СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА «Общеобразовательный цикл» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям технического профиля

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины Русский язык и литература для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» (протокол № 3 от «21» июля 2015 г.).

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА «Общеобразовательный цикл» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям технического профиля»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ГБПОУ «Сызранский политехнический техникум»











УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ «Сызранский

политехнический техникум»

______________ Н.В. Котяев

«___» _____________ 2015 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА


«Общеобразовательный цикл»

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальностям технического профиля
















Сызрань, 2015

ОДОБРЕНО

предметно-цикловой комиссией

общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Председатель_________________ Н.Р. Виноградова

«____» _____________________ 2015 г.


Составитель: Виноградова Н.Р., преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ«Сызранский политехнический техникум»


Эксперты:

Внутренняя экспертиза

Техническая экспертиза: Разиева Т.С., методист ГБПОУ «Сызранский политехнический техникум»


Содержательная экспертиза: ВиноградоваН.Р., председатель предметно-цикловой комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин ГБПОУ«Сызранский политехнический техникум»


Внешняя экспертиза

Содержательная экспертиза: Андреева Л.И, преподаватель ГБОУ «СМГК»


Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины Русский язык и литература для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» (протокол № 3 от «21» июля 2015 г.).

Рабочая программа разработана с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «17» мая 2012 г. № 413











СОДЕРЖАНИЕ


№ п/п

Название разделов


Стр.

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины


4

Структура и содержание учебной дисциплины


8

Условия реализации учебной дисциплины


19

Характеристика основных видов учебной деятельности


22




































1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1.1 Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины ориентирована на реализацию федерального государственного образовательного стандартасреднего общего образования (ФГОС СОО)на базовом уровне по программам подготовки специалистов среднего звенапо специальностям технического профиля.


1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена

Учебная дисциплина ОУД.01 Русский язык и литература относится к общеобразовательному циклу.


1.3 Цели и результаты освоения дисциплины

Содержание программы «Русский язык и литература» направлено на достижение следующих целей:

  • совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых,речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;

  • формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);

  • совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка,правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевомувзаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития;информационных умений и навыков.

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;

  • формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания,гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературеи ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторскойпозиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной иписьменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературныхпонятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленностис использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

  • понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

  • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменныхвысказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственнойдеятельности;

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • эстетическое отношение к миру;

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

предметных:

  • владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

  • владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

  • применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  • овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

предметных:

  • сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

  • сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

  • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

  • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

  • сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

  • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;

  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

  • владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

  • сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;

  • сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

  • сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

  • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

  • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

  • знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

  • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

  • владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;



1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 292 часа, в том числе:

  • обязательная аудиторная учебная нагрузкаобучающегося 195 часов;

  • самостоятельная работаобучающегося 97 часов.



2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной деятельности

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

292

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

195

в том числе:


лабораторные работы

не предусмотрено

практические занятия

24

контрольные работы

не предусмотрено

индивидуальный проект

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающегося

97

Итоговая аттестация в форме экзамена

зачёт


















2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1

Литература


117


Тема 1.1

Русская литература

XIX века


Содержание учебного материала:

  1. Введение. Историко-культурный процесс рубежа XVIII — XIX веков.

  2. А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь.

  3. Личность и жизненный путь М.Ю. Лермонтова.

  4. Н.В.Гоголь. Личность писателя, жизненный и творческий путь.

  5. «Петербургские повести»: проблематика и художественное своеобразие.

  6. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века.

  7. Жизненный и творческий путь А. Н. Островского.

  8. Творческая история драмы «Гроза». Жанровое своеобразие.

  9. Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры.

  10. Жизненный путь и творческая биография И.А. Гончарова.

  11. Творческая история романа«Обломов».

  12. Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Особенности композиции романа «Отцы и дети».

  13. Базаров в системе образов.

  14. Нравственная проблематикаромана и ее общечеловеческое значение.

  15. Краткий очерк жизни и творчества Н.Г. Чернышевского.

  16. Утопические идеи в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?».

