2013 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 100701 Коммерция (по отраслям) и примерной программой учебной дисциплины.
Организация-разработчик: государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Владимирской области «Муромский техникум радиоэлектронного приборостроения».
Разработчик: Баранова Светлана Валерьевна, руководитель физвоспитания ГБОУ СПО ВО МТРП, преподаватель.
Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 100701 Коммерция (по отраслям), для укрупненной группы 100000 Сфера обслуживания.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Физическая культура в жизни студента | | 4 | |
| Содержание учебного материала | 2 |
1 | Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека. | 1 |
2 | Основы здорового образа жизни. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Работа с конспектами лекций, учебной и дополнительной литературой Подготовка к текущему контролю знаний | 2 | |
Раздел 2. Гимнастика | | 64 | |
Тема 2.1 Строевые упражнения и приёмы. Общеразвивающие упражнения | Содержание учебного материала (Практические занятия) | 8 |
1 | Строевые упражнения: повторение и закрепление ранее изученных строевых приёмов, гимнастических перестроений на месте и в движении; построение в одну и две шеренги (развёрнутые строи), в колонну про одному и по два ( походные строи); перестроение из одной шеренги в две и обратно; из колонны по одному в колонну по два, по четыре. Повороты направо, налево, кругом на месте и в движении. Размыкания и смыкания, разведения и сведения. Перемена направления движения захождением плечом. Ходьба походным и строевым шагом с различной скоростью. | 2 |
2 | Общеразвивающие упражнения, выполняемые индивидуально, в парах, группах с использованием предметов (набивные мячи, гимнастические палки, скакалки, гантели, гирь 16, 24 кг и др.), гимнастической стенки, скамеек и других гимнастических снарядов. | 2 |
3 | Прикладные упражнения: ходьба, бег, прыжки и их разновидности; упражнения в равновесии; лазание по канату, подтягивания на перекладине; поднимание и переноска груза; упражнения с использованием отягощений. | 2 |
Тема 2.2 Оздоровительные мероприятия в режиме дня | Содержание учебного материала (Практические занятия) | 2 | |
1 | Утренняя гигиеническая гимнастика: принципы составления и практическое выполнение комплексов индивидуально и с группой. | 2 |
| Физкультурная пауза: принцип подбора упражнений, способствующих снятию утомления и поддержанию высокой работоспособности; составление и практическое выполнение комплексов индивидуально и с группой. | 2 |
| Производственная гимнастика: принципы составления и практическое выполнение комплексов индивидуально и с группой. | 2 |
Тема 2.3 Спортивная гимнастика | Содержание учебного материала (Практические занятия) | 10 | |
1 | Акробатические упражнения: перекаты , кувырки , перевороты , стойки , равновесия , мост, полушпагат, шпагат. | 2 |
2 | Упражнения на перекладине: низкая перекладина – висы ,повороты ,обороты ,подъёмы, соскоки , высокая перекладина – подтягивания, повороты, подъёмы, соскоки из размахивания махом назад, из упора без поворота и с поворотом, перемахом одной из упора верхом, дугой. | 2 |
Тема 2.4 Атлетическая гимнастика | Содержание учебного материала (Практические занятия) | 12 | |
1 | Выполнение комплекса упражнений с гантелями; выполнение комплекса упражнений с гирей; выполнение комплекса упражнений на гимнастической стенке; жим штанги; | 2 |
2 | Упор на брусьях – сгибание разгибание рук обычным хватом, обратным хватом, с утяжелением, удержание ног под углом 90°, поднимание ног с разведением над брусьями; подтягивания из различных видов хвата; | 2 |
3 | Высокая перекладина – подтягивания используя различные виды хвата, с утяжелением, поднимание ног до касания перекладины, удержание ног под углом 90°. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Работа над специальными гимнастическими упражнениями необходимы для общего физического развития, для воспитания необходимых физических качеств. Выполнение упражнений на растягивание и гибкость, на воспитание силы отдельных мышечных групп. Применение упражнений из других видов спорта. | 32 | |
Раздел 3. Лёгкая атлетика | | 92 |
Тема 3.1 Бег на короткие дистанции | Содержание учебного материала (Практические занятия) | 14 |
1 | Техника бега: низкий старт, стартовый разбег, бег на дистанции, финиширование. | 2 |
2 | Специальные упражнения бегуна: бег с ускорениями хода, с высокого, низкого старта. Переменный бег, повторный бег. | 2 |
3 | Эстафетный бег, приём и передача эстафетной палочки. | 2 |
Тема 3.2 Кросс (бег по пересеченной местности) | Содержание учебного материала (Практические занятия) | 20 | |
1 | Техника бега: старт, стартовое ускорение, бег на дистанции, финиширование. | 2 |
2 | Бег на равнинных участках, бег по мягкому и скользкому грунту, бег в гору, под уклон, бег по пересеченной местности, | 2 |
3 | Специальные упражнения на воспитание общей выносливости. | 2 |
Тема 3.3 Прыжок в длину с места | Содержание учебного материала (Практические занятия) | 6 | |
1 | Специальные упражнения прыгуна в длину | 2 |
