СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учителя по учебному предмету "Окружающий мир" (включая УГГД) 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учителя по учебному предмету "Окружающий мир" (включая УГГД) для учащихся 3 класса (уровень базовый) составлена на основании Примерной программы по учебному предмету "Окружающия мир" (включаюю УГГД) 1-4 классы /сост. Грабовая Г. С., Седова Н. Н., Полищук Е. Н.,  - 5-е изд. перераб., дополн. - ГОУ ДПО "Дон РИДПО". - Донецк: Истоки, 2020 - 117 с.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учителя по учебному предмету "Окружающий мир" (включая УГГД) 3 класс»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС № 244 ГОРОДА Донецка»




РАССМОТРЕНО

На заседании методического

объединения учителей

__________________________

Протокол

от «____» __________ № ___


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

Чижман О. В.

__________________


«____» ___________ 2020 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор МОУ «УВК № 244 г. Донецка» Домрачева Л. Д.

__________________


«____» __________ 2020 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Окружающий мир»

(включая УГДД)

Базовый уровень

3 класс

на 2020-2021 учебный год

(34 рабочих недели, 2 часа в неделю)




Составитель рабочей программы:

учитель начальных классов Бажанова С. И.








Донецк

2020 год


СОДЕРЖАНИЕ



I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

II.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

3

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

5

IV.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 3-Й КЛАСС

10

V.



VI.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

16



21





































I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В соответствии с п. 5, п.7 главы 2 ст. 10 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» от 19.06.2015 № 55-IHC в компетенцию образовательной организации входит разработка и утверждение образовательных программ.

Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики (далее – Минобрнауки) № 665 от 25 июля 2018 года, на основании примерной программы начального общего образования для общеобразоват. организаций. /Сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат О.В. — 3-е издание, доработанное. — ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018.

Уровень изучения учебного материала базисный.

При необходимости в течение учебного года учитель может вносить в учебную программу коррективы: изменять последовательность уроков внутри темы, переносить сроки проведения контрольных работ. В этом случае учителем будут сделаны соответствующие примечания в календарно-тематическом планировании с указанием дат, причин, по которым были внесены изменения.


II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории родного края. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе.

Интегративный подход даёт возможность ученику воспринять окружающий мир как единое целое, в котором все компоненты связаны, осознать богатство и сложность этого мира, узнать разные способы взаимодействия с ним. Между тем, при отборе содержания соблюдается и разумная дезинтеграция, выделение крупных самостоятельных содержательных блоков, материал которых предоставляет ученику возможность глубже и конкретнее изучить закономерности и качественное своеобразие различных его структур (природы, человека, общества, истории государства), что способствует подготовке учащихся к изучению в основной школе дифференцированных курсов.

При отборе содержания курса были положены следующие концептуальные идеи: разнообразие и красота объектов окружающего мира, их изменчивость и её закономерности, взаимосвязи и взаимозависимости в природе и обществе. Учебный материал, тематически повторяющийся в разные годы обучения, служит основой для интеграции в него последующих знаний и умений в системе развития, с обогащением новыми сведениями, связями и зависимостями, с изменением уровня сложности. При этом в процессе «открытия» нового знания осуществляется переход от разрозненных фактов к их системе согласно принципам системности (целостности, структурности, взаимозависимости, иерархичности) и спиральной структуре (каждый следующий виток расширяет и углубляет знания).

В основу отбора компонентов учебной деятельности положен личностно- ориентированный подход в обучении. Объектом внимания и деятельности ученика служит не только внешний мир в его многообразии, взаимосвязях и способы его изучения, но и познание самого себя, своих способностей и возможностей, оценка некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу, саморазвитию и регуляции своих отношений с миром природы и людьми. Процесс образования организуется как процесс становления личности (обретения себя, своего образа), готовой к выполнению разных видов деятельности, способной рассуждать, критически мыслить, применять знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. При этом учитываются психофизиологические возможности младшего школьника, особенности восприятия окружающего мира, способы мышления (эмоционально-образное, рационально-логическое), его интересы. Представление целостной картины мира, раскрытие общих взаимосвязей её компонентов, обучение разным способам познания мира развивают познавательный интерес ученика, его интеллектуальные и творческие способности, эмоционально-эстетическое восприятие мира природы и культуры.