  17. Н.С. Лесков. Повесть «Очарованный странник».

  18. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека.

  19. Жизненный и творческий путь М.Е. Салтыкова-Щедрина.

  20. Замысел, история создания «Истории одного города».

  21. Ф. М Достоевский. Сведения из жизни писателя. Роман «Преступление и наказание».

  22. Смысл теории Раскольникова. «Правда» Раскольникова и «правда» Сони. Петербург Достоевского.

  23. Л.Н. Толстой. Жизненный путь и творческая биография.

  24. Роман-эпопея «Война и мир». Особенности композиционной структуры романа.

  25. Бородинская битва — величайшее проявление русского патриотизма, кульминационный момент романа.

  26. Периодизация творчества А.П. Чехова.

  27. Драматургия Чехова. Комедия «Вишневый сад».

  28. Обзор русской поэзии второй половины XIX века.Жизненный и творческий путь Ф.И. Тютчева.

  29. Жизненный и творческий путь А.А. Фета. Жизненный и творческий путь А.К. Толстого.

  30. Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова. Замысел поэмы, жанр, композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

60

продуктивный

Лабораторные работы

не предусмотрено


Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка информационных сообщений:

1. Основные течения русской литературы XIX века.

2. А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь;

3. Н.В. Гоголь. Сведения из биографии;

4. Н.В. Гоголь. «Петербургские повести»: «Портрет»;

5. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века.

6. Жизненный и творческий путь А. Н. Островского.

7. Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского;

8. Роман И.А. Гончарова «Обломов»: история создания, характеристика главных героев произведения.

9. И.С. Тургенев. Сведения из биографии;

10. Особенности композиции романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева;

11. Ф.И.Тютчев. Сведения из биографии;

12. А.А. Фет. Сведения из биографии;

13. А.К.Толстой. Сведения из биографии. Стихотворения;

14. Н.А. Некрасов. Сведения из биографии;

15. М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»: сатира, гротеск и пафос;

16. Смысл теории Раскольникова. «Правда» Раскольникова и «правда» Сони. Петербург Достоевского.

17.Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь;

18. Бородинская битва — величайшее проявление русского патриотизма, кульминационный момент романа

19.А.П. Чехов. Сведения из биографии. Характеристика творчества

20.Жизненный и творческий путь Ф.И. Тютчева.

21.Жизненный и творческий путь А.К. Толстого.

22.Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова. Замысел поэмы, жанр, композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Составление конспекта на тему

23.Характеристика этапов творчества М.Ю. Лермонтова.

Ответы на контрольные вопросы по произведениям:

24. И.С. Тургенев. «Отцы и дети».

25. Ф.И. Тютчев. Стихотворения.

26. Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо?»

27. Н.С. Лесков. «Очарованный странник».

28. Ф.М Достоевский. «Преступление и наказание».

29.Л.Н. Толстой. «Война и мир».

30.Создание материалов презентации с анализом текста стихотворения А.А. Фета «Вечер» по вопросам.

30

Тема 1.2

Литература XX века


Содержание учебного материала:

1. Серебряный век как культурно-историческая эпоха. «Живопись словом» — характерная особенность стиля И. А. Бунина.

2. А.И. Куприн. Сведения из биографии. Повести «Гранатовый браслет», «Олеся».

3.Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Новокрестьянская поэзия.

4.М. Горький.Изображение правды жизни в пьесе «На дне».и ее философский смысл.

5.А.А. Блок. Сведения из биографии. Поэма «Двенадцать».

6.Противоречивость развития культуры в 1920-е годы.Новаторствопоэзии В. В.Маяковского.

7.С.А. Есенин. Сведения из биографии. Развитие темы родины как выражение любви к России.

8. А. А. Фадеев. Новаторский характер романа «Разгром».

9.Становление новой культуры в 1930-е годы.Художественные особенности поэзии М.И. Цветаевой.

  1. Идейно-тематические и художественные особенности поэзии О. Э. Мандельштама.

  2. А.П. Платонов. Сведения из биографии. Поиски положительного героя писателем.

  3. Проблематика и особенности поэтики прозыИ.Э.Бабеля.

