МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4» С.МОНАСТЫРИЩЕ ЧЕРНИГОВСКОГО РАЙОНА (МБОУ СОШ №4)
Программа рассмотрена Согласовано Утверждаю
на заседании МО учителей Зам. директора по УВР Директор МБОУСОШ №4
_______________________ МБОУСОШ №4 __________Н.Е.Журихина
Протокол №_______ _____________________ «____»___________2020 г.
«____»__________2020г. «_____»_________2020 г.
Рабочая программа
по математике
Класс 5 класс
Программу составила
Сковпина Д.В., учитель математики.
с.Монастырище
2020г.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана в соответствии со следующими документами: 1. Ст. 1213 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ 17 декабря 2010 г., № 1897 3. Основная общеобразовательная программа Основного общего образования МБОУ СОШ № 4 с. Монастырище Черниговского района Приморского края на 2020-2025 гг. 4. Авторская программа по математике Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина, С.Б. Суворовой и др.
Цели программы
формирование представлений о математике как универсальном языке;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и для изучения школьных естественных дисциплин;
систематическое развитие понятия числа;
подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Задачи:
обеспечить условия для формирования представления об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средствах моделирования явлений и процессов;
способствовать интеллектуальному развитию, формированию качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений;
обеспечить усвоения базы математических знаний, достаточных для изучения алгебры и геометрии, а также для продолжения образования;
создать условия для развития представления о числе и роли вычислений в человеческой практике, для формирования практических навыков выполнения устных, письменных вычислений;
Общая характеристика учебного предмета, курса
Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.
В ходе изучения курса в 5 классе учащиеся разовьют навыки вычислений с натуральными числами, овладеют навыками действий с обыкновенными дробями, получат начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, при составлении уравнений, продолжат знакомство с геометрическими понятиями, приобретут навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Раздел «Статистика и теория вероятностей» изучается для обогащения представлений о современной картине мира и методах его исследования, для формирования представлений о роли статистики как источника социально значимой информации и основ вероятностного мышления.
Описание места учебного предмета, курса
Рабочая программа по математике для 5 класса составлена из расчета часов, указанных в учебном плане МБОУ СОШ № 4. Согласно учебному плану в МБОУ СОШ № 4 обучение математики в 5 классе осуществляется в объёме 170 часов (5 час в неделю)
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Деятельность МБОУСОШ № 4 в обучении математики направлена на достижение обучающимися следующих результатов:
Личностные
• Положительное отношение к учебной ситуации, понимание значимости образования, понимание значимости учебного предмета математики для дальнейшего развития.
• Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.
• Учебно-познавательный интерес к учебному предмету математика, учебному материалу, способам решения учебной задачи, проблемы.
• Определение личной позиции, личного мнения по теме обсуждения, по решению задачи, по информационному материалу.
• Уважительное и доброжелательное отношение к людям.
• Понимание необходимости идти на компромисс, уступки в разных ситуациях.
• Развитие инициативности, находчивости в решении поставленных задач.
• Сопереживание, понимание чувств других людей.
• Понимание необходимости контролировать и корректировать образовательный процесс и результаты деятельности.
• Формирование способности эмоционального восприятия учебной задачи, ситуации, решений, обсуждений.
• Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной деятельности.
• При поддержке учителя ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи.
• Ответственное отношение к учению.
• Формирование первоначального представления о науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации.
• Формирование познавательной мотивации - принятие решения задачи, обращение к учителю за дополнительными сведениями.
• Освоение отдельных учебных действий, ситуационный познавательный интерес и мотивация.
• Формирование прогностической самооценки - регуляция активности обучающегося на этапе включения ее в новый вид деятельности, обращение субъекта к внешним оценка.
• Наличие и направленность познавательного интереса учащихся на результаты или на способы познания.
• Выполнение моральных норм в отношении взрослых людей и своих сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности.
• Способность к полноценному разрешению задач, возникающих на стадии развития младшего подростка.
• Осознание принадлежности к социальной группе и принятие значимых для референтной группы ценностей, норм и правил.
Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивно разрешать конфликты с помощью взрослого.
Метапредметные
Регулятивные
Обучающийся научится:
• при поддержке и помощи учителя целеполаганию, включая постановку новых целей;
• в группе анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• в группе при поддержке учителя планировать пути достижения целей;
• уметь самостоятельно контролировать свое время;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• в группе, паре и индивидуально самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Получит возможность научиться:
• с помощью учителя ставить новые учебные цели и задачи;
• при планировании достижения целей с помощью учителя учитывать условия и средства их достижения;
• с помощью учителя выделять альтернативные способы достижения цели;
• при поддержке учителя с составе группы осуществлять учебную деятельность, устойчивую в отношении помех;
• с помощью учителя осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных задач;
• с помощью учителя оценивать объективную трудность при решении задачи;
• с помощью учителя адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
прилагать волевые усилия для преодоления трудностей и препятствий на пути достижения целей.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности и для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• владение основами коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Получит возможность научиться:
• учитывать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников с помощью учителя;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности в составе группы или в паре;
• брать на себя инициативу для совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять с помощью учителя коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности в группе;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать схемы для решения задач;
• осуществлять поиск разных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• осуществлять сравнение и классификацию, выбирая с помощью учителя основания и критерии для указанных логических операций;
• овладение основами ознакомительного, изучающего и усваивающего чтения;
• понимать переносный смысл выражений.
Получит возможность научиться:
• ставить с помощью учителя проблему, аргументировать её актуальность;
• с помощью учителя в группе проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
•с помощью учителя выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• с помощью учителя в группе организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• в группе или в паре делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Предметные результаты
Оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число;
использовать свойства чисел и правила действий числами при выполнении вычислений;
решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;
строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка), в которой даны значения двух из трёх взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;
оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и квадрат, прямоугольный параллелепипед, куб. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.
Содержание учебного предмета, курса
Линии (8 часов)
Линии на плоскости. Замкнутые и незамкнутые линии. самопересекающиеся линии. Прямая, отрезок, луч. Ломаная. Длина отрезка, метрические единицы длины. Окружность. Конфигурации из прямой, её частей, окружности на нелинованной и клетчатой бумаге.