Принцип вариативности реализуется через включение в содержание курса не только основного материала, соответствующего образовательному минимуму, но и дополнительного, расширяющего кругозор ученика, предоставляющего ему возможность выбрать собственную траекторию учения. Система заданий дифференцирована по степени сложности, объёму, что предоставляет возможность активно включаться в процесс учения на разных уровнях (репродуктивном, продуктивном, креативном), применять знания в нестандартной ситуации. В соответствии с общими дидактическими принципами системности, доступности, наглядности, преемственности, с учётом краеведческого, экологического, сезонного принципов обучения перед учениками разворачивается картина окружающей их живой и неживой природы в её многогранности и многообразии.

С целью формирования экологического мышления учебно-познавательная деятельность младшего школьника, осуществляемая в процессе восприятия, осмысления, запоминания, овладения знаниями и способами деятельности, направляется на многостороннее рассмотрение и изучение свойств явлений и объектов окружающего мира, выявление их взаимосвязей и взаимозависимостей.

Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в вербальной и наглядной формах); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.

В процессе изучения курса учащиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментируют с использованием лабораторного оборудования, выполняют практические работы, учатся работать с готовыми моделями (глобус, карта, плоскостные, объёмные и рельефные модели форм суши, муляжи грибов и др.), создают собственные простые модели. При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира.

Анализируя информацию о природных объектах, выявляя их существенные признаки, объединяя в группы, учащиеся овладевают приёмами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), осваивают метод классификации – один из основных способов упорядочения информации об окружающем мире.

Большое внимание уделяется выявлению изменений в окружающем мире, связанных с жизнедеятельностью человека, в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий и прогулок к памятникам зодчества и современной архитектуры, в парки, в музеи. Обязательны при этом кратковременные прогулки (1 и 2 классы) и предметные или комплексные экскурсии (3 и 4 классы) для изучения объектов природы или творений человека в их естественных условиях.

Таким образом, в основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его предъявления лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника.

Цели и задачи предмета «Окружающий мир»

Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.


Описание места учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане

Согласно базисному учебному плану (приказ Минобрнауки от 30.07.2018 года № 678), в соответствии с базовым учебным планом МОУ «Учебно-воспитательный комплекс № 244 г. Донецка» в 2020 – 2021 учебном году на обязательное изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе учебное время распределяется таким образом: 1,5 часа на изучение содержательных блоков «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни» и 0,5 часа на изучение блока «Урока гражданственности и духовности Донбасса». Соответственно, 52 часа на изучение содержательных блоков «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни» и 16 часов на изучение блока «Урока гражданственности и духовности Донбасса».


III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, предметных и метапредметных результатов (универсальные учебные действия: коммуникативные, регулятивные, познавательные, работа с информацией, совместная деятельность как основа умения учиться) в соответствии с требованиями ГОС НОО:

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

• овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина Донецкой Народной Республики, знающего и любящего её природу и культуру;

• проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов;

• формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;

• целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;

• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;

• формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;

• внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;

• осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;

• эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;

• этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;

• способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

• установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;

• мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

Метапредметные результаты

Регулятивные результаты

Обучающийся научится:

• понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

• сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

• выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

• планировать свои действия в течение урока;

• фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

• оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

• соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

• контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные результаты

Обучающийся научится:

• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

• выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

• использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

• анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;

• классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

• сравнивать объекты по различным признакам;

• осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;

• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;

• моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

• включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

• формулировать ответы на вопросы;

• слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

• высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

• проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;

• признавать свои ошибки, озвучивать их;

• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

• понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

• готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

• составлять рассказ на заданную тему;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.