  4. М.А.Булгаков. Краткий обзор жизни и творчества.

  5. А.Н. Толстой.Роман «Петр Первый» — художественная история России XVIII века.

  6. Роман-эпопея «Тихий Дон» М.А. Шолохова о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны.

  7. Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Своеобразие лирики А.А. Ахматовой.

  8. Основные мотивы лирики Б.Л. Пастернака.

  9. Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века.

  10. Основные направления и течения художественной прозы 1950—1980-х годов.

  11. Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950—1980-х годов.

  12. Особенности драматургии 1950—1960-х годов.

  13. Обзор творчества А.Т. Твардовского.

  14. Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» и рассказа «Матренин двор».

  15. Своеобразие драмы А.В.Вампилова «Утиная охота».

  16. Характерные черты литературы русского зарубежья 1920—1930-х годов.

  17. Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ — начала ХХI века.

  1. «Задержанная» и «возвращенная»литература.

  2. Основные направления развития современной литературы.

  3. Драматургия постперестроечного времени.

57

продуктивный

Лабораторные работы

не предусмотрено


Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка информационных сообщений:

  1. Философичность лирики И.А. Бунина;

  2. Тема любви в повести А.И. Куприна «Олеся».

  3. Жизненный и творческий путь М. Горького;

  4. Пьеса «На дне». Спор о назначении человека;

  5. А. Блок. Стихотворения. Поэма «Двенадцать»;

  6. Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературный процесс 20-х годов;

  7. В. Маяковский. Сведения из биографии. Стихотворения;

  8. Жизненный и творческий путь поэта С.А. Есенина;

  9. А.А. Фадеев. Новаторский характер романа «Разгром»;

  10. А.П. Платонов. Поиски положительного героя писателем;

  11. Проблематика и особенности поэтики прозыИ.Э.Бабеля.

  12. Жизненный и творческий путь поэтессы А.А. Ахматовой;

  13. Жизненный и творческий путь Б.Л. Пастернака;

  14. А.Т. Твардовский. Сведения из биографии;

  15. А.И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича»;

  16. Жизненный и творческий путь Н.М. Рубцова, Расула Гамзатова;

  17. Гоголевские традиции в драматургии А.В. Вампилова;

  18. Тема войны, образы Москвы и Арбата в поэзии Б. Окуджавы;

  19. Тематика стихотворений А. Вознесенского;

21. Основные направления развития современной литературы;

Составление конспекта на тему:

22. Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала XX в.;

23. М. Горький. Сведения из биографии;

24. Жизненный и творческий путь писателя М.А. Шолохова;

25.А.Т. Твардовский. «Василий Теркин»;

Ответы на контрольные вопросы по произведениям:

26. А. П. Платонов. «Сокровенный человек»;

27. М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»;

Создание материалов презентации с анализом текста произведения:

28. В. Быков. «Сотников».

28

Раздел 2.

Русский язык


78


Тема 2.1

Язык и речь. Функциональные стили речи

Содержание учебного материала:

    1. Язык и речь.

    2. Функциональные стили речи и их особенности.

    3. Текст как произведение речи.

    4. Функционально-смысловые типы речи.

    5. Лингвостилистический анализ текста.

10

продуктивный

Лабораторные работы

не предусмотрено


Практические занятия

1.Выполнение заданий по обобщению знаний о современном русском языке как науке и анализу методов языкового исследования.

2.Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу).

3. Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую.

6

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление конспекта на тему:

  1. Функциональные стили речи и их особенности;

Выполнение упражнений:

  1. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования;

Составление плана и тезисов ответа:

  1. Книжная лексика. Текст как произведение речи;

Подготовка сообщений:

  1. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры;

  2. Функционально-смысловые типы речи;

  3. Виды делового общения, их языковые особенности;

  4. Вопросы экологии русского языка;

  5. Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования;

8

Тема 2.2

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Содержание учебного материала:

  1. Фонетические единицы.

  2. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.

4

продуктивный

Лабораторные работы

не предусмотрено


Практические занятия

1. Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.

2.Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова.