Натуральные числа (12часов)
Десятичная система счисления. Римская нумерация. Натуральный ряд. Изображение натуральных чисел точками на координатной прямой. Сравнение, округление натуральных чисел
Действия с натуральными числами (23 часов )
Сложение натуральных чисел; свойство нуля при сложении. Вычитание как действие, обратное сложению. Умножение натуральных чисел; свойства нуля и единицы при умножении. Деление как действие, обратное умножению. Степень числа с натуральным показателем. Числовых выражений; порядок действий. Текстовые арифметические задачи.
Использование свойств действий при вычислениях (12 часов)
Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения; преобразование сумм и произведений. Распределительное свойство умножения относительно сложения; вынесение общего множителя за скобки. Примеры рациональных вычислений. Разные арифметические задачи.
Углы и многоугольники (8 часов)
Угол. Прямой, острый, тупой углы. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Ломаные и многоугольники. Периметр многоугольника.
Делимость чисел (14 часов)
Делители и кратные числа; наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Простые и составные числа. Разложение числа на простые множители. Делимость суммы и произведения. Признаки делимости.
Деление с остатком; разбиение натуральных чисел на классы по остаткам от деления.
Треугольники и четырёхугольники. ( 9 часов)
Треугольники и их виды. Прямоугольник. Квадрат. Равенство фигур. Площадь прямоугольника, единицы площади.
Дроби (57 часов)
Представление о дроби как способе записи части величины. Правильные и неправильные дроби. Изображение дробей точками на координатной прямой. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дроби к новому знаменателю. Сравнение дробей. Запись натурального числа в виде дроби. Сложение и вычитание дробей. Смешанная дробь; представление смешанной дроби в виде неправильной и выделение целой части числа из неправильной дроби. Умножение и деление дробей; взаимно обратные дроби. Задачи на нахождение части целого и целого по его части.
Многогранники (10 часов)
Многогранники. Прямоугольный параллелепипед. Куб. Пирамида. Шар. Конус. Цилиндр. Развёртки многогранников. Решение практических задач с применением простейших свойств фигур.
Таблицы и диаграммы (9 часов)
Столбчатые и круговые диаграммы. Простейшие приёмы сбора и представления информации. Понятия: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность.
Случайные события (4часа)
Случайные и неслучайные события. Перебор вариантов, дерево переборов.
Повторение курса (8 часов)
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика |
Тема 1 «Линии» (8часов) |
Линии на плоскости. Замкнутые и незамкнутые линии. самопересекающиеся линии. Прямая, отрезок, луч. Ломаная. Длина отрезка, метрические единицы длины. Окружность. Конфигурации из прямой, её частей, окружности на нелинованной и клетчатой бумаге. | Измерение с помощью инструментов и сравнение длин отрезков; построение отрезков заданной длины с помощью линейки и циркуля; выражение одних единиц измерения длин через другие; решение задачи на нахождение длин отрезков; построение конфигураций из прямой, её частей, окружности на нелинованной и клетчатой бумаге. |
Тема 2 «Натуральные числа» (12 часов) |
Десятичная система счисления. Римская нумерация. Натуральный ряд. Представление натуральных чисел точками на координатной прямой. Сравнение, округление натуральных чисел. | Описание свойств натурального ряда чисел; чтение и записывание натуральных чисел; сравнение и упорядочивание их; определение положения натуральных чисел на координатной прямой; округление натурального числа; выполнение заданий на прикидку и оценку результата. |
Тема 3 «Действия с натуральными числами» (23 часов) |
Сложение натуральных чисел; свойство нуля при сложении. Вычитание как действие, обратное сложению. Умножение натуральных чисел; свойства нуля и единицы при умножении. Деление как действие, обратное умножению. Степень с натуральным показателем. Числовые выражения; порядок действий. Текстовые арифметические задачи на движение | Выполнение вычислений с натуральными числами; нахождение значений числовых выражений; употребление терминов «степень», «показатель степени»; представление степени в виде произведения и наоборот; осмысление текста задачи, извлечение необходимой информации, моделирование условия с помощью схем, рисунков, реальных предметов; построение логической цепочки рассуждений; критически оценивание полученного ответа, осуществление самоконтроля, проверяя ответ на соответствие условию. |
Тема 4 «Использование свойств действий при вычислениях» (12 часов) |
Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения; преобразование сумм и произведений. Распределительное свойство умножения относительно сложения; вынесение общего множителя за скобки. Примеры рациональных вычислений. Разные арифметические задачи. | Формулирование свойств арифметических действий, написание их с помощью букв, преобразование на их основе числовых выражений; исследование простейших числовых закономерностей; осмысление текста задачи, извлечение необходимой информации, моделирование условия с помощью схем, рисунков, реальных предметов; построение логической цепочки рассуждений; критически оценивание полученного ответа, осуществление самоконтроля, проверяя ответ на соответствие условию. |
Тема 5 «Углы и многоугольники» (8 часов) |
Угол. Прямой, острый, тупой углы. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Ломаные и многоугольники. Периметр многоугольника. | Распознавание и классифицирование углов; оценивание величины угла на глаз; измерение с помощью инструментов и сравнение величин углов; построение углов заданной величины с помощью транспортира; распознавание элементов многоугольника; нахождение периметра многоугольника. |
Тема 6 «Делимость чисел» (14 часов) |
Делители и кратные числа; наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Простые и составные числа. Разложение числа на простые множители. Делимость суммы и произведения. Признаки делимости. Деление с остатком. Практические задачи на деление с остатком. | Нахождение делителей и кратного данного числа; распознавание простых и составных чисел; использование признаков делимости; проведение классификации чисел по остаткам от деления на число; применение свойств делимости произведения и суммы. |
Тема 7 «Треугольники и четырёхугольники» (9 часов) |
Треугольники и их виды. Прямоугольник. Квадрат. Равенство фигур. Площадь прямоугольника, единицы площади. | Оперировать на базовом уровне понятиями треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и квадрат; изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля; вычисление площадей квадратов и прямоугольников, использование формул площади квадрата и прямоугольника; выражение одних единиц площадей через другие. |
Тема 8 «Дроби» (57 часов) |
