СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по "Литературное чтение" 3 - 4 класс УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению 3 - 4 класс УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по "Литературное чтение" 3 - 4 класс УМК "Школа России"»

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГКОУ СО «Серовский детский дом-школа»











Рабочая программа

по учебному предмету

«Литературное чтение»

для обучающихся 3-4 класса по адаптированной основной общеобразовательной программе НОО для детей с ЗПР

2017-2019 учебный год.











Учитель: Широкова Л.А.











2017г.

Пояснительная записка

Нормативная основа программы

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» разработана в соответствии с:

  • Законом № 273 –ФЗ от 29.12.2012г. « Об образовании в Российской Федерации";

  • Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. №373 от 31.12.2015г. «Об утверждении и введение в действие ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»;

  • На основании требований к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы НОО ГКОУ СО «Серовский детский дом-школа»;

  • С учетом примерной авторской программы начального общего образования по литературному чтению для об­разовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автор Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой "Литературное чтение».

  • Учебно-методическое обеспечение: учебник «Литературное чтение», автор Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.

Место курса в учебном плане

На изучение литературного чтения отводится во 3 классе 4 часа в неделю (34 учебных недель), 136 часов в год, в 4 классе 3 часа в неделю (34 учебных недель),102 часа в год.


Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


У обучающегося будут сформированы:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

-учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

-способность к оценке своей учебной деятельности;

-основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

-развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

-установка на здоровый образ жизни;

-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

-выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

-устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

-адекватного понимания причин успешности/не успешности учебной деятельности;

-положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

-компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

-морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

-установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

-осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

-эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Метапредметные результаты

Регулятивные

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

-различать способ и результат действия;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Обучающийся получить возможность научится:

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Познавательные

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;

-осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

-использоват знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-строить сообщения в устной и письменной форме;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-осуществлять синтез как составление целого из частей;

-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

-устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

-обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи;

-осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

-устанавливать аналогии;

-владеть рядом общих приёмов решения задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

-произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,

-строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

-задавать вопросы;

-контролировать действия партнёра;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научится:

-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

-с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.


Предметные результаты:

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

-осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

-прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

- читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

-различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

- читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

- использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

- ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

- для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

- для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

- использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

- для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

- для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

- использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

- для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

- для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

- различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Обучающийся получит возможность научиться:

- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

- высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

- устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

- составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Обучающийся научится:

-осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

-вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

-составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Обучающийся получит возможность научиться:

-работать с тематическим каталогом;

-работать с детской периодикой;

- самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Обучающийся научится:

- распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

-отличать на практическом уровне прозаический текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

- различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

- находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Обучающийся получит возможность научиться:

- воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

-сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

-определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Обучающийся научится:

-создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

-восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;

-составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

-составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Обучающийся получит возможность научиться:

-вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

-писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

-создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

-создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

-работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).


Содержание программы

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно‑познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга‑произведение, книга‑сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.



























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС



Тема

Содержание


1



2



3


4


Вводный урок по курсу литературного чтения


Самое великое чудо на свете (3 ч.)


Знакомство с названием раздела.
Книги, прочитанные летом.



Рукописные книги Древней Руси.


Первопечатник Иван Федоров.



Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга‑произведение, книга‑сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).



5


6

7

8


9



10



11


12



13



14


15

16

17






Устное народное творчество (14)

Русские народные потешки, прибаутки


Русские народные песни.


Шуточные народные песни.


Докучные сказки


Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Знакомство.


Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Работа над содержанием.


Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк». Знакомство.


Русская народная сказка «Иван-царевич

и Серый волк». Анализ произведения.


Русская народная сказка «Сивка-Бурка». Знакомство.


Русская народная сказка «Сивка-Бурка». Анализ произведения.


Особенности волшебной сказки.


Проект: «Сочиняем волшебную сказку».


Русские народные сказки. Внеклассное чтение.



Произведения устного народного творчества

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений.

Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла.

Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).

Литературная (авторская): научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.




.






18



19

20



21


22


23

Поэтическая тетрадь- 1 (6)

Знакомство с названием раздела.

Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского.

Ф. И. Тютчев.

«Весенняя гроза» «Листья».

А. А. Фет.
«Мама! Глянь-ка, из окошка…»


А. А. Фет. «Зреет рожь над жаркой нивой»


И. С. Никитин.
«Полно, степь моя…»

«Встреча зимы»


Творческая работа «Первый снег».

И. З. Суриков. «Детство».

«Зима»

.



Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту).



Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт.


Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения


24


25


26


27

28

29


30


31


32


33


34


35


36


37


38

39

40

41


42

43

44

45

46

47



.

Великие русские писатели (24 ч.)

Знакомство с названием раздела. А.С. Пушкин.

А. С. Пушкин. «За весной, красой природы»


А. С. Пушкин

"Уж небо осенью дышало"


.А.С.Пушкин. «В тот год осенняя погода…».

«Опрятней модного паркета…»

А. С. Пушкин. «Зимнее утро»

А. С. Пушкин. «Зимний вечер»

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»

Знакомство.

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»

Тема сказки. События сказочного текста.

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» Работа над содержанием сказки.

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Анализ произведения.

И.А.Крылов. Подготовка сообщения на основе статьи.

И. А. Крылов. «Мартышка
и очки»

И. А. Крылов. «Зеркало
и обезьяна»

И. А. Крылов.

«Ворона и Лисица»

М.Ю.Лермонтов. Подготовка сообщения на основе статьи.

М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины...»

"На севере диком".

М.Ю.Лермонтов. «Утес».

М.Ю.Лермонтов. «Осень».

Л.Н.Толстой. Детство Л.Н.Толстого.

Рассказы Л.Н.Толстого.

Л. Н. Толстой. «Акула».

Л.Н.Толстой. «Прыжок»

Л. Н. Толстой. «Лев и собачка»

Л. Н. Толстой. «Какая бывает
роса на траве».

Л. Н. Толстой. " Куда девается вода из моря"

Творчество Л.Н. Толстого. Внеклассное чтение.




Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема;

герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.

Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России).

Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов.




Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев,

анализ поступков героев с точки зрения норм морали.



48


49

50



51


52


Поэтическая тетрадь (5)

Знакомство с названием раздела. Н. А. Некрасов. «Славная осень».

Н. А. Некрасов

"Не ветер бушует над бором"

.Повествовательное произведение в стихах. Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»


К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»


И. А. Бунин. «Детство»
«Полевые цветы»," Густой зеленый ельник у дороги".






53


54


55


56




57



58


59


60




61


62

63


64

65


66

67


68

69

70


Литературные сказки (8ч.)


Знакомство с названием раздела. Д.Н.Мамин- Сибиряк «Алёнушкины сказки».


Д.Н.Мамин- Сибиряк. «Сказка про храброго зайца…»

«В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница». Знакомство.


«В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки


В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»

Знакомство.


В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». Герои сказки. Сравнение героев сказки


В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович» Составление плана сказки.


Творчество Д.Н. Мамина-Сибиряка. Внеклассное чтение.


Были—небылицы (10 ч.)

(А. М. Пешков). «Случай
с Евсейкой». Знакомство

М. Горький

(А. М. Пешков). «Случай
с Евсейкой». Анализ произведения.

К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей». Знакомство с произведением.

К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей» Анализ произведения.

К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей». Работа над содержанием.


А. И. Куприн. «Слон». Знакомство с произведением.

А. И. Куприн. «Слон». Работа над содержанием.

А. И. Куприн. «Слон». Анализ произведения.

А. И. Куприн. «Слон». Пересказ.

Творчество К.Г. Паустовского. Внеклассное чтение.






Сказки.

Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.


Литературная (авторская): научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий);

изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств.



Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение,

художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема;

герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли;

отношение автора к герою.



71

72


73


74


75

76


77

78

Поэтическая тетрадь (8 ч.)

Знакомство с названием раздела.

Саша Черный. «Что ты тискаешь утенка?»

Саша Черный. «Воробей», «Слон»


А. А. Блок. «Ветхая избушка» Картины зимних забав.


А. А. Блок. «Сны», «Ворона»


С. А. Есенин. «Черемуха».


Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

Викторина по произведениям

Конкурс чтецов по произведениям любимых поэтов.



79

80


81


82


83

84


85

86


87

88


89

90


91-92

93-94


95






Люби живое (17 ч.)

М. М. Пришвин. «Моя Родина»

И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»

Знакомство с произведением.


И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек». Анализ произведения.


В. И. Белов. «Малька провинилась».


В. И. Белов.
«Еще про Мальку»


В. В. Бианки. «Мышонок Пик». Знакомство.


В. В. Бианки. «Мышонок Пик». Работа над содержанием.

В. В. Бианки. «Мышонок Пик». Анализ произведения.


В. В. Бианки. «Мышонок Пик»

Б. С. Житков. «Про обезьянку». Знакомство.

Б. С. Житков. «Про обезьянку». Анализ произведения.

Б. С. Житков. «Про обезьянку». Работа над содержанием.

