ГАПОУ ЧАО «ЧМК» | УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ | СТО СМК 4.2.01 - 2021 |
Лист 12/13 |
РАБОЧАЯ программа
учебной ПРАКТИКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников
по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
(углубленный уровень)
Анадырь 2021 г.
Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах укрупненной группы специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки направления подготовки Образование и педагогические науки.
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чукотского автономного округа «Чукотский многопрофильный колледж» (далее ГАПОУ ЧАО «ЧМК»).
Разработчик:
Деменина Н.И., преподаватель ГАПОУ ЧАО «ЧМК»
Регистрационный № НК 27-17 05.06.2017 г.
Рекомендована Методическим советом ГАПОУ ЧАО «ЧМК»
Протокол № 06 от «16» июня 2017 г.
Утверждена Приказом № 01-10/414 от 30.08.2017 г. «Об утверждении документов по организации учебного процесса»
СОДЕРЖАНИЕ
| | страница |
1. | ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ | 4 |
2. | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ | 7 |
3. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ | 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ
1.1. Область применения программы практики
Рабочая программа учебной практики по профилю специальности (далее программа практики) является составной частью профессионального модуля ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах укрупненной группы специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки направления подготовки Образование и педагогические науки.
Базой практики является кабинет 1-304, ГАПОУ ЧАО «Чукотский многопрофильный колледж».
(место проведения практики)
1.2. Место практики в структуре рабочей программы профессионального модуля:
Учебная практика по профилю специальности (далее практика) проводится в соответствии с рабочей программой профессионального модуля ПМ.02 концентрированно.
1.3 Цели и задачи практики – требования к результатам освоения практики
Целью практики является формирование общих и профессиональных компетенций, необходимых для освоения вида профессиональной деятельности:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.
ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия
ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.
ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения обучающихся.
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-методические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования.
С целью овладения указанными видом профессиональной деятельности и профессиональными компетенциями обучающийся должен:
иметь практический опыт:
анализа планов и организации внеурочной работы (с указанием области деятельности или учебного(-ых) предмета(-ов));
определения целей и задач, планирования, проведения, внеурочной работы в избранной области деятельности;
наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий и/или занятий -кружков (клубов), обсуждения отдельных мероприятий или занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, -разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
наблюдения за детьми и педагогической диагностики познавательных интересов, интеллектуальных способностей обучающихся;
ведения документации, обеспечивающей организацию внеурочной работы в избранной области деятельности.
уметь:
находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки и проведения внеурочной работы в избранной области деятельности;
определять педагогические цели и задачи организации внеурочной деятельности в избранной области с учетом возраста обучающихся;
составлять планы внеурочных занятий с учетом особенностей избранной области деятельности, возраста обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
использовать различные методы и формы организации внеурочной работы, строить их с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся;
устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
планировать ситуации, стимулирующие общение младших школьников в процессе внеурочной деятельности, использовать вербальные и невербальные средства педагогической поддержки детей, испытывающих затруднения в общении;
мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию во внеурочной деятельности, сохранять состав обучающихся в течение срока обучения;
планировать и проводить педагогически целесообразную работу с родителями (лицами, их заменяющими);
подбирать и использовать на занятии дидактические материалы;
использовать различные методы и приемы обучения;
осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении внеурочных занятий;
выявлять, развивать и поддерживать творческие способности обучающихся;
составлять индивидуальную программу работы с одаренными детьми;
применять разнообразные формы работы с семьей (собрания, беседы, совместные культурные мероприятия);
вести диалог с администрацией образовательного учреждения по вопросам организации внеурочной работы в избранной области деятельности;
анализировать организацию внеурочной работы в избранной области деятельности;
знать:
сущность, цель, задачи, функции, содержание, формы и методы организации внеурочной работы в избранной области деятельности;
особенности определения целей и задач внеурочной работы в начальной школе;
теоретические основы и методику планирования внеурочной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
педагогические и гигиенические требования к организации внеурочной работы;
методические основы организации внеурочной работы в избранной области деятельности;
особенности общения младших школьников;
методы, приемы и формы организации общения младших школьников;
методические основы и особенности работы с обучающимися, одаренными в избранной области деятельности; - способы выявления педагогом интересов и способностей младших школьников;
формы и методы взаимодействия с родителями обучающихся или лицами, их заменяющими, как субъектами образовательного процесса;
логику анализа внеурочных мероприятий и занятий;
виды документации, требования к ее оформлению.
1.4. Количество часов на освоение программы практики:
Общий объем времени на проведение практики определяется ФГОС СПО, учебным планом и рабочей программой профессионального модуля.
Программа рассчитана на прохождение студентами практики в объеме 36 часов по МДК.02.01 Основы организации внеурочной работы.