Представление о дроби как способе записи части величины. Правильные и неправильные дроби. Изображение дробей точками на координатной прямой. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дроби к новому знаменателю. Сравнение дробей. Запись натурального числа в виде дроби. Сложение и вычитание дробей. Смешанная дробь; представление смешанной дроби в виде неправильной и выделение целой части числа из неправильной дроби. Умножение и деление дробей; взаимно обратные дроби. Задачи на нахождение части от числа и числа по его части. | Осмысление понятие «доли числа» и обыкновенной «дроби»; записывание обыкновенных дробей; изображение дроби точками на координатной прямой; сравнение дробей; выполнение действий над обыкновенными дробями и смешанными числами; нахождение части целого и целого по его части |
Тема 9 «Многогранники» (10 часов) |
Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Развёртки многогранников. Практические задачи с применением простейших свойств фигур. | Построение простейших геометрических фигур; распознавание геометрических тел по чертежу; определение линейных, геометрических тел; вычисление объёмов прямоугольного параллелепипеда и куба; использование геометрического языка для описание предметов окружающего мира. |
Тема 10 «Таблицы и диаграммы» (9 часов) |
Столбчатые и круговые диаграммы. Простейшие приёмы сбора и представления информации. Понятия множество, элемент множества, подмножество, принадлежность. | Чтение таблиц; использование в таблицах специальных символов и обозначений; построение столбчатых и круговых диаграмм; оперировать на базовом уровне с понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность. |
Тема11 «Случайные события» (4часа) |
Случайные и неслучайные события. Перебор вариантов, дерево переборов. | Распознавание случайного и неслучайного события; решение комбинаторных задач путём систематического перебора вариантов. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическая литература
-Математика 5-6 класс. Г. В. Дорофеев, И. Ф. Шарыгин. - М.: Просвещение, - 2013.
-Рабочая тетрадь «Математика» 5 класс. Авторы Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева М.: Просвещение, 2014г.
- Сборник рабочих программ 5-6 класс М. Просвещение, 2014г.
- Контрольные работы «Математика» 5 класс. Автор С.С. Минаева, М. Просвещение, 2014г.
. Тематические тесты 5 класс. Авторы Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева М.: Просвещение, 2014г.
- Дидактические материалы. Авторы Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева М.: Просвещение, 2014г.
-Устные упражнения. Авторы С.Б. Суворова, Л.В. Кузнецова. М.: Просвещение, 2014г.
- Методические рекомендации (размещены на сайте www.prosv.ru)
2. Интернет-ресурсы:
-Я иду на урок математики (методические разработки) www.festival.1september.ru
- Уроки, конспекты www.pedsovet.ru
3.Информационно- коммуникативные средства:
Уроки математики 5-6 классы с применением информационных технологий. М.Н. Каратанова. М. ООО «Планета», 2010г.
4. Технические средства обучения:
- Компьютер
- Мультимедиапроектор
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Натуральные числа. Дроби.
Выпускник научится
Оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, обыкновенная дробь, смешанное число;
использовать свойства чисел и правила действий числами при выполнении вычислений;
использовать признаки делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении несложных задач;
выполнять округление рациональных чисел в соответствии с правилами;
сравнивать числа;
оценивать результаты вычислений при решении практических задач;
выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;
составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов;
Выпускник получит возможность научиться в 5 классе
понимать и объяснять смысл позиционной записи натурального числа;
выполнять вычисления, в том числе с использованием приёмов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий;
использовать признаки делимости на 2, 4, 8, 5, 3, 6, 9, 10, 11, суммы и произведения чисел при выполнении вычислений и решении задач, обосновывать признаки делимости;
находить НОД и НОК чисел и использовать их при решении задач;
составлять числовые выражения и оценивать их значения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.
Статистика и теория вероятностей
Выпускник научится
Представлять данные в виде таблиц, диаграмм,
читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы.
оперировать на базовом уровне понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность.
Выпускник получит возможность научиться в 5 классе
Оперировать понятиями: столбчатые и круговые диаграммы, таблицы данных;
извлекать, информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
составлять таблицы, строить диаграммы на основе данных.
Текстовые задачи
Выпускник научится
Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;
строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка), в которой даны значения двух из трёх взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;
осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
составлять план решения задачи;
выделять этапы решения задачи;
интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки;
решать задачи на нахождение части числа и числа по его части;
решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними;
решать несложные логические задачи методом рассуждений.
Выпускник получит возможность научиться в 5 классе
Решать задачи повышенной трудности;
использовать разные краткие записи, граф-схемы как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач;
интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях;
исследовать всевозможные ситуации при решении задач на движение по реке, рассматривать разные системы отсчёта;
решать и обосновывать свое решение задач (выделять математическую основу) на нахождение части числа и числа по его части на основе конкретного смысла дроби;
осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение); выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задачи указанных типов.
Наглядная геометрия
Выпускник научится
Оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и квадрат, прямоугольный параллелепипед, куб. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.
выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
вычислять площади прямоугольников.
вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади прямоугольников.
Выпускник получит возможность научиться в 5 классе
извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки, циркуля, компьютерных инструментов;
вычислять площади прямоугольников, квадратов, объёмы прямоугольных параллелепипедов, куба;
вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади участков прямоугольной формы, объёмы комнат;
оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
9. Система оценки
Оценивание предметных результатов по математике в 5 классе осуществляется с помощью:
стартовой диагностической работы в первой половине сентября текущего учебного года;
итоговой диагностической работы во второй половине мая текущего учебного года;
контрольных работ после изучения каждой темы;
диагностических самостоятельных работ;
итоговых контрольных работ по окончании первого полугодия и в конце учебного года;
диагностических математических диктантов;
устных ответов;
диагностических тестов;
учебные проекты.
Входная и итоговая диагностики личностных УУД и метапредметных УУД осуществляется с помощью решения открытых задач на межпредметной основе (в сентябре и в мае текущего учебного года).