В. П. Астафьев. «Капалуха». Знакомство. Анализ произведения. «Капалуха».

В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Работа над произведением.

Обобщение по разделу. Внеклассное чтение.


Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России).










Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений).

Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное).

Умение находить в тексте необходимую информацию.

Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.



96

97

98

99

100

101

102

103


104


Поэтическая тетрадь 2 ( 9ч.)

С. Я. Маршак. «Гроза днем»


А. Л. Барто. «Разлука».


А. Л. Барто.«В театре


С. В. Михалков. «Если».


Е. А. Благинина. «Кукушка».

Проект «Праздник поэзии».

Е. А. Благинина. «Котенок».


Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Викторина по прочитанным произведениям.

Внеклассное чтение «Моя любимая книжка»



Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).


Работа со словом (распознавать прямое переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.



105


106

107

108

109

110

111


112

113


114

115

116

117

Собирай по ягодке наберёшь кузовок (13)

Б. В. Шергин.
«Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

А. П. Платонов. «Цветок
на земле». Знакомство.

А. П. Платонов. «Цветок
на земле». Анализ произведения.

А. П. Платонов. «Еще мама»..

М. М. Зощенко. «Золотые слова». Знакомство.

М. М. Зощенко. «Золотые слова». Анализ произведения.

.М. М. Зощенко. «Великие путешественники». Знакомство.

М. М. Зощенко. «Великие путешественники». Анализ произведения.

Н. Н. Носов.

«Федина задача».

Н. Н. Носов.

«Телефон»

В. Ю. Драгунский. «Друг
детства». Знакомство.

В. Ю. Драгунский. «Друг
детства». Анализ произведения.

Внеклассное чтение. Произведения Н. Носова.


Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.

чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений).



Участие в коллективном обсуждении:

умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей,

дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.

Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

118-

119


120

121

122

123

124

125

126



По страницам детских журналов (9 ч.)

.«Мурзилка» и «Весёлые картинки»-- самые старые детские журналы.


.Ю.Ермолаев «Проговорился».


Ю.Ермолаев.«Воспитатели».


Г. Б. Остер. «Вредные советы».

Г. Б. Остер. «Как получаются легенды»

Р. Сеф. «Веселые стихи».

Обобщение по разделу «По страницам детских журналов».


Викторина по прочитанному.



Представленность разных видов книг: историческая,приключенческая,

фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).



Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.




127-128


129


130-131

132


133

134


135

136



Зарубежная литература (9ч.)

Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Знакомство.


Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Анализ произведения.


Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок». Знакомство.

Г.-Х.Андерсен.

«Гадкий утенок». Анализ.


Г-Х Андерсен «Гадкий утенок» Работа над содержанием.


Внеклассное чтение. Произведения Г-Х

Андерсена.


Проект «Моя первая книга»

Обобщение по курсу «Литературное чтение 3 класс». Список произведений для чтения летом.


Произведения зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей.

Определение главной мысли текста.

Деление текста на части.

Определение микротем.

Ключевые или опорные слова.

Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста.

Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС



Тема

Содержание

1

Знакомство с учебником по литературному чтению



Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации


Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам).


Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.




Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.



Летописи, былины, жития (8 часов)

2

Летописи.

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».


3

«И вспомнил Олег коня своего»


4

Былина – жанр устного народного творчества «Иль­ины три поездочки»

5

«Иль­ины три поездочки»


6

Житие Сергия Радонежского» - памятник древне­русской литера­туры

7

«Житие Сергия Радонежского».


8

Проект: «Создание календаря исторических событий»

9

Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития».



Чудесный мир классики (16 часов)

10

Подготовка сообщения о П.П. Ершове


Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России), доступные для восприятия

младших школьников.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою

Подробный пересказ текста:

определение главной мысли фрагмента,

выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание,

подробный пересказ эпизода;

деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания




Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста:

установление причинно-следственных связей.

Определение главной мысли текста.

Деление текста на части.

Определение микротем.

Ключевые или опорные слова.

Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста.

.



11

П.П.Ершов «Конёк-Горбунок». Знакомство

12

П.П. Ершов «Конёк-

Горбунок». Анализ произведения

13

Творчество А.С.Пушкин.

Подготовка сообщения о А.С. Пушкине


14

А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!»

15

А.С.Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Знакомство со сказкой.


16

А.С.Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Анализ произведения

17

Творчество М.Ю. Лермонтов.

Подготовка сообщения о М.Ю. Лермонтове

18

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»


19

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».

Знакомство с произведением.

20

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Анализ.


21

Л.Н. Толстой «Детство»


22

Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал»

23

А.П. Чехов «Мальчики». Знакомство с произведением.