4


Контрольные работы

не предусмотрено


Самостоятельная работа обучающихся:

Работа со словарями:

  1. Фонетические единицы: орфоэпические нормы, произносительные и нормы ударения;

Выполнение упражнений:

  1. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных;

  2. Правописание приставок на З-/С-.Правописание И-Ы после приставок;

Тестирование:

  1. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц;

4


Тема 2.3

Лексикология

и фразеология

Содержание учебного материала:

  1. Слово в лексической системе языка.

  2. Русская лексика с точки зрения ее происхождения.Лексика с точки зрения ее употребления.

  3. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы.

  4. Фразеологизмы.Лексические нормы.

8

продуктивный

Лабораторные работы

не предусмотрено


Практические занятия

  1. Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в томчисле на лингвистическую тему.

2


Контрольные работы

не предусмотрено


Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщений:

  1. Антонимы и их роль в речи.

  2. Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организацииречи.

  3. Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке.

Выполнение упражнений

  1. Лексика с точки зрения ее употребления. Профессионализмы. Терминологическая лексика;

  2. Активный и пассивный словарный запас.

5


Тема 2.4

Морфемика, словообразование, орфография

Содержание учебного материала:

  1. Понятие морфемы как значимой части слова.

  2. Способы словообразования.

  3. Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

  4. Правописание приставокпри- / пре-. Правописание сложных слов.

8

продуктивный

Лабораторные работы

не предусмотрено


Практические занятия

1.Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.

2


Контрольные работы

не предусмотрено


Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение упражнений:

  1. Понятие морфемы как значимой части слова. Способы словообразования;

Тестирование

  1. Правописание чередующихся гласных в корнях слов

Подготовка сообщений:

  1. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -.;

  2. Правописание сложных слов;

  3. Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.

5


Тема 2.5

Морфология и орфография

Содержание учебного материала:

  1. Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение. Глагол.

  2. Причастие и деепричастие как особая форма глагола.Наречие.Слова категории состояния (безлично-предикативные слова).

  3. Предлог как часть речи.Союз как часть речи.

  4. Частица как часть речи.Междометия и звукоподражательные слова.

8

продуктивный

Лабораторные работы

не предусмотрено


Практические занятия

1.Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков слов разных частей речи.

2.Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.

3. Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами.

6


Контрольные работы

не предусмотрено


Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение упражнений:

  1. Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста;

  2. Причастие как особая форма глагола;

  3. Деепричастие как особая форма глагола;

Подготовка сообщений:

  1. Частица как часть речи;

  2. Лексико-грамматические разряды имен существительных (на материале произведений художественной литературы);

  3. Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики русских поэтов);

  4. Категория наклонения глагола и ее роль в текстообразовании.

7


Тема 2.6

Синтаксис и пунктуация


Содержание учебного материала:

  1. Основные единицы синтаксиса.

  2. Словосочетание.

  3. Простое предложение.

  4. Односложное простое предложение.

  5. Сложное предложение.

  6. Сложноподчиненное предложение.

  7. Бессоюзное сложное предложение.

  8. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

16

продуктивный


Лабораторные работы

не предусмотрено


Практические занятия

1.Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных текстов.

2.Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по схемам.

4


Контрольные работы

не предусмотрено


Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение упражнений:

  1. Простое предложение;

  2. Сложное предложение;

  3. Сложносочиненное предложение;

  4. Сложное бессоюзное предложение;

  5. Предложение сложной синтаксической конструкции;

Составление таблиц для систематизации учебного материала:

  1. Осложненное простое предложение;

  2. Сложноподчиненное предложение;

Тестирование:

  1. Типы простых предложений;

Подготовка сообщений:

  1. Способы введения чужой речи в текст;

  2. Русская пунктуация и ее назначение.

10



Всего

195


3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинетарусского языка и литературы.


Оборудование учебного кабинета:

  • карточки;

  • схемы.


Технические средства обучения:

  • проектор;

  • экран;

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением.


Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: - не предусмотрено.


3.2 Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,дополнительной литературы).


Основныеисточники

  1. Анохина Т. Я. Стилистика и культура русской речи: учеб. -/ Под ред. проф. Т.Я. Анохиной. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 с. – (Эл.учеб.)