Критерии оценивания контрольных работ.
Оценка «5» выставляется, если обучающийся правильно выполнил более 80% заданий базового уровня и более 80% заданий повышенного уровня или правильно выполнил все задания базового уровня и более 50 % заданий повышенного уровня.
Оценка «4» выставляется, если обучающийся правильно выполнил не менее 80 % заданий базового уровня и 50% заданий повышенного уровня.
Оценка «3» выставляется в случае, если обучающийся правильно выполнил от 50% до 100 % заданий базового уровня, задания повышенного уровня не выполнял или выполнил неверно.
Оценка «2» выставляется, если обучающийся выполнил правильно менее 50% заданий базового уровня.
Критерии оценивания диагностической самостоятельной работы
Диагностическая самостоятельная работа проводится с целью определения уровня первичного освоения нового знания или с целью определения умения применять новые.
В первом случае результаты работы оцениваются по принципу «зачет/ не зачет». Полученные данные используются для проведения коррекционной работы на уроке.
Во втором случае результаты работы оцениваются по следующим критериям:
«5» - выполнены верно 100% заданий базового уровня и более 50% заданий повышенного уровня.
«4» - выполнены верно 100% заданий базового уровня и 50% заданий повышенного уровня.
«3» - выполнены верно более 80% заданий базового уровня.
«2» - верно выполнено менее 50% заданий базового уровня.
Диагностический математический диктант проводится с целью определения уровня осмысления математических понятий. Полученные данные оцениваются по принципу «зачет/ не зачет» и используются для проведения коррекционной работы на уроке.
Стартовая и итоговая диагностические работы проводится с целью определения уровня предметных результатов обучающихся по итогам обучения на предыдущем этапе обучения (4 класс), по итогам обучения в 5 классе. Критерии оценивания диагностических работ описываются в правилах её проведения.
Устные ответы Оценка устных ответов обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Требования к речи обучающихся
Обучающиеся должны уметь:
- излагать материал логично и последовательно;
- отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации.
Для речевой культуры обучающихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарищей, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы.
Диагностические тесты. Результаты работы оцениваются по следующим критериям:
«5» - выполнены верно 100% заданий базового уровня и более 50% заданий повышенного уровня.
«4» - выполнены верно 100% заданий базового уровня и 50% заданий повышенного уровня.
«3» - выполнены верно более 80% заданий базового уровня.
«2» - верно выполнено менее 50% заданий базового уровня.
Учебный проект. Рекомендуемые темы учебных проектов для учащихся 5 класса:
1. Большой секрет для маленькой компании или Математика и шифры.
4. Интересные факты о числах
6. Зачем нужна математика?
8. Числа вокруг нас
9. Математика – язык природы
Проект оценивается согласно требований, описанных в программе «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности».
Приложение к рабочей программе по алгебре 5 класса
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по математике для 5 «а» класса
на 2019-2020 учебный год
Сковпиной Дины Васильевны, учителя математики
№ | Дата | Тема урока | Содержание урока | Характеристика деятельности обучающегося | Планируемые предметные результаты | Отметка о корректировке программы |
Тема 1. Линии - 8 часов |
|
1 | | 1.Разнообразный мир линий | Линии на плоскости. Замкнутые и незамкнутые линии. Самопересекающиеся линии. | Распознавать на чертежах и рисунках замкнутые, незамкнутые и самопересекающиеся линии. Изображать линии с помощью чертежных инструментов и без них. Приводить примеры аналогов линий в окружающем мире. Распознавать на чертежах и рисунках прямую, части прямой, ломаную; изображать и обозначать буквами прямую, луч, отрезок, ломаную; строить их с использованием чертежных инструментов на клетчатой бумаге; строить конфигурации из прямой, лучей, отрезков и ломаной на нелинованной бумаге. Измерять и сравнивать с помощью циркуля и линейки длины отрезков; выражать одни единицы измерения длин через другие; решать задачи на нахождение длин отрезков, ломаной. Изображать окружность круг заданного радиуса; конфигурации окружности и прямой на клетчатой и нелинованной бумаге; приводить примеры использования окружности в окружающем мире. | Ученик научится: оперировать на базовом уровне понятиями фигура, точка, линия, замкнутая, незамкнутая, самопересекающаяся линия; изображать линии с помощью чертежных инструментов и без них; оперировать на базовом уровне понятиями прямая, луч, отрезок, ломаная; изображать прямую, луч, отрезок, ломаную от руки и с помощью линейки и циркуля; измерять длины отрезков; сравнивать длины отрезков; перевод одних единиц измерения длины в другие; решать задачи на нахождение длин отрезков, ломаной; оперировать на базовом уровне понятиями радиус, диаметр, дуга окружности, круг; изображать окружность заданного радиуса; строить конфигурации прямой, её частей, ломаной и окружности. | |
2 | | 2.Прямая. Части прямой. Ломаная. | Прямая, луч, отрезок. Ломаная. | |
3 | | 3.Прямая. Части прямой. Ломаная. | Прямая, луч, отрезок. Ломаная. | |
4 | | 4.Длина линии. | Сравнение отрезков с помощью инструментов; длина отрезка; метрическая система мер длины. | |
5 | | 5.Длина линии. | |
6 | | 6.Окружность. | Окружность, радиус, диаметр, дуга окружности. | |
7 | | 7.Окружность. | Решение задач на вычисление диаметра, радиуса и длины окружности. | |
8 | | 8.Обобщение и систематизация знаний по теме. | | |
Тема 2 Натуральные числа - 12 часов |
