообразования.

Многозначность морфем. Морфемный разбор слова. Употребление приставок и суффиксов в разных стилях речи.

2


Лабораторные работы

-


Практические занятия

-


Контрольные работы

-


Самостоятельная работа обучающихся и консультации

-


Раздел 6.

Морфология.


16


Тема 6.1.

Самостоятельные части речи.

Имя существительное.

1. Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.

2. Повторить теоретическую часть.

3. Выполнить практические задания.

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Лексико-грамматические разряды имён существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имён существительных. Правописание окончаний имён существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имён существительных в речи.

2

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся и консультации

-

Тема 6.2.

Имя

прилагательное.

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Лексико-грамматические разряды имён прилагательных. Степени сравнения имён прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имён прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи.

2



Лабораторные работы

-


Практические занятия

-


Контрольные работы

-


Самостоятельная работа обучающихся и консультации

-


Тема 6.3.

Имя

числительное.

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.

2


Лабораторные работы

-


Практические занятия

-


Контрольные работы

-


Самостоятельная работа обучающихся и консультации

-


Тема 6.4.

Местоимение.

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Лексико-грамматические разряды местоимений. Морфологический разбор местоимений. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте.

2


Лабораторные работы

-


Практические занятия

-


Контрольные работы

-


Самостоятельная работа обучающихся и консультации

-


Тема 6.5.

Глагол.

Причастие как особая форма глагола.

Глагол. Грамматические признаки глагола (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи.

Причастие как особая форма глагола. Грамматические признаки причастия (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание не с причастиями. Правописание –н- и –нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.

2



Лабораторные работы

-


Практические занятия

-


Контрольные работы

-


Самостоятельная работа обучающихся и консультации

-


Тема 6.6.

Деепричастие.

Деепричастный оборот.

Деепричастие как особая форма глагола. Грамматические признаки глагола (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция).образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями.

Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Особенности построения предложений с деепричастным оборотом.

2


Лабораторные работы

-


Практические занятия

-


Контрольные работы

-


Самостоятельная работа обучающихся и консультации

-


Тема 6.7.

Наречие.

Грамматические признаки наречия (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречий в речи. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

2


Лабораторные работы

-


Практические занятия

-


Контрольные работы

-


Самостоятельная работа обучающихся и консультации

-


Тема 6.8.

Служебные части речи.

1. Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.

2. Повторить теоретическую часть.

3. Выполнить практические задания.

2

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся и консультации

-

Раздел 7.

Синтаксис и пунктуация.


7


Тема 7.1.

Синтаксис

современного русского языка.

1. Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Нормы построения словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения.


2

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся и консультации

-

Тема 7.2.

Простое предложение.

Простое предложение. Грамматическая основа предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Второстепенные члены предложения. Предложения распространённые и нераспространённые. Виды предложений по цели высказывания. Стилистическое использование разных типов простого предложения. Пунктуация в простых предложениях.

2


Лабораторные работы

-


Практические занятия

-


Контрольные работы

-


Самостоятельная работа обучающихся и консультации

-


Тема 7.3.

Сложные предложение и его виды.

Сложные предложения и его виды. СП с разными видами связи. Способы передачи чужой речи. Пунктуация в сложных предложениях, пунктуация при прямой, косвенной речи. Актуальное членение СП. Стилистическое использование разных типов СП. Синтаксические фигуры: анафора, эпифора, синтаксический параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение.

2


Лабораторные работы

-


Практические занятия

-


Контрольные работы

-


Самостоятельная работа обучающихся и консультации

-


Тема 7.4.

Основные правила русской пунктуации.

Итоговая контрольная работа.

1.Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование.

2.Пунктуационный разбор текста. Выявление факультативных и альтернативных знаков препинания.

1

2




Лабораторные работы

-






2

Практические занятия

-

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся и консультации

4

Самостоятельная работа и консультации.

  1. Работа над рефератами: «Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи», «Основные выразительные средства синтаксиса».

  2. Работа со словарями, справочниками при изучении норм построения словосочетаний.


1




1

Консультации

1

Всего


51



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Использование активных и интерактивных форм обучения:

- деловых и ролевых игр;

- разбора конкретных ситуаций;

- психологических и иных тренингов;

- групповых дискуссий.


3.2.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия

учебного кабинета Социально-экономических дисциплин.


Оборудование учебного кабинета: проекционное оборудование, видеодвойка,

учебно-методическая документация, плакаты, столы, стулья, доска.


Технические средства обучения: компьютер.


    1. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учеб­ных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы



Список основной литературы

1

Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи [Текст]: учебное пособие/ Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова . - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.-380 с.

2

Русский язык и культура речи [Текст]: учебник/ А.И.Дунев и др.; под ред.В.Д.Черняк.- М.: Юрайт, 2011.- 493 с.

3

Камнева Н.В. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Камнева Н.В., Шевченко Л.В.— Электрон. текстовые данные.— Томск: Эль Контент, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2013.— 124 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13902.— ЭБС «IPRbooks», по паролю


Список дополнительной литературы

1

Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи [Текст]: учебное пособие/ Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова . - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.-380 с.

2

Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи [Текст]: дидактические материалы: учебное пособие для СПО / Т.М.Воителева.- М.: Академия, 2008.- 176 с.

3

Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи [Текст]: метод. рекомендации/ Т.М.Воителева.- М.: Академия, 2008.- 144 с.

4

Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для СПО/ Е.С.Антонова, Т.М.Воителева. – М.: Академия, 2009.- 320 с.

5

Даль, В.И. Толковый словарь русского языка [Текст].-М.:Эксмо,2010.-688 с.

6

Молоткова, А.И. Фразеологический словарь русского языка [Текст].-М.: Советская энциклопедия,1968.-543 с.

