Рабочая программа
Учимся думать, рассуждать, фантазировать
( наименование предмета)
6-7 лет
( категория обучающихся)
9 месяцев
( срок действия рабочей программы)
Пояснительная записка
Рабочая программа «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» разработана на основе УМК Н.Ф.Виноградовой «Предшкольная пора», предназначена для обеспечения единых стартовых возможностей детям при поступлении в первый класс, развития личности ребенка дошкольного возраста, формирования его готовности к систематическому обучению. Программа разработана в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи, произвольности процессов, ценностного отношения к окружающему миру и к себе.
Авторы УМК:
Щербакова Е.И. «Знакомимся с математикой». Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ.
Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. «Готов ли ребёнок к школе?» (Беседы с учителем. Под редакцией Л.Е. Журовой). Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ.
Цели изучения предмета:
• формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;
• логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;
• символическая пропедевтика — подготовка к оперированию знаками.
Программа построена на основе следующих принципов:
реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность — ведущую для этого периода развития;
сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию повой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;
развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, математика и др.).
Сроки реализации программы
На изучение предмета «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» отведено 37 учебных часов в год (1 час в неделю).
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия | Кол-во часов |
план | факт |
1 | | | Наблюдай и сравнивай. Ориентация на плоскости и в пространстве. | 1 |
2 | | | Признаки и свойства предметов. Упражнения на развития внимания. | 1 |
3 | | | Один - много. Ориентация в пространстве: справа, слева, посередине. | 1 |
4 | | | Порядковый счет. Пространственная ориентировка. | 1 |
5 | | | Порядковый счет. Знакомство с порядковыми числительными. «Сколько?» | 1 |
6 | | | Цифра 1 . Письмо цифры 1. Повторение количественного и порядкового счёта в пределах 10. | 1 |
7 | | | Цвет. Установление закономерности. Счет в прямом и обратном порядке. | 1 |
8 | | | Учись быть внимательным. Количество и счёт. Число и цифра 2. Письмо цифры 2. | 1 |
9 | | | Сравнение предметов по размеру, по величине (длиннее – короче, шире – уже). Знаки «+», «-» | 1 |
10 | | | Сравнение чисел, геометрических фигур. Число и цифра 3. Письмо цифры 3. | 1 |
11 | | | Учись правильно отвечать на вопросы. Установление закономерности предметов по форме, цвету, размеру. | 1 |
12 | | | Установление закономерности. Построение ряда из групп. Кто за кем следует. | 1 |
13 | | | Будь внимательным. Геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат. Составление фигуры из частей. Число 4. | 1 |
14 | | | Геометрические фигуры: треугольник, овал. Пространственные отношения: между, посередине. | 1 |
15 | | | Учись замечать сходство и различия. Сравнение, предметов по величине. Графический диктант. | 1 |
16 | | | Учись рассказывать о том, что видишь на картине. Число и цифра 5. Знаки +, -. | 1 |
17 | | | Учись думать, ориентироваться в пространстве. Учись замечать сходства, различия. | 1 |
18 | | | Учись наблюдать, сравнивать по величине. Счет предметов. Состав чисел 2, 3, 4, 5. | 1 |
19 | | | Счет предметов. Состав чисел 2, 3, 4, 5. Геометрические фигуры. | 1 |
20 | | | Упорядочивание предметов : по признакам: «выше- ниже», «больше- меньше», «длиннее - короче», «легче -тяжелее». | |
21 | | | Ориентация на листе бумаги: правый, левый угол, верхний, нижний угол, центр листа. Число и цифра 6. Письмо цифры 6. Сравнение предметов. | 1 |
22 | | | Учись наблюдать, анализировать. Числа и цифры 3,4,5,6. Знаки , =. Решение стихотворных задач. | 1 |
23 | | | Числа 3,4,5,6. Соответствие между числом предметов и цифрой. Сравнение количества предметов (больше, меньше). | 1 |
24 | | | Учись решать арифметические задачи. Числа 3,4,5,6. Сравнение чисел. Сходство и различие геометрических фигур: цвет, форма, размер. | 1 |
25 | | | Число и цифра 0. Решение логических задач и примеров вида +1,-1. Пространственные отношения: на, над, под. | 1 |
26 | | | Учись решать арифметические задачи. Сравнение чисел. Графический диктант. | 1 |
27 | | | Числа от 0 до 6. Состав числа 6. Числовой лабиринт. Графический диктант. | 1 |
28 | | | Будь внимательным и наблюдательным. Дни недели. Число и цифра 7. Письмо цифры 7. Состав числа 7. | 1 |
29 | | | Числа от 0 до 6. Состав чисел 2, 3, 4, 5, 6,7. Решение логических задач и примеров вида +1,-1. | 1 |
30 | | | Времена года. Месяц. Число и цифра 8 Письмо цифры 8. Состав числа 8 | 1 |