24

А.П. Чехов «Мальчики» Работа над содержанием.


25

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».


Контрольная работа



Поэтическая тетрадь (11 часов)



Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.


Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный

образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою

26

27

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…»

28

А.А. Фет. «Весенний дождь» «Бабочка»

29

Е.А. Баратынский «Весна, весна!

Как воздух чист!..»

30

Е.А. Баратынский

«Где сладкий шепот...»

31

А.Н. Плещеев «Дети и птичка»

32

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»

33

34

Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»

35

И.А. Бунин «Листопад».


36

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».



Литературные сказки (12 часов)

Сказки.

Литературная (авторская): научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий);

изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по поступка персонажа.

Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.

Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощь поступка персонажа.

Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.

Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

ю учителя).

Осознание того, что фольклор есть выражение

общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.

Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие.

Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа.

Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.

Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения.

Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.

Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие.

Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа.

Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.

Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос.

Отражение основной мысли текста в высказывании.

Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста.



Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.










Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на











Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России).

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств.


Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.




Представленность разных видов книг: историческая,

приключенческая,

фантастическая,

научно-популярная,

справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).










Произведения зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей.

Определение главной мысли текста.

Деление текста на части.

Определение микротем.

Ключевые или опорные слова.

Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста.

Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему.

Подробный пересказ текста. Краткий пересказ





37

В.Ф. Одоевский «Городок в таба­керке». Знакомство.

38

В.Ф. Одоевский «Городок в таба­керке». Анализ произведения.

39

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Знакомство с произведением.

40

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Работа над содержанием.


41

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Знакомство.

42

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Анализ произведения.


43

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Работа над содержанием.

44

С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек» Знакомство со сказкой.


45

С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек». Анализ сказки.


46

С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек». Работа над содержанием сказки.


47

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».


48

КВН «Литературные сказки»


Делу время – потехе час ( 6 часов)

49

Е.Л. Шварц

«Сказка о потерянном времени». Знакомство.

50

Е.Л. Шварц

«Сказка о потерянном времени». Работа над содержанием.

51

В.Ю. Драгунский

«Главные реки»


52

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»


53

В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел»


54

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час».



Страна детства (6 часов)

55

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Знакомство.

56

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Анализ.

57

К.Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками». Знакомство с произведением.

58

К.Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками». Работа над содержанием.


59

М.М. Зощенко «Елка».


60

Обобщение по разделу «Страна детства».



Поэтическая тетрадь (4 часа)

61

62

63

64


В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»

С.А. Есенин «Ба­бушкины сказки»

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»

«Наши царства»

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»


Природа и мы (10 часов)

65

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Знакомство.

66

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Работа над содержанием.

67

А.И. Куприн «Барбос и Жулька»


68

М.М. Пришвин «Выскочка». Знакомство

69

М.М. Пришвин «Выскочка». Анализ.

70

Е.И. Чарушин «Кабан»

71

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Знакомство.

72

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Анализ произведения.


73

Проект «Природа и мы»

74

Обобщение по разделу «Природа и мы».

Контрольная работа


Поэтическая тетрадь ( 6 часов)

75

Б.Л. Пастернак «Золотая осень»

76

С.А. Клычков «Весна в лесу»

77

Д.Б. Кедрин «Бабье лето»

78

Н.М. Рубцов «Сентябрь»

79

С.А. Есенин «Лебедушка»

80

Путешествие в мир поэзии. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».




Родина (6 часов)

81

И.С. Никитин

«Русь»


82

С.Д. Дрожжин

«Родине»

83

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»


84

Б.А. Слуцкий «Лошади в океане»

85

Проект: «Они защищали Родину»

86

Обобщение по разделу «Родина».



Страна Фантазия (4 часов)

87



88



89



90

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Знакомство.


Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Работа над содержанием.


Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Знакомство.


Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Анализ


Зарубежная литература (12 часов)

91

Д. Свифт

«Путешествие Гулливера» Знакомство

92

Д. Свифт

«Путешествие Гулливера». Анализ произведения.


93

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Знакомство.

94

Г.Х.Андерсен «Русалочка». Анализ произведения.

95

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Работа над содержанием.


96

М. Твен «Приключения Тома Сойера».Знакомство.

97

М. Твен «Приключения Тома Сойера».Работа над содержанием.

Проверка навыка чтения

98

Итоговая диагностическая работа

99

С. Лагерлеф «Святая ночь». Знакомство.

100

С. Лагерлеф «Святая ночь». Работа над содержанием.

Анализ произведения «Святая ночь»

101

С. Лагерлеф «В Назарете». Знакомство.

102-103

С.Лагерлеф «В Назарете». Анализ произведения».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!