Предметные результаты

Обучающийся научится:

• находить на карте города Донецкой Народной Республики, приводить примеры достопримечательностей этих городов;

• осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;

• находить на карте страны — соседи Донецкой Народной Республики и их столицы;

• определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;

• осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;

• различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;

• различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;

• проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;

• исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;

• классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;

• пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;

• обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

• приводить примеры растений и животных из Красной книги Донецкой Народной Республики;

• использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;

• устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;

• использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

• оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

• вырабатывать правильную осанку;

• выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;

• понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;

• правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;

• соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;

• понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;

• соблюдать правила безопасного поведения в природе;

• понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;

• раскрывать роль экономики в нашей жизни;

• осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;

• различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;

• понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;

• объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;

• понимать, как ведётся хозяйство семьи;

• обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;

• рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);

• приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;

• использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.


Планируемые результаты изучения учебного предмета - 3 класс

В результате изучения окружающего мира третьеклассники научатся:

- определять место человека в мире;

- распознавать тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;

- называть основные свойства воздуха и воды;

- объяснять круговорот воды в природе;

- определять основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;

- устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);

- устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);

- характеризовать системы органов человека (их части и значение);

- правилам гигиены; основам здорового образа жизни;

- правилам безопасного поведения в быту и на улице;

- распознавать основные дорожные знаки;

- правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности;

- называть потребности людей, товары и услуги;

- определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике; узнают основы семейного бюджета

Третьеклассники получат возможность научиться:

распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость;

выполнять посильную работу по охране природы;

- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

- владеть элементарными приемами чтения карты;

- приводить примеры городов Донецкой Народной Республики, стран – соседей Донецкой Народной Республики, стран зарубежной Европы и их столиц.



ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ БЛОКА «УРОКИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ДУХОВНОСТИ ДОНБАССА»

Предметные результаты освоения изучения блока «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» должны отражать сформированность умений:

  • распознавать, называть и описывать памятники природные и культурно-исторические памятники Донецкой Народной Республики, достопримечательности родного края; крупные города и предприятия родного края; знаменитых земляков и их достижения;

  • рассказывать об историческом прошлом и настоящем своего родного края, профессиях и отраслях промышленности Донбасса;

  • различать понятия «добродетель», «справедливость», «честь»; соотносить их с жизненными ситуациями;

  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, общества выделяя их существенные признаки и характерные свойства;

  • объяснять простейшие явления и процессы в природе, в обществе; проводить несложные наблюдения;

  • соблюдать морально-нравственные правила поведения в обществе;

  • оценивать свои и чужие поступки;

  • выполнять свои обязанности в школе, в семье, в обществе, знать свои права;

использовать для ответов на вопросы произведения устного народного творчества, различные источники информации для поиска и извлечения информации;

  • составлять по заданному плану собственные развернутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями;

  • соблюдать правила безопасности при работе с интернет - ресурсами.



Распределение учебных часов на изучение тем программы
по курсу «Окружающий мир» в классе


Тема

Количество часов

1.

Как устроен мир

4

2.

Эта удивительная природа

14

3.

Мы и наше здоровье

8

4.

Наша безопасность

5

5.

Чему учит экономика

9

6.

Путешествие по городам и странам

11

Всего:

51






IV. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 3-Й КЛАСС

Тема 1. Как устроен мир (4 ч.)

Природа

Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. Биология — наука о живой природе. Царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии). Ценность природы для людей.

Практические работы

Ведение фенологических наблюдений сезонных явлений в природе. Ведение дневника наблюдений за погодой. Природоохранная деятельность. Экскурсия наблюдение сезонных изменений.

Человек

Человек — часть природы. Отличие человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Проект « Богатства, отданные людям»

Человек как член общества. Человечество. Семья как часть общества. Народ как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве. Мы — граждане Донбасса.

Что такое экология

Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, её роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие. Ролевая игра «Я – эколог»

Практическая работа: подготовка сообщений о профессии эколога, о науке экология, об экологическом состоянии окружающей среды. Природа в опасности! Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Морская корова, странствующий голубь — примеры животных, исчезнувших по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки — особо охраняемые природные территории. Практические работы Природоохранная деятельность. Уборка территории вблизи школы (водоема). Экскурсия в ботанический сад (парк) или заочная экскурсия по заповедникам родного края, мира.