1.5. Форма аттестации по практике:
Формой аттестации по практике является отчет. Отчет о прохождении студентами учебной практики оформляется после освоения студентом всех предусмотренных видов работ, что указывается руководителем практики в характеристике.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
2.1. Тематический план практики
№ п/п | Виды работ | Кол-во часов | Формы и методы контроля |
1 | Анализ нормативно-правовой базы внеурочной деятельности. | 6 | оценка практической деятельности |
2 | Анализ методов и форм организации внеурочной деятельности | 6 | оценка практической деятельности |
3 | Просмотр видео-занятий по внеурочной деятельности | 6 | оценка практической деятельности |
4 | Проектирование занятия по внеурочной деятельности по выбранному направлению | 6 | оценка практической деятельности |
5 | Проектирование занятия по внеурочной деятельности с участием родителей | 6 | оценка практической деятельности |
6 | Анализ средств мониторинга эффективности внеурочной деятельности. Оформление отчета по практике. | 6 | оценка практической деятельности |
Всего: | 36 | |
2.2. Содержание практики
Индекс МДК | Виды работ | Содержание работ | Объем часов | Коды формируемых компетенций |
ОК | ПК |
МДК. 02.01 | Анализ нормативно-правовой базы внеурочной деятельности. | 1. Анализ ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы начального общего образования, программ по внеурочной деятельности | 2 | ОК 1 ОК 6 ОК11 | ПК 2.1 ПК 2.5 ПК 4.1 |
2. Знакомство с требования к структуре и оформлению календарно-тематического планирования занятий внеурочной деятельности | 1 |
3. Составление фрагмента КТП по внеурочной деятельности по выбранному направлению | 3 |
Итого: | 6 | | |
МДК. 02.01 | Анализ методов и форм организации внеурочной деятельности | 1. Анализ методов и форм организации внеурочной работы | 2 | ОК.1 ОК.2 ОК.4 ОК.9 ОК10 | ПК 2.1 ПК. 4.3 |
2. Планирование ситуаций, стимулирующих общение младших школьников в процессе внеурочной деятельности | 1 |
3. Анализ форм работы с семьей во внеурочной деятельности | 2 |
4. Составление плана работы с одаренными детьми | 1 |
Итого: | 6 | | |
МДК. 02.01 | Просмотр видео-занятий по внеурочной деятельности | 1. Просмотр видео- записей занятий по внеурочной деятельности | 2 | ОК 4 ОК 6 ОК 8 | ПК 2.4 ПК 4.3 |
2. Анализ просмотренных занятий в диалоге с сокурсниками и руководителем практики | 1 |
3. Разработка предложений по усовершенствованию просмотренных занятий | 0,5 |
4. Оформление карт анализа занятий | 0,5 |
5. Анализ, отбор методической литературы и других источников информации, необходимой при подготовке к занятию | 2 |
Итого: | 6 | | |
МДК. 02.01 | Проектирование занятия по внеурочной деятельности по выбранному направлению | 1. Определение целей и задач занятия, планирование его с учетом возраста, санитарно-гигиеническими нормами, выбранным направлением | 1 | ОК 1− ОК 11 | ПК 2.1 − ПК 2.5 ПК 4.2 |
2. Разработка конспекта занятия внеурочной деятельности по выбранному направлению | 2 |
3. Разработка презентации и дидактического материала к занятию | 1 |
4. Проведение фрагментов занятий | 1 |
5. Анализ и самоанализ проведенных фрагментов. | 1 | | |
Итого: | 6 | | |
МДК. 02.01 | Проектирование занятия по внеурочной деятельности с участием родителей | 1. Определение целей и задач занятия, планирование его с учетом возраста, санитарно-гигиеническими нормами, выбранным направлением | 1 | ОК 1− ОК 11 | ПК 2.1 − ПК 2.5 ПК 4.2 |
2. Разработка конспекта занятия внеурочной деятельности с участием родителей | 2 |
3. Разработка презентации и дидактического материала к занятию | 1 |
4. Проведение фрагментов занятий | 1 |
5. Анализ и самоанализ проведенных фрагментов. | 1 |
Итого: | 6 | | |
МДК. 02.01 | Анализ средств мониторинга эффективности внеурочной деятельности. Оформление отчета по практике. | 1.Анализ средств мониторинга эффективности внеурочной деятельности | 2 | ОК 2 ОК 8 | ПК 2.4 ПК 2.5 ПК 4.4 |
2. Подбор диагностических методик по выявлению интересов и склонностей обучающихся | 2 |
3. Оформление отчета по практике | 2 |
Итого: | 6 | | |
ВСЕГО: | 36 | | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ
3.1. Информационное обеспечение:
Нормативные документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном, общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)
Примерная основная образовательная программа начального общего образования
ФГОС СПО специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах.
ФГОС НОО
Основные источники:
Максакова, В. И. Теория и методика воспитания младших школьников : учебник и практикум для СПО. — М.: Юрайт, 2020. — 206 с. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455210
Слизкова, Е.В. Подготовка педагога дополнительного образования. Методика работы вожатого: Учебное пособие для СПО.- М.:Юрайт, 2019- 149 с.- Режим доступа: https://biblio-online.ru/
3.2. Материально-техническое обеспечение: