СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа углубленного курса физики 8-9 классов

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для углубленного изучения физики в 8-9 классах, 3 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа углубленного курса физики 8-9 классов»

Рабочая программа


по предмету «физика»

8 – 9 КЛАСС

(углубленный уровень)


Программа по физике для основной школы составлена на основе примерной программы по физике для 7-9 классов основной школы, фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.


1.Пояснительная записка


Физика как учебный предмет в системе основного общего образования играет фундаментальную роль в формировании у учащихся системы научных представлений об окружающем мире, основ научного мировоззрения. В процессе изучения физики решаются задачи развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников, овладения ими основами диалектического мышления, привития вкуса к постановке и разрешению проблем.


Программа основного общего образования по физике имеет особенности, обусловленные, во-первых, задачами развития, обучения и воспитания учащихся, заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств; во-вторых, предметным содержанием системы общего среднего образования; в-третьих, психологическими возрастными особенностями обучаемых.


Программа включает в себя следующие разделы: пояснительную записку; общую характеристику учебного курса; описание места учебного курса в учебном плане; результаты освоения учебного курса; содержание курса с перечнем разделов с указанием минимального числа часов, отводимого на их изучение; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников; описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; планируемые результаты изучения учебного курса.


Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях - личностном, метапредметном и предметном.


2.Общая характеристика учебного курса


Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Школьный курс физики – системообразующий для естественнонаучных дисциплин, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. В 7-8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить физический эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.


Целями изучения физики в средней (полной) школе являются:

  • на ценностном уровне:


формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, личностную значимость физического знания независимо от его профессиональной деятельности, а также ценность: научных знаний и методов познания, творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;


  • на метапредметном уровне:

овладение учащимися универсальными учебными действиями как совокупностью способов действия, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений (включая и организацию этого процесса), к эффективному решению различного рода жизненных задач;


  • на предметном уровне:


овладение учащимися системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в практической жизни; освоение основных физических теорий, позволяющих описать явления в природе, и пределов применимости этих теорий для решения современных и перспективных технологических задач; формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в структуре естественнонаучного знания и культуры в целом, в создании современной научной картины мира; формирование умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого физические знания; понимание структурно-генетических оснований дисциплины.


3.Место учебного курса в учебном плане


Тематическое планирование для обучающихся в 8-9 классе на углубленном уровне дается из расчета 3 ч (в 8 классе) и 4 ч в (9 классе) в неделю. Всего 315 часов.


  • соответствии с учебным планом курсу физики предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые явления из области физики и астрономии. В свою очередь,


содержание курса физики основной школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественно-научного образования, служит основой для последующей уровневой и профессиональной дифференциации.


4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:


  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;


  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;


  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;


  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;


  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;


  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.


Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:


  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;


  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;


  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную

информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;


  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;


  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;


  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;


  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.


Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:


  • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;


  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;


  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;


  • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;


  • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;


  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;


  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.


Учащиеся, проявляющие особый интерес к физике, смогут изучать ее на повышенном уровне с одним дополнительным учебным часом из вариативной части базисного учебного (образовательного) плана по физике.



















  1. Содержание учебного курса 8-9 класса


Механические явления. Кинематика


Механическое движение. Траектория. Путь - скалярная величина. Скорость - векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Относи-тельность механического движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.


Ускорение - векторная величина. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейного движения от времени движения. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение. Демонстрации:


1.Равномерное прямолинейное движение.

2.Зависимость траектории движения тела от выбора тела отсчета.

3.Свободное падение тел.

4.Равноускоренное прямолинейное движение.

5.Равномерное движение по окружности.

Лабораторные работы и опыт:

1.Измерение скорости равномерного движения.

2.Измерение ускорения свободного падения.

3.Измерение центростремительного ускорения.


Динамика


Инерция. Инертность тел. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса — скалярная величина. Плотность вещества. Сила — векторная величина. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Движение и силы.


Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Центр тяжести.

Демонстрации:

1.Явление инерции.

2.Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов.

3.Сравнение масс двух тел по их ускорениям при взаимодействии.

4.Измерение силы по деформации пружины.

5.Третий закон Ньютона.

6.Свойства силы трения.

7.Сложение сил.

8.Явление невесомости.

Лабораторные работы и опыты:

1. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.

2. Сложение сил, направленных под углом.


3. Измерения сил взаимодействия двух тел.


4. Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления.




Законы сохранения импульса и механической энергии.

Механические колебания и волны.


Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.


Кинетическая энергия. Работа. Потенциальная энергия. Мощность. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия (КПД). Возобновляемые источники энергии.


Механические колебания. Резонанс. Механические волны. Звук. Использование колебаний в технике.


Демонстрации:

1.Реактивное движение модели ракеты.

2.Наблюдение колебаний тел.

3.Наблюдение механических волн.

4.Опыт с электрическим звонком, помещенным под колокол вакуумного насоса.


Лабораторные работы и опыты:

1.Изучение столкновения тел.

2.Измерение кинетической энергии по длине тормозного пути.

3.Измерение потенциальной энергии тела.

4.Измерение потенциальной энергии упругой деформации пружины.


5.Изучение колебаний маятника.

6.Исследования превращений механической энергии.


Строение и свойства вещества

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение


  • взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел.


Демонстрации:

1.Диффузия в растворах и газах, в воде.

2.Модель хаотического движения молекул в газе.

3.Модель броуновского движения.

4.Сцепление твердых тел.

5.Повышение давления воздуха при нагревании.

6.Демонстрация образцов кристаллических тел.

7.Демонстрация моделей строения кристаллических тел.

8.Демонстрация расширения твердого тела при нагревании.

Лабораторные работы и опыты:

1.Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения.

2.Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре.

3.Выращивание кристаллов поваренной соли или сахара.


Тепловые явления


Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воз-духа. Плавление и кристаллизация. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.


Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.


Демонстрации:


1.Принцип действия термометра.

2.Теплопроводность различных материалов.

3.Конвекция в жидкостях и газах.

4.Теплопередача путем излучения.

5.Явление испарения.

6.Постоянство температуры кипения жидкости при постоянном давлении.

7.Понижение температуры кипения жидкости при понижении давления.

8.Наблюдение конденсации паров воды на стакане со льдом.

Лабораторные работы и опыты:

1.Изучение явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.


2.Наблюдение изменений внутренней энергии тела в результате теплопередачи и работы внешних сил.


3.Измерение удельной теплоемкости вещества.

4.Измерение удельной теплоты плавления льда.

5.Исследование процесса испарения.

6.Исследование тепловых свойств парафина.

7.Измерение влажности воздуха.



Электрические явления


Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Напряжение. Конденсатор. Энергия электрического поля.


Постоянный электрический ток. Сила тока. Электрическое сопротивление. Электрическое напряжение. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Закон Ома для участка элект-рической цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля — Ленца. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.


Демонстрации:

1.Электризация тел.

2.Два рода электрических зарядов.

3.Устройство и действие электроскопа.

4.Закон сохранения электрических зарядов.

5.Проводники и изоляторы.

6.Электростатическая индукция.

7.Устройство конденсатора.

8.Энергия электрического поля конденсатора.

9.Источники постоянного тока.

10.Измерение силы тока амперметром.

11.Измерение напряжения вольтметром.

12.Реостат и магазин сопротивлений.

13.Свойства полупроводников.

Лабораторные работы и опыты:

1.Опыты по наблюдению электризации тел при соприкосновении.

2.Проводники и диэлектрики в электрическом поле.

3.Сборка и испытание электрической цепи постоянного тока.

4.Изготовление и испытание гальванического элемента.

5.Измерение силы электрического тока.

6.Измерение электрического напряжения.

7.Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения.


8.Исследование зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала.


9.Измерение электрического сопротивления проводника.

10.Изучение последовательного соединения проводников.

11.Изучение параллельного соединения проводников.


12.Измерение мощности электрического тока.

13.Изучение работы полупроводникового диода.


Магнитные явления

Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле тока.


Действие магнитного поля на проводник с током.

Электродвигатель постоянного тока.

Электромагнитная индукция. Электрогенератор. Трансформатор.

Демонстрации:

1.Опыт Эрстеда.

2.Магнитное поле тока.

3.Действие магнитного поля на проводник с током.

4.Устройство электродвигателя.

5.Электромагнитная индукция.

6.Правило Ленца.

7.Устройство генератора постоянного тока.

8.Устройство генератора переменного тока.

9.Устройство трансформатора.

Лабораторные работы и опыты:

1.Исследование явления магнитного взаимодействия тел.

2.Исследование явления намагничивания вещества.

3.Исследование действия электрического тока на магнитную стрелку.

4.Изучение действия магнитного поля на проводник с током.

5.Изучение принципа действия электродвигателя.

6.Изучение явления электромагнитной индукции.

7.Изучение работы электрогенератора постоянного тока.

8.Получение переменного тока вращением катушки в магнитном поле.

Возможный объект экскурсии — электростанция.


Электромагнитные колебания и волны

Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Влияние электромагнитных


излучений на живые организмы.

Принципы радиосвязи и телевидения.


Свет — электромагнитная волна. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Оптические приборы. Дисперсия света.


Демонстрации:

1.Свойства электромагнитных волн.

2.Принцип действия микрофона и громкоговорителя.

3.Принципы радиосвязи.

4.Прямолинейное распространение света.

5.Отражение света.

6.Преломление света.

7.Ход лучей в собирающей линзе.

8.Ход лучей в рассеивающей линзе.

9.Получение изображений с помощью линз.

10.Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.

  1. Модель глаза.

12.Дисперсия белого света.

13.Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы и опыты:

1.Исследование свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона.

2.Изучение явления распространения света.

3.Исследование зависимости угла отражения света от угла падения.

4.Изучение свойств изображения в плоском зеркале.

5.Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.


6.Получение изображений с помощью собирающей линзы.

7.Наблюдение явления дисперсии света.


Возможные объекты экскурсий: физиотерапевтический кабинет поликлиники, радиостанция, телецентр, телеграф.


Квантовые явления


Строение атома. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Линейчатые спектры. Атомное ядро. Состав атомного ядра. Ядерные силы. Дефект масс. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Методы регистрации ядерных излучений. Ядерные реакции. Ядерный реактор. Термоядерные реакции.


Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций.


Демонстрации:

1.Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона.

2.Устройство и принцип действия счетчика ионизирующих частиц.

3.Дозиметр.

Лабораторные работы и опыты:

1.Измерение элементарного электрического заряда.

2.Наблюдение линейчатых спектров излучения.


Строение и эволюция Вселенной


Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной.


Демонстрации:

1. Астрономические наблюдения.

  1. Знакомство с созвездиями и наблюдение суточного вращения звездного неба.

  2. Наблюдение движения Луны, Солнца и планет относительно звезд.







Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Физика (углубленный уровень)

8-9 классы (315 ч)



Основное содержание по темам



Характеристика основных видов









деятельности ученика (на уровне учебных










действий)






РАЗДЕЛ 1. МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (116 ч)






1. Механическое движение (28 ч)




Механическое движение и его относитель-

Моделировать

равномерное

движение.

ность. Система отсчета. Поступательное и

Наблюдать свободное падение в разреженном

вращательное движения твердого тела.

пространстве.




Материальная точка. Траектория движения.

Измерять время движения, путь и модуль

Путь и перемещение.


перемещения

с

использованием

Скорость

равномерного

движения.

стробоскопического метода.



Ускорение. Прямолинейное движение.

Изучать зависимость модуля скорости от

Путь при прямолинейном движении с

времени при скольжении бруска по желобу.

постоянным ускорением.


Измерять ускорение движения бруска по

Движение по окружности с постоянной по

желобу.




модулю скоростью


Изучать зависимость периода и скорости




движения тела по окружности от радиуса




окружности






2. Взаимодействие тел (30 ч)




Исследования Галилея. Первый закон Ньюто-

Наблюдать явление инерции.



на. Инерциальные системы отсчета. Принцип

Устанавливатьсвязьускорениятелас

относительности Галилея.


действующей на него силой.



Перемещение и скорость движения одного и

Изучать связь между ускорением и силой при

того же тела в разных системах отсчета.

равномерном движении тела по окружности.

Движение тела

под действием постоянной

Моделировать перегрузку и невесомость.

силы. Свободное падение.


Изучать движение бруска по наклонной

Второй закон Ньютона. Взаимодействие тел.

плоскости под действием постоянной силы.

Третий закон Ньютона.


Измерять ускорение свободного падения.

Перегрузка и невесомость. Закон всемирного

Наблюдать взаимодействие тел.



тяготения



Применять второй закон Ньютона при расчете




ускорения тела





3. Законы сохранения в механике (30 ч)



Поиск сохраняющихся величин в механике.

Выявлять сохраняющуюся меру механического

Импульс тела. Экспериментальный метод

движения при столкновении шаров - импульс.

установления закона сохранения импульса.

Поиск меры механического движения.


Теоретический вывод закона сохранения

Выявлять сохраняющуюся меру механического

импульса.



движения при упругом столкновении шаров -

Реактивное движение. Кинетическая энергия.

кинетическую энергию.



Потенциальная энергия взаимодействия тела

Выявлять условия сохранения кинетической

и Земли.



энергии при столкновении шаров.


Закон сохранения механической энергии при

Проверять закон сохранения механической

движении тел под действием

силы тяжести.

энергии при движении тел под действием силы

Потенциальная энергия деформированной

тяжести.




пружины.





Проверять закон сохранения механической

Закон сохранения механической энергии при

энергии при движении тел под действием силы

движении тел под действием силы упругости.

упругости.






Работа силы. Мощность.


Сравнивать изменения полной механической


энергии с работой сил трения.

Применять закон сохранения в механике при

решении задач




































4. Механические колебания и волны (28 ч)




Механические колебания. Амплитуда, период

Записывать колебательное движение.


и частота колебаний. Свободные

колебания

Изучать

условия

возникновения


свободных

нитяного

маятника.

Свободные колебания

колебаний нитяного маятника.



груза на пружине. Резонанс.


Исследовать

зависимость

периода

колебаний

Механические

волны.

Поперечные и про-

нитяного маятника от длины нити.



дольные волны. Длина волны. Звуковые

Изучать

условия

возникновения

свободных

волны. Высота тона и громкость звука.

колебаний груза на пружине.



Соотношение между длиной волны, частотой

Исследовать зависимость

периода

колебаний

колебаний

и

скоростью распространения

груза на пружине от массы груза и жесткости

волны





пружины.












Изучать явление резонанса




РАЗДЕЛ 2. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА (34 ч)





5. Тепловые явления (16 ч)





Внутренняя энергия тела. Работа как мера из-

Наблюдать изменение внутренней энергии при

менения внутренней энергии. Теплопередача:

совершении работы.





виды теплопередачи. Количество теплоты.

Сравнивать теплопроводность разных металлов.

Тепловое равновесие. Температура.

Наблюдать конвекционные потоки в жидкостях

Закон сохранения энергии в тепловых

и газах.







процессах.





Изучать явление теплопередачи.



Принципы работы тепловых машин.

Изучать устройство и принцип действия

КПД тепловых двигателей.


тепловых машин: паровой турбины и двигателя

Необратимость тепловых процессов

внутреннего сгорания.









Рассчитывать и экспериментально проверять






изменение внутренней энергии воды при ее






нагревании.











Измерять удельную теплоемкость вещества

6. Строение и свойства вещества (18 ч)








Свойства газа.

Гипотеза о дискретном строе-

Наблюдать

упругие

свойства

газа,

нии вещества. Модели газа, жидкости и

заключенного в замкнутом сосуде.



твердого тела.




Наблюдать явление диффузии в растворе.

Броуновское движение. Диффузия. Вза-

Наблюдать процесс образования кристаллов.

имодействие частиц вещества.


Исследовать

зависимость

объема

газа от

Связь температуры с хаотическим движением

давления


при

постоянной

температуре.

частиц.





Наблюдать

постоянство температуры жидкости

Испарение

и

конденсация.

Влажность

при кипении.





воздуха.





Измерять удельную теплоту плавления льда.

Удельная


теплота

парообразования.

Измерять влажность воздуха.



Кипение жидкости.



Рассчитывать количество теплоты, необходимой

Твердые тела.




для плавления вещества данной массы.

Плавление

и

кристаллизация.


Рассчитывать количество теплоты, необходимой

Удельная теплота плавления.


для парообразования вещества данной массы.

РАЗДЕЛ 3. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (84 ч)


7. Электростатика (12 ч)



Электризация тел. Два вида электрических

Наблюдать явление взаимной электризации при

зарядов. Электроскоп.



натирании двух разнородных тел.

Закон сохранения электрического заряда.

Наблюдать

взаимодействие

одноименно и

Взаимодействие заряженных тел. Закон

разноименно заряженных тел.


Кулона.





Наблюдать переход электрического заряда от

Электрическое

поле.

Напряженность

одного тела к другому.



электрического

поля.

