МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО – КАВКАЗСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ГУМАНИТАРНО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
СРЕДНЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
__________Пшеунова Л.И.
«____»___________2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ:
15.02.08. ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ
Регистрационный номер_______
«______»______________2017г.
Черкесск 2017г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и является вариативной частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 15.02.08 Технология машиностроения (базовой подготовки), направление – 15.00.00 Машиностроение
Организация-разработчик:
СПК ФГБОУ ВПО «СевКавГГТА»
Разработчики:
Мартюшова Наталья Владимировна,
СПК ФГБОУ ВПО «СевКавГГТА», преподаватель
Одобрена на заседании цикловой комиссии
«Общегуманитарные дисциплины»
от_______________2017г. протокол №____
Председатель цикловой комиссии___________________Псху А.А-К.
Рекомендована методическим советом колледжа
от_____________2017г. протокол №____
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Паспорт программы учебной дисциплины 4
2. Структура и содержание учебной дисциплины 6
3. Условия реализации программы учебной дисциплины 7
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 11
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» преподавателя среднепрофессионального колледжа Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии
Мартюшовой Натальи Владимировны
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и является вариативной частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования Технология машиностроения, базовый уровень, направление подготовки - Машиностроение.
Программа предусматривает изучение норм современного русского литературного языка, функциональных стилей речи, изобразительно-выразительных средств языка, а также рассматриваются вопросы современного русского языка.
В содержании дисциплины по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям.
Для осмысления разделов предусмотрено выполнение практических заданий, что позволяет развить практические навыки студентов и использовать их в коммуникативной сфере, в том числе профессиональной. Для проверки знаний студентов по окончании разделов предусмотрен рубежный контроль в виде тестов и стилистических диктантов.
Преподавателями разработан список рекомендуемой основной литературы, который способствует более глубокому изучению дисциплины. Для выполнения практических работ разработаны специальные задания, а также методические указания к ним.
Самостоятельная работа студентов предусматривает комплексное проведение различных видов работ по данной дисциплине.
Преподаватель цикловой комиссии
«Общегуманитарные дисциплины»
среднепрофессионального колледжа
Северо-Кавказской государственной
гуманитарно-технологической академии _______________ Ю.А.Тхагапсова
Аннотация
Рабочей программы учебной дисциплины
«Русский язык и культура речи»
для специальности
Технология машиностроения
Программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС СПО (вариативная часть).
Включает в себя: паспорт учебной программы (место учебной дисциплины в структуре ППССЗ, цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоение дисциплин); структуру и примерное содержание учебной дисциплины (объём учебной дисциплины и виды учебной работы, тематический план и содержание учебной дисциплины); условия реализации программы дисциплины (требования к минимальному материально-техническому обеспечению, информационное обеспечение обучения, перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, основной и дополнительной литературы); контроль и оценку результатов освоения дисциплины.
Максимальная учебная нагрузка – 71 часа, в том числе:
обязательной аудиторной нагрузки – 51 часа;
самостоятельной работы – 20 часов.
Промежуточная аттестация – другая форма контроля.
В результате освоения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» обучающийся должен:
уметь
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- создавать тексты в устной и письменной форме, различать элементы нормированной и ненормированной речи, редактировать собственные тексты и тексты других авторов.
Знать/понимать
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально- деловой сферах общения.
Дисциплина «Русский язык и культура речи» включает следующие разделы:
Язык и речь.
Фонетика.
Лексика и фразеология.
Словообразование.
Части речи.
Синтаксис.
Нормы русского правописания.
Текст. Стили речи.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины является частью подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.08 Технология машиностроения (базовой подготовки), направление – 15.00.00 Машиностроение.
Программа может быть использована для реализации адаптированной образовательной программы обучающихся инвалидов или обучающихся с ограниченными возможностями здоровья учащихся в инклюзивной группе.