31 | | | Сравнение предметов по величине и количеству. Учись логически рассказывать. Состав чисел 6,7,8. | 1 |
32 | | | Учись считать, сравнивать, доказывать. Число и цифра 9 Письмо цифры 9. Состав числа 9. Сравнение предметов по высоте. | 1 |
33 | | | Сравнение предметов по массе (на руках, при помощи гирь). Состав чисел 6,7,8,9. | 1 |
34 | | | Итоговая диагностическая работа | 1 |
35 | | | Развивай фантазию. Учись решать задачи. Состав чисел 6,7,8,9,10. | 1 |
36 | | | Многоугольники. Геометрические мозаики. Числа и цифры от 1 до 10. Графический диктант. | 1 |
37 | | | Последовательность при счете. Ориентирование в пространстве и на листе бумаги. Геометрический материал. | 1 |
Планируемые результаты освоения предмета
«Учимся думать, рассуждать, фантазировать»
Предметные результаты. К концу обучения дошкольники должны:
Знать:
Числовой ряд (1-10), прямой и обратный сет в пределах 10. Формулировать результаты сравнения: «столько же», «больше – меньше»,; величины. Определять при счете направление движения, ориентироваться в терминах «предыдущий», «последующий». Узнавать и называть цифры (0-9) и пользоваться ими для определения числа.
Уметь:
Устанавливать различные связи между элементами двух множеств (без пересчитывания). В процессе действий с предметами сравнивать смежные числа, накладывать или прикладывать, измерять с помощью условной меры. Устанавливать ряд величиною одному из параметров ( длина, высота, толщина). Считать предметы в пределах 10, используя карточки, составлять и считать числовые равенства и неравенства. Определять значение рисунков-символов, знаков- символов, пиктограмм, цифр, букв, геометрических фигур.
Решать учебные и практические задачи:
В практической деятельности определять отношения между числами в натуральном ряду («3 больше 2, но меньше 4 на 1»), состав числа («3-это 2 и 1»); подбирать множество к числу ми число к множеству; использовать различные средства изображения при выполнении арифметических и логических операций. Обдумывать действия в процессе своей работы.
Метапредметные результат освоения предмета
Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: | Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: | Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: | Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: |
– положительное отношение к школе, к изучению математики; – интерес к учебному материалу; – общее представление о моральных нормах поведения; – уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям | – принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – адекватно воспринимать предложения учителя; – проговаривать вслух последовательность производимых действий; – осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности; | – ориентироваться в информационном материале учебника; – использовать рисуночные и простые символические варианты математической записи; – понимать информацию в знаково -символической форме в простейших случаях, под руководством учителя; – выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных математических понятий); – под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию) | – принимать участие в работе парами; – воспринимать различные точки зрения; – воспринимать мнение других людей о математических явлениях; понимать необходимость использования правил вежливости; – использовать простые речевые средства; – контролировать свои действия в классе; – понимать задаваемые вопросы |
Обучающийся получит возможность для формирования: – первоначального представления о знании и незнании; – понимания значения математики в жизни человека; – первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности; | Обучающийся получит возможность научиться: принимать разнообразные учебно - познавательные задачи и инструкции учителя; – в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи; – осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями | Обучающийся получит возможность научиться: – выделять несколько существенных признаков объектов; – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом | Обучающийся получит возможность научиться: – использовать простые речевые средства для передачи своего мнения; – следить за действиями других участников учебной деятельности; – выражать свою точку зрения; |
Для выявления уровня готовности дошкольника к обучению в школе обучающиеся выполняют комплексную диагностическую работу Е.Э.Кочуровой, М.И. Кузнецовой «Готов ли ребёнок к школе?» (см. Приложение)
Список литературы
Щербакова Е.И. «Знакомимся с математикой». Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ.
Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. «Готов ли ребёнок к школе?» (Беседы с учителем. Под редакцией Л.Е. Журовой) – Москва. Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ.
2