7

Ожегов, С.И. Словарь русского языка[Текст] .-М.:Рус.яз.,1989.-924 с.











































4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценки результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля

и оценки результатов обучения

1

2

В результате освоения дисциплины

обучающийся должен уметь:


-строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

Оценка в рамках контроля:

  • -результатов выполнения заданий для самостоятельной работы

-анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы

-пользоваться словарями русского языка;

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов работы на практических занятиях;

  • результатов выполнения практических домашних заданий;

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы

-владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности;

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов работы на практических занятиях;

  • результатов выполнения практических домашних заданий;

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы

- владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова;

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов работы на практических занятиях;

  • результатов выполнения практических домашних заданий;



  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы

-находить и исправлять в тексте

лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов;

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов работы на практических занятиях;

  • результатов выполнения практических домашних заданий;

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы

-определять функционально-стилевую принадлежность слова; определять слова, относимые к авторским новообразованиям;

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов выполнения практических домашних заданий;

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы

-пользоваться нормами словообразования примени -

тельно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике;

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов выполнения практических домашних заданий;

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы

использовать словообразова-

тельные средства в изобрази-тельно-выразительных целях;

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов выполнения практических домашних заданий;

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы

-употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста; выявлять грамматические ошибки в тексте;

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов работы на практических занятиях;

  • результатов выполнения практических домашних заданий;

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы

-различать предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты;

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов работы на практических занятиях;

  • результатов выполнения практических домашних заданий;

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы

-пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов работы на практических занятиях;

официально-делового, учебно-научного стилей;

  • результатов выполнения практических домашних заданий;

результатов выполнения заданий для самостоятельной работы

-редактировать собственные тексты и тексты других авторов;

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов работы на практических занятиях;

  • результатов выполнения практических домашних заданий;

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы

-пользоваться правилами правописания;

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов работы на практических занятиях;

  • результатов выполнения практических домашних заданий;

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы

-различать тексты по их принадлежности к стилям;

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов выполнения практических домашних заданий;

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы

-продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям проф. подготовки студентов;

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов выполнения практических домашних заданий;

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы

В результате освоения дисциплины

обучающийся должен знать:

-понятия языка и речи, различия между языком и речью, функции языка, понятие о литературном языке, формы литературного языка, их отличительные особенности, признаки литературного языка и типы речевой нормы;

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов устных и письменных опросов;

  • результатов выполнения домашних заданий;

  • результатов тестирования;

  • результатов самоконтроля в рамках компьютерного тестирования;

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы

-понятие культуры речи;

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов устных и письменных

-основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой, соблюдение этики общения, учет коммуникативного компонента), качества, характеризующие речь;

  • опросов;

  • результатов выполнения домашних заданий;

  • результатов тестирования;

  • результатов самоконтроля в рамках компьютерного тестирования;

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы

-основные виды словарей русского языка;

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов выполнения домашних заданий;

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы

-фонетические единицы языка и фонетические средства языковой выразительности, особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы;

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов устных и письменных опросов;

  • результатов тестирования;

  • результатов самоконтроля в рамках компьютерного тестирования;

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы

-лексические и фразеологические единицы языка, лексические и фразеологические нормы, изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии, лексические и фразеологические ошибки;

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов устных и письменных опросов;

  • результатов тестирования;

  • результатов самоконтроля в рамках компьютерного тестирования;

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы

-способы словообразования, стилистические возможности словообразования; словообразовательные ошибки;

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов устных и письменных опросов;

  • результатов выполнения домашних заданий;

  • результатов тестирования;

  • результатов самоконтроля в рамках компьютерного тестирования;

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы

-самостоятельные и служебные части речи, нормативное

употребление форм слова, стилистику частей речи: ошибки в формообразовании и употреблении частей речи;

Оценка в рамках текущего контроля:

результатов устных и письменных опросов;

  • результатов выполнения домашних заданий;

  • результатов тестирования;

  • результатов самоконтроля в рамках компьютерного тестирования;

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы

-синтаксический строй предложений, выразительные возможности русского синтаксиса;

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов устных и письменных опросов;

  • результатов выполнения домашних заданий;

  • результатов тестирования;

  • результатов самоконтроля в рамках компьютерного тестирования;

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы

-правила правописания и пунктуации, принципы русской орфографии и пунктуации, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания;

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов устных и письменных опросов;

  • результатов тестирования;

  • результатов самоконтроля в рамках компьютерного тестирования;

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы

-функционально-смысловые типы речи, функциональные стили литературного языка, сферу их использования, их языковые признаки, особенности построения разных стилей.

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов устных и письменных опросов;

  • результатов тестирования;

  • результатов самоконтроля в рамках компьютерного тестирования;

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы.








ЛИСТ

переутверждения рабочей программы учебной дисциплины


Рабочая программа:


Одобрена на 20 __/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания ЦК

от «___»________20__г.

Преподаватель _____________ ______________

подпись Ф.И.О.

Председатель ЦК ____________ ______________

подпись Ф.И.О.


Одобрена на 20 __/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания ЦК

от «___»________20__г.

Преподаватель _____________ ______________

подпись Ф.И.О.

Председатель ЦК ____________ ______________

подпись Ф.И.О.


Одобрена на 20 __/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания ЦК

от «___»________20__г.

Преподаватель _____________ ______________

подпись Ф.И.О.

Председатель ЦК ____________ ______________

подпись Ф.И.О.


Одобрена на 20 __/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания ЦК

от «___»________20__г.

Преподаватель _____________ ______________

подпись Ф.И.О.

Председатель ЦК ____________ ______________

подпись Ф.И.О.


Одобрена на 20 __/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания ЦК

от «___»________20__г.

Преподаватель _____________ ______________

подпись Ф.И.О.

Председатель ЦК ____________ ______________

подпись ФИО


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!