Тема 2. Эта удивительная природа (10 ч.)

Тела, вещества, частицы. Знакомство с целями и задачами раздела. Тела, вещества, частицы.

Естественные и искусственные тела. Твёрдые, жидкие, газообразные вещества

Практическая работа: опыты с растворением вещества (соль, сахар).

Воздух и его охрана. Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха. Практическая работа: исследование свойств воздуха.

Вода. как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды. Практическая работа: исследование свойств воды. Очистка загрязненной воды с помощью простейшего фильтра.

Превращения и круговорот воды. Три состояния воды. Круговорот воды в природе

Моделирование круговорота воды в природе. Берегите воду!

Использование воды человеком. Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию

Экскурсия: наблюдение (согласно местным условиям) изучаемых объектов природы и жизнедеятельности людей (родников, старинных колодцев, колонок, ветряных и водяных мельниц, ветряков, гидростанций, водонапорной башни и др.)

Что такое почва. Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Животные почвы. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы. Практическая работа: исследование свойств почвы. Творческая работа. Изготовление аппликаций «Обитатели почвы».

Разнообразие растений

Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Виды растений. Ботаника — наука о растениях. Практическая работа: Работа с гербарием, знакомство с группами растений.

Экскурсия в ботанический сад, парк (по местным условиям). Солнце, растения и мы с вами.

Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека. Практические работы: Исследование условий прорастания семян.

Наблюдение за некоторыми процессами развития растения.

Размножение и развитие растений

Опыление. Роль насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения плодов и семян. Развитие растений из семян. Практическая работа: Выращивание растений разными способами.

Разнообразие животных Многообразие животного мира. Классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.

Размножение и развитие животных. Размножение и развитие животных разных групп

Творческая работа. Изготовление аппликации «Стадии развития насекомых».

В царстве грибов

Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Грибы из Красной книги родного края. Съедобные, несъедобные, ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лишайники Творческая работа. Лепка шляпочных грибов (работа в паре).

Тема 3. Мы и наше здоровье (7 ч.)

Организм человека

Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека: (на примерах пищеварительной, кровеносной, нервной систем). Измерение своего роста и массы тела.


Органы чувств

Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира. Гигиена органов чувств Практическая работа. Исследование кожи под лупой. Опыты по определению источников звука, исследование чувствительности кожи, органов обоняния. Проверка остроты зрения, слуха. Гимнастика для глаз.

Надёжная защита организма

Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов. Моделирование. Первая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обморожение).

Опора тела и движение. Опорно-двигательная система, её роль в организме человека. Осанка. Важность выработки и сохранения правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц.

Дыхание и кровообращение. Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Практическая работа. Измерение частоты пульса в покое и после нагрузки.

Умей предупреждать болезни.

Закаливание как фактор предупреждения заболеваний. Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания. Здоровый образ жизни. Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников.

Тема 4. Наша безопасность (3 ч.)

Огонь, вода и газ. Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа Моделирование ситуаций безопасного поведения и оказания первой помощи при несчастных случаях. Ролевая игра «Осторожно, газ!» Чтобы путь был счастливым. Правила безопасного поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, в автомобиле, общественном транспорте. Практическая работа. Работа со схемой города, выбор безопасного маршрута.

Дорожные знаки. Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки особых предписаний, знаки сервиса. Творческая работа. Изготовление макетов дорожных знаков. Опасные места. Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т. д.

Природа и наша безопасность Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки). Прогулка в сквер, парк, практическое применение правил безопасности в природе. Моделирование опасных ситуаций в природе, правил безопасного поведения, оказание первой помощи. Экологическая безопасность Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности. Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды. Практическая работа. Очищение загрязненной воды при помощи простого фильтра.

