№ п\п | Название раздела и темы | Количество часов | формы контроля |
всего | теории | практики |
1. | Введение | 2 | 2 | - | Беседа |
2. | Дебют | 12 | 3 | 9 | Тесты, вопрос |
3. | Миттельшпиль | 52 | 10 | 42 | Тесты, вопрос |
4. | Эндшпиль | 16 | 4 | 12 | Тесты, вопрос |
5. | История шахмат | 4 | 4 | - | Тесты, вопрос |
6. | Игровая практика | 106 | 11 | 86 | Тесты, вопрос |
7. | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | Беседа, практика |
Всего: | 185 | 34 | 151 | |
Примечания:
Базовый учебный план рассчитан на 37 учебных недель.
Учебный год начинается с 01 сентября.
Содержание базовых учебных планов дополнительной общеразвивающей программы «Обучение игре в шахматы»
Содержание базового учебного плана 3-го года обучения
1. Введение
Сверка анкетных данных воспитанников. Ознакомление с программой.
Ознакомление с правилами техники безопасности (см. приложение № 1).
2. Дебют
Испанская партия.
Защита двух коней.
Гамбит Эванса.
3. Миттельшпиль
Стратегия. Центр. Развитие сил:
закрытый центр,
открытый центр,
подвижный центр,
стабильный центр;
Техника расчета, конкурсы решений:
на завлечение
на блокировку
на освобождение линии
на освобождение поля
на перекрытие;
на уничтожение защиты
на разрушение
на захват пункта
3. Эндшпиль
Некоторые случаи ничьей при большом материальном перевесе.
Простейшие ладейные окончания:
Окончания, в которых слон сильнее коня.
Окончания, в которых конь сильнее слона.
Окончания с одноцветными слонами.
Окончания с разноцветными слонами.
Мат двумя легкими фигурами.
5. История шахмат
Мастера ХVIII века. Филипп Стамма.
Алгебраическая нотация.
Андре Франсуа Филидор и его теория.
Моденское трио.
6. Игровая практика
Разбор партий.
Сеансы одновременной игры.
Блицтурниры.
Квалификационные турниры.
7. Итоговое занятие
Подведение итогов года: сообщение о результатах каждого учащегося за учебный год (результаты соревнований, полученные разряды).
Награждение отличившихся воспитанников.
Обсуждение планов работы объединения на летний период и следующий учебный год.
Принципы, положенные в основу учебно-воспитательного процесса по дополнительной общеразвивающей программе «Обучение игре в шахматы»
При организации учебно-тренировочных занятий по программе «Обучение игре в шахматы» педагог руководствуется следующими принципами:
систематичности и последовательности – содержание обучения и учебно-тренировочный процесс должны подчиняться определенной логике, быть связанными и систематизированными;
сознательности и активности – учащиеся должны осознанно усваивать знания и приобретать умения в процессе практической деятельности;
доступности – содержание, объем изучаемого материала и методы его изучения соответствуют уровню интеллектуального и физического развития учащихся;
связи теории с практикой – изучение теоретического материала осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей его использования в жизни.
Методы обучения, применяемые при реализации дополнительной общеразвивающей программы «Обучение игре в шахматы»
В работе с учащимися используются:
демонстрация упражнений, действий,
изучение и анализ содержания плакатов, пособий;
упражнения,
соревнования.
Основная форма организации и проведения занятий — систематические учебно-тренировочные занятия и соревнования.
Также регулярно проводятся:
зачёты с последующим объявлением результатов и их анализом;
досуговые мероприятия (день именинника, встреча с интересными людьми).
Приемы и методы организации и осуществления учебно-воспитательного процесса
При реализации программы используются:
групповые занятия;
конкурсы решения;
турнирная практика;
разбор партий.
В процессе обучения используются различные формы и методы подачи материала:
шахматные уроки;
игровая деятельность;
индивидуальные занятия;
разбор партий.
Большое значение на этапе начального обучения имеет организованная игровая деятельность на уроках, использование различных дидактических игр и заданий, создание обстановки, при которой у учащихся будет поддерживаться максимальный интерес к занятиям шахматами. Во главе угла шахматных занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.
На данном этапе обучения используется различные учебники для начинающих, решебники задач, авторские методические пособия.
