1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы безопасности жизнедеятельности
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для изучения безопасности жизнедеятельности в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) основы безопасности жизнедеятельности изучаются как базовый предмет в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) в объеме 100 часов независимо от профиля получаемого профессионального образования.
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 020501 Картография, 120101 Прикладная геодезия, 230401 Информационные системы (по отраслям.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели учебной дисциплины
1. Освоение знаний о безопасном поведение человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
2. Воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и её государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;
3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
В результате освоения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обучающийся должен знать/понимать:
–основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;
–репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
–потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
–основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
–основы Российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
–порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
–состав и предназначение Вооруженных сил Российской Федерации;
–основные правила и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
–основные виды военно– профессиональной деятельности, особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
–требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
–предназначение, структуру и задачи РСЧС
–предназначение, структуру и задачи гражданской обороны
уметь:
–владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
–пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
–оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
–для ведения здорового образа жизни;
–оказания первой медицинской помощи;
–развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
–вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи.
–
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 100 часов, в том числе:
-обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов;
-самостоятельной работы обучающегося 30 часов.