МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СПАС-ЗАУЛКОВСКАЯ ШКОЛА «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА»
141667, Московская область, Клинский район, тел. 8(49624)5-22-42; факс 8(49624)5-22-42
с. Спас-Заулок, ул. Центральная, д. 19 e-mail: [email protected]
| «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы ___________ Г.В.Старикова Приказ по школе от 30.08.2018 г. № 43/2 |
Рабочая программа учителя
объединения дополнительного образования
технического направления
«Занимательная робототехника»
Класс:5 - 7
Количество часов: 34 ч
Учитель: Асмандиярова Н.Н.
с. Спас-Заулок
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа объединения дополнительного образования Занимательная робототехника» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы дополнительного образования технического направления « Робототехника в школе» 5- 9 классы, автор В.В. Тарапата, Н.Н. Самылкина М.: Лаборатория знаний, 2017 г.
Планируемые результаты
Личностными результатами являются: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; ориентация на понимание причин успеха в деятельности; осознание ответственности за общее благополучие; развитие этических чувств; установка на здоровый образ жизни; самооценка; самоопределение;
Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения информационного наполнения, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи. Учитывая специфику курса, предметные результаты его изучения являются достижениями всех без исключения учебных предметов на ступени основного общего образования.
Познавательные универсальные учебные действия
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности.
Учиться высказывать своё предположение (версию).
Учиться работать по предложенному плану.
Учиться отличать правильно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих.
Перерабатывать полученную информацию: делать.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать, пересказывать, интерпретировать текст.
Совместно договариваться о правилах работы в группе.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты
Обучающийся получит представление:
о различиях основных компонентов роботезированной техники;
о особенностях конструирования различных моделей
о основных приёмах конструирования роботов.
Обучающийся получит возможность:
выполнять по правилам безопасности работы со сложными техническими наборами;
различать конструктивные особенности различных моделей;
различать виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
демонстрировать технические возможности роботов;
самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов;
создавать действующие модели и проводить их испытания.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Вводный курс в робототехнику.
Робот – что это? Робототехника – прикладная наука о создании роботов и автоматизированных устройств. Обзор популярных робоплатформ. Робототехнический комплекс Legomindstorms.
Тайный код Сэмюэла Морзе.
Технологии кодирования и передачи информации. Телеграф. Код Морзе.Программирование передатчика. Тестирование устройства. Игровая ситуация «Туземцы и библиотекари».
Секрет ткацкого станка.
Технологии производства ткани. История ткачества. Ткацкий станок. Устройство автоматического ткацкого станка. Создание уникальных украшений из ткани.
Посторонним вход воспрещен
Технологии контроля доступа. История развития систем контроля и управления доступом. Принцип работы системы контроля и доступа. Игровая ситуация «Эвакуация»
Человек – всему мера?
Технологии измерения пространства. История мер длины. Старинные меры длины на Руси .Устройство робота – измерителя.Эксперемент: сравнение точности измерений с помощью древнерусских мер длины с показаниями робота – измерителя.
Крутое пике
Технологии авиации. Знакомство с устройством самолета.Главные части самолета. Навигационные приборы.Авиагоризонт. Устройство авиасимулятора. Игровая ситуация «Экипаж самолета»
Охотник за сокровищами
Технологии эхолокации и поиска объектов. Полярная система координат. Устройство робота – искателя. Игровая ситуация «За сокровищами!» Составление карты сокровищ.
Часы с кукушкой
Технология измерения времени.История измерения времени устройство аналоговых часов. Сборка аналоговых часов с кукушкой. Игровая ситуация «Который час»?
Робот – шпион
Технологии наблюдения. История шпионажа. Устройство робота – шпиона. Программирование робота – шпиона. Игровая ситуация «Подберёмся поближе».
Робоуборщик
Технологии автоматизации бытовых приборов. История уборочных машин и инструментов. Устройство робоуборщика. Игровая ситуация «Чтобы было чисто!».
Спирограф
Технологии построения различных геометрических кривых. Спирографические кривые. Фракталы и всё о них. Рекурсивные алгоритмы и всё о них. игровая ситуация «Спирографический узор».
Название тем | Содержание изучаемых тем |
Вводный курс в робототехнику | Робот, робототехника, робоплатформы. |
Тайный код Сэмюэла Морзе. | Телеграф. Код Морзе. Программирование передатчика |
Секрет ткацкого станка. | Технологии производства ткани. История ткачества. Ткацкий станок. |
Посторонним вход воспрещен | Технологии контроля доступа. История развития систем контроля и управления доступом. Принцип работы системы контроля и доступа |
Человек – всему мера? | Технологии измерения пространства. История мер длины. Старинные меры длины на Руси .Устройство робота – измерителя. Эксперимент: сравнение точности измерений с помощью древнерусских мер длины с показаниями робота – измерителя. |
Крутое пике | Технологии авиации. Знакомство с устройством самолета.Главные части самолета. Навигационные приборы.Авиагоризонт. |
Охотник за сокровищами | Технологии эхолокации и поиска объектов. Полярная система координат. Устройство робота – искателя. |
Часы с кукушкой | Технология измерения времени. История измерения времени устройство аналоговых часов. |
Робот – шпион | Технологии наблюдения. История шпионажа. |
Робоуборщик | Технологии автоматизации бытовых приборов. История уборочных машин и инструментов. |
Спирограф | Технологии построения различных геометрических кривых. Спирографические кривые. Фракталы, рекурсивные алгоритмы. |
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В основу изучения курса дополнительного образования положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты дополнительно образования оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которой, немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Способы определения результативности программы
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой обучающихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Критерии оценивания:
Выполнение задания в соответствии с требованиями задания (правильность);
Качественное представление групповой работы во время презентации и рефлексии;
Эстетичность и аккуратность;
Учащиеся поощряются специальными значками (на усмотрение учителя). В тетради ставится отметка о награждении. Возможно использование «Экрана успешности» (водная таблица о достижениях учащихся)
Контроль осуществляется на каждом уроке в виде:
- активности в проектах
- творческих отчетах
- презентации работ
Тематическое планирование
№ П/П | Тема | Всего | Теория | Практика |
1 | Вводный курс в робототехнику | 4 | 3 | 1 |
2 | Тайный код Сэмюэла Морзе. | 3 | 1 | 2 |
3 | Секрет ткацкого станка | 2 | 1 | 1 |
4 | Посторонним вход воспрещен | 2 | 1 | 1 |
5 | Человек – всему мера? | 3 | 1 | 2 |
6 | Крутое пике | 4 | 2 | 2 |
7 | Охотник за сокровищами | 4 | 2 | 2 |
8 | Часы с кукушкой | 4 | 3 | 1 |
9 | Робот – шпион | 4 | 2 | 2 |
10 | Робоуборщик | 3 | 1 | 2 |
11 | Спирограф | 3 | 1 | 2 |
| Итого: | 34 | | |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Методического совета школы
№1 от «30 » августа 2018г
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по ВР:
___________________
Е.Б. Коробова