СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Учимся создавать проект"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по факультативу "Учусь создавать проект", 2-4 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Учимся создавать проект"»

Программа

факультативного курса

«Учимся создавать проект»

2 - 4 классы

Пояснительная записка

Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология. Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность. Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Рабочая программа факультативного курса «Учимся создавать проект» составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./.

Рабочие тетради для младших школьников, занимающихся проектной деятельностью созданы авторами курса Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» и одобрены Грантом Правительства Москвы в сфере образования в 2009 году. Рабочие тетради способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности. Рабочие тетради курса «Учимся создавать проект» для начальной школы - это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Они помогут ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.

Курс «Учимся создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6—10 лет.

На изучение отводится три года (34 занятия во 2-4-х классах). Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.

2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи курса:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Формы и методы работы:

  • игры; опыты;

  • работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями;

  • интеллектуальные головоломки;

  • практические занятия;

  • работа с компьютером дома;

  • дискуссии, беседы.



Планируемые результаты

Ученик получит возможность научиться:

  • видеть проблемы;

  • ставить вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определение понятиям;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

  • проводить эксперименты;

  • делать умозаключения и выводы;

  • структурировать материал;

  • готовить тексты собственных докладов;

  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Сформированы следующие способности:

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • планировать (составлять план своей деятельности);

  • моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).


Формирование личностных универсальных учебных действий:

- положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.


Формирование регулятивных универсальных учебных действий:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку своей работы;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме;
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.


Формирование познавательных универсальных учебных действий:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.;
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение,

- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
- использованию исследовательских методов обучения  в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий:

- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи

.

Программа предусматривает межпредметные связи русского языка, литературного чтения, окружающего мира, ИЗО, технологии.


Содержание программы



Программа состоит из трёх разделов:

  1. Самые первые проекты (формирование понятия проектная деятельность и навыков сотрудничества.(формирование навыков сотрудничества. Что такое команда? Как работать в команде?

  2. Основы проектной деятельности. (От проблемы к цели. Работа со справочной литературой. Способы обработки информации. Основы риторики. Публичное выступление. Вопросы, направляющие проект: основополагающий, проблемный, учебный. Работа над проектами.)

  3. Работа над проектом. (Работа над полноценными групповыми и индивидуальными проектами.)


Учебно-тематическое планирование

2 класс

Содержание блока, раздела

Универсальные учебные действия

1

Круг твоих интересов. Хобби, увлечения.

Определять цели учебной

деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осущест­вления. Строить логические рассуждения, проводить ана­логии.

2

Выбор темы проекта. Знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема».

Уметь осознанно и произ­вольно строить речевое вы­сказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построе­ния текста.

3

Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарём.

Воспринимать учебное зада­ние, выбирать последова­тельность действий, оцени­вать ход и результат выпол­нения. Строить логические рассуждения, проводить ана­логии, использовать обоб­щенные способы действий.

4

Выбор помощников в работе над проектом.

Уметь осознанно и произ­вольно строить высказывание в устной речи, передавая со­держание текста и соблюдая нормы построения текста. Осознавать способы и приё­мы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий.

5

Этапы работы над проектом. Знакомство с понятием «этап».

Извлекать необходимую ин­формацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и вто­ростепенную информацию. Строить логические рассуж­дения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.

6

Актуальность темы проекта.

Воспринимать учебное зада­ние, выбирать последова­тельность действий, оцени­вать ход и результат выпол­нения.

7

Проблема. Решение проблемы.

Уметь осознанно и произ­вольно строить речевое вы­сказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построе­ния текста.

8

Выработка гипотезы – предположения.

Воспринимать учебное зада­ние, выбирать последова­тельность действий, оцени­вать ход и результат выпол­нения. Строить логические рассуждения, проводить ана­логии, использовать обоб­щенные способы действий.

9-11

Цель проекта.

Задачи проекта

Уметь осознанно и произ­вольно строить высказывание в устной речи, передавая со­держание текста и соблюдая нормы построения текста. Осознавать способы и приё­мы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий.

12

Сбор информации о проекте.

Извлекать необходимую ин­формацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и вто­ростепенную информацию. Строить логические рассуж­дения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.

13

Знакомство с интересными людьми, интервью.

Воспринимать учебное зада­ние, выбирать последова­тельность действий, оцени­вать ход и результат выпол­нения.

14

Обработка информации. Отбор информации.

Уметь осознанно и произ­вольно строить речевое вы­сказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построе­ния текста.