Проводники

и

Определять

знак заряда

наэлектризованного

диэлектрики в электрическом поле.


тела.




Разность

потенциалов.

Электрическая

Изучать

электризацию

тел

методом

емкость. Энергия электрического поля

электростатической индукции.


конденсатора




Наблюдать спектры электростатических полей

  1. Постоянный электрический ток (16 ч)


Источники

тока.


Сила

тока.

Изучать

зависимость

сопротивления

Электрическая цепь.




однородного проводника от его длины и

Измерение силы тока. Электрическое на-

площади поперечного сечения.


пряжение. Закон Ома для участка цепи

Изучать зависимость сопротивления проводника

Электрическое



сопротивление.

от его температуры.


Последовательное

и

параллельное

Изучать зависимость между силой тока в

соединения проводников.



проводнике и напряжением на его концах.

абота и мощность электрического тока. Закон

Измерять удельное сопротивление проводника.

Джоуля-Ленца.





Рассчитывать мощность тока в электрической

Проводники, диэлектрики и полупроводники.

лампе.



Полупроводниковые приборы



Изучать

зависимость

сопротивления






полупроводника от температуры.







Изучать

зависимость

сопротивления






фоторезистора от освещенности.







Наблюдать

одностороннюю

проводимость






полупроводникового диода


  1. Магнитное поле (12 ч)



Взаимодействие постоянных магнитов. Маг-нитное поле тока. Опыт Эрстеда. Гипотеза


Ампера. Взаимодействие параллельных проводников с током. Опыт Ампера. Магнитная индукция.


Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Электроизмерительные приборы. Электродвигатель постоянного тока.


Действие магнитного поля на движущиеся электрические заряды. Сила Лоренца


Наблюдать взаимодействие магнитов. Наблюдать отклонение магнитной стрелки под действием проводника с током.


Получать и наблюдать спектр постоянного магнита.


Получать и наблюдать спектр магнитного поля катушки с током.


Собирать и испытывать электромагнит. Наблюдать действие магнитного поля на проводник с током.


Изучать взаимодействие параллельных проводников с током.


Наблюдать отклонение пучка электронов в магнитном поле.


Изучать зависимость силы Ампера от силы тока


  • от длины участка проводника в магнитном поле.


Измерять КПД электродвигателя




  1. Электромагнитная индукция (14 ч)



Явление электромагнитной индукции.

Правило Ленца.

Закон электромагнитной индукции.

Самоиндукция.

Энергия магнитного поля катушки с током.

Переменный электрический ток. Генератор

движения магнита.


электрического

тока.

Трансформатор.

Изучать действие магнитного поля катушки на

Передача

электрической

энергии

на

металлическое кольцо при включении и

расстояние





выключении тока.







Экспериментально проверять правило Ленца.






Наблюдать

тормозящие действия вихревых






токов при движении проводника в переменном






магнитном поле.







Наблюдать

затухающие

электрические






колебания




Изучать условия возникновения индукционного тока в замкнутом проводнике при изменении в нем магнитного потока.


Изучать зависимость направления магнитного поля индукционного тока от относительного


  1. Электромагнитные колебания и волны (10 ч)


Колебательный


контур.

Понятие

об

Изучать прием и передачу электромагнитных

электромагнитном

поле.

Электромагнитные

волн с помощью искрового передатчика и

волны

и

их

свойства.

Скорость

резонатора.

распространения

электромагнитных

волн.

Изучать прием и передачу электромагнитных

Общие принципы радиосвязи и телевидения.

волн с помощью генератора и приемника СВЧ.

Радиолокация.

Влияние

электромагнитных

Изучать свойства электромагнитных волн

колебаний и волн на живые организмы



  1. Лучевая оптика (12 ч)



Солнце - источник жизни на Земле. Естественные и искусственные источники света.


Прямолинейное распространение света. Явление отражения света. Закон отражения света. Построение изображения в плоском зеркале.


Явление преломления света. Закон преломления света. Явление полного отражения света.


Линзы. Оптическая сила линзы. Формула тонкой линзы. Построение изображений, создаваемых собирающей и рассеивающей линзами. Оптические приборы


Изучать явление образования тени и полутени.

Строить изображения в плоском зеркале.


Экспериментально проверять закон преломления света.


Измерять показатель преломления стекла. Измерять показатель преломления воды. Изучать явление полного отражения света. Изучать виды изображений, получаемых с помощью собирающей линзы.


