СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "Человек и Общество" для студентов СУЗа (профессии)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для студентов СУЗа (профессии) и расчитана на 178 аудиторных часов (из них 68 практических), изучаемых на протяжении 5 семестров. Составлена в соответствии со Стандартами Минобразования

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "Человек и Общество" для студентов СУЗа (профессии)»

СОДЕРЖАНИЕ


стр.


пояснительная записка
  1. общая характеристика учебного предмета
  2. место учебного предмета в учебном плане
  3. результаты освоения учебного предмета
  4. Объем учебного предмета и виды учебной работы
  5. тематическое планирование и содержание учебного предмета
  6. Характеристика основных видов деятельности студентов
  7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебного предмета
  8. литература

4

5

7

8

10

11


34


36


37


пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета ОДП.01 Человек и общество предназначена для изучения данного предмета в ОБПОУ «КЭМТ», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих профессии 09.01.03. Мастер по обработке цифровой информации.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре учебного предмета ­ОДПб.01 Человек и общество в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Содержание программы учебного предмета ­ОДПб.01 Человек и общество направлено на достижение следующих целей:

• формирование целостного представления об обществе и человеке в нем;

• воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, верности конституционным принципам РФ;

• развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;

• углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;

• умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;

• содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах,

•регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;

• применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.



1. общая характеристика учебного предмета

ОДПб.01 ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО


Структура курса основана на делении изучаемого материала на четыре основных блока (темы) – по основным сферам жизни общества: духовная культура, социальные отношения, экономика, политика.

Содержание предмета «Человек и общество» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: социальные отношения, политика, право. Все эти компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Вопросы права освещаются при изучении каждой из этих сфер как способы правового регулирования разных общественных отношений.

При этом элементы теоретических знаний сочетаются с рассмотрением реальных явлений и процессов, характеризующих современное глобальное общество.

Изучение предмета в этом возрасте должно способствовать освоению старшими подростками основных социальных ролей (в рамках своего возраста), осознанию возрастающих возможностей и ответственности гражданина Российской Федерации.

Каждое понятие, описывающее общество в целом, представляется студентам как набор четырех групп признаков – отличительных черт в экономике, социальных отношениях, политике, культуре, праве.

Культурологическая направленность образовательной линии программы проявляется в ключевых проблемах каждого раздела, которые ставятся в начале урока и (или) осмысливаются на практических уроках, помогая формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Содержание учебного предмета ОДП.01 Человек и общество разработано с ориентацией на технический профиль профессионального образования, в рамках которого студенты осваивают профессию 09.01.03. Мастер по обработке цифровой информации.

Рабочая программа предусматривает выполнение обучающимися практических и самостоятельных заданий.

Изучение учебного предмета ОДП.01 Человек и общество завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации обучающихся в процессе освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) профессии 09.01.03. Мастер по обработке цифровой информации.






























2. место учебного предмета в учебном плане


В ОБПОУ «КЭМТ», реализующем ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебный предмет ОДП.01 Человек и общество изучается в общеобразовательном учебном цикле учебного плана ППКРС 09.01.03. Мастер по обработке цифровой информации в составе дополнительных общеобразовательных учебных предметов.
































3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

­ОДПБ.01 ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО


Освоение содержания учебного предмета «Человек и общество» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

−− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

−− российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);

−− гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;

−− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

−− готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

−− осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

−− ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

метапредметных:

−− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

−− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем;

способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

−− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

−− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

−− умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;

−− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

−− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

предметных:

−− сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

−− владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

−− владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

−− сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

−− сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

−− владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

−− сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.



4. ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ:


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

267

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

178

в том числе:


практические занятия

68

контрольные работы

5

Самостоятельная работа студента (всего)

89

в том числе:


Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).

27

Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите.

62

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2






2.2. Тематический план и содержание учебного предмета ОДПб.01 Человек и общество

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы и самостоятельная

работа студента

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4


Человек и общество 1-й курс

34+48=82



1 семестр

34


Введение

Содержание учебного материала:

1. Социальные науки.

2. Специфика объекта их изучения.

3. Значимость социального знания.