15

Что такое продукт проекта?

Воспринимать учебное зада­ние, выбирать последова­тельность действий, оцени­вать ход и результат выпол­нения. Строить логические рассуждения, проводить ана­логии, использовать обоб­щенные способы действий.

16

Играем в учёных. Это интересно. Тест.

Уметь осознанно и произ­вольно строить высказывание в устной речи, передавая со­держание текста и соблюдая нормы построения текста. Осознавать способы и приё­мы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий.

17

Отбор информации для мини-сообщения.

Извлекать необходимую ин­формацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и вто­ростепенную информацию. Строить логические рассуж­дения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.

18

Творческая работа. Презентация.

Воспринимать учебное зада­ние, выбирать последова­тельность действий, оцени­вать ход и результат выпол­нения.

19

Значимость компьютера в создании проектов, презентаций.

Уметь осознанно и произ­вольно строить речевое вы­сказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построе­ния текста.

20-21

Первые шаги в составлении презентации. Заголовок слайда.

Воспринимать учебное зада­ние, выбирать последова­тельность действий, оцени­вать ход и результат выпол­нения. Строить логические рассуждения, проводить ана­логии, использовать обоб­щенные способы действий.

22-23

Первые шаги составления презентации. Значение кнопок на клавиатуре.

Уметь осознанно и произ­вольно строить высказывание в устной речи, передавая со­держание текста и соблюдая нормы построения текста. Осознавать способы и приё­мы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий.

24-25

Совмещение текста выступления с показом презентации.

Извлекать необходимую ин­формацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и вто­ростепенную информацию. Строить логические рассуж­дения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.

26

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы из зала. Тест.

Воспринимать учебное зада­ние, выбирать последова­тельность действий, оцени­вать ход и результат выпол­нения.

27-28

Изготовление визитки.

Уметь осознанно и произ­вольно строить речевое вы­сказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построе­ния текста.

29

Самоанализ.

Воспринимать учебное зада­ние, выбирать последова­тельность действий, оцени­вать ход и результат выпол­нения. Строить логические рассуждения, проводить ана­логии, использовать обоб­щенные способы действий.

30

Играем в учёных. Это интересно.

Уметь осознанно и произ­вольно строить высказывание в устной речи, передавая со­держание текста и соблюдая нормы построения текста. Осознавать способы и приё­мы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий.

31

Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности.

Извлекать необходимую ин­формацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и вто­ростепенную информацию. Строить логические рассуж­дения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.

32

Памятка жюри конкурса.

Воспринимать учебное зада­ние, выбирать последова­тельность действий, оцени­вать ход и результат выпол­нения.

33

Пробное выступление пред незнакомой аудиторией.

Уметь осознанно и произ­вольно строить высказывание в устной речи, передавая со­держание текста и соблюдая нормы построения текста. Осознавать способы и приё­мы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий.

34

Самоанализ. Рефлексия после выступления.

Воспринимать учебное зада­ние, выбирать последова­тельность действий, оцени­вать ход и результат выпол­нения.



Учебно-тематическое планирование

3 класс

Содержание блока, раздела

Универсальные учебные действия

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом

Определять цели учебной

деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осущест­вления. Строить логические рассуждения, проводить ана­логии.

2

Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы

Уметь осознанно и произ­вольно строить речевое вы­сказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построе­ния текста.

3

Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи

Воспринимать учебное зада­ние, выбирать последова­тельность действий, оцени­вать ход и результат выпол­нения. Строить логические рассуждения, проводить ана­логии, использовать обоб­щенные способы действий.

4

Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации

Уметь осознанно и произ­вольно строить высказывание в устной речи, передавая со­держание текста и соблюдая нормы построения текста. Осознавать способы и приё­мы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий.

5-6

Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта

Извлекать необходимую ин­формацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и вто­ростепенную информацию. Строить логические рассуж­дения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.

7-8

Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование

Воспринимать учебное зада­ние, выбирать последова­тельность действий, оцени­вать ход и результат выпол­нения.

9

Памятки. Составление памяток по теме проекта

Уметь осознанно и произ­вольно строить речевое вы­сказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построе­ния текста.

10

Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере

Воспринимать учебное зада­ние, выбирать последова­тельность действий, оцени­вать ход и результат выпол­нения. Строить логические рассуждения, проводить ана­логии, использовать обоб­щенные способы действий.

11-12

Практическая работа. Создание мини-постера

Уметь осознанно и произ­вольно строить высказывание в устной речи, передавая со­держание текста и соблюдая нормы построения текста. Осознавать способы и приё­мы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий.