  2. Боженкова Р. К. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс] : учеб. - М.: Флинта : Наука, 2011. - 608 с. – (Эл.учеб.)

  3. Глазунова О.И. Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях. В 2 ч. - Ч. 2. Синтаксис [Электронный ресурс]:- 3-е изд., испр. и доп. - СПб. : Златоуст, 2014. - 416 с. – (Эл.учеб.)

  4. Голубева  А.И. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учеб. - 2-е изд. - СПб. : Златоуст, 2014. - 384 с. – (Эл.учеб.)

  5. Карданова М. А. Русский язык. Синтаксис [Электронный ресурс]: учеб.пособ. - 2-е изд., стер. - М.: Флинта: Наука, 2012. - 456 с. -– (Эл.учеб.)

  6. Козырев В. А. Современная языковая ситуация и речевая культура [Электронный ресурс] : учеб.пособ. - М.: Флинта: Наука, 2012. - 184 с. – (Эл.учеб.)

  7. Колчинская  Е. В. Обучение русскому языку сегодня. Пособ. для преподавателей русского языка. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 184 с. – (Эл.учеб.)

  8. Николина Н. А. Современный русский язык. Морфемика [Электронный ресурс] : учеб.пособ. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. — 144 с. – (Эл.учеб.)

  9. Новикова Н.И. Русский язык: пунктуация [Электронный ресурс]:учеб. пособ. - М.: РИОР: ИНФРА-М: РАП, 2012. – 284 с. – (Эл.учеб.)

  10. Самойлова Е. А. Русский язык и культура речи: учеб.пособ. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 144 с. – (Эл.учеб.)

  11. Самотик Л. Г. Лексика современного русского языка [Электронный ресурс] : учеб.пособ. - 2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2012. - 510 с. – (Эл.учеб.)

  12. Новикова Л.И. Русский язык: пунктуация [Электронный ресурс]: Учеб.пособ. – М.: РИОР: ИНФРА-М: РАП, 2012. - 284 с. – (Эл.учеб.)

  13. Штрекер Н. Ю. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учеб.пособ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 351 с. – (Эл.учеб.)

  14. Колядич Т. М. Русская проза рубежа ХХ–XXI веков [Электронный ресурс]: учеб.пособ. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 520 с. – (Эл.учеб.)

  15. - Кременцова  Л. П. Русская литература ХIХ века. 1890–1870 [Электронный ресурс] : учеб.пособ. – 3-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2011. – 288 с. – (Эл.учеб.)

  16. - Романичева Е. С. , Пранцова Г. В. Методика обучения литературе [Электронный ресурс]: практикум. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. - 272 с. – (Эл.учеб.)

  17. - Русская и зарубежная литература: учеб. - /Под ред. В.К. Сигова. – М.:НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 512 с. – (Эл.учеб.)


Словари

  1. Горбачевич К.С. Краткий словарь синонимов русского языка. Более 40000 синонимов. – М.: Эксмо,2005.

  2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: современное написание. – М.: Астель: АСТ, 2006.

  3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 2-х т. Т.1. А-О. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2002.

  4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 2-х т. Т.2. П-У. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2002.

  5. Михайлова О. Словарь антонимов русского языка. Свыше 2000 антомических пар. – М.: Эксмо, 2005.

  6. Немченко, В. H. Грамматическая терминология [Электронный ресурс] : словарь-справочник / В. Н. Немченко. - М.: ФЛИНТА : Наука, 2011. - 592 с.

  7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Ок. 53000 сл. / Под ред. Проф. Л.И. Скворцова. – 24-е изд. испр. – М.: ООО Изд – во Оникс, ООО Изд – во Мир и Образование, 2007.

  8. Орфографический словарь русского языка: 100000 слов. / Под ред. И.М. Стонская. – СПб.: Изд – ий Дом Литера,2006.

  9. Орфографический словарь современного русского языка. – М.: ООО Дом Славянской книги, 2006.

  10. Словообразовательный словарь русского языка. – М.: ЮНВЕС, 2007.