2

1


1.Человек и общество

22


1.1. Природа человека,

врожденные и приобретенные

качества


14


Тема 1.1 .Природа человека

Содержание учебного материала:

1. Человек, индивид, личность.

2. Влияние общества на развитие личности.

3. Понятие бытия.

4. Философское понятие о человеке.

5. Цель и смысл человеческой жизни.

2

2



Практическое занятие 1

Составление схемы соотношения понятий «человек», «индивид», «личность». Изучение философских представлений о социальных качествах человека.

2

3



Самостоятельная работа студентов:

Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций

преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите.

Сообщения по теме:

- Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий.

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с

дидактическими единицами темы.

2


Тема 1.2. Деятельность как способ существования людей. Свобода в деятельности человека.

Содержание учебного материала:

1. Деятельность как способ человеческого бытия. Структура деятельности

2. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности

3. Виды деятельности. Игра. Творчество

4. Самосознание и самореализация.

2

2


5. Единство свободы и ответственности личности.

6. Выбор и ответственность за его последствия.





Практическое занятие 2.

Анализ структуры деятельности человека. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Составление схемы «Виды деятельности». Изучение сущности понятий «Игра. Творчество»

2

3



Самостоятельная работа студентов

Сообщения по теме:

- Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с

дидактическими единицами темы.

Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций

преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите.

2

-

Тема 1.3. Познание и знание. Социализация личности.

Содержание учебного материала:

1. Проблема познаваемости мира. Способы и формы познания

2. Понятие истины, ее критерии. Интуиция

3. Виды человеческих знаний.

1. Основные особенности научного мышления.

2. Мировоззрение. Типы мировоззрения.

2

2



Практическое занятие 3.

Анализ структуры процесса познания, определение критериев истины, выявление способов и форм познания. Составление таблицы «Типы мировоззрения».

2

3



Содержание учебного материала:

1. Социальное поведение и социализация личности.

2. Гражданские качества личности.

3. Межличностное общение и взаимодействие.

4. Межличностные конфликты.

5. .Истоки конфликтов в среде молодежи.

2

2



Самостоятельная работа студентов:

Сообщения по теме:

Проблема познаваемости мира в трудах ученых.

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

2


1.2.Общество как сложная система.


8



Тема 1.4. Что такое общество.

Содержание учебного материала:

1. Представление об обществе как сложной динамичной системе.

2. Подсистемы и элементы общества.

3. Основные институты общества, их функции.

4. Специфика общественных отношений.

5. Понятие общественного прогресса.

6. Цивилизация и формация.

2

2



Самостоятельная работа студентов

Сообщения по теме:

* Я или мы: взаимодействие людей в обществе.

(Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций

преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите..

1


Тема 1.5. Многообразие путей и форм общественного развития

Практическое занятие 4.

Составление сравнительной характеристики и сопоставление основных путей и форм общественного развития и типов цивилизаций.

2

2



Самостоятельная работа студентов

Сообщения по темам:

Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества

Типы цивилизаций

Основные черты традиционного и западного общества. Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите.

1


Тема 1.6. Общество и природа

Содержание учебного материала:

1. Общество и природа. Взаимодействие общества и природы

2. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной

3. Особенности современного мира.

2

2



Практическое занятие 5.

Составление схемы «Взаимодействие общества и природы». Составление таблицы «Глобальные проблемы и пути их решения».

2

3



Самостоятельная работа студентов:

Сообщения по темам:

Индустриальная революция: плюсы и минусы.

Глобальные проблемы человечества.

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

2



Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите.



2. Духовная культура человека и общества


22ч всего,

(8 часов в 1сем)


2.1. Духовная культура личности и общества


4



1. Содержание учебного материала:

2. Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни.

3. Виды культуры. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура - продукт информационного общества.

4. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде.

5. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров.

6. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.

7. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе.Этикет.

8. Учреждения культуры.

2

2



Практическое занятие 6.

Выявление сущности, основных функций, видов и тенденций развития культуры. Составление таблицы «Виды культуры»

2

3



Самостоятельная работа студентов:

Сообщения по теме:

Современная массовая культура: достижение или деградация? Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы

Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите.