Тема 5.«Чему учит экономика» (5 ч)

Для чего нужна экономика. Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей — главная задача экономики. Товары и услуги Экскурсия в магазин, аптеку, наблюдение за потребностями и качеством оказываемых услуг. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Использование природных богатств в экономике. Бережное использование природных богатств.

Полезные ископаемые

Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение, способы добычи и охрана полезных ископаемых. Практическая работа. Работа с картой, определение месторождений полезных ископаемых.

Растениеводство и животноводство. Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Труд растениеводов.

Какая бывает промышленность. Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, лёгкая, пищевая. Экскурсия на производство (по местным условиям).

Что такое деньги. Обмен товарами: бартер, купля - продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения. Практическая работа с терминологическим словарем. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология. Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи расходов государства. Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи. Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимозависимость экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику. Практическая работа с терминологическим словарем.

Тема 6. Путешествие по городам и странам (4ч)

Наши ближайшие соседи. Государства, граничащие с родным краем, их столицы. Практическая работа. Работа с картой, нахождение объектов по заданию учебника или учителя. Европа. Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. Страны юга Европы: Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города. Практическая работа. Работа с картой, нахождение объектов по заданию учебника или учителя. Что такое Бенилюкс. Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности. Практическая работа. Работа с картой, нахождение объектов по заданию учебника или учителя.

По Франции и Великобритании (Франция)

Франция, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди. Практическая работа. Работа с картой, нахождение объектов по заданию учебника или учителя. По Франции и Великобритании (Великобритания). Великобритания, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди. Практическая работа. Работа с картой, нахождение объектов по заданию учебника или учителя.

По знаменитым местам мира. Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Христа Спасителя в Бразилии, здание Сиднейской оперы).


По моей рабочей программе на изучение этого предмета отводится 66 часов, т. к. 2 дня выпадают на праздники. Нехватку уроков компенсирую за счёт резерва времени (программный материал полностью пройден).

Сводная итоговая таблица

выполнения основной образовательной программы

по окружающему миру




По программе

По плану

По факту

1 четверть –

16 часов



2 четверть –

16 часов



3 четверть –

20 часов



4 четверть –

16 часов



Итого:

68 часов











Критерии оценивания

При оценивании результатов деятельности учащихся по предмету «Окружающий мир» рекомендуется использовать следующие документы:

  • Государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МОН ДНР№665 от 25.07.2018 г.).

  • «Критерии оценивания учебных достижений обучающихся в системе начального общего образования», составлены в соответствии с законом «Об образовании» ДНР (постановление НС ДНР № 1-23311-НС от 19.06.2015 г.).

  • Методические рекомендации «Пятибалльная система оценивания учебных достижений школьников Донецкой Народной Республики, утверждёнными решением научно - методического совета Донецкого ИППО (протокол №1 от 29.01.2015 г.).

  • «Инструкция о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования» (приказ МОН ДНР № 3585 от 03.08.2015 г.).

  • Специфичность содержания предметной области «Окружающий мир» оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала и таких умений: делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Объектами контроля в процессе обучения предмету «Окружающий мир» являются:

  • знания (в форме фактов, представлений, понятий) о предметах и явлениях природы, их взаимосвязи и зависимости между ними;

  • умение выполнять различные виды учебно-познавательных действий в отношении объектов природы и информации о них;

  • умение применять специальные методы познания объектов природы (наблюдение, опыт, практическую работу и т.п.);

  • умение выполнять практические действия с объектами природы;

  • умение оценивать объекты природы, а также собственное поведение и поведение других людей среди природы;

  • умение применять полученные знания и навыки в своей повседневной жизни;

  • умение применять приобретенные знания и способы деятельности в измененных ситуациях;

  • опыт осуществления способов деятельности в социальной сфере;

  • опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, к различным видам деятельности, в частности учебной, гражданской.



Для контроля и оценки знаний и умений по предмету «Окружающий мир» используются индивидуальная и фронтальная проверки (устно), различные письменные работы, тестовые работы (с заданиями открытого и закрытого типов), работы с индивидуальными карточками-заданиями, графические работы, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.