9 | | 1.Чтение и запись натуральных чисел. | Десятичная система счисления. Римская нумерация. | Читать и записывать натуральные числа; называть разряды и классы в записи натурального числа; делить натуральное число на классы; описывать свойств натурального ряда чисел; сравнение и упорядочение натуральных чисел; извлечение необходимой информации; чертить координатную прямую; изображать числа точками на координатной прямой; находить координаты отмеченной точки; сравнивать числа на координатной прямой; округление натуральных чисел; выполнение заданий на прикидку и оценку результата. Решение комбинаторных задач с помощью перебора всех возможных вариантов; моделирование хода решения задач с помощью рисунка, с помощью дерева возможных вариантов. | Ученик научится : оперировать на заданном уровне понятием натуральное число; читать натуральные числа; называть разряды и классы в записи натурального числа; разбивать натуральные числа на классы; записывать натуральные числа; оперировать на базовом уровне понятием натуральный ряд чисел; использовать свойства натурального ряда чисел при их сравнении; определять положение натуральных чисел точками на координатной прямой; сравнивать их, используя координатную прямую; использовать свойства натурального ряда чисел при округлении натуральных чисел; прикидка и оценка результата; использовать при решении комбинаторных задач метод перебора всех вариантов; дерево возможных вариантов. | |
10 | | 2.Чтение и запись натуральных чисел. | |
11 | | 3.Натуральный ряд. Сравнение натуральных чисел. | Определение натуральных чисел; натурального ряда чисел; | |
12 | | 4.Натуральный ряд. Сравнение натуральных чисел. | Сравнение натуральных чисел. | |
13 | | 5.Числа и точки на прямой. | Представление чисел точками на координатной прямой. | |
14 | | 6.Числа и точки на прямой. | Представление чисел точками на координатной прямой; сравнение чисел, расположенных на координатной прямой. | |
15 | | 7.Округление натуральных чисел. | Приближенное значение числа с недостатком и с избытком; правило округления натуральных чисел до определенного разряда. | |
16 | | 8.Округление натуральных чисел. | Решение задач на округление натуральных чисел. | |
17 | | 9.Решение комбинаторных задач. | Комбинаторика – что это? Перебор всех вариантов при решении задач; кодирование. | |
18 | | 10.Решение комбинаторных задач. | Решение задач с помощью дерева возможных вариантов | |
19 | | 11.Обобщение и систематизация знаний по теме. | | |
20 | | 12.Контрольная работа № 1 | | |
Тема 3. Действия с натуральными числами - 23 часов |
21 | | 1.Сложение и вычитание натуральных чисел. | Сложение, компоненты сложения, свойство нуля при сложении. | Выполнять арифметические действия сложения и вычитания, умножения и деления с натуральными числами; находить значения числовых выражений, содержащих действия разных ступеней, со скобками и без скобок; выполнять прикидку и оценку результата вычислений; применять приемы проверки правильности вычислений; исследовать простейшие числовые закономерности, используя числовые эксперименты; употреблять буквы для обозначения чисел и для записи общих утверждений. Решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные зависимости между величинами (скорость, время, расстояние); Анализировать и осмысливать текст задачи; переформулировать условие, извлекать необходимую информацию; моделировать условие задачи с помощью рисунков, схем, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать ответ; осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию; употреблять термины «степень», «основание степени», «показатель степени»; представлять степень в виде произведения и наоборот. | Ученик научится: выполнять арифметические действия с натуральными числами; находить значения числовых выражений, содержащих действия разных ступеней со скобками и без скобок; выполнять прикидку и оценку результата; решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия; строить модель решения задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка), в которой даны значения двух из трех взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи; находить значение квадрата, куба натурального числа. | |
22 | | 2.Сложение и вычитание натуральных чисел. | Определение вычитания как действия обратного сложению; компоненты действия вычитания; свойство нуля при вычитании. | |
23 | | 3.Сложение и вычитание натуральных чисел. | Решение задач на применение действий сложения и вычитания. | |
24 | | 4.Умножение натуральных чисел. | Умножение натуральных чисел. Свойство нуля и единицы при умножении. | |
25 | | 5.Умножение натуральных чисел. | Умножение натуральных чисел. | |
26 | | 6.Деление натуральных чисел. | Деление как действие обратное умножению. Свойство нуля и единицы при делении. | |
27 | | 7.Деление натуральных чисел. | Решение примеров на деление натуральных чисел. | |
28 | | 8.Умножение и деление натуральных чисел. | Применение действий деления и умножения для решения задач. | |
29 | | 9.Порядок действий в вычислениях. | Вычисление значений выражений. | |
30 | | 10.Порядок действий в вычислениях | Вычисление значений Выражений. | |
31 | | 11.Порядок действий в вычислениях | Вычисление значений выражений. | |
32 | | 12.Порядок действий в вычислениях | Вычисление значений выражений. | |
33 | | 13.Степень числа с натуральным показателем. | Степень, основание степени, показатель степени. | |
34 | | 14.Степень числа с натуральным показателем. | Порядок действий при вычислении значений выражений, содержащих степень. | |
35 | | 15.Степень числа с натуральным показателем. | Задачи на вычисление значений выражений. | |
36 | | 16.Задачи на движение. | Нахождение скорости сближения и удаления. | |
37 | | 17.Задачи на движение. | Скорость по течению и против течения. | |
38 | | 18.Задачи на движение. | Движение навстречу друг другу и в противоположных направлениях | |
39 | | 19.Задачи на движение. | Задачи на движение по ветру и против ветра. | |
40 | | 20.Задачи на движение. | Решение задач на различные виды движения. | |
41 | | 21.Обобщение и систематизация знаний по теме. | | |
42 | | 22.Обобщение и систематизация знаний по теме. | | | |
43 | | 23.Контрольная работа № 2 | | Научатся применять полученные знания и умения для решения практических задач. | |
Тема 4. Использование свойств действий при вычислениях - 12 часов |