1


2.2. Наука и образование в современном обществе.


4



Содержание учебного материала:

1. Наука. Классификация научных знаний

2. Естественные и социально-гуманитарные науки.

2. Функции науки

2

2


1. Образование как способ передачи знаний и опыта.

2. Система образования в РФ.

3. Правовое регулирование образования

4. Роль образования в жизни современного человека и общества

2

2



Самостоятельная работа студентов:

Сообщения по темам:

Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?

Кем быть? Проблема выбора профессии.

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите.

3



Контрольная работа по теме «Общество и человек»

2



Итого за 1-й семестр

34



Практические работы из них

12



2-й семестр

48


2.3.Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры.


14


2.3.1.Мораль

Содержание учебного материала:

1. Мораль. Основные принципы и нормы морали.

2. Моральный выбор.

3. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.

2

2



  1. Важнейшие функции морали в обществе.

  2. Сущность понятий «Гуманизм. Добро и зло. Патриотизм.»

2

2



Самостоятельная работа студентов:

Сообщения по теме: Совесть как моральный регулятор личности

Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите.

2


2.3.2.Искусство

Содержание учебного материала:

1 .Искусство и его роль в жизни людей.

2.Функции искусства.

2

2



Практическое занятие 1.

Составление таблицы «Типы и жанры искусства». Выявление основных тенденций развития искусства.

2

3


Самостоятельная работа студентов:

Сообщения по теме:

Роль искусства в обществе. Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите.

2


2.3.3.Религия

Содержание учебного материала:

1. Религия как феномен культуры.

2. Мировые религии.

3. Религия и церковь в современном мире.

4. Свобода совести. Веротерпимость

2

2



Практическое занятие 2.

Выявление и анализ основных характеристик мировых религий.

2

3



Практическое занятие 3.

Составление таблицы «Религиозные объединения Российской Федерации» Выявление негативного влияния на человека деструктивных сект: составление схемы

2

3



Самостоятельная работа студентов:

Сообщения по теме:

Современные религии.

Роль мировых религий в 21 веке.

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

3


3. Социальные отношения


32


3.1. Социальная роль и стратификация


8


3.1.1. Социальная структура общества

Содержание учебного материала:

1. Социальные отношения.

2. Понятие о социальных общностях и группах.

3. Социальная стратификация

4. Социальная мобильность.

5. Типы мобильности. Социальные лифты

6. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в семье и коллективе.

2

2



Практическое занятие 4.

Исследование социальной стратификации в различных типах общества. Составление таблицы. Выявление различных типов социальных норам(Схема)

2

3

3.1.2. Социальная роль и статус

Содержание учебного материала:

1. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности

2. Социальная стратификация и социальное неравенство

2

2



Практическое занятие 5.

Анализ собственного социального статуса и комплекса социальных ролей. Составление схемы «Социальная стратификация в современной России»

2

3



Самостоятельная работа студентов:

Сообщения по теме:

Я и мои социальные роли. Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

4


3.2. Социальные нормы и конфликты


10


3.2.1. Социальные нормы и конфликты

Содержание учебного материала:

1. Социальный контроль

2. Виды социальных норм и санкций.

3. Самоконтроль.

2

2



Содержание учебного материала:

1. Девиантное поведение, его формы, проявления.

2. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи.

3. Опасность наркомании, алкоголизма.

4. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

2

2



Практическое занятие 6.

Исследование социальных причин девиантного поведения и путей их устранения.

2

3



Содержание учебного материала:.

1. Социальные отношения и взаимодействия.

2. Социальный конфликт.

3. Пути разрешения социальных конфликтов.

4. Неравенство, богатство и бедность.

5. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление.

2

2

3.2.2. Социальные взаимодействия

Практическое занятие 7.

Анализ структуры социальных конфликтов, выявление путей разрешения социальных конфликтов. Составление таблицы «Виды социальных норм»

2

3



Самостоятельная работа студентов:

Сообщения по темам:

Современные социальные конфликты.

5



Современная молодежь: проблемы и перспективы. Социальные факторы молодежной преступности.

Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите.



3.3. Важнейшие социальные общности и группы.