Отметки

Характеристика учебных достижений учащихся

2

Ученик воспроизводит незначительную часть учебного материала на уровне копирования образца, имеет элементарные представления и может дать ответ только по вспомогательным вопросам учителя, допуская неточности и ошибки, частично понимая воспроизведенное.

Наблюдает за выполнением практических работ, повторяет выводы о результатах наблюдений со значительными ошибками, не осознавая их сути.

3

Ученик с помощью учителя воспроизводит основной учебный материал, дает определение понятий, допуская ошибки и неточности, с помощью учителя устанавливает несложные связи между природными телами; обнаруживает существенные и несущественные признаки объектов, но имеет затруднения в логической последовательности при анализе объектов; сравнивает природные тела и явления по одному признаку и по наводящими вопросами учителя. При выполнении практических работ выполняет простые опыты по подробной инструкции учителя, умеет копировать образец выполнения определенных учебных действий.

4

Ученик достаточно полно воспроизводит учебный материал и применяет его в стандартных ситуациях; владеет способами деятельности по определенному алгоритму; отвечает на вопрос логично, но с отдельными неточностями; находит значение указанных терминов в справочной литературе; находит и систематизирует информацию по двум и более заданным источникам.

Практические работы, исследования и наблюдения выполняет по инструкции с незначительной помощью учителя и правильно делает частичные выводы о результатах и способах выполнения работ; оценивает конкретные примеры поведения человека в природе, свою деятельность.

5

Ученик имеет системные, прочные знания о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейшей классификации; использует методы изучения природы, осознанно применяя их в стандартных и нестандартных ситуациях; использует естественно-научную лексику в устных сообщениях с применением иллюстративного материала, в письменных рассказах, выступлениях; способен организовать работу в группе и выполнять в ней отведенную роль; описывает собственные наблюдения или опыты, различает в них цель, условия проведения работы и полученные результаты; использует полученные знания, умения и навыки в практической деятельности и в повседневной жизни.



Фенологические наблюдения учащихся оцениваются вербально.

В конце изучения программной темы (нескольких небольших по объему тем) рекомендуется проводить контрольную работу, состоящую из заданий различного уровня сложности.

Отметка за год выставляется на основании четвертных отметок. Отметки учащихся должны быть объективны и обоснованы, т. е. должны соответствовать текущей успеваемости ученика, учитывать не только среднюю арифметическую величину, но и все образовательные достижения школьника, качество выполнения письменных, практических и других видов работ.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на отметки:

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение

  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

  • неумение ориентироваться по карте, по плану;

  • затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

  • неточности при нахождении объекта на карте.



Виды контрольно-измерительных материалов

итого

Проекты

6

Проверочные работы

6

Практические работы




А.А. Плешаков, С.А. Плешаков Окружающий мир Проверочные работы Москва «Просвещение», 2020









СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «УРОКИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ДОНБАССА»

3 класс





V. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» (включая УГГД)


п/п

урока в теме

Дата

Дата

Содержание учебного материала

Примечание

план

факт

план

факт

Тема 1. Как устроен мир (4 + 1 = 5 ч)

1.


1.



Природа. Человек.

Экскурсия наблюдение сезонных изменений. Биология — наука о живой природе. Царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии). Ценность природы для людей

Практические работы

Ведение фенологических наблюдений сезонных явлений в природе. Ведение дневника наблюдений за погодой. Природоохранная деятельность.


2.


2.



Общество. Проект «Богатства, отданные людям».

Человек как член общества. Человечество. Семья как часть общества. Народ как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве. Мы – граждане Донбасса.


3.


3.



Что такое экология?

Ролевая игра «Я - эколог»

Практическая работа: подготовка сообщений о профессии эколога, о науке экология, об экологическом состоянии окружающей среды.


4.


1.



Кто в Донбассе не бывал – тот много в жизни потерял!

УГГД

5.


4.



Природа в опасности!

Практические работы.

Экскурсия по заповедникам родного края, мира (заочная).

Проверим себя и оценим свои достижения.

Проверочная работа

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.


Тема 2. Эта удивительная природа (11 + 4 = 15 ч)

6.