44 | | 1.Свойства сложения и умножения | Переместительное и сочетательное свойство сложения и умножения. | Записывать арифметические действия с помощью букв; формулировать и применять правила преобразования числовых выражений на основе арифметических действий; анализировать и рассуждать в ходе исследования простейших числовых закономерностей; осуществлять самоконтроль; моделировать условие задачи, используя реальные предметы и рисунки; решать текстовые задачи арифметическим способом. | Ученик научится: преобразовывать числовые выражения, используя запись свойств арифметических действий с помощью букв; уравнивать величины; моделировать условие задачи с помощью рисунков и реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать ответ; осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию; использовать полученные знания при решении практических задач. | |
45 | | 2.Свойства сложения и умножения | Буквенное равенство. Рациональные приемы вычислений. | |
46 | | 3.Распределитель ное свойство. | Распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. | |
47 | | 4.Распределитель ное свойство. | Вынесение общего множителя за скобки. | |
48 | | 5.Распределитель ное свойство. | Рациональные способы вычислений. | |
49 | | 6.Задачи на части. | Понятие части. Разные арифметические задачи на части | |
50 | | 7.Задачи на части. | Арифметические задачи на части | |
51 | | 8.Задачи на части. | Арифметические задачи на части | |
52 | | 9.Задачи на уравнивание. | Уравнивание – что это? Задачи на уравнивание | |
53 | | 10.Задачи на уравнивание. | Арифметические задачи на уравнивание. | |
54 | | 11.Обобщение и систематизация знаний по теме. | | |
55 | | 12.Контрольная работа № 3 | | | |
Тема 5 Углы и многоугольники - 8 часов |
56 | | 1.Обозначение и сравнение углов. | Угол, вершина угла, стороны угла, биссектриса угла, равные углы. Обозначение углов. | Распознавание и классификация углов; Оценивание величины угла на глаз; Измерение углов с помощью инструментов и сравнение величин углов; построение углов заданной величины с помощью транспортира; решать задачи на нахождение градусной меры углов; распознавание многоугольников на чертежах, рисунках; нахождение их аналогов в окружающем мире; моделировать многоугольники, используя бумагу, проволоку; нахождение периметра многоугольника. | Ученик научится: измерять углы с помощью транспортира; Сравнивать величины углов; строить углы заданной величины. Оперировать понятиями четырехугольник, многоугольник, и их элементы; вычислять периметр многоугольника. | |
57 | | 2.Обозначение и сравнение углов. | Прямой угол, развернутый угол, острый угол, тупой угол. Сравнение углов | |
58 | | 3.Измерение углов. | Градусная мера угла; измерение углов транспортиром. | |
59 | | 4.Измерение углов. | Градусная мера прямого угла, развернутого угла, острого и тупого угла. | |
60 | | 5.Измерение углов. | Построение и измерение углов. | |
61 | | 6.Ломаные и многоугольники. | Четырехугольник, его вершины, стороны и углы. Многоугольник | |
62 | | 7.Ломаные и многоугольники. | Периметр многоугольника. | |
63 | | 8.Обобщение и систематизация знаний | | |
Тема 6 Делимость чисел - 14 часов |
64 | | 1.Делители и кратные. | Делители числа. Наибольший общий делитель. | Формулировать определение делителя и кратного; простого и составного числа; свойства и признаки делимости; использовать таблицу простых чисел; классифицировать натуральные числа (четные и нечетные по остаткам от деления на 3 и т. п); доказывать и опровергать с помощью контрпримеров утверждение о делимости чисел; решать задачи, связанные с делимостью чисел. | Ученик научится: определять делимость числа, проводить несложные эксперименты. Классифицировать натуральные числа (четные и нечетные по остаткам от деления на 3 и т. п). Получит возможность научиться использовать полученные знания при решении практических задач. | |
65 | | 2.Делители и кратные. | Кратные числа. Наименьшее общее кратное. | |
66 | | 3.Делители и кратные. | Задачи на нахождение НОД И НОК. | |
67 | | 4.Простые и составные числа. | Простые и составные числа. Разложение числа на простые множители. | |
68 | | 5.Простые и составные числа. | Разложение числа на простые множители. | |
69 | | 6.Свойства делимости. | Делимость суммы и произведения. | |
70 | | 7.Свойства делимости. | Делимость суммы и произведения. | |
71 | | 8.Признаки делимости. | Признаки делимости на 2, на 5, на 10. | |
72 | | 9.Признаки делимости. | Признаки делимости на 3 и на 9. | |
73 | | 10.Признаки делимости. | Признаки делимости. | |
74 | | 11.Деление с остатком. | Деление с остатком. Неполное частное. | |
75 | | 12.Деление с остатком. | Деление с остатком. | |
76 | | 13.Деление с остатком. | | |
77 | | 14.Контрольная работа № 4 | | |
Тема 7 Треугольники и четырехугольники - 9 часов |
78 | | 1.Треугольники и их виды. | Треугольник его стороны, вершины и углы. Равнобедренный и равносторонний треугольники. | Распознавать треугольники и четырехугольники на рисунках и чертежах; приводить примеры аналогов этих фигур в окружающем мире; Изображать треугольники и четырехугольники от руки и с использованием чертежных инструментов на нелинованной и клетчатой бумаге; Моделировать, используя бумагу, пластилин, проволоку и др.; Исследовать свойства треугольника и четырехугольников путем эксперимента, наблюдения, моделирования; вычислять площади квадрата и прямоугольника; выражать одни единицы измерения площади через другие; Решать задачи на вычисление площадей; изображать равные фигуры. | Научится: исследовать свойства четырехугольников путем эксперимента; изображать равные фигуры; конструировать орнаменты и паркеты; вычислять площади квадратов и прямоугольников. Получит возможность научиться: использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. | |
79 | | 2.Треугольники и их виды. | Остроугольный, тупоугольный, прямоугольный треугольники. | |
80 | | 3.Прямоугольники. | Определение и свойства прямоугольника. | |
81 | | 4.Прямоугольники. | Периметр прямоугольника. | |
82 | | 5.Равенство фигур. | Равные многоугольники. Метод наложения. | |
83 | | 6.Равенство фигур. | Признаки равенства фигур. | |
84 | | 7.Площадь прямоугольника. | Площадь квадрата и прямоугольника. Единицы измерения площади. | |