1.2 Место дисциплины в структуре ППССЗ
Дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл программы подготовки специалистов среднего звена.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
- анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочёты в своей устной и письменной речи;
- пользоваться словарями русского языка;
- владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности;
- владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова;
- находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов;
- определять функционально-стилевую принадлежность слова; определять слова, относимые к авторским новообразованиям;
- пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике;
- использовать словообразовательные средства в изобразительно-выразительных целях;
- употреблять грамматические формы слова в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста;
- выявлять грамматические ошибки в тексте;
- различать предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты;
- пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей;
- редактировать собственные тексты и тексты других авторов;
- пользоваться правилами правописания;
- различать тексты по их принадлежности к стилям;
- продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- понятия языка и речи, различия между языком и речью, функции языка, понятие о литературном языке, формы литературного языка, их отличительные особенности, признаки литературного языка и типы речевой формы;
- понятие культуры речи, основные компоненты культуры речи (владение языковой литературной нормой, соблюдение этики общения, учёт коммуникативного компонента), качества, характеризующие речь;
- основные словари русского языка;
- фонетические единицы языка и фонетические средства языковой выразительности, особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы;
- лексические и фразеологические единицы языка, лексические и фразеологические нормы, изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии, лексические и фразеологические ошибки;
- способы словообразования, стилистические возможности словообразования; словообразовательные ошибки;
- самостоятельные и служебные части речи, нормативное употребление форм слова, стилистику частей речи: ошибки в формообразовании и употреблении частей речи;
- синтаксический строй предложения, выразительные возможности русского синтаксиса;
- правила правописания и пунктуации, принципы русской орфографии и пунктуации, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания;
- функционально-смысловые типы речи, функциональные стили литературного языка, сферу их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей.
Перечень формируемых компетенций (общих и профессиональных) по дисциплине
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 71 часа, в том числе:
обязательной аудиторной нагрузки обучающегося - 51 часа;
самостоятельной работы обучающегося и консультаций – 20 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык и культура речи»
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 71 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 51 |
в том числе: лабораторные занятия практические занятия контрольные работы курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося и консультации (всего) | 20 |
в том числе: - работа с основной и дополнительной литературой, источниками периодической печати, представленных в базах данных и библиотечных фондах образовательного учреждения; - самостоятельное изучение лекционного материала, основной и дополнительной литературы; - составление плана текста; графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста; - работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; - подготовка выступлений, сообщений, рефератов, докладов, презентаций, эссе; составление резюме; - подготовка к контрольным работам, практическим и лабораторным занятиям, семинарским занятиям, деловым и ролевым играм, тренингам, промежуточной аттестации; - выполнение тестовых заданий, заполнение рабочих тетрадей, выполнение задач и упражнений по образцу; - составление кроссвордов. | |
Итоговая аттестация – другая форма контроля | |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся и консультации, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объём часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Значение литературного языка в формировании культуры устной и письменной речи. | | 4 | |
Тема 1.1. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык как система. Основные уровни языка. | Введение. Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка. Основные единицы общения. Литературно-языковые нормы и их критерии. Система норм русского литературного языка. Книжная и разговорная разновидности литературного языка. Изменение словарного состава, орфоэпических норм, грамматического строя языка. Специфика устной и письменной литературной речи. Нелитературный (некодифицированный) язык: просторечия, диалекты, жаргоны, сленги, арго и причины ограниченности их употребления. | 2 | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся и консультации | - | |
Тема 1.2. Организация речевой коммуникации. Виды речевой деятельности. Культура речи. | Речевой этикет. Вербальное и невербальное, межличностное, групповое и массовое, контактное и дистантное, официальное и неофициальное общение. Диалогическое и монологическое, устное и письменное общение. Диалогизированный монолог. Характеристика культуры речи. Изобразительно-выразительные средства языка. Лингвостилистический анализ текста. | 2 | 2 |