1.



Тела, вещества, частицы.

Практическая работа: опыты с растворением вещества (соль, сахар).


7.


2.



Разнообразие веществ.

Практическая работа: опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания.


8.


2.



Города и веси моей Родины.

УГГД

9.


3.



Воздух и его охрана.

Практическая работа: исследование свойств воздуха Воздух и его охрана.


10.


4.



Вода. Превращение и круговорот воды. Берегите воду!

Практическая работа: исследование свойств воды. Очистка загрязненной воды с помощью простейшего фильтра.

Моделирование круговорота воды в природе.


11.


5.



Что такое почва?

Практическая работа: исследование свойств почвы.

Творческая работа. Изготовление аппликаций «Обитатели почвы».


12.


3.



Путешествие по страницам Красной книги Донбасса. Неповторимое разнообразие животного мира родного.

УГГД

13.


6.



Разнообразие растений

Практическая работа: Работа с гербарием, знакомство с группами растений.

Творческая работа.

Презентация сообщений о растениях Красной книги.


14.


7.



Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений.

Практические работы: Исследование условий прорастания семян. Выращивание растений разными способами. Наблюдение за некоторыми процессами развития растения.



15.


8.



Разнообразие животных. Кто что ест?

Проект «Разнообразие природы родного края»


16.


4.



Путешествие по страницам Красной книги Донбасса. Неповторимое разнообразие животного мира родного.

УГГД

17.


9.



Размножение и развитие животных. Охрана животных.

Творческая работа. Изготовление аппликации «Стадии развития насекомых»


18.


10.



В царстве грибов.

Творческая работа. Лепка шляпочных грибов (работа в паре).


19.


11.



Великий круговорот жизни.

Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа.

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.


20.


5.



Мелодии Донбасса.

УГГД

Тема 3. Мы и наше здоровье. (8 + 2 = 10 ч)

21.


1.



Организм человека. Органы чувств.

Практическая работа.

Опыты по определению источников звука, исследование чувствительности кожи, органов обоняния. Проверка остроты зрения, слуха. Гимнастика для глаз.


22.


2.



Надёжная защита организма.

Практическая работа. Исследование кожи под лупой.

Моделирование. Первая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обморожение).


23.


3.



Опора тела и движение.

Практические работы

Нахождение частей опорно-двигательного аппарата на модели скелета. Выработка правил правильной осанки.


24.


6.



Литературный Донбасс.

УГГД

25.


4.



Наше питание. Проект «Школа кулинаров».


26.


5.



Дыхание и кровообращение.

Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем.

Практическая работа. Измерение частоты пульса в покое и после нагрузки.


27.


6.



Умей предупреждать болезни.

Закаливание как фактор предупреждения заболеваний.

Способы закаливания организма. Правила поведения в случае заболевания. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии.


28.


7.



Рождение и крещение Руси.

УГГД

29.


7.



Здоровый образ жизни (1 ч.)

Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников.



30.


8.



Проверим себя и оценим свои достижения.

Контрольная работа.

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.


Тема 4. Наша безопасность (5 + 2 = 7 ч.)

31.


1.



Огонь, вода и газ (1 ч.)

Моделирование ситуаций безопасного поведения и оказания первой помощи при несчастных случаях.

Ролевая игра «Осторожно, газ!»


32.


8.



Быть милосердным и поступать справедливо.

УГГД

33.


2.



Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки.

Практическая работа. Работа со схемой города, выбор безопасного маршрута. Изготовление макетов дорожных знаков.


34.


3.



Опасные места. Проект «Кто нас защищает?»


35.


4.



Природа и наша безопасность.

Моделирование опасных ситуаций в природе, правил безопасного поведения, оказание первой помощи.


36.


9.



Сила тела и сила духа. Береги честь смолоду.

УГГД



5.



Экологическая безопасность.

Практическая работа. Очищение загрязненной воды при помощи простого фильтра.

Проверим себя и оценим свои достижения

Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа.


Тема 5. Чему учит экономика (8 + 3 = 11 ч.)