Конструировать модель телескопа и определять его увеличения.


Измерять оптическую силу линзы.


Оценивать расстояние наилучшего зрения. Изучать дефекты своего глаза


  1. Волновая оптика (8 ч)

Корпускулярная и волновая гипотезы о

Наблюдать интерференцию света на мыльной

природе света. Методы измерения скорости

пленке.

света. Свет - электромагнитная волна.

Наблюдать дифракцию света.

Интерференция света. Дифракция света.

Получать и изучать дисперсионный спектр

Дисперсия света. Спектроскоп




РАЗДЕЛ 4. КВАНТОВАЯ ФИЗИКА (16 ч)


  1. Физика атома и атомного ядра (16 ч)



Опыты, показывающие сложное строение атома. Открытие электрона.


Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Постулаты Бора.


Спектральные закономерности. Излучение света атомом.


Явление радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма-излучения.


Методы наблюдений и регистрации частиц в ядерной физике. Атомное ядро. Протонно-нейтронная модель ядра атома.

Ядерные силы. Ядерные реакции.

Деление и синтез ядер. Энергия связи частиц в ядре.

Выделение энергии при делении и синтезе

ядер. Ядерная энергетика.


Наблюдать и сравнивать линейчатые спектры.

Изучать принцип работы счетчика Гейгера.

Изучать принцип работы камеры Вильсона.


Наблюдать следы элементарных частиц.

Измерять радиационный фон.

Рассчитывать энергию связи частиц в ядре



РАЗДЕЛ 5. СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (10 ч)


  1. Строение и эволюция Вселенной (10 ч)

    Видимые

    движения

    небесных

    тел.

    Познакомиться с созвездиями и наблюдать

    Геоцентрическая

    и

    гелиоцентрическая

    суточное вращение звездного неба.

    системы мира. Физическая природа небесных

    Наблюдать движения Луны, Солнца и планет

    тел Солнечной системы.




    относительно звезд

    Происхождение

    Солнечной

    системы.


    Физическая природа Солнца и звезд.




    Строение Вселенной. Эволюция Вселенной


  2. Повторение учебного материала (20 ч)


Подготовка к итоговой аттестации за курс

основной школы


  1. Резерв времени (35 ч)






УМК «Физика» 8 класс.

  1. Физика. 8 класс. А.В. Перышкин

  2. Физика. Методическое пособие. 8 класс. Е.М. Гутник; Е.В. Рыбакова; Е.В. Шаронина

  3. Физика. Тесты. 8 класс. Т.А. Ханнанова; Н.К. Ханнанов.

  4. Физика. Дидактические материалы. 8 класс. А.Е. Марон; А.Е. Марон

  5. Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 класс. А.Е. Марон; С.В. Позойский; Е.А. Марон

  6. Электронное приложение к учебнику.

УМК «Физика» 9 класс.

  1. Физика. 9 класс. А.В. Перышкин; Е.М. Гутник

  2. Физика. Тематическое планирование. 9 класс Е.М. Гутник

  3. Физика. Тесты. 9 класс. Т.А. Ханнанова; Н.К. Ханнанов.

  4. Физика. Дидактические материалы. 9 класс. А.Е. Марон; А.Е. Марон

  5. Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 класс. А.Е. Марон; С.В. Позойский; Е.А. Марон

  6. Электронное приложение к учебнику.


2.Дополнительная литература

  1. Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку / В.Н. Ланге - М.: Наука,

1979. – 125с.


  1. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. /О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов. - Экспериментальные задания по физике. 9-11 классы. – М.: Вербум, 2001. – 208с.


  1. Примерная основная программа образовательногоучреждения. Основная

школа/[сост./Е.С.Савинов]. - М.: Просвещение, 2011 - 474 с.- (Стандарты второго

поколения)

  1. Словарь по образованию и педагогике/В.М.Полонский.- М.:Высш.шк., 2004- С.82


  1. Словарь-справочник по педагогике/авт.- сост. В.А. Мижериков; под общ. ред. П.И. Пидкасистого.- М.: ТЦ Сфера, 2004- С.306


  1. Данилова Г.П., Демидова М.Ю., Мирошниченко И.П., Рохлов В.С. Региональные образовательные программы: содержание, структура, экспертиза, условия реализации. - М.:


МИОО, 2010.- 96 с.


  1. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2008.- С.41



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!