Лабораторные работы | - | 2 |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся и консультации | 2 |
Самостоятельная работа и консультации. Работа над рефератом «Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов». | 2 |
Консультации | - |
Раздел 2. Разграничение сферы употребления функциональных стилей речи русского языка. | | 4 | |
Тема 2.1. Текст: структурно-смысловые признаки. | Текст как речевое произведение. Структура текста. Смысловая и композиционная целостность текста. Связи предложений в тексте. Функционально-смысловые типы текстов (описание, повествование, рассуждение). | 2 | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся и консультации | - | |
Тема 2.2. Функциональные стили речи. | 1. Функциональные стили литературного языка: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный; сфера их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей. 2. Повторить теоретическую часть. 3. Выполнить практические задания. | 2 | 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 2 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся и консультации | 3 |
Самостоятельная работа и консультации. Работа с учебником. Составление таблицы «Функциональные стили речи». Ответы на контрольные вопросы по теме: «Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение), их особенности». | 2 1 |
Консультации | - | |
Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. | | 8 | |
Тема 3.1. Фонетические единицы языка. | Фонетические единицы русского языка: фонема, слог, речевой такт, фонетическая фраза, фонетическое слово. Смысл понятий: открытый и закрытый слог; ударение словесное и логическое. | 2 | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся и консультации | - | |
Тема 3.2. Фонетические средства речевой выразительности | 1.Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. 2.Выполнение упражнений. 3.Повторить теоретическую часть. 4.Выполнить практические задания. | 2 | 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся и консультации | - |
Тема 3.3. Основы русской орфоэпии. Орфоэпические нормы: произносительные и литературные нормы ударения. | 1.Орфоэпические нормы: произносительные и литературные нормы ударения, орфоэпия грамматических норм и отдельных слов. Использование орфоэпического словаря. Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков. Произношение заимствованных слов. Сценическое произношение и его особенности. 2.Орфоэпическая разминка. 3.Повторить теоретическую часть. 4.Выполнить практические задания. | 2 | 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся и консультации | 4 |
Самостоятельная работа и консультации: Работа с учебником. Составление конспекта по теме: «Основы русской орфоэпии». Ответы на контрольные вопросы по теме: «Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи». Работа со словарями, справочниками по теме: «Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов». | 1 1 1 | 3 |
Консультации | 1 | |
Тема 3.4. Графика и орфография современного русского языка. | 1.Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значений. 2.Орфографический разбор текста. Группировка трудных для написания слов и словосочетаний по орфографическому признаку. 3.Повторить теоретическую часть. 4.Выполнить практические задания. | 2 | 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся и консультации | - |
Раздел 4. Лексика и фразеология. | | 6 | |
Тема 4.1. Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. | Лексические единицы языка. Лексические нормы современного русского литературного языка: сочетаемость слов, правильное употребление паронимов. Смысл понятий: метафора, метонимия. | 2 | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся и консультации | - | |
Тема 4.2. Лексика современного русского литературного языка. | 1. Лексика с точки зрения её употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Употребление профессиональной лексики и научных терминов. Лексические и фразеологические единицы русского языка. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. 2.Стилистический анализ текста. 3.Повторить теоретическую часть 4.Выполнить практические задания. | 2 | 3 |
| Лабораторные работы | - | 2 |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся и консультации | 3 |
Самостоятельная работа и консультации. Работа с учебником. Редактирование текста с учётом основных требований к речи. | 2 |
Консультации | 1 |
Тема 4.3 Фразеология современного русского языка. | 1.Лексические ошибки и их исправление: тавтология, алогизмы, избыточные слова в тексте. 2.Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. Афоризмы. 3.Повторить теоретическую часть. 4.Выполнить практические задания. | 2 | 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся и консультации | - |
Раздел 5. Словообразование. | | 6 | |
Тема 5.1. Морфемика русского языка. | 1.Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Употребление приставок в различных стилях речи. Употребление суффиксов в различных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. 2. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. 3.Повторить теоретическую часть. 4.Выполнить практические задания. | 2 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся и консультации | - |
Тема 5.2. Словообразование. | 1.Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ-/ПРЕ-. Правописание сложных слов, терминов. 2. Выполнение упражнений, заданий по теме. 3.Повторить теоретическую часть. 4.Выполнить практические задания. | 2 | 3 |
| Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся и консультации | 4 | |