14


3.3.1 Нации и межнациональные отношения

Содержание учебного материала:

1. Этнические общности.

2. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их

разрешения.

3. Этноцентризм и национальная нетерпимость

4. Конституционные принципы национальной политики в РФ .

2

2



Практическое занятие 8.

Составление опорного плана-конспекта по теме: «Этнические общности и межнациональные отношения»

2

3



Самостоятельная работа студентов:

Сообщения по темам:

Этносоциальные конфликты в современном мире. Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

2


3.3.2. Социальное развитие и молодежь

Содержание учебного материала:

1. Особенности социальной стратификации в современной России.

2. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.

3. Молодежь как социальная группа.

2

2



Особенности молодежной политики в Российской Федерации

2

2



Самостоятельная работа студентов:

Сообщения по теме:

Тенденции развития ценностных ориентации современной молодежи. Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите.

2


3.3.3. Семья и быт

Содержание учебного материала:

1. Семья как фундаментальный институт общества и малая группа.

2. Жизненный цикл семьи. Представления о нуклеарной семье.

2

2


3. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком




Практическое занятие 9.

Исследование причины, повода и мотивов развода, последствий развода, его социальную роль. Изучение рекомендации психолога

2

3



1. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации

2. Выявление основных тенденций развития семьи в современном обществе.

2

2



Самостоятельная работа студентов:

Сообщения по темам:

Семья как социальный институт и малая группа

Современные формы семьи

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

3




Контрольная работа


2




Итого за 2-й семестр


48



Практические работы из них


18



3-й семестр

24 часа


4. Политика


24


4.1. Политика и власть. Государство в политической системе.


10



Содержание учебного материала:

1. Понятие власти. Типы общественной власти.

2. Политическая система, ее внутренняя структура.

3. Государство как политический институт.

4. Признаки и функции государства

5. Понятие и значение суверенитета

6. Три ветви власти. Разделение властей

2

2



Практическое занятие 1.

Выявление признаков и функций государства как политического института. Составление схемы «Структура политической системы общества»

2

3



Содержание учебного материала:

1. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство

2

2


2. политический режим. Типы режимов



Практическое занятие 2.

Анализ форм государств и политических режимов. Составление сравнительной таблицы, посвященной формам государственного устройства

2

3



Содержание учебного материала:

1. Правовое государство, понятие и признаки.

2. Гражданское общество и государство.

2

2


Самостоятельная работа студентов:

Сообщения по темам:

Политическая власть: история и современность.

Политическая система современного российского общества.

Содержание внутренних и внешних функций государства на примере современной России.

Формы государства: сравнительная характеристика (два государства на выбор: одно из истории, другое современное).

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

5


4.2. Участники политического процесса


12



Содержание учебного материала:

1. Личность и государство. Политический статус личности

2. Политическое участие и его типы. Политическое лидерство.

2

2



Содержание учебного материала:

1. Отличительные черты выборов в демократическом обществе.

2. Черты тоталитарного государства.

3. Абсентеизм, его причины и опасность.

4. Избирательное право.

5. Избирательная система.

2

2



Практическое занятие 3.

Исследование типов избирательных систем. Составление схемы «Избирательные системы»

2

3



Практическое занятие 4.

Составление таблицы «Политические партии и движения, их классификация». Составление сравнительной таблицы «Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм.»

2

3


Содержание учебного материала:

1. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

2. Многопартийность и партийные системы

2

2


Значение средств массовой информации в политической жизни общества

2

3


Самостоятельная работа студентов:

Сообщения по темам:

Формы участия личности в политической жизни.

Политические партии современной России

Этапы формирования гражданского общества в России

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

6



Контрольная работа

2



Итого за 3-й семестр

24



Практические работы из них

8



4-й семестр


36 часов


5. Экономика

36


Тема 5.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы

Содержание учебного материала:

1. Экономика: наука и хозяйство.

2. Главные вопросы экономики. Потребности.

3. Основные законы экономики

4. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.

5. Экономика и социальная структура общества, экономика и политика

2

2



Практическое занятие 1.