13-15

Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм

Извлекать необходимую ин­формацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и вто­ростепенную информацию. Строить логические рассуж­дения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.

16-17

Программа МРР. Анимация. Настройка анимации

Воспринимать учебное зада­ние, выбирать последова­тельность действий, оцени­вать ход и результат выпол­нения.

18-19

Программа МРР. Дизайн

Уметь осознанно и произ­вольно строить речевое вы­сказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построе­ния текста.

20-21

Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями

Воспринимать учебное зада­ние, выбирать последова­тельность действий, оцени­вать ход и результат выпол­нения. Строить логические рассуждения, проводить ана­логии, использовать обоб­щенные способы действий.

22-23

Требования к компьютерной презентации Power Point

Уметь осознанно и произ­вольно строить высказывание в устной речи, передавая со­держание текста и соблюдая нормы построения текста. Осознавать способы и приё­мы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий.

24-25

Закрепление полученных умений и навыков в работе с программой МРР

Извлекать необходимую ин­формацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и вто­ростепенную информацию. Строить логические рассуж­дения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.

26-28

Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту

Воспринимать учебное зада­ние, выбирать последова­тельность действий, оцени­вать ход и результат выпол­нения.

29-30

Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка

Уметь осознанно и произ­вольно строить речевое вы­сказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построе­ния текста.

31

Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия

Воспринимать учебное зада­ние, выбирать последова­тельность действий, оцени­вать ход и результат выпол­нения. Строить логические рассуждения, проводить ана­логии, использовать обоб­щенные способы действий.

32

Твои впечатления от работы над проектом

Уметь осознанно и произ­вольно строить высказывание в устной речи, передавая со­держание текста и соблюдая нормы построения текста. Осознавать способы и приё­мы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий.

33

Пожелания будущим проектантам

Извлекать необходимую ин­формацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и вто­ростепенную информацию. Строить логические рассуж­дения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.

34

Советы на лето от Мудрого Дельфина

Воспринимать учебное зада­ние, выбирать последова­тельность действий, оцени­вать ход и результат выпол­нения.







Учебно-тематическое планирование

4 класс

Содержание блока, раздела

Универсальные учебные действия

1-2

Наблюдение и экспериментирование

Определять цели учебной

деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осущест­вления. Строить логические рассуждения, проводить ана­логии.

3-4

Методы исследования

Уметь осознанно и произ­вольно строить речевое вы­сказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построе­ния текста.

5-6

Наблюдение и наблюдательность

Воспринимать учебное зада­ние, выбирать последова­тельность действий, оцени­вать ход и результат выпол­нения. Строить логические рассуждения, проводить ана­логии, использовать обоб­щенные способы действий.

7-8

Совершенствование техники экспериментирования

Уметь осознанно и произ­вольно строить высказывание в устной речи, передавая со­держание текста и соблюдая нормы построения текста. Осознавать способы и приё­мы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий.

9-10

Интуиция и создание гипотез

Извлекать необходимую ин­формацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и вто­ростепенную информацию. Строить логические рассуж­дения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.

11-12

Правильное мышление и логика

Воспринимать учебное зада­ние, выбирать последова­тельность действий, оцени­вать ход и результат выпол­нения.

13-14

Искусство делать сообщения

Уметь осознанно и произ­вольно строить речевое вы­сказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построе­ния текста.

15-16

Искусство задавать вопросы и отвечать на них

Воспринимать учебное зада­ние, выбирать последова­тельность действий, оцени­вать ход и результат выпол­нения. Строить логические рассуждения, проводить ана­логии, использовать обоб­щенные способы действий.

17-18

Семинар «Как готовиться к защите»

Уметь осознанно и произ­вольно строить высказывание в устной речи, передавая со­держание текста и соблюдая нормы построения текста. Осознавать способы и приё­мы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий.

19-20

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

Извлекать необходимую ин­формацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и вто­ростепенную информацию. Строить логические рассуж­дения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.

21-22

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

Воспринимать учебное зада­ние, выбирать последова­тельность действий, оцени­вать ход и результат выпол­нения.

23

Коллективная игра-расследование

Уметь осознанно и произ­вольно строить речевое вы­сказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построе­ния текста.

24-26

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

Воспринимать учебное зада­ние, выбирать последова­тельность действий, оцени­вать ход и результат выпол­нения. Строить логические рассуждения, проводить ана­логии, использовать обоб­щенные способы действий.