Самостоятельная работа и консультации : Работа с учебником. Составление конспекта «Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов». Ответы на контрольные вопросы по теме «Употребление приставок и суффиксов в различных стилях речи». | 1 2 |
Консультации | 1 |
Тема 5.3. Стилистические возможности словообразования. | Многозначность морфем. Морфемный разбор слова. Употребление приставок и суффиксов в разных стилях речи. | 2 | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся и консультации | - | |
Раздел 6. Морфология. | | 16 | |
Тема 6.1. Самостоятельные части речи. Имя существительное. | 1. Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии. 2. Повторить теоретическую часть. 3. Выполнить практические задания. Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Лексико-грамматические разряды имён существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имён существительных. Правописание окончаний имён существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имён существительных в речи. | 2 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся и консультации | - |
Тема 6.2. Имя прилагательное. | Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Лексико-грамматические разряды имён прилагательных. Степени сравнения имён прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имён прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи. | 2 | |
| Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся и консультации | - | |
Тема 6.3. Имя числительное. | Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. | 2 | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся и консультации | - | |
Тема 6.4. Местоимение. | Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Лексико-грамматические разряды местоимений. Морфологический разбор местоимений. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. | 2 | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся и консультации | - | |
Тема 6.5. Глагол. Причастие как особая форма глагола. | Глагол. Грамматические признаки глагола (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Причастие как особая форма глагола. Грамматические признаки причастия (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание не с причастиями. Правописание –н- и –нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. | 2 | |
| Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся и консультации | - | |
Тема 6.6. Деепричастие. Деепричастный оборот. | Деепричастие как особая форма глагола. Грамматические признаки глагола (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция).образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Особенности построения предложений с деепричастным оборотом. | 2 | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся и консультации | - | |
Тема 6.7. Наречие. | Грамматические признаки наречия (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречий в речи. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. | 2 | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся и консультации | - | |
Тема 6.8. Служебные части речи. | 1. Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии. 2. Повторить теоретическую часть. 3. Выполнить практические задания. | 2 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся и консультации | - |
Раздел 7. Синтаксис и пунктуация. | | 7 | |
Тема 7.1. Синтаксис современного русского языка. | 1. Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Нормы построения словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. | 2 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся и консультации | - |
Тема 7.2. Простое предложение. | Простое предложение. Грамматическая основа предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Второстепенные члены предложения. Предложения распространённые и нераспространённые. Виды предложений по цели высказывания. Стилистическое использование разных типов простого предложения. Пунктуация в простых предложениях. | 2 | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся и консультации | - | |
Тема 7.3. Сложные предложение и его виды. | Сложные предложения и его виды. СП с разными видами связи. Способы передачи чужой речи. Пунктуация в сложных предложениях, пунктуация при прямой, косвенной речи. Актуальное членение СП. Стилистическое использование разных типов СП. Синтаксические фигуры: анафора, эпифора, синтаксический параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение. | 2 | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся и консультации | - | |
Тема 7.4. Основные правила русской пунктуации. Итоговая контрольная работа. | 1.Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование. 2.Пунктуационный разбор текста. Выявление факультативных и альтернативных знаков препинания. | 1 | 2 |
| Лабораторные работы | - | 2 |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся и консультации | 4 |
Самостоятельная работа и консультации. Работа над рефератами: «Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи», «Основные выразительные средства синтаксиса». Работа со словарями, справочниками при изучении норм построения словосочетаний. | 1 1 |
Консультации | 1 |
Всего | | 51 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Использование активных и интерактивных форм обучения:
- деловых и ролевых игр;
- разбора конкретных ситуаций;
- психологических и иных тренингов;
- групповых дискуссий.
3.2.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия
учебного кабинета Социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета: проекционное оборудование, видеодвойка,
учебно-методическая документация, плакаты, столы, стулья, доска.