Определение сущности "экономики, как науки и экономической деятельности, сопоставление типов экономических систем, выявление влияния экономики на различные сферы общественной жизни.

2

3



Самостоятельная работа.

Сообщение по теме:

Экономика современного общества.

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

3


Тема 5.2. Рыночные отношения в экономике.

Содержание учебного материала:

1. Рынок и его роль в экономической жизни.

2. Спрос. Факторы спроса.

3. Предложение. Факторы предложения.

4. Рыночное равновесие.

2

2

Содержание учебного материала:.

1. Рыночные механизмы, виды рынков, модели рынка.

2. Рыночная структура и инфраструктура.

3. Конкуренция и монополия.

2

2



Практическое занятие 2.

Определение сущности понятия «рынок», составление таблиц «Рыночные механизмы», «Виды рынков», «Модели рынка».

2

3



Самостоятельная работа:

Сообщение по теме:

Структура современного рынка товаров и услуг.

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите.

3


Тема 5.3. Фирма в экономике.

Содержание учебного материала:

1. Роль фирм в экономике.

2. Факторы производства и факторные доходы.

3. Источники финансирования бизнеса.

4. Постоянные и переменные издержки производства.

2

2



Практическое занятие 3.

Заполнение схемы «Издержки фирмы», выявление различий бухгалтерской и экономической прибыли.

2

3



Самостоятельная работа:

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите.

2


Тема 5.4. Основные организационные формы бизнеса в России.

Содержание учебного материала:

1. Основные источники финансирования бизнеса.

2. Акции и облигации.

3. Фондовый рынок

2

2


4. Организационно-правовые формы предпринимательства

5. Основные принципы менеджмента.

6. Основы маркетинга..





Практическое занятие 4.

Составление сравнительной таблицы «Организационно-правовые формы предпринимательства». Составление схем маркетинга и менеджмента.

2

3



Самостоятельная работа:

Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите. Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

2


Тема 5.5. Финансы в экономике.

Содержание учебного материала:

1. Деньги. Процент.

2. Банковская система.

3. Роль Центрального банка

4. Понятие о финансовых институтах.

2

2



Практическое занятие 5.

Анализ понятия «финансы», заполнение схемы «Виды инфляции. Антиинфляционные меры». Выявление основы денежной политики государства

2

3



Самостоятельная работа:

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите.

2


Тема 5.6. Экономический рост и развитие.

Содержание учебного материала:

1. Частные и общественные блага.

2. Понятие ВВП и его структура.

3. Экономический рост и развитие.

4. Экономические циклы.

5. Виды налогов. Государственные расходы.

6. Государственный бюджет. Государственный долг.

2

2



Практическое занятие 6.

Анализ понятий «экономический рост», «экономический цикл», «экономическое развитие, выявление факторов экономического роста, сравнительный анализ фаз экономического цикла.

2

3

Самостоятельная работа:

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите.

2


Тема 5.7. Рынок труда и безработица.

Содержание учебного материала:

1. Спрос на труд и его факторы.

2. Предложение труда. Факторы предложения труда.

3. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.

4. Роль профсоюзов и государства на рынках труда

2

2



Практическое занятие 7.

Составление таблицы «Причины безработицы и трудоустройство». Изучение понятий «Реальный и номинальный доход. Сбережения». Определение основных доходов и расходов семьи. Расчет семейного бюджета

2

3



Самостоятельная работа:

Сообщение по теме:

Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и причин безработицы в разных странах.

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

2


Тема 5.8. Роль государства в экономике. Элементы международной экономики.

Содержание учебного материала:

1. Экономические функции государства.

2. Механизмы государственного регулирования рыночной экономики.

3. Основы налоговой политики государства

4. Организация международной торговли.

5. Модели внешнеторговой политики государства

6. Государственная политика в области международной торговли.

7. Россия в мировой экономике.

2

2



Практическое занятие 8.

Выявление основных функций государства в рыночной экономике и механизмов государственного регулирования экономики. Составление сравнительной характеристики моделей внешнеторговой политики государства. Выявление глобальных экономических проблем.

2

3


-

Самостоятельная работа:

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

2


Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите.