27-28

Семинар

Уметь осознанно и произ­вольно строить высказывание в устной речи, передавая со­держание текста и соблюдая нормы построения текста. Осознавать способы и приё­мы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий.

29-30

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

Извлекать необходимую ин­формацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и вто­ростепенную информацию. Строить логические рассуж­дения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.

31-32

Подготовка собственных работ к защите

Воспринимать учебное зада­ние, выбирать последова­тельность действий, оцени­вать ход и результат выпол­нения.

33-34

Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов

Уметь осознанно и произ­вольно строить речевое вы­сказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построе­ния текста.


Календарно-тематическое планирование

2 класс


занятия

Дата

Тема занятия

1


Круг твоих интересов. Хобби, увлечения.

2


Выбор темы проекта. Знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема».

3


Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарём.

4


Выбор помощников в работе над проектом.

5


Этапы работы над проектом. Знакомство с понятием «этап».

6


Актуальность темы проекта.

7


Проблема. Решение проблемы.

8


Выработка гипотезы – предположения.

9


Цель проекта.

10


Задачи проекта.

11


Сбор информации о проекте.

12


Знакомство с интересными людьми, интервью.

13


Обработка информации. Отбор информации.

14


Что такое продукт проекта?

15


Играем в учёных. Это интересно. Тест.

16


Отбор информации для мини-сообщения.

17


Творческая работа. Презентация.

18


Значимость компьютера в создании проектов, презентаций.

19


Первые шаги в составлении презентации. Заголовок слайда.

20


Первые шаги в составлении презентации. Заголовок слайда.

21


Первые шаги составления презентации. Значение кнопок на клавиатуре.

22


Первые шаги составления презентации. Значение кнопок на клавиатуре.

23


Совмещение текста выступления с показом презентации.

24


Совмещение текста выступления с показом презентации.

25


Подготовка ответов на предполагаемые вопросы из зала. Тест.

26


Изготовление визитки.

27


Правильное изготовление титульного листа визитки.

28


Самоанализ.

29


Играем в учёных. Это интересно.

30


Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности.

31


Памятка жюри конкурса.

32


Пробное выступление пред незнакомой аудиторией.

33


Самоанализ. Рефлексия после выступления.

34


Играем в учёных. Это интересно.



Календарно-тематическое планирование

3 класс


№ задания

Дата

Тема

1


Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом

2


Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы

3


Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи

4


Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации

5-6


Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта

7-8


Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование

9


Памятки. Составление памяток по теме проекта

10


Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере

11-12


Практическая работа. Создание мини-постера

13-15


Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм

16-17


Программа МРР. Анимация. Настройка анимации

18-19


Программа МРР. Дизайн

20-21


Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями

22-23


Требования к компьютерной презентации Power Point

24-25


Закрепление полученных умений и навыков в работе с программой МРР

26-28


Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту

29-30


Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка

31


Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия

32


Твои впечатления от работы над проектом

33


Пожелания будущим проектантам

34


Советы на лето от Мудрого Дельфина




Календарно-тематическое планирование

4 класс


№ задания

Дата

Тема

1-2


Наблюдение и экспериментирование

3-4


Методы исследования

5-6


Наблюдение и наблюдательность

7-8


Совершенствование техники экспериментирования

9-10


Интуиция и создание гипотез

11-12


Правильное мышление и логика

13-14


Искусство делать сообщения

15-16


Искусство задавать вопросы и отвечать на них

17-18


Семинар «Как готовиться к защите»

19-20


Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

21=22


Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

23


Коллективная игра-расследование

24-26


Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

27-28


Семинар

29-30


Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

31-32


Подготовка собственных работ к защите

33-34


Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов


Информационные источники


Нормативные


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. - (Стандарты второго поколения)

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [ сост. Е. С. Савинов]. М.: Просвещение, 2010 – 191 с. - (Стандарты второго поколения)

  3. Планируемые результаты начального общего образования [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 120 с. – (Стандарты второго поколения)

Учебно-методическая литература для учителя


Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методические пособия для 1-4 классов.

– М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

Дополнительная литература для учителя:

1.     Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.

2.     Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.

3.     Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]:

/ Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.       

4.   Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.

От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.];

под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.

  5.   Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7

          Для обучающихся:

Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 1-4-х классов.

– М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

Дополнительная литература для обучающихся:

1.     Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.

 2.     Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC

   

Электронные ресурсы:

1.     Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

2.     Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

3.     Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

4.   «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

2. Компьютер.

3. Мультимедийный проектор.

4. Видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи.

5. Презентации.

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!