Технические средства обучения: компьютер.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
| Список основной литературы |
1 | Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи [Текст]: учебное пособие/ Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова . - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.-380 с. |
2 | Русский язык и культура речи [Текст]: учебник/ А.И.Дунев и др.; под ред.В.Д.Черняк.- М.: Юрайт, 2011.- 493 с. |
3 | Камнева Н.В. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Камнева Н.В., Шевченко Л.В.— Электрон. текстовые данные.— Томск: Эль Контент, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2013.— 124 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13902.— ЭБС «IPRbooks», по паролю |
| Список дополнительной литературы |
1 | Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи [Текст]: учебное пособие/ Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова . - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.-380 с. |
2 | Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи [Текст]: дидактические материалы: учебное пособие для СПО / Т.М.Воителева.- М.: Академия, 2008.- 176 с. |
3 | Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи [Текст]: метод. рекомендации/ Т.М.Воителева.- М.: Академия, 2008.- 144 с. |
4 | Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для СПО/ Е.С.Антонова, Т.М.Воителева. – М.: Академия, 2009.- 320 с. |
5 | Даль, В.И. Толковый словарь русского языка [Текст].-М.:Эксмо,2010.-688 с. |
6 | Молоткова, А.И. Фразеологический словарь русского языка [Текст].-М.: Советская энциклопедия,1968.-543 с. |
7 | Ожегов, С.И. Словарь русского языка[Текст] .-М.:Рус.яз.,1989.-924 с. |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценки результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
В результате освоения дисциплины | обучающийся должен уметь: |
-строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; | Оценка в рамках контроля: |
-анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи; | Оценка в рамках текущего контроля: |
-пользоваться словарями русского языка; | Оценка в рамках текущего контроля: результатов работы на практических занятиях; результатов выполнения практических домашних заданий; результатов выполнения заданий для самостоятельной работы |
-владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности; | Оценка в рамках текущего контроля: результатов работы на практических занятиях; результатов выполнения практических домашних заданий; результатов выполнения заданий для самостоятельной работы |
- владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова; | Оценка в рамках текущего контроля: результатов работы на практических занятиях; результатов выполнения практических домашних заданий; |
| |
-находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов; | Оценка в рамках текущего контроля: результатов работы на практических занятиях; результатов выполнения практических домашних заданий; результатов выполнения заданий для самостоятельной работы |
-определять функционально-стилевую принадлежность слова; определять слова, относимые к авторским новообразованиям; | Оценка в рамках текущего контроля: результатов выполнения практических домашних заданий; результатов выполнения заданий для самостоятельной работы |
-пользоваться нормами словообразования примени - тельно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике; | Оценка в рамках текущего контроля: результатов выполнения практических домашних заданий; результатов выполнения заданий для самостоятельной работы |
использовать словообразова- тельные средства в изобрази-тельно-выразительных целях; | Оценка в рамках текущего контроля: результатов выполнения практических домашних заданий; результатов выполнения заданий для самостоятельной работы |
-употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста; выявлять грамматические ошибки в тексте; | Оценка в рамках текущего контроля: результатов работы на практических занятиях; результатов выполнения практических домашних заданий; результатов выполнения заданий для самостоятельной работы |
-различать предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты; | Оценка в рамках текущего контроля: результатов работы на практических занятиях; результатов выполнения практических домашних заданий; результатов выполнения заданий для самостоятельной работы |
-пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов | Оценка в рамках текущего контроля: |
официально-делового, учебно-научного стилей; | результатов выполнения заданий для самостоятельной работы |
-редактировать собственные тексты и тексты других авторов; | Оценка в рамках текущего контроля: результатов работы на практических занятиях; результатов выполнения практических домашних заданий; результатов выполнения заданий для самостоятельной работы |
-пользоваться правилами правописания; | Оценка в рамках текущего контроля: результатов работы на практических занятиях; результатов выполнения практических домашних заданий; результатов выполнения заданий для самостоятельной работы |
-различать тексты по их принадлежности к стилям; | Оценка в рамках текущего контроля: результатов выполнения практических домашних заданий; результатов выполнения заданий для самостоятельной работы |
-продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям проф. подготовки студентов; | Оценка в рамках текущего контроля: результатов выполнения практических домашних заданий; результатов выполнения заданий для самостоятельной работы |
В результате освоения дисциплины | обучающийся должен знать: |
-понятия языка и речи, различия между языком и речью, функции языка, понятие о литературном языке, формы литературного языка, их отличительные особенности, признаки литературного языка и типы речевой нормы; | Оценка в рамках текущего контроля: результатов устных и письменных опросов; результатов выполнения домашних заданий; результатов тестирования; результатов самоконтроля в рамках компьютерного тестирования; результатов выполнения заданий для самостоятельной работы |
-понятие культуры речи; | Оценка в рамках текущего контроля: |
-основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой, соблюдение этики общения, учет коммуникативного компонента), качества, характеризующие речь; | опросов; результатов выполнения домашних заданий; результатов тестирования; результатов самоконтроля в рамках компьютерного тестирования; результатов выполнения заданий для самостоятельной работы |
-основные виды словарей русского языка; | Оценка в рамках текущего контроля: результатов выполнения домашних заданий; результатов выполнения заданий для самостоятельной работы |
-фонетические единицы языка и фонетические средства языковой выразительности, особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы; | Оценка в рамках текущего контроля: результатов устных и письменных опросов; результатов тестирования; результатов самоконтроля в рамках компьютерного тестирования; результатов выполнения заданий для самостоятельной работы |
-лексические и фразеологические единицы языка, лексические и фразеологические нормы, изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии, лексические и фразеологические ошибки; | Оценка в рамках текущего контроля: результатов устных и письменных опросов; результатов тестирования; результатов самоконтроля в рамках компьютерного тестирования; результатов выполнения заданий для самостоятельной работы |
-способы словообразования, стилистические возможности словообразования; словообразовательные ошибки; | Оценка в рамках текущего контроля: результатов устных и письменных опросов; результатов выполнения домашних заданий; результатов тестирования; результатов самоконтроля в рамках компьютерного тестирования; результатов выполнения заданий для самостоятельной работы |
-самостоятельные и служебные части речи, нормативное употребление форм слова, стилистику частей речи: ошибки в формообразовании и употреблении частей речи; | Оценка в рамках текущего контроля: результатов устных и письменных опросов; результатов выполнения домашних заданий; результатов тестирования; результатов самоконтроля в рамках компьютерного тестирования; результатов выполнения заданий для самостоятельной работы |
-синтаксический строй предложений, выразительные возможности русского синтаксиса; | Оценка в рамках текущего контроля: результатов устных и письменных опросов; результатов выполнения домашних заданий; результатов тестирования; результатов самоконтроля в рамках компьютерного тестирования; результатов выполнения заданий для самостоятельной работы |
-правила правописания и пунктуации, принципы русской орфографии и пунктуации, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания; | Оценка в рамках текущего контроля: результатов устных и письменных опросов; результатов тестирования; результатов самоконтроля в рамках компьютерного тестирования; результатов выполнения заданий для самостоятельной работы |
-функционально-смысловые типы речи, функциональные стили литературного языка, сферу их использования, их языковые признаки, особенности построения разных стилей. | Оценка в рамках текущего контроля: результатов устных и письменных опросов; результатов тестирования; результатов самоконтроля в рамках компьютерного тестирования; результатов выполнения заданий для самостоятельной работы. |
ЛИСТ
переутверждения рабочей программы учебной дисциплины
Рабочая программа:
Одобрена на 20 __/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания ЦК
от «___»________20__г.
Преподаватель _____________ ______________
подпись Ф.И.О.
Председатель ЦК ____________ ______________
подпись Ф.И.О.
Одобрена на 20 __/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания ЦК
от «___»________20__г.
Преподаватель _____________ ______________
подпись Ф.И.О.
Председатель ЦК ____________ ______________
подпись Ф.И.О.
Одобрена на 20 __/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания ЦК
от «___»________20__г.
Преподаватель _____________ ______________
подпись Ф.И.О.
Председатель ЦК ____________ ______________
подпись Ф.И.О.
Одобрена на 20 __/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания ЦК
от «___»________20__г.
Преподаватель _____________ ______________
подпись Ф.И.О.
Председатель ЦК ____________ ______________
подпись Ф.И.О.
Одобрена на 20 __/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания ЦК
от «___»________20__г.
Преподаватель _____________ ______________
подпись Ф.И.О.
Председатель ЦК ____________ ______________
подпись ФИО