85 | | 8.Площадь прямоугольника. | Вычисление площадей. | |
86 | | 9.Обобщение и систематизация знаний по теме. | | |
Тема 8 Дроби - 52 часов |
87 | | 1.Доли. | Часть, равные части, доля. | Осмысление понятия «доли числа» обыкновенной дроби. Моделировать в графической, предметной форме понятия и свойства, связанные с понятием обыкновенной дроби. Записывать и читать обыкновенные дроби. Соотносить дроби и точки на координатной прямой. Формулировать, записывать с помощью букв основное свойство обыкновенной дроби, преобразовывать дроби. Применять различные приемы сравнения дробей, выбирая наиболее подходящий в зависимости от конкретной ситуации. Находить способ решения задач, связанных с упорядочением, сравнением дробей. | Научатся: Записывать и читать обыкновенные дроби. Соотносить дроби и точки на координатной прямой. Научатся: Записывать с помощью букв основное свойство дроби, преобразовывать дроби, т.е. сокращать дроби, приводить их к новому знаменателю. Научатся: приводить дроби к наименьшему общему знаменателю. Научатся: Сравнивать дроби, применяя различные приемы сравнения дробей, выбирая наиболее подходящий в зависимости от конкретной ситуации. Записывать любое натуральное число в виде дроби. Записывать результат деления в виде дроби. Получат возможность научиться использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач. | |
88 | | 2.Доли. | Решение задач на доли. | |
89 | | 3.Дроби. | Числитель, знаменатель, дробь. | |
90 | | 4.Дроби. | Правильные и неправильные дроби. | |
91 | | 5.Дроби. | Решение задач на понятие «Дробь» | |
92 | | 6.Основное свойство дроби. | Основное свойство дроби. | |
93 | | 7.Основное свойство дроби. | Приведение дробей к новому знаменателю. | |
94 | | 8.Основное свойство дроби. | Сокращение дробей. Несократимые дроби. | |
95 | | 9.Приведение дробей к общему знаменателю. | НОЗ, приведение дробей К НОЗ. | |
96 | | 10.Приведение дробей к общему знаменателю. | Решение примеров на приведение дробей к НОЗ. | |
97 | | 11.Сравнение дробей. | Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями. | |
98 | | 12.Сравнение дробей. | Сравнение дробей с одинаковыми числителями. | |
99 | | 13.Сравнение дробей. | Сравнение дробей с разными знаменателями | |
100 | | 14.Натуральные числа и дроби. | Дробь-результат деления любых натуральных чисел. Запись любого натурального числа в виде дроби. | |
101 | | 15.Натуральные числа и дроби. | |
102 | | 16.Обобщение и систематизация заданий по теме. | | |
103 | | 17.Обобщение и систематизация заданий по теме. | | |
104 | | 18.Контрольная работа № 5 | | |
105 | | 19.Сложение и вычитание дробей. | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | Моделировать сложение и вычитание дробей с помощью реальных объектов, рисунков, схем. Формулировать, записывать с помощью букв правила действий с обыкновенными дробями. Вычислять значения числовых выражений, содержащих дроби; применять свойства арифметических действий для рационализации вычислений. Комментировать ход вычисления. Использовать приемы проверки результатов. Проводить несложные исследования, связанные со свойствами дробных чисел, опираясь на числовые эксперименты. | Научатся: выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Научатся: Представлять смешанную дробь в виде неправильной дроби; Выделять целую часть из неправильной дроби. Научатся: выполнять сложение и вычитание смешанных дробей; вычислять значения числовых выражение, содержащих дроби. Получат возможность научиться: применять свойства арифметических действий для рационализации вычислений. Научатся: Выполнять умножение обыкновенных дробей; применять распределительное свойство умножения относительно сложения. Научатся: Выполнять деление обыкновенных дробей. Научатся: Находить часть от числа и число по его части; использовать приемы решения задач на нахождение части целого и целого по его части; решать текстовые задачи, содержащие дробные данные; решать задачи на совместную работу. | |
106 | | 20.Сложение и вычитание дробей. | Алгоритм сложения дробей с разными знаменателями. | |
107 | | 21.Сложение и вычитание дробей. | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | |
108 | | 22.Сложение и вычитание дробей. | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | |
109 | | 23.Сложение и вычитание дробей. | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | |
110 | | 24.Смешанные дроби. | Смешанная дробь, целая и дробная части. Перевод смешанной дроби в неправильную дробь. | |
111 | | 25.Смешанные дроби. | Выделение целой части из неправильной дроби. | |
112 | | 26.Смешанные дроби. | Выделение целой части из неправильной дроби. | Решать текстовые задачи, содержащие дробные данные. Использовать приемы решения задач на нахождение части целого и целого по его части. | |
113 | | 27.Сложение и вычитание смешанных дробей. | Алгоритм сложения и вычитания смешанных дробей | |
114 | | 28.Сложение и вычитание смешанных дробей. | Сложение и вычитание смешанных дробей, имеющих одинаковые знаменатели. | |
115 | | 29.Сложение и вычитание смешанных дробей. | Сложение и вычитание смешанных дробей, имеющих разные знаменатели | |
116 | | 30.Сложение и вычитание смешанных дробей. | Вычитание смешанных дробей, если дробь уменьшаемого меньше дроби вычитаемого. | |
117 | | 31.Сложение и вычитание смешанных дробей. | Проверочная работа. | |
118 | | 32.Умножение дробей. | Умножение дробей. | |
119 | | 33.Умножение дробей. | Умножение смешанных дробей. | |
120 | | 34.Умножение дробей. | Умножение смешанных дробей. | |
121 | | 35.Умножение дробей. | Сложение, вычитание, умножение дробей. | |
122 | | 36.Умножение дробей. | Сложение, вычитание, умножение дробей. | |
123 | | 37.Деление дробей. | Обратная дробь. Взаимно обратные дроби. Произведение взаимно обратных дробей. | |
124 | | 38.Деление дробей. | Деление дробей. | |
125 | | 39.Деление дробей. | Деление смешанных дробей. | |
126 | | 40.Деление дробей. | Деление дробей. | |
127 | | 41.Деление дробей. | Деление дробей. | |
128 | | 42.Нахождение части целого и целого по его части. | Часть от целого, целое по его части. | |