Контрольная работа

2

3

Итого:


Всего часов на семестр


36




Практические работы из них

16


5 семестр

36


Право

36


Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений



6


Тема 6.1.1. Право в системе социальных норм

Содержание учебного материала:

1. Происхождение и сущность права

2. Понятие права. Признаки права

3. Право в системе социальных норм.

4. Правовые и моральные нормы. 5.Отрасли Российского права

б.Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ

2

2



Самостоятельная работа:

Сообщения по темам:

Право и социальные нормы.

Система права и система законодательства.

Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите.

1


Тема 6.1.2. Система права. Источники права.

Практическое занятие 1.

Составление опорных схем:

1. Система права: основные институты, отрасли права.

2. Частное и публичное право.

3. Основные источники (формы) права.

4.Виды нормативных актов. Иерархия нормативных актов Российской Федерации.

2

3



Самостоятельная работа:

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите.

1


Тема 6.1.3. Правоотношения и правонарушения.

Содержание учебного материала:

1. Правовые отношения и их структура.

2. Правомерное и противоправное поведение. .

3. Виды противоправных поступков.

4. Юридическая ответственность и ее задачи.

5. Правоотношения .Правонарушения

2

2



Самостоятельная работа:

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите.

1


Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации


6


Тема 6.2. 1 .Конституционное право как отрасль российского права

Содержание учебного материала:

1. Конституционное право как отрасль российского права.

2. Основы конституционного строя Российской Федерации.

3. Система государственных органов Российской Федерации.

4. Законодательная власть.

5. Исполнительная власть.

6. Институт президентства.

7. Местное самоуправление

2

2



Практическое занятие 2.

Анализ Конституции Российской Федерации. Изучение прав и обязанностей человека и гражданина

2

3

Тема 6.2.2. Ознакомление с порядком приобретения гражданства в РФ.

Содержание учебного материала:

1. Понятие гражданства РФ.

2. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.

2

3



Самостоятельная работа:

Сообщения по темам:

Развитие прав человека в XXначале XXI века.

Характеристика отрасли российского права (на выбор). Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с

дидактическими единицами темы.

3


Тема 6.3. Отрасли российского права.


22


Тема 6.3.1.Гражданское право.

Содержание учебного материала:

1. Гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица.

2. Имущественные права. Субъекты и объекты гражданского права

3.Личные неимущественные права.

4. Право собственности на движимые и недвижимые вещи. Право на интеллектуальную собственность.

2

2



Практическое занятие 3.

Заполнение схем «Объекты гражданского права» и «Способы защиты гражданских прав». Заполнение табл. «Виды договоров»

2

3



Практическое занятие 4.

Составление опорного конспекта: Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

2




Самостоятельная работа:

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите.

3


Тема 6.3.2. Семейное право.

Содержание учебного материала:

1. Правовая связь членов семьи.

2. Порядок вступления в брак и расторжения брака..

3. Права и обязанности супругов.

4. Права и обязанности детей и родителей.

5. Права супругов и несовершеннолетних детей

6. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

2

2



Практическое занятие 5.

Составление опорного плана-конспекта: «Основные положения семейного права в РФ». Схемы «Права супругов и несовершеннолетних детей»

2

3



Самостоятельная работа:

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите.

2


Тема 6.3.3. Трудовое право и трудовые правоотношения..

Содержание учебного материала:

1. Трудовые правоотношения. Занятость и трудоустройство.

2. Порядок приема на работу. Трудовой договор.

3. Основные и дополнительные условия трудового договора

4. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних

2

2


Содержание учебного материала:

  1. Коллективный договор.

  2. Трудовые споры и порядок их разрешения.

  3. Заработная плата.

  4. Социальная защита и социальное обеспечение.

2

2



Практическое занятие 6.

Анализ основ трудового законодательства РФ. Составление таблицы «Основные и дополнительные условия трудового договора»

2

3



Самостоятельная работа:

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите.

2


Тема 6.3.4. Уголовное право.

Содержание учебного материала:

1. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние

2. Понятия вины и уголовной ответственности, ее признаки.

3. Состав преступления. Уголовная ответственность.

4. Цели наказания. Виды наказаний.

2

3



Практическое занятие 7.