37.


1.



Для чего нужна экономика? Природные богатства и труд людей – основа экономики.

Проект «Экономика родного края»


38.


2.



Полезные ископаемые.

Практическая работа. Работа с картой, определение месторождений полезных ископаемых.


39.


10.



Красота и мудрость народного слова.

УГГД

40.


3.



Растениеводство.


41.


4.



Животноводство.


42.


5.



Какая бывает промышленность?


43.


11.



Что значит жить по закону?

УГГД

44.


6.



Что такое деньги? Государственный бюджет. Семейный бюджет.

Практическая работа с терминологическим словарем.


45.


7.



Экономика и экология.

Практическая работа с терминологическим словарем.


46.


8.



Проверим себя и оценим свои достижения Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика?». Проверочная работа.


47.


12.



Дисциплина и порядок – залог успеха.

УГГД

Тема. Путешествие по городам и странам (16 + 5 = 21 ч.)

48.


1.



Наши ближайшие соседи.

Практическая работа. Работа с картой, нахождение объектов по заданию учебника или учителя.


49.


2.



Европа. Страны севера Европы: Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия, их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди.


50.


3.



Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди.


51.


13.



Край угля и металла. Профессии моих родителей.

УГГД

52.


4.



Страны юга Европы: Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города.

Практическая работа. Работа с картой, нахождение объектов по заданию учебника или учителя.


53.


5.



Что такое Бенилюкс.

Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности

Практическая работа. Работа с картой, нахождение объектов по заданию учебника или учителя.


54.


6.



По Франции.

Практическая работа. Работа с картой, нахождение объектов по заданию учебника или учителя


55.


14.



Дни воинской славы России.

УГГД

56.


7.



По Великобритании.

Практическая работа. Работа с картой, нахождение объектов по заданию учебника или учителя.


57.


8.



По знаменитым местам мира.

Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Христа Спасителя в Бразилии, здание Сиднейской оперы).


58.


9.



Заочное путешествие по знаменитым местам мира


59.


13.



Выдающиеся правители Русской земли.

УГГД

60.


10.



Презентация проектов «Музей путешествий».

Представление результатов проектной деятельности.

Формирование адекватной оценки своих достижений.


61.


11.



Контрольная работа.


62.


12.



Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

Формирование адекватной оценки своих достижений.


63.


14.



Экскурсия по старой Юзовке.

УГГД

64.


13.



Презентация проектов «Музей путешествий» (продолжение).

Представление результатов проектной деятельности.


65.


14.



Обобщение и закрепление изученного в 3 классе.


66.


15.



Проверим себя и оценим свои достижения (1 ч.)

Формирование адекватной оценки своих достижений.


67.


15.



Экскурсия по старой Юзовке.

УГГД

68.


16.



Итоговый урок (за год)





VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Для реализации основных задач Рабочей программы по предмету «Окружающий мир» в 3 классе используются следующие компоненты:

  1. Примерная по учебному предмету «Окружающий мир» (включая УГДД). 1-4 классы / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н. – 5-е изд. перераб, дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 117 с.

  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы: 1–4 кл. – М.: Просвещение, 2013

  3. Плешаков А.А. Окружающий мир: учеб. 3 кл. – В 2 ч. – Ч. 1. – М.: Просвещение, 2016.

  4. Плешаков А.А. Окружающий мир: учеб. 3 кл. – В 2 ч. – Ч. 2. – М.: Просвещение, 2016.

  5. Плешаков А.А. Окружающий мир: рабочая тетрадь: 3 кл. – В 2 ч. – Ч. 1. – М.: Просвещение, 2013.

  6. Плешаков А.А. Окружающий мир: рабочая тетрадь: 3 кл. – В 2 ч. – Ч. 2. – М.: Просвещение, 2013.

  7. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир: тесты: 3 кл. – М.: Просвещение, 2013.

  8. Плешаков А.А., Белянкова Н.М., Соловьева А.Е. Окружающий мир: метод. рекомендации: 3 кл. – М.: Просвещение, 2012.

  9. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс.



20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!