129 | | 43.Нахождение части целого и целого по его части. | Задачи на нахождение части целого. | |
130 | | 44.Нахождение части целого и целого по его части. | Задачи на нахождение части целого. нахождение целого по его части. | |
131 | | 45.Нахождение части целого и целого по его части. | Задачи на нахождение целого по его части. | |
132 | | 46.Нахождение части целого и целого по его части. | Задачи на нахождение целого по его части. | |
133 | | 47.Задачи на совместную работу. | Совместная работа. Алгоритм решения задачи на совместную работу. | |
134 | | 48.Задачи на совместную работу. | Решение задач | |
135 | | 49.Задачи на совместную работу. | Решение задач. | |
136 | | 50.Систематизация и обобщение знаний по теме. | Закрепление и обобщение перечисленных предметных результатов. | |
137 | | 51.Систематизация и обобщение знаний по теме. | |
138 | | 52.Контрольная работа № 6 | | | |
Тема 9. Многогранники - 10 часов |
139 | | 1.Геометрические тела и их изображение. | Геометрические тела куб, цилиндр, шар, конус, многогранник. Грани, вершины, ребра многогранника. | Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире многогранники. Изображать многогранники на клетчатой бумаге. Моделировать многогранники, используя бумагу, пластилин, проволоку и др. Распознавать развертки куба, параллелепипеда, пирамиды. Исследовать и описывать свойства многогранников, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование. Вычислять объемы параллелепипедов. Выражать одни единицы объема через другие. Решать задачи на нахождение объемов параллелепипедов. Изготавливать пространственные фигуры из разверток. | Научатся: распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире многогранники. Изображать многогранники на клетчатой бумаге. Научатся: Моделировать многогранники, используя бумагу, пластилин, проволоку и др. Научатся: Вычислять объемы параллелепипедов. Выражать одни единицы объема через другие. Научатся: Определять вид пирамиды и называть её элементы. Получат возможность научиться: изготавливать пространственные фигуры из разверток; Распознавать развертки куба, параллелепипеда, пирамиды. | |
140 | | 2.Геометрические тела и их изображение. | Изображение куба, конуса, цилиндра на клетчатой бумаге. | |
141 | | 3.Параллелепипед. | Параллелепипед, три измерения параллелепипеда, куба: длина, ширина, высота. | |
142 | | 4.Параллелепипед. | Параллелепипед. | |
143 | | 5.Объем параллелепипеда. | Объем параллелепипеда, единицы измерения объема. | |
144 | | 6.Объем параллелепипеда. | Задачи на нахождение объема параллелепипеда. | |
145 | | 7.Пирамида. | Пирамида. Виды пирамид. | |
146 | | 8.Пирамида. | Развертки пирамиды. | |
147 | | 9.Развертки геометрических тел. | Развертки геометрических тел. | |
148 | | 10.Развертки геометрических тел. | Развертки геометрических тел. | |
Тема 10. Таблицы и диаграммы - 9 часов |
149 | | 1.Чтение и составление таблиц. | Таблицы. Правило составления таблиц. | Чтение таблиц, т.е. извлечение информации из готовых таблиц; использование в таблицах специальных символов и обозначений; построение столбчатых и круговых диаграмм. Анализировать готовые таблицы и диаграммы; Сравнивать между собой данные, характеризующие некоторое явление или процесс. Выполнять сбор информации в несложных случаях; заполнять простые таблицы, следуя инструкции. | Научатся: анализировать готовые таблицы и диаграммы; Сравнивать между собой данные, характеризующие некоторое явление или процесс. Научатся: читать и строить диаграммы. Научатся: выполнять сбор информации в несложных случаях; заполнять простые таблицы, следуя инструкции. | |
150 | | 2.Чтение и составление таблиц. | Чтение и составление таблиц. | |
151 | | 3.Чтение и составление таблиц. | Извлечение информации, представленной в таблице. | |
152 | | 4.Диаграммы. | Столбчатые и круговые диаграммы. | |
153 | | 5.Диаграммы. | Построение и чтение диаграмм. | |
154 | | 6.Опрос общественного мнения. | Опрос общественного мнения. | |
155 | | 7.Опрос общественного мнения. | Опрос общественного мнения. | |
156 | | 8.Систематизация знаний по теме. | Обобщение и систематизация знаний по теме. | |
157 | | 9.Систематизация знаний по теме. | | |
Тема 11. Случайные события – 4 часов |
158 | | 1.Случайные и неслучайные события. | Случайные и неслучайные события. | Распознавание случайного или неслучайного события. Решать комбинаторные задачи перебором вариантов. Дерево вариантов. | Научатся: Распознаванию случайного или неслучайного события. Решению комбинаторных задач перебором вариантов. | |
159 | | 2.Случайные и неслучайные события | Случайные и неслучайные события. | |
160 | | 3.Перебор вариантов. | Перебор вариантов. | |
161 | | 4.Дерево вариантов. | Дерево вариантов. | |
Тема 12. Повторение курса - 9 часов |
162 | | 1.Свойства действий при вычислениях. | Арифметические действия с натуральными числами. | Переместительное, сочетательное, распределительное свойства сложения и умножения. Рациональные приемы вычислений. Признаки делимости чисел на 2, 5, 3, 9 Основное свойство дроби; сокращение дробей, приведение дробей к общему знаменателю. Сложение, вычитание, умножение, деление обыкновенных дробей. Задачи на нахождение части числа и числа по его части. | Научится: Рациональным приемам вычислений; сокращению дробей; приведению дробей к НОЗ; сложению, вычитанию, умножению, делению дробей. Решению текстовых задач на нахождение части числа и числа по его части, задач на части, на совместную работу, на движение. | |
163 | | 2.Делимость чисел. | НОК, НОД и их вычисление. | |
164 | | 3.Основное свойство дроби. Сравнение дробей. | Сокращение дробей. Сравнение дробей. | |
165 | | 4.Смешанные дроби. Сложение и вычитание смешанных дробей. | Сложение и вычитание смешанных дробей. | |
166 | | 5.Умножение и деление смешанных дробей. | Умножение и деление смешанных дробей. | |
167 | | 6.Задачи на нахождение части целого и целого по его части. | Задачи на нахождение части целого и целого по его части. | |
168 | | 7.Итоговая контрольная работа. | | |
169 | | 8.Работа над ошибками | | |
170 | | 9.Итоговый урок | | | | |