Список литературы
Список нормативных документов для разработки дополнительной общеразвивающей программы «Обучение игре в шахматы»
1. При разработке дополнительной общеразвивающей программы (программ) для педагогических работников МБУДО ДТ «Октябрьский» основными нормативными документами являются следующие:
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Распоряжение Правительства РФ от 04 сентября 2014г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
4.Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015г. № 729-р «Об утверждении плана мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р»;
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
6.Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
7.Письмо Министерства образования и науки РФ от18 ноября 2015г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
8.Письмо директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки РФ от 14 декабря 2015г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
9. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»: Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования науки России от 11.12.2006г. № 06-1844;
10. СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04 июля 2014г. № 41;
11. «План действий по обеспечению реализации Концепции развития дополнительного образования детей на территории Новосибирской области 2015-2020 годы», утвержденный министром образования, науки и инновационной политики Новосибирской области 03 сентября 2015г.;
12. Устав МБУДО ДТ «Октябрьский»;
13. Правила внутреннего трудового распорядка в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования города Новосибирска «Дом творчества «Октябрьский»;
14. Должностные инструкции педагогов дополнительного образования МБУДО ДТ «Октябрьский».
Список литературы, использованной для разработки дополнительной общеразвивающей программы «Обучение игре в шахматы»
Панченко А.Н. Теория и практика шахматных окончаний - Йошкар-Ола, 1997.
Портиш Л. 600 окончаний - М.: ФиС, 1979.
Рохлин Я. Мыслить и побеждать - М.: ФиС, 1979.
Рохлин Я. Шахматные занятия - Ярославль, 1977.
Шахматные окончания (в 5 томах)/ Ред. Ю.Авербаха - М.: ФиС, 1983.
Карпов А., Мацукевич А. Оценка позиции и план – М.:ИД «Джейс», 1999.
Нимцович А. Моя система – М.: ФиС, 1974.
Зак В.Г. Пути совершенствования – М.: ФиС, 1981.
Левенфиш Г.Я., Смыслов В.В.Теория ладейных окончаний – М.: ФиС, 1986.
Романовский П. Миттельшпиль – М.: ФиС, 1960 г.
Теория и практика шахматной игры/ под ред. Я.Эстрина – М.: Высшая школа, 1981.
Шахматы до Стейница – М.: ФиС, 1961.
Шахматы: наука, опыт, мастерство/ под ред. Б.Злотника- М.: Высшая школа, 1990.
Сборники комбинаций (любые).
Литература для педагогов:
Панченко А.Н. Теория и практика шахматных окончаний - Йошкар-Ола, 1997.
Портиш Л. 600 окончаний - М.: ФиС, 1979.
Рохлин Я. Мыслить и побеждать - М.: ФиС, 1979.
Рохлин Я. Шахматные занятия - Ярославль, 1977.
Шахматные окончания (в 5 томах)/ Ред. Ю.Авербаха - М.: ФиС, 1983.
Карпов А., Мацукевич А. Оценка позиции и план – М.:ИД «Джейс», 1999.
Нимцович А. Моя система – М.: ФиС, 1974.
Зак В.Г. Пути совершенствования – М.: ФиС, 1981.
Левенфиш Г.Я., Смыслов В.В.Теория ладейных окончаний – М.: ФиС, 1986.
Романовский П. Миттельшпиль – М.: ФиС, 1960 г.
Теория и практика шахматной игры/ под ред. Я.Эстрина – М.: Высшая школа, 1981.
Шахматы до Стейница – М.: ФиС, 1961.
Шахматы: наука, опыт, мастерство/ под ред. Б.Злотника- М.: Высшая школа, 1990.
Сборники комбинаций (любые).
Литература для учащихся:
Голенищев В. Программы подготовки шахматистов IV – I разрядов – М.: Высшая школа, 1974.
Майзелис И. Шахматы – М.: Детгиз, 1960.
Кобленц А. Школа шахматной игры – Рига, 1967.
Полякевич С. 48 шагов к мастерству. Учебно-раздаточный материал – Новосибирск, 1994.
Полякевич С. Учебник-практикум по эндшпилю. Методическое пособие – Новосибирск, 2003.
Полякевич С. Поурочные планы-конспекты занятий для групп 1-го года обучения ДДЮТ. Авторская программа – Новосибирск, 2005.
Пожарский В. Шахматный учебник - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.
Пожарский В. Шахматный учебник на практике - Ростов-на-Дону: «Феникс» 2002.
Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. - Киев, 1986.
Hимцович А. Моя система. - М.: Физкультуpа и споpт, 1974.
Hимцович А. Моя система на пpактике. - М.: Физкультуpа и споpт, 1979.
Голенищев В. Пpогpаммы подготовки юных шахматистов IV-I pазpяда. М.: Изд. «Советская Pоссия», 1979.
Шахматы. Энциклопедический словаpь. -М.: Советская энциклопедия, 1990.
Полякевич С. Цикл лекций по истории шахмат. Учебно-методическое пособие ДЮСШ № 11. Новосибирск, 1986.
Полякевич С. 650 комбинаций и этюдов для дополнительного решения. Приложение к пособию «48 шагов к мастерству». Учебно-методическое пособие ДЮСШ № 11. Новосибирск, 1996.
11