  11. Фразеологический словарь русского языка. (Авторский коллектив: проф. И.В. Федосов., канд. ф. н. А.Н. Лапицкий). – М.: ЛадКом, 2007.

  12. Фразеологический словарь русского языка. 3-е издание. – М.: Русский язык – Медиа, 2007.

  13. Этимологический словарь русского языка. – М.: Ладком, 2007.


Интернет-ресурсы

www. russkiyjazik. ru

www. etymolog. ruslang. ru

www. spravka. gramota. ru

www. slovari. ru/dictsearch

www. gramota. ru/class/coach/tbgramota

www. gramota. ru

www. gramma. ru

www. krugosvet. ru

www. school-collection. edu. ru


Дополнительныеисточники

  1. Власенкова А.И., Рыбченко Л.М. Дидактические материалы к учебнику: Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: Просвещение, 2007.

  2. Власенков А.И. Русский язык. 10-11 кл.: учеб.для ОУ: базовый уровень. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

  3. Голуб И. Русский язык и культура речи: учеб.пособ. – М.: Логос, 2005.

  4. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.- М.: Просвещение, 2007.

  5. Русский язык и культура речи: учеб. /Под ред. Н.В. Кузнецова. – 3-е изд. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2009 – 368 с.

  6. Русский язык: орфография: учеб.пособ. /Под ред. Л.И. Новиковой. – М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М: РАП, 2010. – (Эл.учеб.)

  7. Русский язык и культура речи: учеб. /Под ред. Черняк В.Д. - М.: Высш. школа, 2006-2007.

  8. В мире литературы. 10 кл.: учеб. /Под ред. А.Г. Кутузова и др. – М.: Дрофа, 2004-2006.

  9. Лебедев Ю.В. Литература. 10 кл. Учеб.базовый и профил. уровни. В 2-х ч. Ч.1. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

  10. Лебедев Ю.В. Литература. 10 кл. Учеб.базовый и профил. уровни. В 2-х ч. Ч.2. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

  11. Литература. 11 кл. В 2-х ч. Ч.1. /Под ред. В.П. Журавлева.– 15-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

  12. Литература. 11 кл. В 2-х ч. Ч.2. /Под ред. В.П. Журавлева.– 15-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

  13. Русская литература ХХ века. Учебник 11 класса в 2-х частях. - /Под ред. В.В. Агенесова. – М.: Фрофа, 2007.

  14. Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература. 10 кл.: учеб. В 2-х ч. Ч.1. - 7-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

  15. Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература. 10 кл.: учеб. В 2-х ч. Ч.2. - 7-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.


4 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Введение

Аудирование; участие в беседе, ответы на вопросы; чтение.

Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века

Аудирование; конспектирование; чтение; комментированное чтение; подготовка сообщений и докладов; самостоятельная работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе; аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических статей; написание различных видов планов; реферирование; участие в беседе; работа с иллюстративным материалом; написание сочинения; редактирование текста; реферирование текста; проектная и учебно-исследовательская работа; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); самооценивание и взаимооценивание.

Поэзия второй половины XIX века

Аудирование, участие в эвристической беседе; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники), составление тезисного плана; составление плана сочинения; аналитическая работа с текстом художественного произведения; чтение; подготовка докладов и выступлений на семинаре (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выразительное чтение и чтение наизусть; составление тезисного и цитатного планов; работа в группах по подготовке ответов на проблемные вопросы; проектная и учебно-исследовательская работа.

Особенности развития литературы

1920-х годов

Аудирование, участие в эвристической беседе, ответы на проблемные вопросы; конспектирование; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений и учебника; составление систематизирующей таблицы; составление тезисного и цитатного планов сочинения; написание сочинения; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; работа с иллюстративным материалом.

Особенности развития литературы

1930 — начала 1940-х годов

Аудирование; чтение и комментированное чтение; самостоятельная и групповая работа с текстом учебника; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная и письменная); выразительное чтение и чтение наизусть; подготовка докладов и сообщений; составление тезисного и цитатного планов сочинения; работа с иллюстративным материалом; проектная и учебно-исследовательская работа.

Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

Аудирование; чтение и комментированное чтение; подготовка литературной композиции; подготовка сообщений и докладов; выразительное чтение и чтение наизусть; групповая и индивидуальная работа с текстами художественных произведений; реферирование текста; написание сочинения.

Особенности развития литературы 1950—1980-х годов

Аудирование; групповая аналитическая работа с текстами литературных произведений; выразительное чтение и чтение наизусть; самооценивание и взаимооценивание; составление тезисного плана.

Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов (три волны эмиграции)

Аудирование; участие в эвристической беседе; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений

Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов

Аудирование; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений, аннотирование; подготовка докладов и сообщений

Язык и речь. Функциональные стили речи

Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языкаи культуры;

характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка,культуры и истории народа — носителя языка; анализироватьпословицы и поговорки о русском языке; составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме;

приводить примеры, которые доказывают, что изучение языкапозволяет лучше узнать историю и культуру страны;определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества; вычитывать разные виды информации; проводить языковойразбор текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем); преобразовывать информацию; строить рассуждение о ролирусского языка в жизни человека; выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов; вычитывать разные виды информации;

характеризовать средства и способы связи предложений в тексте;выполнять лингвостилистический анализ текста; определятьавторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста; характеризовать изобразительно-выразительные средства языка,указывать их роль в идейно-художественном содержании текста;составлять связное высказывание (сочинение) в устной иписьменной форме на основе проанализированных текстов;определять эмоциональный настрой текста;анализировать речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств;подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художественных произведений; оценивать чужие и собственные речевые высказывания разнойфункциональной направленности с точки зрения соответствияих коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка; исправлять речевые недостатки, редактировать текст;выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему; анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевымэтикетом отдельных народов России и мира; различать тексты разных функциональных стилей (экстралингвистические особенности, лингвистические особенностина уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи;создавать устные и письменные высказывания разных стилей,жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью,репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор); подбирать тексты разных функциональных типов и стилей;осуществлять информационную переработку текста, создаватьвторичный текст, используя разные виды переработки текста(план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию).

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;извлекать необходимую информацию из мультимедийныхорфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;определять круг орфографических и пунктуационных правил,по которым следует ориентироваться в конкретном случае;проводить операции синтеза и анализа с целью обобщенияпризнаков, характеристик, фактов и т. д.; извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; опознавать основные выразительныесредства фонетики (звукопись).

Лексикология и фразеология

Аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средствалексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств втекстах научного и официально-делового стилей речи; извлекатьнеобходимую информацию из лексических словарей разного типа(толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших

слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) исправочников, в том числе мультимедийных; использовать этуинформацию в различных видах деятельности; познавать основные виды тропов, построенных на переносномзначении слова (метафора, эпитет, олицетворение)

Морфемика, словообразование,

орфография

Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли; проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме изтаблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил,по которым следует ориентироваться в конкретном случае;проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры потеме из художественных текстов изучаемых произведений;составлять монологическое высказывание на лингвистическуютему в устной или письменной форме; анализировать текст сцелью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;извлекать необходимую информацию из мультимедийныхсловарей и справочников по правописанию; использовать этуинформацию в процессе письма; определять роль слов разныхчастей речи в текстообразовании.

Синтаксис и пунктуация

Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующейроли, проводить языковой разбор (фонетический,лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический,

пунктуационный); комментировать ответы товарищей;

извлекать необходимую информацию по изучаемой теме изтаблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализапроделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационныхправил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; анализировать текст с целью обнаруженияизученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам,соблюдая основные синтаксические нормы;проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры потеме из художественных текстов изучаемых произведений;определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте стилистические фигуры;составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия;извлекать необходимую информацию из мультимедийныхсловарей и справочников по правописанию; использовать этуинформацию в процессе письма; производить синонимическую замену синтаксических конструкций; составлять монологическое высказывание на лингвистическуютему в устной или письменной форме; пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях; составлять схемы предложений, конструировать предложенияпо схемам











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!