Анализ основ уголовного процессуального права РФ. Составление схемы «Задачи, источники и принципы уголовного права». Изучение особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних и обстоятельств, исключающие уголовную ответственность.

2

2



Самостоятельная работа:

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

Подготовка к контрольной работе с использованием методических рекомендаций преподавателя.

2


Тема 6.3.5. Административное право.

Содержание учебного материала:

1. Административное право и административные правоотношения. Административные проступки.

2. Административная ответственность

1

3


Контрольная работа

1

3



Самостоятельная работа:

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы

2


Дифференцированный зачет

2

3

Всего часов на семестр

36


Практические работы из них

14


Всего

178


Практические работы из них

68


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

6. Характеристика основных видов деятельности студентов

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов

(на уровне учебных действий)

Введение

Ознакомление с целями и задачами изучения курса Человек и общество, с классификацией наук о человеке и обществе

Раздел 1. Человек и общество

1.1.Человек

Тема 1.1

Природа человека.

Врожденные и приобретенные качества

Применять в практических заданиях знания о человеке как биосоциальном существе; самостоятельно организовывать свою деятельность для подготовки творческой работы, полученные знания о потребностях человеке

Тема 1.2

Познание и знание. Социализация личности

Знать методы познания социальных явлений и процессов и применять их в решении практических заданий. Составление схем по структуре деятельности. Решение тестовых заданий по закреплению понятий по социализации личности

1.2.Общество как сложная система


Тема 1.3 Многообразие путей и форм общественно-

го развития

Применять знания об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов в практических заданиях; определять цивилизационный и стадиальный пути развития общества в тестовых заданиях

Раздел 2. Духовная культура человека и общества

2.1. Духовная культура личности и общества.

Наука и образование в современном обществе.

Установление соответствия между понятием и опре­делением;

исправление ошибок в определениях, в которых приводятся неверные утверждения. Нужно найти в учебнике подходящий ма­териал и на его основе исправить ошибку.

2.2.Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

заполнение таблиц «Функции искусства ,его виды и жанры». Установление соответствия между основными положениями мировых религий

3. Социальные отношения

3.1. Социальная роль и стратификация. Социальная роль и статус

составление схем стратификации различных типов обществ. Составление стратификации российского общества. Составление своего статуса и определение своих социальных ролей

3.2. Социальные нормы и конфликты

составление схем социальных норм , причин конфликтов, структуры конфликтов и путей выхода из них

3.3. Важнейшие социальные общности и группы.

составление схем социальных групп и применение знаний об этих группах с применением тестов

Раздел 4. Политика

4.1. Политика и власть. Государство в политической системе.

составление схем «Признаки и функции государства», «типы политических режимов» и «формы правления». Тестирование «Узнай по описанию»

4.2. Участники политического процесса

Составление схемы «Избирательные системы» Установление соответствия между понятием и опре­делением

Раздел 5. Экономика

Тема 5.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы

составление таблицы «основные типы экономических систем и их признаки». Задания на восполнение недостающих признаков понятий

Тема 5.2. Рыночные отношения в экономике.

Установить соответствие между понятием и опреде­лением, графически изобразить основные законы экономики

Тема 5.3. Финансы в экономике

Составление схемы «Финансовые и кредитные отношения», «Функции финансов». Задания на восполнение недостающих признаков понятий

Тема 5.4. Экономический рост и развитие.

Составление схемы «Пути экономического роста», график экономического цикла и заполнить таблицу кейнсианской модели регулирования экономики

Тема 5.5. Рынок труда и безработица.

Задания на исправление ошибок в определениях. Расчет своего семейного бюджета

Тема 5.6. Роль государства в экономике. Элементы международной экономики.

Составление схем «Политика протекционизма и либерализма в экономике: плюсы и минусы». Задания на исправление ошибок в определениях.

Раздел 6.1.Правовое регулирование общественных отношений

Тема 6.1.1. Право в системе социальных норм

Задания на установление соответствия между понятием и опре­делением.

Тема 6.1.2. Система права. Источники права.

Составление схемы «Источники права». Задания на исправление ошибок в определениях

Тема 6.1.3. Правоотношения и правонарушения.

Заполнение таблицы «Правоспособность и дееспособность». Задания на восполнение недостающих признаков понятий

Тема 6.2. Конституци-

онное право как отрасль российского права

Заполнение таблицы «Права и свободы человека и гражданина РФ"

Тема 6.3.Отрасли российского права.

Тема 6.3.1.Гражданское право.

Составление схемы «Субъекты и объекты гражданского права». Задания на установление соответствия между понятием и опре­делением

Тема 6.3.2. Семейное право.

Составление схемы « Права и обязанности супругов и несовершеннолетних детей». Задания на исправление ошибок в определениях.

Тема 6.3.3. Трудовое право и трудовые правоотношения..

Составление таблицы «Основные и дополнительные условия трудового договора»

Задания на установление соответствия между понятием и опре­делением

Тема 6.3.4. Уголовное право.

Составление схемы «Цели и задачи уголовного права»

Задания на восполнение недостающих признаков понятий.

Тема 6.3.5. Административное право.

Составление таблицы «Административные правонарушения и админ.ответственность»

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебного предмета

ОДПб.01 Человек и общество


Для реализации программы учебного предмета имеется учебный кабинет 312 «Истории и социально-экономических дисциплин»


Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

-рабочее место преподавателя;

Дидактические материалы:

1. методические рекомендации по выполнению практических работ;

2. Задания для практических работ.

3. Задания для контрольных работ.

4. Материалы для дифференцированного зачета.


Технические средства обучения:

1. Компьютер с лицензионным программным обеспечением, марка MicrosoftWindowsXPProfessionalSP3 Версия 2007г.;

2. Телевизор ROLSEN


















8. литература


Для студентов:

  1. Важенин А.Г. Обществознание. Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 368 с.


Дополнительная литература:

  1. Баранов А.В. и др Обществознание : полный справочник для подго­товки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, СВ. Шев­ченко; под ред. П.А. Баранова. — М.: ACT :Астрель, 2009. — 478,

  2. Обществознание: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / А.И. Кравченко. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012. – 376 с.

  3. Обществознание: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / А.И. Кравченко. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012. – 192 с.

  4. Обществознание. 10 класс.: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М.: Просвещение, 2013. – 351 с.

  5. Обществознание. 11 класс.: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М.: Просвещение, 2013. – 351 с.

  6. Научно- методический журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» //Издательство «Школьная пресса»

  7. Интернет-ресурсы:

  8. Сайт «Конституция Российской Федерации» http://www.constitution.ru/

  9. Международные документы по правам человека на сайте «Права человека в России» http://www.hro.org 

  10. Конституция, кодексы и законы Российской Федерации http://www.gdezakon.ru/

  11. «Президент России – гражданам школьного возраста» http://www.uznay-prezidenta.ru/

  12. Методический материал для педагогов и информация для учеников по обществознанию. Теоретические вопросы и практикум по обществознанию для учащихся 8-11 классов средней общеобразовательной школы. Экзаменационные билеты. Учебная программа «Технология интеллектуальной деятельности». http://danur-w.narod.ru/

  13. М.А. Сторчевой. Основы экономики. Электронная версия учебника по вводному курсу экономики. Аннотация. Содержание по главам. http://be.economicus.ru/

  14. Сайт Всероссийского Центра изучения общественного мнения http://www.wciom.ru

  15. Левада – Центр. Крупейший неправительственный центр изучения общественного мнения http://www.levada.ru


Для преподавателей:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

  4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

  5. Важенин А.Г. Обществознание. Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 368 с.

  6. Баранов А.В. и др Обществознание : полный справочник для подго­товки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, СВ. Шев­ченко; под ред. П.А. Баранова. — М.: ACT :Астрель, 2009. — 478,

  7. Обществознание: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / А.И. Кравченко. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012. – 376 с.

  8. Обществознание: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / А.И. Кравченко. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012. – 192 с.

Интернет-ресурсы:

Методический материал для педагогов и информация для учеников по обществознанию. Теоретические вопросы и практикум по обществознанию для учащихся 8-11 классов средней общеобразовательной школы. Экзаменационные билеты.

3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!