2 | Подготовительные упражнения применительно к избранному способу прыжка. | 2 |
Тема 3.4 Метание гранаты | Содержание учебного материала | 6 | |
1 | Техника метания: держание гранаты, разбег, скрестные шаги, финальное усилие. | 2 |
2 | Специальные упражнения: метание гранаты с места, с трёх-пяти шагов, с короткого разбега, с полного разбега. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение общеразвивающих и специальных упражнений бегуна, прыгуна, метателя. Утренняя специализированная гимнастика – совершенствование отдельных элементов техники движений, ускорение воспитания физических качеств. Самотренировка для повышения спортивного мастерства, что способствует достижению спортивного результата. Применение упражнений из других видов спорта. | 46 | |
Раздел 4 Лыжный спорт | | 24 |
Тема 4.1 Строевые упражнения | Содержание учебного материала (Практические занятия) | 1 |
1 | Строевые приемы с лыжами и на лыжах. | 2 |
| 2 | Повороты на лыжах на месте: переступанием, махом, прыжком. | 2 |
Тема 4.2 Техника передвижения | Содержание учебного материала (Практические занятия) | 11 | |
1 | Совершенствование техники передвижения на лыжах: попеременный двухшажный ход, одновременные бесшажный, одношажный, двухшажный ходы. Переход от одновременных ходов к переменным и обратно. Выбор способа передвижения в зависимости от рельефа местности и условий скольжения. | 2 |
2 | Совершенствование техники подъёмов: скользящим шагом, ступающим шагом, «полуёлочкой», «ёлочкой», «лесенкой». Совершенствование техники спусков. Стойки: основная, высокая, низкая. Спуск «лесенкой». Ознакомление со способами преодоления неровностей | 2 |
3 | Совершенствование техники торможения: «плугом», «упором», боковым соскальзыванием, упором на одну, две палки. Совершенствование техники поворотов: «переступанием», «упором», «плугом». | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Закрепление и совершенствование отдельных навыков передвижения на лыжах, воспитание необходимых физических качеств, повышения спортивного мастерства. Закрепление полученных навыков, на воспитание скорости, выносливости, равновесия, гибкости. Утренняя специализированная гимнастика. Самотренировка с применением упражнений из других видов спорта. | 12 | |
Раздел 5 Спортивные игры | | 52 |
Тема 5.1 Баскетбол | Содержание учебного материала (Практические занятия) | 14 |
1 | Техника игры в нападении: перемещения, бег обычными и приставными шагами с изменением направления и скорости, старты, прыжки, остановки, повороты. Владение мячом: ловля и передача на месте и в движении, ведение правой и левой рукой на месте, в движении, броски в корзину. | 2 |
2 | Техника игры в защите: перемещения, защитная стойка, передвижение обычными и приставными шагами в различных направлениях, передвижение спиной вперёд. Техника овладения мячом при отскоке от щита или корзины, перехваты, вырывание и выбивание мяча; способы противодействия броскам в корзину | 2 |
3 | Тренировка, двухсторонняя игра. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Воспитание быстроты движения ,скорости передвижения, прыгучести, выносливости. Закрепление и совершенствование изучаемых элементов, ликвидация отставания уровня отдельных физических качеств, на усиление и развитие отдельных групп связок и мышц. Утренняя специализированная гимнастика – повышение уровня общей физической подготовки обучающегося. Совершенствование отдельных игровых навыков. Самотренировка с применением упражнений из других видов спорта. | 14 | |
Тема 5.2 Волейбол | Содержание учебного материала (Практические занятия) | 12 |
1 | Техника игры. Нападение: стойка и перемещения; техника владения мячом: подачи, передачи, нападающие удары. Тактика нападения: индивидуальные, групповые и командные действия. | 2 |
2 | Защита: стойки и перемещения; техника владения мячом: приём мяча, блокирование. Тактика защиты: индивидуальные, групповые и командные действия. | 2 |
3 | Тренировка, двухсторонняя игра. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Систематические занятия по волейболу для воспитания силы, ловкости, прыжковой выносливости. Ликвидация отставания уровня отдельных физических качеств, на усиление и развитие отдельных групп связок и мышц. Утренняя специализированная гимнастика – повышение уровня общей физической подготовки обучающегося, совершенствование отдельных игровых навыков. Самотренировка с применением упражнений из других видов спорта. | 12 | |
| Зачет | | |
| Всего | 236 | |
- комплект шансовых инструментов для подготовки мест занятий на спортивном стадионе
При выставлении оценки принимается во внимание участие в соревнованиях, результаты выполнения контрольных тестов, предусмотренных программой или сравнительных данных начального и конечного тестирования, демонстрирующих прирост в уровне развития физических качеств.
Оценка успеваемости обучающихся, отнесённых к подготовительной медицинской группе проводится на общих основаниях, за исключением тех упражнений, которые им противопоказаны.
Обучающиеся, отнесённые к специальной медицинской группе посещают обязательные учебные занятия и выполняют упражнения с учётом показаний, противопоказаний и функциональных возможностей.